© Пивень Е.А., 2010 УДК 616.89-008
МЕДИЦИНСКАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ЖИЗНИ
Е.А. Пивень
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН Медицинский факультет, г. Москва
Изучено функционирование семей, имеющих ребенка первых трех лет жизни. Проанализировано состояние здоровья этой когорты детского населения с учетом целого ряда факторов. Установлено, что в семьях с высоким уровнем выполнения медицинской функции заболеваемость детей ниже, а удельный вес часто болеющих детей ниже, чем среди семей с низким уровнем выполнения медицинской функции. Определено содержание медицинской функции семей с детьми этой возрастной группы. Разработаны параметры, характеризующие качество выполнения медицинской функции семьи.
Ключевые слова: дети, медицинская функция, семья, здоровье, детская заболеваемость, заболеваемость, уровень заболеваемости, часто болеющие дети, параметры медицинской функции, содержание медицинской функции.
Основы здоровья каждого поколения закладываются в детском возрасте. Среди факторов, определяющих здоровье детей, ведущее место принадлежит семье, создающей соответствующую микросреду ребенку [1, 2, 3]. На возрастающее значение семьи в воспитании психически и физически здорового потомства обращает внимание Генеральная Ассамблея ООН, провозгласившая 1994 год Международным годом семьи.
Здоровье детей раннего возраста в целом определяется здоровьем и функционированием семьи, причем особенно важным является выполнение медицинской функции [4]. Под медицинской функцией понимают комплекс действий семьи, направленных на поддержание здоровья, профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни. Медицинская функция семьи соотносится с понятием медицинской активности, но охватывает более широкий и разносторонний круг вопросов по отношению к здоровью. Характеристика медицинской функции семьи включает информацию о медицинской грамотности, обусловленную образовательным и культурным уровнем родителей, их поведения по отношению к состоянию здоровья ребенка и взаимосвязь с медицинскими учреждениями. Медицинская функция вбирает в себя и элементы эпидемиологической функции. Она включает в себя стремление семьи к выполнению роли помощника медицинского персонала и соблюдение требований здорового образа жизни.
В последние годы отмечается динамичный рост общей, в том числе хронической заболеваемости, изменение характера течения ряда заболеваний с сочетанной патологией и появление новых нозологических форм заболеваний у детей [1, 2, 3, 5]. На фоне социальноэкономического кризиса заметно ослаблено внимание к образу жизни семьи, что существенно сказалось на уровне и качестве здоровья детского населения.
Нами проведено изучение функционирования семьи, имеющей ребенка первых трех лет жизни. Объектом исследования явилась когорта, состоящая из 400 детей раннего возраста и их семей, постоянно проживающих в городе Москве. Работа проводилась на базе пяти детских поликлиник города Москвы, имеющих необходимые лечебно-диагностические отделения и основные специализированные кабинеты.
Методом ретроспективного наблюдения было проведено изучение заболеваемости детей по данным обращаемости на каждом году жизни и получена комплексная оценка их состояния здоровья. Сбор информации проводился на основе анализа первичной документации с выкопировкой данных на специально разработанную карту выборки из истории развития ребенка (уч. Ф. №112/у) и обменной карты родильного дома (уч. Ф. №113/у), а также путем опроса-интервьюирования по специально разработанным программам «Карта опроса матери трехлетнего ребенка» и «Общая медико-социальная характеристика семьи трехлетнего ребенка».
По специальной программе было изучено 150 часто болеющих детей раннего возраста и их семьи с целью получения углубленной социально-гигиенической характеристики. Основным учетным документом являлась анкета с углубленной программой исследования - «Карта
углубленного опроса матери трехлетнего ребенка». При этом осуществлялось изучение
особенностей режима ребенка и его воспитания в раннем возрасте, помощи родственников, взаимоотношений между матерью, участковым педиатром и участковой сестрой, наличие санитарно-гигиенических навыков и других факторов микросоциальной среды. Проанализирована медико-социальная характеристика родителей детей раннего возраста, включая социально-экономические факторы.
