Научная статья на тему 'Медитация как психологоакмеологическая практика саморазвития личности'

Медитация как психологоакмеологическая практика саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
820
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
МЕДИТАЦИЯ / MEDITATION / МЕДИТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / MEDITATION PRACTICES / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лемешевская Мария Николаевна

Обозначена сущность понятия «медитативные практики», раскрыты виды медитативных практик и их особенности в развитии и саморазвитии человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDITATION AS A PSYCHOLOGICALACMEOLOGICAL PRACTICE OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

The article denotes a general concept of meditation, defines forms of meditation and its influence on human development and self-development.

Текст научной работы на тему «Медитация как психологоакмеологическая практика саморазвития личности»

высшего уровня развития и ее трансформация в зрелый индивидуализм предполагает смену жизненных приоритетов в пользу обнаружения и реализации Личностной Уникальности как главной ценности духовного существования. «Вызревание» обеих систем предполагает и более старший возраст зрелой самореализации, связанный с достижением жизненной вершины.

Наконец, духовная сущность ЛУ, взятая сама по себе, вне контекста взаимодействия с системой «ЭГ», также способна выполнять ряд важных психотерапевтических функций. Подобное может иметь место, когда «внешняя» актуализация ЛУ по тем или иным причинам временно затруднена или невозможна. Человек слушает свою «идеальную часть» и принимает верные для себя решения на ее основе. Если в окружающей среде резко повышается уровень «негативной сложности», индивид в защитных целях учится временно снижать внешнюю активность и переходить к внутренней «позитивной простоте». Соответствующие техники были нами разработаны и опубликованы [2; 3].

Заключение. Использование высшего уровня взаимодействия обеих систем Личностно-ориентированной концепции счастья позволяет выдвинуть еще одну возможность достижения духовности, имеющую ряд особенностей и преимуществ.

Литература

[1]. Левит Л.З. Личностная Уникальность клиента как основа для терапии // Психология и психотехника. 2013. № 6. С. 584-590.

[2]. Левит Л.З. Внутренний идеал как основа для психотерапии. // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2014. С. 109-116.

[3]. Левит Л.З. Индивидуальный потенциал и его реализация: двуси-стемная концепция (в двух частях). Минск: РИВШ, 2014. Ч. 1. 420 с.

[4]. Levit L.Z. Personal Uniqueness Therapy: Living with an Inner Ideal. // American Journal of Applied Psychology. Vol. 3. № 1, January 2014. Pp. 1-7.

[5]. Levit L.Z. Exploring the Psychology of Happiness: The Latest Experimental Results // Psychology and Social Behavior Research. 2015. № 3 (1). Pp. 1-10.

[6]. Norton D. L. Personal Destinies. A Philosophy of Ethical Individualism. Princeton: Princeton University Press, 1976. 398 p.

[7]. Pargament K.I., Mahoney A. Spirityality. Discovering and Conserving the Sacred // Handbook of Positive Psychology / Ed. Snyder C.R., Lopez S.J. Oxford University Press, 2001. Pp. 646-659.

[8]. Twerski A.J. Twerski on Spirituality. New-York: Shaar Press, 1998. 336 p.

SPIRITUALITY AS THE SEARCH, DISCOVERY AND REALIZATION OF THE INNER IDEAL

Levit Leonid Zigfridovich (Minsk, Belarus) - Ph.D., director of the Centre for psychological health and education; leolev44@tut.by

Abstract

The notion of spirituality is regarded through the highest level of development and interaction of both systems of the «Person-Oriented Conception of Happiness» elaborated by the author. In this context, mature «Personal Uniqueness» represents the «sacred», ideal part of a personality, demanding its discovery and realization. Key words: spirituality, personal uniqueness, happiness.

УДК 159.9

МЕДИТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Лемешевская Мария Николаевна - магистрант заочной формы обучения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606.

Аннотация

Обозначена сущность понятия «медитативные практики», раскрыты виды медитативных практик и их особенности в развитии и саморазвитии человека.

Ключевые слова: медитация, медитативные практики, саморазвитие.

Если дать медитации общее, но емкое значение, то можно обратиться к словам доктора Хендрика Йоханнеса Виттевина, который определил, что «медитация - искусство обращаться внутрь, переносить внимание с внешнего мира на внутренний» [3, с. 79].

