Научная статья на тему 'Десять аргументов в поддержку личностно-ориентированной концепции счастья'

Десять аргументов в поддержку личностно-ориентированной концепции счастья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
844
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альтруизм / индивидуальность / личность / самореали-зация / системный подход / эгоизм / altruism / individuality / personality / self-realization / systemic ap-proach / egoism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левит Леонид Зигфридович

В статье в сжатом виде приводятся наиболее важные аргу-менты автора в пользу принятия разработанной им «Личностно-ориен-тированной концепции счастья» (ЛОКС) на роль «окончательной» тео-рии для современной психологической науки. Двусистемное и много-уровневое построение ЛОКС обеспечивает объемное видение исследу-емого материала, позволяет ученому занимать разные позиции для наблюдения и анализа. Концепция также обеспечивает «высоту» и «глу-бину» исследовательского подхода, простирающегося от анализа био-логических предпосылок психических явлений до изучения «вершин» человеческого духа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ten reasons in favor of person-oriented conception of happiness

The author of the paper gives ten brief main arguments in favor of his Person-Oriented Conception of Happiness (POCH) as the main candidate to the role of the ultimate theory for modern psychology. Dual system and multilevel construction of POCH enables a bigger volume of the material in-vestigated, gives the opportunity for the scientist to occupy different positions for monitoring and analysis. POCH also covers heights and depths in the in-vestigation – from studying biological predispositions for psychic phenomena up to acme of the human spirit.

Текст научной работы на тему «Десять аргументов в поддержку личностно-ориентированной концепции счастья»

Л.З. Левит (Беларусь)

Десять аргументов в поддержку личностно-ориентиро-

ванной концепции счастья

Аннотация. В статье в сжатом виде приводятся наиболее важные аргументы автора в пользу принятия разработанной им «Личностно-ориен-тированной концепции счастья» (ЛОКС) на роль «окончательной» теории для современной психологической науки. Двусистемное и многоуровневое построение ЛОКС обеспечивает объемное видение исследуемого материала, позволяет ученому занимать разные позиции для наблюдения и анализа. Концепция также обеспечивает «высоту» и «глубину» исследовательского подхода, простирающегося от анализа биологических предпосылок психических явлений до изучения «вершин» человеческого духа.

Ключевые слова: альтруизм, индивидуальность, личность, самореализация, системный подход, эгоизм.

Введение

Как считают многие современные ученые, в психологии имеется насущная потребность в создании концепций и метафор, объединяющих разные научные направления [13, с. 846]. В естественных науках (в частности, в физике), также сформулирована задача построения всеобъемлющей, полной и согласованной теории, имеющей неограниченную применимость. Для этого ученые надеются открыть несколько простых общих законов, которые объяснили бы, почему мир такой, какой он есть [2]. Применительно к психологии подобная теория отвечала бы на вопрос, почему человек является таким, какой он есть. В настоящей статье автор приводит аргументы в пользу собственной двусистемной многоуровневой концепции. Наш оптимизм основан на ее твердом фундаменте, широких объяснительных возможностях, внутренне согласованных результатах и ясно выраженном направлении будущих исследований.

Личностно-ориентированная концепция счастья: краткое описание

В 2006-2012 гг. нами была разработана «Личностно-ориентированная концепция счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида, достижение им осмысленной, полноценной жизни описываются через взаимодействие двух систем - «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ). Каждая система состоит из 4-х уровней, соответствующих (снизу вверх) «организму», «индивиду», «личности» и «индивидуальности». Одновременно с этим, каждый уровень соотносится с определенным этапом человеческого развития - от внутриутробного состояния до зрелой самореализации [4]. Обе системы развиваются от уровня к уровню и, соответственно, меняется характер взаимодействия между соответствующими друг другу «по горизонтали» уровнями каждой из них, связанный с осуществлением тех или иных жизненных задач (рис. 1).

Система «Личностная Уникальность» (ЛУ)

Система «Эгоизм» (ЭГ)

Рис. 1.

Изначально мы позиционировали ЛОКС как одну из теорий эвдемонической группы в современной позитивной психологии, изучающей человеческий потенциал и его реализацию в связи с достижением счастья [3; 5]. Однако в результате проделанного сравнительного анализа достаточно быстро выявились более широкие теоретические возможности концепции [6].

