Научная статья на тему 'Реабилитация детей с отклонениями в здоровье в амбулаторных условиях'

Реабилитация детей с отклонениями в здоровье в амбулаторных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1581
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / ДЕТИ / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION / REFLEX THERAPY / CHILD / SICKNESS RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полунина Виктория Валерьевна, Суюндукова А. С., Сергеенко Е. Ю., Павлова С. В., Ипатов А. А.

Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения. Основной задачей детской поликлиники является проведение комплекса мер по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и детской смертности. Комплексная реабилитация детей позволяет улучшить основные показатели здоровья детского населения. В статье представлена оценка эффективности комплексной программы медико-социальной реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье, на амбулаторном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полунина Виктория Валерьевна, Суюндукова А. С., Сергеенко Е. Ю., Павлова С. В., Ипатов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTPATIENT REHABILITATION OF CHILDREN WITH HEALTH DEVIATIONS

Outpatient help to underage population is leading priority for the general healthcare system. The main task of a child policlinic is prevention and early detection of pathologies, and decreasing of rates of illness and child mortality. Complex rehabilitation of children helps improve basic health indexes in underage population. The article displays effectiveness of complex program of medical and social rehabilitation of children with health deviations on the outpatient basis.

Текст научной работы на тему «Реабилитация детей с отклонениями в здоровье в амбулаторных условиях»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

В.В. Полунина, А.С. Суюндукова, Е.Ю. Сергеенко, С.В. Павлова, А.А. Ипатов

Российский Национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, Москва

Реабилитация детей с отклонениями в здоровье в амбулаторных условиях

Контактная информация:

Полунина Виктория Валерьевна, профессор кафедры лечебной физкультуры и спортивной медицины Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1, тел.: (495) 936-90-41, e-mail: [email protected] Статья поступила: 24.10.2011 г., принята к печати: 15.11.2011 г.

Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения. Основной задачей детской поликлиники является проведение комплекса мер по предупреждению и раннему выявлению патологии, снижению заболеваемости и детской смертности. Комплексная реабилитация детей позволяет улучшить основные показатели здоровья детского населения. В статье представлена оценка эффективности комплексной программы медико-социальной реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье, на амбулаторном этапе.

Ключевые слова: медико-социальная реабилитация, рефлексотерапия, дети, амбулаторно-поликлинические учреждения, заболеваемость.

14

Здоровье — это естественная жизненная ценность, занимающая одну из верхних ступеней на иерархической лестнице ценностей. Взгляд на здоровье как на высшее по своему значению благо имеет тысячелетнюю традицию.

Проблемы семьи и здорового образа жизни остаются крайне актуальными для нашей страны. В формировании здоровья детей существенная роль принадлежит семье. Родители, являясь примером для своих детей, закладывают фундамент здоровья и здорового образа жизни. Во многих отношениях семья представляет собой своего рода центр первичной медико-социальной помощи с функциями гигиенического воспитания, профилактики, лечения и реабилитации. Поэтому соблюдение основных принципов здорового образа жизни в семье является основой физического и нервно-психического здоровья ребенка [1-3].

Состояние здоровья детей в значительной мере определяется не только социальными и экономическими факторами, но, прежде всего, действием поведенческих факторов, условиями и образом жизни семьи, их медицинской активностью. К основным показателям, характеризующим здоровье детей, относятся заболеваемость,

инвалидность, демографические аспекты и физическое развитие.

Наиболее целесообразным способом сохранения высокого уровня здоровья детского населения является проведение реабилитационных программ [2, 4]. Проведение среди часто и длительно болеющих детей оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию, а также воспитание оптимального медицинского поведения и формирование здорового образа жизни — ведущее направление работы детских амбулаторно-поликлинических учреждений первичного медицинского звена.

Целью нашего исследования была разработка мер по улучшению показателей здоровья детей в амбулаторных условиях.

