УДК 37.042
В. Г. Евграфов, д-р техн. наук,
Военно-инженерный технический университет,
Л. И. Зинченко, специалист 279 Учебного центра ВМФ
Медико-психологическое сопровождение подготовки младших специалистов флота в учебных центрах ВМФ
Ключевые слова: подготовка, адаптация, формирование профессиональных умений и навыков, психическое состояние, состояние здоровья, физическое развитие
Представлена автоматизированная система медико-психологического сопровождения военно-педагогического процесса УЦ ВМФ, обеспечивающая мониторинг состояний личности обучающихся и оперативное информирование командного и преподавательского состава об этих состояниях и тенденциях их изменения.
Подготовка любого специалиста ВМФ предполагает реализацию двух процессов: 1) профессиональной подготовки, целями которой являются усвоение знаний и формирование профессиональных умений и навыков; 2) военно-профессиональной адаптации, целью которой является приспособление будущего специалиста к жизнедеятельности в специфических условиях военного корабля. Успешность профессиональной подготовки определяется степенью сформированно-сти деятельностных характеристик военнослужащего (знания, умения и навыки), а успешность военно-профессиональной адаптации — состоянием личности будущего специалиста ВМФ, определяемым его психическим состоянием, состоянием здоровья и физической подготовкой. При этом длительность военно-профессиональной подготовки определяется объемом тех знаний, умений и навыков, которые должен приобрести будущий специалист ВМФ, а длительность военно-профессиональной адаптации — специфическими особенностями человеческой психики и организма человека.
По имеюшимся в военно-психологической литературе оценкам длительность полноценной военно-профессиональной адаптации составляет 2-3 года, а военно-профессиональная подготовка в УЦ ВМФ в связи с ее сравнительно небольшим объемом занимает не более 6 месяцев. Таким образом, УЦ ВМФ не имеют возможности выпускать специалистов, полностью адаптированных к условиям корабельной службы, а военно-профессиональная подготовка
младших специалистов ВМФ полностью проходит на фоне наиболее сложного этапа первичной адаптации будущих специалистов к условиям военной службы.
Успешность военно-профессиональной адаптации определяет успешность военно-профессиональной подготовки. Другими словами, уровень военно-профессиональной адаптации является фактором, определяющим качество военно-профессиональной подготовки будущего специалиста ВМФ. Поэтому профессиональная подготовка любого военного специалиста на первоначальном этапе всегда характеризуется противоречием между необходимостью военно-профессиональной подготовки и недостаточным уровнем адаптации будущих специалистов к жизнедеятельности в условиях военной организации.
В соответствии со своим целевым предназначением УЦ ВМФ осуществляют и будут осуществлять военно-профессиональную подготовку младших специалистов ВМФ при отсутствии адаптации обучающихся к условиям военной службы. Поэтому вышеуказанное противоречие в деятельности УЦ ВМФ никогда не может быть полностью разрешено. В качестве средства частичного разрешения этого противоречия рассматриваются медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и оценка уровня физической подготовки, которые осуществляются в УЦ ВМФ при распределении будущих специалистов ВМФ по воинским учетным специальностям (ВУС). Полученные в результате проведения этих мероприятий данные позволяют полностью оценить состояние личности будущего специалиста ВМФ и определить наличие или отсутствие профессиональных важных качеств (ПВК), необходимых для успешного освоения той или иной ВУС. В соответствии с существующей организацией эта информация используется один раз при поступлении кандидатов на обучение в УЦ ВМФ для оценки их профессиональной пригодности. Таким образом, существу-
ющая организация подготовки младших специалистов в УЦ ВМФ характеризуется противоречием между наличием информации о состояниях личности курсантов и неиспользованием этой информации для повышения качества военно-профессиональной подготовки будущих младших специалистов ВМФ в течение самого процесса этой подготовки.
В качестве средства устранения этого противоречия рассматривалось создание автоматизированной системы медико-психологического сопровождения (АС МПС) военно-педагогического процесса (ВПП) УЦ ВМФ. Создание АС МПС прежде всего требовало определения функций АС МПС в системе ВПП. Для выявления состава функций АС МПС была принята модель М. Г. Захаренко [1], которая после адаптации к специфике подготовки младших специалистов ВМФ была представлена в виде, приведенном на рис. 1.
