Научная статья на тему 'ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ-БЛОГЕР: ПРИєМНі САМОПРЕЗЕНТАЦИИ'

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ-БЛОГЕР: ПРИєМНі САМОПРЕЗЕНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
339
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ / БЛОГ / ЭГО-ТЕКСТ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА / ДНЕВНИКОВЫЙ ТЕКСТ / ТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / TATYANA TOLSTAYA / BLOG / EGO-TEXT / SELF-PRESENTATION / AUTOBIOGRAPHICAL PROSE / DIARY / CREATIVE STRATEGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Брызгалова Мария Денисовна

Татьяна Толстая писатель, понимающий и принимающий законы времени, в котором живет и творит. На смену эпохе литературоцентризма приходит эпоха визуализации, традиционная бумажная литература превращается в сетевую. Эта тенденция не обходит стороной и дневниковые тексты -они становятся основой для блогосферы. Блогер неотъемлемое творческое амплуа Татьяны Толстой в 2010-е гг. Блог писательницы, впервые возникший на платформе LiveJournal и затем перенесенный на платформу Facebook, изначально являлся способом самопрезентации, но со временем стал основой для поиска новой творческой стратегии разработки автобиографической прозы. Стилистика высказываний писательницы напрямую зависит от платформы. Тексты, размещенные в Живом Журнале, в большей степени ориентированы на литературность многие из них вошли в сборники, изданные в 2010-е гг. Посты в Facebook имеют другую тональность и стилистику высказывание становится более приземленным, ориентированным на реалии повседневной жизни. Блог, выполнив свою творческую функцию, вновь становится средством для общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tatyana Tolstaya, a Blogger: Ways of Self-Presentation

Tatyana Tolstaya is a writer who understands the rules of the times she lives in. Since the beginning of the 21st century, the epoch of literature centrism has been replaced by the epoch of visualization, the traditional paper version of literature becomes network-based, more free in writing and expansion. This tendency is not to shy away from diaries they become the basis of the blogosphere. Blogger is the inherent creative role of Tatyana Tolstaya in the 2010s. Her blog appeared in 2007 on the LiveJournal platform and then was transferred to Facebook. Initially, it was a way of self-presentation, but in the course of time it became the basis for a new creative strategy development a shift from the third to the first person in her prose. Blog on the LiveJournal platform was initially created for answering questions related to the show “The School for Scandal”. Themes of blog posts widen gradually -recipes, previews, everyday sketches, dreams, stories about the family and the past appear. In its few years of existing, texts of all genres (including everyday sketches) acquire a strongly pronounced artistic discourse The theme of “imperceptible worlds” first appeared in the blog; later it became one of the main themes of Tolstaya's new prose. “Imperceptible worlds” is an unreal space closely connected with the real world; in this space, meetings with the dead loved ones are possible, and animated things have their own fate. In 2014-5, Tatyana Tolstaya published a tetralogy in a traditional paper version. It had 4 books: Aestherial Worlds (2014), The Girl in Bloom (2015), The Invisible Maiden (2015), Felt Age (2015). The tetralogy was composed of Tolsataya's early prose, publicistic texts and autobiographical texts from her two blogs. For Tolstaya, her blogs become closely connected with offline art they fulfill functions of a writer's traditional paper diary. After publishing the tetralogy, Tolstaya entirely switches to Facebook. The genres and stylistics of her posts remain the same at first, but the writer gradually changes the style of her blogging. Tolstaya's Facebook is more edgy than LiveJournal, the writer speaks simply, in a rough style. The posts' themes are concrete, frequently invective; usually there is no turning away from the everyday to the existential. On Facebook, Tolstaya also has a dialogue with users, and her answers are often quite rude and sarcastic. From 2016 to 2017, Tolstaya also has a blog as part of the project Insider.Moscow (it is a restaurant guide that publishes objective reviews of eating places in Moscow). The project encourages a free style of writing, and Tolstaya makes an extensive use of it. Formulating her own worldview in the blog posts, Tolstaya creates the new poetics of her prose. After performing its function, the blog loses its focus on artistic discourse and becomes an instrument of communication. An autobiographical character is substituted by the writer Tatyana Tolstaya, who speaks her mind and shares her perception of contemporary life with users.

