Научная статья на тему 'Медико-педагогическая основа работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения'

Медико-педагогическая основа работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
701
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВИДЫ / ПРИНЦИПЫ / POPULATION / SANITARY AND HYGIENIC EDUCATION / TYPES / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яновский Лев Михайлович

В работе приводятся основные составляющие медико-педагогической работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Важными элементами этих мероприятий являются воспитательная работа среди детей, среди слушателей различных курсов при их подготовке и переподготовке, а также при аттестации должностных лиц, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и воды. Все мероприятия разделяются на активные и пассивные виды. Приводятся основные принципы воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яновский Лев Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medico-pedagogical basis of work on sanitary and hygienic education of the population

In the present work, the main principles of medical and pedagogical work on sanitary and hygienic education of the population are discussed. Among the important elements of these actions are educational work among children, among listeners of various courses during their preparation and retraining, and also in certification of the officials engaged in production, storage, transportation and realization of foodstuff and water. All actions are divided into active and passive types. The basic principles of educational work are given.

Текст научной работы на тему «Медико-педагогическая основа работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения»

8. Сонголов Г.И., Галеева О.П. Пироговские традиции формирования элементов профессиональной компетенции в процессе преподавания топографической анатомии и оперативной хирургии // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2013. - Т. 118. №3. - С.135-137.

9. Сонголов Г.И., Галеева О.П., Зайцев А.П. По веленью сердца и зову чести. Пирогов и Крестовоздвиженская община сестер милосердия на Крымской войне // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2012. - Т. 115. №8. - С.127-132.

10. Сонголов Г.И., Галеева О.П., Зайцев А.П. Н.И. Пирогов и великие женщины России // Альманах сестринского дела. -2012. - Т. 5. №3-4. - С.3-13.

11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Педагогические сочинения. - В 2-х т.: Т. 1. - М., 1974. - С.160-215.

12. Чернышевский Н.Г. Заметки о журналах: Июль 1856 года. [О статье Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», помещенной в «Морском сборнике»] // Полное собрание сочинений.

- Т. III. - М., 1947. - С.684-689.

REFERENCES

1. Gertsen A.I. N.I. Pirogov // Kolokol. - 1862. - 1 jan., l. 118.

- P.983-988. (in Russian)

2. Dobroljubov N.A. On the importance of authority in education: (Thoughts on “Questions of Life”, the Pirogov) // Selected pedagogical works. - Moscow, 1952. - P. 131-155. (in Russian)

3. Konstantinov N.A., Medynskiy E.N., Shabaeva M.F. History of Education. - Moscow: Prosveschenie, 1982. - 447 p. (in Russian)

4. Pirogov N.I. Letters to I.V. Bertenson // Selected pedagogical works. - Moscow: Prosveschenie, 1985. - P.429-442. (in Russian)

5. Pirogov N.I. Questions of life. Diary of an Old Doctor // Collected works in eight volumes. - Moscow: Gosizdatmedlit, 1962. - Vol. 8. - P.69-352. (in Russian)

6. Pirogov N.I. Sebastopol letters and memories. - Moscow, 1950. - 318 p. (in Russian)

7. Pogodin S.N. Ivan Luchitsky (1845-1918) // Novaya i novejshaya istoria. - 2000. - №6. - P.174-192. (in Russian)

8. Songolov G.I., Galeeva O.P. Pirogov’s traditions of elements

formation of the professional competence in the course of teaching topographical anatomy and operative surgery // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2013. - Vol. 118. №3. - P.135-137. (in Russian)

9. Songolov G.I., Galeeva O.P., Zaitsev A.P. Following the dictates of the heart and the call of honor: N.I. Pirogov and the sisters of mercy of the Krestovozdvizhenskaya Community at the Crimean war // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2012. -Vol. 115. №8. - P.127-132. (in Russian)

10. Songolov G.I., Galeeva O.P., Zaitsev A.P. N.I. Pirogov and great women Russia // Almanach sestrinskogo dela. - 2012. - Vol.

