Научная статья на тему 'МЕДИАТЕКСТЫ, ФИЛОСОФИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

МЕДИАТЕКСТЫ, ФИЛОСОФИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиатекст / философия / критическое мышление / студенты / media text / philosophy / critical thinking / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вермишова Полина Ивановна

Предпринята попытка рефлексии накопленного опыта в преподавании дисциплины «Философия и основы критического мышления» в течение 2022–2023 гг. Курс рассчитан на студентов заочной формы обучения транспортного вуза. Делается вывод, что тексты СМИ, кино и телевидения, художественная литература, фольклор обладают значительным дидактическим потенциалом при обучении студентов высшей школы и необходимо активнее задействовать на занятиях примеры из медиапространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вермишова Полина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA TEXTS, PHILOSOPHY AND CRITICAL THINKING: THE POTENTIAL OF USE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article attempts to reflect on the accumulated experience of teaching the discipline ‘Philosophy and fundamentals of critical thinking’ during 2022–2023. The course is designed for correspondence students of a transport university. It is concluded that the texts of the media, cinema and television, fiction, folklore have significant didactic potential when teaching students of higher education. It is necessary to actively use examples from the media space in the classroom.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТЕКСТЫ, ФИЛОСОФИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

I. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 378+165.0

DOI: 10.24412/2308-7196-2024-1-5-13

Вермишова Полина Ивановна

кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия, социология и история»

ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Москва, Россия 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9 e-mail: vermi.poli@gmail.com

МЕДИАТЕКСТЫ, ФИЛОСОФИЯ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Polina I. Vermishova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Sociology and History

Russian University of Transport, Moscow, Russia 127994, GSP-4, Moscow, Obraztsova st, 9, p. 9 e-mail: vermi.poli@gmail.com

MEDIA TEXTS, PHILOSOPHY AND CRITICAL THINKING: THE POTENTIAL OF USE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. Предпринята попытка рефлексии накопленного опыта в преподавании дисциплины «Философия и основы критического мышления» в течение 2022-2023 гг. Курс рассчитан на студентов заочной формы обучения транспортного вуза. Делается вывод, что тексты СМИ, кино и телевидения, художественная литература, фольклор обладают значительным дидактическим потенциалом при обучении студентов высшей школы и необходимо активнее задействовать на занятиях примеры из медиапространства.

Ключевые слова: медиатекст, философия, критическое мышление, студенты.

Abstract. The article attempts to reflect on the accumulated experience of teaching the discipline 'Philosophy and fundamentals of critical thinking' during

5

2022-2023. The course is designed for correspondence students of a transport university. It is concluded that the texts of the media, cinema and television, fiction, folklore have significant didactic potential when teaching students of higher education. It is necessary to actively use examples from the media space in the classroom.

Key words: media text, philosophy, critical thinking, students.

Последние 30 лет система высшего образования в России подвергается коренным трансформациям. Изменения коснулись практически всех элементов системы: меняются цели и задачи высшей школы, статусы и роли ее субъектов, содержание и формы учебной деятельности. Осмыслению непрерывно происходящих сдвигов посвящены работы многих исследователей [4; 7; 8; 10;

15]. Одной из новаций в структуре учебных курсов стало появление (вернее сказать, заимствование) дисциплины, связанной с преподаванием критического мышления в вузах. Одним из факторов, способствующих проникновению дисциплины в учебный процесс, стала очевидная несостоятельность предмета «философия» с точки зрения многих исследователей образования [1; 5; 11; 12;

16]. Имидж философии как учебной дисциплины неоднозначен. Одни видят в философии наследие диалектического материализма, другие - скучное и оторванное от современности обращение к истории философских течений и биографии крупных мыслителей. Неудивительно, что в условиях борьбы за нагрузку и тренда на профессионализацию высшего образования университетское руководство сокращает либо кардинально переосмысляет социально-гуманитарный блок. Как правило, это дисциплины, преподаваемые на 1-м, реже - 2-м курсе.

Необходимо отметить, что критическое мышление давно и успешно преподается в иностранных университетах. Наполнение курса может отличаться в зависимости от методологии, которой придерживается преподаватель или учебное заведение. В нашей стране содержание, структура и длительность курса пока не устоялись, сейчас идет процесс становления, определяются цели и задачи, количество часов, содержание и структура учебной дисциплины. Соответственно, преподаватели вузов, читающие данный курс, находятся пока в поиске оптимальных методологий и инструментов [2; 3; 6; 9; 13; 14]. Автор статьи столкнулся с необходимостью чтения дисциплины «философия и основы критического мышления» осенью 2021 г. для студентов заочной формы обучения в транспортном вузе (для всех направлений подготовки).