Однако существует множество самых разнообразных определений медитации. «Слово «медитация» может означать много различных вещей для многих разных людей» [5, с. 119]. Но в большинстве своем авторы сходятся в одном мнении: медитативные практики являются методом, способствующим саморазвитию личности.

Так, в своей книге «Медитация: путь к совершенству» Е.В.Шубина пишет, что медитация - «это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной и философской сфере» [12, с. 11].

Согласно книге «Буддизм: словарь» под редакцией Жуковской Н.Л., «медитация (санскр. Дхьяна) - внутреннее сосредоточение сознания на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия [1, с. 179].

«Рейчелт, исходя из опыта исследования китайского буддизма, определяет медитацию как «благоговейное размышление о высочайших силах универсума», как «спокойное благостное рассмотрение смысла жизни и слушание голоса неба в душе» [7, с. 6].

В своей книге «Медитация - путь к себе», Л.Каганов писал, что медитативная практика является методом саморегулирования, который основывается на управлении вниманием для изменения психических процессов, для достижения в итоге улучшения самочувствия и здоровья, расширения возможностей по управлению сознанием, а также развития личности.

Несмотря на то, что «о медитации написаны тысячи книг, множество школ учит этой практике, которая, кроме того, имеет сотни форм и самые различные техники» [10, с. 244], Винченцо России приходит к мнению, что «медитация - это одна из практик, издавна сопутствующих внутреннему росту человека» [10, с. 243].

Можно сказать, что медитация - это своеобразная тренировка сознания, предназначенная наработать или развить уже имеющиеся навыки и функции, одной из которых является управление вниманием. Управление вниманием подразумевает способность человека концентрировать свое внимание на том или ином предмете или объекте в течение продолжительного периода времени.

«Концентрация - это полное осознание того, что именно происходит с вами здесь и сейчас» [13, с. 150].

Тибетский деятель Дже Цонкапа выделил девять этапов концентрации внимания:

1. Закрепление мысли на объекте;

2. Продолженное закрепление;

3. Поправляемое закрепление;

4. Прочное закрепление;

5. Обуздание ума;

6. Успокоение;

7. Полное успокоение;

8. Однонаправленное сосредоточение;

9. Ровное сосредоточение (равновесие).

В самых разных религиях медитативные практики играли особую роль, являлась способом успокоения ума, избавления от хаотичного движения мыслей в голове, и, постепенного просветления и достижения состояния нирваны. Считалось, что «мы тщательно заботимся о том, чтобы питать тело три или четыре раза в день; но хорошую пищу должен получать и ум - для его питания необходимо какое-то полезное учение» [8, с. 13].

В монастыре Шаолинь медитативным практикам всегда отводилось особое место, как методу, позволяющему воспитать в личности необходимые для саморазвития качества. «Одним из путей духовного роста является развитие способности к состраданию за счет декламации сутр; достижение иных добродетелей для обретения интуитивной мудрости во время медитации представляет собой другой путь. Поэтому чтение сутр и медитация являются необходимыми занятиями в дзэнских монастырях» [4, с. 405].

Медитативные практики использовали в самых разных культурах. И это не всегда было связано с религией. Считается, что еще в давние времена перед началом охоты, войдя в особое состояние, люди исполняли ритуальный танец, чтобы заручиться поддержкой своих богов.

В настоящее время все еще практикуется шаманизм, основной идеей которого является вхождение шамана в медитативный транс, что способствует получению запрашиваемой информации или достижению другой изначально поставленной цели. В суфизме существует таинственная и малоизученная практика танца дервишей, которое заключается в длительном кружении на одном месте, и сопровождается произносимой про себя молитвой.

Из более распространенных практик можно отметить цигун, который является динамической медитативной практикой с сосредоточением внимания на дыхании.

«Современная психотерапия и буддийская практика медитаций согласны в том, что беспокойство является нежелательным состоянием» [7, с. 22].

В современном мире медитативные практики все чаще используются людьми не только для достижения эмоционального успокоения, но и для размышления над смыслом жизни, поскольку «в медитативном состоянии человек способен реально воспринимать жизненные проблемы и в то же время отстраняться от них и заинтересованно наблюдать за ними как бы со стороны» [9, с. 9]. Также к медитативным практикам можно прибегать, чтобы научиться управлять различными сферами собственной жизни. Например, своим физическим самочувствием, без вспомогательных медикаментозных средств.

