Научная статья на тему 'МЕДИАТИЗАЦИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ВЕК ИНФОРМАЦИИ» (СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ)'

МЕДИАТИЗАЦИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ВЕК ИНФОРМАЦИИ» (СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
264
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиатизация / журналистика / научные журналы / анализ сетевого издания / mediatization / journalism / scientific journals / online publication analysis

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С В. Олейников, Д В. Кулакова, А С. Пую

Период, когда каждое учебное заведение издавало сборники статей своих сотрудников или материалы конференций, контент которых был известен лишь участникам этих конференций, закончился. Высшие учебные заведения пришли к пониманию, что такое положение дел не развивает науку. Для широкого распространения результатов своей научной деятельности необходимо их распространение. В современный период это возможно через СМИ. Однако аудитория СМИ неоднородна. Стали появляться специализированные журналы, прошедшие государственную регистрацию. Вслед за ними стали появляться и электронные издания, определяемые в теории журналистики как новые медиа. По сути, происходит медиатизация науки. В данной статье предпринята попытка анализа процесса медиатизации науки на примере динамики контента и исследований журнала «Век информации» (сетевое издание). Проанализированы данные о географической и видовой структуре, а также формах распространения сетевого издания и формате работы с авторами. Проведен контент-анализ информационного наполнения журнала «Век информации», рассмотрено тематическое наполнение, сделаны выводы о предназначении сетевого издания в сфере журналистского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIZATION OF SCIENCE ON THE EXAMPLE OF THE JOURNAL “INFORMATION AGE” (ONLINE EDITION)

The period when each educational institution published collections of articles of its employees or conference proceedings, the content of which was known only to the participants of these conferences, has ended. Higher educational institutions have come to understand that this state of affairs does not develop science. For the wide dissemination of results of their scientific activity, it is necessary to disseminate them. In the modern period, this is possible through the media. However, the media audience is heterogeneous. Specialized magazines that passed state registration began to appear. Following them, electronic publications began to appear, defined in the theory of journalism as new media. In fact, mediatization of science is taking place. This article attempts to analyze the process of mediatization of science on the example of the dynamics of content and research of the journal “Information Age” (online edition). The data on the geographical and species structure, as well as the forms of distribution of the online publication and the format of work with authors are analyzed. The content analysis of the information content of the journal is carried out, the thematic content is considered, conclusions are drawn about the purpose of the online publication in the field of journalism education.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТИЗАЦИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ВЕК ИНФОРМАЦИИ» (СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ)»

4. Habibullina L.F. Obraz Kitaya v tvorchestve S. Mo'ema. Dergachevskie chteniya-2011. Russkaya literatura: nacional'noe razvitie i regional'nye osobennosti: materialy Х Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2012; T. 3: 327 - 332.

5. Kipling R. Mandalay. Available at: http://www.poetryloverspage.com/poets/kipling/mandalay.html

6. Maugham W.S. East of Suez. The Collected Plays. London: Heinemann, 1955; Vol. 3: 101 - 219.

Статья поступила в редакцию 26.01.22

УДК 81

Oleinikov S.V., Doctor of Sciences (Politics), Professor, Department of Journalism, Associate Professor, Pridnestrovian State University n.a. T.G. Shevchenko

(Tiraspol, Republic of Moldova), E-mail: [email protected]

Kulakova D.V., MA, postgraduate, Pridnestrovian State University n.a. T.G. Shevchenko (Tiraspol, Republic of Moldova), E-mail: [email protected]

Puiy A.S., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Department of International Journalism, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

MEDIATIZATION OF SCIENCE ON THE EXAMPLE OF THE JOURNAL "INFORMATION AGE" (ONLINE EDITION). The period when each educational institution published collections of articles of its employees or conference proceedings, the content of which was known only to the participants of these conferences, has ended. Higher educational institutions have come to understand that this state of affairs does not develop science. For the wide dissemination of results of their scientific activity, it is necessary to disseminate them. In the modern period, this is possible through the media. However, the media audience is heterogeneous. Specialized magazines that passed state registration began to appear. Following them, electronic publications began to appear, defined in the theory of journalism as new media. In fact, mediatization of science is taking place. This article attempts to analyze the process of mediatization of science on the example of the dynamics of content and research of the journal "Information Age" (online edition). The data on the geographical and species structure, as well as the forms of distribution of the online publication and the format of work with authors are analyzed. The content analysis of the information content of the journal is carried out, the thematic content is considered, conclusions are drawn about the purpose of the online publication in the field of journalism education.

Key words: mediatization, journalism, scientific journals, online publication analysis.

С.В. Олейников, д-р полит. наук, проф., доц., Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, Тирасполь,

Е-mail: [email protected]

Д.В. Кулакова, магистр, соискатель, Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь,

E-mail: [email protected]

А.С. Пую, д-р социол. наук, проф., Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

МЕДИАТИЗАЦИЯ НАУКИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ВЕК ИНФОРМАЦИИ» (СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ)

Период, когда каждое учебное заведение издавало сборники статей своих сотрудников или материалы конференций, контент которых был известен лишь участникам этих конференций, закончился. Высшие учебные заведения пришли к пониманию, что такое положение дел не развивает науку. Для широкого распространения результатов своей научной деятельности необходимо их распространение. В современный период это возможно через СМИ. Однако аудитория СМИ неоднородна. Стали появляться специализированные журналы, прошедшие государственную регистрацию. Вслед за ними стали появляться и электронные издания, определяемые в теории журналистики как новые медиа. По сути, происходит медиатизация науки. В данной статье предпринята попытка анализа процесса медиатизации науки на примере динамики контента и исследований журнала «Век информации» (сетевое издание). Проанализированы данные о географической и видовой структуре, а также формах распространения сетевого издания и формате работы с авторами. Проведен контент-анализ информационного наполнения журнала «Век информации», рассмотрено тематическое наполнение, сделаны выводы о предназначении сетевого издания в сфере журналистского образования.

