Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 5 (439). Философские науки. Вып. 56. С. 32-37.
УДК У36 Уил DOI: 10.24411/1994-2796-2020-10505
Ю52в04
ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИИ ОШО: СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ МЕДИТАЦИЙ
Ю. А. Уймина
Частное учебное заведение дополнительного образования «Алибра», Тюмень, Россия
Ошо — один из самых противоречивых современных неоиндуистских наставников. Проблематика учения Ошо лежит в сфере философской антропологии, цель его учения — духовное совершенствование человека, понимаемое гуру как возвращение человека в его изначальное «естественное» состояние неразделённости с миром и «божественностью». Методы «восточной медитации», разработанные Рад-жнишем и включающие в себя техники «хаотического», катарсического, созерцательного характера, а также технику «центрирования», призваны помочь человеку вернуться в своё изначальное, «естественное» состояние неразделённости с миром.
Ключевые слова: Ошо Раджниш, неоиндуизм, духовное совершенствование, медитации, осознанность, тотальность.
Ошо Раджниш — один из самых ярких, противоречивых и интересных современных неоиндуистских наставников, его учение выделяется своей оригинальностью и широким охватом даже внутри неоиндуизма. В религиозном смысле Ошо — и конформист, и нонконформист одновременно: синтезируя в своём учении элементы различных религиозно-философских концепций Востока и Запада1, он является противником всех религий, бросая вызов ортодоксальным взглядам и открыто критикуя священные писания. Ошо, с одной стороны, глубоко гуманистичен в своих воззрениях, с другой стороны, негативен и агрессивен по отношению к ортодоксальным верованиям. Подчёркнуто конфликтная по отношению к религиям позиция гуру — и личностная особенность Раджниша, которая делает его уникальным, ни на кого не похожим духовным наставником, и одновременно с тем отражение основных особенностей современной постсекулярной культуры, представителем которой он является. Вдохновитель движения, повлиявший на формирование New Age, Ошо называет себя «духовно неправильным мистиком»: «С меня начинается неизведанное. < ..> новая духовность < ..> святость < ..> познание собственной божественности» [3. С. 8-9].
Проблематика учения Ошо лежит в сфере философской антропологии, основная цель его учения — духовное совершенствование человека.
1 Буддизма тхеравады, дзэн-буддизма, индуизма, суфизма, локаяты, даосизма и джайнизма, индуистской тантры, а также философские учения Запада.
Ошо призывает своих последователей к «истинной религиозности», возвращению в некое «естественное» состояние неразделённости с природой, божественным, изначально присущее человеку и которое гуру противопоставляет религиозности ложной, навязанной человеку культурой и социумом. Главная проблема современных людей, считает Ошо, — их «неестественность», «отделённость от мира», причём отделённость не столько физическая, связанная с урбанизацией, сколько психологическая: «естественен» тот человек, кто ощущает внутреннюю взаимосвязь с природой, с миром в целом, чувствует себя его неотъемлемой частью, считает Раджниш.
Согласно холистической2 позиции гуру, «истинную религиозность» человек может открыть в себе путём осознанности и тотальности — эти понятия выделены автором как важнейшие максимально общие принципы: наблюдение за своими мыслями, искренность, «бдительность» по отношению к самому себе (осознанность) должна сочетаться в человеке со способностью быть «центрированным», «вовлечённым в действие», «идти до конца» и впоследствии выходить за пределы собственной личности, жить на грани возможностей, а также пребыванием в постоянно «текучем», нестабильном состоянии (тотальностью). Человек, способный осознавать свои мысли и поступки, обладающий достаточной смелостью для того, чтобы выйти за границы комфорта и стабильности, может, согласно Ошо, прий-
2 А. С. Сиргия описывает философские взгляды Ошо как «холистический натурализм» [5, с. 90].
ти к духовному совершенствованию, осознанию своей божественной сути.
