Научная статья на тему 'Питание одаренных подростков фактор сохранения их здоровья'

Питание одаренных подростков фактор сохранения их здоровья Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
133
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Олюшина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питание одаренных подростков фактор сохранения их здоровья»

ПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ -ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИХ ЗДОРОВЬЯ

Олюшина Е.А.

ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», кафедра гигиены детей и подростков и гигиены питания, г. Нижний Новгород

Приоритетным фактором в формировании, сохранении и укреплении здоровья детей и подростков, устойчивости их к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, способности к обучению, является питание.

В условиях интенсификации обучения в образовательных учреждениях инновационного типа проблема организации рационального питания школьников особенно актуальна. Трудно переоценить значимость обеспечения полноценным сбалансированным питанием детей, обучающихся в подобных учреждениях интернатного типа, предусматривающих круглосуточное пребывание в них. Таким образовательным учреждением является функционирующий в Нижнем Новгороде Центр обучения и развития одаренных детей (ЦОД), куда отбираются подростки старшей ступени обучения для подготовки к поступлению в ВУЗы. В сложившейся в ЦОД среде, характеризуемой высокой учебной нагрузкой, рациональное питание является необходимым условием сохранения здоровья одаренных подростков.

При изучении фактического питания учащихся ЦОД проанализированы меню - раскладки за 14-дневный период и с помощью компьютерной программы «Статус питания» рассчитано суточное потребление 21 пищевого вещества и энергии. Полученные результаты сравнивались с физиологическими нормами.

Питание лицеистов организовано по 5-кратной схеме, за исключением воскресных дней, когда нет второго завтрака, с интервалами между приемами пищи 2-4 часа. Завтракают учащиеся в 8-00, после чего начинаются учебные занятия. В середине учебного процесса организован второй завтрак, во время которого дети получают кисломолочные продукты, сок и выпечку. После окончания уроков в 14-00 начинается обед. В 17-00 организован полдник, когда выдают свежие фрукты, кондитерские и кисломолочные продукты. Ужин состоится в 19-00. Выявлено следующее распределение суточной калорийности по приемам пищи: на первый завтрак подростки получают от 17 до 26% общей суточной калорийности, на второй завтрак 6-14%, доля суточной калорийности, приходящаяся на обед, составляет 25-40%, на полдник 4-17% и на ужин 17-39%. Такой широкий диапазон колебаний приводит к нарушению распределения суточной калорийности, которая в среднем по рациону составляет 3129 ккал, что превышает гигиенически нормы для данной возрастной группы.

Питание не сбалансировано по соотношению основных пищевых веществ - белков, жиров и углеводов, составляющему 1:1,4:3,4. По химическому составу выявлены следующие недостатки рациона:

• повышено поступление общих жиров в 1,5 раза за счет жира животного происхождения, при этом жир растительный составляет 30%;

• снижено поступление углеводистой пищи до 85%. Среди углеводов преобладают легкоусвояемые сахара, на которые приходится 46%; содержание крахмала и трудно перевариваемых полисахаридов (клетчатки) снижено на 27 и 65% соответственно;

• по содержанию минеральных элементов в рационе выявлено снижение натрия в 6 раз, калия в 1,9 раз, фосфора в 1,6 раза, железа в 1,4-1,7 раз и превышение кальция в 3,2 раза, магния в 7,7 раз; не сбалансированы соотношения Са : Мg = 1,7:1, Са : Р = 3,4:1;

• витаминный состав рациона характеризуется пониженным содержанием витамина РР в 1,7-2 раза и витамина А в 1,2 раза, поступление тиамина и аскорбиновой кислоты превышает нормы в 3,3 и 4,6 раз соответственно;

• в рационе содержится повышенное в 5,3 раза количество органических кислот.

При анализе ассортимента меню достаточно разнообразно, нет повторяемости блюд из одних продуктов как в течение дня, так и за несколько дней, отсутствуют «запрещенные» блюда и продукты.

Таким образом, на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: избыток тугоплавких жиров, дефицит пищевых волокон, крахмала, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных элементов, -что приводит вследствие нарушения функционирования антиоксидантной, иммунной, гомеостатических систем организма к ослаблению защитно - адаптационных механизмов и развитию патологических состояний.

Оценка нутриентного состава рациона позволила сформулировать следующие мероприятия по коррекции выявленного количественного и качественного дисбаланса фактического питания:

1. Рациональное распределение суточной калорийности по приемам пищи и коррекция пищевого рациона в количественном и качественном отношении (макро-, микроэлементного и витаминного состава, использование в рационе продуктов, стимулирующих деятельность ЦНС).

2. Обеспечение работы фитобара с использованием витаминных настоев (шиповник, клюква, брусника), овсяных коктейлей и напитков «Лепестки лета» фирмы «Биофит».

3. Использование антиоксидантного напитка Витан производства ООО «Вивако»

Курсы в октябре и феврале по 21-30 дней, по 200 мл напитка (10 мл сиропа) за 20-30 минут до еды.

4. Использование биологически активных добавок «Черника», «Топинамбур», комплекса «Трио» (морская капуста, овес, шиповник) производства ЗАО «Биофит». Курсы в осеннее-зимний период по 30 дней по 1-2 таблетки 2 раза в день до еды.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.

Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.