Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ TELEGRAM-КАНАЛА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ИНТЕГРАЦИЯ TELEGRAM-КАНАЛА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ПОКОЛЕНИЯ Z / TELEGRAM-КАНАЛ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Вячеславовна, Смирнова Мария Вадимовна

Отвечая на вызовы меняющейся образовательной среды и соответствуя запросам нового поколения студентов, преподаватель иностранного языка находится в постоянном поиске актуальных дидактических средств и технологий. Нерешенной остается проблема снижения познавательной активности студентов неязыковых направлений подготовки в изучении иностранных языков. Познавательная активность, являясь качеством личности и важным стимулом обучения, оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс и его результат. Это обуславливает актуальность проводимого авторами исследования. Выбирая Telegram-канал как методический прием стимулирования познавательной активности, авторы опираются на исследования социально-психологических характеристик студентов поколения Z, их интересов и жизненных стратегий. Особое внимание в статье уделено типам контента и способам представления информации в Telegram-канале учебной языковой группы. Практическая значимость исследования заключается в рефлексии педагогического опыта интеграции Telegram-канала в учебный процесс, а также в возможности применения представленных конкретных типов публикаций для стимулирования познавательной активности студентов в контексте языковых дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Вячеславовна, Смирнова Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION OF A TELEGRAM-CHANNEL INTO FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY

Responding to the challenges of a changing educational environment and meeting the needs of a new generation of university students, a foreign language teacher is in constant search of relevant didactic tools and technologies. The problem of the cognitive activity reducing of university students of non-linguistic majors in the study of foreign languages remains unresolved. Being a quality of an individual and an important incentive for learning, cognitive activity has a direct impact on the educational process and its result. This justifies the relevance of the research. Choosing the Telegram-channel as a technique for stimulating cognitive activity, the authors rely on studies of the socio-psychological characteristics of Generation Z students, their interests and life strategies. The authors pay special attention on the types of content and ways of presenting information in the Telegram channel of the educational language group. The practical significance of the research lies in the reflection of the pedagogical experience of the Telegram-channel integration into the educational process, as well as the possibility of using the presented specific types of publications to stimulate the cognitive activity of students in the context of language disciplines.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ TELEGRAM-КАНАЛА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 372.881.1

интеграция telegram-канала в процесс обучения иностранному языку как фактор стимулирования познавательной активности студентов

Кузнецова Екатерина Вячеславовна1,

канд. пед. наук, e-mail: ecaterina.kuz@gmail.com,

Смирнова Мария Вадимовна2,

e-mail: ya.natalia56@yandex.ru, 1Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород, Россия 2Приволжский исследовательский медицинский университет, г. Нижний Новгород, Россия

Отвечая на вызовы меняющейся образовательной среды и соответствуя запросам нового поколения студентов, преподаватель иностранного языка находится в постоянном поиске актуальных дидактических средств и технологий. Нерешенной остается проблема снижения познавательной активности студентов неязыковых направлений подготовки в изучении иностранных языков. Познавательная активность, являясь качеством личности и важным стимулом обучения, оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс и его результат. Это обуславливает актуальность проводимого авторами исследования. Выбирая Telegram-канал как методический прием стимулирования познавательной активности, авторы опираются на исследования социально-психологических характеристик студентов поколения Z, их интересов и жизненных стратегий. Особое внимание в статье уделено типам контента и способам представления информации в Telegram-канале учебной языковой группы. Практическая значимость исследования заключается в рефлексии педагогического опыта интеграции Telegram-канала в учебный процесс, а также в возможности применения представленных конкретных типов публикаций для стимулирования познавательной активности студентов в контексте языковых дисциплин. Ключевые слова: познавательная активность, студенты поколения Z, Telegram-канал, обучение иностранному языку

the integration of a telegram-channel into foreign language teaching as a factor in the development of students' cognitive activity

Kuznetsova E.V.1,

candidate of pedagogical sciences, e-mail: ecaterina.kuz@gmail.com,

Smirnova M.V.2,

e-mail: ya.natalia56@yandex.ru, linguistics University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia 2Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russia

Responding to the challenges of a changing educational environment and meeting the needs of a new generation of university students, a foreign language teacher is in constant search of relevant didactic tools and technologies. The problem of the cognitive activity reducing of university students of non-linguistic majors in the study of foreign languages remains unresolved. Being a quality of an individual and an important incentive for learning, cognitive activity has a direct impact on the educational process and its result. This justifies the relevance of the research. Choosing the Telegram-channel as a technique for stimulating cognitive activity, the authors rely on studies of the socio-psychological characteristics of Generation Z students, their interests and life strategies. The authors pay special attention on the types of content and ways ofpresenting information in the Telegram-

channel of the educational language group. The practical significance of the research lies in the reflection of the pedagogical experience of the Telegram-channel integration into the educational process, as well as the possibility of using the presented specific types ofpublications to stimulate the cognitive activity of students in the context of language disciplines.