Ключевые слова: медиатизация, журналистика, научные журналы, анализ сетевого издания.

Меняются времена, меняются люди, меняются СМИ, меняется контент СМИ, меняется общество - все меняется. То, что все меняется, полагаем, никто оспаривать не будет, а как это меняется, нам помогает ответить социология СМИ. Как отмечает в своей работе И.Д. Фомичева [1], «дело дошло даже до медиатизации науки, которая долго была отдельным элитарным «полем». С этим высказыванием с ней солидарны преподаватели факультета журналистики Московского государственного университета Л.Г. Свитич и А.А. Ширяева [2; 3]. «Развитие Интернета обострило информационные отношения. Нигде так нелегко выдавать чужое за свое, использовать третичный, пятиричный и далее текст, «сливать компромат». Вместе с тем появилось и множество сомнений в том, как квалифицировать здесь информационные ресурсы» [1]. По мнению американского исследователя Д. Мэррила, «компьютерные сети и общение людей через Интернет не являются журналистикой и имеют отношение к СМИ не больше, чем человек, который общался со своим соседом через забор на заднем дворе» [4]. Отсюда и появилась актуальность исследования научных журналов, размещенных в сети Интернет. Целью данного исследования является определить, действительно ли происходит медиатизация научного контента. Для достижения указанной цели мы сформулировали задачу: на примере случайно выбранного сетевого издания изучить контент и попытаться ответить на вопрос о том, действительно ли современные издания, позиционирующие себя как научные, являются таковыми.

Гипотезой исследования была взята позиция Д. Мэррила, что общение, в том числе и научное, не имеют отношения к СМИ. Таким образом, нам необходимо ответить и на риторический вопрос, заданный И.Д. Фомичевой: произошла ли медиатизация науки? Если да, то размещенный в сети Интернет контент научных журналов - это контент СМИ или это что-то вроде «мыслей вслух». Для эксперимента мы взяли случайную выборку журнала «Век информации» (сетевое издание). Выбор пал на него путем введения в поисковую систему фразы «публикует научно-исследовательские материалы российских молодых исследователей (на русском языке), а также научные работы российских и зарубежных исследовате-

лей в области журналистики на русском, английском языках». И первый в списке стал именно этот журнал.

Методология исследования. Выбирая практику исследования, мы исходили из понимания, что имеются теоретико-прикладные и прикладные (в американской традиции - академические и коммерческие) практики. Теоретико-прикладные исследования являются в дальнейшем эмпирическим материалом, а прикладные необходимы практикам для принятия решения, например, о размещении в них рекламы. Таким образом, нами применялся теоретико-прикладной метод исследования.

Сетевое издание «Век информации» (зарегистрировано 13.11.2017 в Рос-комнадзоре России, (номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 71600) публикует научно-исследовательские материалы российских молодых исследователей (на русском языке), а также научные работы российских и зарубежных исследователей в области журналистики на русском, английском, китайском, французском, испанском языках. Как отмечалось выше, он соответствует поисковому запросу, но включает еще дополнения об иностранных языках: китайском, французском, испанском. Это первая уникальная особенность, так как в Российской Федерации журналов, готовых публиковать статьи на таком количестве языков, нами обнаружено не было.

Изданию присвоен международный стандартный номер серийного издания (International Standart Serial Number) 2618-9291 в Национальном центре ISSN.

Электронный журнал «Век информации» находится в открытом бесплатном доступе в сети Интернет. Это подразумевает возможность читать, скачивать, копировать, распространять, печатать, получать полные тексты статей данного издания по соответствующим ссылкам без предварительного разрешения автора или издателя. Редакция просит авторов обратить внимание на то, что их материалы, присланные в электронный журнал «Век информации», будут размещены в открытом доступе на сайте журнала в сети Интернет.

Необходимой частью подготовки к публикации является заключение лицензионного договора с автором на опубликование статьи в электронном журнале «Век информации» (сетевое издание).

В архиве номеров электронного журнала «Век информации» (сетевое издание), размещённом по адресу WWW.AGE-INFO.COM, представлены полнотекстовые версии опубликованных статей, прошедших процедуру рецензирования членами редакционной коллегии или внешними рецензентами, а также аннотации, использованная литература, ключевые слова, необходимые для научных публикаций. Архивирование опубликованных материалов предполагает решение следующих основных задач: обеспечение неограниченного доступа к архивируемому материалу со стороны научной общественности и всех интересующихся проблемами развития журналистики; регистрацию и публикацию статей в соответствии с профессиональными нормами.

Полнотекстовые версии статей, опубликованные в электронном журнале «Век информации» (сетевое издание), размещаются на сайте журнала, а также на сайте www.elibrary.ru по договору с РНЭБ (РИНЦ) о выставлении полнотекстовой версии номеров журнала «Век информации» (сетевое издание) (регулярное обновление). Информация об опубликованных статьях по установленной форме регулярно предоставляется в систему Российского индекса научного цитирования.

Авторы имеют право размещать свои статьи, опубликованные в журнале «Век информации» (сетевое издание), на личных сайтах и в различных базах данных при условии указания названия и номера журнала с выходными данными для соблюдения условий корректного цитирования.

