Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ЖУРНАЛИСТАМИ ДИСЦИПЛИН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ЖУРНАЛИСТАМИ ДИСЦИПЛИН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОЛОГИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ДУХОВЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковская Л. И., Новикова Т. Е., Уртминцева М. Г.

В статье проведено обоснование методических приемов организации самостоятельной работы студентов-журналистов, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплин филологического цикла. Цель статьи - провести анализ содержания работ студентов и на его основе определить перспективы совершенствования филологической подготовки в рамках учебно-воспитательного процесса. В результате исследования были получены данные, позволившие диагностировать характер усвоения материала, выявить эффективность предложенного комплексного подхода. Созданные в ходе выполнения работ модели будущей профессиональной деятельности показали способность будущих журналистов создавать индивидуальные и коллективные медиапродукты, связанные с пропагандой традиционных духовных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковская Л. И., Новикова Т. Е., Уртминцева М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO INVESTIGATION OF THE JOURNALISM STUDENTS' LEARNING OUTCOMES OF THE DISCIPLINES OF PHILOLOGICAL CYCLE

The article substantiates the methodological methods of organization of journalism students' independent work, which contribute to the formation of their general cultural and professional competences in the process of study of the disciplines of the philological cycle. The aim of the article is to analyse the content of students' work and through this to identify the prospects for improvement of philological training within the educational process. As a result of the study the data have been obtained, which makes it possible to diagnose the nature of the mastering of the material, to determine the effectiveness of the proposed integrated approach. The models of future professional activity developed in the course of the work show the ability of future journalists to create individual and collective media products related to the promotion of traditional spiritual values.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ЖУРНАЛИСТАМИ ДИСЦИПЛИН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

Феноменологический подход к исследованию результатов освоения студентами журналистами дисциплин филологического цикла

Л. И. ЖУКОВСКАЯ, кандидат

филологических наук, доцент кафедры журналистики, директор Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород) lara_nn@mail.ru

Т. Е. НОВИКОВА, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики, заместитель директора по учебной работе Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород) tatyananovikova@ yandex.ru

М. Г. УРТМИНЦЕВА, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой славянской филологии и культуры Института филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород) urtminzeva@yandex.ru

Аннотация: В статье проведено обоснование методических приемов организации самостоятельной работы студентов-журналистов, способствующих формированию общекультурных и профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплин филологического цикла. Цель статьи - провести анализ содержания работ студентов и на его основе определить перспективы совершенствования филологической подготовки в рамках учебно-воспитательного процесса. В результате исследования были получены данные, позволившие диагностировать характер усвоения материала, выявить эффективность предложенного комплексного подхода. Созданные в ходе выполнения работ модели будущей профессиональной деятельности показали способность будущих журналистов создавать индивидуальные и коллективные медиапродукты, связанные с пропагандой традиционных духовных ценностей.

Annotation: The article substantiates the methodological methods of organization of journalism students' independent work, which contribute to the formation of their general cultural and professional competences in the process of study of the disciplines of the philological cycle. The aim of the article is to analyse the content of students' work and through this to identify the prospects for improvement of philological training within

the educational process. As a result of the study the data have been obtained, which makes it possible to diagnose the nature of the mastering of the material, to determine the effectiveness of the proposed integrated approach. The models of future professional activity developed in the course of the work show the ability of future journalists to create individual and collective media products related to the promotion of traditional spiritual values.

