Научная статья на тему 'Медитация и личностное развитие'

Медитация и личностное развитие Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4869
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИТАЦИЯ / ИНДУИЗМ / БУДДИЗМ / СОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Филатова А. Ф.

В статье представлены различные точки зрения на медитацию. Выделены её виды, механизмы, стадии. Показано становление медитативных практик в буддизме и индуизме. Объясняется, как медитация останавливает «поток сознания». Даются рекомендации для начинающих практиковать медитативные техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDITATION AND PERSONALITY DEVELOPMENT

This article represents different points of view about meditation. Its types, mechanism and stages are discussed. The article shows the development of meditation practices in Buddhism and Hinduism. It is explained how meditation can stop the "stream of consciousness". The recommendations for beginners who start practicing meditative techniques are given.

Текст научной работы на тему «Медитация и личностное развитие»

УДК 159.9.072

МЕДИТАЦИЯ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

В статье представлены различные точки зрения на медитацию. Выделены её виды, механизмы, стадии. Показано становление медитативных практик в буддизме и индуизме. Объясняется, как медитация останавливает «поток сознания». Даются рекомендации для начинающих практиковать медитативные техники.

Ключевые слова: медитация, индуизм, буддизм, сознание, личностное развитие.

Название статьи предполагает, что человек, стремящийся к личностному развитию (личностному росту), рано или поздно заинтересуется духовным развитием, и в частности медитацией. Как пишет современный отечественный психолог А. А. Филозоп, «личностный рост человека является условием его духовного развития, а духовность, в свою очередь, обусловливает новый уровень личностного роста. Поэтому процесс личностного и духовного роста образно можно представить как спираль, каждый виток которой свидетельствует о совершенствовании человека в целом» [1, с. 35].

Мой личный интерес к практике (а затем и к теории) медитации усилился в ходе (и после) IX научно-практической психотерапевтической экспедиции ППЛ (Профессиональной психотерапевтической лиги) в Индию, организованной Президентом ППЛ, профессором Виктором Викторовичем Макаровым в 2010 г. Тема данной экспедиции - «Медитации и духовность, жизнь и смерть, любовь и брак, семья и род в традициях индуизма, буддизма и аг-хори».

Взявшись, наконец, за написание статьи, посмотрела вначале определение медитации в психологических словарях, что привело к некоторому разочарованию. Кроме поверхностых и часто неточных определений, кочующих из одного источника в другой, ничего научного и непротиворечивого там не было обнаружено. Исключением (из просмотренных) является словарь белорусских авторов М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [2]. И лишь проведя достаточно широкий теоретический анализ самых разных источников, удалось сполна погрузиться в данную тему и хоть немного приблизиться к постижению тайн медитации.

Во-первых, следует отметить, что термин «медитация» появился на страницах наших популярных изданий сравнительно недавно. Прежде говорить о медитации было не принято, поскольку считалось, что любая медитация непременно связана с тем или иным мистическим учением или религией, предполагает слияние с Вселенной либо постижение истины путем озарения. Действительно, медитация составляет неотъемлемую часть йоги,

А. Ф. Филатова A. F. Filatova

MEDITATION AND PERSONALITY DEVELOPMENT

This article represents different points of view about meditation. Its types, mechanism and stages are discussed. The article shows the development of meditation practices in Buddhism and Hinduism. It is explained how meditation can stop the "stream of consciousness". The recommendations for beginners who start practicing meditative techniques are given.

Keywords: meditation, Hinduism, Buddhism, consciousness, personality development.

дзен-буддизма и других (преимущественно индийских) практик. Но сегодня уже хорошо известно, что занятия медитацией для преодоления внутренних разладов, расширения знаний о себе и личностного развития возможны вне всякой связи с какими-либо религиозными или философскими убеждениями. Тысячелетиями представители почти всех человеческих культур использовали ту или иную форму медитации для обретения душевного покоя и гармонии. Благотворный эффект медитации обусловливается не ориентированностью на религию, а свойствами нервной системы человека. Многовековой и обширный опыт свидетельствует о медитации как об эффективной психотерапевтической технике - универсальной и практически не имеющей противопоказаний.

В настоящее время во многих странах мира, как на Западе, так и на Востоке, медитация успешно применяется для профилактики и лечения повышенного кровяного давления, сердечно-сосудистых заболеваний. Она помогает избавиться от навязчивых состояний, тревожности, депрессии, повышенной агрессивности, улучшает концентрацию внимания. Медитация может быть использована также при поиске путей решения различных проблем. Под её влиянием возрастает способность использовать творческий потенциал и сделать свою жизнь целенаправленной и интересной.