Keywords: cognitive activity, generation Z students, Telegram channel, foreign language teaching

DOI 10.21777/2500-2112-2023-2-70-76

Введение

Практический опыт преподавания иностранного языка в высшей школе позволяет говорить о том, что активное участие в собственном обучении является необходимым условием достижения студентами академических высот, развития критического мышления, формирования профессиональных компетенций, навыков самообразования и в дальнейшем желания совершенствоваться в выбранной профессиональной деятельности.

К сожалению, как отмечают многие преподаватели, студенты неязыковых направлений подготовки пассивно относятся к изучению иностранного языка, не стремятся уделять достаточное количество времени на подготовку к занятиям или вовсе пропускают практику по языку. Объяснить данную тенденцию можно неосознанностью студентами важности языкового образования ввиду отсутствия прямой связи с будущей профессиональной деятельностью или трудностями, обусловленными недостаточным уровнем владения языком после школы, несформированностью навыков самостоятельной работы1.

С целью выявить актуальные причины низкой заинтересованности в изучении иностранных языков студентов неязыковых направлений подготовки было проведено анкетирование 100 бакалавров НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, обучающихся по образовательным программам «Международный менеджмент», «Экономика», «Реклама и связи с общественностью», «Туризм». Результаты анкетирования показали, что 93 % респондентов отлично понимают важность языкового образования. На вопрос, для чего стоит изучать иностранный язык (английский) в современном мире, студенты давали следующие ответы: английский язык - язык интернета; можно читать статьи в оригинале, смотреть фильмы, проходить онлайн-обучение; английский язык помогает понять культуру чужой страны, открывает возможности для путешествий; знание иностранного (английского) языка поможет увеличить зарплату на 50 %; английский является обязательным требованием вакансий международных компаний; дает шанс на быстрое продвижение по карьерной лестнице и другие. Отметим, что небольшой процент опрошенных студентов задумываются о релокации в будущем.

Частные беседы с преподавателями и собственные наблюдения подтверждают тот факт, что, приступая к занятиям иностранным языком, у студентов неязыковых направлений присутствует высокая мотивация и желание активного участия в собственном языковом образовании, однако позднее интерес значительно ослабевает и пропадает у 70 % обучающихся. Таким образом, обнаруживается противоречие между осознанной необходимостью студентами изучать иностранный язык и фактическим снижением познавательной активности уже в процессе обучения.

Опираясь на фундаментальные труды, посвященные вопросам формирования и развития познавательной активности обучающихся, а также научные публикации последних лет [1-5], в настоящем исследовании данное понятие определяется как качество личности студента, характеризующееся устойчивым интересом к приобретению новых знаний и готовностью к инициативной поисковой деятельности, обязательно сопровождаемой положительными эмоциями. Выступая как важнейший фактор развития личности, познавательная активность преобразуется в потребность выйти за пределы изучаемого материала, в необходимость постоянно расширять кругозор, повышать интеллектуальный уровень, совершенствоваться в профессиональной сфере.

1 Вавилова Е.О. Внеаудиторная работа как фактор повышения мотивации при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка в неязыковом вузе: материалы Межвузовского круглого стола (г. Оренбург, 3 февраля 2017 г). - Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2017. - С. 14.

Рассматривая познавательную активность как двусторонний процесс, подчеркнем, что целенаправленная деятельность преподавателя играет первостепенную роль в развитии познавательной активности обучающихся. Следует также отметить, что студенты проявляют большую мотивацию к изучению предмета, если преподаватель им импонирует. Именно от личности преподавателя зависит, насколько учебный процесс нетривиальный и прогрессивный.

Профессионал своего дела, успешный, уверенный и оптимистичный, со многими творческими идеями, заражающий своим энтузиазмом, умеет общаться со студентами вне практических занятий, ведет аккаунты в социальных сетях - именно таким представляют преподавателя иностранного языка современные студенты [6, с. 17].

Итак, познавательная активность имеет основополагающее значение для достижения значимых результатов в высшем образовании, в том числе для успешного развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Названные выше причины обусловливают актуальность поиска новых методов и приемов стимулирования познавательной активности студентов в контексте овладения иностранным языком.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является исследование потенциала Те^гат-канала для развития познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку. Практическая ценность исследования заключается в распространении успешного педагогического опыта, который может быть рассмотрен в качестве примера интеграции данного сервиса в учебный курс языковой дисциплины нелингвистических направлений подготовки.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1) рассмотреть возможности Те^гат-канала как средства стимулирования познавательной активности с учетом социально-психологических особенностей обучающихся;

2) описать типы контента, подходящие для публикации в Те^гат-канале учебной языковой группы;

3) обобщить положительный педагогический опыт интеграции Те^гат-канала в процесс обучения иностранному языку на неязыковых направлениях подготовки;

4) сделать выводы об эффективности использования Те^гат-канала с целью развития познавательной активности студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

В научно-исследовательской литературе отмечается, что современные студенты относятся к поколению Ъ - зумеров или центениалов [7]. К социально-психологическим характеристикам данного поколения относятся следующие:

- приоритет визуальной коммуникации над вербальной;

- активное общение в виртуальной среде;

- отрицание иерархии и авторитарного стиля;

- популярность блогеров, инфлюенсеров, добившихся успехов в своей профессиональной деятельности;

- важность конкретных знаний для реализации насущных задач;

- нежелание следовать фиксированному расписанию, предпочтение отдается свободному графику учебы или работы;

- отсутствие амбициозных целей, ориентир на краткосрочные перспективы;

- знание иностранного языка не самоцель, а средство самореализации в профессиональном плане [7; 8].

С целью оптимизации процесса обучения в научных публикациях отмечается необходимость

адаптировать преподаваемые дисциплины к особенностям восприятия информации поколением Ъ, а именно: использовать визуализацию для подачи учебных материалов, произвести переход от теории к

практике, усилить персонализацию и создать безопасную среду, делить задачи, обеспечить постоянную обратную связь2.

По мнению педагогов-исследователей, именно интернет-сервисы оказывают мощное стимулирование познавательного интереса к изучению иностранных языков [9; 10]. Социальные сети, блоги, мессенджеры, подкасты и видеохостинги - все то, что стало неотъемлемой частью жизни современного студента, успешно используется как дидактический материал [10, с. 16], а также становится средством мотивации и развития познавательной активности.

Сервис Telegram является относительно новой и вместе с тем уникальной формой сосуществования коммуникации и репрезентации информации. Как отмечают «Ведомости», к январю 2023 года аудитория Telegram в России составила около 40 % от всех интернет-пользователей в стране3. Его по праву называют одной из лучших медиаплощадок, так как кроме выполнения функций мессенджера, Telegram является платформой для получения новостей и контента с помощью каналов. Информация распространяется по типу тематических сообществ в социальных сетях. Аудитория Telegram-каналов в России неуклонно растет и на данный момент составляет уже 2 млрд4.

Telegram-каналы любой тематической направленности функционируют по одинаковому принципу: авторы публикуют медиатексты с различной степенью креолизации, гипертекстуальными включениями и внешними атрибутами блогов (авторство, время публикации, заголовки, кнопки одобрения -по личному желанию автора) [11, с. 58].

Платформа Telegram открывает новые возможности для распространения учебного контента. Однако за исключением нескольких научных публикаций, а именно Ю.А. Михеевой, Р.Р. Гатули-на, Д.А. Колупаевой, О.А. Белых [12-14], исследования, раскрывающие дидактический потенциал Telegram-канала, отсутствуют, что делает настоящее исследование еще более актуальным.

Общая концепция Telegram-канала, автором которого является преподаватель иностранного языка, видится в позиционировании языкового образования как доступного и увлекательного процесса. Открытость к коммуникации и позитивный настрой должны стать базовыми принципами взаимодействия с обучающимися, а целью - стимулирование познавательной активности студентов и в дальнейшем развитие учебной автономии и понимания необходимости обучения на протяжении всей жизни.

Начать работу целесообразно с разработки контент-плана. Контент-план - удобный инструмент для планирования публикаций в соцсетях, который составляется на месяц в формате таблицы. Написанный заранее с учетом рабочей программы дисциплины контент-план позволит: 1) упорядочить материал по темам и датам планируемых публикаций; 2) сэкономить время преподавателя на подбор ме-диаматериалов, когда учебный процесс уже начался; 3) учесть образовательные цели и интересы студентов за счет сочетания контента разного типа; 4) делать посты регулярно и избежать беспорядочных публикаций: достаточно двух-трех сообщений в неделю, в зависимости от трудоемкости дисциплины.