Для реализации поставленной цели в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития № 597 от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака», а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 430н от 08.06.2010 г. «О внесении изменений

V.V. Polunina, A.S. Suyundukova, E.Y. Sergeenko, S.V. Pavlova, A.A. Ipatov

Pirogov Russian National Medical Research University Ministry of Healthcare and Social Development of Russia, Moscow

Outpatient rehabilitation of children with health deviations

Outpatient help to underage population is leading priority for the general healthcare system. The main task of a child policlinic is prevention and early detection of pathologies, and decreasing of rates of illness and child mortality. Complex rehabilitation of children helps improve basic health indexes in underage population. The article displays effectiveness of complex program of medical and social rehabilitation of children with health deviations on the outpatient basis.

Key words: medical and social rehabilitation, reflex therapy, child, sickness rate.

в приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 597 от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака», и на основании совместного приказа Департамента здравоохранения г. Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования № 1310/114 от 16.10.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья» в детских поликлиниках, включенных в исследование, были созданы центры здоровья.

Основной задачей созданных центров являлось проведение комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья; пропаганду здорового образа жизни; мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье; разработку индивидуальных подходов по формированию здорового образа жизни; борьбу с факторами риска развития болезней; информирование населения о вреде употребления табака и алкоголя; предотвращение социально-значимых болезней; увеличение продолжительности активной жизни.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ

Центр здоровья на базе ДГП № 39 УЗ САО создан одним из первых среди детских центров здоровья в г. Москве. С апреля по октябрь 2010 г. центр обслуживал детей всего САО (общей численностью детского населения 154 433 чел.). С октября 2010 г. после открытия второго центра здоровья для детского населения в округе зона ответственности нашего центра сократилась, и в настоящее время численность прикрепленных к нему детей составляет 73 774.

В структуру центра здоровья входят кабинеты врачей-педиатров, медицинской профилактики, школы здорового образа жизни, кабинет тестирования на аппаратнопрограммном комплексе; кабинеты инструментального и лабораторного обследования, зал лечебной физкультуры.

Для оценки функциональных и адаптивных резервов организма ребенка, определения прогноза состояния здоровья, разработки индивидуальной программы медицинской профилактики и сохранения здоровья с учетом физиологических особенностей организма центр здоровья оснащен следующим оборудованием:

1. Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с оборудованием для измерения параметров физического развития.

2. ЭКГ-монитор.

3. Система ангиологического скрининга с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса для оценки состояния сосудов нижних конечностей, риска формирования хронической артериальной недостаточности, в т. ч. на фоне атеросклеротического поражения артерий нижних конечностей.

4. Спироанализатор для оценки функций дыхательной системы и ранней диагностики болезней бронхолегочной системы.

5. Биоимпедансометр для анализа внутренних сред организма (в т. ч. оценки содержания воды в организме, процентного соотношения мышечной и жировой ткани).

6. Лабораторный комплекс, позволяющий проводить биохимические исследования крови.

В центре здоровья проходили обследование дети в возрасте 6 лет и старше после пребывания в стационаре по поводу ОРИ. В центр здоровья дети направлялись по рекомендации участкового врача-педиатра, медицинских работников образовательных учреждений или по собственному желанию. Все дети, включенные в исследование, проживали в Северном административном округе г. Москвы.

На основании результатов обследования и тестирования на аппаратно-программном комплексе врач-педиатр осуществлял оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, составлял прогноз динамики состояния здоровья ребенка. С ребенком и родителями проводилась беседа о факторах, влияющих на здоровье, после которой врач составлял индивидуальную программу здорового образа жизни.

Были разработаны анкеты для родителей с целью выявления и изучения социально-гигиенической характеристики образа жизни детей и их семей, определения роли факторов образа жизни в формировании неблагоприятных показателей здоровья исследуемой группы детей. При необходимости педиатр рекомендовал родителям динамическое наблюдение за ребенком в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка поликлиники, посещение занятий в школе здоровья. Для определения дальнейшей тактики наблюдения и лечения в районной поликлинике детей консультировали врачи отделения восстановительного лечения.