Практически в каждом выпуске сериального издания «Век информации» представлены статьи российских и зарубежных исследователей.

Фактические сведения приводятся в авторской редакции. Фамилии и имена авторов не изменяются.

Следует отметить, что редколлегия издания «Век информации» (сетевое издание) - это научные работники, в большинстве своем из СПбГУ, имеющие учёные степени и звания.

Рубрикация охватывает основные направления исследования вопросов журналистики, медиа и массовых коммуникаций, а также рекламы. «Век информации» (сетевое издание) является организатором национальной конференции «СМИ и молодежная политика». Для данной конференции выделена отдельная страница.

Всем известны слова Гете о сухости теории и зеленеющем «древе жизни».

Противопоставление теории как чего-то постоянного и неизменного и вечно меняющейся практики жизни снимается, когда изучаешь журнал «Век информации» (сетевое издание).

Журналистика как профессия заявила о себе достаточно давно, если вспомнить, что первые газеты появились в Европе еще в самом начале XVII в. А журналистика как наука (во всяком случае, в нашей стране) начала и продолжает формироваться на наших глазах.

Это процесс становления, обретения и осознания собственной уникальности, с одной стороны, и ощущения сопричастности со многими другими науками, с другой. Изучая сайт издания, мы не смогли определить возраст авторов статей и потребителей информации. Читателями сериального издания «Век информации» (сетевое издание) являются прежде всего научные сотрудники всех рангов, работающие как в системе академии наук, так и в системе высшей школы, но мы предполагаем, что среди них есть и молодые ученые или студенты вузов, так как тематика журнальных статей соответствует направлению образования основной образовательной программы «Журналистика». К категории читателей сериального издания «Век информации» относятся также преподаватели вузов, специалисты предприятий и проектных институтов. Можно сказать, что в целом читателями сериального издания «Век информации» являются преимущественно ученые и специалисты высшей квалификации. Этот вывод сделан нами на основе изучения контента публикуемых статей.

В современных условиях, когда наука стала непосредственной производительной силой, когда наукоемкость производства является одним из главных факторов научно-технического прогресса, потребность в таком издании весьма значительна. Издание «Век информации» (сетевое издание) предназначен для специалистов, чья профессиональная деятельность опирается на результаты научных исследований, требует осмысления практического опыта на теоретическом уровне и связана с внедрением научных разработок в практику.

Назначение издания «Век информации» (сетевое издание) практического характера состоит в том, чтобы помогать специалистам различных профессий в решении практических задач, способствовать повышению их квалификации, умению обосновано подходить к выбору перспективных направлений и методов развития производства, техники.

Этим определяется и характер информации журнала. Он включают как теоретические материалы прикладного характера, так и материалы сугубо практического содержания. В нем публикуются методические рекомендации [5], информация о новых технических решениях [6], технологиях [7].

Тематика издания «Век информации» достаточно разнообразна. Возможно, что наличие в СМИ именно такого рода публикаций и вызывает у некоторых исследователей сомнение в том, что аналитика может существовать в нашей прессе как полнокровное самостоятельное явление.

Так, например, В. Голышев пишет: «Аналитическая журналистика, скорее всего, никогда не существовала у нас в чистом виде. В период расцвета этого жанра в 90-е годы XX века это была, скорее, публицистика и даже пропаганда,

мимикрирующая под аналитику. «Аналитик» с той или иной долей достоверности маскировал голую проповедь под анализ текущих событий... В постельцинский период, когда весь политический ландшафт оказался глубоко перепахан, аналитический жанр (заслуживающий приставки «эрзац-») постепенно утратил былые позиции, уступив место сплаву чистой экспертизы и голой журналистики (с заметным преобладанием последней). Последний бастион пока держит команда Леонтьев - Соколов - Привалов, увидевшая шанс на новый «модус вивенди» в поисках «нового смысла». Поиски эти как- то не задались, оттого и существование их в качестве аналитиков все больше напоминает затяжную кому» [8]. Однако этот вывод, может быть, и был актуальным, но сейчас мы бы с ним не согласились.

Работа со студенческими научными журналами дает много материалов для саморазвития. Есть возможность узнать, какие журналы для студентов выпускаются в России, внимательно ознакомиться с правилами публикации, увидеть, какое количество учёных задействовано в процессе выпуска одного номера, какой это трудоёмкий процесс - зарегистрировать журнал, заслужить право быть включённым в различные библиотеки и базы данных, получить признание и высокую оценку читателей. Интересно попытаться сравнить качество разных изданий не только с позиции читателя, но и студента-исследователя, входящего в науку. А самое главное - изучить большое количество выпусков, актуальные рубрики в них и сами статьи, многие факты истории, получить информацию по разным дисциплинам, а уже изученные предметы (педагогика, психология, право, литература) открываются с новых сторон.

Как мы уже отмечали выше, журнал, хотя и считается издающимся с 2017 года (выход первого номера), фактически издается с 2018 года. С учетом того, что наше исследование охватывает период с 2018 по 2021 год, журнал выходит 5 год. За пять лет в журнале опубликованы работы из 14 научных учреждений России:

1. Санкт-Петербургский государственный университет.

2. Российский экономический университет имени Г В. Плеханова.

3. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

5. Белорусский государственный университет.

6. Донской государственный аграрный университет.

7. Институт научной информации по общественным наукам РАН.

8. Институт США и Канады РАН.

9. Национальный исследовательский Томский государственный университет.

10. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ).

11. Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

12. Сибирский федеральный университет.

13. Тюменский государственный университет.

14. Южный федеральный университет.