Структурно курс включает в себя 8 часов лекций, 8 часов практических занятий, завершается экзаменом. Отметим, что инициатива чтения курса (как и название) исходила от руководства вуза. Введенная дисциплина имела целью обновление традиционного курса философии и приведение его в соответствие с рисками и вызовами информационного общества.

Одной из сложных задач, которую нужно было решить в курсе, было наполнение практического блока актуальными примерами, иллюстрирующими

этапы критического мышления, его применение в реальной повседневности и профессиональной деятельности. Решение предполагало подбор такого материала для практических занятий, который, с одной стороны, отражает и закрепляет теоретическое содержание курса, с другой - максимально понятно демонстрирует обучающимся возможности применения технологий и практик критического мышления и философской методологии. Анализ имеющихся в открытом доступе источников (на момент середины лета 2021 г.) показывал разнородность, фрагментарность либо излишнюю теоретизированность практических занятий по аналогичным курсам в других вузах, поэтому практические задания разрабатывались фактически с нуля. Предлагаемые задания оцениваются студентами по критериям сложности и эффективности конце каждого семестра. Это позволяет делать набор заданий максимально гибким и соответствующим задачам курса, потенциалу отдельных групп и студентов.

В блоке, посвященном введению в философскую терминологию и круг философских проблем (например, зарождению философского знания, его разделам, возможности познания, первичности материи, происхождения и сущности человека, подходам к пониманию сознания и др.), требовалось найти задания, максимально простые и в то же время приближенные к теоретической философии. Остановимся на нескольких типах заданий подобного рода. Первое из них заключается в нахождении в художественной литературе, СМИ, кинофильмах, фольклоре, сказках коротких фраз, с помощью которых студенты могли научиться определять разделы философского знания и актуализировать знания о направлениях философских исследований в течение многих эпох. Работа над пополнением базы цитат ведется непрерывно и насчитывает сейчас более 150 фраз. Приведем несколько таких примеров.

1. Существовать не тяжело, жить - самое простое дело (Б. Пастернак). Студент опирается на ключевые слова-подсказки, помогающие соотнести цитаты с разделами философии. В данном примере такими словами выступают «существовать» и «жить», отсылающие к онтологической тематике. Студент заключает, что смысл цитаты соотносится с онтологией и философской антропологией, т. к. речь идет о жизни человека.

2. Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведен во всеобщее правило (И. Кант). В этом примере подсказками являются «поступайте» и «правило», что дает возможность определить высказывание как этическое и затрагивающее проблемы социальной философии. Попутно отметим, что взаимосвязь между этическими нормами и обществом, в котором они установлены, не сразу становится очевидной для большинства студентов.

Подбор ряда этических высказываний (например, из кодекса Хаммурапи или свода правил Петра I) позволяет показать, что этические суждения носят исторический характер, обусловлены культурой, традицией, эпохой, следовательно, этот характер относительный, а не абсолютный.

3. Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно (фильм «Бойцовский клуб», 1999). В данном примере

студент должен обнаружить аксиологию и социальную философию, опираясь на смысл фразы.

4. Истина - это то, что выдерживает проверку опытом (А. Эйнштейн). Пример иллюстрирует гносеологию и, что менее очевидно, социальную философию, потому что истина устанавливается, проверяется, доказывается, подтверждается коллективами специалистов, находящимися в определенных отношениях.

5. Смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит и по тебе (Дж. Донн). Этот и последующие примеры оставим без комментария, чтобы у читателей была возможность самостоятельно включиться в интеллектуальный поиск.

6. Познавший самого себя - собственный палач (Ф. Ницше).

7. Призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись (песня из фильма «Земля Санникова», сл. Л. Дербенева).

8. Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет (С. Есенин).