5. №3-4. - P.3-13. (in Russian)

11. Ushinskij K.D. Pedagogical works of N.I. Pirogov // Pedagogical writings. - In 2 volumes: Volume 1. - Moscow, 1974.

- P.160-215. (in Russian)

12. Chernyshevsky N.G. Notes on magazines in July 1856. [About the article N.I. Pirogov “Life Matters” placed in the “Sea collection”] // Complete Works. - Vol. III. - Moscow, 1947. -P.684-689. (in Russian)

Информация об авторах:

Сонголов Геннадий Игнатьевич - заведующий кафедрой, доцент, к.м.н., 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; Галеева Ольга Павловна - доцент, к.м.н.; Юдин Андрей Андреевич - студент 5 курса лечебного факультета.

Information About the Authors:

Songolov Gennady I. - Head of Department, Associate Professor, PhD, MD, 664003, Krasnogo Vosstania st., 1; Galeeva Olga P - Associate Professor, MD, PhD; Andrei Yudin - 5th year student of the medical faculty.

©ЯНОВСКИЙ Л.М. - 2013 УДК 37.012.6:613.6.01

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАБОТЫ ПО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Лев Михайлович Яновский (Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов)

Резюме. В работе приводятся основные составляющие медико-педагогической работы по санитарногигиеническому воспитанию населения. Важными элементами этих мероприятий являются воспитательная работа среди детей, среди слушателей различных курсов при их подготовке и переподготовке, а также при аттестации должностных лиц, связанных с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и воды. Все мероприятия разделяются на активные и пассивные виды. Приводятся основные принципы воспитательной работы.

Ключевые слова: население, санитарно-гигиеническое воспитание, виды, принципы.

MEDICO-PEDAGOGICAL BASIS OF WORK ON SANITARY AND HYGIENIC EDUCATION OF THE POPULATION

L.M. Yanovsky (Irkutsk State Medical University, Russia)

Summary. In the present work, the main principles of medical and pedagogical work on sanitary and hygienic education of the population are discussed. Among the important elements of these actions are educational work among children, among listeners of various courses during their preparation and retraining, and also in certification of the officials engaged in production, storage, transportation and realization of foodstuff and water. All actions are divided into active and passive types. The basic principles of educational work are given.

Key words: population, sanitary and hygienic education, types, principles.

12 марта 1999 года Государственной думой принят закон питание и обучение граждан обязательны, направлены на

о гигиеническом воспитании и обучении населения страны. повышение их санитарной культуры, профилактику заболеВ статье 36 этого закона говорится: «...гигиеническое вос- ваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

- в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связанна с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения» [3].

Руководители всех подразделений управления, которые перечислены в этом законе, обязаны принимать меры, соответственно планов реализации санитарного просвещения и обучения.

Разумеется, что объем программ обучения очень и очень большой, т.к. они должны освещать все аспекты профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, вопросы питания, обеспечения водой, санитарно-гигиенические условия жилищ и территорий, зданий и сооружений, на различных производствах и в транспорте и т.д. В то же время руководителям стоматологических организаций на местах следует настоятельно продвигать решение стоматологических проблем в разряд приоритетных и включать в программы санитарно-гигиенического просвещения и обучения населения вопросы по первичной профилактике стоматологических заболеваний, первенствующее значение отдавая здесь санитарному просвещению детей дошкольного и школьного возраста.

