Научная статья на тему 'Стейкхолдер-менеджмент в системе регионального налогового администрирования'

Стейкхолдер-менеджмент в системе регионального налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ / TAX AGENT / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX ADMINISTRATION / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / ENTREPRENEURIAL STRUCTURE / СТЕЙКХОЛДЕР-МЕНЕДЖМЕНТ / STAKEHOLDER MANAGEMENT / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ГРУППЫ / INTERESTED GROUPS / БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / WEALTH OF SOCIETY / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / PERM KRAI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Е.В., Горяева И.А.

В статье дается представление о налоговом администрировании и его участниках, обозначено их предназначение. Приведена оценка современного состояния Пермского края в части собираемости налогов в разрезе Приволжского федерального округа и активности на его территории предпринимательских структур по результатам функционирования исследуемого региона за 2016 год. Определены факторы сравнения Пермского края с лидирующим регионом в Приволжском федеральном округе Республикой Татарстан. На основании выявленных проблем и возможностей их решения в Пермском крае предложен современный управленческий подход -стейкхолдер-менеджмент, который способствует объединению усилий всех заинтересованных групп в системе налогового управления. В статье идентифицированы заинтересованные группы -стейкхолдеры, обозначены их интересы и требования, дана оценка степени весомости интересов, а также фактического их состояния по результатам проведенных опросов и исследования субъективного мнения респондентов. Методом экспертных оценок рассчитаны возможная степень эффективности интересов стейкхолдеров, а также порог риска срыва работы региональной налоговой системы. Выделены основные акценты мотивации по заинтересованным группам, рассмотрены основные мероприятия по практическому внедрению стейкхолдер-менеджмента в налоговом администрировании исследуемого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stakeholder management in the system of regional tax administration

The paper describes a tax administration, its members and their purposes. There is an assessment of the modern state of Perm Krai in the sphere of tax col-lection rate at Volga federal district and activity of entrepreneurial structures on this territory according to the outcomes of the studied region’s functioning in 2016. The paper provides the comparison factors of Perm Krai with the leading region in Volga federal district the Republic of Tatarstan. On the base of the exposed problems and their solutions’ opportunities in Perm Krai it is offered to use a modern approach of management stakeholder management, which pro-motes efforts’ union of all interested groups in the system of tax management. The paper determines these groups as stakeholders; it exposes their interests and requirements, assesses weight of these interests, and their real state according to carried out surveys and researches of respondents’ subjective opinion. After that using the method of expert assessments the paper calculates a possible rate of stakeholders’ interests’ efficiency and risks of regional tax system collapse. The next stage is a separating out the basic motivation stresses in the interested groups. The final part of the article considers the basic events in practical im-plementation of stakeholder management in tax administration of the researched region.

Текст научной работы на тему «Стейкхолдер-менеджмент в системе регионального налогового администрирования»

стейкхолдер-менеджмент в системе регионального налогового администрирования

Щербакова Е.В.Горяева И.А.2

В статье дается представление о налоговом администрировании и его участниках, обозначено их предназначение. Приведена оценка современного состояния Пермского края в части собираемости налогов в разрезе Приволжского федерального округа и активности на его территории предпринимательских структур по результатам функционирования исследуемого региона за 2016 год. Определены факторы сравнения Пермского края с лидирующим регионом в Приволжском федеральном округе - Республикой Татарстан. На основании выявленных проблем и возможностей их решения в Пермском крае предложен современный управленческий подход -стейкхолдер-менеджмент, который способствует объединению усилий всех заинтересованных групп в системе налогового управления. В статье идентифицированы заинтересованные группы -стейкхолдеры, обозначены их интересы и требования, дана оценка степени весомости интересов, а также фактического их состояния по результатам проведенных опросов и исследования субъективного мнения респондентов. Методом экспертных оценок рассчитаны возможная степень эффективности интересов стейкхолдеров, а также порог риска срыва работы региональной налоговой системы. Выделены основные акценты мотивации по заинтересованным группам, рассмотрены основные мероприятия по практическому внедрению стейкхолдер-менеджмента в налоговом администрировании исследуемого региона.

ключевые слова

Налоговый агент, налоговое администрирование, предпринимательская структура, стейкхолдер-менеджмент, заинтересованные группы, благосостояние общества, система управления, Пермский край.