Текст научной работы на тему «ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ-БЛОГЕР: ПРИєМНі САМОПРЕЗЕНТАЦИИ»

ВОПРОСЫ КНИГОИЗДАНИЯ

УДК 82-94

Б01: 10.17223/23062061/20/8

М.Д. Брызгалова

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ-БЛОГЕР: ПРИЕМЫ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация. Татьяна Толстая - писатель, понимающий и принимающий законы времени, в котором живет и творит. На смену эпохе литературоцентризма приходит эпоха визуализации, традиционная бумажная литература превращается в сетевую. Эта тенденция не обходит стороной и дневниковые тексты -они становятся основой для блогосферы. Блогер - неотъемлемое творческое амплуа Татьяны Толстой в 2010-е гг. Блог писательницы, впервые возникший на платформе LiveJournal и затем перенесенный на платформу ЕаееЬоок, изначально являлся способом самопрезентации, но со временем стал основой для поиска новой творческой стратегии - разработки автобиографической прозы. Стилистика высказываний писательницы напрямую зависит от платформы. Тексты, размещенные в Живом Журнале, в большей степени ориентированы на литературность - многие из них вошли в сборники, изданные в 2010-е гг. Посты в ЕаееЬоок имеют другую тональность и стилистику - высказывание становится более приземленным, ориентированным на реалии повседневной жизни. Блог, выполнив свою творческую функцию, вновь становится средством для общения. Ключевые слова: Татьяна Толстая, блог, эго-текст, самопрезентация, автобиографическая проза, дневниковый текст, творческая стратегия.

Татьяна Толстая - автор, ориентирующийся на русскую классическую литературу, но при этом пробующий себя в современном медиапространстве.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. ознаменовался преобладанием визуального над вербальным, на смену эпохе литературоцентризма приходит эпоха визуализации; культурное поле начинает зависеть от технологии массовых коммуникаций [1. С. 42], меняются способы существования и вербальных текстов [2. С. 184], «бумажного»

существования литературы. Писателю приходится искать новые стратегии и тактики как для «продвижения» своих текстов, так и для творческого процесса.

Татьяна Толстая приняла необходимость изменений творческого поведения, пробовала разные амплуа в дополнение к основному -писатель: так, она становится телеведущей в программе «Школа злословия», выходившей с 2002 по 2014 г., где словесный поединок (драматургический принцип действия «здесь и сейчас») с интервьюируемым совмещает диалог и писательское расследование, что расширяет возможности авторской публицистики, в которой проявила себя писательница в начале 2000-х гг. (сборники «День» (2001), «Изюм» (2003)). Наконец, в 2007 г. Татьяна Толстая начинает вести блог, сохраняя «скриптизацию» жизни в формах нового бытования текста.

В начале XXI в. Интернет становится неотъемлемой частью жизни, в том числе и писательской. Он стимулирует разные направления творческих поисков, в том числе и «тяготение к новой природе художественного текста, отличного по поэтике от текста «бумажного» [3. С. 136]. Литература всех жанров превращается в сетевую - более свободную как по форме написания, так и по форме распространения. Граница между писателем и читателем оказывается стертой - во-первых, само письмо и реакция на него становятся практически синхронными событиями; во-вторых, каждый пользователь получает возможность свободно публиковать свои тексты, становясь писателем с собственной аудиторией.

Тенденция превращения традиционной бумажной литературы в сетевую не обходит стороной и дневниковые тексты (М. Михеев предлагает для них термин «эго-текст»), ставшие основой для бло-госферы. Блоги сохраняют многие признаки дневникового текста -они ориентированы на реальные события в жизни конкретного человека, пишутся им самим, текст «нарезан» датированными отрывками и не является завершенным: всегда существует возможность возвращения к нему и внесения необходимых поправок [4]. Однако важный признак дневника - записи для личного пользования, обращение написанного текста к самому себе. А. Зализняк, впрочем,

называет первым и главным признаком дневника наличие двух адресатов - непосредственно автора и потенциального (косвенного) адресата, который когда-нибудь сможет прочитать написанный автором текст [5. С. 167]. В формате блога оба этих признака нарушены: интернет-дневник изначально пишется для аудитории и рассчитан на синхронное прочтение. В связи с этим изменяются и признаки дневникового текста. Помимо фиксации реальных событий своей жизни, автор блога пишет обо всем, что кажется ему важным и интересным аудитории, более того, личные события перестают быть главным предметом анализа или фиксации. Автор вправе свободно вспоминать о том, что произошло несколько лет назад.

В 2007 г. Татьяна Толстая регистрируется сразу на двух платформах - LiveJoumal [6] и Facebook [7]. К этому времени, как пишет С. Костырко, явление русской сетевой литературы успело окончательно сформироваться и прийти к своему логическому завершению. Литературный Интернет, существовавший на тот момент, стал «просто частью литературной жизни, которая уже не делит себя на онлайновую и офлайновую. Она едина» [8].