На основе анализа этой модели было определено, что целевым предназначением АС МПС является оперативное предоставление субъектам военно-педагогического процесса (командирам и преподавателям) объективной информации о социально-психологических, индивидуально-психологических, психофизиологических и медицинских характеристиках отдельных военнослужащих и воинских коллективов. К функциям АС МПС были отнесены:
1) ввод данных объективного периодического обследование характеристик личности обучающихся;
2) оценка соответствия состояния личности обучающихся целям ВПП;
3) прогнозирование развития состояний личности обучающихся и выявление группы риска;
4) оперативное информирование командного и преподавательского состава о состояниях личности обучающихся;
5) хранение и обеспечение безопасности информации.
На данной основе были определены место АС МПС в общей системе управления УЦ ВМФ (рис. 2), а также потоки данных (рис. 3), организация которых необходима для ее нормального функционирования. Далее на основе известных методов эргономического проектирования [3] была разработана обобщенная модель исходных данных и процедуры оценивания состояния личности курсанта УЦ ВМФ компьютерными средствами (рис. 4), которая определила все дальнейшие действия по проектированию и разработке АС МПС УЦ ВМФ.
Реализация этой обобщенной модели прежде всего требовала определения свойств личности курсантов, оказывающих значимое влияние на качество ВПП. Для решения данной задачи была принята иерархическая модель личности, приведенная в [2]. После адаптации к специфике ВПП УЦ ВМФ эта модель приняла вид, представленный на рис. 5.
Далее в соответствие совокупности свойств личности, определяемой принятой моделью личности курсанта, был поставлен комплекс медицинских и психологических средств их диагностики (диагностических методик оценки развития свойств, качественных и количественных способов определения отдельных параметров). Фрагмент комплекса этих средств приведен в табл. 1.
Оперативная информация о деятельности и личностных характеристиках отдельных военнослужащих и воинских коллективов
Компоненты военно-педагогического процесса
Воинское обучение (самообразование)
Воинское воспитание (самовоспитание)
Психологическая подготовка
Педагогическая
поддержка и психологическая помощь
Воздействия на среду жизнедеятельности и сознание специалистов ВМФ | Развитие (самообразование)
Деятельностные и личностные характеристики специалистов ВМФ
Педагогические диагностические средства и методы
Психологические и медицинские диагностические средства и методы
Мониторинг деятельностных и личностных характеристик отдельных военнослужащих и воинских коллективов
Рис.. 1
Обобщенная структура военно-педагогического процесса учебных центров ВМФ
Система управления УЦ
Система управления процессом подготовки
Рис. 2 Место системы АС МПС в системе управления УЦ ВМФ:
1 — профессиональные требования к специалистам определенного профиля; 2 — требования к системе АС МПС; 3 — данные о состоянии личности курсантов и результаты медицинского обследования; 4 — данные по курсантам и выпускникам, не прошедшим отбора или плохо адаптирующимся к военно-профессиональной деятельности
Система управления УЦ
Система управления процессом подготовки
АС МПС УЦ
Рис. 3
Потоки данных в подсистеме АС МПС:
1 — данные о состоянии личности курсантов; 2 — данные по кандидатам (курсантам и выпускникам), не прошедшим отбора или имеющим низкие показатели адаптации; 3 — данные по оценкам знаний, умений и навыков; 4 — данные личных дел курсантов
В результате был выявлен полный неизбыточный перечень качественных и количественных данных, обеспечивающих оценку и прогнозирование развития любого из свойств личности курсанта УЦ ВМФ. Перечень этих данных и определил состав базы данных (БД) АС МПС.
Общая процедура (рис. 6) обработки данных, хранящихся в БД АС МПС, в целях оценки и прогнозирования выбранного состояния С. предполагает: 1) определение свойств личности, характеризующих состояние С.; 2) определение и выбор в БД
данных, характеризующих каждое из этих свойств; 3) оценку каждого из свойств личности, характеризующих состояние С.; 4) оценку нормативности каждого из свойств личности, характеризующих состояние С.; 5) интегральную оценку состояния каждого из свойств личности, характеризующих состояние С.; 6) оценку нормативности состояния каждого из свойств личности, характеризующих состояние С..
