Научная статья на тему 'Медитация как неотъемлемая часть культуры и религий'

Медитация как неотъемлемая часть культуры и религий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медитация / религия / внутренний диалог / духовная практика. / meditation / religion / internal discourse / spiritual practice.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лыткин В. В., Комарова А. В.

В данной статье особое внимание обращено именно на то, какое место в современной религии и культуре занимает медитация, как это понятие менялось во времени и какие медитативные практики используются до сегодняшнего дня. Мы постарались ответить на сложный философский вопрос, как медитация или другие явления, проявляются во всех существующих религиях. На «Западе» слово «медитация» стоит в одном ряду с такими явлениями, как рефлексия, возможно, планирование, а вот во втором случае, в восточной культуре, – предполагает собой процесс «просветления». Целью восточных медитаций стало получение нового опыта, ранее не свойственного человеку. Не только понятие медитации сохранилось в религиях, но и техники, некоторые в совсем неизменном варианте. Важно, что названия во всех религиях у медитаций совершенно разное. В православии упоминание медитаций есть в практике «умного делания», в буддизме и йоге много пересечений с практикой медитаций. Медитация в буддизме является одним из главных методов контроля над умом и умение сосредоточиться на определённых идеях. Важный навык концентрации на определенных объектах и очищение разума от потока сознания открывает человеку путь к преодолению всех основных проблем существования. Стоит отметить, что медитация, хоть и зародилась как религиозное явление, в современной жизни она заняла особую роль некой технологии, которая ведет к позитивным изменениям и усовершенствованиям. Медитация по-прежнему уникальное явление, прошедшее сквозь века, но так и до сих пор с трудом поддающееся какому-либо анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meditation as an integral part of culture and religion

The article focuses on the place of meditation in modern religion and culture, the process of how this concept has changed over time, and the meditative practices still in use today. The authors explore how meditation, or other phenomena, manifests itself in all existing religions. In the Occidental culture, the word ‘meditation’ stands alongside such phenomena as self-reflection, perhaps planning, whereas in the Oriental culture, it suggests a process of ‘enlightenment’. The purpose of eastern meditations is to gain a new experience not previously known to person. Religions have preserved the concept of meditation as well as its techniques, some of which have remained unchanged. The authors note that meditation is called differently in different religions. For example, in Orthodoxy it is the practice of ‘mental doing’. In Buddhism and yoga there are many intersections with the practice of meditation. Meditation in Buddhism is one of the main methods of controlling the mind and the ability to focus on certain ideas. The important skill of concentrating on certain objects and clearing the mind of the consciousness stream opens the way for a person to overcome all the main existence problems. Although meditation originated as a religious phenomenon, it has a special role in modern life as a technology that leads to positive change and improvement. Meditation is still a unique phenomenon that has travelled through the ages. However, it remains difficult to analyze in any way.

Текст научной работы на тему «Медитация как неотъемлемая часть культуры и религий»

В. В. Лыткин

Калужский государственный университет

им. К. Э. Циолковского А. В. Комарова Калужский государственный университет

им. К. Э. Циолковского

МЕДИТАЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ И РЕЛИГИЙ

В данной статье особое внимание обращено именно на то, какое место в современной религии и культуре занимает медитация, как это понятие менялось во времени и какие медитативные практики используются до сегодняшнего дня. Мы постарались ответить на сложный философский вопрос, как медитация или другие явления, проявляются во всех существующих религиях. На «Западе» слово «медитация» стоит в одном ряду с такими явлениями, как рефлексия, возможно, планирование, а вот во втором случае, в восточной культуре, - предполагает собой процесс «просветления». Целью восточных медитаций стало получение нового опыта, ранее не свойственного человеку. Не только понятие медитации сохранилось в религиях, но и техники, некоторые в совсем неизменном варианте. Важно, что названия во всех религиях у медитаций совершенно разное. В православии упоминание медитаций есть в практике «умного делания», в буддизме и йоге много пересечений с практикой медитаций. Медитация в буддизме является одним из главных методов контроля над умом и умение сосредоточиться на определённых идеях. Важный навык концентрации на определенных объектах и очищение разума от потока сознания открывает человеку путь к преодолению всех основных проблем существования. Стоит отметить, что медитация, хоть и зародилась как религиозное явление, в современной жизни она заняла особую роль некой технологии, которая ведет к позитивным изменениям и усовершенствованиям. Медитация по-прежнему уникальное явление, прошедшее сквозь века, но так и до сих пор с трудом поддающееся какому-либо анализу.