В настоящей статье, имеющей обобщающий характер, мы хотели бы в сжатом виде привести 10 главных аргументов, подтверждающих претензии ЛОКС на право называться окончательной (наиболее общей и фундаментальной) теорией для современной психологии.

Преимущества ЛОКС в качестве «конечной» психологической теории.

1. ЛОКС обеспечивает не просто системный, а двусистемный подход. Присутствующий в концепции дуализм обеспечивает объемное, «бинокулярное» видение исследуемого материала и позволяет ученому занимать разные позиции для наблюдения и анализа.

Монистические концепции, преобладающие в науке, бывают неспособны объяснить множество нюансов исследуемого явления, увидеть его с разных сторон. Так, физика не смогла бы удовлетворительно объяснить природу электрона (как частицы и как волны) вне дуалистических рамок. В психологии также накоплен большой массив данных, подтверждающий гипотезу не единой, а модульной психики, включающей в себя ряд специализированных механизмов, сложившихся в ходе эволюции.

2. Конструкция ЛОКС имеет не только двусистемное, но и многоуровневое построение. Указанная особенность обеспечивает «высоту» и «глубину» исследовательского подхода, простирающегося от анализа биологических предпосылок психических явлений до изучения «вершин» человеческого духа.

Преимущества ЛОКС, отмеченные в пп. 1 и 2, особенно хорошо заметны в сравнительном анализе с другими философскими и психологическими теориями [4; 14]. Концепция позволяет работать и с более крупными объектами - такими, как, например, целая страна на определенном этапе своего развития [7].

3. В основу каждой из систем ЛОКС положены два «глобальных» понятия -«Эгоизм» и «Личностная Уникальность». Если первый термин изначально подчеркивает врожденное сходство (общность) людей между собой, то второй демонстрирует сугубо индивидуальные особенности (различия). Такой подход позволяет не упустить ничего важного.

4. Двусистемное построение ЛОКС удачно схватывает двойственность самой психологии, обращенной как к естественнонаучным, так и гуманитарным дисциплинам с их различным построением дискурса. Если система «Эгоизм», имея биологические корни, уходящие вглубь всего живого, тяготеет к естественнонаучному подходу, то система «Личностная Уникальность» представляется скорее общегуманитарным понятием. Изучение взаимодействия систем «ЭГ» и «ЛУ» создает, таким образом, возможности сближения естественнонаучного («сциентистского») и гуманистического подходов в психологической науке [1].

5. Уровни ЛОКС, представленные в качестве соответствующих этапов развития индивида, позволяют проследить большую часть его жизненного пути - от прена-тального периода до как минимум 70-75 лет. Таким образом, онтологическая насыщенность ЛОКС имеет важное значение для психологии развития.

6. Как мы неоднократно убеждались, понятие «эгоизм» (одно из основных в ЛОКС) является наиболее удачным системообразующим фактором для общепринятой научной иерархии (биологическое - психологическое - социальное). Эгоизм с точки зрения биологии представляет стремление особи к выживанию, самосохранению (жизненный инстинкт); эгоизм на психологическом уровне отражает предрасположенность индивида «в свою пользу», заботу о собственных интересах (доктрина психологического эгоизма); эгоизм на социальном уровне также широко представлен - например, через феномен группового эгоизма, реципрокного альтруизм а и т.д. Собственно говоря, уровни 1-3 системы «Эгоизм» в ЛОКС способны представлять в свернутом виде три вышеуказанных научных уровня.

7. Эгоизм в качестве нового предмета психологии кажется нам гораздо более удачным понятием, чем «душа» или родственные ей «психика» и «психическая деятельность» [9]. Как отмечают современные исследователи, дальнейшее развитие человековедения сдерживается давней философской традицией, рассматривающей психику в качестве синонима души - священной и неделимой духовной сущности, «башни из слоновой кости». Согласно же широко известной в западной науке доктрине психологического эгоизма, единственной конечной целью (или первоначальной основой, что в большинстве случаев одно и то же), к которой стремится человек, является его собственный интерес. Из понятия «эгоизм» вытекают все психологические законы, человеческие действия, а также их последствия. Поэтому данный вид эгоизма и называется в зарубежной науке психологическим.

Эгоизм, рассматриваемый как предрасположенность индивида в свою пользу, забота о собственных интересах, сразу же задает конкретное направление дальнейшего исследования. Таким образом, появляется возможность заложить фундамент психологии как эмпирической науки, имеющей определенный изначальный вектор движения, отвечающий врожденной человеческой природе. На место «души-субстанции» в этом случае приходит «душа-субъект» [12].