Эти данные нам представила именно та организация, которая, индексирует данный журнал в своей базе. Однако в этом списке отсутствует Нанкинский университет, Институт иностранных языков, факультет русского языка. Это китайский университет. Статья проиндексирована в РИНЦ (eLIBRARY Ю: 32476977), но в статистику не попала. Она была посвящена вводу Советских войск в Чехословакию [9]. Не указан Тяньзинский университет (КНР), хотя статья автора также проиндексирована в РИНЦ (eLIBRARY Ю: 32476975). Она раскрывает правовые основы уголовного наказания в КНР и выполнена на китайском языке. Но из аннотации понятно, о чем идет речь [10].

О том, что журнал принимает работы по своему направлению, свидетельствует разнообразие изучаемых СМИ по странам и территориям. Мы говорим о территориях, так как у некоторых из них правовой статус для различных субъектов международного права различен. Наибольшее количество публикаций -о Российских СМИ и СМИ Китайской Народной Республики. Здесь хочется отметить, что количество авторов - граждан КНР значительно. Но перечислим другие страны и территории с указанием авторов текстов, которых можно легко найти в журнале, набрав в поисковике название любой из нижеперечисленных.

1. Великобритания (Пискун ГА.) [11], (Попова В.К.) [12], (Киямова К.Э.) [13], (Лукьянова Т.И.) [14], (Медведева В.С.) [15], (Лю Цзяо) [16];

2. Катар (Подплетько К.В.) [17];

3. Дания (Чапко Д.Д.) [18], (Небредовская В.В.) [19];

4. Норвегия (Чапко Д.Д.) [18], (Небредовская В.В.) [19];

5. Швеция (Чапко Д.Д.) [18], (Гарнина Н.В.) [20], (Небредовская В.В.) [19];

6. Испания (Мялкина (Саяпина) М.И.) [21], (Ежелева М.Ф.) [22];

7. Судан (Клусова Ю.Д.) [23];

8. Косово и Метохия; (Стасишина Ю., Долгобородова С., Ильенко Ю.И., Корыхалова П.) [24], (Ширлина В.О.) [25];

9. Черногория (Стасишина Ю., Долгобородова С., Ильенко Ю.И., Корыхалова П.) [24];

10. Македония (Стасишина Ю., Долгобородова С., Ильенко Ю.И., Корыхалова П., 2017);

11. Босния и Герцеговина; (Стасишина Ю., Долгобородова С., Ильенко Ю.И., Корыхалова П.) [24], (Асауленко Е.А.) [26];

12. Итальянская Республика (Козлова М.А.) [27];

13. Коста-Рика (Филиппова Х.Н.) [28];

14. Эфиопия (Лиша Ф.) [29];

15. Гана (Коломиец О.А.) [30];

16. Конго (Калюжин Н. А.) [31];

17. Египет (Кутукова Е.А.) [32];

18. ЮАР (Крайнов А.И.) [33];

19. Австралийский союз (Седелева Н.Ю.) [34], (Небредовская В.В.) [35];

20. Казахстан (Балакина Ю.А., Великосельский М.Ю., Максим А.А.) [36], (Ба-лакина Ю.А.) [37], (Немчик Н., Бардин К., Денисова Н.) [38];

21. США (Желбунов Э.Д.) [39], (Новосельцева А.С.) [40], (Осипова Я.А.) [41], (Гиевская Н.В.) [42], (Лобова А.В.) [43], (Толкачев А.О.) [44], (Кателик М.И.) [45], (Ключникова К.А.) [46];

22. Молдова (Харабаджиу Е.) [47];

23. ФРГ (Коренев А.К.) [48];

24. Панама (Ефимкин А.Е.) [49];

25. Беларусь (Чжай Цзыхао) [50];

26. Эстония (Калабина А.Е.) [51];

27. Южная Корея (Фадеева А.В.) [52];

28. Украина (Донбасс) (Алабугина А.И.) [53];

29. Боливия (Штайнмиллере А.) [54];

30. Белиз (Фадеева А.В.) [55].

Проанализировав полученные результаты, можно отметить, что лидирующие позиции занимают статьи, в которых фигурирует темы о США (8 материалов) и Великобритании (6 текстов). Замыкают тройку лидеров Казахстан и Швеция (3 работы), другие страны упоминаются единожды. Объединив страны, проблематика СМИ которых обсуждается на страницах журнала, в регионы, можно кон-

Библиографический список

статировать, что наибольший интерес представляют страны Западной Европы (47%), далее следует США (16%) и третье место занимают страны СНГ (14%) и страны Африки и Ближнего Востока (14%). Говоря не только о странах, но и территориях, обладающих отличным правовым статусом для различных субъектов международного права, также можно отметить стремление авторов изучить специфику и медиаландшафт данных представителей. В подборке уже отражены Косово и Метохия, Донбасс, возможно, в ближайшее время появятся авторы, занимающиеся тематикой Приднестровья.

Изучая контент по вышеперечисленным странам и территориям, мы приходим к выводу, что данный журнал, хотя и содержит исследовательский материал на русском, английском, китайском языках (что, безусловно, относит его к научным изданиям), также является информационным, т.е. содержит все признаки распространения массовой информации. Тем самым мы подтверждаем вывод И.Д. Фомичевой, что произошла медиатизация науки. В то же время мы понимаем, что по одному научному журналу делать выводы достаточно спорно, но в каком направлении и как исследовать научные журналы - нам стало понятно. Новизна данной работы заключается в том, что путем случайной выборки мы изучили контент одного журнала, который соответствует научной специальности 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика.