Ключевые слова: медитация, религия, внутренний диалог, духовная практика.

V. V. Lytkin

Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia) A. V. Komarova Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia)

MEDITATION AS AN INTEGRAL PART OF CULTURE AND RELIGION

The article focuses on the place of meditation in modern religion and culture, the process of how this concept has changed over time, and the meditative practices still in use today. The authors explore how meditation, or other phenomena, manifests itself in all existing religions. In the Occidental culture, the word 'meditation' stands alongside such phenomena as self-reflection, perhaps planning, whereas in the Oriental culture, it suggests a process of 'enlightenment'. The purpose of eastern meditations is to gain a new experience not previously known to person. Religions have preserved the concept of meditation as well as its techniques, some of which have remained unchanged. The authors note that meditation is called differently in different religions. For example, in Orthodoxy it is the practice of 'mental doing'. In Buddhism and yoga there are many intersections with the practice of meditation. Meditation in Buddhism is one of the main methods of controlling the mind and the ability to focus on certain ideas. The important skill of concentrating on certain objects and clearing the mind of the consciousness stream opens the way for a person to overcome all the main existence problems. Although meditation originated as a religious phenomenon, it has a special role in modern life as a technology that leads to positive change and improvement. Meditation is still a unique phenomenon that has travelled through the ages. However, it remains difficult to analyze in any way.

Keywords: meditation, religion, internal discourse, spiritual practice.

DOI 10.22405/2304-4772-2024-1-1-28-35

Введение

В мировых культурах, на Западе и на Востоке, термин медитация имеет абсолютно разное значение. На востоке, «медитация» - нечто, что приводит к просветлению, главной целью которого стало получение нового опыта, ранее никак не относящегося к человеку. А на западе, медитация приравнена к планированию, рефлексии [4]. И в буддизме, и в индийской йоге также много говорится о медитациях. И в еврейской Каббале, и в культуре иезуитов мы можем найти упоминание об этой духовной практике. Существует, так называемое, учение о «пути», и в нем мы найдем отсылку к медитациям, и в православной религии есть понятие духовных техник и «умного делания».

Медитация в мировых религиях

Рассматривая ведизм, можно отметить, что и в этой религии медитация считается одним из способов индийской духовной практики. В работе М. Элиаде «История веры и религиозных идей» есть слова: «открытие полнокровного и блаженного, единого с богами, существования не давало покоя индийской духовности в течение долгого времени после исчезновения оригинального напитка. Отсюда - поиски иных методов достижения такого состояния: аскеза, оргиастические эксцессы, медитация, техника йоги, мистическая самоотдача» [9, с. 197]. Элиаде в своем труде говорит о влиянии некоторого напитка «соме», одноименном ведийскому пантеону. Эффект напитка был наркотическим, меняющим сознание. Процесс направлен на достижение определенного состояния, особенного. Данные, о которых пишет автор, показывают, что, благодаря напитку, добивалось удивительное состояние, способствующее погружению, отвлечению и вдохновению.

Карлос Кастенда, который изрядно увлекался шаманизмом, писал: «Стоит достичь внутреннего безмолвия - и все становится возможным. Внутренний диалог останавливается за счет того же, за счет чего начинается -за счет действия воли. Ведь начать внутренний разговор с самими собой мы вынуждены под давлением тех, кто нас учит», - пишет он в «Огне изнутри» [2]. Но это все совсем не говорит о том, что Кастенда внес какую-то новизну, совсем нет. В духовных практиках он не новатор.