Анализ показал, что исследованные семьи представлены четырьмя типами: 59,6% - нуклеарные семьи, состоящие из обоих родителей и детей, 25,9% - "большие" семьи, состоящие из супружеской пары с детьми и проживающие с другими родственниками, 9,3% - "большие неполные" семьи, состоящие из матери и ребенка, проживающие с другими родственниками и 5,2% - "неполные" семьи (мать и дети). Имели одного ребенка 55,6 % всех изучаемых семей, 36,2 % - двух детей, 6,7 % - трех детей, 1,5 % - четырех детей. Средний размер семьи с детьми раннего возраста оставил 3,85.
Оценка поведения родителей в период возникновения у ребенка заболевания показала: 72,6 % матерей сразу обращаются к участковому врачу, 19,7 % лечат сами, но при ухудшении состояния вызывают врача, а в 2,7 % случаев мать обращается за советом к родственникам и знакомым и в 1,4 % мать лечит ребенка самостоятельно. С ростом образовательного уровня родителей увеличивается количество семей, сразу при заболевании обращающихся к медицинским работникам и уменьшается количество семей, занимающихся самолечением.
55,5 % матерей строго и в полном объеме выполняют назначения лечащего врача, частично выполняют назначения врача 41,2 % матерей и не выполняют назначений врача 3,3 % матерей.
С профилактической целью к педиатру обращалась половина изучаемых семей -51,5%, к врачам-специалистам (без учета стоматолога) - каждая третья семья и к стоматологу - 32,7 % семей.
Анализ данных показал, что с ростом образовательного уровня родителей растет удельный вес обращений в поликлинику с профилактическими целями. Так, если в группе семей с высшим образованием у матери количество этих семей составило 38,1 %, со средним специальным образованием - 30,5 %, то в группе матерей со средним и незаконченным средним образованием удельный вес этих семей составил 24, 6% и 23,1 % соответственно.
Нами проанализированы источники и уровень интереса семьи к медицинской информации, физкультуре и спорту. Каждая седьмая семья (14,3 %) ответила, что их мало интересует информация такого рода, 53,7 % семей ответили, что медицинская информация поступает бессистемно из прессы, радио и телевидения, 32 % семей ответили, что источником медицинской информации по вопросам здоровья и спорта являются медицинские работники, и что семья интересуется подобной информацией, в том числе специальной литературой.
В результате исследования установлено, что в семьях с высоким уровнем выполнения медицинской функции заболеваемость детей на первом году жизни составила 2885,2 %о, на втором
- 3967,3%о, на третьем - 4049,9 %о, а удельный вес часто болеющих детей по годам жизни составил соответственно 29,5%, 31,1% и 32,8%. При низком уровне выполнения медицинской функции заболеваемость детей составляла 3700%о, 4577,8%о, 4644,4%о соответственно по годам жизни, а число часто болеющих детей - 40,0%, 40,0% и 43,3%. «Индекс здоровья» в группе годовалых детей с отмеченными в истории развития нарушениями в уходе оказался в 2,2 раза ниже, чем в группе детей без нарушений ухода и составил 3,6% против 7,8%.
В результате исследования были сформулированы элементы и содержание медицинской функции семьи, имеющей ребенка первых трех лет жизни.
Содержание медицинской функции семьи
1. Дородовый период:
- беременной женщине своевременно обращаться в женскую консультацию (до 12 недель беременности), систематически посещать женскую консультацию в течение всего периода беременности;
- создавать в семье комплекс благоприятных условий, способствующих нормальному течению беременности, выполнению всех медицинских рекомендаций всеми членами семьи и будущей матери во время беременности, соблюдать режим, выполнять требования по рациональному питанию, двигательной активности беременной женщины, отказаться от вредных привычек на период беременности;
- освобождать беременную женщину от тяжелых физических нагрузок в семье, в быту и
вредных условий на производстве;
- готовиться к рождению ребенка: читать специальную санитарно-просветительную
литературу по уходу за ребенком;
- беременной необходимо обязательно посещать "школу матерей" при женской консультации;
- членам семьи овладеть необходимыми практическими навыками по уходу за новорожденным;
- создавать и поддерживать здоровый образ жизни семьи в целом;
- семья должна овладеть необходимыми навыками оказания первой медицинской помощи беременной при различных ситуациях, возникающих в течение беременности;
- приобрести все необходимое для ухода за ребенком и все предметы гигиены.