Теоретическая значимость исследования заключается в проверке тезисов, заявленных российскими учеными. Практическая значимость работы состоит в формировании кейса средств массовой информации, позиционирующих себя как научные издания.

1. Фомичева И.Д. Социология СМИ учебное пособие для студентов вузов. Москва, 2007.

2. Свитич Л.Г, Ширяева А.А. Обзоры направлений и истории исследований журналистов и редакций: Изучение журналистских кадров. Проблемы эффективности журналистики. Москва, 1990.

3. Свитич Л.Г., Ширяева, А.А. Исследования журналистских кадров. Журналистика и социология. Россия. 90-е годы. Санкт-Петербург, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Мэррил Д. Журналист: Российско-американские социологические исследования. Москва, 1998.

5. Фещенко Л.Г. Редактирование в учебном плане подготовки по рекламе и СО. Век информации (сетевое издание). 2021; Т. 5, № 4 (17). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com54(17)8

6. Лю Л. Информационные ресурсы Китая для освещения национальной оборонной доктрины и реализации стратегии национальной безопасности. Век информации (сетевое издание). 2021; Т. 5, № 3 (16). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com53(16)1

7. Соколова М.Е. Информационные технометражи квантовых компьютеров. Век информации (сетевое издание). 2021; Т. 5, № 4 (17). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com54(17)2

8. Голышев В. Аналитика переходного периода. Русский журнал. 2003. Available at: www.russ.ru/politics/20031023-golyshev.html

9. Чэ М. Ввод советских войск в Чехословакию и студенческое движение Запада. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com21(2)2018009

10. Лай Л. Уголовно-правовое регулирование охраной окружающей среды в КНР Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com21(2)2018008

11. Пискун Г. А. Государственные стратегии дигитализации медиасферы Великобритании: «Digital Britain». Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

12. Попова В.К. Проблемы мигрантов в печатных СМИ Великобритании. Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

13. Киямова К.Э. Политический дискурс в спортивных СМИ России и Великобритании. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com21(2)2018007

14. Лукьянова Т.И. UGC и журналистика в издании Гардиан (The Guardian). Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com21(2)2018

15. Медведева В.С. Процесс BREXIT в фокусе национальных британских изданий. Век информации (сетевое издание). 2019; Т. 3, № 3 (8). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com33(8)4

16. Лю Ц. Культурологический текст Available at: источник познания традиций и обычаев. Век информации (сетевое издание). 2020; № 4 (2 (11): 11-20. Available at: http:// elibrary.ru/item.asp?id=43818290

17. Подплетько К.В. «Женский вопрос» на телеканале Аль-Джазира. Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

18. Чапко Д.Д. Скандинавская модель современного издания. Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

19. Небредовская В.В. Правосознание и правовая культура молодых специалистов в странах Скандинавии. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 4 (5).

20. Гарнина Н.В. СМИ Швеции и «женский вопрос» в «Свенска Дагблет» и «Дагенс Нюхетер». Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https:// doi.org/10.33941/age-info.com21(2)2018001

21. Мялкина (Саяпина) М.И. Освещение «Арабской весны» в испанских СМИ. Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

22. Ежелева М.Ф. Европейский контент в национальном испанском издании «El Pais» (Январь-апрель 2010 г.). Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 2 (3). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com22(3)2018012

23. Клусова Ю.Д. Освещение этноконфессиональных конфликтов в современной прессе Судана. Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

24. Стасишина Ю., Долгобородова С., Ильенко Ю.И., Корыхалова П. Анализ публикуемых материалов сайта Balkanalysis.com. Век информации (сетевое издание). 2017; Т. 1, № 1 (1).

25. Ширлина В.О. Медиаландшафт Косово и Метохии. Век информации (сетевое издание). 2021; Т. 5, № 2 (15). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com52(15)3

26. Асауленко Е.А. СМИ Боснии и Герцеговины как платформа межэтнических и межконфессиональных столкновений. Век информации (сетевое издание). 2019; Т. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)5

27. Козлова М.А. Конфликт между Парижем и Римом: Триумф итальянских евроскептиков в освещении французских медиа. Век информации (сетевое издание). 2019; Т. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)7

28. Филиппова Х.Н. Освещение внешней политики России в средствах массовой информации Коста-Рики. Век информации (сетевое издание). 2020; Т. 4, № 3 (12). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com43(12)5

29. Лиша Ф. СМИ Эфиопии. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 3 (4).

30. Коломиец О.А. Информационная политика государства в глобальном мире: внешнеполитический аспект (на примере Российской Федерации и Республики Гана). Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 3 (4).

31. Калюжин Н.А. Медиаландшафт Демократической Республики Конго. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 3 (4).

32. Кутукова Е.А. Информационная политика Арабской Республики Египет. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 3 (4).

33. Крайнов А.И. Медиаландшафт ЮАР Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 3 (4).

34. Седелева Н.Ю. СМИ Маори в медиа-системе Новой Зеландии. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)201812

35. Небредовская В.В. Политическая реклама в средствах массовой коммуникации Австралийского Союза. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 4 (5).

36. Балакина Ю.А., Великосельский М.Ю., Максим А.А. Казахстан: генезис развития медиасферы. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 4 (5).

37. Балакина Ю.А. Политико-информационный аспект формирования региональной идентичности Республики Казахстан. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 3, № 4 (5).

