№ 363
ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Октябрь
2012
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 130.2:070:654
Г.М. Агеева
МЕДИАТИЗАЦИЯ ПАМЯТИ: МЕМУАРНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА В БЛОГАХ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Рассматриваются особенности репрезентации образов памяти в медиасреде, виртуализации социального механизма запоминания / забвения, анализируются формы аккумуляции и трансляции прошлого в цифровую эпоху. Охарактеризованы наиболее интересные сетевые мемориальные проекты, специализированные порталы и сайты. Существенное внимание уделяется содержанию записей в блогах и социальных сетях. Показаны особенности автобиографических медиатекстов, акцентирована их роль в гуманитарных исследованиях на современном этапе.
Ключевые слова: медиакультура; медиатизация; мемуары; память; блоги; социальные сети; средства массовой информации; средства массовой коммуникации; автобиографии; воспоминания.
Масштабный междисциплинарный интерес к памяти, характерный для научного дискурса последних десятилетий, неслучаен. Память является одной из важнейших черт ментальности, отличающей конкретное общество от других, не только аккумулирует образы прошлого и имеющийся опыт, но и обеспечивает через сложившуюся систему символов передачу накопленных знаний и выработанного к ним отношения. Общество мобилизует память и реконструирует прошлое, чтобы обеспечить функционирование в настоящем, прогнозировать будущее.
Коллективная память формирует идентичность общества или отдельной его группы, выступает фактором формирования национального и профессионального сознания, позволяет позиционировать определенным образом деятельность коллектива. Ментальные операции воспоминания, интерпретации и репрезентации прошлого присутствуют в любой культуре и обеспечивают гармоничное существование общества в настоящем, осмысленную ориентацию в будущее.
С памятью социальной неразрывно соседствует память индивидуальной жизни. Индивидуальное прошлое предоставляет возможность реконструкции макроистории через совокупность разных по степени полноты, достоверности и информативности личных документов.
Важно понять, чем обусловлены содержание коллективной и индивидуальной памяти и характер ее образов, насколько тесно связаны эти два уровня между собой, как они влияют на транслируемые значения. Интерес представляет то, как формируются мемориальные нарративы, как они позиционируются и усваиваются человеческими сообществами.
Основными направлениями исследований памяти в культурно-историческом аспекте сегодня являются: взаимосвязь социальной памяти и коллективной идентичности, места и ландшафты памяти, особенности конструирования социально-исторической памяти, различия между публичной и приватной памятью, «измерения» памяти: фактическое / сфабрикованное, актуальное / ненормальное и др.
Мы не ставим задачу представить многообразие концепций коллективной и индивидуальной памяти, циркулирующих в современном исследовательском поле. Наша цель - проанализировать особенности ак-
кумуляции и трансляции памяти (локальной и коллективной) в медиасреде, рассмотреть каналы, формы, процессы, характерные для этого уровня.
Основное внимание уделено медиатизации памяти в ее виртуальном преломлении, а именно блогам и социальным сетям - медиаресурсам, в мемориальном контексте пока еще не вызвавшим активного исследовательского интереса. Сегодня такой момент, безусловно, настал.
Медиа и медиатизация
Термин «медиа» происходит от латинского media (средства, посредники) и повсеместно употребляется как аналог терминов «средства массовой коммуникации» (СМК) (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) и / или «средства массовой информации» (СМИ).
В последнее время имеет место тенденция совмещения в рамках термина «медиа» двух разных понятий, обозначающих, с одной стороны, технические устройства для репрезентации и, с другой - социальнокультурный феномен, технологию ретрансляции информации, ориентированной на массовую аудиторию (масс-медиа).
Обсуждается и сегодняшнее противопоставление «старых», традиционных массовых коммуникаций (кино, пресса, радио, телевидение) новым, компьютерно ориентированным, цифровым медиа, обладающим широкими выразительными возможностями, наличием обратной связи. Современный адресат использует одновременно несколько каналов, являясь телезрителем, радиослушателем, читателем и т. п.
За последние десятилетия сложилась система терминов, затрагивающих различные аспекты медиа: «медиаобразование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиавосприятие», «медиакомпетентность», «медиавоздействие» и т.д. Словарь терминов медиасферы, составленный президентом Ассоциации медиапедагогики России А.В. Федоровым на основе научной литературы и практической работы научно-образовательных центров, содержит более 270 статей [1].
Словарь не раскрывает понятие «медиатизация», но его смысловое наполнение анализируется в работах других авторов.
