Научная статья на тему 'Индивидуальная программа медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей'

Индивидуальная программа медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
378
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕТИ / РЕСПИРАТОРНЫЕ ИНФЕКЦИИ / REHABILITATION / CHILDREN / RESPIRATORY INFECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляев Б. А., Полунина Виктория Валерьевна

B статье изложена индивидуальная программа медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей школьного возраста. Особое внимание уделено характеристике трех основных разделов реабилитации: социальной, медицинской и психологической. Даны рекомендации по реализации основных разделов программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поляев Б. А., Полунина Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual program of medical and social rehabilitation of children who are often and long ill

The individual program of medical and social rehabilitation of children who are often and long ill of school age is started in the present work. The special attention is given to the characteristic of three basic sections of rehabilitation: social, medical and psychological. The recommendations on realization of basic sections of the program are given in the paper.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная программа медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей»

ПЕДИАТРИЯ

Индивидуальная программа медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей

Б.А.Поляев, В.В.Полунина

Российский государственный медицинский университет, кафедра лечебной физкультуры, спортивной медицины и физического воспитания, Москва (зав. кафедрой - акад. РАЕН, проф. Б.А.Поляев)

|В статье изложена индивидуальная программа медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей школьного возраста. Особое внимание уделено характеристике трех основных разделов реабилитации: социальной, медицинской и психологической. Даны рекомендации по реализации основных разделов программы. Ключевые слова: реабилитация, дети, респираторные инфекции

The individual program of medical and social rehabilitation of children who are often and long ill

B.A.Polyaev, V.V.Polunina

Russian State Medical University, Department of Medical Physical Culture, Sport Medicine and Physical Education, Moscow (Head of the Department - Acad. RANS, Prof. B.A.Polyaev)

I The individual program of medical and social rehabilitation of children who are often and long ill of school age is started in the present work. The special attention is given to the characteristic of three basic sections of rehabilitation: social, medical and psychological. The recommendations on realization of basic sections of the program are given in the paper. Key words: rehabilitation, children, respiratory infections

Повышенное внимание к охране здоровья детского населения со стороны органов и учреждений здравоохранения определяется тем, что дети относятся к наиболее уязвимой группе населения, требующей особого внимания со стороны не только родителей, но и медицинского персонала. Именно этим обусловлена подготовка специальных медицинских кадров для оказания медицинской помощи детям, организации соответствующих лечебных, оздоровительных и воспитательных учреждений, предназначенных для предоставления детям медицинских услуг различного профиля [1-3]. Это особенно важно в том случае, если дети имеют неблагоприятные показатели здоровья. Наиболее значимым является оказание медико-социальной помощи длительно и часто болеющим детям (ДЧБД), у которых часто формируется хроническая патология и за счет которых сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения, а также поддерживается высокий уровень детской инвалидности.

В связи с этим возникает необходимость активного внедрения среди часто и длительно болеющих детей лечебно-

Для корреспонденции:

Полунина Виктория Валерьевна, доцент кафедры лечебной физкультуры, спортивной медицины и физического воспитания Российского государственного медицинского университета Адрес: 117997, Москва, Ленинский пр., 117 Телефон: (495) 434-5792

Статья поступила 04.02.2008 г., принята к печати 30.06.2008 г.

оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление их здоровья, что позволит улучшить показатели здоровья не только этой группы, но и детского населения в целом. Наиболее целесообразным методом для сохранения здоровья длительно и часто болеющих детей являются индивидуальные медико-социальные реабилитационные программы.

Предлагаемая нами индивидуальная программа медико-социальной реабилитации (ИПМСР) длительно и часто болеющим детям разрабатывалась на основе полученных данных факторной обусловленности здоровья обследованного контингента детей. Принципы проведения медико-социальной реабилитации заключаются в комплексности используемых методов, в индивидуальном подходе, учитывающем анатомофизиологические особенности детского возраста, психоэмоциональное состояние ребенка, в непрерывности, длительности и последовательности проводимых мероприятий.

