ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 1. С. 222-225.
УДК 070
О.С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова
НОВЫЕ МЕДИА: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)*
Представлен аналитический обзор литературы, посвященной рассмотрению понятия «новые медиа». Предпринята попытка проследить эволюцию данного понятия. Интернет-сервисы социальных сетей рассматриваются исследователями как новый тип средств массовой информации.
Ключевые слова: медиа, журналистика, новые медиа, блог, интернет-сервисы социальных сетей.
Понятие «новые медиа» находится в фокусе внимания исследователей уже второе десятилетие. Однако само определение новых медиа до сих пор остается размытым, нечетким. Проследим эволюцию данного понятия.
Точкой отсчета новой эры журналистики можно считать 19 апреля 1995 г., когда в результате террористического акта в г. Оклахома журналисты стали активно помещать все имеющиеся у них сведения в Интернете. По сути, Интернет в одночасье превратился из простого хранилища информации в довольно сильного конкурента телевидения. Таким образом, понятие «новые медиа» (New media) стало использоваться, чтобы отличать традиционные СМИ (телевидение, радио и прессу) от сети Интернет.
Изучение Интернета неразрывно связано с изучением информационного общества и его характеристик. Теоретическое обоснование трансформаций, происходящих в современном обществе и связанных с переходом к новой парадигме общественного развития, отражено в трудах М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера [1] и др. Социологи, философы и коммуникативисты признают за информацией главенствующую роль в современных социальных процессах и в развитии индустрии.
Основные черты информационного общества - структурообразующая роль информации, сетеобразная, мозаичная структура общества, преобладание горизонтальных общественных связей, конвергенция средств связи, децентрализация СМИ и бурное развитие электронных средств связи [2, с. 65].
Однако не все так просто. В XXI в. понятие «новые медиа» претерпело ряд изменений, которые привели к его содержательной модификации. В конце XX в. термин «новые медиа» стал использоваться для обозначения альтернативных традиционным СМИ (пресса, радио и телевидение) интерактивных электронных изданий. Вопросы формирования новых интерактивных медиа наиболее полно отражены в англоязычных трудах прошлого десятилетия, послуживших платформой для современных теорий новых медиа [3].
Осмысление Интернета как коммуникационной среды особого рода происходит и в России. Отечественное информационно-коммуникативное пространство становится объектом изучения для таких ученых, как Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, А.И. Акопов. Так, в учебном пособии под редакцией Я.Н. Засурского [4] впервые Интернет включается в систему СМИ. Представлены и исследования, анализирующие ключевые особенности Интернета как новой коммуникативной среды [5]. Е.Л. Вартанова условно употребляет такие понятия, как «Интернет» и «новые медиа» в качестве синонимов. Данное понятие отражает процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций [6].
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов», проект № 14-04-00487/14.
© О.С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова, 2015
Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор)
223
Существует ряд работ, в которых анализируются особенности интернет-СМИ как новых масс-медиа [7].
В рамках такого подхода новые медиа понимаются как все виды традиционных медиа, содержание которых преобразовано в цифровую форму и может быть потенциально представлено в сети Интернет. Именно поэтому на сегодняшний день другими распространенными синонимами к понятию «новые медиа» являются термины «онлайн-медиа» и «сетевые медиа», связанные с представлением медиапродукта в оцифрованном виде непосредственно («в прямом вещании») в сети Интернет [8].
Достаточно хорошо изученными являются различные аспекты интернет-журналистики - от лингвистического до социокультурного, о чем свидетельствуют работы таких авторов, как А.И. Акопов, Е.Л. Вартанова, М. Деузе, И.И. Засурский, А.А. Калмыков, В. Кассиди, Л.А. Коханова, М.М. Лукина,
И.Д. Фомичева и др. В этих исследованиях предметом научного интереса являются преимущественно конвергентные формы журналистики, основанные на соединении различных коммуникативных средств и каналов, а также использование традиционными СМИ интернет-ресурсов в качестве размещения журналистского контента.
Но за последние десять лет «Интернет успешно эволюционировала из среды технологических возможностей в среду возможностей иного, более широкого порядка» [8].
Современное состояние глобальной сети Интернет представляет собой переход во вторую стадию своего развития (так называемый Web 2.0). Технологии и идеология Web 2.0 предоставили право пользователям самостоятельно производить контент, манипулировать им и управлять связями между своими и чужими материалами в сети. Концептуальным «ядром» Веба второго поколения являются люди, а не технологии, а также возможность самовыражения индивидов и интенсивного социального взаимодействия. В этом смысле Web 2.0 стал в гораздо большей степени социальным инновационным феноменом, нежели собственно технологическим новшеством. Технические и коммуникативные особенности новых медиа активизировали аудиторию, которая от пассивного потребления информации перешла к производству контента в любой форме и в неограниченном объёме [9, с. 9].