Внедрение элементов автоматизации для организации медико-психологического сопровождения
Рис. 4
Обобщенная модель исходных данных и процедуры оценивания состояния личности курсанта УЦ ВМФ компьютерными средствами
Социально-демографические характеристики личности
Ценностная ориентация (духовные качества)
Коммуникативные способности
Социально-психологические способности
Интеллектуальные способности
Волевые способности
Эмоциональные способности
Сенсомоторные способности
У
Функциональное состояние энергетических подсистем
Физическое развитие
иг
Уровни модели личности курсанта
Социально-психологический
i
Медико-психологический
; к
Психофизиологический
1
Физиологический
1 ' к
Морфометрический
Рис. 5| Концептуальная модель личности курсанта УЦ ВМФ
военно-педагогического процесса УЦ ВМФ должно осуществляться в два этапа.
1. Этап накопления данных о развитии состояний личности в определенных точках подготовки. На этом этапе необходимо обосновать состав диагностических методик и выработать критерии для оценки названных уровней в статике. Поскольку
наблюдение за курсантами необходимо осуществлять за весь период нахождения их в УЦ и за время исполнения должности младшего специалиста, то продолжительность этапа составляет весь период службы.
2. Этап построения комплекса моделей, алгоритмов, информационных баз для выработки те-
Таблица 1 Пример номенклатуры показателей и методик для оценки интеллектуальных способностей (медико-психологический уровень модели личности)
Элемент структуры личности Наименование методик или фиксируемых показателей
I. Запоминание информации
Долговременная память Метод синонимов
Воспроизведение слов на указанную букву
Кратковременная память (наглядно-образная и словесно- Объем непосредственной памяти (запоминание цифр)
логическая) Память на числа (запоминание 12 чисел)
Заучивание 10 слов
Запоминание геометрических фигур (зрительная
память)
Запоминание сложных картин
Воспроизведение текста
С лова-ассоциации
Оперативная память Чтение числовых рядов
Установление закономерностей
Комплексное исследование функции сложения
и оперативной памяти
Зрительная память
Память на движение
Поиск и подсчет заданных сигналов
II. Мышление (обработка информации)
Репродуктивное мышление (группировочные и счетные Методика оценки понимания простых физических
операции) законов
Лабиринт
Тест комбинированных способов
Составление фраз
Элементарные арифметические операции
Определение делимости чисел
Продуктивное мышление (дедуктивные и индуктивные Силлогизмы
умозаключения, понятия, суждения, эвристики, про- Критичность в ассоциативном мышлении
странственное воображение) Исключение понятий
Установление закономерностей
Исключение третьего
Свободная классификация
Восстановление суждений из заданного набора слов
Заполнение пропусков в суждении
Процедура оценки состояния С.
Процедура Я1к : {в^} с {в^} извлечения ]-х параметров, описывающих к-е свойство состояния С.
Процедура Д, = ^ агрегирования, частных параметров ]
)
для оценки И го свойства состояния С.
Процедурам1к = оценки нормативности к-го
свойства состояния С.
Процедурах1 = \ М\ агрегирования к-х свойств
к
для интегральной оценки состояния С,
ПроцедураТ1 = \М1к агрегирования к-х свойств
к
для интегральной оценки нормативности состояния С.
Рис. в
Обобщенная процедура оценки состояния личности курсанта УЦ ВМФ
кущих и прогнозных оценок и управления на их основе развитием состояний личности на основе статистического анализа результатов, полученных на первом этапе. Использование моделей, алгоритмов и информационных баз позволяет оперативно реагировать на изменения в состояниях личности и индивидуализировать выработку необходимых корректирующих воздействий.
| Л и т е р а т у р а |
1. Захаренко М. Г. Направления развития и задачи психологического обеспечения деятельности специалистов ВМФ // Мор. сб. 2006. № 6. С. 4-11.
2. Печников А. Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. СПб.: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. 326 с.
3. Губинский А. И., Евграфов В. Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1974. 216 с.
№