38. Немчик Н., Бардин К., Денисова Н. Коммуникативные стратегии и PR-технологии формирования имиджа страны (на примере республики Казахстан). Век информации (сетевое издание). 2021; Т. 5, № 3 (16). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com53(16)5

39. Желбунов Э.Д. Современное спортивное телевещание: опыт США. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)2018011

40. Новосельцева А.С. Медиатизация сирийского конфликта: «The Washington Post». Век информации (серийное издание). 2019; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com21(2)201810

41. Осипова Я.А. ОБРАЗ РОССИИ НА СТРАНИЦАХ «THE WASHINGTON POST»(2009-2012). Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com21(2)2018004

42. Гиевская Н.В. Рейтинги свободы СМИ «Репортеров без границ» и «Freedom House» в публикациях СМИ США. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com21(2)2018002

43. Лобова А.В. Образ В.В. Путина в иностранных СМИ на примере газеты The Guardian. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 2 (3). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com22(3)2018005

44. Толкачев А.О. Роль новых медиа США в медиатизации политических процессов. Век информации (сетевое издание). 2018; Т. 2, № 2 (3). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com22(3)2018013

45. Кателик М.И. Тема миграции в мейнстримной и альтернативной прессе США. Век информации (сетевое издание). 2019; Т. 3, № 2 (7). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com32(7)017

46. Ключникова К.А. Феномен fake news в современных СМИ США. Век информации (сетевое издание). 2019; Т. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com33(8)3

47. Харабаджиу Е. Медийный фактор «цветных революций» (на примере государственного переворота 2009 г в Молдове). Век информации (сетевое издание). 2019; Т.3, № 2 (7). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)013

48. Коренев А.К. Проблема восприятия телеканала RUSSIA TODAY в ФРГ и его перспективы на немецком медиарынке. Век информации (сетевое издание). 2019; № 2 (7). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)0002

49. Ефимкин А.Е. Медиаландшафт Панамы. Век информации (сетевое издание). 2019; Т. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)1

50. Чжай Ц. Исследование репортажей по теме "один пояс , один путь» в СМИ Беларуси. Век информации (сетевое издание). 2020; Т. 4, № 1 (10). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com41(10)3

51. Калабина А.Е. Русскоязычная пресса Северо-Востока Эстонии. Век информации (сетевое издание). 2020. Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com41(10)4

52. Фадеева А.В. СМИ как инструмент экспорта культурного медиапродукта: кейс Южной Кореи. Век информации (сетевое издание). 2020; Т. 4, № 1 (10). Available at: https:// doi.org/10.33941/age-info.com41(10)2

53. Алабугина А.И., Функционирование СМИ в зоне вооруженного конфликта: социально-психологические и этические аспекты (на примере ситуации вокруг Донбасса). Век информации (сетевое издание). 2020; Т. 4, № 2 (11). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com42(11)2

54. Штайнмиллере А. Медиаландшафт Боливии. Век информации (сетевое издание). 2020; Т. 4, № 3 (12). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com43(12)2

55. Фадеева А.В. Белиз: неизвестная известность. Век информации (сетевое издание). 2020; Т. 4, № 3 (12). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com43(12)3

References

1. Fomicheva I.D. Sociologiya SMI: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva, 2007.

2. Svitich L.G., Shiryaeva A.A. Obzory napravlenij i istorii issledovanij zhurnalistov i redakcij: Izuchenie zhurnalistskih kadrov. Problemy 'effektivnostizhurnalistiki. Moskva, 1990.

3. Svitich L.G., Shiryaeva, A.A. Issledovaniya zhurnalistskih kadrov. Zhurnalistika i sociologiya. Rossiya. 90-e gody. Sankt-Peterburg, 2001.

4. M'erril D. Zhurnalist: Rossijsko-amerikanskie sociologicheskie issledovaniya. Moskva, 1998.

5. Feschenko L.G. Redaktirovanie v uchebnom plane podgotovki po reklame i SO. Vek informacii (setevoe izdanie). 2021; T. 5, № 4 (17). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)8

6. Lyu L. Informacionnye resursy Kitaya dlya osvescheniya nacional'noj oboronnoj doktriny i realizacii strategii nacional'noj bezopasnosti. Vek informacii (setevoe izdanie). 2021; T. 5, № 3 (16). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com53(16)1

7. Sokolova M.E. Informacionnye tehnometrazhi kvantovyh komp'yuterov. Vek informacii (setevoe izdanie). 2021; T. 5, № 4 (17). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com54(17)2

8. Golyshev V. Analitika perehodnogo perioda. Russkij zhurnal. 2003. Available at: www.russ.ru/politics/20031023-golyshev.html

9. Ch'e M. Vvod sovetskih vojsk v Chehoslovakiyu i studencheskoe dvizhenie Zapada. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com21(2)2018009

10. Laj L. Ugolovno-pravovoe regulirovanie ohranoj okruzhayuschej sredy v KNR. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)2018008

11. Piskun G.A. Gosudarstvennye strategii digitalizacii mediasfery Velikobritanii: «Digital Britain». Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

12. Popova V.K. Problemy migrantov v pechatnyh SMI Velikobritanii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

13. Kiyamova K.'E. Politicheskij diskurs v sportivnyh SMI Rossii i Velikobritanii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)2018007

14. Luk'yanova T.I. UGC i zhurnalistika v izdanii Gardian (The Guardian). Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)2018

15. Medvedeva V.S. Process BREXIT v fokuse nacional'nyh britanskih izdanij. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com33(8)4

16. Lyu C. Kul'turologicheskij tekst Available at: istochnik poznaniya tradicij i obychaev. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; № 4 (2 (11): 11-20. Available at: http://elibrary.ru/item. asp?id=43818290

17. Podplet'ko K.V. «Zhenskii vopros» na telekanale Al'-Dzhazira. Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

18. Chapko D.D. Skandinavskaya model' sovremennogo izdaniya. Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

19. Nebredovskaya V.V. Pravosoznanie i pravovaya kul'tura molodyh specialistov v stranah Skandinavii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 4 (5).