Ключевые слова: феноменологический подход, комплексный подход, отечественная филология, журналистика, духовые ценности, национальная идентичность, историческая память, медиаобразова-ние в вузе

Keywords: phenomenological approach, integrated approach, Russian philology, journalism, spiritual values, national identity, historical memory, media education at university

В настоящее время, когда современная отечественная культура и общественное самосознание подвергаются серьезным испытаниям нравственно-идеологического характера, особую актуальность приобретают задачи восстановления исторической памяти, истории культуры во всех ее проявлениях. Культура во все времена отражала общее состояние здоровья общества, обеспечивая духовно-нравственную связь поколений. В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 были сформулированы «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [11]. В этом документе, имеющим стратегический характер, сформулированы цели и задачи российского общества в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, обозначены инструменты реализации «стратегического национального приоритета — «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Среди перечисленных в документе традиционных российских ценностей, наряду с такими, как жизнь, достоинство, права человека и свобода, гуманизм, приоритет духовного над материальным, в документе сказано, что сохранение исторической памяти и преемственность поколений, а также позитивный вклад русской культуры в мировую также относятся к высшим традиционным ценностям русского народа, важной со-

ставляющей учебного процесса в вузе, готовящем специалистов в сфере массовых коммуникаций. В пункте 18 документа указано, что реформы в области образования, а также в сфере массовой информации и массовых коммуникаций должны проводиться с учетом исторических традиций. Данное положение конкретизировано в разделе, где перечислены цели и задачи, направленные на реализацию данного положения, где, в частности, в отдельном пункте в качестве важной задачи названа «защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского языка» [11, с. 8].

Проблема воспитания традиционных российских ценностей и сохранения исторической памяти подрастающего поколения является одной из самых актуальных в современной научно-педагогической мысли и представляется научной общественностью как проблема, имеющая государственное значение, требующая определения параметров понятия «национальная идентичность». «Формирование связной, целостной, жизненно необходимой личностно ориентированной, национально-государственной, гражданской идентичности подрастающего поколения, - пишет Г. Ю. Беляев, — является центральной задачей социального воспитания». [2, с. 6]. Выстраивание работы по подъему национального самосознания — одна из ключевых задач воспитания патриотизма,

ключ к пониманию которого «лежит в истории страны, в конкретной социокультурной действительности, языке, то есть во всем том, что образует "коллективный дух нации" и отношение народа к духовным ценностям» [10, с.15].

Учебные планы по направлению «Журналистика», разработанные на основе ФГОС в Институте филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, предусматривают развитие таких компетенций, которые направлены на реализацию задач сохранения и укрепления основ национальной идентичности современного молодого поколения.

В формировании национального самосознания студентов — будущих журналистов важную роль играют не только дисциплины, направленные непосредственно на укрепление профессиональных компетенций («Основы журналистской деятельности», «Выпуск учебных СМИ»), но и дисциплины филологического цикла («Современный русский язык», «История отечественной литературы»). В организации учебного процесса по освоению названных дисциплин важная роль принадлежит методическому эксперименту, осуществляемому в таких формах, как анкетирование, тестирование закрытого и открытого типа, выполнение самостоятельных внеаудиторных заданий. Работа над индивидуальными и коллективными проектами проводится как завершающий этап эксперимента, позволяет преподавателю оценить индивидуальность каждого студента, в ходе обсуждения результатов работ выявить особенности мышления будущего журналиста, соответствие его знаний, умений и навыков универсальным компетенциям, общим для смежных курсов («Современный русский язык», «Основы журналистской деятельности»), а также

В формировании национального самосознания студентов — будущих журналистов важную роль играют не только дисциплины, направленные непосредственно на укрепление профессиональных компетенций, но и дисциплины филологического цикла.

общим профессиональным и профессиональным обязательным компетенциям: способности осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий; выработку навыков создания востребованных обществом и индустрией медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов в соответствии с нормами русского языка; умение интерпретировать текст в контексте истории отечественной литературы; освоение навыков авторской деятельности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа.

