Научная статья на тему 'МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ'

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кардангушева Аксана Мухамедовна, Эльгаров Анатолий Адальбиевич

Низкий уровень здоровья обследованных студентов послужил основанием для разработки научно обоснованной программы формирования здоровьесберегающего пространства, предполагающей комплексную оценку состояния здоровья студентов и их образа жизни с последующим анализом полученных данных, разработкой и реализацией образовательных и оздоровительных профилактических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кардангушева Аксана Мухамедовна, Эльгаров Анатолий Адальбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL EVALUATION OF STUDENTS' HEALTH STATE

Low health level in the students examined served as a basis to elaborate scientifically justified program for health preservation space formation, that covers complex evaluation of the students' health state and life style with subsequent analysis of the data obtained, specification and realization of educational and health-improving prophylactic projects.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 331.43-057.875

А.М. Кардангушева, А.А. Эльгаров МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Низкий уровень здоровья обследованных студентов послужил основанием для разработки научно обоснованной программы формирования здоровьесберегающего пространства, предполагающей комплексную оценку состояния здоровья студентов и их образа жизни с последующим анализом полученных данных, разработкой и реализацией образовательных и оздоровительных профилактических проектов.

Ключевые слова: студенты, здоровье, здоровый образ жизни, профилактика, образование.

A.M. Kardangousheva, A.A. Elgarov. Medical and social evaluation of students' health state

«Kabardino-Balkarian StateUniversity», Nalchik

Low health level in the students examined served as a basis to elaborate scientifically justified program for health preservation space formation, that covers complex evaluation of the students' health state and life style with subsequent analysis of the data obtained, specification and realization of educational and health-improving prophylactic projects.

Key words: students, health, healthy life style, prophylaxis, education.

Охрана здоровья студенческой молодежи является одной из важнейших социальных задач государства [1, 6]. Национальная доктрина образования провозглашает идею гуманизации образования, приоритет воспитания над обучением, формирование у подрастающего поколения современного целостного научного мировоззрения, навыков самообразования и самореализации [4]. Значимость сохранения здоровья студентов обусловлена социальными функциями молодежи: профессионально-трудовой, репродуктивной, интеллектуальной, нравственной [3, 7]. Эффективность формирования навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) у студентов определяет уровень их здоровья, а значит, и возможность профессионального становления и личностной реализации в последующем. Составляющими ЗОЖ студента являются оптимальная организация учебного процесса, достаточная продолжительность сна и отдыха, оптимальная физическая активность, высококачественное питание, отсутствие вредных привычек и здоровая психологическая атмосфера в коллективе и семье [2, 8]. Отсутствие действенной системы медико-социальной профилактики болезней среди

студентов на региональном уровне, необходимость выявления и оценки особенностей формирования здоровья студентов определили направление нашего исследования.

Цель исследования — оценить состояние здоровья студентов медицинского факультета для разработки адаптированной к региональным условиям и системе высшего профессионального образования программы формирования здоровьесберегающего пространства в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ).

Материалы и методики. На базе медицинского факультета КБГУ в 2011 г. были проведены клинико-эпидемиологические исследования состояния здоровья и образа жизни 555 студентов (138 юношей и 417 девушек) с откликом 78,1%. Средний возраст обследованных составил 20,7±5,8 лет. Скрининг включал в себя опрос по стандартной анкете (ФГБУ «ГНИЦ ПМ» Минздравсоц-развития России), тонометрию, измерение длины и массы тела (МТ) с последующим вычислением индекса Кетле (ИК). Оценку ИК проводили согласно рекомендациям экспертов ВОЗ (1997), артериального давления — в соответствии

с рекомендациями ВНОК (2008). В группу лиц с низкой физической активностью (НФА) относили студентов, не занимающихся в спортивных секциях. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием пакета статистических программ STATISTICA 6.0 (StatSoft Inc, США) [5]. Описание количественных признаков выполнено с помощью среднего арифметического значения ± стандартное отклонение. Статистически значимыми считали различия при p< 0,05.