После первичного обследования дети разделены на группы здоровья: в I группе — практически здоровые, во II — с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями, в III — с хроническими болезнями. Всем детям рекомендовалось прохождение курса медикосоциальной реабилитации, разработанного индивидуально с учетом характера болезни и возраста ребенка.

Была составлена программа проведения комплексной медико-социальной реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье, которая основывалась на полученных данных факторной обусловленности здоровья обследованного контингента детей. Особое значение имеет разработанная нами схема организации медицинской помощи детям в амбулаторных условиях (рис. 1).

Принципы медико-социальной реабилитации заключались в комплексности используемых методов, в индивидуальном подходе, учитывающем анатомо-физиологические особенности детского возраста и психоэмоциональное состояние ребенка, в непрерывном и последовательном проведении мероприятий [5, 6].

Программа реабилитации включала три блока: медицинский, социальный и психологический.

Медицинская реабилитация состояла из комплекса лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма и повышение неспецифической резистентности детей, и включала: симптоматическую медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, лечебный массаж, рефлексотерапию, мануальную терапию. После консультации врача-физиотерапевта и врача ЛФК ребенку назначался комплекс лечебных мероприятий:

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 6

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Рис. 1. Этап медико-социальной реабилитации

Ребенок, имеющий отклонения в состоянии здоровья

Участковый педиатр или педиатр центра здоровья

Врачи-специалисты

Медикаментозная

терапия

Инструментальная диагностика

Лабораторная диагностика

Отделение восстановительного лечения

Физиотерапия

Психотерапия

Рефлексотерапия

Лечебный

массаж

Мануальная Лечебная

терапия физкультура

лекарственный электрофорез, электросон, диатермия, ультратонотерапия, терапия инфракрасным и ультрафиолетовым излучением, магнитотерапия, индуктотермия, микроволновая и ультравысокочастотная терапия, ингаляции, галотерапия, гипокситерапия, водолечение, парафинотерапия, массаж.

При назначении курса лечебной физкультуры учитывались возраст, особенности заболевания, характер, степень и стадия патологического процесса.

Важной задачей оздоровления детей является расширение функциональных резервов дыхательной системы, развитие и тренировка дыхательной мускулатуры, активизация лимфо- и кровообращения в бронхолегочной системе [7, 8]. Для решения указанной задачи использовались дыхательные упражнения и методики кинези-терапии.

Параллельно с физиотерапией, ЛФК и массажем, после консультации невролога и ортопеда, участникам исследования назначался курс рефлексотерапии и мануальной терапии.

Социальная составляющая комплекса медико-социальной реабилитации базировалась на внедрении в повседневные занятия детей элементов здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что результаты проведенного анкетирования установили низкий уровень медицинской активности в исследуемой группе детей и их родителей. Так, по данным проведенного анкетирования, только 36,7% опрошенных детей и их родителей вели здоровый образ жизни.

Индивидуальная программа социальной реабилитации состояла из следующих разделов: формирование установок на повышение медицинской грамотности и ведение здорового образа жизни, в т. ч. соблюдение режима дня и рационального питания, оптимизация двигательной активности, профилактика формирования вредных привычек.

Родителям длительно и часто болеющих детей рекомендовали посещать лекции, проводимые медицинскими работниками; детей и их родителей приобщали к чтению научно-популярной медицинской литературы (журналы, брошюры, буклеты), прослушиванию и просмотру аудио и видеопродукции профилактической направленности. Медицинские знания, полученные родителями, давали представление о факторах риска для здоровья и методах их нивелирования, тем самым формировали знания о здоровом образе жизни, о методах его достижения.

Обучение детей навыкам и приемам здорового образа жизни, предупреждающим развитие болезней, обострений и осложнений, позволяет быстрее адаптироваться к существующим условиям и способствует ускорению выздоровления. Внедрение элементов здорового образа жизни, или интерактивного оздоровления, имеет большое значение для сохранения и поддержания здоровья, поскольку при оптимальном значении основных характеристик образа жизни повышается эффективность медицинской и психологической реабилитации.