По мнению профессора Самдхонга Римпоша, главы Центра Высшего тибетского обучения в Сарнате, Бенаресе, «некоторые люди просто хотят себя хорошо чувствовать или преодолеть бессонницу и другие состояния. Но истинной целью должно быть видение реальности, хотя многие из упомянутых состояний исправляется именно медитацией» [11, с. 74].

Также, следует отметить, что «медитация подразумевает работу с воображением больше, чем с волей. Медитация - это когда ваше тело, ум, чувства, дух - большой мир, который вы постигаете. И он становится вашим союзником, а не рабом» [2, с. 9].

Для того чтобы понять смысл медитативных практик и сделать их составляющей своей повседневной жизни, совсем не обязательно изучать их первоначальные источники. Для обучения данной методике также совсем не обязательно придерживаться какого-то определенного мировоззрения или сосредотачивать свое внимание на какой-то одной технике. Поскольку «выбор путей медитации сегодня чрезвычайно богат. Они предлагают свою помощь любому человеку, желающему восстановить свое физическое или психическое здоровье или развить свои способности» [6, с. 59].

Сутью медитативных практик считается «освобождение ума» от мыслей. В буддизме существует две основные медитативные техники для достижения этого состояния: «самадха» и «випассана».

В переводе с санскрита «самадха» означает успокоение ума, целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность; совершенство. Практика самадхи подразумевает использование статических поз и дыхательных техник. Суть самадхи заключается в восприятии божественного начала и слияния с ним.

«Випассана» в переводе санскрита означает «медитация прозрения», «видение как есть» или «высшее видение». Основным инструментом випассаны является самонаблюдение. Суть данного метода заключается в изучении собственного внутреннего мира и последующего избавления от тревожных мыслей и эмоций.

По предмету концентрации внимания, медитативные практики можно разделить на четыре типа:

1. мантра;

2. визуализация;

3. тратака;

4. телесно-ориентированные медитации.

В переводе с санскрита, мантра означает «орудие осуществления психического акта», в иной трактовке - «стих», «заклинание», «волшебство». В индуизме, буддизме и джайнизме мантра считалась священным текстом, который предполагал точного воспроизведения его звуков.

Мантра является набором определенных звуков или слов, каждый из которых имеет свое особое значение. Считается, что мантра может оказывать воздействие на эмоциональное состояние произносящего ее человека, а также менять происходящую вокруг него действительность.

Визуализация заключается в представлении какого-либо предмета или объекта. В буддизме считается, что лучшим объектом для визуализации при выполнении медитативной практики является сам Будда, светящийся образ которого и следует представлять. Однако при практике медитации без религиозного контекста, существует достаточно широкий выбор объектов и предметов для концентрации, который осуществляется исходя предпочтений самого практикующего.

Тратака означает «неподвижный взгляд», либо «пристальный взгляд». О тратаке говорится во многих текстах, хотя чаще всего она упоминается под другими названиями и в соответствии с культурными традициями разных народов имеет свои различия. Сама техника заключается в концентрации внимания на определенном объекте. Одним из самых популярных объектов сосредоточения внимания является пламя свечи. Еще, довольно часто, практикующие медитативные практики фиксируют внимание на дыме, исходящем от зажженных благовонных палочек.

В телесно-ориентированных медитациях чаще всего предпочтение отдается различным дыхательным техникам, поскольку «дыхание непосредственно связанно с деятельностью человеческого мозга как в физиологическом, так и в плане эмоциональном» [13, с. 150]. Суть данных практик сводится к внимательному наблюдению самого процесса вдыхания и выдыхания воздуха.

Использование дыхательных техник при выполнении медитативных практик очень важно, поскольку правильное дыхание обеспечивает полное дыхание, которое еще очень часто называют йогическим дыханием. Вообще существует три способа дыхания:

1. Верхнее дыхание;

2. Среднее дыхание;

3. Брюшное дыхание.

