[16] Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
FORMATION FEATURESOF SELF-ATTITUDEOF ADOLESCENTS WITH RETARDATION OF MENTAL DEVELOPMENT
Svetlana AndreevnaLebedevais a speech therapist, development center for children «Clever men and clear heads», Perekopskayastreet, 1a, Tula, 300045, [email protected]
Sergey KurbanovichKhaidovis Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenin Avenue, 125, Tula, 300026; e-mail: [email protected]
Annotation
the article is devoted to analysis of the features of self-attitude of adolescents with retardation of mental development.In this paper the notion of self-attitude is considered from the point of view of V. V. Stolin and S.R. Pantileev's approach.In the article quantitative and qualitative results of research of self-attitude of adolescentsaged 12-14 years with mental retardation are presentedare presented. The results of research allow to ground necessityof formation of the positive, steady self-attitudeagainst negative impacts of external environment ofadolescents with retardation of mental development, thereby creating possibilities of successful social adaptation of the personality to requirements of society and steadiness to negative factors of the social reality.
Key words: self-attitude, adolescents, retardation of mental development, self-concept, self-perception, self-acceptance, social adaptation.
УДК 159.9
ДУХОВНОСТЬ КАК ПОИСК, ОБНАРУЖЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ИДЕАЛА
Левит Леонид Зигфридович (Минск, Беларусь) - кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического здоровья и образования; [email protected]
Аннотация
Понятие духовности рассматривается с точки зрения высшего уровня развития и взаимодействия обеих систем «Личностно-ориентированной концепции счастья», разработанной автором. При этом в категории «священного» выступает зрелая «Личностная Уникальность», представляющая идеальную часть психики, подлежащую обнаружению и реализации.
Ключевые слова: духовность, личностная уникальность, счастье.
Введение. С точки зрения некоторых психологов, понятие священного является центральным в человеческих переживаниях [7, р. 646]. Духовные феномены в этом смысле представляют собой критически важные темы для психологического исследования - не только потому, что духовность представляет собой часть культуры, но и в связи с ее многоплановым влиянием на функционирование человека.
Человек может быть назван «духовным» в такой степени, в какой он стремится найти, познать, пережить и находиться в контакте с тем, что он считает священным [7, р. 648]. Разнообразие путей и возможностей поиска является поистине безграничным, поскольку практически любой аспект человеческой жизни может быть наделен статусом священного. Последнее при этом определяется как нечто отделенное от обыденной повседневной жизни, заслуживающее благоговения и уважения [7, р. 647].
Личностно-ориентированная концепция счастья. Многообразие возможностей поиска священного, равно как и жизненных аспектов, способных обрести данный статус, в сочетании с мощным потенциалом духовности обретает особую актуальность в условиях нарастания рыночно-материалистической ориентации современного общества. В этом смысле «персональная духовность», предоставляя современному человеку временное «убежище» от всевластия изматывающего труда, чередующегося с погоней за легкими и бессмысленными удовольствиями, способна сбалансировать возникающие диспропорции.
«Личностная Уникальность» (ЛУ) Рис. 1 ЛОКС
«Эгоизм» (ЭГ)
Мы хотели бы предложить и обосновать новую интерпретацию постижения духовного - с помощью высшего уровня разработанной нами «Личностно-ориентированной концепции счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида, достижение им осмысленной, полноценной жизни описываются через взаимодействие двух систем - «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ). Обе системы состоят из 4-х уровней, каждый из которых представляет собой определенный этап человеческого развития - от внутриутробного состояния до зрелой самореализации (рис. 1).
Предыдущие работы продемонстрировали теоретические возможности ЛОКС в сравнительном анализе с известными философскими теориями, моделями личности и концепциями эвдемонии, которые расположились на одном или нескольких ее уровнях [3; 5] (Рис. 1).
Предлагаемое решение. В рамках ЛОКС, «духовным» для человека становится обращение в себя с целью поиска, обнаружения и реализации (с помощью высшего уровня системы «ЭГ») своего врожденного потенциала - «Личностной Уникальности» (ЛУ) или «дэймона» в древнегреческой философской традиции [6]. При этом в роли «священного» и выступает сама ЛУ.