Поставленная цель определила обращение к феноменологическому анализу полученной информации, а также задачи, в ходе решения которых предполагалось получить данные о качестве усвоения материала:

■/ дать характеристику содержания полученной информации;

■/ выявить своеобразие интерпретации художественного (публицистического) текста, предложенного в качестве материала, и его речевой интерпретации, а также соответствие цели жанровой специфике созданного проекта;

■/ определить перспективность эксперимента и методики его оценивания для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Центральным, основополагающим периодом отечественной литературы, в ходе освоения которого отрабатывается значительная часть перечисленных компетенций, является литература XIX века. Именно в процессе изучения данного материала студенты получают возможность расширить и углубить знания, связанные не только с наиболее значительными произведениями русской классики, но и с теми историко-литературными фактами, в которых проявляются закономерности становления отечественной журналистики. Именно в XIX столетии русская журнали-

стика приобретает национальный характер, отражая особенности критического мышления русской литературы (литературная критика и публицистика А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова), основанного на идеях гуманизма, убежденности в приоритете духовного начала над материальным, поисках национальной идентичности, определяемых в целом стремлением закрепить в сознании русского человека историческую память и тем самым обеспечить духовно-нравственную преемственность поколений.

Содержание и форма предлагаемых студентам заданий определялись в соответствии с основными положениями, закрепленными в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 как инструменты, необходимые для реализации стратегического национального приоритета. Все задания были рассчитаны на создание индивидуального продукта в сфере массовой коммуникации, в основу которого должны быть положены знания национальной исторической традиции в области отечественной культуры: литературы, журналистики, литературной критики, публицистики, искусства кино, графической живописи. В соответствии с профилиза-цией подготовки бакалавров-журналистов задания были дифференцированы, а также каждый блок направлен на проверку качества профессиональных компетенций студентов, обучающихся по профилям «Периодическая печать», «Радиовещание» и «Телевидение».

Так, студентам, обучающимся в рамках профиля «Радиовещание», было предложено разработать концепцию авторской программы, посвященной публицистике Н. С. Лескова (а именно — статьям «Геральдический туман. Заметки о родовых прозвищах» и «Откуда пошла глаголемая «хирунда» [8]), в которой требовалось отразить свое индивидуальное видение

проблемы функционирования языка как основного способа коммуникации [7, с. 60]. Обе статьи Н. С. Лескова посвящены проблемам русского языка и его истории, поэтому студенты получили возможность высказать мнение об особенностях стилистики Лескова-журналиста, приобрести знания об актуальных проблемах русской действительности последней трети Х!Х века. Так вопрос о происхождении русских фамилий, прослеженный в книге Е. П. Кар-новича «Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими» [6] (публикация этой книги стала поводом к созданию статьи «Геральдический туман»), оказывается актуальным и в наше время, так как проблема укрепления национальной идентичности русского человека, национального менталитета, о которых писал Н. С. Лесков, оказывается непосредственно связанной с решением задач по защите традиционных нравственных ценностей российского общества. Другая его статья — о «хирунде» — содержит ряд суждений, касающихся соотношения устной и письменной русской речи, в частности, о происхождении часто употребляемого в разговорной речи и нашего времени слова «ерунда». Как показал анализ выполненных студентами работ, некоторые из них в конспекте передачи указали на один из источников, который был использован при подготовке материала. Это «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, из которого ведущий передачи взял примеры толкования слова, его синонимы (ералаш, вздор, дичь, галиматья, чепуха), указав на варианты использования слова в определенной местности. Помета «вор.» при толковании слова обозначала употребление слова в Воронежской губернии при характеристике непоседливого ребенка (егоза» или «елоза») или человека («болтливый непоседа», «неугомон»), а распространенная здесь глагольная форма — «ерундить»,

Содержание и форма предлагаемых студентам заданий определялись в соответствии с основными положениями, закрепленными в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809.

Творческая работа по профилю «Периодическая печать», была нацелена на расширение знаний по истории отечественной цензуры на основе знакомства с ситуацией, возникшей вокруг журнала «Русское богатство».

как указано в словарной статье, означает «попусту суетиться» [4, с. 930 — 931].