В последнее время понятие налогового администрирования все чаще используется не только в официальных документах, но и в широких общественных кругах. Это объясняется тем, что любому государству для нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном и региональном уровнях, собственно, и является налоговым администрированием.

Налоговое администрирование по своей сути предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, то есть организацию исполнения этих актов и выявление тех обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

На основе компетенций исполнительных органов, содержательной наполняемости процесса налогового администрирования на разных уровнях управления выделяют два уровня налогового администрирования. Первый уровень образуют такие субъекты, как Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России (ФНС). Целью их деятельности в разрезе налогового администрирования является разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет с учетом результатов анализа текущих платежей и т.д. На втором уровне действуют территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ. Их задача - проведение мероприятий по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоя-

1 Чайковский филиал Пермского национального исследовательского поли-технического университета, г. Чайковский, Россия.

2 Чайковский технологический институт (филиал) Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова, г. Чайковский, Россия.

Почта для связи с авторами: nic@pnipu.ru, irina_goruaeva@mail.ru

щими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц [ 1 ]. Следовательно, главной целью реализации программ налогового администрирования должен стать неуклонный рост объемов налоговых поступлений. Рассмотрим данный процесс в разрезе территорий Приволжского федерального округа по оперативным данным Федеральной налоговой службы за 2016 год.

Оценка поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ показала, что в разрезе территорий исследуемого округа по объему поступлений налоговых доходов Пермский край занимает 4-е место, уступая республикам Татарстан и Башкортостан, а также Самарской области [ 2 ].

Оценка динамики налоговых поступлений по Пермскому краю показала, что наибольших значений удалось достигнуть за 2016 год (82 682,1 млн р.), при этом максимальная доля в общем объеме поступлений принадлежит налогу на прибыль (более 40%).

Несмотря на то, что налог на прибыль весьма значим для развития страны и ее регионов, в экономике Пермского края его доля крайне нестабильна. Так, наибольшие поступления по данному показателю наблюдались в 2013 году (46,7% от общего количества налоговых поступлений), а в 2016 году доля налога на прибыль уменьшилась на 5,2% по сравнению с 2013 годом, что позволяет говорить о сниже-

нии деловой активности хозяйствующих субъектов Пермского края.

Оценка финансовых результатов деятельности организаций без учета субъектов малого предпринимательства в разрезе территорий Приволжского федерального округа (ПФО) за период январь-сентябрь 2016 года показала, что Пермский край по числу прибыльных организаций занимает только 10-е место (68,4% прибыльных организаций от общего числа организаций, зафиксированных на его территории).

Оценка основных показателей, характеризующих деятельность малых предприятий без учета микропредприятий в разрезе территорий Приволжского федерального округа за период январь-сентябрь 2016 года, показала, что Пермский край по числу малых предприятий занимает только 5-е место с количеством 2,5 тыс. предприятий, что составляет 1,4% малых предприятий в разрезе России. Пермский край опережают Нижегородская область - в 1,6 раза, Республика Татарстан - в 1,4 раза, Самарская область - в 0,4 раза, а также Республика Башкортостан -в 0,1 раза.

Более того, по числу занятых на малых предприятиях Пермский край располагается только на 6 -м месте, уступая также республикам Татарстан и Башкортостан, Нижегородской и Самарской областям.

В результате, установлено, что, несмотря на территориальную широту Пермского края (к примеру, об-

щая площадь Пермского края в 2 раза больше общей площади Республики Татарстан) и его возможности, фактические показатели деловой активности местных хозяйствующих субъектов значительно отстают от показателей территорий с худшими природно-гео-графическими условиями и меньшими предпринимательскими возможностями. Также следует отметить, что за 2016 год на территории Республики Татарстан было зарегистрировано 15 879 новых субъектов хозяйствования, в то время как на территории Пермского региона лишь 7038. Вместе с этим, в 2016 году число официально ликвидированных организаций на территории Пермского региона составило 9138 единиц, что на 29,84% больше, чем вновь зарегистрированных. На территории Татарстана за 2016 год ликвидировано только 11 075 единиц структур хозяйствования, что на 30,25% меньше, чем вновь зарегистрированных.

Таким образом, можно предположить, что в Пермском крае наблюдается недостаточное обеспечение экономической заинтересованности организаций и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, в частности, по причине несовершенной политики налогового администрирования, реализуемой региональными органами власти и местного самоуправления.