Например, И.А. Негодаев обозначает этим термином «процесс создания, распространения и совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации» [2]. В процессе медиатизации совершенствуются существующие средства связи, создаются принципиально новые, такие как спутниковая связь, оптоволоконные кабельные сети, цифровые электронные устройства. Высшим выражением медиатизации является создание всемирной мировой информационной сети Интернет. Медиатизация позволяет быстро передавать информацию без перемещения человека.
Автор книги «Медиакультура как объект исследования» Н.Б. Кириллова, ссылаясь на работы словенского философа и теоретика культуры Славоя Жижека, понимает под этим процессом превращение реального объекта в искусственный, его опосредованность, виртуализацию [3. С. 29-30]. С. Жижек опирался на историческое, «политическое» значение термина - подчинение при сохранении некоторых прав. Он писал, что прогрессирующая медиатизация воздействует «на наши повседневные жизни таким образом, что субъект оказывается все в большей и большей степени “опосредованным”, “медиатизирован-ным”, незаметно лишаемым своей власти под фальшивым прикрытием якобы ее усиления» [3. С. 30].
Множественные интерпретации термина и отсутствие единого смыслового наполнения тем не менее не исключают его применения в технико-технологическом контексте, с позиций обеспечения индивидуального и коллективного доступа к богатствам информационной цивилизации.
Медиатизация охватила разные сферы. Социологи, правоведы говорят о «медиатизации общества» как становлении социума особого типа. Медиатизация политики - это подчинение политики внутренним законам функционирования масс-медиа, процесс, при котором политическая жизнь перемещается в символическое пространство средств массовой информации [4]. Специалисты рассматривают особенности медиатизации информационной сферы - рост производства и использования информационных продуктов и услуг, сочетающих разные типы и виды информации (А.И. Каптерев,
О.В. Шлыкова), сферы культуры (Н.Б. Кириллова, А.В. Лебедев, И.А. Негодаев, Л.Я. Ноль, Л.В. Нургалее-ва, И.В. Розина, Д.Д. Хан-Магомедов и др.). Большое внимание уделяется вопросам медиатизации сферы образования и воспитания (Т.Г. Добросклонская, А.А. Новикова, Е.А. Столбникова, А.В. Федоров, С.С. Федорцо-ва, Н.Ф. Хилько, И.В. Челышева и др.).
В этом контексте можно говорить и о медиатизации памяти - виртуализации социального механизма запоминания / забвения, разнообразии форм репрезентации прошлого в пространстве повседневности, транслируемых в медиасреде. Современные информационнокоммуникационные технологии позволили существенно расширить практики представления прошлого, а также круг лиц, размещающих и потребляющих информацию мемориального свойства.
Овладение инструментарием анализа мемориального текста сегодня невозможно без привлечения медиа-
источников. Межкультурное и межнациональное взаимодействие, переписывание истории и конструирование национальной идентичности - все ключевые моменты проявления работы памяти воспроизводятся в медиасреде. К видам автобиографического и мемуарного письма относятся такие медиатексты, как записи в блогах, высказывания на форумах, представительские странички в социальных сетях.
Мемориальные ресурсы Рунета
В русскоязычном секторе Интернета присутствует множество ресурсов мемуарного и ностальгического характера. Популярные социальные сети как общего назначения (Одноклассники.ру, В Контакте, Мой Мир@шаИ.гц и т.д.), так и специализированные (Мой Круг, Профессионалы.ги и др.) имеют своей целью актуализацию старых связей, поиск и объединение людей, имеющих в том числе и общее прошлое. Не случайно здесь так много фотографий, музыки и иных артефактов, отсылающих к прошедшим событиям (в том числе и советского периода). Складывается особая среда, где происходит коллективное ностальгирование по ушедшей эпохе и ее мифологизация. Человеческой памяти свойственны осознанные и неосознанные ошибки. Сетевое пространство, с одной стороны, имеет механизмы, предотвращающие их возникновение (оперативность и относительная легкость получения данных о скрывающихся под никами очевидцах, не отягощенных обязательствами предоставления о себе исчерпывающих сведений). С другой - именно анонимность и практически полное отсутствие ответственности пользователей провоцируют появление и широкое распространение ложных данных. Тем не менее изучение процессов виртуализации ностальгических настроений представляется на современном этапе значимым направлением memory studies. Большой интерес этот вопрос вызывает и у исследователей идентичности, поскольку конструирование и воспроизводство ее образов сегодня в основном осуществляется в пространстве медиакультуры.