Каковы основания и преимущества подобного выбора? Личностная Уникальность рассматривается нами как идеальная часть человеческой психики, определяющая жизненное предназначение, судьбу индивида [1; 2; 4]. Соответственно, реализация Личностной Уникальности как высшей жизненной ценности в соответствующей активности позволяет субъекту достигать и «первосортного» счастья [3; 5]. Если, с точки зрения А. Тверски, духовное представляет собой лучшее в человеке [8], значит ЛУ автоматически приобретает «священный» статус, в то время как ее поиск становится духовным по своей природе.
Известно, что следование общепринятым путям обретения духовности способно приносить не только благо, но и зло. Примером последнего являются многочисленные столкновения на религиозной почве. В этом смысле, контакт индивида с собственной Личностной Уникальностью не может принести вред окружающим в силу того, что ЛУ спрятана внутри человека, имеет уникальный характер и потому никоим образом не «пересекается» с Личностной Уникальностью других людей.
Подобный подход может использоваться и религиозным человеком - если трактовать Личностную Уникальность в качестве «божественной» части, связывающей индивида с высшей силой [3]. Отметим, что и реализация ЛУ в специфической для нее для нее деятельности (работе, труде) может расцениваться как «священный зов» [7, р. 649].
Использование системы «Эгоизм» в реализации Личностной Уникальности обосновывается удивительным совпадением с христианской концепцией первородного греха. С одной стороны, система «Эгоизм» имеет непосредственное отношение к «мирским» аспектам человеческого существования. С другой стороны, возможное достижение данной системой
высшего уровня развития и ее трансформация в зрелый индивидуализм предполагает смену жизненных приоритетов в пользу обнаружения и реализации Личностной Уникальности как главной ценности духовного существования. «Вызревание» обеих систем предполагает и более старший возраст зрелой самореализации, связанный с достижением жизненной вершины.
Наконец, духовная сущность ЛУ, взятая сама по себе, вне контекста взаимодействия с системой «ЭГ», также способна выполнять ряд важных психотерапевтических функций. Подобное может иметь место, когда «внешняя» актуализация ЛУ по тем или иным причинам временно затруднена или невозможна. Человек слушает свою «идеальную часть» и принимает верные для себя решения на ее основе. Если в окружающей среде резко повышается уровень «негативной сложности», индивид в защитных целях учится временно снижать внешнюю активность и переходить к внутренней «позитивной простоте». Соответствующие техники были нами разработаны и опубликованы [2; 3].
Заключение. Использование высшего уровня взаимодействия обеих систем Личностно-ориентированной концепции счастья позволяет выдвинуть еще одну возможность достижения духовности, имеющую ряд особенностей и преимуществ.
Литература
[1]. Левит Л.З. Личностная Уникальность клиента как основа для терапии // Психология и психотехника. 2013. № 6. С. 584-590.
[2]. Левит Л.З. Внутренний идеал как основа для психотерапии. // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ, 2014. С. 109-116.
[3]. Левит Л.З. Индивидуальный потенциал и его реализация: двуси-стемная концепция (в двух частях). Минск: РИВШ, 2014. Ч. 1. 420 с.
[4]. Levit L.Z. Personal Uniqueness Therapy: Living with an Inner Ideal. // American Journal of Applied Psychology. Vol. 3. № 1, January 2014. Pp. 1-7.
[5]. Levit L.Z. Exploring the Psychology of Happiness: The Latest Experimental Results // Psychology and Social Behavior Research. 2015. № 3 (1). Pp. 1-10.
[6]. Norton D. L. Personal Destinies. A Philosophy of Ethical Individualism. Princeton: Princeton University Press, 1976. 398 p.
[7]. Pargament K.I., Mahoney A. Spirityality. Discovering and Conserving the Sacred // Handbook of Positive Psychology / Ed. Snyder C.R., Lopez S.J. Oxford University Press, 2001. Pp. 646-659.
[8]. Twerski A.J. Twerski on Spirituality. New-York: Shaar Press, 1998. 336 p.