Подтверждением сказанного могут служить результаты укрупненного сравнительного анализа методических материалов по оценке эффективности налоговых льгот регионов ПФО, позволяющие сделать вывод о том, что налоговые льготы на региональном уровне в Пермском крае не используются или используются крайне редко [ з ]. Данное обстоятельство требует серьезного научно-методического и практического обсуждения в условиях регулярного мониторинга и регионального налогового администрирования.

Для этих целей рассмотрим уровни льготных ставок для организаций, функционирующих по упрощенной системе налогообложения (УСН), за 2016 год в разрезе Пермского края и Республики Татарстан (табл. 1).

Главой 26 статьи 346 НК РФ установлена ставка налога по УСН при объекте «доходы» 6%, а при объекте «доходы минус расходы» 15% [ 4 ]. Но во многих регионах благодаря законам субъектов РФ действуют более

низкие ставки. Так, по данным табл. 1 видно, что, несмотря на большее разграничение ставок по видам деятельности в Пермском крае, в Республике Татарстан условия налогообложения менее обременительные.

Таким образом, можно утверждать, что в действующем формате налогового администрирования в Пермском регионе не учтены требования заинтересованных сторон для реализации региональных целей и устойчивого развития, одним из основных источников достижения чего является налог на прибыль.

Для управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами выделяется специальная подсистема - стейкхолдер-менеджмент, которая представляет собой современный управленческий подход и является одним из общепризнанных способов разрешения конфликтов в рамках экономических систем за рубежом [ 5 ]. Основными элементами в этом случае становятся институциональная среда и экономические агенты - стейкхолдеры. Основной задачей стейкхолдер-менеджмента является создание благоприятных условий для ведения бизнеса коммерческими структурами в любой отрасли и сфере деятельности. Тем не менее, в рамках функционирования государственного и регионального управления в последнее время назревает потребность в создании благоприятных условий и для исполнительных подразделений.

Согласно статье 9 НК РФ, участниками налоговых правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, а также налоговые органы. Обозначим заинтересованные группы, их интересы и требования для достижения целей налогового администрирования Пермского края по результатам проведенных исследований (табл. 2).

С учетом данных, приведенных в табл. 2, и используя метод экспертных оценок, можно определить степень эффективности региональной системы налогового администрирования по формуле

Эна = (£ФО / £шах оц.) х 100%, где Эна - эффективность регионального налогового администрирования в %;

£ФО - сумма фактических оценок в баллах;

£шах оц. - сумма максимальных оценок в баллах.

Э = (125 / 230) х 100 = 54,35%.

Таблица 1

Ставки УСН в 2016 году

Субъект РФ Ставка для объекта «доходы» Ставка для объекта «доходы минус расходы» Закон

пермский край 1 и 4% для отдельных видов деятельности, указанных в законе 5 и 10% для отдельных видов деятельности, указанных в законе закон пермского края от 01.04.2015 года № 466-пк, статья 346.20 НК РФ

6% для всех остальных 15% для всех остальных

Республика Татарстан 6% 5% для отдельных видов деятельности, указанных в законе 10% для всех остальных закон Республики Татарстан от 17.06.2009 года № 19-зРТ, статья 346.20 НК РФ

Таблица 2

Интересы и требования стейкхолдеров налоговых отношений по Пермскому краю

Фактическая

Заинтересованная группа Интересы и требования Вес (1=10) оценка (0-10 баллов) Значение

Официально зарегистрированные Справедливость 0,5 8 4,0

организации и предприятия Доброжелательное отношение 0,2 6 1,2

Компромиссы и льготы 0,6 7 4,2

Официально зарегистрированные Дифференцированный подход 0,7 7 4,9

индивидуальные предприниматели Программная (компьютерная) грамота 0,4 7 2,8

Взаимное уважение 0,3 5 1,5

Теневые предпринимательские Нормативно-правовой подход выхода

структуры и соблюдение законов 0,4 6 2,4

Альтернативные санкции 0,6 6 3,6

Лояльность 0,3 4 1,2

Потенциально-специфические Совместное участие в принятии программ

предпринимательские структуры 0,5 4 2,0

Решение поставленной задачи 0,4 6 2,4

Нормативно-правовое обеспечение 0,4 6 2,4

Территориальный орган исполни- Усиление налоговой культуры 0,5 6 3,0

тельной власти - региональное Системный подход 0,4 6 2,4

УФНС по Пермскому краю Интегрированный подход 0,2 5 1,0

Близость к реалиям экономических усло-

вий региона и его образований 0,5 6 3,0

Подразделения регионального УФНС - сотрудники ИФНС Нормирование работ и трудоемкости 0,4 3 1,2