Состояние, достигаемое в результате медитации, иногда называют «четвертым состоянием», подчёркивая тем самым, что это - и не бодрствование, и не быстрый (со сновидениями), и не медленный (спокойный) сон.

В указанном выше психологическом словаре медитация определяется как управляющее самовоздействие на свои психические состояния, на свои мысли и чувства. В восточных учениях медитация является центральным методом самовнушения. С точки зрения древней индийской психологии обыденные состояния бодрствующего сознания человека могут быть разделены на три вида:

1. Вы не способны сосредоточиться: мысли мелькают и путаются в голове, и вы не можете сосредоточиться на нужном вам деле. Такое состояние не может быть названо медитацией.

2. В вашем уме неотвязно крутится одна и та же мысль (музыкальный мотив, зрительный образ и т. д.) и вы никак не можете от него избавиться. Это состояние непроизвольной медитации.

3. Вы способны сосредоточиться на чем угодно по своей воле либо не думать о том, что вам в данный момент может помешать. Это пример собственно медитации [2, с. 133].

В своей развитой форме медитация предполагает не только способность удерживать сознание на какой-либо идее, объекте и т. д., но и умение останавливать «поток сознания», оставлять сознание «пустым» от привычных мыслей. Это также может называться «остановкой внутреннего диалога», «чистым сознанием». Оказывается, наши мысли могут быть пеленой, через которую мы не способны видеть реальность.

Сознание в психологии большинство российских авторов определяют как высшую форму психического отражения действительности в виде обобщённой и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Индусы (а истоки медитативной практики восходят к древней культуре Индии) сознание трактовали широко, относя к нему и восприятие, и мышление, и память.

В российской психологии медитация трактуется как вполне реальный психофизиологический процесс, вызываемый посредством самовоздействия. Имея много общего с отточенными тренировками и самогипнозом, медитация обладает и специфическими особенностями. Посредством медитации достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте или же, наоборот, полное «рассредоточение» внимания. В том и другом случае наступает остановка процессов восприятия и мышления, происходит особого рода чувственная изоляция человека от внешнего мира.

Электрофизиологические исследования энцефалограмм людей в глубокой медитации показывают несводимость их биоритмов ни ко сну, ни к бодрствованию и позволяют выдвигать гипотезы о нейрофизиологии особых измененных состояний сознания [3, с. 80].

Психологический анализ медитации показывает, что ведущим моментом, придающим ей неповторимую особенность, является временное выключение из комплекса психических процессов функции памяти. Именно это допущение позволяет объяснить происхождение тех психических явлений, которые имеют место при медитации и в период ее последствий. При медитации уровень «собственных шумов» мозга становится предельно низким и, следовательно, появляется возможность наиболее полного использования ассоциативных и интегративных процессов для решения определенных задач, которые формулирует самому себе медитирующий. Не исключено, что в этом случае значительно шире вовлекается в процесс решения та обширная сфера, функция которой известна под названием интуиции. «Образы высшего порядка формируются вне контроля сознания», - считает профессор Т. Н. Березина [4, с. 250].

Ошо (Шри Бхава-ван Раджниш) в своей «Оранжевой книге» пишет: «Медитация - это состояние чистого созна-

ния без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции - это постоянная толчея!» [5].

Такое состояние не медитация. Противоположное и есть медитация.

Медитация - это осознание того, что я не есть ум. Когда это осознание идет глубже и глубже, появляются мгновения - мгновения тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, Медитация - это состояние не-ума, состояние не-воли, состояние не-деяния. Это расслабление. Когда нет толчеи мыслей и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, и вы полностью молчаливы - такое молчание и есть медитация. И в этом молчании рождается истина [5].

Важно отметить, что Раджниш разводит такие понятия, как медитация и концентрация. «Медитация - это не концентрация. Если есть концентрация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Есть двойственность. В медитации никого нет внутри и никого - снаружи. Нет никакого разделения между "в" и "вне". "В" перетекает во "вне", "вне" перетекает в "в". Демаркационной линии, границы больше не существует, "в" есть "вне", "вне" есть "в"; это недвойственное сознание» [5]. И вот самое замечательное в медитации - «поймать» этот «полёт», эту «неограниченность»! Этот «тихий восторг» не сравним ни с чем!..

В медитации не требуется никаких логических операций или выводов, вы не делаете ничего особенного - вы просто е с т ь.

