Научная статья на тему 'Психологические особенности совладающего поведения спортсменов-боксеров'

Психологические особенности совладающего поведения спортсменов-боксеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
857
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СПОРТСМЕНЫ-БОКСЕРЫ / PRECOMPETITIVE STRESS / COPING STRATEGIES / COPING BEHAVIOR / FACTORIAL ANALYSIS / SPORTSMEN-BOXERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булутов Владимир Эдуардович

В статье приводятся результаты факторного анализа исследования копинг-стратегий совладающего поведения спортсменов-боксеров разной национальной принадлежности и уровня квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPORTSMEN-BOXERS’ COPING BEHAVIOR

In the article the results of factorial analysis of the research in coping behavior of sportsmen-boxers of different nationalities and qualification level are given.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности совладающего поведения спортсменов-боксеров»

Литература

1. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 2005. - С.21-22.

2. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - СПб., 1996. - С.18.

3. Курносов А.Г. Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска: автореф. дис. . канд. психол. наук. - СПб., 2009. - С.7-8.

4. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья

военнослужащих: дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1996. - С.25-26.

5. Маклаков А.Г. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” // Профессиональный психологический отбор кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации: метод. рекомендации.- М., 1994.- С. 164-174.

6. Понукалин А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной ситуации // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М., 1991. - С.136-144.

7. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Л., 1976. -46 с.

Петров Данила Сергеевич, адъюнкт кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии; С.-Петербург, ул. Комсомола д. 22; e-mail: petrodanil@yandex.ru, тел. 8(905)214-95-88.

Petrov Danila Sergeevich, adiunct, department of humanitarian and socioeconomic disciplines, Mikhailovsky Military Artillery Academy; St.Petersburg, Comsomol Str., 22; e-mail; petrodanil@yandex.ru, тел. 8(905)214-95-88.

УДК 796.071.2

© В.Э. Булутов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

СПОРТСМЕНОВ-БОКСЕРОВ

Аннотация: в статье приводятся результаты факторного анализа исследования копинг-стратегий совладающего поведения спортсменов-боксеров разной национальной принадлежности и уровня квалификации.

Ключевые слова: предсоревновательный стресс, копинг-стратегии, совладающее поведение, факторный анализ, спортсмены-боксеры.

У.Е.БиІиІоу

THE PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SPORTSMEN-BOXERS’ COPING BEHAVIOR

In the article the results of factorial analysis of the research in coping behavior of sportsmen-boxers of different nationalities and qualification level are given.

Keywords: precompetitive stress, coping strategies, coping behavior, factorial analysis, sportsmen-boxers.

На современном этапе высокоразвитых профессиональных достижений в спортивной деятельности психологические знания становятся особенно необходимыми, т.к. возрастает потребность не только в совершенствовании спортивной деятельности, но и в формировании личностных и поведенческих особенностей, характерных для компетентноспособной и успешной личности. Давно установленным фактом является то, что результат спортсмена на соревнованиях определяется не только чисто спортивными характеристиками - высоким уровнем мышечной и функциональной тренированности, технической и тактической готовностью, но и психо-

логическими качествами спортсмена. Чтобы реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того, раскрыть резервные возможности спортсмена, ему необходимо психологически подготовиться к напряженным условиям конкретной деятельности, найти дополнительные морально-волевые ресурсы для успешного преодоления соревновательного периода. На этапе соревновательной деятельности соперниками зачастую становятся спортсмены одной квалификации, поэтому в этих условиях большое значение приобретают такие психологические характеристики, как психологическая устойчивость, надежность,

применение конструктивных копингов совла-дающего поведения [2].

Научный интерес к проблеме преодоления трудных ситуаций и совладающего поведения в последнее время существенно возрос. Активно изучается онтогенетический аспект данной проблемы (Е.Е. Данилова, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, Б. Кирш, К. Вагнер, Н.А. Сирота,

Н.А. Bosma, I. Seiffge-Krenke и др.). Однако до настоящего времени мало исследований, посвященных изучению трудных ситуаций и стратегий совладающего поведения в подростковоюношеском периоде. Практически отсутствуют (за редким исключением) исследования, посвященные стратегиям защитно-совладающего поведения в условиях спортивной деятельности, мало изучены личностные особенности, детерминирующие поведение человека в трудных ситуациях.