В медиасреду переместились и отдельные аудиторные проекты по изучению памяти. Это позволило значительно расширить адресацию, пробудить интерес к данному исследовательскому направлению у новых категорий интернет-пользователей. Так, кафедра общей теории словесности филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с Российским институтом культурологии запустила в Сети специальный междисциплинарный курс «Культурная память и текст» (http://culturalmemoryandtext.blogspot.com/). Помимо тематики обсуждений и ссылок на тексты, необходимые для прочтения, размещены аудиофайлы лекций ведущих ученых, разрабатывающих проблематику memory studies. Сетевое сообщество «Российская культурология» - интернет-проект Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии (http://www.culturalnet.ru/main/page/contacts.html) - предоставляет виртуальную площадку для общения уче-ных-гуманитариев, работающих в сфере культурологии и смежных с ней областях посредством проведения интернет-конференций, виртуальных коллоквиумов и
др., т.е. также активно развивает данное направление. Например, заявленное сообществом интернет-исследование «Современная российская идентичность: ее возможные основания и воплощения. Точка зрения культурологов» (http://www.culturalnet.rU/f/viewtopic.
php?id=2032) охватывает и мемориальные аспекты национальной солидарности и идентичности.
Несколько слов хочется сказать и о разделе «Культура памяти» портала «Уроки истории. XX век» (http://urokiistorii.ru/memory). В его подразделах «Пространство памяти», «Устные истории» представлены различные мемуарные свидетельства. Интересен проект «Последний свидетель» - записи биографических интервью (http://www.urokiistorii.ru/memory/oral/2009/ 05/poslednii-svidetel), часть которых преобразована в видеофайлы.
Есть ресурсы, целиком посвященные воспоминаниям о Великой Отечественной войне, например «Я помню» (http://www.iremember.ru/), «Война большими глазами детства» (http://angelina-tihonova.ru/), где собраны воспоминания эмигрантов и репрессированных.
В последнее десятилетие внимание ученых привлекают и вопросы ремедиатизации воспоминаний: особенности представления образов памяти различными типами носителей - от книги к визуальным и аудиовизуальным средствам, а также интернет-ресурсам. Изменяются не только медиаисточники, национальная традиция трансформируется в глобализационном контексте, жанр литературных мемуаров «перетекает» в новые формы, порожденные блогосферой. Все эти новации прослеживаются на уровне содержания памяти.
Особенности автобиографических медиатекстов
Наше внимание в вышеупомянутом словаре А.В. Федорова привлек термин «анализ медиатекста автобиографический (личностный)» - сопоставление своего жизненного опыта (событий личной жизни, проявлений своего характера в различных ситуациях) с жизненным опытом персонажей и авторов медиатекстов [1. С. 5]. Оформление данного понятия свидетельствует о популярности и значении медиатекстов на современном этапе, о желании и приемлемости сравнений своего настоящего с неоднозначными историями, широко представленными в медиасреде. Сегодняшние СМИ, в особенности Интернет, демократичны, в погоне за сенсацией «пропускают» и сомнительную информацию. То ли срабатывает привычка верить печатному (публично произнесенному) слову, то ли доминирует элементарное любопытство и желание приоткрыть завесу над чужой жизнью, то ли привлекает доступность предлагаемой информации, только интерес к ней становится все более устойчивым, количественные и качественные характеристики получают развитие, она становится все более разнообразной. Формы ее представления также диверсифицируются.
В статье словаря отмечается, что данный подход опирается на ассоциативную память человека (эффект «вспышек памяти») и помогает аудитории критически понять влияние медиакультуры на развитие личности человека, способствует развитию медиакомпетентности. С последней мыслью трудно не согласиться, а вот
утверждение о критическом отношении к медиакультуре можно оспорить. Ее влияние на современный социум действительно очень велико, однако привычка подвергать сомнению содержание медиатекстов свойственна лишь определенной части общества. В остальных случаях благодаря этим текстам происходит восполнение человеком недостающих ему в реальной жизни чувств и переживаний, обусловленное терапевтическим эффектом и феноменом компенсации, выраженными применительно к источникам подобного рода достаточно ярко. Психолого-терапевтическое влияние медиа на аудиторию изучено широко и многоаспектно. Существует самостоятельное направление - медийное воспитание, направленное на усвоение медийной культуры, являющее собой систему приобщения к духовным, эстетическим, нравственным, ментальным общечеловеческим ценностям в процессе восприятия и анализа медиатекстов и медийной деятельности.
Анализ медиатекста представляет собой исследование текста, представленного в каком-либо жанре медиа (телепередаче, фильме, прессе, интернет-сайте и т.д.) путем рассмотрения отдельных его сторон, составных частей, художественного своеобразия [5. С. 325].
В процессе интерпретации медиатекста происходит переосмысление содержания и изменение стилистики медиасообщения исходя из уровня знаний и индивидуальных особенностей воспринимающего. Чувства, мысли авторов медиатекстов усваиваются на уровне сформированной читательской культуры, однако большое влияние имеет уровень медиакультуры (медиаграмотности, медиакомпетентности и др.). Интерпретация медиатекстов предполагает «способность к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственновременной формы повествования медиатекстов, к отождествлению с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения» [6. С. 15].