Разрабатывая контент-план, следует включать разные по содержанию и форме репрезентации информации типы контента: вовлекающий, мотивационный, информационный, обучающий, репутационный.

Вовлекающий контент призван вызывать активную ответную реакцию и положительный эмоциональный отклик. Основная цель публикаций - завоевать студенческую аудиторию, показать, что преподаватель открыт к коммуникации. Чаще всего это развлекательные, обязательно интерактивные посты, флешмобы, рубрика «Вопрос - ответ», тесты, головоломки, игры и опросы.

В качестве одного из первых интерактивных заданий в Telegram-канале можно предложить целе-полагание на языковой курс: продумать ценности, интересы, желания и идеальные перспективы; представить план достижения цели со стратегиями преодоления возможных препятствий; обозначить способы мониторинга результативности выбранных стратегий; разместить фотографию, наиболее полно

2 Полазник Е.А., Михеева Е.А. Специфика обучения представителей поколения Z // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. Ч. 3. Психологические науки. - Минск: РИВШ, 2022. - Вып. 22. - С. 266-272.

3 Тюняева MTelegram впервые обогнал WhatsApp по объему трафика. - URL: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2023/01/23/959995-telegram-obognal-whatsapp (дата обращения: 03.03.2023). - Текст: электронный.

4 Демидкина К. Аудитория русскоязычных каналов в Telegram выросла вдвое за 2022 год. - URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/483954-auditoria-russkoazycnyh-kanalov-v-telegram-vyrosla-vdvoe-za-2022-god (дата обращения: 03.03.2023). - Текст: электронный.

отображающую идеальную перспективу с коротким текстом на иностранном языке. Также интересным будет предложить студентам самим определить некоторые темы, которые они хотели бы обсудить в рамках языковой дисциплины. Опубликованные размышления студентов обязательно должны быть отмечены преподавателем и доброжелательно приняты группой.

Следующим типом контента должен стать мотивационный: картинки-мотиваторы, рубрики «Цитата дня» и «Советы экспертов» (лайфхаки). Обучающихся необходимо активно привлекать делиться своими мотивирующими историями, советами и достижениями в комментариях.

Возможность открытой дискуссии является фактором студенческой вовлеченности, поэтому, объявив конкурс на лучший перевод цитаты дня, следует пригласить прокомментировать предложенные варианты и затем выбрать победителей путем голосования. Открытая дискуссия заставляет студентов проявлять себя, высказывать мнение, побуждает к более аналитическому осмыслению изучаемого вопроса или проблемы.

К информационному контенту относятся все сообщения организационного содержания: о сроках начала обучения, о форматах работы, способах взаимодействия с преподавателем, цели и задачи дисциплины, виды контроля и другие. К этому же типу контента можно отнести правила взаимодействия в Те^гат-канале и чате. Закрепленное сообщение с нормами вежливости поможет преподавателю выстроить личные границы и при необходимости призвать к дисциплине, предупреждая конфликтные ситуации. Анонсы научных конференций, приглашения к участию в студенческих профессиональных конкурсах и олимпиадах также станут информационным наполнением учебного Те^гат-канала.

Планируя обучающий контент, необходимо иметь в виду, что все-таки основной задачей ведения преподавателем Те^гат-канала является стимулирование познавательной активности, поэтому не следует перегружать студентов большим количеством ссылок на электронные учебные материалы. Обучающую информацию стоит презентовать в ненавязчивой форме: короткие видео или подкасты с использованием активной грамматики; фотографии с текстом, демонстрирующие новую лексику в контексте; ссылки на научные статьи и новости профессиональной сферы, по которой обучаются студенты, инструкции (гайды) и советы (лайфхаки).

Оформить план работы над диалогом или презентацией можно в виде карточек-лайфхаков. Подобный контент обычно получает положительный отклик и вызывает энтузиазм. Подборки можно делать не только с советами, которые касаются процесса обучения, но также с полезными книгами и фильмами.

Репутационный контент транслирует экспертность преподавателя и повышает его статус. Если регулярно делиться своими научными и профессиональными успехами со студентами, проводить открытые мастер-классы и вебинары, то завоевать доверие студентов становится достаточно легко.