В рамках исследования Т.Л. Крюковой удалось интегрировать междисциплинарное понятие совладающего поведения в структуру современной отечественной психологической науки и дать его обобщенную формулировку.

Психологическое совладание реализуется через совладающее поведение. Совладающее поведение определяется как поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение направлено на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагополучные последствия для его результативности и здоровья [3].

Целью нашего исследования является выявление психологических особенностей преодоления предсоревновательного стресса в юношеском возрасте на примере спортсменов-боксеров, а также влияния занятий спортом на поведение спортсменов различной квалификации и спортивного опыта.

В качестве объекта исследования выступили спортсмены-боксеры, тренирующиеся в специализированных спортивных клубах г. Улан-Удэ: БГУ, ВСГУТУ, Училище олимпийского резерва, а также студенты высших учебных заведений, занимающиеся боксом, в возрасте от 17 до 20 лет. В исследовании принимали участие представители юношеского возраста в количестве 105 человек, средний возраст составил 18,8 лет. Из общего количества респондентов буряты составили 50,4%, русские - 46,6%, другие нацио-

нальности - 2,8%. Также спортсмены-боксеры дифференцировались по различным уровням квалификации; из общего числа респондентов спортсмены квалификации «Мастер спорта России» (МС) - 3 чел. (2 чел. - татары, 1 чел. - русский); квалификации «Кандидат в мастера спорта» (КМС) - 25 чел. (12 чел. - буряты, 13 чел. -русские); квалификации «I спортивный разряд» (I р.) - 30 чел. (19 чел. - буряты, 11 чел. - русские); квалификации «II спортивный разряд» (II р.) - 46 чел. (21 чел. - буряты, 25 ч. - русские).

В нашей работе были использованы следующие методы сбора и обработки фактического материала: метод тестирования, который проводился на основе копинг-тестов: «WCQ» (Опросник о способах копинга) Р. Лазаруса, С. Фолк-ман, «Индикатор стратегий преодоления стресса» Амирхана, тест интегративной тревожности (ИТТ, ситуативная и личностная шкала), методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т. Элерса.

Для изучения факторов - скрытых причин согласованной изменчивости наблюдаемых переменных - в проведенном нами эмпирическом исследовании применялся факторный анализ, представляющий собой комплекс аналитических методов и позволяющий выявить латентные признаки, их внутренние закономерности и взаимосвязи, с последующим вращением «уаптах» Кайзера.

Факторный анализ проводился по общей выборке спортсменов-боксеров бурятской и русской национальности.

Данные таблицы 1 показывают, какой процент общей дисперсии объясняет каждый из выделенных факторов. Из таблицы видно, что наиболее значимые шесть факторов объясняют 59,8% общей дисперсии. Проанализируем их с точки зрения наличия взаимосвязей с использованными в исследовании психологическими переменными (см. табл. 2).

В результате проведенного факторного анализа было выделено 6 факторов, объясняющих 59,8% общей дисперсии.

Первый, то есть генеральный фактор, который условно можно назвать «тревожность», вобрал в себя 11 переменных с положительным значением. В целом объяснительная «сила» фактора или факторный вес, составила 23,8% общей дисперсии по выборке.

В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие компоненты тревожности (в скобках указывается факторная нагрузка переменной): личностная тревожность: общая тревожность (0,870), эмоциональный дискомфорт (0,612), астенический компонент тревож-

ности (0,616), фобический компонент (0,679), тревожная оценка перспективы (0,666); ситуативная тревожность: общая тревожность (0,917), эмоциональный дискомфорт (0,809), астенический компонент тревожности (0.737), фобический компонент (0,747), тревожная оценка перспективы (0,748), социальная защита (0,709). Анализируя этот фактор и учитывая, что в него вошли переменные компонентов личностной и ситуативной тревожности, можно сделать вывод о том, что спортсмены находятся в состоянии постоянного эмоционального напряжения, тре-

воги, озабоченности своим будущим. Возможно, это объясняется тем, что спорт, в частности, бокс, является экстремальным видом деятельности, так как входит в состав боевых единоборств. Календарный год спортсмена-боксера состоит из множества соревнований различного уровня, между которыми есть еще и тренировочный этап подготовки. Таким образом, спортсмен всегда находится в состоянии боевой готовности, которая, в свою очередь, и может вызвать состояние тревожности.