Ошо в своём учении говорит об этапах духовного совершенствования человека, «разоблачения эго» и «возвращения в естественное», пройти которые могут помочь «западная психотерапия» и «восточная медитация». Этап «разоблачение эго» подразумевает глубокий самоанализ, раскрытие человеком своих истинных чувств, желаний, мотивов своих действий, предельную искренность к самому себе, это «поиск лица, которое было у человека до рождения» [4, с. 12]. Согласно неоиндуистскому наставнику, эго человека представляет собой несколько слоёв, которые накладывает на него жизнь в социуме: слой «социальной смазки» (формальные взаимоотношения в обществе), «ролевых игр» (или «игровой слой» социальных ролей), слой «хаоса» (когда раскрываются внутренние побуждения и истинные чувства и эмоции человека), слой «смерти», подразумевающий разрушение человеческого эго, слой «жизни», то есть «наслаждения, радости, блаженства». Если человек не останавливается на этом, он оказывается в «сердцевине», «трансцендентальном слое», в котором приходит к осознанию своей божественной сути [2, с. 4755]. Этап «возвращение в естественность» включает в себя осознанность тела, осознанность мыслей и осознанность чувств: согласно гуру, человек должен стремиться всегда быть созерцательным, наблюдательным, медитативным в своих действиях. Цель данного этапа — «деавтомати-зация» мыслей, чувств, действий, которые обычно выполняются механически, она подразумевает умение сосредоточиваться, концентрироваться на определённом действии, которое осуществляется в настоящий момент времени, и в то же время наблюдать за собой со стороны, быть «безмолвным свидетелем» самому себе.
«Деавтоматизации» действий, становлению «безмолвным наблюдателем» способствуют практические методы Ошо, которые он использует в своём ашраме, а именно оригинальные методы медитаций, в каждой из которых гуру объединяет несколько методик, перенятых из различных восточных религиозно-философских концепций и «доработанных» самим Раджни-шем. Осознанность и тотальность — не только основные «теоретические» понятия учения Ошо, но и важнейшие принципы медитативных практик его ашрама: в каждой медитации адепт должен быть максимально «центрирован-
ным», «включённым в действие» и в то же время осознанным, «бдительным», уметь смотреть на себя со стороны. Методы медитаций Раджни-ша можно назвать «ускоренными», нацеленными на «внезапное просветление» [5, с. 50] — все они сводятся к тому, чтобы скорее ввести человека в состояние безмыслия, способствующее духовному совершенствованию человека в контексте учения неоиндуистского наставника. Медитации Ошо включают в себя методики, которые в целом можно разделить на хаотические, катарсические и созерцательные. Каждая медитация подразделена на несколько стадий и может сочетать в себе все три составляющие: стадия «хаоса» зачастую начинает медитацию, затем следует стадия катарсиса, которая сменяется созерцательной частью (хотя порядок и не всегда бывает прямым). По мнению гуру, современный человек настолько неестественен, что традиционные методы, такие как йога Патанджали или распевание бхаджанов, ему не подходят — необходимо, считает гуру, сначала «вывести центрирование из мозга» человека. Ошо использует хаотические методы, поскольку «благодаря им мозг обнуляется», и «центр <...> автоматически перемещается в сердце» [12], что, считает гуру, является огромным шагом для современного человека на его духовном пути. Неоиндуистский наставник придаёт огромное значение хаотическому методу, считая, что ничто другое не сможет «сместить [человека. — Ю. У] к источнику, к корням <...> столкнуть сознание вниз от мозга» [Ibid.].
После стадии хаоса, по мнению гуру, должна следовать стадия катарсиса, которая помогает «освободить сердце [человека. — Ю. У] от бремени, сбросить подавленность, сделать его лёгким», он призван «нивелировать то, что сделала цивилизация, и помочь людям вновь стать простыми, невинными» [11, р. 28]. Катарсис необходим, полагает Ошо, чтобы центр сознания человека «опустился ещё ниже», в пупок, который гуру считает «источником жизненной силы, из которого происходит всё: тело, ум, и всё остальное» [12]. Раджниш, апеллируя к учению дзэн, считает, что «ближайший к изначальному источнику центр [сознания. — Ю. У]» — это пупок1, а мозг,
1 Пупок как центр сознания упоминается и в даосизме. Этот «центр» коррелируется с точной «Дань Тянь» в ушу тайцзицюань, которая расположена внизу живота и является, согласно воззрениям даосов, одним из главнейших центров жизненной силы человека.