Для каждого ребенка, относящегося к группе часто и длительно болеющих детей, разрабатывался индивидуальный комплекс медико-социальной реабилитации, включающий три раздела: медицинскую, социальную и психологическую реабилитацию.

Медицинская реабилитация (рис. 1) состояла из комплекса лечебных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма и повышение жизнен-

ной активности детей. Всей группе до начала проведения медицинской реабилитации по необходимости проводились дополнительные клинико-диагностические исследования и консультации врачей-специалистов, которые возможно было осуществить в поликлинических условиях [4].

В программе медицинской реабилитации были выделены такие подразделы, как: медикаментозная терапия, лазеротерапия, физиотерапевтические процедуры (ОКУФ носоглотки, эндоназальный электрофорез, лекарственный электрофорез на грудную клетку, ультразвуковая терапия, УВЧ-терапия, бальнеолечение, парафинолечение), лечебная физкультура, лечебный массаж и рефлексотерапия.

Рефлексотерапия обычно включала в себя несколько курсов лечения с интервалом в 2-4 мес. Каждый курс состоял из 12-15 процедур, проводимых ежедневно или через день.

Рефлексотерапия включала различные способы воздействия на акупунктурные точки (рис. 2): поверхностная рефлексотерапия точек, расположенных вдоль позвоночника на меридианах мочевого пузыря и заднесрединном; корпораль-ная и аурикулярная терапия с использованием точек общего действия и специфических точек в зависимости от симптомов заболевания; баночный массаж спины в области грудной клетки; лазеропунктура местных точек на лице и шее; прогревание полынными моксами базисных точек на ладонной и тыльной поверхности кисти по системе су-джок.

Медикаментозная терапия в зависимости от характера и тяжести заболевания включала лекарственные средства специфического и патогенетического действия (биопарокс, эреспал, индукторы интерферона для стимуляции альфа-, гамма-, бета-интерферонов; для активации Т-клеточного и гуморального иммунитета использовались мази типа Вифе-рона, лейкоцитарный интерферон). По данным различных авторов [5, 6], у длительно и часто болеющих детей отмечается снижение уровней большинства показателей иммунитета и неспецифической резистентности, включая и факторы местной защиты. Поэтому для стимуляции иммунитета необходим целый комплекс мероприятий, среди которых можно выделить следующие: тщательная санация очагов хронической инфекции, нормализация биоценоза кишечника, а также общеукрепляющая терапия.

Социальная составляющая программы медико-социальной реабилитации базировалась на внедрении в повседневную жизнедеятельность длительно и часто болеющих детей элементов здорового образа жизни. Это обусловлено тем, что результаты настоящего исследования установили низкий уровень медицинской активности у исследуемой группы. Так, по данным проведенного анкетирования, только 36,7% опрошенных ДЧБД и их родителей ведут здоровый образ жизни. Индивидуальная программа социальной реабилитации состояла из следующих разделов: формирование установок на повышение медицинской грамотности и ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня и рационального питания, оптимизация двигательной активности, профилактика распространенности вредных привычек и проведение психологической саморегуляции (рис. 3).

Обучение детей навыкам и приемам здорового образа жизни, которые приводят к предупреждению развития заболеваний, обострений и осложнений, позволяет быстрее адаптироваться к существующим условиям и способствует

ускорению выздоровления. Влияние элементов здорового образа жизни (или внедрение интерактивного оздоровления) имеет большое значение для сохранения и поддержания здоровья, поскольку при оптимальных показателях основных характеристик образа жизни повышается эффективность медицинской и психологической реабилитации.

Система интерактивного профилактического наблюдения, разработанная в научных исследованиях [7, 8], была модифицирована в соответствии с целью и задачами данной работы. Интерактивное оздоровление построено прежде всего на разъяснительной работе о сущности каждого раздела программы социальной реабилитации и особенностях

Рис. 1. Разделы программы медицинской реабилитации, проводимой в поликлинике.