Этим сложившимся единством обусловлено появление большого количества писательских блогов, показывающих особенности развития современной литературы в режиме онлайн: «на уровне писательского поведения, в сфере производства текста, в открытой читательской реакции» [9. С. 104]. По мнению Г. Тульчинского, писательские блоги также можно назвать осуществлением проектов самих себя, одна из их главных функций - самопрезентация автора [10. С. 63].

Существуя в пространстве литературного Интернета, писатели не отказываются от классического способа работы над текстом и его последующего издания в бумажном варианте. Такую творческую стратегию выбирают многие - в том числе Евгений Гриш-ковец, Борис Акунин, Вера Полозкова, Захар Прилепин, Слава Сэ и др.

М. Михеев разделяет дневники на профессиональные и непрофессиональные: авторами первых являются писатели, поэты, публицисты, филологи и все, кто создает литературу или ее исследует.

Авторы второй группы дневников - люди, с литературой не связанные. Профессиональные дневники либо служат вспомогательным материалом для дальнейшей работы (как, к примеру, рабочие тетради Достоевского или записные книжки Чехова), либо отделены от всего остального творчества [4]. Основное их отличие от непрофессиональных дневниковых текстов - ориентация на художественный статус. Безусловно, не все записи в дневнике (как бумажном, так и электронном) будут являться художественными текстами, но вместе с тем элементы художественности обязательно будут присутствовать.

Татьяне Толстой ведение блога позволяет разработать новую творческую стратегию - переход от третьего лица к первому в собственном письме, изображение мира в художественном эго-тексте. Посты в блоге Татьяны Толстой (как рассказы и публицистические тексты) образны и интертекстуальны (постоянны отсылки к разным культурным кодам), а также сохраняют индивидуальную (узнаваемую) стилистику. Они становятся эскизами, пробой лексической модальности в будущих художественных текстах.

До 2014 г. основной платформой Татьяны Толстой для создания новых текстов являлся Живой Журнал (изначально воспринимавшийся в России как «игровая площадка интеллектуалов» [11. С. 110]) с ником <йапуапЪ>. Существовавшая в тот же период страница на Фейсбуке служила для иных целей - писательница выкладывала туда фотографии, регулярные поздравления с праздниками, короткие обращения к читателям и анонсы мероприятий, а также оставляла ссылки на посты в Живом Журнале (время от времени -дублировала полные варианты текстов).

В первой записи от 15 декабря 2007 г. Татьяна Толстая кратко отвечает на возможные вопросы читателей, формулируя собственные правила ведения блога: «Я оставляю за собой право:

- писать с ошибками;

- нарушать все правила грамматики по собственному капризу;

- материться.

Я не эталон, не Розенталь, не камертон. Просьба на это не рассчитывать; я предупредила» [6].

Тон, заданный будущему блогу, ясен - Татьяна Толстая оставляет за собой право писать все, что ей вздумается, не предоставляя доказательств, не спрашивая ничьего совета (не называя имен тех, кто «представляется ей отвратительным», это обговаривается особо). Читателю дозволено задавать любые вопросы, она же оставляет за собой право их игнорировать. В следующей записи, от 17 декабря, писательница заявляет, что не будет вести дневник, потому что потребности в высказывании у нее нет, и блог заведен только для ответов на вопросы, связанные с телепередачей «Школа Злословия». Несмотря на это, в феврале 2008 г. в блоге появляется новая рубрика - рецепты; из них Татьяна Толстая намерена собрать кулинарную книгу и потому просит читателей оставлять собственные лучшие рецепты в комментариях. В марте того же года появляются размышления о народной ментальности. В мае - первые высказывания, близкие к художественному эго-тексту; к примеру, запись о том, что дома традиционного голубого цвета в критских деревнях бесследно исчезают, их перекрашивают в «туристический» светло-желтый - он веселее и приятнее для глаз.

Этот пост - первый, где писательница рассказывает историю из собственной жизни, хотя Я-высказывание появляется здесь только в виде оценочной фразы «горе мне». Текст маскируется под публицистический, но прочитывается как дневниковый, прежде всего из-за доверительной интонации. В этом же посте формулируется одна из магистральных тем новой прозы - прошлое, которое безжалостно сносят, перестраивают, меняют, красят в другой цвет, уничтожая этим саму жизнь.

Остается только догадываться, была ли направлена заявленная вначале схема ведения блога на то, чтобы ввести читателя в заблуждение, или сама Татьяна Толстая отказалась от своей концепции сетевого общения, постепенно добавляя новые жанры и темы (от интервью до зарисовок повседневных событий), вводя автобиографические высказывания.