Система интерактивного профилактического наблюдения, разработанная в научных исследованиях, была модифицирована в соответствии с целью и задачами данной работы. Интерактивное оздоровление построено, прежде всего, на разъяснительной работе о сущности каждого раздела программы социальной реабилитации и особенностях их реализации конкретно для каждого ребенка.

Всех детей, имеющих отклонения в здоровье, направляли к психологу, который определял психоэмоциональное состояние ребенка и составлял комплекс рекомендаций по нормализации данного статуса у ребенка.

Участковые врачи-педиатры, педиатры и врачи-специалисты центра обучали детей и их родителей навыкам благоприятного для их здоровья медико-социального поведения в соответствии с особенностями их типа личности и образа жизни семьи, контролировали выполнение данного раздела программы реабилитации. Одной из задач программы было формирование навыков по соблюдению ребенком режима дня, что требовало регулярного выполнения в течение дня всех мероприятий, связанных с чередованием учебы и отдыха, приемов пищи и двигательной активности, сна, соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Важным элементом программы реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье, являлось воздействие естественных физических факторов — закаливающих процедур. Основными формами закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры. Основой применения естественных физических факторов был принцип постепенного увеличения продолжительности процедуры, снижения температуры действующего фактора с учетом индивидуальных особенностей организма.

Основными рекомендациями в отношении оптимизации двигательной активности детей являются ее регулярность и дозированность. Ребенку рекомендовалось выполнять гигиеническую гимнастику в соответствии с возрастом и с учетом имеющегося у него заболевания, регулярно совершать пешие прогулки.

Психологическая реабилитация была построена на психокоррекционной работе с ребенком и его родителями,

16

и ее основной задачей было формирование адекватных для состояния здоровья мотиваций, способствующих непрерывности, регулярности и последовательности выполнения медицинских назначений. Реабилитация проводилась в виде групповых и индивидуальных занятий с детьми и их родителями. Родители во время занятий обучались методам психологической разгрузки и активно проводили ее с детьми для уменьшения нервнопсихического напряжения, что в итоге способствовало улучшению состояния здоровья детей.

Таким образом, основной задачей программы комплексной реабилитации было совершенствование оказания медицинской помощи детям, имеющим отклонения в здоровье. Помимо медицинских рекомендаций по лечению и укреплению неспецифической резистентности детей, она включала социальные аспекты, такие как формирование установок на повышение медицинской грамотности и ведение здорового образа жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С сентября 2010 по август 2011 г. в Центре здоровья комплексное обследование прошли 4562 ребенка. Из них у 3438 (75,4%) детей выявлены факторы риска по развитию болезней. Из этих детей 10,7% прошли обследование у аллерголога, 76,5% — у кардиолога; 15,8% — у гастроэнтеролога, 44,7% — у эндокринолога, 19,8% — у невролога; 1117 (24,5%) детей были отнесены к группе длительно и часто болеющих детей.

После обследования 2344 ребенка (51,3%), прошедших обследование в Центре здоровья, посетили Школу здоровья. Были проведены лекции для детей и родителей о вреде курения, алкоголизма, наркомании, по профилактике аллергических болезней, о вреде избыточного общения с компьютером, о ведении здорового образа жизни, также было подготовлено информационное сообщение о диагностических и реабилитационных возможностях поликлиники.

В зале ЛФК прошли занятия 1 249 детей (27,3%).

Все дети, имеющие отклонения в здоровье, по результатам скринингового обследования, были направлены на консультацию к «узким» специалистам и на дополнительное углубленное обследование в консультативно-диагностическое отделение. Затем они прошли медико-социальную реабилитацию в отделении восстанови тельного лечения.

Для оценки эффективности разработанной программы медико-социальной реабилитации было проведено комплексное исследование на примере длительно и часто болеющих детей. Высокий уровень заболеваемости, наличие достаточно большого числа длительно и часто болеющих детей обусловливает необходимость поиска путей совершенствования медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения. Особенно это актуально для группы медико-социального риска, к которым относятся дети с кратностью заболеваний 4 и более случаев в год и длительностью заболевания 40 и более дней в год. Это приобретает особое значение в настоящее время, когда главный акцент в Национальном проекте здоровья уделяется первичному звену здравоохранения [1, 7].