Все медитации в разных религиях имеют абсолютно различные названия. Но сохранилось и само понимание данного термина, и все техники, базовые и уникальные. Самая распространенная во многих культурах практика работы с сознанием, это внутренний диалог во всех его проявлениях и формах. Рассохин А.В. описывал «внутренний диалог» в работе «Рефлексия и внутренний диалог». Автор говорил «интрапсихический процесс, протекающий в речевой диалогической форме, направленный на разрешение интеллектуально-неоднозначной, личностно-эмоционально-значимой,

конфликтной проблематики» [6, с. 47].

Основная практика дзэн-буддизма - это остановка внутреннего диалога, по-другому называемая ясностью ума. Большое количество пересечений подобных техник можно встретить в йоге. Например, в «Раджа-йоге» медитация становится путем к душевному исцелению и стремлению к мышлению позитивному. В ней нет сложных поз и уровень физической подготовки не велик, тем самым обеспечиваю доступность для каждого. Глаза в медитации здесь принято держать открытыми - это естественное состояние жизни, не зажмуриваясь. А вот «анапанасити-йога» предусматривает длительный процесс, это умение дышать, о чем говорит само название «осознанное дыхание» [5]. Многие буддийские монахи проходят каждую ступень довольно длительный период. Правильное дыхание и делает многие йогические практики медитативными.

Мирча Элиаде выделял следующее: «Говоря о йогической медитации, дхьяне, Патанджали определяет ее как «течение объединенной мысли», а Вьяса делает следующее уточнение: «это сфокусированность ничем не обремененного сознания на созерцаемом объекте»»; скорее всего, именно остановка внутреннего диалога и имеется ввиду под «ничем не обремененным сознанием» [2].

Медитация в буддизме является одним из главных методов контроля над умом и умение сосредоточиться на определённых идеях. Важный навык концентрации на определнных объектах и очищение разума от потока сознания открывает человеку путь к преодолению всех основных проблем существования. Наиболее распространённой, но и одновременно с этим консервативной ветвью буддизма является Тхеравада - «учение старейших». Эта традиция насчитывает более 50 видов, и делит любые медитативные техники на два типа: тренировка концентрации - рекомендуется новичкам, она помогает развить навык удержания внимания на объекте; второй тип - развитие осознанности - состоит в наблюдении за работой ума. В Тибет буддизм пришёл предположительно в VII веке н.э. и постепенно приобрёл статус ведущей

духовной школы тибетских народов. Тибетский буддизм включает в себя такие индийские направления, как Тхеравада, Махаяна и Тантра. В нём развита медитативная практика, где аналитическая медитация выступает инструментом укрепления сознания.

С точки зрения философии буддизма, медитация - это особенное состояние человека, в котором миры человека внешний и внутренний соединяются. Принято считать, что еще Будда, который является основателем древнейшей мировой религии, выделял пять медитаций. Самая главная из них -это медитация любви, именно в ней должно произойти стремление к благу всех существ, в том числе и к счастью не только друзей, но и врагов. Верующие буддисты считают, что именно Гаутама Будда на пути самостоятельного поиска Истины приблизился к наивысшему пределу человеческих возможностей. На санскрите две основные практики буддийской медитации имеют название шаматха и випашьяна. Существует огромная связь между позицией ума и позой тела человека. Для обеспечения верного направления потока сознания необходима правильная поза, это важный принцип медитации. Все мы наблюдаем статуи Будды или других божеств в определенном положении, - их поза со скрещенными ногами и обязательно сидя. Это, так называемое, визуальное руководство. Сохранилось достаточное количество буддийских изображений, на которых прослеживается соблюдений данной техники медитации. Есть много отвлекающих факторов: шумы, звуки, колебания, но важно не само наличие/отсутствие звуков, а реакция на них. Потому что мешают не они сами, а воздействие психики человека на них. В таком случае можно попробовать отпустить данные мысли, не оценивать, а стать наблюдателем со стороны, не включаясь в процесс концентрации на этих звуках. В процессе медитации каждый человек испытает разные эмоции, им тоже важно не давать оценку, не привязываться. Бессознательно при повторной попытке погружения в медитацию психика так и будет направлять нас на определенный момент, который вызвал яркую реакцию. А это считается лишним напряжением. Буддисты считают, что, в процессе медитации важно «отпустить» и не ждать конкретных результатов сразу, иначе практика будет совершенно не эффективной [1, с. 504-507].