Достойная оплата труда 0,8 4 3,2

Дифференциация мотивации 0,4 4 1,6

Повышение репутации учреждения 0,2 2 0,4

Общество в целом Расширение социальных условий и программ 0,4 5 2,0

Коммуникации 0,6 6 3,6

Взаимное уважение 0,3 6 1,8

Суммарное значение: 10,0 125 55,8

Порог риска (Пр) срыва работы региональной системы налогового администрирования в исследуемых условиях можно рассчитать по формуле Пр = (^Значений / £шах оц.) х 100%.

Таким образом,

Пр = (55,8 / 230) х 100 = 24,26%.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в разрезе отмеченных интересов максимальная эффективность налогового администрирования с учетом стейкхолдер-менеджмента должна достигать уровня 230 баллов, которые принимаются за 100%. На настоящий момент с учетом субъективного мнения респондентов получено только 125 баллов, то есть интересы стейкхолдеров в системе регионального налогового администрирования учитываются на 54,35%. Что характерно, наибольшие оценки получены по группам, которые не являются прямыми участниками процессов собираемости налогов и усиления налоговой культуры: это лишь на-

логовые агенты, которые обязаны соблюдать и выполнять российское законодательство. В то время как по группе, от которой в большей степени зависит слаженная работа налогового управления, получены минимальные оценки. Данный факт позволяет утверждать, что существует несоответствие между высшими планами управления и низшими условиями их выполнения. Более того, уровень риска срыва работы системы, полученный в результате расчетов (25,36%), свидетельствует о начале ухудшения ситуации внутри самой системы, поскольку нормальным для функционирования любой системы считается риск в интервале от 0 до 25%.

Следовательно, обозначенные в табл. 2 интересы и требования стейкхолдеров наглядно отражают проблемы взаимодействия всех заинтересованных групп налоговых отношений по Пермскому краю. Обозначим эти интересы и требования по группам.

Официально зарегистрированные бизнес-структуры Пермского края не против налогового законодательства как на российском, так и на региональном уровне. При этом плавающая стабильность российской экономики в кризисных условиях, а также более выгодные условия для бизнеса в соседних территориях должны стать главным основанием для принятия региональными органами исполнительной власти решения по созданию благоприятных условий для функционирования субъектов хозяйствования. Так, инвестиции в основной капитал в Республике Татарстан за 2016 год составили 642 494,1 млн р., в то время как в Пермском крае их размеры немногим превысили 237 млн р.

Официально зарегистрированные малые предприятия и индивидуальные предприниматели заинтересованы в дифференцированном подходе в налогообложении как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Оборот малых предприятий Пермского региона за 2016 год в оптовой и розничной торговле (ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) составил 130,2 млн р., а на транспорте и в сфере связи лишь 7,9 млн р. Классические условия функционирования малого предпринимательства могут быть изменены в результате понимания его государством и отдельными агентами как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования, что порождает мотив для создания соответствующей благоприятной среды [ 6 ]. Усиление автоматизации процессов бизнеса и администрирования также по сей день остается для многих немаловажной проблемой, при этом отношение исполнительных органов на местах не всегда доброжелательно.

Теневые предпринимательские структуры на протяжении всего рыночного периода в России являются специфической подсистемой социально-экономических отношений.

Как известно, активность теневой экономической деятельности зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения, исходящих от государства ограничений и т.д. Для примера, средняя заработная плата в Пермском крае за 2016 год составила 25 440 р., а в Республике Татарстан - 29 792,5 р. Следовательно, на региональном уровне необходимо создать альтернативные варианты исполнения законодательства и официального присутствия теневых структур на рынках, проявляя не авторитарную агрессию, а лояльность и заинтересованность в их легализации.

Потенциально-специфические предпринимательские структуры, которые не могут массово появ-

ляться в отдельных отраслях национального хозяйства (образование, культура и пр.), требуют от исполнительной власти особого подхода к своим организации и функционированию, поскольку их деятельность связана не с достижением результативности в виде чистой прибыли, а с духовным и интеллектуальным развитием российского общества. При этом хочется отметить, что реализация подобных целей возможна только в связке «бизнес - государство».