Санитарное просвещение у детей в дошкольных детских учреждениях (ДДУ) и школах представляет собой важнейший раздел профилактической деятельности по их гигиеническому воспитанию и обучению, по распространению и углублению санитарных знаний с целью сохранения и укрепления здоровья, приобретения высокой работоспособности и увеличения продолжительности жизни. Гигиеническое обучение и воспитание имеет цель - сформулировать знания по основным вопросам гигиены и здорового образа жизни, привить детям навыки и закрепить умения по гигиене. Общее санитарное воспитание детей включает изучение основ гигиены соответственно в дошкольной и школьной программах, внеклассную просветительскую работу, контроль за выполнением учащимися гигиенических требований, стимулирование инициативы в мероприятиях по освоению здорового образа жизни (ЗОЖ). В это же время необходимо проводить санитарное просвещение и родителей, и педагогов, направить деятельность всех обучающихся контингентов на создание в школах и дома условий, отвечающих выполнению гигиенических требований. Основной частью общей программы воспитания детей должны стать вопросы санитарного просвещения и гигиенического воспитания, входящие в разделы первичной профилактики стоматологических заболеваний. Лекции, беседы и школы здоровья с демонстрацией материалов, выпуск печатных материалов, стенных газет, фильмом - это основные формы санитарного просвещения детей и их родителей [4].

Произошли коренные изменения в стратегии здравоохранения и понятия о санитарно-гигиеническом воспитании базируются на профилактике заболеваний - это первичное звено, а укрепление здоровья - это второй уровень деятельности ответственных разделов и всего общества в целом. Соответственно формулировке ВОЗ под укреплением здоровья понимается «процесс, обеспечивающий индивидуальный и общественный контроль над детерминантами здоровья и его улучшение. Укрепление здоровья представляет собой своего рода посредническую стратегию взаимоотношения населения и окружающей его среды, сочетая индивидуальный выбор каждого человека и социальную ответственность за здоровье и создания условия для его улучшения у будущего поколения. Основными принципами укрепления здоровья считаются: убежденность лиц, принимающих решения, межсекторальное сотрудничество (сочетание ресурсов), ориентация на граждан, участие местного сообщества (не только для людей, но вместе с людьми)».

Одним из важнейших инструментов для достижения и укрепления здоровья является гигиеническое воспитание.

По определению Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России, гигиеническое воспитание и обучение - это система образования, включающая в себя комплексную просветительскую, обучающую и воспитательную деятельность, направленную на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование общей гигиенической культуры, закрепление гигиенических навыков, создание мотивации для ведения здорового образа жизни как отдельных людей, та и общества в целом [2].

Основы гигиенического воспитания находятся в тесной связи с науками о человеке и обществе, т.е. с психологией и социологией. Поэтому всем медицинским работникам, которые должны информировать, просвещать и убеждать своих пациентов в необходимости привнесения изменений в свой образ жизни, следует освоить некоторые разделы из психологических и социологических наук. К сожалению, большая часть врачей поверхностно подходят к сложным вопросам санитарного просвещения и гигиенического воспитания. В то же время на проведение этой работы врачу ежемесячно выделяется время, которое входит в график его работы [2,3].

Пока что современная школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые помогли бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Ко времени окончания школы у 40% школьников выявляются хронические заболевания и плюс к этому - у 36% - морфофункциональные отклонения, 35% учащихся по состоянию здоровья имеют ограничения в выборе профессии. Такая ситуация свидетельствует о недоработках по гигиеническому обучению и воспитанию у детей и подростков умений, навыков здорового образа жизни, закреплению этих навыков и перевода их в привычки, в потребности и необходимости их выполнения, сознательного и ответственного отношения к сохранению здоровья [1].

Результаты исследований показывают, что более чем у половины школьников целесообразные элементарные гигиенические навыки не закреплены, такие как соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузку, регулярное и рациональное питание, двигательная активность, чередование времени сна и бодрствования, пребывание на свежем воздухе, навыки личной гигиены, включая уход за полостью рта [5].

Медико-педагогическое воспитание может быть эффективным, если оно сочетается и базируется на закономерностях связей между этиологией, патогенезом и клиническими проявлениями болезни. Это означает, что наиболее эффективным способом по улучшению работы по гигиеническому обучению и воспитанию является привлечение к этой работе специально подготовленного персонала.

Гигиеническое воспитание базируется на трех основных принципах:

на положительном общении;

на мотивации и

на обучении (получении основ медицинских знаний).

1. Положительное общение.