1. Нами экспериментально выявлена и теоретически подтверждена связь категорий, положенных в основу ЛОКС с другими «глобальными» понятиями, составляющими основу человеческих ценностей - альтруизмом [11; 16], смыслом жизни [15], духовностью [8], первичной мотивацией [10], счастьем [5] и т.д.

2. Представляемая концепция указывает современному человеку наилучший способ жизни - эвдемонию («первосортное» счастье), представляющую процесс обнаружения, развития и реализации индивидом своего уникального потенциала и основанную на взаимодействии обеих систем ЛОКС [3; 6; 14]. Стремление и право человека прожить настоящую (собственную) счастливую жизнь не может подвергаться сомнению.

3. Выводимые из наших разработок следствия имеют важное значение для других смежных наук. Например, в педагогике подготовленный специалист может учить воспитанников видеть и собственную выгоду при оказании помощи другим людям, либо осознавать пользу, приносимую обществу в более широком контексте при реализации собственных интересов. Так или иначе, педагогическая ситуация теряет черно-белую окраску и становится гораздо более интересной для применения творческих инноваций. Указанные положения могли бы послужить фундаментом для новой, разумной системы воспитания, открыто ставящей энергию врожденных инстинктов на пользу развития индивида - в том числе, как члена общества.

В области моральной философии термин «альтруизм» утрачивает свою девственную чистоту, поскольку за ним, как теперь выясняется, скрывается конечная эгоистическая мотивация, более или менее осознаваемая [10; 11].

ЛОКС: аргументы «против» и дискуссия

Следует отметить, что за годы активных выступлений и научных публикаций мы так и не услышали принципиальных возражений против разработанной концепции. Поэтому приведем два возможных критических замечания (по одному на каждую из систем ЛОКС), которые впоследствии оспорим.

1. Понятие «эгоизм» вызывает у большинства негативные ассоциации.

Контраргумент. Подобные ассоциации традиционны и в большей степени свойственны лишь «постсоветским» психологам, поскольку во времена СССР приоритетная забота о собственных интересах была несовместима с идеалами коллективистского общества, строившего коммунизм. Крушение марксистско-ленинских идей в очередной раз показывает силу ценностей, действительно свойственных природе человека. Научная переписка автора с известными зарубежными психологами - в том числе, с исследователями альтруизма [11] - показывает отсутствие у них предубежденности против обсуждаемого термина: «что повсеместно распространено, должно быть принято и изучено».

Другой важной закономерностью следует признать трансформацию эгоизма от уровня к уровню ЛОКС, его постепенное «облагораживание». На высшем, четвертом уровне указанное понятие, по сути, перестает эгоистически служить «самому себе», поскольку его приоритетной целью становится реализация Личностной Уникальности субъекта. Также отметим, что эвдемонический образ жизни позитивно связан с просоциальным поведением субъекта и меньшей нагрузкой на окружающую среду [3]. Поэтому люди должны не избегать эгоизм (тем более, что подобное невозможно), а учиться делать выбор в пользу его высших форм, связанных с индивидуальным саморазвитием и самореализацией.

2. Личностная Уникальность, описываемая одной из систем ЛОКС, обнаруживается далеко не у всех людей. Нет ли здесь почвы для дискриминации?

Контраргумент. Ученому следует признавать факты, а не распространять позитивные иллюзии - в противном случае психология потеряет свой научный статус. Факты же свидетельствуют о том, что природа несправедлива в распределении своих даров (врожденных способностей). Меры по защите от последствий врожденного неравенства должны, говоря простым языком, обеспечивать равные стартовые возможности самореализации для всех - в полном соответствии с их равными гражданскими правами. Что касается других компенсаторных механизмов для менее удачливых индивидов, то их разработкой должны заниматься социологи и экономисты, а не психологи. Современное общество пока и не требует большого количества «творцов»: существует много важных социальных ниш, связанных с поддержанием стабильности, а не безудержного прогресса.

Выводы

Следует отметить, что, несмотря на все усилия, мы так и не обнаружили ни одной психологической теории, которая, подобно ЛОКС, обладала бы всеми перечисленными в статье преимуществами. Мы даже не нашли концепций, объяснительная сила которых основывалась бы на взаимодействии двух развивающихся многоуровневых систем. Разумеется, автор будет рад услышать любую критику, поскольку со стороны бывает виднее. А пока мы с гордостью выдвигаем Личностно-ориентированную концепцию счастья в качестве главного кандидата на роль окончательной (наиболее общей и фундаментальной) теории для современной психологической науки.

