МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
Шумилова Н.А., Радаева К.А.
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
медицинский институт, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г.Саранск
Сохранение и улучшение здоровья детей и подростков является актуальной задачей, т.к. оно определяет будущее страны, ее научный и экономический потенциал. Наблюдаемое ухудшение здоровья подростков на пороге вступления в трудоспособный и репродуктивный возраст делает необходимым изучение социальных факторов, обеспечивающих сохранение и улучшение здоровья. Цель данной работы - выявление у школьников элементов здоровьесохраняющего поведения. По специально разработанной анкете было проанкетировано 210 школьников, учащихся 7-11 классов, в возрасте 14-17 лет; 108 девушек и 102 юноши. Анкетирование показало, что большинство детей (60,4%) не успевают отдохнуть к началу нового рабочего дня. В выходные дни до новой учебной недели не успевает отдохнуть практически каждый второй ребенок (47,1%). Для 78,6% школьников отдыхом во внеучебное время являются прогулки и игры; для 8,6% - чтению книг и для 10,5% - сон. Таким образом, значительная часть школьников не восстанавливается к новому рабочему дню, что не позволяет создать условия для успехов в учебе. Известно, что правильный режим дня, продолжительность сна влияют на нервно-психическое и физическое развитие подростков. Каждый второй школьник (47,6%) до поздней ночи засиживается перед телевизором (компьютером), у 32,9% школьников для сна отводится 3-7 часов, что недостаточно для полного отдыха. Одна треть (31,3%) учеников желаемого отдыха не получают. Утреннюю зарядку делают только 11,0% школьников. Возникновение и неблагоприятный прогноз многих заболеванияй нельзя рассматривать в отрыве от самораз-рушающего стиля жизни подростков, связанного с курением и употреблением алкоголя. Каждый второй школьник (44,3%) пробовал курить или курит. Каждый четвертый курящий респондент ( 26,7% ) впервые попробовал курить в возрасте 5-10 лет, главным образом это были мальчики (23,5%). Каждый пятый школьник начинает употреблять алкогольные напитки до десятилетнего возраста. Чаще З-х раз в месяц алкогольные напитки употребляют 6,7% опрошенных, 2-3 раза в месяц 7,7% школьников, 1 раз в месяц 22.5%. На эпизоды употребления наркотиков указали 2,9% школьников. Одним из главных факторов, влияющих на здоровье подростков, является питание: каждый третий респондент (32,4%) питается нерегулярно (1-2 раза в день). Продукты быстрого питания, употребление которых, как известно, оказывает негативное влияние на здоровье, присутствует в рационе 22,9% школьников. Из напитков 22,5% школьников предпочитают кока-колу, 8,6%-кофе, 8,1%-чай. Только 36,8% школьников принимают витамины, однако, как правило, это не более 1 курса в год. При субъективной оценке своего здоровья 45,2% респондентов оценили свое здоровье как хорошее, 47,6% считали свое здоровье удовлетворительным, 7,1% - плохим, при этом, каждый третий (27,1%) школьник отмечает наличие хронического заболевания. Одним из показателей отношения к своему здоровью является медицинская активность. В ходе исследования выяснилось, что только 17,6% подростков при ухудшении самочувствия всегда обращались за медицинской помощью, в то время как 36,7% детей обращались к врачу крайне редко, а 45,7% ответили, что всегда лечатся дома и обращаются за медицинской помощью только в самых тяжелых случаях. При этом после обращения к врачу по поводу болезни при лечении дома только 51,0% строго следуют назначениям доктора, 32,4% стараются выполнить хотя бы половину рекомендаций, а 16,7% не следуют назначениям врача; 70,5% учеников полностью доверяют врачу, четвертая часть школьников не доверяют своему лечащему врачу, 5,7% - доверяют, но не всегда. Таким образом, проведенное социологическое исследование выявило низкую мотивацию сохранения здоровья у подростков, высокую частоту встречаемости вредных привычек, нерациональное и несбалансированное питание; отсутствие полноценного отдыха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЬ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва