ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ИНСТИТУТА
В.И. Муша, доктор психологических наук, профессор;
A.А. Головинский, кандидат психологических наук;
B.И. Лутченко.
Военный институт (военно-морской) политехнический ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Проведено исследование копинг-стратегий и успешности учебной и служебной деятельностях курсантов Военно-морского института. По результатам проведенного исследования было установлено, что существует взаимосвязь между успешностью учебной и служебной деятельностью и видами копинг-стратегий, которые выступают для курсантов как осознанное поведение, позволяющее справиться с трудными жизненными ситуациями способами, адекватными личностным особенностям и ситуации.
Ключевые слова: копинг-стратегии, учебная и служебная деятельность курсантов
INTERRELATION OF COPY-STRATEGIES AND SUCCESS EDUCATIONAL AND OFFICIAL ACTIVITY OF THE COURSES OF THE MILITARY AND MARITIME
V.I. Musha; A.A. Golovinskiy; V.I. Lutchenko.
Military institute (military naval) polytechnic VUNT VMF «Military naval academy».
A research of coping strategies and cadet's success in the education and military service was carried out. The research was conducted at the Military naval academy. According to the results of the research, it was found that there is a interrelation between success in education and military service and types of coping strategies that act as conscious behaviors for cadets, allowing them to overcome difficult life situations in ways that are appropriate to personal characteristics and situations.
Keywords: coping strategies, educational and service activities of cadets
Успешность учебной и служебной деятельности курсантов Военно-морского института зависит от многих факторов. С одной стороны, значительное влияние оказывают внешние факторы: организация системы обучения и воспитания курсантов в институте, уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава, мнения родных и близких о военной службе. С другой стороны, такие индивидуально-психологические особенности курсантов, как интеллектуальные способности, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность способны существенно преломить влияние внешних факторов.
В исследовании психологических предикторов успешности адаптации у обучающихся Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России к условиям образовательной среды Д.Н. Церфус выявила взаимосвязь между уровнем адаптивных способностей и познавательными психическими процессами (память, внимание, мышление и пр.), между самооценкой адаптации обучающихся и показателем общей жизнестойкости [1]. Взаимосвязь успешности учебной и служебной деятельности курсантов военно-морского вуза и копинг-стратегий ранее не исследовалась. Однако данные виды деятельности предъявляют высокий уровень трудности для человека и часто переживаются как
62
стрессовые, что, в свою очередь, запускает механизмы психологической защиты и копинг-стратегий. В связи с этим целью данного исследования являлось выявление взаимосвязи видов копинг-стратегий и успешности учебной и служебной деятельности у курсантов Военно-морского института.
В исследовании участвовало 42 курсанта четвертого курса и 56 курсантов первого курса. Диагностика курсантов первого курса проводилась в июле 2016 г. после летней экзаменационной сессии. Диагностика курсантов четвертого курса проводилась в ноябре 2016 г. Исследование проведено на базе ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
В русском языке понятие «копинг-стратегии» выражается через термин «совладание» - способность добиться самообладания, твердости в чем-нибудь (к примеру, «совладать с гневом»). Согласно словарю В. Даля, слово «совладание» происходит от старорусского «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе. Образно говоря, «совладать с ситуацией» - значит подчинить себе обстоятельства, сладить с ними [2]. В психологической литературе понятия «совладание» и «копинг» используются как синонимы. Виды копинг-стратегий курсантов изучались при помощи методики «Копинг-тест» авторов Р. Лазарус и С. Фолкман. В данной методике Р. Лазарус и С. Фолкман выделяют восемь основных копинг-стратегий: планирование решения проблемы, конфронтация, принятие ответственности, самоконтроль, положительная переоценка, поиск социальной поддержки, дистанцирование, бегство-избегание [3].
Успешность в учебной деятельности определялась по среднему баллу сдачи экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии. Успешность в военно-служебной деятельности курсантов оценивалась экспертами по трехбалльной шкале по трем направлениям: выполнение элементов распорядка дня, исполнение обязанностей дежурной службы, выполнение общественных поручений. В качестве экспертов выступали курсанты, занимающие должности младших командиров. Оценки экспертов суммировались, и определялся средний балл оценок всех экспертов.
По результатам диагностики копинг-стратегий у курсантов первого курса преобладают следующие копинг-стратегии: поиск социальной поддержки, самоконтроль, меньше всего выражено: планирование, бегство-избегание. У курсантов четвертого курса преобладают: планирование, принятие ответственности, меньше всего выражено: бегство-избегание, положительная переоценка.
По ¿-критерию Стьюдента выявлены достоверные различия показателей копинг-стратегии для курсантов первого и четвертого курсов в отношении такого вида копинг-стратегии, как планирование ¿=2,23 при р<0,05. Достоверные различия показателей копинг-стратегии для курсантов первого и четвертого курсов в отношении такого вида копинг-стратегии, как планирование объясняются наличием у курсантов старшего курса опыта разрешения трудностей в учебной и служебной деятельности, сформированных моделей поведения преодоления проблемных ситуаций. Планирование позволяет определить конечную цель и критерии ее достижения, проанализировать собственные ресурсы, разложить деятельность на этапы, то есть сложную проблему представить в виде ряда задач и последовательно добиться конечного результата. В дальнейшем копинг-стратегия закрепляется на уровне умений и навыков и выступает для человека моделью преодоления жизненных трудностей.