Результаты и их обсуждение. Из общего числа опрошенных студентов КБГУ до поступления в вуз постоянно проживали в городе 60,4% студентов (64,5% юношей и 59% девушек), в сельской местности — 39,6% (35,5% юношей и 41% девушек). В браке состояли 2,2% юношей и 6% девушек. Во время учебы с родителями проживали 37% юношей и 38,6% девушек, другими родственниками — 29% юношей и 24,9% девушек, самостоятельно в своих квартирах — 20,2% юношей и 14,4% девушек, в съемных квартирах —11,6% юношей и 16,1% девушек и в общежитии — 2,2% юношей и 6% девушек. Метраж жилой площади, приходящийся на одного человека, оказался менее 9 м2 лишь у 2,2% юношей и 0,6% девушек. Комфортные условия проживания студентов выявлены при проведении аналогичных исследований и в других регионах России. Вместе с тем процент проживающих в общежитии студентов в КБГУ был ниже, чем в других регионах страны при более высоком удельном весе сельских студентов [1,3,7].

Проведенный нами опрос выявил ряд существенных нарушений в режиме дня студентов-медиков. Прежде всего, это касается режима сна, двигательной активности, использования свободного времени. Нарушения режима сна были более выражены у девушек по сравнению с юношами и сводились к сокращению его продолжительности: 7,2±1,5 часа у юношей и 6,6±1,4 часа у девушек (р<0,0001). Продолжительность сна менее 8 часов отметили у себя 57,2% юношей и 75,5% девушек (р<0,0001). Учебная нагрузка оказалась высокой и составила 8,4±5,3 часа в день у юношей и 8,2±5,2 часа у девушек. Основная часть опрошенных (74,6% юношей и 70,7% девушек) посвящала учебе более 6 часов в день. Анализ физической активности студентов показал, что юноши по сравнению с девушками чаще занимаются спортом: 30,4 против 12,7% (р<0,05). В обычный учебный день у студентов на сидение уходило 7,7 часа. Менее 3 часов в неделю отво-

дили на физическую активность 22,5% юношей и 30,7% девушек, от 3 до 7 часов — 34% юношей и 28,8% девушек. В целом распространенность НФА составила 82,8%, регистрируясь чаще среди девушек, чем в группе юношей: 87,3 против 69,6% (р<0,0001).

Умение рационально использовать свободное время приобретает особую актуальность для будущих врачей в силу подверженности их высоким учебным нагрузкам. Досуг наших студентов характеризовался преобладанием пассивных форм отдыха: лишь 36,1% юношей и 3,2% девушек в свободное время занимались спортом. Большинство студентов (85,6% юношей и 81,6% девушек) воспитывались в полных семьях, и организацией их досуга занимались оба родителя (37,8% юношей и 37,6% девушек) или мать (18,5%юношей и 28,4% девушек). Вместе с тем досугу 24,4% юношей и 16,4% девушек никто из домашних не уделял внимание. Нарушения режима дня и двигательной активности, нерациональное использование свободного времени свойственны всем студенческим коллективам, о чем свидетельствуют результаты исследований, проведенных и в других регионах России [1, 2, 3, 7].

Заслуживают внимания особенности питания будущих врачей. Потребление овощей и фруктов менее 400 г в день имело место у 40,9% юношей и 38,6% девушек. Юноши чаще, чем девушки, использовали сливочное масло для бутербродов (81,2 против 65,2%, р<0,0001) и молочные продукты с содержанием жира более 3,2% (38 против 20,2%, р<0,0001). На вопрос «В течение последних 12 месяцев советовал ли вам кто-либо изменить свои привычки?» положительно ответили 41,3% юношей и 51% девушек (р<0,05). Причем рекомендации от медицинских работников получили лишь 12,3% юношей и 19,5% девушек (р<0,05). Попытки изменить привычки поведения сводились к использованию диеты для снижения МТ (15%), уменьшению потребления алкоголя (13,3%), увеличению физической активности (58,3%), ограничению жирового компонента рациона (33,8%), уменьшению содержания соли (28,6%) и сахара (33,8%) в рационе, увеличению потребления овощей (58,2%). Причем девушки чаще, чем юноши, пытались уменьшить потребление жира (46,4 против 21,2%, р<0,0001), сахара (42,8 против 24,8%, р<0,0001), увеличить потребление овощей (71 против 45,3%, р<0,0001) и использовали диеты для снижения МТ (25,6 против 4,4%, р<0,001).