наоборот — «самый дальний»: согласно неоиндуистскому учителю, если жизненная энергия движется «наружу», от человека к окружающей действительности, центром сознания является мозг, но если жизненная энергия движется «внутрь», к познанию истинной сути человека, «конечным центром становится пупок» [Ibid.]. С помощью катарсических методов медитаций, «техник очищения» [2, с. 196] происходит эмоциональное высвобождение, ведущее к естественному расслаблению тела и ума1, считает Ошо. Посредством катарсиса человек успокаивает свой ум, становясь всё более созерцательным, учится пребывать в тишине и недеянии, то есть состоянии, которое Ошо противопоставляет активному действию — он готов к следующей стадии созерцания. Данная стадия наступает, когда человек сознательно расслабляет тело, ум, наблюдая за собой со стороны.
Методику созерцания, «наблюдения» Ошо рассматривает как пассивную, которую человек может выполнять где угодно даже в своей повседневной жизни, однако данная методика требует сосредоточения, концентрации, и в то же время медитирующему необходимо стремиться к максимальной расслабленности, спокойствию тела, чувств и мыслей. Техника «наблюдения» Ошо отличается от йогической техники Патанджали экаграта (концентрации) [8, с. 31], хотя и имеет много общего с ней: концентрация — сознательное действие, когда всё внимание человека сосредоточено на определённом участке тела, процессе или действии, это, согласно гуру, «волевой акт», «двойственное осознание» [11, р. 5], которое требует немалых усилий со стороны человека, и в ней есть «внешний» объект (на ком или на чём концентрируется внимание) и «внутренний» субъект (кто направляет внимание). «Наблюдение» Ошо предполагает не напряжённое внимание, но расслабление, созерцательность, медитативность и принятие того, что происходит на физическом, когнитивном и сенситивном уровнях бытия — метод Ошо можно было бы охарактеризовать как осознанное «пребывание». Внимание человека в момент медитации не рассеивается, но, наоборот, обостряется, он весь будто «превращается в слух», в зрение, обоняние и в то же время спокоен и расслаблен. Сам Ошо называет медитацию «чистой недисциплинированной спонтанностью» [Ibid., р. 6], в ходе которой человек может прий-
1 К примеру, «Динамическая» медитация, «Кунда-лини», «Натарадж».
ти к максиме своей осознанности, почувствовать «дыхание божественного».
Не все медитации Ошо имеют катарсическую и хаотическую составляющие, некоторые из них в своей основе созерцательны, к примеру «Золотой свет», концентрация на солнечный свет, «Гуришанкар», ночная медитация, также включающая в себя одну из стадий концентрации на голубой свет, «Чакровое дыхание»2, «Тратак»3, «Випассана»4 и др. В катарсических медитациях Раджниша (где присутствуют стадии хаоса, катарсиса и созерцания) «сходятся» методы «западной психотерапии» и «восточной медитации» — как правило, эти медитации направлены на активное действие, движение, предваряемое хаотической «расцентровкой» и заканчивающиеся стадиями покоя и созерцания. Такова, к примеру, широко известная «Динамическая» медитация Ошо5, «радикальная инновация», по словам П. Б. Кларка [9, р. 476]. Медитация состоит из следующих пяти стадий: хаотическое дыхание, стадия катарсиса, во время которой человек «взрывается»6, выкрикивание мантры «Ху!», замирание в одной позе и танец. «Безумие» как метод для данной медитации выбран Ошо сознательно: «Тот, кто может контролировать даже своё безумие, никогда не сойдёт с ума» [11, р. 33]. Человек выполняет действия, которые кажутся со стороны безумными, но сохраняет тем не менее контроль над собой. Другая известная «активная» медитация Ошо — «Кундалини» — основана на йогической технике и состоит из четырёх стадий: «тряска», «танец», «неподвижное осознание стоя или сидя» и «осознание лёжа». Цель медитации — разбудить энергию кундалини, «жизненной силы», «свернувшейся кольцом» в поясничном отделе позвоночника, добиться того, чтобы
2 Концентрация внимания на чакрах в соответствии с высотой звука. Подробнее см.: [11, р. 18, 49, 199].