Востоковеды считают, что медитация шаматаха появилась первой, и буддисты верят, что именно эта медитация приводит человека к полной чистоте и совершенному спокойствию. Помехами для достижения требуемого состояния в данной практике стали две основные причины. С одной стороны -умственная отсталость, а с другой - общая возбужденность психики, от того, что сильная привязка к мыслям, чувствам, желаниям и эмоциям. Яркая визуальная ассоциация в шаматхи - это огонь, и его важно поддерживать в процессе медитации, что является энергетической подпиткой перехода от стадии к стадии.

С достижением определенного уровня продвинутости, огня требуется все меньше, потому что опытный человек в медитации применяет все меньше усилий. Он прогрессирует без дополнительных техник. Существует шесть основных компонентов, которые стали важными на пути к продвижению и

достижению определенного уровня: получение рекомендаций и инструкций; восприятие, понимание инструкций; точное исполнение; настойчивость в освоении; приобретение навыка и достижение мастерства [8, с. 57-58].

Но важно знать и о факторах, которые могут увести практикующего медитацию в сторону пути к достижению поставленной цели. Это, так называемые, шаблоны различных предметов, их образы и представления: еда -ощущения вкуса; запахи; звуковое восприятие объектов органами зрения и восприятие органами слуха.

В традиционной практике шаматхи существует 9 уровней:

1. Полное нарушение связи практикующего со своим умом. Он никак не способен им управлять. Медитации забирает много энергии, на пути много препятствий.

2. Благодаря фокусировке внимания, которую мы совершенствуем, медитирующий приближается к своему уму.

3. И только находясь на этом моменте, практикующий способен замедлиться. Они «встречаются лицом к лицу» и медитирующий начинает добиваться заметного контроля над своим сознанием. Появляется кратковременная фиксация сознания, которой раньше не было.

4. Медитирующий все больше приближается к своему уму. Общее представление и состояние становится более урегулированным и размеренным.

5. Умом полностью управляет медитирующий.

6. Устойчивость сознания стала постоянной.

7. Ум сам по себе идет в требуемом направлении. Ситуация становится совсем спокойной и умиротворенной.

8. Практика медитаций входит в привычку, ум спокойно двигается в направлении, указанном человеком.

9. Ум и медитирующий приходят в полную гармонию, находятся вплотную друг с другом, достигая полной гармонии. Буддисты считают, что все препятствия в этом момент не имеют больше никакого значения, просто пропадают [8, с. 59-62].

В православии же рассматривается практика «умного делания». И под умным деланием в литературе мы понимаем внутренний подвиг христианина, который заключается в непрестанной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Разумеется, если речь идет о тех высотах духовного делания, которые свойственны уже опытным, преуспевшим монахам, то приступать к такому деланию простому христианину, то есть в действительности всем нам, совсем не следует. Особенно если это касается психофизических приемов, поиска места сердечного и низведения туда ума, соединения слов молитвы с дыханием и т. п. - не понимая, о чем идет речь, мы просто навредим сами себе и окружающим [7, с. 304].