В следующие несколько лет записи в блоге публиковались с определенной частотой (обычно от 4 до 8 постов в месяц). Чаще всего это были отклики на общественные события (от митингов до

выхода новой кулинарной книги Юлии Высоцкой), бытовые зарисовки, а также истории о прошлом (в том числе о семье), остаются и кулинарные рецепты. В постах, вне зависимости от тематики и жанра, Толстая предельно категорична и иронична. Она использует право не считаться с читателями и их мнениями, хотя иногда целенаправленно просит совета по тому или иному вопросу. На комментарии к постам в Живом Журнале отвечает редко, выборочно и мягко (очевидно, если речь идет о не-виртуальных знакомых, тоже существующих в блогосфере). Она любит и умеет вести провокативную игру с горизонтом читательских ожиданий: к примеру, в посте с заголовком «Свинина с ананасами и имбирем в кисло-сладком соусе» вместо ожидаемого рецепта оказывается краткая запись о кулинарной неудаче: «Купила вок, свинину, ананас, имбирь, соевый соус. Приготовила. Получилось отвратительно. Выбросила: свинину, ананас, имбирь, соевый соус. Завтра схожу к помойным бакам и выброшу вок» [6].

Вместе с тем писательница время от времени позволяет себе делиться с читателями событиями собственной жизни, не относящимися к бытовой сфере, например снами. Сны - традиционная составляющая обыкновенного дневника (существуют дневники сновидений), которая в блоге получает комическую окраску. В одном из снов (запись от 17 января 2009 г.) происходит узнаваемая ситуация: Толстая садится в такси, проезжает сто метров, после чего таксист останавливается и называет цену поездки - двести евро. Дальнейшее предсказуемо: «Это за сто метров-то. Расстроилась. А что делать. Двумя пальцами ухватила купюру и медленно так, неохотно тяну из кошелька. И тут начала просыпаться. Чувствую, как просыпаюсь - и тут же осенило, что, значит, можно не платить! Уходим отсюда! И быстренько запихнула деньги назад в кошелек - и с торжествующим чувством проснулась» [6]. Существуют сны, не столь ситуативные, сны о прошлом, об ушедших близких, о любви, об иных мирах. Они появляются в блоге позже, в 2013-2015 гг., когда многие записи начинают выходить за рамки общепринятого дневникового текста и становятся автобиографической прозой. Личность самого автора при этом замещает автобиографическая героиня.

Зарисовки, которые размещает Татьяна Толстая в этот период, обладают сугубо бытовой тематикой и направленностью, но при этом обретают ярко выраженный художественный дискурс. Здесь впервые появляется лейтмотив «легких миров», магистральный в новой прозе Татьяны Толстой. «Легкие миры» - это необъяснимые пространства, которые тесно соседствуют с реальным миром, где возможно все, в том числе и встречи с умершими; оттуда человеку, хрупкому и смертному, дается возможность творить. Вещи в этих мирах одушевлены - они живут самостоятельно, и судьба их зачастую так же сложна, как человеческая.

В постах Татьяна Толстая часто придумывает для вещи какую-нибудь историю, отталкиваясь от событий реальной жизни. У нее есть несчастливая кофточка, притягивающая к себе красное вино, прочие трудно отстирываемые вещи; есть счастливый и почти бессмертный свитер; есть холодильник, который питает лютую ненависть к огурцам и бульону; есть стиральная машина, которая способна любить, и многое другое. Обыкновенные бытовые проблемы (к примеру, пропажа носков при стирке) являются прямым доказательством несимметричности мира - вещи приходят в него (или уходят) по законам, никому не известным, но точно существующим: «А пока я хочу сказать вот что: если вещи исчезают НЕИЗВЕСТНО КУДА, то где-то есть то место "НЕИЗВЕСТНО ГДЕ", и там они все лежат, сваленные грудой или разложенные по полочкам, мы не знаем. Может быть, тот мир совсем как наш, но миниатюрный, весь поместится в ореховой скорлупе, in a nutshell. Или там все вещи сильно вытянуты в длину. Или скручены в рулоны» [6]. В одном из постов писательница обещает подробно описать свою концепцию мира (точнее, связи мира реального с «легкими мирами»), но так и не делает этого - возможно, понимая, что любое объяснение мироустройства обернется неудачей.

Ярко выраженную художественность обретают также записи других жанров, в том числе и кулинарные рецепты, например мифологизированная история апельсиновой кожуры, брошенной в миску с неудавшимся безе: наутро обнаружилось, что безе пре-

вратилось в нежнейшие апельсиновые меренги (разумеется, после этого приготовить их больше не удалось ни разу).