3 Медитация на свет, техника «вглядывания». Подробнее см.: [11, р. 163].
4 Випассана (пали), или випашьяна, переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение» [1, с. 7]. «Випассана» в ашраме Ошо состоит из стадий «сидение» и «ходьба», во время которых практикующему приходится справляться с мыслительным потоком, чувством дискомфорта, которые, согласно Ошо, надо «не отрицать, но наблюдать», стараясь концентрироваться на дыхании или ходьбе.
5 Эту медитацию Раджниш впервые начал практиковать в 1970 г. (медитационный лагерь под Наролем, штат Гуджарат).
6 Человек может кричать, танцевать, прыгать, трястись и т. д.
«камнеподобная сущность [человека. — Ю. У] растряслась до самого основания и стала жидкой, текучей, растаяла и превратилась в поток» [11, р. 134-135]. Другая цель хаотической «тряски» — «децентрализовать» сознание человека, «опустить его ниже», «в пупок» [12]. Другие ка-тарсические медитации Ошо: «Натарадж», главной «техникой» которой является танец1, а также «Джиббериш и отпускание»2, в ходе которой посредством слов, жестов, смысл которых не имеет значения, человек высвобождается, «отпускает» накопившиеся подавленные эмоции.
Уместно также выделить медитации Ошо, основанные на центрировании, тотальности и концентрации, когда адепту предлагается быть максимально вовлечённым в процесс медитации. Такими техниками являются, к примеру, «Суфийские кружения», «Надабрама», «Мандала» и др.3 «Суфийские кружения» являются заимствованием священного танца дервишей суфийского ордена маулавийа («сама'»)4. Ошо практически полностью перенимает «космический танец» дервишей, олицетворяющий собой «головокружительный хоровод планет» [7, с. 92] за исключением «внешних» моментов: отсутствует какая-либо театрализация, символика костюма5, характерная для суфиев. Для Ошо оказываются неважными «внешние» эффекты: он делает акцент именно на внутреннем состоянии человека во время кружения вокруг своей оси, на его «растворённости», вовлечённости, «тотальности». «Надабрама» — другая «заимствованная» медитация, «основана на тибетской технике» гудения, которую используют буддистские монахи во время монастырской пуджи. Данная «модернизированная» медитация состоит из трёх стадий: гудения, круговых движений рук и расслабленного неподвижного сидения. Следуя Раджнишу, «через гудение и движение рук раз-
1 Через танец человек освобождается от эмоциональной перегруженности.
2 Особая техника «бормотания», когда через слова, жесты, смысл которых не имеет значения, человек высвобождается, «отпускает» накопившиеся подавленные эмоции.
3 Подробное описание медитационных техник Ошо см.: [10; 11].
4 Подробнее см.: [6, с. 55-56].
5 Изначальный костюм дервиша напоминает лишь широкая юбка-солнце вишнёвого (или маруново-го) цвета, надеваемая поверх такого же цвета робы
(бордовый — цвет ашрама Ошо) и напоминающая по крою белые одежды суфиев; во время танца юбка развевается и как бы усиливает эффект кружения.
личные части человека сонастраиваются в одно», что «помогает найти внутреннюю гармонию» [11, с. 152-153]. Цель медитации «Мандала» — сконцентрировать энергию практикующего вокруг центральной «оси» путём смены активной и созерцательной частей медитации: бег на месте — круговые движения позвоночника в положении сидя — вращения глазами в положении лёжа. Утренние занятия тайцзицюань в ашраме Ошо — ещё одна заимствованная методика, перенятая Ошо из китайского боевого искусства ушу, — медленные расслабленные и в то же время сосредоточенные движения тайцзицюань способствуют обретению баланса инь и ян в организме человека6, гармонизации его душевного состояния, а также лучшему пониманию, ощущению практикующего своей взаимосвязи с окружающим миром. Выполняя практику тайцзицюань, человек должен также быть максимально сосредоточен, вовлечён в действие, пребывать «здесь и сейчас».