Особой популярностью у студентов пользуются личные истории и кейсы выпускников. Рассказывая о том, каких профессиональных успехов достигли бывшие студенты, преподаватель дает понять, что ему небезразлична профессиональная состоятельность обучающихся и он готов поддерживать с ними связь и после окончания вуза. Убеждаясь в профессионализме преподавателя и проникаясь доверием через контент, студенты находят в нем необходимый источник мотивации и вдохновения.

Отбирая материал для наполнения Те^гат-канала, необходимо иметь в виду, что познавательная активность формируется под воздействием внешних стимулов, неразрывно связанных с такими категориями, как новизна, сложность, неопределенность, они вызывают познавательный интерес и побуждают к активному, преднамеренному поведению [15].

Существенно отметить, что задачей преподавателя становится отслеживать динамику группы, поддерживать активность и приятную атмосферу, проводить интерактивы, инициировать дискуссии, давать обратную связь, комментировать выполненные задания, публиковать полезный контент и приглашать к обсуждению. В конце курса следует разработать и предложить заполнить анкету обратной связи, что дополнит формирование необходимых навыков рефлексии.

Заключение

Ключевым фактором успешного изучения иностранного языка в вузе является уровень познавательной активности самих обучающихся, а именно степень вовлеченности, заинтересованности,

положительное отношение к обучению и количество качественного времени, отводимого на учебный процесс.

Социально-психологические характеристики студентов поколения Z требуют новых форм и инструментов стимулирования познавательной активности, в том числе в контексте языкового образования.

Telegram-канал зарекомендовал себя как продуктивный медиаресурс для решения следующих педагогических задач:

1. Объединение всей языковой группы для обеспечения активной коммуникации в виртуальной среде.

2. Возможность постановки конкретных краткосрочных целей и задач.

3. Стимулирование повседневной систематической работы над языком.

4. Активизация самостоятельной работы на основе совершенствования и разнообразия ее содержания, форм репрезентации контента, отсутствия четких сроков на выполнение заданий.

5. Развитие у студентов навыка самоорганизации и рефлексии.

6. Предоставление неограниченных возможностей для самосовершенствования в языке и в профессиональной деятельности.

7. Изучение языка в вузе становится более интересным, доступным, актуальным и привлекательным.

8. Применение менторского подхода в педагогической практике преподавателя иностранного языка. Грамотно разработанный контент-план является условием эффективной интеграции Telegram-

канала в процесс обучения иностранному языку как системы взаимосвязанных организационных, методических и психолого-педагогических личностно ориентированных мероприятий, направленных на развитие познавательной активности студентов.

Подчеркнем, что ведение преподавателем Telegram-канала рассматривается как сопутствующий методический прием, лишь дополняющий блок самостоятельной работы по изучению иностранного языка. Как показала практика, прием продуктивный, но достаточно трудоемкий. Для создания качественного контента преподавателю необходимо идти в ногу со временем и быть в курсе современной медиакультуры, трендов визуального дизайна, владеть цифровыми инструментами разработки графического и видеоконтента.

Важно отметить, что образовательный потенциал мессенджера Telegram еще не раскрыл себя полностью. Представленные выше типы и формы репрезентации контента, направленные на развитие познавательной активности студентов, являются экспериментальными, но возможно, приведут к системному внедрению данного сервиса в учебный процесс.

Список литературы

1. Поздеева С.И. Активность ученика или его вовлеченность: чему отдать предпочтение? // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. - С. 8-13.

2. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. - 2016. - № 2. - С. 89-96.

3. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - № 1. - С. 18-29.

4. Зайченко В.Н., Геращенко Н.В., Лозовская Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе решения социально-педагогических задач профессиональной направленности // Вестник БГУ. -2016. - № 1 (27). - С. 346-351.

5. Стрижкова О.В., Стренева Н.В. Методические аспекты стимулирования познавательной активности студентов в обучении иностранным языкам // Вестник ОГУ. - 2021. - № 3 (231). - С. 114-119.

6. КаримоваМ.М., ИсроиловаД.Ш. Преподавание иностранного языка в неязыковом вузе. Как мотивировать студента? // Вестник науки и творчества. - 2019. - № 5 (41). - C. 16-19.

7. Кулаков А.Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. - 2018. -№ 2 (42). - С. 2-4.

8. Богачева Н.В, Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 64 с.

9. Климова И.И., Мельничук М.В., Ростовцева П.П. Интеграция онлайн-платформы в процесс обучения иностранному языку в высшей школе в формате самостоятельной работы студента // МНКО. -2019. - № 4 (77). - С. 262-265.