Медитация как система духовной практики родилась на Востоке и принадлежит Востоку. Европейцы и американцы разными способами пытались «врастить» ее в свою культуру. Не все эти способы оказались удачными.

Как пишет В. В. Макаров [6, с. 5], цивилизация Запада учит людей работать, конкурировать, соревноваться; а значит, спешить и обгонять других, достигать поставленные цели; учит индивидуализму и стремлению к комфорту. В основе этих действий лежит напряжение сил и возможностей: физических, психологических, душевных. По мере развития постиндустриального общества в России, мы всё больше втягиваемся в образ жизни, характерный для человека Запада. И у многих это хорошо получается, но часто в ущерб здоровью.

Цивилизация Востока учит избавлению от страданий, поиску высшего смысла, достижению покоя. В основе всех этих действий часто лежат особые пути расслабления и сосредоточения. Люди Востока реже используют алкоголь, избыточный приём пищи, табак, кофеин с целью регуляции своего жизненного тонуса.

Но сегодня люди Запада всё больше узнают о том, что путь познания - это не только обучение, накопление и приумножение в материальном мире. А это ещё и погружение в глубины собственной психики. Это внутренние путешествия. В частности, В. В. Макаров (совместно с Ю. В. Колбасиным) разработал практику переключения, сосредоточения и погружения «Океан» на материале

научно-практических психотерапевтических экспедиций в Индию [6; 7]. Данную практику можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Она является современной и практически универсальной - интересной и полезной как для психического здоровья, так и для развития личности. (Автор данной статьи неоднократно участвовала в групповых занятиях под руководством В. В. Макарова на декадниках по практической психологии в Омске, в Москве, на Байкале).

Другой достаточно успешной «европеизированной» модификацией восточных медитативных и телесных техник можно считать метод аутотренинга Шульца. Однако принципиальное отличие его подходов - в наличии высокого уровня дисциплины и воли.

Отечественный психотерапевт А. А. Александров выделяет следующие виды медитации:

1. Медитация на мантрах. В этом случае объектом для сосредоточения является «мантра» - слово или фраза, многократно повторяемая, обычно про себя. Как правило, мантра составляется из нескольких санскритских слов, чаще других используется мантра «ом». Проживая в городе Омске, - мы можем чувствовать некоторую гордость и сопричастность к чему-то великому и особенному, ввиду такого созвучия. И это неоднократно отмечали зарубежные гости нашего города, имеющее отношение к медитировании на мантрах. А в Индии нам посчастливилось получить личную мантру от нашего учителя.

2. Медитация на янтрах (зрительная концентрация). Здесь объектом для предварительной концентрации является зрительный образ. В восточных культурах часто используются «янтры» - геометрические фигуры, предназначенные для медитации, например, «мандала» - квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной.

3. Сосредоточение на физических действиях. Например, некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Исполнителей этих танцев называют «танцующими дервишами». Медитативные переживания могут возникать также при длительном беге трусцой.

4. Решение парадоксальной задачи. Классическим примером являются дзеновские «коаны». В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Например, «Как звучит хлопок одной ладони?» (по [8]).

В тантрическом буддизме, распространенном в первую очередь в Тибете и распространяющемся тибетскими учителями по всему миру, медитативные практики сопровождаются мантрами и мудрами.

Мудры - ритуальные символические жесты, напоминающие фигуры, образуемые пальцами рук индийских танцовщиц. Мудры имеют символическое значение, резонансное тем или иным состояниям сознания. Видимо, они выполняют ту же функцию стимула, рефлекторно вызывающего нужную реакцию, что «якоря» в нейролингвисти-ческом программировании. Только в отличие от «якоря», которым в нейролингвистическом программировании может быть любой стимул (прикосновение, звук, поза суггестора), мудры имеют фиксированное, освещенное

ритуалом, опоэтизированное символическое значение, способствующее медитирующему в достижении высших состояний сознания [3].

Кроме этого, в медитативных практиках применяются запахи благовоний и музыкальные ритмы, что способствует также выходу сознания из обыденной реальности в его измененные формы.