Литература

1. Балл Г.А., Мединцев В.А. Медиаторы межпарадигмального взаимодействия в

исследованиях культуры // Психология третьего тысячелетия : II Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2015. С. 22-25.

2. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.

3. Левит Л.З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология, 2013.

№1. С. 69-77.

4. Левит Л.З. Индивидуальный потенциал и его реализация: двусистемная концепция (в

двух частях). Минск: РИВШ, 2014. Ч. 1. 420 с. Ч. 2. 272 с.

5. Левит Л.З. Использование методов выборки переживаний (ESM) в исследованиях

счастья. Минск: РИВШ, 2014. 148 с.

6. Левит Л.З. Личностно-ориентированная концепция счастья: интегративные

возможности // Социальный психолог, 2015. Выпуск № 1 (29). С. 30-42.

7. Левит Л.З. Украина: миссия выполнима? // I Весенние чтения (материалы конференции).

Киев: Центр научных публикаций, 2015. С. 95-98.

8. Левит Л.З. Духовность как поиск, обнаружение и реализация внутреннего идеала //

Акмеология, 2015, №3 (юбилейный выпуск). С. 103-104.

9. Левит Л.З. Предмет психологии и теория личности: новые возможности // Прикладная

психология и психоанализ. Электронное периодическое научное издание. 2015. № 4.

10. Левит Л.З. Эгоистическая мотивация: экспериментальные результаты и теоретический дискурс // Психология обучения, 2016. № 1. С. 4-17.

11. Левит Л.З. Спор об альтруизме: дискуссия с Д. Батсоном // Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели (материалы конференции). Калуга, 2016. С. 57-71.

12. Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2007. 680 с.

13. Хант М. История психологии. М.: АСТ, 2009. 864 с.

14. Levit LZ. Person-Oriented Conception of Happiness and Some Personality Theories: Comparative Analysis // SAGE Open. January-March, 2014. Published 10 January, 2014. Pp. 1-7.

15. Levit L.Z. Meaning and Egoism: Are the Notions Compatible? // International Journal of Social Science Research. 2014. Vol. 2. № 1. Pp. 102-112.

16. Levit L.Z. Egoism and Altruism: the «Antagonists» or the «Brothers»? // Journal of Studies in Social Sciences. 2014. Volume 7. № 2. Pp. 164-188.

Аннотации и сведения об авторе L. Levit

Ten reasons in favor of person-oriented conception of happiness

Abstract. The author of the paper gives ten brief main arguments in favor of his Person-Oriented Conception of Happiness (POCH) as the main candidate to the role of the ultimate theory for modern psychology. Dual system and multilevel construction of POCH enables a bigger volume of the material investigated, gives the opportunity for the scientist to occupy different positions for monitoring and analysis. POCH also covers heights and depths in the investigation - from studying biological predispositions for psychic phenomena up to acme of the human spirit.

Keywords: altruism, individuality, personality, self-realization, systemic approach, egoism.

Л.З. Левт

Десять аргумент на тдтримку особисткно-opieHTOBaHoi концепцп'

щастя

Анотащя. У статп в стислому виглядi наводяться найбшьш важливi аргумента автора на користь прийняття розроблено! ним «Особистюно-opieHTOBaHoi концепцп щастя» (ЛОКЩ) на роль «остаточно!» теорп для сучасно! психологично! науки. Двусистемна i бaгaтopiвневa побудова ЛОКС забезпечуе об'емне бачення дослщжуваного мaтеpiaлу, дозволяе вченому займати piзнi позицп для спостереження та aнaлiзу. Концепщя також забезпечуе «висоту» i «глибину» дослщницького тдходу, що тя-гнеться вщ aнaлiзу бюлопчних передумов психiчних явищ до вивчення «вершин» людського духу.

Ключовi слова: альтругзм, 1ндш1дуальн1сть, особист1сть, самореал1за-ц1я, системний nidxid, егогзм.

Левит Леонид Зигфридович (Беларусь), Доктор психол. наук Лев^ Леонщ Зигфридович (Быорусь), Доктор психол. наук Levit Leonid (Belarus), Doctor of psychol. sciences leolev44@tut.by

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.