Деление медитаций на основе хаотического, ка-тарсического методов, а также методов созерцания и центрирования носит условный характер: каждая медитация Ошо состоит из нескольких стадий, и можно говорить лишь о преобладающем в той или иной медитации методе, но он, как правило, не единственный. Методы «восточной медитации», перенятые Ошо из различных религиозно-философских концепций, теряют свою первоначальную религиозную принадлежность, приобретая всеобщий, глобальный характер. Гуру сосредоточивает внимание именно на «внутренним» содержании медитации, отбрасывая
7
всё «ненужное» и «наносное» и оставляя только «суть». Методы медитаций разработаны Рад-жнишем именно для современного человека с учётом его психологических и культурологических «особенностей»: «испорченного» культурой и цивилизацией, но ищущего свою духовную основу, вовлечённого в процесс глобализации — человеком, испробовавшим в своей жизни «всё и вся». Синкретизм, эклектичность и универсализиро-ванность, характерные для «теоретической» части учения Ошо, актуальны и для практических методов неоиндуистского гуру, которые логически продолжают его учение, отражающее взгляды современного индийского учителя на духовное совершенствование человека.
6 Практики тайцзицюань имеют отношение и к школе «Инь ян цзя», а также к даосизму в плане философско-религиозной основы.
7 Имеется в виду ритуальная часть.
Список литературы
1. Махаси, С. Медитация Сатипаттхана Випассана / Саядо Махаси ; пер. с англ. Д. Ивахненко. 2004. — URL: https://www.dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm.
2. Ошо. Просветление — наша истинная природа / Ошо ; пер. с англ. Е. Мирошниченко. — М. : София, 2012. — 256 с.
3. Ошо. Автобиография духовно неправильного мистика/ Ошо ; пер. с англ. Т. В. Лебедевой. — СПб. : Весь, 2015. — 416 с.
4. Ошо. Дзен — лёгкость бытия. Смерть эго — жизнь в любви / Ошо ; пер. с англ. А. В. Архипова. — М. : ИПЛ, 2018. — 304 с.
5. Сиргия, А. С. Творчество Раджниша в контексте взаимодействия культур Востока и Запада : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / А. С. Сиргия. — СПб., 2013. — 160 с.
6. Уймина, Ю. А. Суфизм как один из источников учения Ошо (Шри Раджниша) / Ю. А. Уймина // Религиоведение. — 2017. — № 2. — С. 51-58.
7. Хусейнов, Н. М. Общепедагогические идеи в суфийской поэзии средневекового Востока (на основе анализа поэтических трактатов Санаи, Аттара и Джалалиддина Руми) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. М. Хусейнов. — Душанбе, 2016. — 155 с.
8. Элиаде, М. Йога: бессмертие и свобода / М. Элиаде ; пер. с англ. С. В. Пахомова. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 511 с.
9. Clarke, P. B. Encyclopedia of New Religious Movements / P. B. Clarke. — New York : Routledge, 2006. — 686 p.
10. Osho. The Book of Secrets. Vigyan Bhairav Tantra. The Science of Meditation. A contemporary approach to 112 meditations described in the Vigyan Bhairav Tantra / Osho, 1973. — URL: https://www.oshorajneesh. com/download/osho-books/Tantra/Vigyan_Bhairav_Tantra_Volume_1.pdf.
11. Osho. The Orange book. The meditation techniques of Bhagavan Shri Rajneeh / Osho ; ed. by Ma Yoga Laxmi. — Bombay : Usha Offset Printers Pvt, 1980. — 228 p.
12. Why active meditations? // Osho.com [Osho ashram official site]. — URL: https://www.osho.com/ meditation/osho-active-meditations/why-active-meditations.
Сведения об авторе
Уймина Юлия Анатольевна — преподаватель английского и китайского языков в сети школ иностранных языков ЧОУДО «Alibra School»; соискатель учёной степени кандидата наук направления «Философия, этика и религиоведение», направленность 09.00.13 «Философская антропология, философия культуры»), АНО ВО «Гуманитарный университет». Екатеринбург, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 5 (439).
Philosophy Sciences. Iss. 56. Рp. 32-37.
