Научная статья на тему 'Медико-психологическая реабилитация детей с детским церебральным параличом'

Медико-психологическая реабилитация детей с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1266
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / CHILDREN''S CEREBRAL PALSY / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / REFLEXOTHERAPY / ИГЛОТЕРАПИЯ / ACUPUNCTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Махмудова Марьям Шамсутдиновна, Мусаев Анзор Исаевич, Идрисов Кюри Арбиевич

Медико-психологическая реабилитация детей с детским церебральным параличом (ДЦП) является актуальной проблемой в системе оказания помощи детям с ограниченными возможностями. Изучение данной проблемы, в первую очередь, дает возможность выявить особенности развития детей с ДЦП, определить готовность их семьи воспитать ребенка-инвалида, оценить содержание комплексной коррекционной работы детей с ДЦП и направление медико-психологического сопровождения семьи ребенка с ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Махмудова Марьям Шамсутдиновна, Мусаев Анзор Исаевич, Идрисов Кюри Арбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическая реабилитация детей с детским церебральным параличом»

Medico-psychological rehabilitation of children with the children's cerebral palsy Makhmudova M.1, Musaev A.2, Idrisov K.3 (Russian Federation) Медико-психологическая реабилитация детей с детским церебральным

параличом

Махмудова М. Ш.1, Мусаев А. И.2, Идрисов К. А.3 (Российская Федерация)

'Махмудова Марьям Шамсутдиновна / Makhmudova Maryam — студент;

2Мусаев Анзор Исаевич /Musaev Anzor — студент;

3Идрисов Кюри Арбиевич /Idrisov Kuri — научный руководитель, доктор медицинских наук, профессор,

кафедра психиатрии и наркологии, Чеченский государственный университет Медицинский институт, г. Грозный

Аннотация: медико-психологическая реабилитация детей с детским церебральным параличом (ДЦП) является актуальной проблемой в системе оказания помощи детям с ограниченными возможностями. Изучение данной проблемы, в первую очередь, дает возможность выявить особенности развития детей с ДЦП, определить готовность их семьи воспитать ребенка-инвалида, оценить содержание комплексной коррекционной работы детей с ДЦП и направление медико-психологического сопровождения семьи ребенка с ДЦП.

Abstract: medico-psychological rehabilitation of children with the children's cerebral palsy (CCP) is an actual problem in system of assistance to children with limited opportunities. Studying of this problem, first of all, gives the chance to reveal features of development of children with cerebral spastic infantile paralysis, to define readiness of their family to bring up the disabled child, to estimate the content of complex correctional work of children with cerebral spastic infantile paralysis and the direction of medico-psychological maintenance of a family of the child with cerebral spastic infantile paralysis.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация, рефлексотерапия, иглотерапия. Keywords: children's cerebral palsy, rehabilitation, reflexotherapy, acupuncture.

Одна из главных проблем детей с ДЦП - установление контактов с окружением, при этом для полноценного психического развития ребенка важно не только общение с взрослыми, но также большое значение имеет развитие общения со сверстниками. Значение и развитие приспособительных навыков для психического развития детей с ДЦП изучены намного меньше, чем общение здорового ребенка со сверстниками и со взрослыми [1].

Проблемы медико-психологической реабилитации детей с ДЦП, а также особенности их развития и взаимоотношения с родителями и сверстниками требуют дальнейшего изучения и поиска новых подходов к улучшению качества их жизни и интеграцию в общество.

Целью исследования является изучение влияния медико-психологической реабилитации на детей с ДЦП.

Объектом исследования является процесс адаптации детей с ДЦП в современном обществе, предметом являются особенности медико-психологической работы с детьми, страдающими ДЦП.

Методами исследования: клинический метод, изучение медицинской документации, наблюдение за ребенком, беседа с ребенком и его родителями, обследование познавательной деятельности методами рефлексотерапии и песочной терапии.

Исследование проведено в Республиканском Центре медико-психологической реабилитации детей с ДЦП. С 2009 года на базе этого Центра реализуется Президентская программа по лечению детей с ДЦП с использованием методов китайской медицины в комбинации с медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

В Республиканском Центре медико-психологической реабилитации детей с ДЦП курс лечения длится 21 день, после чего проводится оценка состояния ребенка и возможных динамических изменений в его состоянии.