Рис. 2. Основные виды рефлексотерапии, применяемые у длительно и часто болеющих детей.

Рис. 3. Разделы социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей.

Б.А.Поляев, В.В.Полунина / Вестник РГМУ, 2008, №6, с. 34-37

Рис. 4. Основные элементы интерактивного оздоровления длительно и часто болеющих детей.

их реализации конкретно для каждого ребенка. Основные элементы интерактивного оздоровления длительно и часто болеющих детей представлены на рис. 4. Ведущая роль в реализации социальной составляющей индивидуальной программы медико-социальной реабилитации ДЧБД принадлежит лечащим врачам и в первую очередь участковым врачам-педиатрам.

Участковые врачи-педиатры обучали детей и их родителей навыкам благоприятного для их здоровья медико-социального поведения в соответствии с особенностями их типа личности и образа жизни семьи и контролировали выполнение данного раздела программы реабилитации.

Важное место в социальной реабилитации занимает формирование навыков по соблюдению ребенком режима дня. Рекомендации по режиму дня основываются на соблюдении регулярности выполнения в течение дня всех мероприятий, связанных с чередованием учебы и отдыха, с приемами пищи и двигательной активностью, со сном, с выполнением санитарно-гигиенических норм и правил.

Практически у большинства часто и длительно болеющих детей отмечались постоянные нарушения режима приема пищи (57,2%), в связи с чем всем детям рекомендовалось соблюдать общие принципы рационального питания, в том числе: количество приемов пищи в течение дня должно быть не менее трех раз; прием пищи в течение дня желательно проводить в одно и то же время и в спокойной обстановке; умеренность в приеме пищи как в течение дня, так и за один прием. Необходимо обращать внимание на энергетическую и пищевую ценность продуктов питания (калорийность, содержание жиров, белков, углеводов, микроэлементов), включать в ежедневный рацион свежие овощи, фрукты и ягоды, при недостаточном потреблении которых необходимо принимать витамины и микроэлементы.

Основными рекомендациями в отношении оптимизации двигательной активности длительно и часто болеющих детей являются ее регулярность и дозированность. Ребенку любого возраста рекомендовалось выполнять комплекс гигиенической гимнастики в соответствии с возрастом и с учетом имеющегося у него заболевания, а также регулярно совершать пешие прогулки.

Важным элементом социальной составляющей программы реабилитации длительно и часто болеющих детей является воздействие естественных физических факторов - закаливающих процедур. Основными формами закаливания

являются пребывание на открытом воздухе, воздушные ванны и водные процедуры. В основу применения естественных физических факторов положен принцип постепенного увеличения продолжительности процедуры, снижения температуры действующего фактора с учетом индивидуальных особенностей организма.

Ежедневно ребенок сталкивается с различными ситуациями, вызывающими у него положительные или отрицательные эмоции. Последние, связанные с чувством страха, угнетения, разочарования, неудовлетворенности, умственным, физическим и эмоциональным перенапряжением, рассматриваются как стресс. Длительное воздействие отрицательных эмоций служит толчком для снижения защитно-приспособительных функций детского организма, ослабления иммунитета, обострения течения хронических заболеваний. Стресс является мощным разрушителем и фактором, приводящим организм в состояние дисбаланса, поэтому обучение детей элементам психологической саморегуляции позволяет преодолевать стрессовое воздействие и способствует нормализации внутреннего состояния организма.

Психологическая реабилитация в сложном комплексе восстановительного лечения занимает не менее важное место, при этом она неразрывно связана с психологической саморегуляцией. Психологическая реабилитация построена на психокоррекционной работе с ребенком и его родителями, и ее основная задача - формирование адекватных для состояния здоровья мотиваций, способствующих непрерывности, регулярности и последовательности выполнения медицинских назначений.