2. Период новорожденности и первый год жизни ребенка:
- готовить семью к выписке ребенка из родильного дома: необходимо определить место для кроватки ребенка, пеленания, хранения предметов ухода за ребенком и др. по рекомендации медицинской сестры и врача;
- создать оптимальный режим ребенку в семье с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
- матери необходимо выполнять медико-профилактические рекомендации по уходу за ребенком и назначения лечебного характера;
- создать в семье необходимый режим для кормящей матери, оказывать ей необходимую помощь, добиваться вскармливания грудью ребенка первого года жизни;
- матери ребенка соблюдать все гигиенические требования и укреплять здоровье ребенка, вырабатывать правильный стереотип жизни для себя и ребенка;
- систематически проводить закаливающие процедуры ребенку, отец ребенка и другие члены семьи должны принимать участие в этих мероприятиях;
- совершенствовать знания и навыки по уходу за ребенком, вскармливанию, профилактике заболеваний;
- семья должна своевременно обращаться к врачу при заболевании ребенка;
- семья больного ребенка должна выполнять лечебные назначения в полном объеме, соблюдать установленный врачом режим и лечение;
- мать и члены семьи должны овладеть знаниями и навыками оказания ребенку первой помощи при травмах и заболеваниях;
- формировать в семье единые установки на воспитание здорового ребенка, создавать нормальный психологический климат в семье;
- члены семьи должны помогать матери в ответственные периоды роста и развития ребенка - введение прикорма (4 -6 месяц), отлучение ребенка от груди (9-12 месяцев), проведение профилактических прививок;
- мать и члены семьи должны выполнять график проведения обязательных прививок ребенку;
- члены семьи должны поддерживать постоянный контакт с врачом и участковой сестрой педиатрического участка.
3. В период роста и развития ребенка от 2 до 3 лет:
-готовить ребенка к поступлению в детские дошкольные учреждения (ясли - сад);
- прививать ребенку все необходимые санитарно-гигиенические навыки и привычки;
- организовать правильный домашний режим ребенку, адаптированный к режиму детского дошкольного учреждения, при этом необходимо ознакомиться с режимом детей в детском дошкольном учреждении;
- проводить, по рекомендации детского врача, оздоровительные мероприятия до поступления ребенка в детские дошкольные учреждения с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка;
-следить за физическим развитием ребенка, регулярно посещать с профилактической целью детскую поликлинику и обеспечивать регулярное обследование ребенка.
Элементы и содержание медицинской функции семьи должны быть использованы врачами-педиатрами и участковыми педиатрическими сестрами, акушерами-гинекологами при работе с семьями беременных женщин и с семьями, имеющими детей раннего возраста.
Так как семья должна быть помощником медицинского персонала, необходимо
разработанные нами "элементы медицинской функции семьи" использовать при работе с семьями беременных и семьями детей раннего возраста.
На основании оценки медицинской функции семьи, участковым педиатром и участковой сестрой составляется классификация семей участка по уровню выполнения медицинской функции по специально разработанным критериям оценки медицинской функции семьи.
При изучении уровня выполнения семьей медицинской функции нами предложено 15 параметров (элементов), характеризующих качество выполнения медицинской функции семьи:
1) обеспечение адекватного режима питания по возрасту;
2) ежедневные прогулки на воздухе 3 часа и более;
3) соблюдение адекватного возрасту режима сна;
4) регулярное проведение закаливающих процедур;
5) регулярное проведение физической зарядки;
6) овладение ребенком санитарно- гигиеническими навыками соответственно возрасту;
7) регулярное посещение поликлиники с профилактической целью и получением рекомендаций по уходу за здоровым ребенком в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
8) выполнение требований к иммунизации;
9) информированность о состоянии здоровья ребенка;
10) своевременное, при первых признаках заболевания, обращение к врачу;
11) строгое и в полном объеме выполнение назначений и рекомендаций врача;
12) полная информированность о наследственных и хронических заболеваниях у родственников ребенка;
13) основным источником медицинской информации по вопросам здоровья являются различные медицинские учреждения;
14) постановка на учет в женской консультации до 12 недель беременности;
15) выполнение всех рекомендаций акушера-гинеколога в период беременности.