Таблица 1

Факторные веса по выборке русских и бурятских спортсменов-боксеров разной квалификации

№ фактора Собственные значения % общей дисперсии Накопленные собственные значения Накопленная дисперсия

Фактор 1 6,448 23,882 6,448 23,882

Фактор 2 2,906 10,763 9,354 34,645

Фактор 3 2,421 8,967 11,775 43,612

Фактор 4 1,552 5,746 13,327 49,358

Фактор 5 1,502 5,564 14,829 54,922

Фактор 6 1,333 4,935 16,161 59,857

Второй фактор, который условно можно назвать «Позитивные копинги», объясняющий 10,76% общей дисперсии, в два раза меньше, чем генеральный фактор, и представлен тремя переменными: поиск социальной поддержки

(0,689), планирование решения проблемы (0,732), положительная переоценка (0,764). Выбор позитивных (адаптивных) копингов объясняется тем, что спортсмены юношеского возраста, сталкиваясь с трудными ситуациями, направляют свои усилия на поиск информации, получение материальной, информационной, эмоциональной поддержки, интерпретируют обстановку в позитивных терминах, ищут в любой ситуации позитивный смысл, вырабатывают план действий по разрешению проблемой ситуации и следуют этому плану.

Третий фактор «Психоэмоциональные состояния» объясняет 8,96% общей дисперсии, в который вошли переменные: самочувствие (0,881), активность (0,837), настроение (0,889). Данный фактор показывает, что в целом у спортсменов преобладают позитивные психоэмоциональные состояния, хорошее самочувствие, позитивное настроение и высокая активность.

Четвертый фактор - «Уход от проблемы», объясняющий 5,74% общей дисперсии, в который вошли переменные: конфронтация (0,730), дистанцирование (0,558), избегание (0,783). В отличие от конструктивных копингов, данный фактор во-

брал в себя отрицательные (неконструктивные копинги); спортсмену, сталкивающемуся со множеством стрессогенных факторов в процессе подготовки к соревнованиям, на начальном этапе легче уйти от проблемной ситуации, он мысленно стремится и прилагает поведенческие усилия к бегству и избеганию проблемной ситуации.

Пятый биполярный фактор - «неустойчивое разрешение», объясняющий 5.56% общей дисперсии. В данном факторе следующие переменные: разрешение проблемы (0,777), избегание (-

0,676) находятся на двух противоположных полюсах. Положительный полюс содержит фиксацию на поиске оптимальных способов разрешения проблемы. Отрицательный полюс свидетельствует о стремлении человека уйти от трудной ситуации. В целом данный фактор говорит о том, что как бы ни хотел спортсмен уйти от трудной ситуации, впоследствии он направляет свою деятельность на разрешение проблемы.

Шестой фактор - «мотивация», объясняет 4,9% общей дисперсии и включает только одну переменную: мотивация к избеганию неудач (0,609). Мотивация в спорте играет огромную роль; спортсмен, желающий победить, повысить свой квалификационный уровень, стремится всячески защитить себя от негативных мыслей, опрометчивых действий, предпочитает малый, или, наоборот чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает его престижу.

Таблица 2

Корреляционные связи выделенных факторов с психологическими переменными русских и бурятских спортсменов-боксеров разной квалификации

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6

Копинг-стратегии по методике WCQ Конфронтация 0,042 0,187 -0,019 0,730 0,090 0,017