При установлении с пациентом положительного контакта и доверительных взаимоотношений индивидуально или на групповой основе, он может принять решение об изменении своих привычек. При этом целесообразно использование наглядных средств и бесед. Эффективность всех этих мероприятий снижается при увеличении контингента общения. Привитие гигиенических навыков ребенку, т.е. их закрепление в результате использования полученной информации о здоровом образе жизни, приобретение этого опыта за счет многократных повторений. Результатом всего этого будет обладание способностью совершать действия, направленные на сохранение, укрепление и восстановление уровня здоровья.

2. Мотивация к развитию потребности в увеличении уровня здоровья.

По определению Координационного центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России мотивация к развитию потребности у человека в увеличении уровня здоровья - это побуждение индивидуумов к действиям, работам, мероприятиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на профилактику заболеваний и других нарушений здоровья. Положительное отношение к собственному

здоровью проявляется в относительно устойчивых, стабильных установках на здоровый образ жизни, на изменение привычек, подрывающих здоровье, создание условий для достижения оптимального уровня здоровья. Такое отношение отражает целеустремленность, познавательность, эмоциональную и психологическую готовность к изменениям в образе жизни, направленным на оздоровление и восстановление здоровья. Позитивное отношение к здоровью является важнейшей составляющей для реализации целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Отношение к здоровью, оздоровлению необходимо рассматривать как этап формирования мотивации, желание к изменениям в поведении, изменениям привычек в направлении оздоровления. Отношение к здоровью измеряемо, его можно оценить с помощью статистических, экспертных и социологических методов исследования.

Относительно стоматологии: индивидуум будет мотивирован лишь тогда, когда он убежден, что у него может возникнуть кариес зубов, осложнения которого представляют серьезные проблемы, а лечение потребует значительных временных и материальных затрат. Для такого рода пациентов угрожающая перспектива потери даже одного зуба воспринимается крайне негативно. Однако, таких пациентов не так-то много. Благодаря пропаганде, рекламе, информации населения различными способами, в т.ч. и на TV о средствах гигиены полости рта от их производителей значительно увеличилось количество лиц, осознающих значимость использования средств гигиены полости рта в своей повседневной жизни. В то же время, случается и не редко, что понятие о значимости профилактических мероприятий не поддерживается практическими действиями отдельного индивида. Это свидетельствует о недостаточной мотивированности или об отсутствии условий их выполнения.

3. Обучение. Получение основ медицинских знаний

Теория познания, а также мировоззрение, убеждения, образ мыслей и условия улучшения стоматологического здоровья лежат в основе гигиенического воспитания населения. Разработки H.S. Ross (1976) могут служить примером принципов обучения и познания:

- Познание - это опыт, которым обладает обучающийся, активированный обучающим. Человек забывает большую часть изученного и у него остается в памяти только то, что непосредственно к нему относится.

- Познание - это выявление индивидуального значения и обоснованности идеи. Человек быстрее всего принимает концепцию и идею, соответствующую его нуждам и проблемам.

- Познание (изменение поведения) является следствием накопленного опыта.

- Познание - процесс сотрудничества и оценки эффективности усвоения материала.

- Обучающий является наиболее содержательным источником познания.

- Познание является эмоциональным и интеллектуальным процессом, через который отражается общее состояние индивида. Оно максимально эффективно при гармонии мыслей и чувств.

- Процессы решения конкретных проблем и их познания

индивидуальны и уникальны. [6].

В центре внимания перечисленных принципов, в их основе находится обучаемый, но не содержание обучения и обучающий. Изменение привычек индивида, проходящего несколько уровней, является одной из задач познания.

Первым уровнем является восприятие необходимости изменений, т.е. одобрение индивида подчиниться внешним требованиям.