Интерпретация медиатекста - процесс, с одной стороны, сугубо индивидуальный, зависящий от художественного и эстетического вкуса, мировоззренческих и ценностных установок адресата. С другой - обусловленный множественными внешними влияниями. Коллективное восприятие отличается от индивидуального, поскольку оно, как правило, сопровождается обсуждением, возникает некое общее настроение, мнение, желание поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Медиатексты анализируются с идеологических, иконографических, семиотических, социокультурных, этических и эстетических позиций, исследуются их структура, содержание, мотивация создания, мифология, стереотипы, персонажи и т. д.
В автобиографических медиатекстах, являющихся предметом нашего исследования, возможно выделение практически всех вышеперечисленных моментов. Эти тексты выполняют одновременно несколько функций, однако информационная, коммуникативная и мемориальная являются, пожалуй, важнейшими.
Биографические медиатексты, как правило, интерактивны. Авторами или создателями ресурсов предусмотрены возможности для обратной связи, диалога с аудиторий (электронная почта и др.). Эти медиатексты
стирают традиционные границы между чтением текста и его созданием, активизируя креативность потенциальных авторов и порождая у них желание присоединиться. Автобиографические медиатексты имеют большой успех у массовой аудитории, поскольку отвечают реальным, достойным уважения и изучения потребностям публики, а именно информационным, компенсаторным, гедонистическим, рекреативным, моральным и т.д. Высок и их «эмоциональный тонус». Здесь отсутствует однообразие, монотонность сюжетных ситуаций. Эпизоды чужих жизней стремительно сменяются, захватывают водоворотом событий, эмоциональных перепадов, чередованием положительного и отрицательного. Развлекательность, зрелищность добавляют популярности.
Анализ семантики и других параметров биографических ресурсов масс-медиа тесным образом связан с их генерацией, наполнением и репрезентацией.
С термином «медиатизации» соотносятся и другие, используемые сегодня в мемориальном контексте понятия: «спектакуляризация памяти», акцентирующее зрелищность разворачиваемых в открытом публичном пространстве (особенно в Интернете) мемориальных проектов; «ностальгии медиума» и др. Процитируем социолога А. Зайцеву: «Происходит спектакуляризация активистского действия, вне зависимости от его форм: медиа, как тактические, так и мейстримные, становятся его обязательным репрезентантом и сопроизводителем. Можно сказать, что если акция не была заснята на видео, сфотографирована и немедленно выложена в Интернет, то ее и не было» [7].
Современными медиа в значительной мере определяются и социально-культурные функции прошлого, формы его присутствия и трансляции в настоящем, стереотипы. Даже противоречащие фактам истории смыслы и события с «медиаподачи» будут восприняты как реальные. Люди будут руководствоваться этими знаниями независимо от степени их соответствия действительности. Сетевые структуры, объединяющие представителей разных социально-профессиональных групп, формируют и концептуализируют локальную традицию, развивают отдельные ее практики, темы, популяризируют артефакты.
Мемуарные практики в блогах и социальных сетях
По результатам исследования, проведенного интернет-библиотекой СМИ Public.ru (http://www.public.ru), ведущие сетевые ресурсы и популярные блоги пользуются заметно большим спросом, чем печатные СМИ. О феномене блогосферы часто говорят в контексте завоевания внимания масс и управления ими. По количественному составу читательской аудитории блогосфера опережает новостные агентства, отклик на события здесь происходит мгновенно и получает широкий резонанс. Блогеры не боятся обнародовать скандальную информацию и обращаются к острым темам без оглядки на авторитеты. Существенная роль в формировании общественного мнения принадлежит блогам и социальным сетям. Материалы блогосферы активно цитируются традиционными СМИ, количество таких обра-
щений постоянно растет (за период с 2005 по 2010 гг. увеличилось почти в 30 раз) [8].
Блогосфера является важной средой изучения культурных мемов, она учитывается в академических и неакадемических работах, исследующих современные глобальные тенденции.
Блоги заводят политики, деятели культуры и искусства, другие знаменитости. «Постить» стало очень модно.
Большинство блогов ведутся и читаются ради общения. Желание донести, рассказать что-то важное в удобное для тебя время собеседникам в любой части света (тем более если близкие не разделяют твоих интересов) побуждает все больше пользователей осваивать этот способ коммуникации, становящийся неизменным элементом культуры повседневности. К тому же в XXI в. все меньше времени остается для живого общения, в этой связи популярность приобретают его видоизмененные формы.