20. Garnina N.V. SMI Shvecii i «zhenskij vopros» v «Svenska Dagblet» i «Dagens Nyuheter». Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com21(2)

21. Myalkina (Sayapina) M.I. Osveschenie «Arabskoi vesny» v ispanskih SMI. Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

22. Ezheleva M.F. Evropejskij kontent v nacional'nom ispanskom izdanii «El Pais» (Yanvar'-aprel' 2010 g.). Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 2 (3). Available at: https:// doi.org/10.33941/age-info.com22(3)2018012

23. Klusova Yu.D. Osveschenie 'etnokonfessional'nyh konfliktov v sovremennoj" presse Sudana. Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

24. Stasishina Yu., Dolgoborodova S., Il'enko Yu.I., Koryhalova P. Analiz publikuemyh materialov saita Balkanalysis.com. Vek informacii (setevoe izdanie). 2017; T. 1, № 1 (1).

25. Shirlina V.O. Medialandshaft Kosovo i Metohii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2021; T. 5, № 2 (15). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com52(15)3

26. Asaulenko E.A. SMI Bosnii i Gercegoviny kak platforma mezh'etnicheskih i mezhkonfessional'nyh stolknovenij. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)5

27. Kozlova M.A. Konflikt mezhdu Parizhem i Rimom: Triumf ital'yanskih evroskeptikov v osveschenii francuzskih media. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)7

28. Filippova H.N. Osveschenie vneshnej politiki Rossii v sredstvah massovoj informacii Kosta-Riki. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; T. 4, № 3 (12). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com43(12)5

29. Lisha F. SMI 'Efiopii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 3 (4).

30. Kolomiec O.A. Informacionnaya politika gosudarstva v global'nom mire: vneshnepoliticheskij aspekt (na primere Rossijskoj Federacii i Respubliki Gana). Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 3 (4).

31. Kalyuzhin N.A. Medialandshaft Demokraticheskoj Respubliki Kongo. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 3 (4).

32. Kutukova E.A. Informacionnaya politika Arabskoj Respubliki Egipet. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 3 (4).

33. Krajnov A.I. Medialandshaft YuAR. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 3 (4).

34. Sedeleva N.Yu. SMI Maori v media-sisteme Novoj Zelandii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com21(2)201812

35. Nebredovskaya V.V. Politicheskaya reklama v sredstvah massovoj kommunikacii Avstralijskogo Soyuza. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 4 (5).

36. Balakina Yu.A., Velikosel'skij M.Yu., Maksim A.A. Kazahstan: genezis razvitiya mediasfery. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 4 (5).

37. Balakina Yu.A. Politiko-informacionnyj aspekt formirovaniya regional'noj identichnosti Respubliki Kazahstan. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 3, № 4 (5).

38. Nemchik N., Bardin K., Denisova N. Kommunikativnye strategii i PR-tehnologii formirovaniya imidzha strany (na primere respubliki Kazahstan). Vek informacii (setevoe izdanie). 2021; T. 5, № 3 (16). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com53(16)5

39. Zhelbunov 'E.D. Sovremennoe sportivnoe televeschanie: opyt SShA. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)2018011

40. Novosel'ceva A.S. Mediatizaciya sirijskogo konflikta: «The Washington Post». Vek informacii (serijnoe izdanie). 2019; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com21(2)201810

41. Osipova Ya.A. OBRAZ ROSSII NA STRANICAH «THE WASHINGTON P0ST»(2009-2012). Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com21(2)2018004

42. Gievskaya N.V. Rejtingi svobody SMI «Reporterov bez granic» i «Freedom House» v publikaciyah SMI SShA. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 1 (2). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com21(2)2018002

43. Lobova A.V. Obraz V.V. Putina v inostrannyh SMI na primere gazety The Guardian. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 2 (3). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com22(3)2018005

44. Tolkachev A.O. Rol' novyh media SShA v mediatizacii politicheskih processov. Vek informacii (setevoe izdanie). 2018; T. 2, № 2 (3). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com22(3)2018013

45. Katelik M.I. Tema migracii v mejnstrimnoj i al'ternativnoj presse SShA. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T. 3, № 2 (7). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info. com32(7)017

46. Klyuchnikova K.A. Fenomen fake news v sovremennyh SMI SShA. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)3

47. Harabadzhiu E. Medijnyj faktor «cvetnyh revolyucij» (na primere gosudarstvennogo perevorota 2009 g. v Moldove). Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T.3, № 2 (7). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Korenev A.K. Problema vospriyatiya telekanala RUSSIA TODAY v FRG i ego perspektivy na nemeckom mediarynke. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; № 2 (7). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)0002

49. Efimkin A.E. Medialandshaft Panamy. Vek informacii (setevoe izdanie). 2019; T. 3, № 3 (8). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)1

50. Chzhaj C. Issledovanie reportazhej po teme "odin poyas , odin put'» v SMI Belarusi. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; T. 4, № 1 (10). Available at: https://doi.org/10.33941/ age-info.com41(10)3

51. Kalabina A.E. Russkoyazychnaya pressa Severo-Vostoka 'Estonii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020. Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com41(10)4

52. Fadeeva A.V. SMI kak instrument 'eksporta kul'turnogo mediaprodukta: kejs Yuzhnoj Korei. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; T. 4, № 1 (10). Available at: https://doi. org/10.33941/age-info.com41(10)2