Нами была разработана система реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение состояния

здоровья длительно и часто болеющих детей. Предложена программа комплексной длительной реабилитации в условиях поликлиники. Разработаны критерии оценки эффективности проведенного лечения.

Наблюдение за длительно и часто болеющими детьми проводилось в течение двух лет. Для оценки эффективности лечения всем детям было проведено комплексное обследование: сбор анамнеза, клинический осмотр; производилась оценка физического развития, вегетативного и психоэмоционального статуса, а также клинических анализов крови и мочи. Также оценивались выраженность симптомов болезни, длительность и число ОРИ в год. Обследования проводились три раза: до начала курса реабилитации, через 6 мес и через 1 год.

Как известно, к эндогенным факторам риска возникновения частых респираторных инфекций у детей можно отнести изменения функционального состояния вегетативной нервной системы, аллергические болезни и наследственную предрасположенность к неадекватной иммунной реактивности, наличие очагов хронической инфекции [9, 10, 11].

Для определения эффективности комплексной медикосоциальной реабилитации, а также только рефлексотерапии была выбрана группа детей длительно и часто болеющих ОРИ в возрасте 7-10 лет (п = 326). Исследуемая группа была разделена на 3 подгруппы. Подгруппа А — 112 детей, которым проводились все виды медицинской реабилитации (симптоматическая медикаментозная терапия, физиотерапия, рефлексотерапия, ЛФК, массаж), психологическая и социальная реабилитация, т. е. комплексная медико-социальная реабилитация. Подгруппа В — 108 детей, которым проводилась только медицинская реабилитация, и подгруппа С (106 детей) — только симптоматическая медикаментозная терапия ОРИ.

Проведение комплексной реабилитации длительно и часто болеющих детей основывалось на разработанной программе, которая включала три раздела: медицинский, психологический и социальный. Осуществление медицинского раздела реабилитации, в т. ч. назначение медикаментов, проводилось педиатрами и «узкими» специалистами. Немедикаментозная терапия назначалась в отделении восстановительного лечения и осуществлялась врачом лечебной физкультуры, физио- и рефлексотерапевтами.

Средняя длительность полного курса реабилитации составила в среднем 26,3 ± 2,3 дня. Для оценки эффективности проводимой реабилитации были разработаны клинические критерии эффективности, к которым относятся: уменьшение длительности и кратности заболеваний, улучшение общего самочувствия. Все показатели сравнивались в динамике в течение 1 года (до начала реабилитации, через 1 и 6 мес, через 1 год).

Важными критериями оценки эффективности проведенного лечения длительно и часто болеющих детей являются изменения выраженности симптомов течения ОРИ. Оценивались следующие симптомы: лихорадка, кашель, боли в горле, отделяемое из носа, самочувствие ребенка. Выраженность симптомов оценивалась с помощью шкалы балльной оценки.

В начале исследования средняя выраженность симптомов болезни у длительно и часто болеющих детей младшего школьного возраста (табл.) составила 44,1 ± 1,8 балла.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2011/ ТОМ 10/ № 6

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Этапы реабилитации Подгруппа А Подгруппа В Подгруппа С

Исходные данные 44,1 ± 1,6 43,8 ± 1,6 43,9 ± 1,6

Через 1 мес 37,1 ± 1,5 39,2 ± 1,5 42,3 ± 1,6

Через 6 мес 34,3 ± 1,7 36,2 ± 1,6 41,2 ± 1,7

Через 12 мес 26,8 ± 1,5 29,3 ± 1,6 37,1 ± 1,7

После проведения комплексной реабилитации с использованием рефлексотерапии отмечалось более легкое течение ОРИ, которое проявлялось в отсутствии повышенной температуры, уменьшении количества отделяемого из носа, уменьшении или отсутствии кашля и болей в горле.