Верхнее дыхание является поверхностным дыханием. Оно не обеспечивает легкие необходимым количеством кислорода, и, по этой причине, кровь недостаточно насыщается кислородом, который необходим для полноценной жизни, что впоследствии приводит к усталости, постоянной сонливости, бессоннице, повышенной утомляемости, постоянным головным болям и развитию различных хронических заболеваний.

Раньше, верхнее дыхание было в большей степени характерно для женщин, что обуславливалось модой на постоянное ношение корсета, который сжимал тело и затруднял процесс полноценного дыхания. Однако в наше время, в данном вопросе гендерных различий уже не существует. Кроме различных соматических заболеваний, причиной перехода на верхнее дыхание чаще всего является стресс и сидячий образ жизни.

Среднее, или, так называемое межреберное дыхание является более полезным, чем верхнее, поскольку в данном способе хоть и незначительно, но включает в себя брюшное дыхание. Таким образом, воздух поступает уже не только в верхнюю, но и в среднюю часть легких. К такому способу дыхания прибегают люди, которые стоят или находятся в сидячем положении. Также, к среднему дыханию обычно прибегают в душных помещениях с недостаточным количеством кислорода.

Глубокое дыхание, также называемое брюшным, характерно для небольшого количества людей, которым свойственен активный образ жизни. У остальных людей брюшное дыхание возникает, в основном, рефлекторно при зевании или непроизвольном глубоком вдыхании воздуха при проветривании помещения или при нахождении на природе.

При глубоком дыхании воздухом наполняется вся нижняя и средняя часть легких. Поэтому данный способ дыхания является более полезным, чем верхнее или среднее дыхание.

Полное дыхание включает в себя как верхний и средний, так и нижний способ дыхания, благодаря чему грудная клетка начинает расширяться до своего естественного объема. При таком способе дыхания человеку удается получить необходимое количество кислорода, что помогает не только избавиться от усталости, постоянной сонливости, бессонницы, повышенной утомляемости, постоянных головных болей и возникаю-

щих при верхнем дыхании проблем, но также расслабиться и устранить мышечные спазмы, а также избавиться от стресса.

Литература

[1]. Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Буддизм: словарь. - М.: Республика, 1992. - 287 с.

[2]. Акимов Б.К. Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники. - М.: Амрита-Русь, 2014. - 96с.

[3]. Виттевин Х.Й. Бизнес и духовность. Суфизм в действии. - М.: Гаятри, 2007. - 168с.

[4]. Вон К.К. Энциклопедия Шаолиня. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -440 с.

[5]. Дэйви Х.Е. Японская йога. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 208 с.

[6]. Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. - М.: Центр Валь-дорфской педагогики при Роу. 1991. - 159с.

[7]. Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 144с.

[8]. Кхантипалло Б. Секреты медитации: Спокойствие и прозрение. -М.: Беловодье, 2005. - 272 с.

[9]. Роджерс М. Будь спокоен, мой разум: Книга медитаций. Ростов н/Д: Феникс, 1997. - 224 с.

[10]. Росси В. Жизнь в движении: Система Рио Абьерто. - М.: Этерна, 2009. - 256 с.

[11]. Фолконар Т. Творческий интеллект и самоосвобождение: Кор-зыбский, неаристотелевское мышление и Восточное осознание. - М.: КСП+, 2003. - 208с.

[12]. Шубина Е.В. - Медитация: путь к совершенству. - СПб.: ИД Весь, 2004. - 96с.

[13]. Эррикер К. Буддизм. - М.: ФАИРПРЕСС, 2000. - 304 с.

MEDITATION AS A PSYCHOLOGICAL-ACMEOLOGICAL PRACTICE OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT

Maria N. Lemeshevskaya - extra-mural magistrand, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Prospect Vernadskogo, 82, Moscow, Russian Federation 119606.

Abstract

the article denotes a general concept of meditation, defines forms of meditation and its influence on human development and self-development.

Key words: meditation, meditation practices, self-development.

УДК 159.9

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА

Ложкина Лада Ивановна (Архангельск, Россия) - кандидат психологических наук, Северный государственный медицинский университет; пр. Троицкий, 51; LadaL1@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрен вопрос развития профессионального сознания в контексте мультипарадигмальности психологической науки. Сделан акцент на интегративный акмеологический подход. Отмечено, что важным условием становления профессионала является особая организация образовательной среды. Представлена теоретическая модель поэтапной интеграции психологического знания.