Травелоги становятся не просто дневником путешествий с фотографиями. В первые годы в блоге Татьяна Толстая активно выкладывала фотоотчеты из Америки, Франции, с Крита, потом это стало для нее не столь важным. Обретает значение не факт пребывания где-то, но возможный сюжет для рассказа. Как правило, в новой прозе он связан с темой двоемирия - существуют реальное географическое пространство и некие миры, необъяснимо влияющие на события, которые происходят в этом пространстве. Особенно отчетливо это видно в постах, где писательница рассказывает о поездках во Францию. В одном из текстов проговаривается, что Париж для нее помечен каким-то особым маркером, именно там «незримые темные силы злобно бросаются ко мне, чтобы напакостить необычным, изощренным способом» [6]. Идея взаимодействия с незримой силой становится основополагающей не только для текстов о Париже и не только для травелогов, но для всех текстов блога - в каждом конкретном случае эта сила разная. Реальный мир меняет свой привычный облик на другой, обретает невидимую подкладку. Вокруг очень много вещей и событий, которые никак нельзя объяснить, и Толстая уверена, что этого делать не надо; их можно принять как данность, а необъяснимую основу сделать частью мировосприятия.

Еще одна из главных функций записей в блоге - фиксация образов памяти. Для нее важно сохранить память о своей семье, память об эпохе, о местах, где она провела детство и юность, наконец, о культурном наследии прошлого, которое активно пытаются перестроить и забыть. В обоих блогах появляются посты (особенно много их на Фейсбуке), снабженные фотографиями, и Толстая рассказывает эпизод из семейной истории, воспоминает детство, ностальгирует по тому Ленинграду (или Петербургу - писательница использует оба названия), в котором провела первую часть жизни.

По мнению Г. Агеевой, автобиографические медиатексты имеют большой успех у аудитории, поскольку отвечают потребностям изучать прошлое, сравнивать чужой опыт со своим собственным.

Наибольший интерес при этом вызывают блоги не обыкновенных, рядовых пользователей, а именно творческих личностей - писателей и интеллектуалов. Они умеют привлекать внимание и к своей деятельности, и к необходимости сохранения памяти, а для этого активно «задействуют мемориальные практики: рассказывают случаи из жизни, размещают старые фотографии и др.» [12. С. 71]. Подобные посты в блогах Татьяны Толстой получают широкий резонанс - пользователи активно комментируют их, делятся собственным жизненным опытом и семейными историями, зачастую развернутыми и подробными.

С 2014 г. Татьяна Толстая активно размещает посты не только в Живом Журнале, но и на Фейсбуке. Около двух лет посты регулярно появляются на обеих платформах. В 2014-2015 гг. писательница публикует в традиционном бумажном формате тетралогию - сборники «Легкие миры» (2014), «Девушка в цвету» (2015), «Невидимая дева» (2015), «Войлочный век» (2015). Тетралогия составлена из ранней прозы, публицистических текстов, а также из автобиографических текстов обоих блогов. Таким образом, интернет-дневник для Татьяны Толстой («не столько интерактивного, сколько традиционного писателя» [13. С. 203]) связан с внесетевой формой творчества, выполняя назначение «лаборатории художественных решений» [14. С. 133], как бумажный дневник писателя. Тексты блога появляются в тетралогии почти без изменений - они утрачивают указание на конкретное время публикации и получают заголовок (в блоге далеко не все посты имели название), становясь художественной прозой и по форме, и по стилистике, и по оформлению.

Изданную тетралогию с внутренним сюжетом, единой автобиографической героиней можно интерпретировать как целостное воплощение личного мироустройства в сочетании разных жанров и текстов, принадлежащих к разным периодам творчества.

С 2016 г., после публикации тетралогии, Татьяна Толстая полностью переходит на Фейсбук. Жанровая принадлежность и художественная стилистика записей поначалу остаются прежними: преобладают автобиографические тексты с теми же лейтмотивами памяти, времени, «легких миров». Так, в записи от 10 августа 2016 г.

писательница рассказывает историю из реальной жизни, сопряженную с проявлением мистического мира. Семья героини снимает на время отпуска квартиру в Париже; там много пуфиков разных цветов и форм, и хозяева квартиры оставляют загадочный запрет не садиться, не становиться и не прыгать на сером кубе. Найти серый куб никто не может, и героиня задается вопросом: «Возможно ли, что в каждом чужом пространстве, в его сердцевине, - в чужой душе, например, - всегда расположен серый куб, на который нельзя садиться, залезать, и, конечно уж, не надо толкать его, топтать и прыгать? А на зеленом и круглом - прыгай на здоровье» [7]. Текст, написанный после выхода тетралогии, продолжает дискурс прежних постов и, судя по комментариям, воспринимается аудиторией столь же активно.