Для примера: школьники участвуют в программе освоения навыков гигиены полости рта, где проводится контролируемая чистка зубов. Если эта программа останавливается, то дети перестанут совершенствовать приемы ухода за полостью рта. Однако изменения поведения под действием процесса познания остаются наиболее стойкими и не прекращаются с течением длительного времени. В то же время процессы усвоение нового поведения могут ускоряться под влиянием:

- убеждения обучающихся быть активными в период обучения;

- помогать обучающемуся поддерживать инициативу личного видения изучаемого предмета;

- неукоснительно признавать право человека на ошибки;

- относиться терпимо к непониманию, поддерживать открытое самовыражение, нежели недоговоренность;

-признавать возможность конфронтации - воспринимать различные мнения; это явление позитивно, оно стимулирует познание.

Обучающий должен руководствоваться:

- без раздражительности принять различные объяснения в поведении обучающихся;

- поддерживать инициативу пациента самостоятельно оценивать гигиеническое состояние полости рта, не руководствуясь постоянно оценкой медицинского работника;

- освоение чистки межзубных промежутков флоссами эффективнее при демонстрации в полости рта пациента, а не на модели;

- помнить, что существуют и многие другие методы достижения стоматологического здоровья, помимо тех, которые преподает обучающий.

К настоящему времени выработаны определенные правила, базирующиеся на методологии медико-педагогического убеждения населения, направленного на профилактику заболеваний. Гигиеническое воспитание населения направлено на формирование навыков и привычек, которые должны быть осознанны человеком и признаны как необходимость их регулярного использования в качестве профилактических мероприятий от заболеваний или конкретных состояний, когда возникает риск их развития.

Существуют активные и пассивные формы гигиенического воспитания. Активные формы - это все виды непосредственного общения с населением. Пассивные формы

- это печать в ее различных вариантах, фильмы и т.д. Темы и характер проведения гигиенического воспитания должны соответствовать возрасту и интеллектуальному состоянию человека. Использование пассивных форм обучения подкрепляется применением активных форм, что усиливает эффективность обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алямовский В.В., Модестов А.А., Дубинина Л.М., Кан

B.В. Гигиеническое воспитание и показатели интенсивности кариеса зубов у различных групп населения Красноярского края // Сибирское медицинское обозрение. - 2007. - №4. -

C.58-61.

2. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Полесский В.А.

Проблемы школьного здравоохранения: общеобразова-

тельная школа как основное звено формирования здоровья подрастающего поколения // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 1999. - №1. - С.121-125.

3. Гончаров А.В., Софяникова Л.В., Кондакова С.Н. и др. Опыт организации работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения // Санитарный врач. - 2012. - №9. -С.42-44.

4. Колесников С.И., Савченков М.Ф., Рукавишников B.C., Колесникова Л.И. Современные проблемы профилактической направленности здравоохранения // Бюллетень

Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2005. -№8. - С.23-25.

5. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2006. - 416 с.

6. Розенфельд Л.Г., Москвичева М.Г. Медицинская активность населения, проживающего в сельской местности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2009. - №2. - С.8-11.

7. Савченков М.Ф., Соседова Л.М., Калягин А.Н., Тармаева И.Ю. Важнейшие вопросы сохранения здоровья и долголетия // Альманах сестринского дела. - 2011. - Т. 4. №1-2. - С.4-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.

8. Филиппов Е.С., Савченков М.Ф., Гомелля М.В. и др. Здоровье детей - стратегия национальной безопасности // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2001. - Т. 25. №2. - С.50-54.

9. Шалина Т.И., Васильева Л.С., Савченков М.Ф.,

Савватеева В.Г. Анализ общей заболеваемости детей и под- №2. - С.66-68.

ростков по классам болезней в промышленных городах // 10. Ross H.S. Redefining the future of health education //

Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2009. - Т. 85. Health Educ. - 1976. - №4. - P.5-6.