Творческая работа, предложенная студентам профиля «Периодическая печать», была нацелена на расширение знаний по истории отечественной цензуры на основе знакомства с ситуацией, возникшей вокруг журнала «Русское богатство», опубликовавшего уже после смерти автора один из наиболее загадочных поздних рассказов Л. Н. Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» [17]. В этом рассказе Толстой предлагал читателю свою версию финала царствования императора Александра I, согласно которой император не умер в Таганроге, а признав греховность самодержавной власти, объявился в Томской губернии под видом старца Федора Кузьмича. Покаянные записки героя рассказа и стали центром повествования. Публикация рассказа вызвала негативную реакцию цензуры, журнал изъяли, а его редактор — В. Г. Короленко — отстаивал свое решение о публикации в суде. Студенты должны были в соответствии с заданием составить проект постановления цензурного комитета — официального документа, поступившего в редакцию, на основании которого Короленко выступил в суде в роли ответчика. Создание такого «документа» предполагало знакомство с состоянием русской цензуры периода кануна Первой мировой войны, когда в российском обществе развернулись острые дискуссии о возможности замены предупредительной цензуры — карательной [4].

В работах студентов было отмечено, что коллективный цензурный комитет подчинялся в то время министерству просвещения, то есть выполнял задачу формирования духовно-нравственной

атмосферы общества, стоял на страже интересов государства *. Цензурный комитет направлял постановление в судебную инстанцию, а копию в редакцию, приглашая ответственного за публикацию явиться для выяснения обстоятельств иска. В ходе проверки выполненных заданий обращалось внимание на то, как студенты владеют официально-деловым стилем, умением кратко аргументировать и формулировать основные положения документа подобного рода. Речевая культура проверялась также по результатам выполнения второй части задания: составить текст письма В. Г. Короленко в редакцию, где он сообщал о ходе судебного процесса, учитывая стилевую манеру самого писателя. В этой статье Короленко в письменной форме дал читателю подробный отчет о ходе судебного заседания, еще раз повторив аргументы, представленные суду в ответ на иск цензуры: рассказ Толстого — художественное произведение, представляет собой авторскую версию многочисленных слухов о загадочной внезапной смерти императора и не претендует на фактическую достоверность в интерпретации исторических событий. Таким образом, в ходе выполнения задания студенты не только получали знания о деятельности Короленко-журналиста, знакомились со стилевыми особенностями одного из распространенных газетно-журнальных жанров XIX века [9], но и предлагали свои письменные варианты такого документа, написанного от лица Короленко, имитируя его стилистику и аргументацию. Это позволило при оценке результатов сделать некоторые выводы об общем уровне владения студентами культурой письменной речи, а также речевым этикетом, которые необходимы в современных условиях функционирования СМИ [3].

Студентам профиля «Телевидение» было предложено написать рецензию на

* В настоящее время эти функции переданы Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, подведомственной Министерству культуры.

художественно-документальный фильм — «Запутанное дело Салтыкова-Щедрина» (2017, фильмы 1 и 2), один из восьми проектов И. Золотусского, посвященных классикам русской литературы, представленный на телеканале «Россия». Оценивание результатов задания предполагало выяснение качества и уровня представлений будущих журналистов о современной политике в области культуры [5; 13], их суждений о месте классической литературы в современном обществе, актуальности проблем, поднятых в фильме, в настоящее время. Учитывалось также соответствие созданного текста требованиям к жанру, обоснованность выбора определенного типа рецензии в зависимости от места ее публикации (печатные СМИ, сеть интернет), аргументированность авторской оценки фильма, лингвистическая грамотность, стиль изложения. Так, одной из рецензий, написанной в жанре очерка (объемной рецензии с включением элементов из истории киноискусства, биографии писателя) было дано следующее название: «Память, по ком звонит твой колокол?». Так студентка поставила вопрос о малой известности творчества Салтыкова-Щедрина в молодежной среде, охарактеризовав следующие звучащие в кадре слова писателя как сюжетообразующее начало рецензии: «Капля по капле сочится писательская кровь, прежде чем попадет под печатный станок. Чего со мной не делали! И вырезывали, и урезывали, и перетолковывали, и целиком запрещали и всенародно объявляли, что я — вредный, вредный, вредный» [15, с. 8]. В рецензии отмечалась безусловная связь идей и образов произведений Щедрина, насыщенных открытой публицистичностью, связь его творчества с эпохой, ярко проявившихся уже в одном из первых художественных опытов — повести «Запутанное дело» (1848), за публикацию которой писатель был сослан в Вятку с запрещением заниматься литературой. Так через весь фильм, отмечается в рецензии, проходит мысль о цензурных ограничениях,