Была исследована группа детей с ДЦП в количестве 60 человек, из которых 27 - мальчики и 33 -девочки. Возраст детей различался широким диапазоном - от одного года до 18 лет. Каждого ребенка сопровождала мама или другой близкий родственник.

Поступившие дети имели различные формы ДЦП. Состояние 60% детей по степени нарушений можно было оценить как средней тяжести. Нарушения речи отмечалось у 82% детей: затрудненное звукопроизношение - у 50% детей; нарушения связной речи - у 12%, нарушения лексического и грамматического строя - у 20%, Нарушение слух имелось у 40% детей. Нормальное зрение было только у

35%. У 30% детей выявлена близорукость, у 10% - косоглазие, у 15% - дальнозоркость, у 10 % - ограничение поля зрения. Нормальный интеллект имели 69% детей, у 31% детей установлен диагноз ЗПР.

У 7 детей с ДЦП диагностирована спастическая диплегия, у 4-х - двойная гемиплегия. Практически у всех детей наблюдались нарушения работоспособности, волевой и эмоциональной деятельности в различной степени выраженности.

Курс реабилитации длился 21 день и состоял из пяти основных направлений:

1. медицинской помощи, которая осуществлялась назначением не только лекарственных средств, но и проведением массажа, ЛФК, физиотерапии;

2. курсов рефлексотерапии (иглотерапии), которые проводились по китайской методике;

3. логопедической помощи, заключавшейся в коррекционной работе над звукопроизношением;

4. психологических упражнений по развитию памяти, мышления, сенсорных функций и ориентации в пространстве;

5. психологической поддержки родителей детей-инвалидов.

Важную роль в проведении медико-психологической реабилитации играла согласованность действий всех специалистов, которые действовали как бригада.

Для каждого ребенка использовался индивидуальный подход с учетом возраста и тяжести заболевания ребенка, что позволяло проводить занятия как индивидуально, так и в групповой форме.

В свободное от процедур время с детьми работали психологи. Психологические тренинги проводились в свободной форме с учетом особенностей ребенка, его возраста, интеллектуального развития, на доступном для ребенка языке, а иногда и использованием жестов.

У всех детей, которые проходили курс лечения, отмечалось заметное улучшение физического и психоэмоционального состояния. При поступлении проблемы с опорно-двигательным аппаратом имели 81% детей, после курса реабилитации эта цифра снизилась до 69%. 4 из 8 детей, у которых при поступлении наблюдалось ограничение движений в верхней конечности, научились держать руками предметы небольшого веса. Также снизился высокий процент речевых отклонений, от 82% до 55%.

Кроме работы с детьми проводилась работа и с родителями этих детей. С родителями проводилась разъяснительная и образовательная работа о том, как правильно строить отношения с детьми с ДЦП. Кроме того, наблюдая за работой специалистов Центра, родители обучались выполнению доступных для них процедур, чтобы повторять их в домашних условиях. Хорошо подготовленные родители смогут обеспечить ребенка не только в финансовом плане, но и помогут ему адаптироваться в обществе, оказать должное внимание и развить у него такие качества, как самостоятельность и уверенность в себе. Выводы:

- коррекционная работа, проводимая с детьми, способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия, а также улучшению моторики рук;

- рефлексотерапия оказывает благоприятное воздействие на детей с ДЦП, улучшая мышечный тонус и способствуя развитию двигательных способностей ребенка;

- индивидуальный и дифференцированный подход к организации комплексной реабилитации детей необходимо осуществлять бригадой специалистов разных профилей.

Литература

1. Пятакова Г. В., Мамайчук И. И. Учет личностных особенностей при оказании психологической помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, на этапах ортопедического лечения. Новое в детской ортопедии и травматологии. Сборник трудов юбилейной конференции, посвященной 60-летию Санкт-Петербургского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера под редакцией профессора В. Л. Андрианова. Министерство здравоохранения РСФСР. г. Санкт- Петербург, 1983 г. С. 188-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.