Научная статья на тему 'Здоровье и условия труда среднего медицинского персонала как фактор эффективности их производственной деятельности'

Здоровье и условия труда среднего медицинского персонала как фактор эффективности их производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Соболева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье и условия труда среднего медицинского персонала как фактор эффективности их производственной деятельности»

Журнал научных статей "Здоровье и образование в XXI веке" № 2, 2008 г. (Т. 10)

ЗДОРОВЬЕ И УСЛОВИЯ ТРУДА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соболева Н.И.

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова Институт сестринского образования

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на профессиональную деятельность человека, является состояние его здоровья, которое рассматривается сегодня как наиболее важный компонент профессионализма или психофизической готовности специалиста к выполнению трудовой и социальной деятельности, позволяющий или наоборот затрудняющий возможность комплексно и качественно выполнять свои функции. Поэтому состояние здоровья медицинских сестер, являющихся социально значимой и самой многочисленной группой медицинских работников, - важная медико-социальная проблема. Заболеваемость медицинского персонала и особенно медицинских сестер значительно выше, чем в отраслях промышленности с вредными условиями труда, что требует пристального внимания, в том числе с позиций научного анализа.

На базе института сестринского образования СПб ГМУ им. академика И.П.Павлова было проведено исследование, в котором приняли участие студенты факультета высшего сестринского образования и учащиеся медицинского училища - 415 человек. Характеризуя условия своего труда, почти треть опрошенных (30,7%) указали на большие физические нагрузки во время работы (замена белья, перемещение больных, перенос биксов и контейнеров с растворами весом от 3 до 7 кг). Высокое психо-эмоциональное напряжение, связанное с работой, отметила большая часть (69,4%) респондентов. На неудовлетворительные техническое обеспечение условий труда указали 63,5%. Отсутствие условий для соблюдения личной гигиены отметили 85,3% опрошенных, а 71,5% указали, что стирают и гладят рабочую одежду дома, что противоречит правилам санитарно-противоэпидемического режима и может являться причиной инфицирования. Следует указать, что большинство (69,9%) студентов отметили у себя наличие хроническими заболеваниями.

Нами также были проанализированы разные аспекты, характеризующие образ жизни среднего медицинского персонала. К одному из них относится наличие вредных привычек. Каждая четвертая (25,2%) медсестра - студентка факультета высшего сестринского образования курит. Из них 72,3% отметили безуспешные попытки отказа от курения, а около половины (48,1%) стали курить в период обучения в медицинском училище. Треть респондентов сообщили об употреблении алкоголя, как средства снятия эмоционального напряжения. И это при том, что медицинские сестры должны не только быть примером, вести здоровый образ жизни, но и являться его пропагандистами. Указанное подтверждает актуальность проблемы улучшения здоровья среднего медицинского персонала и требует принятия решающих мер, включая мониторинг условий труда и показателей здоровья; улучшение системы преподавания и воспитание здоровьесохраняющего поведения в системе многоуровневой подготовки специалистов сестринского дела; а также диспансеризацию медицинских работников в имеющиеся группы риска и хронических заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». URL: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы1 IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [294]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.