Выполняя функции социальных сетей, блоги позволяют поддерживать прервавшиеся связи и находить новых знакомых. Специалисты акцентируют психотерапевтическое значение ведения подобных дневников, так как происходят выход эмоций и успокоение. Развлекательный элемент также присутствует и позволяет рассматривать блогосферу как источник приятного времяпрепровождения. Блог - это и своеобразная форма самопрезентации, особенно значимая для известных людей, создавших себе репутацию и работающих над имиджем. Их привлекает интерактивность, возможность быстро получить оценку своего труда. Не секрет, что наибольший интерес вызывают журналы публичных персон, творческих личностей, интеллектуалов, которым есть что сказать и которые умеют привлечь внимание к своей деятельности. Важно, что в этих целях они задействуют мемориальные практики: рассказывают случаи из жизни, размещают старые фотографии и др.
Помимо вышеперечисленного, блог, как и традиционный бумажный дневник, в полной мере реализует мемуарную функцию: записи могут пригодиться для восстановления подробностей прошлой жизни, понимания того, какие события в какое время имели значение, что хотелось помнить. Это своеобразный способ рефлексии и диалога с самим собой. Вести традиционный дневник многие отказываются из-за лени и нехватки времени. Публичность блога выступает движущей силой его продолжения. Необходимость структурировать свои мысли для письменного изложения позволяет еще раз пережить и лучше понять описываемые события.
LiveJournal (http://www.livejournal.com) - «Живой Журнал» (ЖЖ) - глобальная социальная сеть, единая платформа, объединяющая русскоязычных блогеров во всем мире. Это более миллиона дневников на русском языке, которые ведут люди разных профессий и мировоззрения. Это тысячи сообществ, посвященных обсуждению разных вопросов, оперативная информация, фотографии и видеоролики, жаркие дискуссии. Это и уникальная возможность читать чужие сообщения, дневники (хотя содержание блогов от дневниковых записей в традиционном понимании существенно отличается именно ориентацией на публичность).
LiveJournal позволяет блогерам объединяться в сообщества по интересам, вести поиск единомышленников, обмениваться знаниями и опытом. По материалам ЖЖ издано несколько книг, например, написанная в жанре документального романа-френдленты и посвященная самому ЖЖ и Рунету в целом книга Ю. Идлис - журналиста, поэта, переводчика, блогера - «Рунет: Сотворенные кумиры» [9]. Есть и другие примеры.
Вот что пишет в своем журнале литературовед, историк и писатель Г. Чхартишвили (Борис Акунин): «Блоги я читаю уже несколько лет, у меня стоит штук тридцать закладок. Это совершенно новый вид существования текста, сулящий массу интересных поворотов и открытий» [10]. Его собственный блог - не личного характера. Он называется «Любовь к истории» (http://borisakunin.livejournal.com). Представлено много разного исторического материала в авторской интерпретации, дана оценка современным событиям. Здесь же получил развитие проект (конкурс) «Фото как хокку (или танка)». Раскрывая его идею, блогер Чхартишвили пишет, что «нет ничего более интересного, чем смотреть, как вслед за течением времени меняется лицо человека... три фотографии - как три строчки хокку. Между ними умещается целая жизнь: счастье и горе, приобретения и утраты, открытия и разочарования. Жизнь, сжатая до размера нескольких фотографий, выглядит лаконично и таинственно, а отсылка к биографии человека дает возможность этот код расшифровать. Переход из возраста в возраст, от ранней весны к поздней осени - захватывающее зрелище» [Там же]. Представлены фотографии известных людей: английской королевы Елизаветы, поэтессы М. Цветаевой, литературоведа и переводчика Л. Лунгиной. Но основной массив - фото простых людей, бережно собранные и прокомментированные для проекта их детьми, внуками, правнуками. Многие сомневались, выставляя на публичное обозрение самое дорогое - старые семейные фотографии. Тем более что их сохранилось немного: после революции артефакты прежней жизни уничтожались, войны, пожары, другие чрезвычайные события тщательному их хранению также не способствовали.
Визуальный ряд повлек за собой семейные истории, необходимость уточнить детали, восстановить пробелы в истории рода. Описывая жизнь своих родных, блоге-ры размышляют о сходстве судеб, обстоятельствах жизни прошлой и нынешней, ее смысле: «Одного бог испытывает бедностью и трудами в поте лица для добычи хлеба насущного, а другого не менее упорными трудами по добыванию и умножению богатства» [Там же]. Отзывы на проект Г. Чхартишвили практически единодушны: «Все приведенные. истории из жизни просто открывают какой-то замечательный по своим качествам человеческий пласт в истории нашей страны. Живая история очень личная, непридуманная, просто хлынула на страницы Вашего ЖЖ» [Там же]. В ответ блогер пишет, что «все новеллы, без исключения, получились содержательными и сильными. Я знаю это качество старых фотографий. Они как рыболовные крючки - зацепят да не отпустят. Собранные вместе, эти визуально-текстовые миниатюры обрели новое качество - превратились в иллюстрированную биографию эпохи. Неидеологизированную, ничего не пыта-
ющуюся доказать или продемонстрировать и оттого. особенно убедительную» [Там же].