Территориальный орган исполнительной власти - региональное УФНС по Пермскому краю, руководствуется планами, цифрами и задачами, которые поступают свыше. Понятны исполнительность УФНС и стремление избежать нареканий. Однако при этом отходят в сторону реалии региональной экономики и ее состояние, снижается целостность системного подхода, повышается отдаленность от бизнеса, нагнетается социальная напряженность. Для повышения налоговой культуры в регионе должны быть созданы условия лоббирования интересов региональных возможностей налоговой нагрузки перед федеральными структурами управления.

Подразделения регионального УФНС, сотрудники ИФНС являются главным звеном в деле решения поставленных задач по достижению конечных целей налогового администрирования, но, как видится, именно про эту часть в верхних эшелонах исполнительной власти и забыли. Работники инспекций требуют справедливого нормирования выполняемой работы с учетом трудовых затрат в разрезе функциональных операций, а следовательно, и соответствующего вознаграждения за труд, поскольку зачастую продолжительность рабочего дня специалиста ИФНС составляет 9-10 ч при зарплате 9-12 тыс. р. в месяц. Специалисты с высшим профессиональным образованием не желают работать в налоговой инспекции, с каждым годом престиж отмеченных учреждений падает. Текучесть кадров в налоговой службе РФ - до 40 тыс. человек ежегодно, основная часть звена специалистов - выпускники средних профессиональных образовательных учреждений, что противоречит высшим целям налогового администрирования в условиях совершенствования его технологий и методов.

Общество в целом хотя и является некой косвенной средой в налоговом администрировании, но именно из него формируются разные формы налоговых агентов. Следовательно, повышенное внимание к коммуникациям с обществом и его активное участие в решении региональных проблем являются немаловажными факторами в деле достижения высших целей регионального налогового администрирования. Как известно, законодательство развитых стран исходит из того, что взыскиваемые с налогоплательщиков платежи тем легче переносятся и тем совершеннее в хозяйственном отношении, чем меньше они мешают экономиче-

ской деятельности граждан, поскольку экономическое благополучие граждан определяет уровень благосостояния государства. Этот принцип должен лежать в основе налоговой политики любого демократического государства.

Итак, с учетом интересов и требований стейк-холдеров на региональном уровне необходимо:

— расширить налоговые права территориальных единиц исполнительной власти в зависимости от конкретной ситуации на местах;

— усовершенствовать условия распоряжения налоговыми доходами в разрезе субъектов Российской Федерации;

— повысить налоговую ответственность агентов путем разработки системы моти-вационных поощрений за безукоризненную налоговую дисциплину на протяжении последних 5-10 лет;

— законодательно закрепить индивидуализацию налогового воздействия;

— сформировать типовую форму налогового договора в разрезе индивидуальных групп налоговых агентов;

— повысить репутацию налоговых учреждений путем выдачи направлений абитуриентам для бюджетного поступления в высшие учебные заведения с последующей отработкой;

— сформировать профессиональные критерии отбора служащих для государствен-

литература

1. Налоговое администрирование и налоговый контроль [Электронный ресурс]. Режим доступа: 1"|1:1р://тедаоЬис11а1ка. ги/8/25121.1Ит1 (дата обращения: 15.10.2017).

2. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа в 2016 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИИрУшшш.дкз.ги/шрз/шст/соппей/ го551а1_тат/го551а1/ги/51а1:151:к5/риЬИса1:юп5/са1а1од/ ^с_1140086420641 (дата обращения: 11.08.2017).

3. Татаркин А.И., Максимов А.Д., Максимов Т.А. Оптимизация методического сопровождения применения налоговых льгот в регионах: практика Пермского края // Экономика региона. 2015. № 1. С. 197-213.

Дата получения статьи: 24.01.2018 Дата принятия к публикации: 22.03.2018

ной налоговой службы в разрезе функциональных отделов и уровня сложности выполняемых задач;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сформировать дифференцированную (например, балльно-рейтинговую) оценку оплаты труда специалистов налоговой службы в рамках индивидуализации работ, служб и отделов;

— обеспечить доступность и щадящий переход к правомерным налоговым отношениям для достижения целей легализации бизнеса.