Второй тип заданий предполагает работу студентов с сущностями «2-го уровня», т. е. более глубокое проникновение в содержание высказывания и соотнесение его с теми проблемами, которые находятся в фокусе внимания философов до сих пор. К числу таких трудных тем относятся проблемы истины, языка и сознания, зарождения жизни, сверхпотребления и неравенства, будущего человечества, бессмертия и свободы воли и мн. др. В этом задании необходимо подготовить краткое эссе по цитате, где развертывается и аргументируется собственная позиция студента. Например, цитата Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» требует от студента не только погружения в биографии двух великих философов, но и понимания различий их взглядов на реальность, достоинств и слабых мест их концепций, что в свою очередь приводит к необходимости встать на ту или иную точку зрения осознанно. Задание позволяет овладеть умением выделять главное в информации и кратко представлять результаты. Ниже приведем несколько цитат для эссе:

1. Человек - это веревка, протянутая между животным и Сверхчеловеком, канат над бездной. Опасно решиться, опасно идти, опасно оглянуться назад, опасно испугаться, опасно остановиться в нерешительности (Ф. Ницше).

2. Человек - всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но он мыслящий тростник (Б. Паскаль).

3. Учиться и не думать бесполезно. Думать и не учиться опасно (Конфуций).

4. Нет опасных мыслей; мышление само по себе опасно (Х. Арендт).

5. Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее; кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое (Д. Оруэлл).

6. В прошлом была опасность стать рабом. Опасность будущего в том, что человек может стать роботом (Э. Фромм).

7. Действительность же есть ряд больших и мелких мучений и в самом счастливом случае - постоянная смена тяжелого труда и гнетущей скуки, с одной стороны, и исчезающих иллюзий - с другой (Вл. Соловьев).

8. Падение человека возможно лишь с высоты, и само падение человека есть знак его величия (Н. Бердяев).

9. Страшно не жить во сне, страшно проснуться в чужом сне (М. Мамардашвили).

10. Чем человек несчастнее, тем больше он боится изменить свое положение из страха стать еще несчастнее (П. Кропоткин).

Погружение в категории «сознание», «воля», «рефлексия», «познание», «субъект», «объект» сопровождается выполнением заданий на обнаружение объектного (пассивного) и субъектного (проактивного и осознанного) поведения. Дается понятие субъекта как носителя сознания, коммуникации, деятельности, объясняется, что в субъекте реализуются принципы про-активности, ответственности и рефлективности (самоанализа).

Для работы студентам предлагается большая подборка цитат, над смыслом которых они будут размышлять самостоятельно или в парах. Такие высказывания легко находятся в фильмах, сказках, прозе, пословицах, интервью и материалах СМИ. Представим ряд примеров.

- Хорошего мужика надо самой делать, а не готовым получать (фильм «Москва слезам не верит», 1979).

- Везет старик дочку родную в чащу лесную не по собственному хотению, а по мачехину велению (фильм «Морозко, 1964).

- Все бежали, и я побежал... (фильм «Джентльмены удачи», 1971).

- Все напрасно, дружище. От судьбы не уйдешь. Я проиграл и вас, и ваши сто крон. Я сделал все, что было в моих силах, но рок сильнее меня. Это рок швырнул вас в лапы поручика Лукаша, так что пришло время нам расстаться. (Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время Первой мировой войны»).

- Счастье в воздухе не вьется, а руками достается.

- Кто рано встает, тому Бог подает.

- Готовь сани летом, а телегу - зимой.

- Под лежачий камень и вода не течет.

- Можно мотивировать страхом, а можно мотивировать наградой. Но оба эти метода носят временный характер. Единственная постоянная вещь - это самомотивация (футболист Г. Райс).

- Важнейшим качеством является честность в отношениях с фигуристами. Мы не пытаемся ввести их в заблуждение, объясняя поражение некачественным льдом, судейскими ошибками, силой соперников (хореограф Д. Глейхенгауз).

Заметим, что это задание, несмотря на кажущуюся легкость, на самом деле часто вызывает затруднения у учащихся. В лекционном курсе красной

нитью проходит мысль, что человек, который критически мыслит, - это тот, кто думает перед решением, анализирует варианты и последствия, принимает решение и отвечает за его результат. Ответственность - то качество, которое характеризует зрелую личность. К сожалению, даже среди студентов 30+ не все обладают таким качеством и умением анализировать собственные мысли, мотивы, поступки. Для связи с повседневной жизнью автор использует примеры из поведения самих студентов. В качестве объяснения важности этой темы автор обычно просит двух-трех опоздавших студентов рассказать всем о причине опоздания на занятие. Так как опоздавший студент не слушал задание, ему не очень понятно, почему группа смеется, услышав его ответ. Самый распространенный вариант объяснения связан с дорогой (пробки, электрички и т. п.). Разумеется, группа указывает опоздавшим на то, что они продемонстрировали объектное поведение.