Мы проанализировали содержание записей в сообществах «Живого журнала», связанных с памятью (более 150 ресурсов сообществ и свыше 400 персональных страниц) и воспоминаниями (более 170 страниц сообществ и свыше 400 ресурсов пользователей). В качестве примера назовем лишь несколько ЖЖ-сообществ мемориального характера: «Ура победе!» (http://ura 9may.livejournal.com), «Чтобы помнили» (http://chtoby-pomnili.livejournal.com), «Вспомним наше детство» (http://198x-199x.livejournal.com) «Детские легенды»
(http://detskie-legendy.livejournal.com), «Детство» (http://de-tstvo.livejournal.com), «Рожденные в СССР» (http://nashe-detstvo.livejournal.com), «Назад в СССР» (http://back-in-ussr.livejournal.com) и др.
Спустя два с половиной года после создания ресурса «Чтобы помнили», входящего в большую группу сообществ, объединенных темой «поколения и воспоминания», его редакторы написали в посте: «Правильное понимание процесса создания такого ресурса, как сообщество “Чтобы помнили” - это осознание процесса написания весьма непростых материалов как некоей весьма весомой части своей жизни, которая занимает не дни или месяцы - это просто смешные временные исчисления. На подбор контента уходят годы, и тема все равно остается неисчерпаема» [11].
Характеристики медиапамяти
Проведенный анализ позволил вычленить некоторые особенности мемориальных практик в цифровой среде.
1. Фотопамять. Она долгие годы служит живущим и способна передаваться дальше. Легкость создания современных фотоснимков (запись вербального свидетельства требует времени), их высокое качество и возможность последующей корректировки обусловили широкое применение фотосвидетельств в блогосфере. Многие страницы почти целиком состоят из фотографий с краткими комментариями. В качестве примера можно назвать ЖЖ-сообщества «Следы ушедшей эпохи. Призраки прошлого» (http://soviet-traces.livejournal. com), «Намедни: образы утраченного времени»
(http://namedm-60e-90e.livejournal.com), «Предметы детства» (http://ru-sovok-photo.livejournal.com) и др. Снимки позволяют почувствовать эпоху лучше, чем словесное описание. «Все-таки какие-то другие лица были у молодых людей в то время. С отпечатком раннего взросления и пройденных испытаний... Всегда вызывает удивление, что люди старшего поколения были и остаются более общительными и добрыми, умеют радоваться мелочам, стараются не унывать и верить в лучшее. И это несмотря на войны, репрессии, нищету послевоенного периода. Они сильнее нас.» [10].
Праздники, судьбоносные эпизоды, путешествия запечатлены на фото и выложены в блогах. Снимки -это отражение поступков, эмоций, слов, убеждений, любви и ненависти, мировоззрения, они не только несут смысловую и мемориальную нагрузку и выполняют познавательную функцию, но и сближают членов сетевых сообществ (особенно если это сообщества по
интересам), интенсифицируют диалог. «Ты - линза. Твой внутренний мир - линза. Фотоаппарата нет. Карточка - это отражение того, что творится у тебя в голове... Не получаются снимки “на заказ” или постановка. А получаются слишком поверхностные, интонационные, иррациональные, интуитивные. А может и не получаются... “Получается” - это когда совпадает с внутренним миром» [10]. «Как странно... Мы умрем, а наши фотографии останутся. И то, что мы написали, даже наш лепет в ЖЖ - будет какое-то время крутиться в ноосфере... Знать бы, что вспомнят о тебе, когда ты уйдешь... Иногда остается только улыбка на фото. И достаточно, чтобы кому-то стало хорошо от этой улыбки...» [Там же].
Авторы постов задумываются, как сохранить старые семейные фото: сканируют, хранят на рейд-винчестерах, гравируют на металлических пластинках, копируют файлы и раскладывают их по сетевым ресурсам друзей, родственников, разным интернет-сервисам. Хотя понимают, что никакой внешний носитель не гарантирует полной сохранности. «На следующее поколение - надежды мало. Оно сейчас занято другими делами и интересами. Но потом - когда спохватятся - не окажется ли, что все семейные фото, все документы -пропали. Главным залогом сохранения является осознание человеком важности самого этого факта. Раньше люди не имели ни компов, не знали, что такое сервер, диск или еще что-нибудь. Просто хранили, берегли то, что было, изо всех сил... Нужно сделать ставку на детей и объяснить им всю важность этого дела, полезного, прежде всего, им в будущем. Если этого не будет, то и металлография не поможет» [Там же]. Таким образом, проблема двуедина: необходимость сохранения памяти в социально-культурном смысле напрямую связана сегодня с чисто техническим аспектом - использованием электронных технологий.