В ходе исследования была проанализирована взаимосвязь между количественными показателями копинг-стратегии и успешностью в учебной и служебной деятельности. В качестве метода параметрической статистики, позволяющего определить наличие или отсутствие линейной связи, а также оценить статистическую значимость, использовался критерий корреляции Пирсона.
У курсантов первого курса выявлена положительная корреляционная связь между показателями успешности служебной деятельности и конфронтационным копингом г=0,32 при р<0,05. Данная взаимосвязь объясняется тем, что на первом курсе командование факультета выявляет курсантов, способных отстаивать свое мнение, готовых проявить
твердость характера в спорных моментах, и, соответственно, привлекает их к управлению воинскими коллективами. Бесспорно, конфронтационное поведение предполагает активное и агрессивное противостояние в стрессовой ситуации, готовность анализировать проблему, стремится к ее активному разрешению в текущем моменте времени, поэтому командный состав в данном случае «опирается на тех, кто оказывает сопротивление». У курсантов первого курса отрицательная корреляционная связь г=-0,39 при р<0,05 между показателями успеваемости и видом копинг-стратегии - бегство-избегание - указывает на то, что у отдельных курсантов низкие показатели успеваемости приводят к когнитивным усилиям по отдалению от ситуации и уменьшением ее значимости. Данный вид копинг-стратегии скорее мешает совладанию со сложной ситуацией и может привести к закреплению стратегии бегства от трудностей.
У курсантов четвертого курса выявлена отрицательная корреляционная связь между показателями успеваемости и видами копинг-стратегии - дистанцирование г=-0,42 при р<0,01 и бегства-избегания г=-0,49 при р<0,01. Данные виды активности не являются конструктивными, так как направлены на отдаление от проблемы, уменьшение ее значимости и, соответственно, потерю времени. Используя данные виды копинг-стратегии, человек не ожидает желаемой результативности, поэтому избегает активности. Успешность в учебной и служебной деятельности у курсантов на четвертом курсе не коррелирует с такими конструктивными видами копинг-стратегии, как планирование решения, самоконтроль и поиск социальной поддержки. Можно предположить, что учебная и служебная деятельность на четвертом курсе не воспринимаются как экстремальные (необычные, выходящие за рамки нормы). Курсанты четвертого курса уже адаптировались к учебной и служебной деятельности, поэтому успешность достигается за счет военно-профессиональной направленности, личностных качеств и способностей.
Приведенные результаты исследования наглядно показывают, что учебная и служебная деятельности курсантами на первом курсе воспринимается как сложная и стрессовая, соответственно, успешность может зависеть от используемых видов копинг-стратегии. Именно для первокурсников стоит задача совладания с новыми жизненными обстоятельствами, преодолением трудностей либо уменьшением их отрицательных последствий. Более того, курсанты в начальном периоде обучения субъективно оценивают свое состояние как физический дискомфорт, усталость и недостаток энергии и сил, а также невозможность полноценно восстановиться и отдохнуть с помощью сна, в снижении самооценки [5].
На старших курсах успешность в учебной и служебной деятельности не зависит от преобладающих видов копинг-стратегий, а в большей степени связана со сформированной военно-профессиональной направленностью и развитыми способностями. Следовательно, копинг-стратегии выступают для курсантов как целенаправленное и осознанное поведение, позволяющее справиться с трудными жизненными ситуациями в учебной и служебной деятельности (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации.
Литература
1. Церфус Д.Н. Психологические предикторы успешности адаптации у обучающихся к условиям образовательной среды // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2016. № 3. С. 176-181.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. 2-е изд. СПб., 2014. Т. 4. С. 255.
3. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.
4. Церфус Д.Н., Карагачева М.В. Психологические аспекты изучения качества жизни обучающихся Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной
службы МЧС России // Науч.-аналит. журн. «Вестник С.-Петерб. ун-та ГПС МЧС России». 2016. № 1. С. 160-165.
References
1. Cerfus D.N. Psihologicheskie prediktory uspeshnosti adaptacii u obuchayushchihsya k usloviyam obrazovatel'noj sredy // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2016. № 3. S. 176-181.
2. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4-h t. 2-e izd. SPb., 2014. T. 4. S. 255.
3. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Oprosnik sposobov sovladaniya (adaptaciya metodiki WCQ) // ZHurnal prakticheskogo psihologa. 2007. № 3. S. 93-112.
4. Cerfus D.N., Karagacheva M.V. Psihologicheskie aspekty izucheniya kachestva zhizni obuchayushchihsya Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii // Nauch.-analit. zhurn. «Vestnik S.-Peterb. un-ta GPS MCHS Rossii». 2016. № 1. S. 160-165.