Богатейшие возможности предоставляют форумы, блоги, фильмы, художественная литература при формировании умений и навыков использования логических законов. Логика, как известно, сама по себе не так легка для усвоения, поэтому ее «оживление» позволяет решить сразу ряд задач: во-первых, поддержать интерес и мотивацию студентов, во-вторых, облегчить понимание сложного материала, в-третьих, расширить культурный кругозор и словарный запас учащихся, в-четвертых, способствовать росту уважения преподавателя, сумевшего предложить нетривиальные задания. Например, активное применение повести Я. Гашека, буквально наполненной примерами нарушения законов логики, побудило многих студентов впервые обратиться к этому произведению. Цитаты из высказываний известных политиков, артистов, спортсменов вызывают улыбку, интеллектуальный азарт и чувство гордости, что они, студенты, умнее этих персон, раз смогли увидеть логические ошибки в их словах.

Примеры с нарушением закона тождества:

«Президент сказал: "Есть контакт!" Будем есть контакт» (В.С. Черномырдин).

Сегодня у нас понедельник или пятница? Вы женаты? Любите ли горгонзолу? Есть ли у вас дома клопы? Как ваше здоровье? Была ли у вашей собаки чумка? (из Я. Гашека).

Ментов надо кончать! У вас какая-то мания появилась с возрастом -кончать! Консенсус надо искать, консенсус! Правильно! Найти консенсус и ногами его, ногами! (из фильма «Ширли-мырли», 1995 г.).

Блогер Алена: «Озвучь теорему Пифагора. Ты помнишь ее?». Волочкова: «Теорему Пифагора? Это какая-то... ни по какой теореме... Вот я вам могу сказать на примере моей травмы бедра. Я не знаю, кто написал, какие издания, у меня есть мои книги» (из блогосферы).

Нарушение закона противоречия:

Еще один маленький, но довольно-таки большой вопрос. Кто против? Подавляющее меньшинство! (из фильма «Гараж», 1979 г.).

Юрий Лужков московским строителям: «Работаете вы хорошо, но дальше так работать нельзя» (из СМИ).

Но я знаю, как машина тебе дорога. Даг, это всего лишь железяка. Только по приезде песок вычисти из покрышек и пройдись полировочкой. Не волнуйся, все сделаю. И еще. Алана за руль не пускай. Он слегка дефективный. Понятно. И Фила тоже. Я его не люблю (из фильма «Мальчишник в Вегасе», 2009 г.).

Нарушение закона достаточного основания:

Позднее по непонятным причинам кто-то застрелил этого молодого президента, когда он ехал в машине. Еще через несколько лет кто-то застрелил его младшего брата на кухне в отеле. Опасно быть братьями (Из фильма «Форрест Гамп», 1994 г.).

Людмила Ивановна, а мне? Чего тебе? Их! Студентов! Да нету больше -кончились. Как это кончились?! Их же восемь штук, как раз по два на каждого получается. Ну у тебя получается, а у меня нет. Почему? Да по кочану (из фильма «Афоня», 1975 г.).

А на маневрах капитан фон Кауниц строил нас, как для церемониального марша, и говорил: «Солдаты, э-э-э... помните... э-э-э, что сегодня среда, потому что завтра будет четверг, э-э-э...» Мы, нижеподписавшиеся судебные врачи, основываясь на абсолютной умственной отсталости Йозефа Швейка, кретинизм которого явствует из его слов «Да здравствует император Франц-Иосиф I», пришли к заключению, что его психическое состояние - клинический идиотизм (из Я. Гашека).

Генеральный прокурор Ю. Скуратов: «Мы пересадили всех. Но меньше, чем хотелось бы».

У нас нет никаких доказательств того, что Махачев использовал капельницу. Поэтому мы не можем подать куда-либо заявление о том, чтобы данное дело расследовали. Но мы точно знаем, что он что-то использовал (Команда бойца Алекса Волкановски после проигрыша боя Исламу Махачеву).

Нарушение закона исключенного третьего:

У них там все немного не так. В смысле, у них там все точно так же, как и здесь, только немного по-другому (из фильма «Криминальное чтиво», 1994 г.).

Милосердие Божие бесконечно, но бесконечно оно только для людей порядочных. (из Я. Гашека).

Нас никто не любит, если не считать уголовного розыска (И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»).