HUMAN SPIRITUAL PERFECTION IN OSHO'S THEORY: MEDITATIONAL METHODS SPECIFICS
Y.A. Uimina
«Alibra-school», Yekaterinburg, Russia. [email protected]
Osho Rajneesh is one of the most contradictory modern neo-Hindu mentors. Being conformist and nonconformist at the same time, Osho synthesized some elements of various East and West religious and philosophical conceptions in his own theory. The problematics of Osho's theory lies in the field of philosophical anthropology. The main purpose of his theory is human's spiritual perfection, which can be achieved through human returning to «true religious», some original «natural» state of being undivided with «divine», which should be discovered by adherence to consciousness and totality, two key principles of Osho's teaching. According to Rajneesh, the stages of human's spiritual development can be passed by «Western psychotherapy» and «Eastern meditation». The methods of the last, which were developed by Rajneesh for his ashram, include «chaotic», cathartic, contemplative and «centering» techniques, which can be mixed in one meditation in various stages. The division of meditations on chaotic, cathartic methods, as well as methods of contemplation and centering isn't of precise, but conditional character, we can only talk about the prevailing method in a par-
ticular meditation, but usually it's not the only one. The methods of «Eastern meditation», adopted by Osho from various religious and philosophical concepts, lose their original religious affiliation becoming global methods. Syncretism, eclecticism, and universalization are characteristic features of Rajneesh's meditation practices. The methods of meditations were developed by Osho especially for a modern man with his cultural and psychological specifics.
Keywords: Osho Rajneesh, Neo-Hinduism, spiritual perfection, meditation, consciousness, totality.
References
1. Mahashi Sayado. (2004) Meditacia Satipatthana Vipassana [Satipatthana Vipassana Meditation], available at: https://www.dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm, accessed 31.05.2020. [in Rus].
2. Osho. (2012) Prosvetlenie — nasha istinnaya priroda [Enlightment is your nature]. Moscow, Sophia Publ. 256 p. [in Rus].
3. Osho. (2015) Autobiografía dukhovno nepravilnogo mistika [Autobiography of spiritually incorrect mystic]. St. Petersburg, Ves' Publ. 416 p. [in Rus].
4. Osho. (2018) Dzen — legkost' bitya [Zen. Take it easy]. Moscow, IPL Publ. 304 p. [in Rus].
5. Sirgia A.S. (2013) Tvorchestvo Rajneesha v kontekste vzaimodeistviya kul'tur vostoka i zapada [Rajneesh's Works in the Context of Eastern and Western Cultures' Interrelation. Thesis]. St. Petersburg, 2013. 160 p. [in Rus].
6. Uimina J.A. (2017) Sufizm kak odin iz istochnikov ucheniya Osho (Shri Rajneesha) [Sufism as one of the sources of Osho Rajneesh teaching]. Religiovedenie [Religious Studies], no. 2, pp. 51-58. [in Rus].
7. Khuseinov N.M. (2016) Obchepedagogicheskie idei v sufiiskoi poezii srednevekovogo Vostoka (na osnove analiza poetishesikh traktatov Sanai, Attara i Dzhalaladdina Rumi) [Common Pedagogical Ideas in Sufi Poetry of Medieval East (Based on the Analysis of Poetical Treatises of Sanai, Attar and Jalaladdin Rumi). Thesis]. Dushanbe. 155 p. [in Rus].
8. Eliade M. (2004) Yoga: bessmertiye i svoboda [Yoga: Immortality and Freedom]. S. Pakhomov (ed.), St. Petersburg. 511 p. [in Rus].
9. Clarke, P.B. (2006) Encyclopedia of New Religious Movements. Routledge, New York.
10. Osho. The Book of Secrets. Vigyan Bhairav Tantra. The Science of Meditation. A contemporary approach to 112 meditations described in the Vigyan Bhairav Tantra. Osho — Ozen Rajneesh [site], available at https://www.oshorajneesh.com/download/osho-books/Tantra/Vigyan_Bhairav_Tantra_Volume_1.pdf, accessed 31.05.2020.
11. Osho. (1980) The Orange book. The meditation techniques of Bhagavan Shri Rajneeh. Ma Yoga Laxmi (ed). Usha Offset Printers Pvt, Bombay.
12. Why active meditations? Osho. com [Osho ashram official site], available at: https://www.osho.com/ meditation/osho-active-meditations/why-active-meditations, accessed 31.05.2020.