Опыт, полученный в медитации, помогает лучше понимать не только себя, но и других людей. В обыденной жизни и общении собеседники обычно видят просто ту или иную категорию людей: «начальник», «студент», «бюрократ», «нерусский» и т. д. Бесстрастная позиция наблюдателя, непринужденный подход, какому учит медитация, необходим, чтобы освободиться от клише и увидеть человека таким, каков он есть: уникальным и неповторимым. Отказ от попыток анализировать его, искать какие-то скрытые мотивы помогает разглядеть в нем просто человека. И тогда в разговоре (а это лучший способ познания) внутренняя позиция собеседников будет такой же, что и в медитации: ненапряженность, отказ от категоричных оценок. Собеседники в этом случае станут интересными друг другу. Усилится откровенность, и ослабеет желание навязывать свое мнение. Молчание есть важнейший элемент медитации. И в разговоре главное, может быть, не слова, а молчание, умение слушать. Как часто в диалоге люди внимают только самим себе! Упиваются своим остроумием и красноречием. А ведь важно услышать не только то, что собеседник старается облечь в слова, но и то, что остается невысказанным. Порой это и есть главное. Вспомним слова из песни Булата Окуджавы «Как много, представьте себе, доброты / в молчанье, в молчанье...».

Или у Андрея Вознесенского: «Тишины хочу, тишины.».

Опыт медитации может помочь человеку понять великолепие жизни как таковой, научиться наслаждаться каждым ее мгновением. Например, забирая вечером ребенка из детского сада, женщина, усталая и голодная, спешит поскорее добраться домой. Ее раздражает медлительность ребенка. «Быстрее, быстрее», - тянет она его за руку. Надо еще успеть сделать столько дел. И в спешке она не замечает настоящего чуда: маленькой теплой ручонки в своей руке. И вместо того, чтобы спешить и нервничать, лучше подумать о том, что связывает ее и ребенка. Жизнь проходит быстро, наше бессмертие только в наших детях. Подумав об этом, можно ощутить в своей руке вечность...

Далее рассмотрим механизмы медитации, попытаемся разобраться, как же «работает» медитация, вызывающая порой такие разительные перемены в человеке - как в его организме, так и в личности. В разных странах мира проводятся научные исследования медитации. При этом используется самое совершенное оборудование для выявления происходящих в организме электрофизиологических, метаболических и химических изменений.

Уникальная особенность медитации заключается в том, что при ней уравновешивается деятельность полушарий. Попытаемся объяснить, как это происходит.

Теоретический анализ работ, посвященных проблеме медитации, и практический опыт показывают, что процесс медитации включает три стадии: 1) расслабление, 2) сосредоточение, 3) собственно медитационное состояние.

Рассмотрим каждую из стадий.

Расслабление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является условием начала медитации. Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном месте, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и других внешних раздражителей. Это требование обязательно для начинающих, но для людей, овладевших искусством медитации, правила становятся менее категоричными. Лучше всего медитировать сидя на полу в позе, исключающей излишнее мышечное напряжение, но не лежа, поскольку это положение провоцирует засыпание. Можно сидеть на стуле; в любом случае голова, шея и туловище должны находиться на прямой линии. Йоги обычно медитируют в позе «лотоса».

В Индии под руководством А. В. Сингха мы практиковали медитацию сидя на стульях на террасе гостиницы старейшего индийского города Варанаси, наблюдая рассвет над рекой Ганг (которую индусы называют не Ганг, а Ганга).

Сосредоточение. Находясь в спокойном месте и приняв удобное, расслабленное положение, сокращается число нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе. Но и в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать, и в начале каждого сеанса медитации в голову сами собой приходят различные мысли. Для успеха медитации следует, однако, всякую мыслительную активность прекратить или свести к минимуму.

Внимание не должно задерживаться на том, что вы видите, слышите, ощущаете или знаете. «Все мысли, как только они возникают, должны быть отброшены, и даже сама мысль об искоренении мыслей тоже должна быть изгнана», - пишет новосибирский исследователь культурно-психологических традиций и буддизма Н. В. Абаев (цит. по: [3]). И. Шэток, проходивший трёхнедельную практику погружения в медитативное состояние, разработанную на основе древних буддийских практик в Рангуне (Бирма) исследовал техники успокоения мыслей. Практически все они связаны с сужением сознания, фиксации его не на понятийные формы, а на непосредственные ощущения, поступающие от органов чувств. Например, практика многодневной фиксации на ходьбе, включающей непрерывное осознание каждого движения, или концентрация внимания на процессе вдоха и выдоха ведут к сужению сознания, а затем к переходу к его измененным формам. Всякий раз, когда ум отклоняется от своего объекта, внимание привлечено к чему-то внешнему; нужно отметить в уме этот факт и мягко, но настойчиво возвратить его к предмету созерцания. И в этом процессе произойдёт то, что неизбежно должно произойти, внешний мир станет удаляться из ваших сознательных мыслей [9]. Цель буддиста, по И. Шэтоку, заключается в приобретении випасаны (прозрения). Только тогда, когда ум успокоен,

прозрение, или интуиция, может получить доступ к переживаниям, лежащим в основе буддийской доктрины. Они возникают спонтанно в сознании как визуальные образы или как предельно достоверные сюжеты, напоминающие притчи [3]. Через совпадение блаженства и пустоты человек обнаруживает вместерожденную мудрость [10].