Практически все опрошенные нами студенты (95,8% юношей и 98,6% девушек) осведомлены о вреде курения. Регулярно курили лишь юноши (12,9%). Сравнение наших данных с результатами проведенных ранее исследований показало уменьшение распространенности курения среди молодых людей в 2 раза по сравнению с 1995 г. и в 4 раза по сравнению с 2003 г. [8, 10]. Благоприятная динамика связана, с одной стороны, с реализацией образовательного проекта в учебных заведениях республики, а с другой стороны, с увеличением числа студентов из сел, среди которых частота курения традиционно ниже, чем среди их сверстников, проживающих в городе [9, 10]. Установлен возраст приобщения к табакокурению: у 30% студентов — 6-9 лет, 30% — 10-14 лет и 40% — 15-17 лет.

Изучение мотивов приобщения к курению и обстоятельств, способствующих сохранению и закреплению привычки, позволяет наметить возможные направления превентивных мер. Примечательно, что основная часть опрошенных молодых людей (85,7%) назвала в качестве причины начала курения «неприятность», а продолжения курения — «привычку» (36,5%), «нравится» (30,8%), «втянулся, не могут бросить» (23,1%).

По результатам прямого опроса процент алкоголизации составил 30,4% у юношей и 18,1% у девушек (р<0,01), что значительно ниже, чем по данным анонимного анкетирования (39,5 у юношей и 28,5% у девушек, р<0,001). Частота алкоголизации была выше у студентов пятого курса (27,7%), чем второго (15%, р<0,01). Известно, что важную роль в инициации употребления спиртных напитков подростками играет отношение к алкоголю в их ближайшем социальном окружении [3, 5]. В нашем исследовании лишь у 12,9% девушек и 18,5% юношей родители не употребляли алкоголь. Лишь 30,3% юношей и 26,2% девушек сообщили об отрицательном отношении своих друзей к употреблению спиртных напитков. Заслуживает внимания, что 61,2% девушек и 27,7% юношей (р<0,0001) впервые попробовали алкогольные напитки по случаю семейного торжества, 2,3% девушек и 17,7% юношей (р<0,0001) — в компании друзей. Установлен возраст приобщения к употреблению алкогольных напитков: у 76,6% юношей и 82,8% девушек — 15-17 лет, 20,3% юношей и 13,4% девушек — 10-14 лет, что свидетельствует о необходимости проведения антиалкогольной пропаганды уже в старших классах школ и продолжения этой работы в вузах. Основная часть

студентов сообщила, что употребляют алкоголь менее 5 раз в год (54,6% юношей и 38,3% девушек) или по праздникам (29,6% юношей и 59,6% девушек). Вместе с тем 13,6% юношей и 2,1% девушек употребляют алкоголь 1-2 раза в месяц и 2,3% юношей — 1-2 раза в неделю. Более половины опрошенных нами студентов (50,2% юношей и 51,6% девушек) посещали лекции о влиянии алкоголя, наркотиков и курения на растущий организм в учебных заведениях. Вместе с тем 88,7% юношей и 89,8% девушек испытывают потребность в образовательном проекте.

Большая часть обследованных студентов (78,3%) имела нормальную МТ. У девушек по сравнению с юношами чаще регистрировался дефицит МТ (16,1 против 5%, р < 0,001), а у юношей — избыточная МТ (13,8 против 7,9%, р < 0,05). Артериальная гипертония зафиксирована у 12,7% юношей и 2,5% девушек (р < 0,0001). Различные хронические неинфекционные заболевания выявлены у 44,6%девушек и 26,8% юношей (р < 0,0001), а их сочетания — у 21,1% девушек и 11,6% юношей (р < 0,05). Известно влияние здоровья родителей на формирование здоровья детей [2, 7]. У прямых родственников 66,8% наших студентов выявлены хронические неинфекционные заболевания и различные их сочетания. Установлены статистически значимые слабые корреляции наличия у прямых родственников студентов хронических неинфекционных заболеваний и патологии дыхательной (Я = 0,28, р < 0,001), пищеварительной (Я = 0,36, р < 0,0001), мочевыделитель-ной систем (Я = 0,22, р < 0,001), ЛОР-органов (Я = 0,16, р < 0,01), аллергических реакций (Я = 0,15, р < 0,01) и частых острых респираторных заболеваний (Я = 0,11, р < 0,05) у студентов.