SPIRITUALITY AS THE SEARCH, DISCOVERY AND REALIZATION OF THE INNER IDEAL
Levit Leonid Zigfridovich (Minsk, Belarus) - Ph.D., director of the Centre for psychological health and education; [email protected]
Abstract
The notion of spirituality is regarded through the highest level of development and interaction of both systems of the «Person-Oriented Conception of Happiness» elaborated by the author. In this context, mature «Personal Uniqueness» represents the «sacred», ideal part of a personality, demanding its discovery and realization. Key words: spirituality, personal uniqueness, happiness.
УДК 159.9
МЕДИТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Лемешевская Мария Николаевна - магистрант заочной формы обучения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606.
Аннотация
Обозначена сущность понятия «медитативные практики», раскрыты виды медитативных практик и их особенности в развитии и саморазвитии человека.
Ключевые слова: медитация, медитативные практики, саморазвитие.
Если дать медитации общее, но емкое значение, то можно обратиться к словам доктора Хендрика Йоханнеса Виттевина, который определил, что «медитация - искусство обращаться внутрь, переносить внимание с внешнего мира на внутренний» [3, с. 79].
Однако существует множество самых разнообразных определений медитации. «Слово «медитация» может означать много различных вещей для многих разных людей» [5, с. 119]. Но в большинстве своем авторы сходятся в одном мнении: медитативные практики являются методом, способствующим саморазвитию личности.
Так, в своей книге «Медитация: путь к совершенству» Е.В.Шубина пишет, что медитация - «это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной и философской сфере» [12, с. 11].
Согласно книге «Буддизм: словарь» под редакцией Жуковской Н.Л., «медитация (санскр. Дхьяна) - внутреннее сосредоточение сознания на определенной идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия [1, с. 179].
«Рейчелт, исходя из опыта исследования китайского буддизма, определяет медитацию как «благоговейное размышление о высочайших силах универсума», как «спокойное благостное рассмотрение смысла жизни и слушание голоса неба в душе» [7, с. 6].
В своей книге «Медитация - путь к себе», Л.Каганов писал, что медитативная практика является методом саморегулирования, который основывается на управлении вниманием для изменения психических процессов, для достижения в итоге улучшения самочувствия и здоровья, расширения возможностей по управлению сознанием, а также развития личности.
Несмотря на то, что «о медитации написаны тысячи книг, множество школ учит этой практике, которая, кроме того, имеет сотни форм и самые различные техники» [10, с. 244], Винченцо России приходит к мнению, что «медитация - это одна из практик, издавна сопутствующих внутреннему росту человека» [10, с. 243].
Можно сказать, что медитация - это своеобразная тренировка сознания, предназначенная наработать или развить уже имеющиеся навыки и функции, одной из которых является управление вниманием. Управление вниманием подразумевает способность человека концентрировать свое внимание на том или ином предмете или объекте в течение продолжительного периода времени.
«Концентрация - это полное осознание того, что именно происходит с вами здесь и сейчас» [13, с. 150].
Тибетский деятель Дже Цонкапа выделил девять этапов концентрации внимания:
1. Закрепление мысли на объекте;
2. Продолженное закрепление;
3. Поправляемое закрепление;
4. Прочное закрепление;
5. Обуздание ума;
6. Успокоение;
7. Полное успокоение;
8. Однонаправленное сосредоточение;
9. Ровное сосредоточение (равновесие).
В самых разных религиях медитативные практики играли особую роль, являлась способом успокоения ума, избавления от хаотичного движения мыслей в голове, и, постепенного просветления и достижения состояния нирваны. Считалось, что «мы тщательно заботимся о том, чтобы питать тело три или четыре раза в день; но хорошую пищу должен получать и ум - для его питания необходимо какое-то полезное учение» [8, с. 13].
В монастыре Шаолинь медитативным практикам всегда отводилось особое место, как методу, позволяющему воспитать в личности необходимые для саморазвития качества. «Одним из путей духовного роста является развитие способности к состраданию за счет декламации сутр; достижение иных добродетелей для обретения интуитивной мудрости во время медитации представляет собой другой путь. Поэтому чтение сутр и медитация являются необходимыми занятиями в дзэнских монастырях» [4, с. 405].