Влияние медитации на мозг человека

Появление медитации и многих других духовных практик в различных религиях не может быть простой закономерностью. Не могла практика, не

несущая ничего в себе, стать актуальной и закрепиться в массах. Соответственно, делаем вывод о важности и востребованности занятия практикой. Вопрос, каким же именно путем происходит воздействия на человека - по-прежнему остается открытым. Но о реакциях мозга на происходящее действие уже проведено множество исследований и доказано, что происходит некий процесс в мозге человека. Неким доказательством приведем исследование, точнее цитату из «Scientific American»: «Информация о положительных эффектах медитации коррелирует с открытиями нейроученых, согласно которым у мозга есть способность меняться в результате переживания определенного опыта». Очень интересный момент, - в процессе усовершенствования собственных умений, важный участок головного мозга, который отвечает за контроль движения пальцев человека, в конкретном случае виолончелиста, увеличивается. Именно такой же процесс происходит с мозгом и в момент медитации [11].

Можно сделать вывод, что суть медитаций именно в предельном сосредоточении. Такого уровня техника способствует тренировке когнитивной функции мозга, а точнее, в умении концентрировать внимание, избавляться от рассеянности. Каждый раз мы практикуем этот навык, усовершенствуем его. Развиваясь, тренируясь, применять этот навык в бытовой жизни и в профессиональной становится всё легче. Производительность организма увеличивается после 3-6 недель регулярных тренировок.

Дополнительная важная польза медитативных практик для мозга - наше спокойствие. Медитации - это тренировка мозга, в процессе которой постепенно снижается психологическая напряженность. Но это совсем не говорит о том, что дисбаланс психологического состояния всегда можно вылечить одной лишь ежедневной медитацией. Разумеется, иногда - можно исправить ситуацию, а бывает и иначе - ослабление негативных симптомов. Но стоит заметить, что к подобному методу стоит обращаться после консультации со специалистами. Обладать интеллектом зрелых лет - мечта каждого человека. Каждый мечтает и в старости сохранить свой интеллект, уметь им пользоваться, как и в молодом возрасте, но деградационные процессы мозга -это неизменный процесс старения организма. С возрастом у нас происходят изменения в коре головного мозга, становится меньше мозговых клеток. Состояние нейронных структур у людей, которые уже на протяжение долгого времени практикуют были подвержены исследованию, оно показало, что практики способствуют отодвиганию старости на более поздний срок [10].

Заключение

Медитация преследует главной целью получение нового опыта, но помимо прочего объективно меняет структуру мозга. Таким образом, можем сделать вывод, что процесс медитации и ее результат - нечто положительное. Изменения в состоянии человека и получение нового опыта направлено на просветление, а сам процесс - путь, пройденный человеком. Именно опыт пережитого и стал основой многих религий. И именно это и есть неразрывная

связь с религией. Kаждой религии свойственен духовный прогресс. На разные духовные практики можно смотреть как на варианты изменения сознания.

Но, обратим внимание, что медитативные практики имеют вариант развития и вне религиозного контекста. Мы уже писали о том, что любая медитация нацелена на позитивные изменения в мозге, тем самым делаем акцент именно на улучшение жизни, благодаря медитативным практикам. Об этом пишет Энди Поликомб в работе «Медитация и осознанности». Этот автор стал пропагандистом практик на западе. Он путешествовал по многим храмам и активно практиковал, благодаря чему, создал свой труд на основе собственного опыта [3, с. 26]. Поликомб также часто рассуждал о внутреннем диалоге и концентрации на именно внутри себя.

О медитации не стоит говорить исключительно как о духовной практике, потому что такое понимание очень сузит реальность. Эта практика не поддается анализу, она в современном мире уже трансформировалась в технологию, влияющую на улучшение жизни в целом. Эта практика по-прежнему уникальна.

Литература

1. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: ^ДУ, 2004. V02 с.

2. Kастанеда K. Огонь изнутри. Елев: София, 2003. 413 с. // Libros. URL: http : //www. libro s. am/book/read/id/б8304/slug/o gon-iznutri (дата обращения: 29.01.2018).

3. Паддикомб Э. Медитация и осознанность. М.: Альпина, 2014. 330 с.