Однако постепенно Толстая возвращается к первоначальному стилю ведения блога на Фейсбуке: посты появляются гораздо чаще, чем в Живом Журнале, но становятся короче; помимо текстов писательница активно выкладывает фотографии (продолжая тему сохранения памяти), делится ссылками, задает вопросы читателям, а также делает репосты собственных текстов, написанных за последние несколько лет, при помощи приложения «Воспоминания». В последнем реализуется возможность взаимодействия автора с дневниковым текстом: эго-тексты перечитываются для сравнения себя в прошлом с собой в настоящем, могут либо переписываться заново, либо комментироваться «обновленным» и умудренным жизнью автором. Татьяна Толстая пользуется этой функцией дневникового текста достаточно редко, несмотря на то что приложение «Воспоминания» позволяет комментировать собственный текст при репосте. Как правило, писательница репостит тексты без комментариев - просто с целью сохранения памяти, не желая сравнивать и анализировать изменения (или публиковать их для широкой аудитории).

По сравнению с Живым Журналом Фейсбук Татьяны Толстой намного провокативнее - писательница говорит более открыто, более сжато и куда более жестко. Темы записей в этом блоге конкретные, откровенно инвективные; в преобладающем большинстве

они посвящены актуальным социальным проблемам или повседневным реалиям (уход от бытового к бытийному в них или отсутствует, или не так силен). В отличие от Живого Журнала, где Татьяна Толстая очень редко отвечала на комментарии пользователей, на Фейсбуке возникает диалог, и, как правило, ответы писательницы резки и саркастичны. Возможна не только дискуссия со знакомыми уже пользователями - зачастую Толстая отвечает первым, кто откомментировал пост, или тем, чьи комментарии ее заинтересовали. Иногда писательница специально провоцирует комментаторов - так, в записи от 24 декабря 2018 г. она открыто призывает устроить оживленную дискуссию с выяснением отношений по поводу рецепта салата оливье: «Я тут приклею свой старый пост (2011) из ЖЖ про оливье. Вы поймете, что я права, а все другие и остальные неправы! И, конечно, взаимные оскорбления и разрыв отношений вплоть до бана приветствуются» [7]. В комментариях пользователи критикуют нестандартный рецепт Татьяны Толстой и предлагают свои варианты; писательница продолжает провоцировать их и там, время от времени оставляя комментарии, что она просила не постных рассуждений, а бурной дискуссии с оскорблениями и использованием нецензурной лексики.

В конце 2016 г. у писательницы появляется еще один блог в рамках проекта Insider.Moscow, который был запущен как ресторанный гид, публикующий анонимные и исключительно правдивые рецензии на различные московские заведения. Спустя какое-то время редакция решила отказаться от анонимности, пригласив участвовать в проекте «лучших авторов, литераторов и профессиональных знатоков ресторанного мира» [15]. Татьяна Толстая, любящая и умеющая вкусно готовить, стала идеальной кандидатурой.

Тексты для блога Insider.Moscow сочетают в себе саркастичную публицистическую манеру письма, конкретную информацию о ценах, замечания о качестве обслуживания. Проект, предполагающий правдивый отзыв о ресторане, поощряет свободную манеру письма, и Татьяна Толстая активно ею пользуется. Наиболее ин-вективный текст посвящен ресторану Ruski, основная концепция которого - восстановление исконной русской культуры, истории и

кухни. Толстая выступает за идею сохранения культурных традиций, но только в том случае, если это делается со вкусом. Ресторан Ruski, аляповатый, вычурный, становится объектом насмешек: «Неужели он (автор меню) допустил, чтобы в пресс-релизе писали: "Печь хороша настолько, что в ней даже пекут хлеб". Даже хлеб! Во как! Не может быть! Нет! Хлеб?! Благодаря уникальности этого необыкновенного русского устройства, - узнаем мы дальше, - в этом хлебе снаружи образуется корочка!» [15]. Блог на сайте Insider.Moscow существовал в активном режиме год и с тех пор не обновлялся -возможно, Толстая утратила интерес к проекту.