Сравнение результатов нашей работы с аналогичными исследованиями в других регионах выявило как общие характеристики образа жизни студентов, так и особенности, присущие студентам нашей республики. Так, студенты большинства регионов проживают в комфортных условиях. Для современных студентов характерны напряженный ритм обучения, высокая учебная нагрузка и связанные с ними значительные нарушения режима дня, проявляющиеся в недосыпании и НФА, нарушение питания, нерациональное использование свободного времени, высокая алкоголизация. К региональным особенностям можно отнести проживание студентов преимущественно с родственниками, чем, по всей видимости, и объясняется низкий

процент студенческих браков. Обнадеживающим фактором является невысокая распространенность и уменьшение со временем частоты табакокурения среди будущих врачей, т. к. снижению общепо-пуляционной распространенности такого важного фактора риска неинфекционных заболеваний, как курение, предшествует отказ от сигарет среди медицинских работников [11].

Выводы. 1. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о низких показателях здоровья будущих врачей, что является основанием для совершенствования медико-профилактического обеспечения студентов. 2. Необходимым условием сохранения здоровья студентов является разработка и реализация научно обоснованной, адаптированной к региональным условиям и системе высшего образования программы формирования здоровьесбере-гающего пространства, предполагающей комплексную оценку состояния здоровья студентов и их образа жизни с последующим анализом полученных данных, разработкой и реализацией образовательных и оздоровительных профилактических проектов. 3. Для успешной реализации профилактической программы необходима интеграция усилий учреждений здравоохранения, образования, спорта, культуры, семьи и всего сообщества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева А. В., Штакк Е. А. // Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения): материалы Всерос. науч-но-практ. конф. с международным участием. — М.: Издатель Научный центр здоровья детей

РАМН, 2009. — С. 46-47.

2. Емельяненко С. В. Состояние здоровья и организация лечебно-профилактической помощи студентам медицинского вуза : Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 2003. — 24 с.

3. Камаев И. А., Поздеева Т.В., Дмитрочен-ков А. В. и др. Здоровье и образ жизни школь-

ников, студентов и призывной молодежи: состояние проблемы, пути решения. — Н. Новгород:

НГМА, 2005. — 312 с.

4. Национальная доктрина образования в РФ. — Утв. пост. Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751 // Бюллетень Минобразования России. — 2000. — № 11. — С. 3.

5. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. — М.: МедиаСфера, 2003. — 312 с.

6. Свиридова И.А. // Валеология. — 2006. — № 3. — С. 5-10.

7. Состояние и проблемы студенческой молодежи / Л. В. Нефедовская; под ред. проф. В. Ю. Альбицкого. — М.: Литтера, 2007. — 192 с.

8. Эльгаров А. А., Эльгарова Л.В. Здоровье школьников: как его сохранить? — Нальчик: Эльбрус, 1997.

9. Эльгарова Л. В., Чочаева М. Ж. // Тез. докл. конф. «Вопросы теоретической и клинической медицины». — 1997. — С. 118-119.

10. Эльгарова Л. В. // Мед. труда. — 2007. — № 5. — С. 29-33.

11. Davis R. // TobaccoControl. — 1993. — № 2. — P. 187-188.

Поступила 12.03.13 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кардангушева Аксана Мухамедовна,

доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, канд. мед. наук, доцент. E-mail: kardangush@mail.ru

Эльгаров Анатолий Адальбиевич,

зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, д-р мед. наук, проф. Тел.: (8662) 426954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.