Гипертекстовость и интерактивность онлайн-медиа и новой журналистики создает совершенно иной формат потребления информационного контента медиа - это своеобразное «путешествие» по контенту, где каждый обладает не только возможностью продолжать его до бесконечности, но и правом мгновенно, прямо по ходу «путешествия» создавать, изменять или публично обсуждать его [10].
Это уже несколько иное представление о новых медиа, прочно закрепляющееся в науке. Теперь синонимом термина «новые медиа» становятся «конвергентные СМИ», «мультимедийные СМИ».
Современные исследователи, как отмечает К.А. Карякина, описывают систему новых медиа четырьмя ключевыми взаимосвязанными процессами: конвергенцией,
дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью данных медиаресурсов к сетевому пространству. Так, О. Стинс и Д. Ван Фухт [11], говоря об изменчивости понятия «новые медиа», придают ему максимально широкое значение и относят к нему Интернет, компьютерные игры, цифровые фильмы и фотографии, мобильную телефонию и виртуальный мир вообще. Рассуждая на эту тему, они в качестве примера новых медиа приводят Википедию, явление гражданской журналистики и даже электронную почту.
Другими словами, речь идет о самом широком перечне новых медиаформатов, которые могут включать в себя:
• интернет-представительства (порталы) онлайновых СМИ;
• интернет-СМИ;
• интернет-ТВ (вебкастинг);
• интернет-радио (подкастинг);
• мобильное ТВ;
• блогосферу;
• кино, рассчитанное на интернет-аудиторию;
• социальные сети (включая детские социальные сети);
• twitter;
• виртуальные сообщества;
• виртуальные игры;
• другие ресурсы Веб 2.0 [12].
Именно такое - широкое - понимание
новых медиа свойственно современной науке. Как видим, расширение пространства журналистской коммуникации происходит за счет включения новых видов сетевых коммуникативных практик, таких как блоги и социальные сети. Зачастую такие новые медиа именуют уже новейшими.
Проблемам новых медиа (в первую очередь блогам) посвящены работы отечественных авторов. Наиболее противоречивая ситуация сложилась в отношении социальных СМИ как промежуточного звена медиасреды. К социальным СМИ относят в первую очередь социальные сети и блоги.
Так, А.О. Алексеева определяет роль и место новых электронных интерактивных медиа, к которым относит веблоги, фотоблоги, мультимедийные блоги, мобильные блоги, сайты онлайновых комьюнити и проекты, построенные на принципах «журналистики участия», в контексте теорий информационного общества. Особенности начального этапа их становления и значение для
224
О. С. Рогалева, Т.В. Шкайдерова
современной медиасистемы заключаются в следующем: «В современном обществе традиционные СМИ вступают в конкуренцию с новыми, более интерактивными, “партиси-пационными” и коммуникативно-ориентированными формами медиа и постепенно начинают сдавать свои позиции. Все больше читателей предпочитают формировать свое персонализированное медиапространство из сообщений различных информационных источников в Интернете, которые в целом можно охарактеризовать как “медиа, созданные потребителями”. Все чаще медиаавторами становятся бывшие читатели, которые теперь, благодаря максимальному упрощению “издательских” технологий, получили возможность выпускать и распространять собственные медиатексты. В силу этого на медиаполе стала развиваться персональная журналистика в обновленной форме и с обновленным содержанием, которая развивалась недостаточно интенсивно в период господства масс-медиа. Тексты же стали носить более личный, интимный характер» [13, с. 162-163].
Общим местом для работ, посвященных блогам, становится рассмотрение последних в качестве важного источника информации, составляющих конкуренцию традиционной журналистике, а ведение блогов - как одной из новых форм информационно-коммуникативной деятельности.
Особо следует отметить работы, посвящённые интернет-сервисам социальных сетей, например, Д.П. Богдановой [14] и Л. А. Браславец [15].
Так, Л.А. Браславец в кандидатской диссертации «Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации» [15] впервые проводит широкомасштабное исследование интернет-сервисов социальных сетей, а также их функциональных и структурных характеристик, сближающих их со средствами массовой информации.
Недостаток подлинно научных классификаций интернет-сервисов социальных сетей восполняется типологией, предложенной Л.А. Браславец. Автор выделяет такие типы, как социальные сети анкетного типа, социальные сети дневникового типа (обычно называемые блог-платформами), социальные сети коллекционного типа.