Таким образом, блоги для Татьяны Толстой не только выполняют утилитарную функцию, но и способствуют поиску новой творческой стратегии, разработке автобиографической прозы. В период, когда велись блоги, характерна самопрезентация Татьяны Толстой как «отдельного и надменного» автора, не считающегося ни с чьим мнением; человека «без нервной системы», бессердечного и ироничного, имеющего собственную мифологию и представление о мире. Эта мифология иррациональна и не соответствует обывательским представлениям. Реальность в ней связана с «легкими мирами», прошлое - с настоящим, повседневное - с вечным. Формулируя свое мироощущение и мироотношение в текстах блога, переходя от третьего лица к первому, Татьяна Толстая создает новую поэтику своей прозы. Блог, выполнив свою функцию, теряет ориентированность на художественный дискурс, становясь средством для общения. Автобиографическая героиня «заменяется» писательницей Татьяной Толстой, которая открыто высказывает собственное мнение и делится с пользователями своим восприятием современной жизни и оценкой ее повседневных реалий.

Литература

1. Черняк М.А. Литература эпохи Web 2.0 // Universum: Вестник Герценовско-го университета. 2011. № 4. С. 41-48.

2. Шартье Е. Читатель в постоянно меняющемся мире // Иностранная литература. 2009. № 7. С. 184-191.

3. Абашева М.П., Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике и авторская идентичность. Пермь, 2013. 168 с.

4. Михеев М. Дневник в России XIX-XX века: эго-текст или пред-текст. URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/research/miheev/kniga.htm (дата обращения: 28.11.2018).

5. Зализняк А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. 2010. № 106. С. 162-180.

6. Толстая Т. tanyant. URL: https://tanyant.livejournal.com (дата обращения: 28.11.2018).

7. Татьяна Н. Толстая. URL: https://www.facebook.com/ TatyanaTolstaya (дата обращения: 28.11.2018).

8. Костырко С. Русский литературный интернет: начало // Новый журнал, 2011. № 263. URL: http://magazines.russ.ru/nj/2011/263/ko22.html (дата обращения: 25.11.2018).

9. Абашева М.П., Максимова Т.О. Блог-литература как феномен: опыты Евгения Гришковца // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2017. № 4. С. 103-112.

10. Тульчинский Г. Жизнь как проект // Знамя. 2012. № 1. С. 62-76.

11. Control + Shift: публичное и личное в русском Интернете : сб. ст. / под ред. Н. Конрадовой, Э. Шмидт и К. Тойбинер. М. : Новое литературное обозрение, 2009. 336 с.

12. Агеева Г.М. Медиатизация памяти: мемуарные свидетельства в блогах и социальных сетях // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 363. С. 68-74.

13. Снигирева Т.А., Снигирев А.В. Борис Акунин. «Любовь к истории: между книгой и блогом» // Уральский филологический вестник. 2013. № 2. С. 198-206.

14. Житенев А.А. «Проза поэта» в контексте медиакультуры: блог как художественный феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 132-136.

15. Толстая Т. Первое, второе и компот. URL: http://insider.moscow/blogs#12 (дата обращения: 28.11.2018).

Tatyana Tolstaya, a Blogger: Ways of Self-Presentation

Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing, 2019, 20, рр. 107-121. DOI: 10.17223/23062061/20/8

Maria D. Bryzgalova, Russian State Institute of Performing Arts (Saint Petersburg, Russian Federation). E-mail: maria.bryzgalova27@gmail.com

Keywords: Tatyana Tolstaya, blog, ego-text, self-presentation, autobiographical prose, diary, creative strategy.

Tatyana Tolstaya is a writer who understands the rules of the times she lives in. Since the beginning of the 21st century, the epoch of literature centrism has been replaced by the epoch of visualization, the traditional paper version of literature becomes network-based, more free in writing and expansion. This tendency is not to shy away from diaries - they become the basis of the blogosphere.

Blogger is the inherent creative role of Tatyana Tolstaya in the 2010s. Her blog appeared in 2007 on the LiveJournal platform and then was transferred to Facebook. Initially, it was a way of self-presentation, but in the course of time it became the basis for a new creative strategy development - a shift from the third to the first person in her prose.

Blog on the LiveJournal platform was initially created for answering questions related to the show "The School for Scandal". Themes of blog posts widen gradually -recipes, previews, everyday sketches, dreams, stories about the family and the past appear. In its few years of existing, texts of all genres (including everyday sketches) acquire a strongly pronounced artistic discourse The theme of "imperceptible worlds" first appeared in the blog; later it became one of the main themes of Tolstaya's new prose. "Imperceptible worlds" is an unreal space closely connected with the real world; in this space, meetings with the dead loved ones are possible, and animated things have their own fate.