Таким образом, это и есть третья стадия медитативного процесса - собственно медитационное состояние. Медитация является каналом «прямого неопосредованного познания» (В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко). В разных традициях это обозначается как «озарение», «йоговская интуиция», «сошедшая благодать», «прямое видение», «пророческое видение». Медитативное знание целостно и не дискретно. Оно не содержит в себе каких-либо конструктов. «У него не существует свойства «хорошее» и «плохое», «большое» и «маленькое», «красивое» и «безобразное», в этом заключается его недвойственность. Сущность его абсолютно чиста» [10]. И когда мы, вслед за В. Ф. Петренко и В. В. Кучеренко, определили медитацию как прямой канал познания, то открытым остается вопрос: а познание чего? Возможно ли открытие какой-либо позитивной информации о мире, о себе, о прошлом и настоящем, а может быть, и о будущем? (Представления о невременном характере медитативных состояний допускают такую возможность) [10]. Не опровергая и не утверждая данный факт, согласиться доподлинно можно со следующими положениями. Медитация может останавливать «поток сознания», прерывая процесс вербальной категоризации. Измененные состояния сознания ведут к изменениям форм категоризации мира, себя, других [11]. Процесс декатегоризации «я» как шелуху снимает стереотипы привычных форм осознания собственной персоны, значимости «Я». И здесь этот процесс, по-видимому, когерентен важнейшей человеческой проблеме - проблеме духовности. Под духовностью авторы статьи «Медитация как непосредственное познание» [3] понимают обретение смысла человеческих деяний и самой жизни. Можно согласиться с данным определением. Нечто (поступок, жизнь человека, существование цивилизации) имеет смысл в контексте, выходящем за рамки означаемого, в контексте чего-то большего, в которое это нечто включено. Об этом писали многие отечественные психологи, раскрывая тему духовности. Отдавая им всем дань уважения и признательности, ограничимся в данной статье перечислением некоторых из них. Это Ф. Е. Ва-силюк, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, А. Ш. Тхостов, В. Д. Шадриков. Изучая труды данных авторов, поднимаясь по «духовной вертикали», человек осознает как мимолетность собственного бытия, так и его значимость как звена рода, носителя национальной и общечеловеческой культуры и, наконец, носителя частицы, искры Мирового Духа (или Интегрального сознания). Феномен духовности, возникнув в первую очередь в рамках религиозного сознания, где высшим мерилом вечности, абсолютной системой отсчета, является Бог, на наш взгляд, не есть феномен только религиозного сознания. Расширение границ идентичности (а процесс медитации раздвигает границы идентичности) расширяет контекст существования

и наполняет смыслом и бесконечным личностным развитием бытие человека.

1. Филозоп А. А. Характерологическая акмеология в пространстве клинической терапии духовной культурой // Психотерапия. 2011. № 3. С. 34-40.

2. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск: Хэлтон, 1998. 399 с.

3. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Медитация как непосредственное познание // Развитие личности. 2008. № 2. С. 49-87.

4. Березина Т. Н. Надсознательное как образование высшего порядка // Мир психологии. 2014. № 1. С. 240253.

5. Раджниш (Ошо) Ш. Б. Оранжевая книга. Измерение неведомого. СПб.: Издат. группа «Весь», 2009. 224 с. URL: http://www.LitPortal.Ru (дата обращения 06.02.2015).

6. Макаров В. В. Практика переключения, сосредоточения и погружения «Океан» // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2009. Сентябрь. С. 5-6.

7. Макаров В. В. Экспедиции души. М.: Академический Проект, 2008. 191 с.

8. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учеб. пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2000. 224 с.

9. Шэток И. Опыт внимательности. Киев, 2008. URL: http://www.LitPortal.Ru (дата обращения 09.02.2015).

10. Дандарон Б. Д. Письма о буддийской этике. СПб.: Алетейя, 1997. 338 с.

11. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В., Вяльба Ю. А. Психосемантика измененных состояний сознания // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 16-27.

© Филатова А. Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.