Блогеры размышляют и о ментальных основаниях национально-русского отношения к памяти, проводят параллели с мемориальными практиками других народов и государств. Аргументами часто выступают опять же фотографии. «Мы... как дети стремимся найти в нашей истории идеальных героев... и через короткое время неизбежно разочаровываемся в этих кумирах. Свергаем их. И тут же кидаемся искать других. Вместо того, чтобы любить их со всеми недостатками. Точно так же, как мы любим своих родителей и дедов . Мы в последнее время настолько одурели от политики и поиска в нашей истории идеальных героев, развенчания вчерашних кумиров, что уже готовы эти разборки перенести и на оценки своих собственных родителей!» [Там же].
2. Доминирование семейной, личной памяти. Жанр family history в блогосфере получил широкое развитие и имеет большие перспективы. Память прошлого не может быть мелкой. Значение имеет все, что сохранилось. Именно обстоятельства частной жизни больше всего обсуждаются в дневниках. «Странная иная память» (http://roots-of-memory.livejournal.com), «Ларек воспоминаний» (http://vse-po-polkam.livejournal.com),
«Панк-мемуары» (http://punk-memoirs.livejournal.com) -примеры подобных частных свидетельств. Хотя в блогах немало и осмысления глобальных социальных пе-
ремен. Имеет значение чувство ответственности перед близкими, перед предками и потомками, не позволяющее исключить из повседневной жизни воспоминания и реликвии.
Медиасреда в ее интернет-преломлении позволила с легкостью донести до широкой аудитории события частной жизни и семейные предания. Успевшие при жизни порасспросить бабушек-дедушек обладатели старых фотографий выставляют их на своих страницах, сопровождая краткими пояснениями или развернутыми повествованиями. Об огромном интересе пользователей к подобным ресурсам свидетельствуют комментарии, общее число посетителей, результаты голосования, «перепосты» и др. Другое дело, что эти истории не являются стопроцентно правдивыми: человеческая память избирательна, да и старшее поколение не всегда хотело и могло донести до потомков истинную картину происходившего, оберегая младших от ненужных и опасных знаний. В этой связи память часто противопоставляют истории, но вместе с тем мемуарные свидетельства вызывают большой интерес. В блогосфере проходят и литературные конкурсы, «подогретые» этим интересом, например, конкурс воспоминаний о бабушках (http://dk-nat.livejournal.com/ 23824.html), рассказов о детстве (http://dk-nat.livejournal.com/36532. html). На пост конкурса о детстве было оставлено почти 400 комментариев, практически каждый содержал в себе небольшой рассказ. Некоторые произведения перевели в аудиоформат, наложили музыку, чтобы их можно было не только читать, но и слушать.
3. Демократизм и анонимность памяти. Сетевая среда позволяет участникам выступать в разных ролях, создавать разные образы, в том числе и памяти, делиться опытом, который сам считаешь ценным, и делать это исключительно приемлемым для тебя способом. Например, в сообществе ЖЖ «Мемуарная литература» (http://ru-memoires.livejournal.com) все желающие могут предлагать, рецензировать и обсуждать опубликованные произведения соответствующей тематики.
В результате тексты получаются, может быть, простые и безыскусные, но вместе с тем искренние и впечатляющие. Тому способствует и языковая свобода, широкое использование просторечных выражений («вытряхнуть из памяти», и т.д.) и сетевых жаргонизмов (твиттерианцы, блогерня, «поститесь вкусно», т.е. пишите интересные посты, и т.д.). Все это придает мемориальным высказываниям особый колорит. Конечно, здесь, как и везде, встает проблема психогигиены общения, когда на один комментарий «по существу» приходится много пустых и бессмысленных записей. Блогосфера замусорена спамом, троллями, ботами. Хватает и хамства. Мемориальные ресурсы в этом смысле особенно уязвимы: некорректные высказывания и тем более оскорбления могут навсегда лишить желания делиться своим прошлым. Хотя проблема в принципе решаема: комментарии должны иметь возможность оставлять только зарегистрированные по всем правилам пользователи. Искусственная закрытость, фейсконтроль аккредитации, модерация комментариев, плагин, который делает ссылки с комментариями невидимыми, также способны помочь.