In 2014-5, Tatyana Tolstaya published a tetralogy in a traditional paper version. It had 4 books: Aestherial Worlds (2014), The Girl in Bloom (2015), The Invisible Maiden (2015), Felt Age (2015). The tetralogy was composed of Tolsataya's early prose, publicistic texts and autobiographical texts from her two blogs. For Tolstaya, her blogs become closely connected with offline art - they fulfill functions of a writer's traditional paper diary.

After publishing the tetralogy, Tolstaya entirely switches to Facebook. The genres and stylistics of her posts remain the same at first, but the writer gradually changes the style of her blogging. Tolstaya's Facebook is more edgy than LiveJournal, the writer speaks simply, in a rough style. The posts' themes are concrete, frequently invective; usually there is no turning away from the everyday to the existential. On Facebook, Tolstaya also has a dialogue with users, and her answers are often quite rude and sarcastic.

From 2016 to 2017, Tolstaya also has a blog as part of the project Insider.Moscow (it is a restaurant guide that publishes objective reviews of eating places in Moscow). The project encourages a free style of writing, and Tolstaya makes an extensive use of it.

Formulating her own worldview in the blog posts, Tolstaya creates the new poetics of her prose. After performing its function, the blog loses its focus on artistic discourse and becomes an instrument of communication. An autobiographical character is substituted by the writer Tatyana Tolstaya, who speaks her mind and shares her perception of contemporary life with users.

References

1. Chernyak, M.A. (2011) Literatura epokhi Web 2.0 [Literature of the Web 2.0 era]. Universum: Vestnik Gertsenovskogo universiteta - UNIVERSUM: Bulletin of the Herzen University. 4. pp. 41-48.

2. Chartier, E. (2009) Chitatel' v postoyanno menyayushchemsya mire [The Reader in an Ever-Changing World]. Inostrannaya literatura. 7. pp. 184-191.

3. Abasheva, M.P. & Kataev, F.A. (2013) Russkaya proza v epokhu Interneta: transformatsii v poetike i avtorskaya identichnost' [Russian prose in the Internet era:

transformations in poetics and author's identity]. Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University.

4. Mikheev, M. (n.d.) Dnevnik v RossiiXIX-XX veka: ego-tekst ilipred-tekst [Diary in Russia of the 19th - 20th centuries: ego-text or pre-text]. [Online] Available from: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/research/miheev/kniga.htm. (Accessed: 28th November 2018).

5. Zaliznyak, A. (2010) Dnevnik: k opredeleniyu zhanra [Diary: On the definition of a genre]. Novoe literaturnoe obozrenie. 106. pp. 162-180.

6. Tolstaya, T. (n.d.) tanyant [tanyant]. [Online] Available from: https://tanyant. livejournal.com. (Accessed: 28th November 2018).

7. Facebook.com. (n.d.) Tat'yana N. Tolstaya [Tatyana N. Tolstaya]. [Online] Available from: https://www.facebook.com/ TatyanaTolstaya. (Accessed: 28th November 2018).

8. Kostyrko, S. (2011) Russkiy literaturnyy internet: nachalo [Russian literary Internet: the beginning]. Novyy zhurnal. 263. [Online] Available from: http://magazines.russ.ru/nj/2011/263/ko22.html. (Accessed: 25th November 2018).

9. Abasheva, M.P. & Maksimova, T.O. (2017) Blog literature as a phenomenon: the experience of Evgeny Gryshkovets. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya - Perm University Herald. Russian and Foreign Philology. 4. pp. 103-112. (In Russian). DOI: 10.17072/2037-6681-2017-4-103-112

10. Tulchinskiy, G. (2012) Zhizn' kak proekt [Life as a project]. Znamya. 1. pp. 62-76.

11. Konradova, N., Shmidt, E. & Toybiner, K. (2009) Control + Shift: Publichnoe i lichnoe v russkom internete [Control + Shift: Public and Private in the Russian Internet]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

12. Ageeva, G.M. (2012) Mediatization of memory: memoirs features in blogs and social networks. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 363. pp. 68-74. (In Russian).

13. Snigireva, T.A. & Snigirev, A.V. (2013) Boris Akunin. "Lyubov' k istorii: mezhdu knigoy i blogom" [Boris Akunin. "The love of history: between a book and a blog"]. Ural'skiy filologicheskiy vestnik - Ural Journal of Philology. 2. pp. 198-206.

14. Zhitenev, A.A. (2011) Prose of a poet in the context of media culture: blog as the artistic phenomenon. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity. 10. pp. 132-136. (In Russian).

15. Tolstaya, T. (n.d.) Pervoe, vtoroe i kompot [First course, second course and compote]. [Online] Available from: http://insider.moscow/blogs#12. (Accessed: 28th November 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.