Психологическая реабилитация проводилась психологом, работающим в детской поликлинике, в виде групповых и индивидуальных занятий с детьми и их родителями. Родители во время занятий обучались методам психологической разгрузки и активно проводили ее с детьми для уменьшения нервно-психического напряжения, что способствовало в конечном итоге улучшению состояния здоровья детей.

Разработанная программа индивидуальной медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей проводилась на базе детской городской поликлиники №39 в окружном отделении восстановительного лечения для ДЧБД, включающем в себя физиотерапевтическую службу с кабинетами водолечения, светолечения, электротерапии, ингаляторий, кабинет лечебного массажа и лечебной физкультуры, а также кабинет рефлексотерапии.

С учетом социальной значимости проблемы длительно и часто болеющих детей логическим продолжением индивидуальных программ медико-социальной реабилитации являлось диспансерное наблюдение ребенка у педиатра, отоларинголога, аллерголога-иммунолога, а при необходимости -у других специалистов.

Детская городская поликлиника на сегодняшний день остается основным учреждением, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детскому населению. В настоящее время государственной задачей в реформировании здравоохранения является укрепление этого первичного звена, так как общий уровень доступности и качества медицинской помощи в значительной мере определяется на этом этапе. Приоритетными задачами деятельности детского медицинского учреждения амбулаторно-поликлинического звена следует считать: снижение общей первичной и хронической заболеваемости, улучшение показателей комплексной оценки состояния здоровья детского населения, оценки по группам здоровья, увеличение числа детей, прошедших курс оздоровления и реабилитации, и широкое внедрение комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.

Литература

1. Баранов А.А. Здоровье детей России (состояние и проблемы). - М.: Союз педиатров России, 1999. - 272 с.

2. Ваганов Н.Н., Шипова В.М., Степанова С.М. и др. Педиатрическая служба в условиях реформирования здравоохранения. - М.: ГРАНТЪ, 1999. - 232 с.

3. Авксентьева М.В. Медико-социальная характеристика семей, имеющих детей с хроническими заболеваниями. Автореф. дис. ... к.м.н. - М., 1997. - 24 с.

4. Муспахова Э.В. Научное обоснование системы обеспечения качества педиатрической помощи в городских поликлиниках. Автореф. дис. ... к.м.н. - М., 2005. - 24 с.

5. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. Часто и длительно болеющие дети: современные возможности иммунореабилитации (руководство для врачей). - М., 2001. - 178 с.

6. Ершов Ф.И. Противовирусная терапия ОРВИ у детей // Дет. инф. - 2006. - Т.5. - №3. - С.56-61.

7. Оприщенко С.А. Комплексное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и образа жизни семей, воспитывающих детей школьного возраста. - Автореф. дис. ... к.м.н. - М.: РГМУ, 2003. - 25 с.

8. Павлова С.В. Организация медико-социальной реабилитации длительно и часто болеющих детей в амбулаторно-поликлинических условиях. Дис. к.м.н. -М.: РГМУ, 2006. - 183 с.

ИЗ жизни УНИВЕРСИТЕТА

Учебники и монографии

Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. - 640 с.

Пятницкая Ирина Николаевна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая ПНИЛ наркологии РГМУ

В фундаментальном руководстве обобщен многолетний опыт автора в наблюдении и лечении различных видов наркоманий. В первой части рассмотрены основные аспекты медико-социальных проблем наркомании. Вторая часть посвящена пропедевтике основных расстройств, являющихся предметом клинической наркологии. Наряду с семиотикой основных синдромов рассмотрены вопросы развития болезни, ее течения, стадий и возрастных особенностей. В третьей части описаны отдельные клинические формы в наркологии, приведены эффекты основных неалкогольных психоактивных веществ. Четвертая часть содержит собственную концепцию этиологии и патогенеза наркоманий. В пятой части подробно рассмотрены вопросы диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманиями. Данное руководство предназначено для наркологов, психиатров и врачей других специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.