К высокому уровню медицинской функции отнесены семьи, в которых выполнялось от 15 до 13 элементов, к среднему уровню отнесены семьи, в которых выполнялось от 12 до 8 элементов и к низкому уровню -7 и менее элементов.
Высокий уровень выполнения семьей медицинской функции свидетельствует о стремлении семьи к выполнению роли помощника медицинского персонала и соблюдении требований здорового образа жизни. Семьи с высоким уровнем выполнения медицинской функции составили в нашем исследовании 15,3 %.
В семьях со средним уровнем выполнения медицинской функции выявлены незначительные отклонения в выполнении медико-санитарных рекомендаций. В этих семьях, составивших 39,7 %, чаще всего имеют место отдельные нарушения некоторых режимных моментов (сна, кормления, прогулок), в проведении закаливающих процедур и физической зарядки, регулярности посещения с профилактической целью поликлиники. Ребенок, в основном, владеет санитарно-гигиеническими навыками соответственно возрасту. В таких семьях мать своевременно информирована о состоянии здоровья ребенка, при первых признаках заболевания обращается к врачу, строго и в полном объеме выполняет все его назначения. У матери отмечаются незначительные нарушения как в сроке постановки на учет по беременности, так и в выполнении рекомендаций акушера-гинеколога во время беременности.
Семьи с низким уровнем выполнения медицинской функции (7 и менее элементов) составили в нашем исследовании 45 %. В этих семьях превалирует ряд отрицательных параметров: систематическое нарушение режимных моментов, закаливание и физическая зарядка не проводятся, поликлиника с профилактической целью посещается редко или совсем не посещается, при заболевании ребенка бытует самолечение. Медицинская информация поступает бессистемно (из прессы, радио, телевидения), мало интересует родителей. Ребенок не владеет всеми санитарно-гигиеническими навыками соответственно возрасту. Мать обращалась в женскую консультацию на поздних сроках беременности, рекомендаций акушера-гинеколога не соблюдала, не информирована о наследственных и хронических заболеваниях у родственников ребенка.
Анализ уровня медицинской функции семьи в целом позволяет сделать вывод о недостаточной санитарно-просветительной работе, проводимой участковым врачом и медицинской сестрой.
Система "ребенок - семья - педиатр" способна функционировать и приносить
результаты по охране здоровья детей только при должном авторитете участкового врача и неукоснительном соблюдении основных гигиенических требований,
предъявляемых медицинскими работниками к семье ребенка.
Основной и наиболее эффективной формой оказания медико-социальной помощи в настоящее время является проведение социального патронажа в семьях и особенно в социально неблагополучных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А., Камаев И.А. Часто болеющие дети. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2003. - 180 с.
2. Иванова Н.А. Часто болеющие дети // Русский медицинский журнал, 2008, том 16, № 4. - С. 183-186.
3. Ильенко Л.И., Холодова И.Н., Сырьева Т.Н., Сутулова С.Г., Рубцова А.А., Гаращенко М.В. Новые возможности повышения качества здоровья часто болеющих детей. // Русский медицинский журнал, 2008, том 16, № 18 - С 28-31.
4. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Ашанина Н.М. Организация профилактической работы с детьми в детской поликлинике (методические рекомендации). М.: РГМУ, 1994, 15с.
5. Фролова О.Г. Пугачева Т.Н., Рябинкина И.Н. Состояние и тенденции здоровья беременных женщин и новорожденных детей // Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН. Вып. 6, М., 2003.- С.33-34.
MEDICAL FUNCTION OF THE FAMILY WITH THE CHILD OF FIRST THREE YEARS OF LIFE
E.A. PIVEN
Functioning of the families with the child of first three years of a life was studied. The state of health of this group of the children's population taking into account the variety of factors was analysed. It was established that in families with high level of performance of medical function sickness rate of children was lower, and weight of children with high sickness rate was lower, than among families with low level of performance of medical function. The maintenance of medical function of families with the children of this age group was defined. The parametres characterising quality of performance of medical function of a family were developed.
Key words: children, medical function, family, health, children's disease, disease, sickness rate, children with high sickness rate, parametres of medical function, maintenance of medical function.
Пивень Елена Анатольевна - старший преподаватель кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены РУДН; 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8., Медицинский факультет; e-mail: [email protected]