Таким образом, стейкхолдер-менеджмент в налоговом администрировании следует признать наиболее социально выраженной формой управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к пассивности бизнеса и усилению его теневой зависимости, что, в свою очередь, означает резкое снижение поступлений налогов в бюджет, увеличение вероятности совершения налоговых правонарушений, изменение баланса межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, рост социальной напряженности в обществе. В таких условиях на первый план выступает контактный фактор развития - различные виды государственного, политического и институционального регулирования.

Необходимо помнить, что налоговая культура создается только на основе взаимного уважения и заинтересованности всех участников налоговых правоотношений.

4. Налоговый Кодекс РФ [Электронный ресурс]: в 2 ч. Режим доступа: 1"|1:1р://шшш.соп5и11ап1:.ги/<^оситеп1:/соп5_^с_ 1_ДШ_28165 (дата обращения: 19.08.2017).

5. Стейкхолдер-менеджмент: управление заинтересованными группами [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИНр://шшш. с1а555.1^и/51а1:1тепе]теп11/51е1к1-|оШег.|-|1:т1 (дата обращения: 04.11.2017).

6. Горяева И.А. Совершенствование системы поддержки

и развития малого предпринимательства региона: на примере Пермской области: дис. ... канд. экон. наук. Ижевск, 2006. 187 с.

stakeholder management in the system of regional tax administration

Scherbakova E.V.1, Goryaeva I.A.2

The paper describes a tax administration, its members and their purposes. There is an assessment of the modern state of Perm Krai in the sphere of tax col-Lection rate at Volga federal district and activity of entrepreneurial structures on this territory according to the outcomes of the studied region's functioning in 2016. The paper provides the comparison factors of Perm Krai with the leading region in Volga federal district - the Republic of Tatarstan. On the base of the exposed problems and their solutions' opportunities in Perm Krai it is offered to use a modern approach of management - stakeholder management, which pro-motes efforts' union of all interested groups in the system of tax management. The paper determines these groups as stakeholders; it exposes their interests and requirements, assesses weight of these interests, and their real state according to carried out surveys and researches of respondents' subjective opinion. After that using the method of expert assessments the paper calculates a possible rate of stakeholders' interests' efficiency and risks of regional tax system collapse. The next stage is a separating out the basic motivation stresses in the interested groups. The final part of the article considers the basic events in practical im-plementation of stakeholder management in tax administration of the researched region.

key words

Tax agent, tax administration, entrepreneurial structure, stakeholder management, interested groups, wealth of society, management system, Perm Krai.

References and Notes

1. Nalogovoe administrirovanie i nalogovyj kontrol' [Tax administration and tax control] URL: http://megaobuchalka. ru/8/25121.html. (in Russian).

2. Social'no-ehkonomicheskoe polozhenie Privolzhskogo federal'nogo okruga v 2016 godu [Social and economic situation of the Volga Federal district in 2016]. FGSGS. Moskva 2017 god. URL: http: / www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1140086420641. (in Russian).

3. Tatarkin A.i., Maksimov A.D., Maksimov T.A. Optimizaciya metodicheskogo soprovozhdeniya primeneniya nalogovyh l'got v regionah: praktika Permskogo kraya [Optimization

of methodological support of the application of tax benefits in the regions: the practice of the Perm region]. EHkonomika regiona. 2015. № 1. 197-213 s. (in Russian).

4. Nalogovyj Kodeks RF, 1 i 2 chast'. 2017 [The tax Code of the Russian Federation]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28165. (in Russian).

5. Stejkholder-menedzhment: upravlenie zainteresovannymi gruppami [Stakeholder management: stakeholder group management]. URL: http: // www. classs. Ru /stati/ menejmentl / steikholder.html. (in Russian).

6. Goryaeva i.A. Sovershenstvovanie sistemy podderzhki i razvitiya malogo predprinimatel'stva regiona: na primere Permskoj oblasti [improving the system of support and development

of small business in the region: the example of the Perm region]: dissertaciya kandidata ehkonomicheskih nauk: 08.00.05. izhevsk, 2006. 187 s.: il. RGB OD, 61 07-8/1441. (in Russian).

Received for publication: 24.01.2018 Accepted for publication: 22.03.2018

1 Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia. 2Tchaikovsky Technological institute (branch), Kalashnikov izhevsk State Technical University, Tchaikovsky, Russia. Corresponding authors: nic@pnipu.ru, irina_goruaeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.