53. Alabugina A.I., Funkcionirovanie SMI v zone vooruzhennogo konflikta: social'no-psihologicheskie i 'eticheskie aspekty (na primere situacii vokrug Donbassa). Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; T. 4, № 2 (11). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com42(11)2

54. Shtajnmillere A. Medialandshaft Bolivii. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; T. 4, № 3 (12). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com43(12)2

55. Fadeeva A.V. Beliz: neizvestnaya izvestnost'. Vek informacii (setevoe izdanie). 2020; T. 4, № 3 (12). Available at: https://doi.org/10.33941/age-info.com43(12)3

Статья поступила в редакцию 29.01.22

УДК 81

Orekhova O.E., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, German Language Department, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF GERMAN NEOLOGISMS RELATED TO THE CORONAVIRUS PANDEMIC. The article studies German neologisms related to the coronavirus pandemic. The relevance of the study is due to the general focus of modern linguistics on the analysis of features of building of lexical meaning of neologism. In the course of the study, the concept of "neologism" was considered and clarified, semantic subtypes of neologisms associated with the coronavirus pandemic were identified and classified according to the thematic feature. The study concludes that the coronavirus pandemic is one of the most effective extralinguistic factors for expanding, replenishing, enriching and changing the vocabulary of the literary German language. The formation of neologisms associated with the coronovirus pandemic is based on native and borrowed vocabulary or a combination of them.

Key words: coronavirus pandemic, neologism, semantic subtype, synonym, topic.

О.Е. Орехова, канд. ист. наук, доц., МГИМО МИД РФ, г. Москва, Е-mail: [email protected]

АНАЛИЗ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА

Статья посвящена немецкоязычным неологизмам, связанным с пандемией коронавируса. Актуальность исследования обусловлена общей направленностью современной лингвистики на анализ особенностей формирования лексического значения неологизма. В процессе исследования рассмотрено и уточнено понятие «неологизм», определены и классифицированы по тематическому признаку семантические подтипы неологизмов, связанных с пандемией коронавируса. В ходе исследования был сделан вывод, что коронавирусная пандемия является одним из действенных внеязыковых факторов расширения, пополнения, обогащения и изменения словарного состава литературного немецкого языка. Формирование неологизмов, связанных с коронавирусной пандемией, основано на исконной и заимствованной лексике или их комбинировании.

Ключевые слова: коронавирусная пандемия, неологизм, семантический подтип, синоним, тема.

С начала марта 2020 года до настоящего времени весь мир переживает тревогу, стресс, страх, отчаяние, депрессию и даже панику. Эмоциональное напряжение обусловлено инфекционной болезнью - коронавирусом, которую ВОЗ объявил пандемией. Большинство стран ввели жесткий карантин, длившийся месяцы, затем карантин ослабили из-за экономического кризиса, что обусловило новый скачок заболеваемости и смертности. Нельзя не учитывать еще одно обстоятельство - вирус мутирует. Появились такие варианты, как британский, южноафриканский, бразильский.

Специфического лечения от COVID-19, так ученые называют вирус, пока не существует. Красноречивым фактом остается то, что коронавирус повлиял на все сферы человеческой жизни, в том числе и на язык [1]. Он стал новым продуктивным источником неологизмов [2], инструментом, с помощью которого люди выражают свои переживания [3]. Поскольку каждый язык неповторим и самобытен, является основой духовности народа, фундаментом его существования, исследования его неологизмов всегда будут находиться на переднем плане. Проблему неологизмов исследовали лингвисты разных школ и направлений. Речь идет в большей степени о словообразовательных, лексико-семантических, функциональных, стилистических, сопоставимых тенденциях. В свете последних событий, связанных с коронавирусной пандемией, несмотря на достаточную презентабельность исследований, касающихся англоязычных неологизмов, связанных с коронавирусной пандемией [4; 5; 6], немецкоязычным неологизмам посвящены лишь отдельные исследования [7]. Поэтому важно осветить чрезвычайное событие в жизни человечества в целом и немецкого этноса в частности, репрезентовать отношение к нему лингвосообщества.

Новизна работы определяется тем, что в ней впервые отражена полная картина становления и развития неологизмов, связанных с коронавирусной пандемией (далее - неологизмы) в Германии в 2020 - начале 2021 гг, в рамках которой выделены десятки семантических подтипов, сгруппированных тематически. Классифицированные неологизмы представляют объем и степень новизны знаний этноса о коронавирусной пандемии в течение календарного 2020 - начала 2021 гг. Новым является также прогнозирование появления неологизмов-маркеров последующих волн коронавирусной пандемии.

Цель исследования - очертить семантику неологизмов немецкого языка 2020 - начала 2021 годов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- уточнить понятие «неологизм»;

- определить семантические подтипы неологизмов;

- классифицировать феномен по тематическому признаку.

Материалы и методы исследования: источниковую базу исследования

составляют 265 инновационных элементов, отобранных методом сплошной выборки из цифрового тематического немецкоязычного словаря-глоссария DWDS-Themenglossar [8]. По своей структуре этот словарь практически идентичен бумажному толковому словарю DUDEN, WAHRIG: реестры размещены в алфавитном порядке, выделены графически (шрифты: синий, черный, темно-серый, светло-серый, жирный, обычный, реестр подчеркнуто), имеют грамматическую, лексическую и стилистическую характеристики, а также условные обозначения. Анализируемые словарные параметры расширяет полисемия, то есть указания относительно функционирования термина или слова в прямом и переносном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.