В последнее время один из главных вопросов, поднимаемых в научной и журналистской среде, вызванный неоднозначностью феномена социальных сетей: можно ли считать интернет-сервисы социальных сетей новым типом средств массовой информации, а деятельность их пользователей - видом журналистики? На этот вопрос исследователи и обозреватели дают диаметрально противоположные ответы: от однозначного «нет» (А. Отрощенко, Н. Карр, В. Варванин и
др.) до твёрдого «да» (А. Платов, Д. Бирюков, К. Якубович и др.) [15, с. 11]. Очевидно, что в последнее время исследователи склоняются к утвердительному ответу на этот вопрос.
Активная деятельность пользователей сервисов социальных сетей по публикации на их личных и групповых страницах общественно значимой информации привлекла внимание исследователей и получила условное название «гражданской журналистики». Несмотря на непрофессиональный характер и наличие ряда особенностей, данная деятельность в целом попадает под определение журналистской. Среди её характеристик наиболее важны следующие: любительский характер, массовый характер, высочайшая скорость публикации, наличие связей между пользователями одной сети, наличие публичной обратной связи [15, с. 20].
Известен ряд специализированных работ, посвященных феномену профессионализации и институционализации «гражданской журналистики». Так, в кандидатской диссертации Е.Н. Ивановой «Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере» [16] автор с социологической точки зрения обращается к описанию характерных черт «гражданских» интернет-журналистов как особой профессиональной группы в структуре современного медийного пространства.
Одна из последних работ - кандидатская диссертация А.А. Попова «Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации» [17]. Объектом исследования стали блоги российских журналистов, рассмотренные в аспекте профессиональной журналистской коммуникации. Автор рассматривает блоги как средство и блогинг как форму массовой коммуникации, отвечающие новым требованиям к информационно-коммуникативной деятельности журналистов.
Таким образом, эволюция возможностей электронной коммуникации для СМИ выглядит так: от электронных копий к электронным версиям, от электронных версий к самостоятельным интернет-изданиям. Блоги, Живой Журнал, социальные сети, Твиттер - следующий этап.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с. ; Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2013. 496 с. ; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. 784 с.
[2] Алексеева А. О. Новые интерактивные медиа в контексте теорий информационного общества : дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. URL: http:// www.convergencelab.ru/files/newmedia.pdf (дата обращения: 8.11.2014).
[3] Павлик Д. В. Журналистика новых медиа. URL: http: //www.psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_8/voz_ newmedia.htm (дата обращения: 10.11.2014) ;
Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор)
225
Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002.
[4] Система средств массовой информации России : учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2003. 264 с.
[5] Акопов А. И. «Веб 2.0» как явление и как проблема // Акценты. Новое в массовой коммуникации: альманах. Вып. 1-2 (64-65). Воронеж, 2007. С. 8-13.
[6] Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор мо-
дернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5-6. С. 37-39. URL: http:// emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f37 47cc63c3257576003a8c8c (дата обращения:
7.11.2014).
[7] Вакурова Н. В., Московкин Л. И. Концепции современных российских интернет-изданий // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2001. № 6. С. 44-55 ; Землянова Л. М. О процессах интернетизации медиа и медиатизации Интернета // Вестн. Моск. ун-та. Серия 10. Журналистика. 2005. № 5. С. 57-71.
[8] Киреев П. С. Новые медиа в современном информационно-коммуникативном пространстве // Социология. 2010. № 2. С. 115-127. URL: http://www.elib. bsu.by/bitstream/123456789/6338/ 1/pages%20from%20Социология_2010_№2.115 -128pdf.pdf (дата обращения: 10.11.2014).
[9] Попов А. А. Блогинг как форма профессиональной журналистской коммуникации : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2013.
23 с. URL: http://university.tversu.ru/aspirants/
abstracts/docsNew/.../22-11-2013-1.doc (дата
обращения: 7.11.2014).
[10] Киреев П.С. Указ. соч.
[11] Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник ВолГУ. Серия 8. Литературоведение. Журналистика. 2008. Вып. 7. С. 98-106. URL: http:// www. cyberleninka.ru/article/n/novye-media (дата обращения: 6.11.2014).
[12] Карякина К. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. 2010. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/node/524 (дата обращения: 6.11.2014).
[13] Алексеева А. О. Указ. соч.
[14] Богданова Д. П. Блоги в системе сетевых коммуникаций. Возникновение и развитие «блогосферы» // Акценты. 2006. № 5-6. С. 17-25.
[15] Браславец Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации : автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 2010. 22 с. URL: http://www.aspirant.vsu.ru/ref.php?cand=1780 (дата обращения: 10.11.2014).
[16] Иванова Е. Н. Профессионализация интернет-
журналистики в блогосфере : автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2011. 26 с. URL: http:// www.hse.ru/data/2011/10/12/.../Автореферат_ Иванова_последний.pdf (дата обращения:
8.11.2014).
[17] Попов А. А. Указ. соч.