Дистанцирование 0,036 0,121 -0,235 0,558 0,207 -0,275

Самоконтроль 0,076 0,717 0,039 0,038 0,215 -0,277

Поиск социальной поддержки 0,076 0,689 0,002 -0,101 -0,052 0,100

Принятие отвествен-ности 0,020 0,064 0,314 0,487 0,059 0,390

Избегание -0,050 0,094 -0,029 0,783 -0,149 -0,036

Планирование решения проблемы 0,073 0,732 0,109 0,135 0,069 0,302

Положительная переоценка 0,009 0,764 0,073 0,310 -0,192 -0,096

Копинги по Амирхану Разрешение проблемы -0,025 -0,054 0,034 0,092 0,777 0,016

Поиск социальной поддержки -0,132 0,022 0,046 0,180 -0,055 -0,261

Избегание 0,081 -0,070 -0,154 0,158 -0,676 -0,100

Мотивация к избеганию неудач -0,005 0,069 -0,044 -0,136 0,211 0,609

Личностная тревожность Общая тревожность 0,870 0,021 -0,096 0,019 0,090 -0,161

Эмоциональный дискомфорт 0,612 0,096 -0,038 0,091 0,313 -0,347

Астенический компонент тревожности 0,616 0,239 -0,146 -0,077 0,003 -0,269

Фобический компонент 0,679 -0,162 -0,117 0,062 0,186 -0,199

Тревожная оценка перспективы 0,666 0,149 0,111 0,008 0,068 -0,366

Социальная защита 0,436 -0,036 -0,019 -0,059 -0,153 0,047

Ситуативная тревожность Общая тревожность 0,917 0,032 -0,007 -0,051 -0,121 0,095

Эмоциональный дискомфорт 0,809 0,038 -0,103 -0,001 -0,083 0,165

Астенический компонент тревожности 0,737 0,109 0,070 -0,009 -0,061 -0,205

Фобический компонент 0,743 -0,068 -0,003 -0,009 0,011 0,226

Тревожная оценка перспективы 0,748 0,125 0,054 0,032 -0,077 0,116

Социальная защита 0,709 -0,077 -0,055 0,150 -0,049 0,150

САН Самочувствие -0,011 0,048 0,881 0,038 -0,011 0,115

Активность -0,025 0,170 0,837 -0,143 0,095 -0,101

Настроение -0,093 -0,056 0,889 0,033 0,024 -0,019

Обобщая итоги факторного анализа полученных данных, можно сказать, что деятельность спортсмена носит экстремальный характер. Спортсмен в ходе подготовке к соревнованиям сталкивается с предсоревновательным стрессом, который так или иначе влияет на результат соревновательной деятельности. На этапе подготовке организм спортсмена находится в постоянном физическом и психическом напряжении, отсюда и проявление общей тревожности, эмоционального дискомфорта, озабоченности будущим. Но несмотря на это, спортсмены-боксеры прилагают усилия по конструктивному решению стресснапряженных ситуаций, обладая позитивным психоэмоциональным состоянием, хорошим самочувствием и высокой активностью, направляют свои усилия на поиск информации, получение информационной, эмоциональной поддержки, интерпретируют обстановку в позитивных терминах, ищут в любой ситуации позитивный смысл, вырабатывают план

действий по разрешению проблемной ситуации и следуют этому плану.

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

2. Раднагуруев Б. Особенности психологической подготовки борцов вольного стиля к соревновательной деятельности / Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. междунар. конгр. - М., 1998.

3. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2004.

4. Либина А., Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или сов-ладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ /под ред. Либина А.В. - М.: Смысл, 1998.

5. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2005. - Вып. 12 - С. 45-48.

Булутов Владимир Эдуардович, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ), e-mail: v_bulutov@mail.ru

Bulutov Vladimir Edwardovich, postgraduate student, department of developmental and pedagogical psychology, Buryat State University (Ulan-Ude), e-mail: v_bulutov@mail.ru

УДК 37.015.3

© Т.С. Базарова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

В статье представлен один из компонентов модели социального работника - личностная компетентность. Рассмотрены основные профессионально-значимые личностные качества специалиста - психофизические и психоаналитические характеристики, а также готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации.

Ключевые слова: социальный работник, профессиональная компетентность, личностная компетентность, психологические характеристики личности, психоаналитические качества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T.S. Bazarova

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER

In the article one of the components of the model of social worker - personal competence is represented. The basic professionally significant personal features of specialist, psychophysical and psychoanalytical characteristics, as well as the readiness for prevention of personal professional deformation have been considered.

Keywords: social worker, professional competence, personal competence, the psychological characteristics ofpersonality, psychoanalytical features.

Многие исследователи, характеризуя профес- которые мы относим к личностной компетент-

сиональную компетентность специалиста соци- ности.

альной работы, выделяют такие его компоненты,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.