Ложные аргументы:

О чем это она? Барона кроет. И что говорит? Ясно что: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный. И чего хочет? Ясно чего: чтоб не бросал. Логично (из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г.).

Слушай мою команду! Руками ничего не трогать! Огонь не разводить! Ты выстираешь все белье, а вы... Вам английский язык... Выучить от сих до сих.

Приеду - проверю. Если не выучите, моргалы выколю, пасти порву и, как их, носы пооткушу (из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.).

Иван Васильевич, посмотрите, как мою квартиру обработали! Это же все, что нажито непосильным трудом, все погибло! Магнитофон импортный... Пиджак замшевый... Портсигар золотой, отечественный, ничего же нет (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.).

Вот и я говорю: кто шляпу спер, тот и тетку укокошил (Б. Шоу «Пигмалион»).

Один из способов мотивировать студентов на отработку навыков анализа материала - задание на самостоятельный поиск иллюстраций из СМИ, сериалов, фильмов и художественной литературы. Медиатекст вполне может не только служить отражением (слепком) социальной реальности, но и выступать инструментом познания. Активное задействование подобных текстов методологически оправдано в процессе обучения философии и критическому мышлению, т. к. позволяет объяснить сущность критического мышления, его этапы и технологии, способствует формированию навыков анализа и верификации информации. Внедрение в учебный процесс медиатекстов усилит практикоориентированность курса и повысит степень вовлеченности в него студентов.

Список литературы

1. Беляев А.В. Преподавание философии в вузе: почему количество не переходит в качество // Человек. Социум. Общество. - 2020. - № 2. - С. 18-23.

2. Бердникова И.А. Применение технологии развития критического мышления студентов для обеспечения качества усвоения учебного материала // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. -№ 4. - С. 14-22.

3. Вранчан Е.В. Курс «Логика и критическое мышление» как инструмент формирования гибких навыков (soft skills) у студентов вуза // Проблемы современного образования. - 2023. - № 1. - С. 31-41.

4. Гилязова О.С., Замощанская А.Н. Дилемма «Советские традиции -болонские инновации»: к вопросу о выборе модели российского высшего образования // ЦИТИСЭ. - 2023. - № 2(36). - С. 308-317.

5. Карпова Л.М. Место философии в системе образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - № 5(9). - С. 13-16.

6. Киричек А.В., Ходикова Н.А. Использование произведений игрового кино в воспитательной работе с обучающимися в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Культура и безопасность. - 2022. - № 3. - С. 5-13.

7. Климов С.Н., Вермишова П.И. Философская рефлексия статуса преподавателя как субъекта высшей школы // Экология человека в зеркале зеленой повестки современного мира : сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции с международным участием / под ред. Э.В. Барковой, О.М. Бузской. - М. : Русайнс, 2022. - С. 75-80.

12

8. Куликова Д.Н., Белова И.В. Проблемы трансформации роли преподавателя в условиях применения междисциплинарного подхода в образовательном процессе // Философия образования. - 2022. - Т. 22. - № 2. -С. 143-157.

9. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технология разработки индивидуальных траекторий развития критического мышления преподавателя и студента // Гаудеамус. - 2015. - № 1(25). - С. 74-83.

10. Петров В.В. За пределами болони: перспектива развития отечественных университетов в условиях локализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2023. - № 72. - С. 142-150.

11. Полянский Д.В. Методологические проблемы и особенности преподавания философии в современном российском бакалавриате // Ценности и смыслы. - 2022. - № 3(79). - С. 111-123.

12. Ретюнских Л.Т. Образование как мышление, или Место философии в системе образования // Философские науки. - 2023. - Т. 66. - № 1. - С. 24-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Солодихина М.В. Критическое мышление в высшем естественнонаучном образовании: определение и содержание понятия : монография / Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2022. - 164 с.

14. Суханова Н.П. Проблемный метод в реализации проекта по критическому мышлению // Проблемы современного образования. - 2022. -№ 1. - С. 23-30.

15. Финогентов В.Н. О некоторых очевидных причинах неуспехов реформирования системы высшего образования в постсоветской России // Педагогическая наука в современном образовательном пространстве: теоретические и практические исследования (к 135-летию выдающегося отечественного педагога А.С. Макаренко) : сборник трудов Международной научно-практической конференции. - М. : СамПолиграфист, 2023. - С. 338-346.

16. Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 10. - С. 99-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.