REFERENCES

1. Aljamovskij V.V., Modestov A.A., Dubinina L.M., Kan V.V. Hygienic education and parameters of intensity of caries of teeth in various groups of population in Krasnoyarsk territory // Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. - 2007. - №4. - P.58-61. (in Russian)

2. Vishnevskaya E.L., Barsukov N.K., Polesskii V.A. School Health Problems: Secondary school as the main link formation of health of the younger generation // Profilaktika zabolevanij i ukreplenie zdorovia. - 1999. - №1. - P.121-125. (in Russian)

3. Goncharov A.V., Sofyanikova L.V., Kondakova S.N., et al. Experience of organization of hygienic training and education of the population // Sanitarnij vrach. - 2012. - №9. - P.42-44. (in Russian)

4. Kolesnikov S.I., Savchenkov M.F., Rukavishnikov V.S., Kolesnikova L.I. Topical problems of preventive medicine in public health service // Bulleten’ Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra SO RAMN. - 2005. - №8. - P.23-25. (in Russian)

5. Leont’ev V.K., Pakhomov G.N. Prevention of dental diseases.

- Moscow, 2006. - 416 p. (in Russian)

6. Rosenfeld L.G., Moskvitcheva M.G. The medical activity of population resident in rural area // Problemy sotsialnoj gigieny, zdravookhranenia i istorii meditsiny. - 2009. - №2. - P.8-11. (in Russian)

7. Savchenkov M.F., Sosedova L.M., Kalyagin A.N. Tarmaeva I.Y. Critical issues in the preservation of health and longevity // Almanach sestrinskogo dela. - 2011. - Vol. 4. №1-2. - P.4-13. (in Russian)

S. Filippov E.S., Savchenkov M.F., Gomellja M.V., et al. The health of children is strategy of national security // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). - 2001. - Т. 25. №2. - P.50-54. (in Russian)

9. Shalina T.I., Vasilyeva L.S., Savchenkov M.F., Savvateeva V.G. The analysis of general diseases in children and adolescents of the industrial cities // Sibirskij Medicinskij Zurnal (Irkutsk). -2009. - Vol. SS. №2. - P.66-68. (in Russian)

10. Ross H.S. Redefining the future of health education // Health Educ. - 1976. - №4. - P.5-6.

Информация об авторе:

Яновский Лев Михайлович - профессор кафедры стоматологии детского возраста, д.м.н., 664007, г. Иркутск, а/я 46.

Information About the Author:

Yanovsky Lev - Professor of pediatric dentistry, PhD, MD, 664007, Russia, Irkutsk, post box 46.

АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА И ЭТИКИ

© КОЛЯДО Е.В., ЛАЗАРЕВ B.C., ПЕРФИЛЬЕВ А.А. - 2013 УДК 614.251.2: 347.77.043(046)

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Владимировна Колядо1, Виталий Сергеевич Лазарев2, Алексей Анатольевич Перфильев2 (1НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний СО РАМН, Новокузнецк, директор -д.м.н., проф. В.В. Захаренков; 2Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической

деятельности, Барнаул, начальник - И.В. Долгова)

Резюме. Цель исследования: изучить структуру и особенности действующих нормативно-правовых актов в сфере лицензирования медицинской деятельности, провести их аналитический обзор с целью выявления имеющихся противоречий в законодательстве. Проведенный анализ структуры действующих федеральных нормативноправовых актов в разделе лицензирования медицинской деятельности, выявил имеющиеся несоответствия и противоречия, которые необходимо устранять в оперативном порядке. Надлежащее нормативно-правовое регулирование любого направления работ - это основа качественной и профессиональной деятельности государственных структур, осуществляющих предоставление государственных услуг, а также физических и юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, лицензирование медицинской деятельности, государственные услуги.

SUBSTANTIATION OF THE NECESSITY OF PERFECTION OF NORMATIVE-LEGAL REGULATION OF LICENSING OF MEDICAL ACTIVITYE.

E.V. Kolyado1, V.S. Lazarev2, A.A. Perfilyev2 ('Research Institute for General Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk; 2Central Administration of the Altai Territory for Public Health

and Pharmaceutical Activities, Barnaul, Russia)

Summary. Objective: To study the structure and the specifics of the applicable regulations in relation to the licensing of the medical activities; to do an analytical review to identify the existing antinomies. The analysis of the structure of the applicable

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.