Через 1 мес после начала реабилитации с применением рефлексотерапии в подгруппах А и В зафиксировано достоверное (р < 0,05) уменьшение выраженности симптомов заболевания на 15,9 и на 10,5%, соответственно. В подгруппе С отмечалась тенденция к уменьшению выраженности симптомов ОРИ. Через 6 мес после начала реабилитации в подгруппе А выраженность симптомов заболевания достоверно (р < 0,05) уменьшилась на 21,9%, в подгруппе В — на 12,6%. В подгруппе С статистически значимых изменений выраженности симптомов заболевания не отмечено. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной эффективности только симптоматической медикаментозной терапии у длительно и часто болеющих детей.

Анализ эффективности применения индивидуальной программы медико-социальной реабилитации проводился по таким показателям, как снижение кратности заболеваний и сокращение общей длительности заболеваний в течение года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важными критериями оценки эффективности реабилитационных мероприятий является снижение частоты и длительности заболеваний в год. В начале исследования

средняя кратность заболеваний составила 6,2 ± 0,3 случаев заболеваний в год; средняя длительность заболеваний 67,6 ± 2,1 дней в год во всех подгруппах наблюдения. В процессе проведения реабилитации (рис. 2) через 6 мес отмечалось достоверное (р < 0,01 и р < 0,05, соответственно) снижение кратности заболеваний (в подгруппе А — на 25,4%, в подгруппе В — на 16,4%). В подгруппе С кратность заболеваний статистически значимо не изменилась во время всего наблюдения.

Через год после начала реабилитации в подгруппе А кратность заболевания достоверно уменьшилась на 39,7% (в 1,7 раза; р < 0,0001), в подгруппе В — на 31,1% (в 1,5 раза; р < 0,01). Через 2 года наблюдения в подгруппе А средняя частота заболеваний в год уменьшилась в 2 раза, в подгруппе В — в 1,6 раза, в подгруппе С — только в 1,1 раза.

При исследовании средней длительности заболевания (рис. 3) через 6 мес после начала реабилитации было отмечено достоверное (р < 0,0001) уменьшение длительности заболеваний в подгруппе А — в 1,4 раза, в подгруппе В — в 1,3 раза, в подгруппе С — в 1,1 раза (р < 0,05). Через 1 год после начала реабилитации средняя длительность заболевания достоверно (р < 0,0001) уменьшилась в подгруппе А — в 1,8 раза, в подгруппе В — в 1,5 раза, в подгруппе С — в 1,13 раза (р < 0,05). Через 2 года наблюдения средняя длительность заболеваний в год достоверно уменьшилась в подгруппе А — в 2,2 раза, в подгруппе В — в 1,7 раза, в подгруппе С — в 1,16 раза.

Рис. 2. Динамика средней кратности заболеваний по подгруппам наблюдения в процессе реабилитации (в днях)

Рис. 3. Динамика средней длительности заболеваний по подгруппам наблюдения в процессе реабилитации (в днях)

18

Следовательно, можно сделать выводы:

• комплексная медико-социальная реабилитация и медицинская реабилитация достоверно и значимо снижают частоту и длительность заболеваний в год у длительно и часто болеющих детей младшего школьного возраста;

• комплексная реабилитация с применением рефлексотерапии является эффективным способом лечения длительно и часто болеющих детей, уменьшающим кратность заболеваний, а также облегчающим течение ОРИ, снижая длительность и выраженность симптомов заболевания;

• применение только медицинской реабилитации не позволяет добиться удовлетворительных результатов при проведении реабилитации длительно и часто болеющих детей.

Приведенный анализ эффективности внедрения программы комплексной медико-социальной реабилитации среди длительно и часто болеющих детей младшего школьного возраста показал, что только выполнение всех ее разделов в полном объеме способствует улучшению показателей здоровья. Поэтому внедрение этой программы для всех детей, имеющих отклонения в здоровье, позволит снизить заболеваемость, улучшить их физическое развитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов A.A., Лапин Ю. E., Яковлева Т. В. Актуальные вопросы законодательного обеспечения охраны здоровья детей в Российской Федерации. — М., 2005. — 71 с.