4. Раджинер С. В поисках внутреннего мира : пер. с англ. М.: Информэкспресс, 1996. 149 с. // SpiritPeople.ru. URL: http://www.spiritpeople.ru/books and articles/sant-radzhinder-singh/ v-poiskah-vnutrennego-mira.html (дата обращения: 31.01.2018).

5. Вивекананда С. Раджа-Йога : курс лекций / пер. Я. K. Попова; коммент., ред. и сост. Йога Раманантаты. М.: АБВ, 2020. 256 с.

6. Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М.: KогитоЦентр, 2010. 304 с.

V. Умное делание. О молитве Иисусовой : сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей / сост. игумен Харитон. Минск: Лучи Софии, 2001. 304 с.

8. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. В 2 т. СПб.: Нартанг, 2019.

9. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до Элевсинских мистерий. М.: ^шершн, 2002. 4б4 с.

10. Luders E., Cherbuin N., Gaser C. Estimating brain age using highresolution pattern recognition: Younger brains in long-term meditation practitioners // NEUROIMAGE. 2016. № 134. P. 508-513.

11. Ricard M., Lutz A., Davidson R. J. Neuroscience Reveals the Secrets of Meditation's Benefits // Scientific American. 2014. Vol. 311, Issue 5. Date of

publication: 01.11.2014. URL:

https://www.scientificamerican.com/article/neuroscience-reveals-the-secrets-of-meditation-s-benefits/ .

References

1. Vasilyev L. S. Istoriya religiy Vostoka [History of Eastern religions], Moscow, KDU Publ., 2004, 702 p. [In Russian]

2. Castaneda C. Ogon iznutri [The Fire From Within], Kiyev, Sofiya Publ., 2003, 413 p. [In Russian]

3. Puddicombe A. Meditatsiya i osoznannost [Meditation and Mindfulness], Moscow, Alpina Publ., 2014, 330 p. [In Russian]

4. Radzhiner S. Vpoiskakh vnutrennego mira [In search of inner peace], Moscow, Informekspress Publ., 1996, 149 p. [In Russian]

5. Vivekananda S. Radzha-Yoga [Raja Yoga], trans. by Ya. K. Popova, ed. Yog Ramanantata, Moscow, ABV Publ., 2020, 256 p. [In Russian]

6. Rossokhin A. V. Refleksiya i vnutrenniy dialog v izmenonnykh sostoyaniyakh soznaniya: Intersoznaniye v psikhoanalize [Reflexivity and Internal Dialogue in Altered States of Consciousness: Interconsciousness in Psychoanalysis], Moscow, KogitoTsentr Publ., 2010, 304 p. [In Russian]

7. Hegumen Khariton, Umnoye delaniye. O molitve Iisusovoy [Mental doing. On the Jesus Prayer], Minsk, Luchi Sofii Publ., 2001, 304 p. [In Russian]

8. Je Tsongkhapa, Bolshoye rukovodstvo k etapam Puti Probuzhdeniya. V 2 t. [The Great Treatise on the Stages of the Path to Enlightenment. In 2 vols.], Saint Petersburg, Nartang Publ., 2019. [In Russian]

9. Eliade M. Istoriya very i religioznykh idey: Ot kamennogo veka do Elevsinskikh misteriy [A History of Religious Ideas. From the Stone Age to the Eleusinian Mysteries], Moscow, Kriterion Publ., 2002, 464 p. [In Russian]

10. Luders E., Cherbuin N., Gaser C. Estimating brain age using highresolution pattern recognition: Younger brains in long-term meditation practitioners, NeuroImage, 2016, No. 134, pp. 508-513.

11. Ricard M., Lutz A., Davidson R. J. Neuroscience Reveals the Secrets of Meditation's Benefits, Scientific American, 2014, Vol. 311, Issue 5, URL: https://www.scientificamerican.com/article/neuroscience-reveals-the-secrets-of-meditation-s-benefits/

Статья поступила в редакцию 19.01.2024 Статья допущена к публикации 11.03.2024

The article was received by the editorial staff 19.01.2024 The article is approved for publication 11.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.