Ключевые слова: профессиональное сознание, учебно-профессиональная деятельность.

Проблема развития профессионала приобрела особую актуальность в современном обществе. Методологические основы изучения феномена профессионализма широко представлены в рамках акмеологического подхода. [4]. Понятие профессионализма трактуется весьма разнообразно, однако всегда рассматривается как некая системная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Идеологией изучения становления профессионала выступает категория «субъекта», который рассматривается с позиций активности и целостности. [1] Выступая, как уникальная системная организация обладающая активностью, субъект постоянно разрешает возникающие противоречия между собой и требовани-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ями среды. Эффективное разрешение конфликта «Я - среда» позволяет выйти на новый организационный уровень и открывает новые жизненные перспективы. Неэффективное разрешение противоречий приводит к стагнации личности или развитию по пути деструкции. Профессиональное становление занимает большую часть онтогенеза, начинаясь в период формирования профессиональных замыслов и заканчиваясь вместе с прекращением занятия профессиональной деятельностью. [5] Начало занятия профессиональной деятельностью включает человека в особую социальную ситуацию развития, способствуя формированию новых жизненных приоритетов и ценностей. Акмеологическая концепция развития профессионала раскрывает глубокие взаимодействия и взаимовлияния профессиональной деятельности и личности. [3] Важным этапом становления профессионала является период обучения, когда студент погружается в учебно-профессиональную деятельность и его житейские представления становятся в конфронтацию с научной картиной мира. В этот период начинает формироваться профессиональное сознание. Помимо традиционных трудностей, связанных с адаптацией к новой ситуации, изучение психологии затрудняется ее особым содержанием. Психология представляет собой разветвленную сеть различных направлений и школ, что значительно затрудняет объединение научного знания в субъективную картину научных представлений. Противоречия между теориями, а в некоторых случаях и между понятиями порождает внутренний интеллектуальный конфликт и осложняет выполнение учебно-профессиональных задач. Начальные этапы обучения связаны с овладением профессиональным языком и изучением общепсихологических подходов. Этот этап можно назвать пропедевтическим в становлении профессионализма. Для решения этих задач необходимо, как минимум, две составляющие. Это адаптационная готовность студента [2] и особая организация образовательной среды. Являясь мультипарадигмальной наукой, психология имеет ряд противоречий и дискуссионных вопросов. Студент не в силах сам разрешить возникающие противоречия в силу отсутствия у него рефлексивного слоя профессионального сознания. Накопленные противоречия осложняют развитие профессионализма и построение стройной системы знаний. Поэтапное погружение в профессиональное пространство позволит частично нивелировать острые конфликты между различными научными подходами и обеспечит качественное понимание психологического знания. Предложенная модель призвана способствовать формированию целостной научной системы психологического знания. Представленный подход возможен лишь при междисциплинарном синтезе и в условиях преемственности учебных программ. Предлагаемая модель состоит из четырех этапов и построена по принципу «от простого к сложному». Первый этап погружения в научно-профессиональное пространство связан с изучением основных категорий психологии. На этом этапе происходит активное овладение научным языком. Студент должен научиться грамотно употреблять основные понятия, уметь определять какое понятие является более узким, а какое более широким. В качестве своеобразного новообразования можно рассматривать способность качественно описать психический феномен в категориях психологии. На втором этапе происходит ознакомление с основными парадигмами. В этот период психология предстает перед студентом как мультипарадиг-мальная наука и открывается возможность рассматривать одно и то же явление с точки зрения различных подходов (рассмотрение личности в гуманистической и естественно-научной парадигме). Очень важным представляется понимание психологии, как науки обобщающей биологическое и гуманитарное знание о человеке. Новообразованием этого периода будет способность к разностороннему анализу психических явлений. На третьем этапе происходит расширение представлений о психологических школах. Структурированность профессионального сознания будет осуществляться путем постепенного углубления знаний о различных подходах внутри одной парадигмы. Важным представляется позиционирование не только различий между теориями, но и акцентирование внимания студента на общих принципах описания психологической реальности внутри одной парадигмы. Новообразование этого этапа - способность к элементарной объективной и субъективной рефлексии над научным знанием. Четвертый этап представляет собой углубленное знакомство с различны-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.