2. Баранов A.A., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М.: Издательский дом «Династия», 2003. — 512 с.

3. Нестеренко Е. И., [олухов Г. H., Полунина Н. В. Методологические основы реформирования лечебно-профилактических учреждений в современных экономических условиях. — М.,

2001. — 225 с.

4. Намазова Л. С., Ботвиньева В. В., Торшхоева Р. М. Часто болеющие дети мегаполисов: лечение и профилактика острых респираторных инфекций // Педиатрическая фармакология. — 2005; 1.

5. Илларионов В. Е. Основы информационной медицины. Учебное пособие. — М.: МИМСР,— 2004. — 96 с.

6.Коровина H.A. Часто и длительно болеющие дети: терминология, патофизиология, терапевтические подходы. Опыт применения рибомунила в российской педиатрической практике. — М.,

2002. — С. 7-17.

7. Коровина H.A. Топическая противовирусная терапия гриппа и ОРВИ у детей // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2008; 87 (1): 120-124.

8. Самсыгина Г. А. Часто болеющие дети: проблема патогенеза, диагностики и терапии // Педиатрия. — 2005; 1: 23-26.

9. Государственный доклад о повышении доступности и качества медицинской помощи. М., 2005. — С. 11, 12, 21-22, 41-42.

10. Леонова М. В., Белоусов Ю. Б. и соавт. Клинико-экономическая оценка препаратов, применяемых для профилактики и лечения ОРВИ у детей // Детские инфекции. — 2005; 4 (2): 38-45.

11. Назаренко Г. И., КишкунА.А. Клиническая оценка результатов лабораторных исследований. 2-е изд. — М.: Медицина, 2006. — 544 с.

12.Нестеренко Е. И., Голухов Г. H., Полунина Н. В. Методологические основы реформирования лечебно-профилактических учреждений в современных экономических условиях. — М., 2001. — 225 с.

Креон - эффективная

терапия нарушений пищеварения1

Креон®-ферментный препарат № 1 в мире по числу назначений при ВСНПЖ2

Креон® - бопее 80% активности ферментов реализуется в течение 15 минут3

Минимикросферы - технология защищенная патентом3’4

1. Safdi M. et al. Pancreas 2006; 33:156-162.

2. IMS Health, September 2010.

3. Lohr JM. et al. Eur J Gastroenterol and Hepatol 2009; 21:1024-1031.

4. Creon® (pancreatin), Master SmPC, March 16th, 2010.

Креон®

Регистрационный номер: Креон 10 ООО - П N8015581/01, Креон 25 ООО - П №015582/01, Креон 40 ООО - ЛСР - 000832/08

Международное непатентованное название: панкреатин

Показания к применению: заместительная терапия недостаточности экзокринной функции поджелудочной железы у взрослых и детей при следующих состояниях: муковисцидоз; хронический панкреатит; панкреатзктомия; рак поджелудочной железы; протоковая обструкция вследствие новообразования (например протоков поджелудочной железы или общего желчного протока); синдром Швахмана- Даймонда.

Побочное действие: общая частота возникновения неблагоприятных реакций была схожей с таковой при применении плацебо.

Способ применения и дозы: внутрь во время приема пищи. Дозу следует устанавливать с учетом индивидуальных особенностей пациента, к которым относятся степень недостаточности пищеварения и содержание жира в пище. С основным приемом пищи в среднем требуется от 25 ООО до 80 ООО ЕД липазы, а во время приема легкой закуски - половина индивидуальной дозы. Капсулы и минимикросферы следует проглатывать целиком, не разламывая их и не разжевывая, запивая достаточным количеством воды.

См. полную информацию о препарате в инструкции по применению.

ООО «Эбботт Продактс»

119334, Москва, ул. Вавилова, 24

Телефон: +7 (495) 411 6911, факс: +7 (495) 411 6910

www.abbott-products.ru

www.gastrosite.ru,www.mucoviscidos.ru

а

Abbott

A Promise for Life

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.