Феномен блогосферы состоит в том, что за несколько лет сложилось инновационное информационное
пространство - независимое и сложно контролируемое. В нашем случае не является принципиальным, оставлены ли комментарии в блоге, на форуме или это сайт, предоставляющий возможность обратной связи. Сегодня многие web-ресурсы позволяют оставлять комментарии к материалу, статье и делать ссылку, даже новостные. Главное, что эти мемориальные медиатексты интерактивны: они не просто опубликованы, степень их взаимодействия с читателем и зрителем гораздо выше, чем у книги, газетно-журнальной статьи, телевизионной передачи. Комментарии - пульс блога, портала, сайта, наглядное доказательство жизни ресурса.
С одной стороны, мемориальные свидетельства часто «утоплены» в недрах «комментов» к посту, и их, помимо целевой аудитории блогов, мало кто способен увидеть. У книг, периодики, телевидения и других медиаисточников гораздо больший круг читателей-зрителей. С другой - память здесь мгновенно оживает, подпитывается новыми высказываниями, мнениями. В ЖЖ, например, приветствуются «многоуровневые» дискуссии (комментарии второго и далее уровней). В процессе написания комментариев переосмысливаются и структурируются многие идеи, рождаются интересные мысли. Одно свидетельство дополняет другое, в Сети остается что-то очень личное и ценное для каждого, это привлекает широкое внимание, складываются коллективные проекты. Оставленные комментарии обозначают идейное пространство их авторов и дают возможность узнать об их блогах и о них самих. Пользователи Сети, читающие пост автора и заинтересованные конкретной тематикой, реагируют на развернутый комментарий другого человека, переходят на его страницу в надежде найти еще какой-нибудь материал.
Мы не касаемся здесь темы комментариев в блогах как эффективного средства продвижения ресурсов (обратная ссылка). Так называемых стереотипных (неоригинальных) высказываний, используемых для «засвечивания» и оптимизации собственных web-страниц, здесь практически нет. Напротив, высказывания к мемориальным постам в массе своей логичны, развернуты, креативны, продолжают, а не повторяют тему, написаны «в тон» блога. Чувствуется, что людям есть что сказать, и мнение о посте действительно искреннее. Прагматические цели комментирования -повышение индекса цитируемости ресурса и привлечение дополнительных посетителей - на мемориальных «площадках», как правило, не преследуются. Но косвенным образом это все же происходит: «коммен-ты читают поисковики». Следовательно, сообщения находят новых адресатов, часть которых становится авторами мемориальных медиатекстов или их исследователями.
Таким образом, процессы коммуникации, каналы, формы, обеспечивающие аккумуляцию и трансляцию памяти (локальной и коллективной) в медиасреде, заслуживают сегодня самого пристального внимания. Значимость интерпретации и использования «сетевого материала», медиадокументов в историко-культурологических и социально-политических исследованиях не вызывает сомнения. Важно определить место данного типа информационных ресурсов в формировании единого и комплексного знания по наиболее дискуссионным, недостаточно изученным проблемам памяти, популяризировать сетевые мемориальные проекты и активно задействовать их в междисциплинарных исследованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во
Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.
2. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д : Книга, 2003. 319 с. ИЯЬ: http://onby.rU/inegodaevinformatizatsija/3/ (дата обращения:
27.06.2011).
3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Академ. проект, 2006. 448 с.
4. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1999. ИЯЬ: http://www.smi.ru/99/10/02/247081.html (дата обращения:
27.06.2011).
5. Челышева И.В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы // Медиафилософия / под ред. В.В. Савчука. СПб. : Изд-во
СПб. филос. о-ва, 2008. С. 325-329.
6. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д : Изд-во ЦВВР, 2001. 706 с.
7. Зайцева А. Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией // Неприкосновенный запас.
2010. № 4. иЯЬ: http://magazines.russ.rU/nz/2010/4/za4.html (дата обращения: 27.06.2011).
8. Блогосфера и традиционные СМИ-2010: сотрудничество или соперничество? Итоги года // Рамблер. Новости. 2010. 23 дек. ИЯЬ:
http://news.rambler.ru/8534009/ (дата обращения: 27.06.2011).
9. ИдлисЮ.Б. Рунет: сотворенные кумиры. Москва : Альпина нон-фикшн, 2010. 584 с.
10. Любовь к истории: блог Бориса Акунина. ИЯЬ: http://borisakunin.livejournal.com/ (дата обращения: 27.06.2011).
11. Чтобы помнили : блог. ИЯЬ: http://chtoby-pomnili.livejournal.com/ (дата обращения: 27.06.2011).
Статья представлена научной редакцией «Культурология» 21 июня 2012 г.