10. Минеева О.А., Ляшенко М.С. Интеграция интернет-ресурсов в процесс обучения иностранному языку // Образовательные ресурсы и технологии. - 2022. - № 1 (38). - C. 14-22.

11. Глебович Т.А., Новикова А.Д. Образовательный блогинг в Telegram-каналах: концепции и формы репрезентации контента // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26, № 3 (199). - С. 57-70.

12. Гатулин Р.Р., Колупаева Д.А. Использование мессенджера Telegram для реализации технологии электронного обучения в вузе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 11-12 (1516). - С. 31-33.

13. Белых О.А. Образовательный контент мессенджера Telegram как инструмент повышения результативности образовательного процесса // Педагогический ИМИДЖ. - 2021. - № 3 (52). - С. 284-292.

14. Михеева Ю.А. Образовательный потенциал сервиса Телеграм в обучении иностранным языкам // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2022. - Т. 26 (4). - С. 158-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Todd B., Kashdan T.B., Rose P., Finsham F. Curiosity and exploration: facilitating positive subjective experiences and personal growth opportunities // Journal of Personality Assessment. - 2010. - № 8. - P. 67-78.

References

1. Pozdeeva S.I. Aktivnost' uchenika ili ego vovlechennost': chemu otdat' predpochtenie? // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2021. - № 4. - S. 8-13.

2. Osipova S.I., Agisheva N.S. Poznavatel'naya aktivnost' kak ob"ekt pedagogicheskogo analiza // Gumani-zaciya obrazovaniya. - 2016. - № 2. - S. 89-96.

3. Bochkareva T.N. Poznavatel'naya aktivnost' studentov vuzov kak psihologo-pedagogicheskaya problema // Russian Journal of Education and Psychology. - 2017. - № 1. - S. 18-29.

4. Zajchenko V.N., Gerashchenko N.V., Lozovskaya E.G. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe resheniya social'no-pedagogicheskih zadach professional'noj napravlennosti // Vestnik BGU. - 2016. -№ 1 (27). - S. 346-351.

5. Strizhkova O.V., Streneva N.V. Metodicheskie aspekty stimulirovaniya poznavatel'noj aktivnosti studentov v obuchenii inostrannym yazykam // Vestnik OGU. - 2021. - № 3 (231). - S. 114-119.

6. Karimova M.M., Isroilova D.Sh. Prepodavanie inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Kak motivirovat' studenta? // Vestnik nauki i tvorchestva. - 2019. - № 5 (41). - C. 16-19.

7. Kulakov A.B. Pokolenie Z: teoreticheskij aspekt // Voprosy territorial'nogo razvitiya. - 2018. - № 2 (42). -S. 2-4.

8. BogachevaN.V., SivakE.V. Mify o «pokolenii Z». - M.: NIU VSHE, 2019. - 64 s.

9. KlimovaI.I., Mel'nichukM.V., RostovcevaP.P. Integraciya onlajn-platformy v process obucheniya inostran-nomu yazyku v vysshej shkole v formate samostoyatel'noj raboty studenta // MNKO. - 2019. - № 4 (77). -S.262-265.

10. Mineeva O.A., LyashenkoM.S. Integraciya internet-resursov v process obucheniya inostrannomu yazyku // Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. - 2022. - № 1 (38). - C. 14-22.

11. Glebovich T.A., Novikova A.D. Obrazovatel'nyj bloging v Telegram-kanalah: koncepcii i formy reprezen-tacii kontenta // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. - 2020. - T. 26, № 3 (199). - S. 57-70.

12. Gatulin R.R., Kolupaeva D.A. Ispol'zovanie messendzhera Telegram dlya realizacii tekhnologii elektron-nogo obucheniya v vuze // Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik. - 2017. - № 11-12 (15-16). - S. 31-33.

13. Belyh O.A. Obrazovatel'nyj kontent messendzhera Telegram kak instrument povysheniya rezul'tativnosti obrazovatel'nogo processa // Pedagogicheskij IMIDZH. - 2021. - № 3 (52). - S. 284-292.

14. Miheeva Yu.A. Obrazovatel'nyj potencial servisa Telegram v obuchenii inostrannym yazykam // Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki. - 2022. - T. 26 (4). - S. 158-169.

15. Todd B., Kashdan T.B., Rose P., Finsham F. Curiosity and exploration: facilitating positive subjective experiences and personal growth opportunities // Journal of Personality Assessment. - 2010. - № 8. - P. 67-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.