сопровождавших писателя на всем его творческом пути художника, журналиста, редактора. Будущие журналисты, выполнявшие творческое задание, отметили в текстовых, музыкальных, изобразительных приемах фильма те моменты, которые востребованы и современными СМИ: синтетический характер прозы и публицистики писателя, по их мнению, определили синтетический характер представления образа его творческой судьбы в жанре кинопродукта: в нем присутствуют элементы жанров расследования, киноэссе, дневника, воссоздающие образ художника слова [12]. Практически во всех рецензиях был сформулирован и ответ на вопрос о причине малоизвест-ности писателя в массовом сознании, обозначенный как культурная проблема российского общества. Она заключается в том, что современная культура почти потеряла связь с духовно-нравственными традициями отечественной литературы, которые необходимо возрождать, прививая знания о национальной истории, языке, на котором она создавалась.

Другое задание было связано с моделированием ситуации телевизионного интервью с художником Э. Неизвестным, посвященном его иллюстрациям к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В качестве материалов, которые могли быть использованы, студентам предлагалось познакомиться с ранее записанным интервью художника «Как я иллюстрировал Достоевского» [21], его рисунками к роману, а также с работами художников И. Шмаринова и И. Глазунова, иллюстрации которых к роману были созданы ранее. Студентам было предложено составить развернутый план интервью, включив в него текст вводного слова, комментарии ответов интервьюируемого на вопросы журналиста, представить информацию том, какая подготовительная работа была

Современная культура почти потеряла связь с духовно-нравственными традициями отечественной литературы, которые необходимо возрождать, прививая знания о национальной истории, языке, на котором она создавалась.

проведена перед встречей [20]. Предложение этого материала для выполнения задания было мотивировано тем, что Э. Неизвестный (1925—2016) — знаменитый скульптор, художник, фронтовик, один из активных участников недолгой хрущевской «оттепели», создал в рисунках к роману так называемый «параллельный» сюжет, актуализировав идею Достоевского о неприемлемости насилия в любой его форме. Гуманистические традиции Достоевского легли в основу интерпретации идей и образов романа художником, воплотившим в черно-белой символике рисунков противоборство добра и зла, света и мрака — вечной темы русской и мировой культуры. Важной проблемой, на которую обратили внимание многие студенты, стало обсуждение в предполагаемом интервью вопроса о том, как были восприняты в 1970 году эти рисунки к роману, опубликованному в серии «Литературные памятники», так как символистская манера изобразительного ряда, с точки зрения многих исследователей, вступала в противоречие с традицией жиз-неподобного принципа иллюстрирования, представленного работами И. Шмаринова и И. Глазунова. Во многих работах студенты, комментируя ответы Э. Неизвестного из интервью, записанного проф. А. М. Куль-киным, подчеркивали глубинную связь философии писателя и художника, полифонизм вербального и визуального сюжетов, оценивая рисунки не как иллюстрирование романа, а как форму ведения диалога в большом историческом времени.

Отдельные методические аспекты преподавания профессиональных дисциплин в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского объединяют освоение профессиональных компетенций с формированием культурных ценностей будущих специалистов в области средств массовой коммуникации. Творческие зада-

Важное место в освоении обязательных профессиональных компетенций занимает создание коллективного медиапроекта, осуществляемого в рамках прикладной дисциплины «Профессионально-творческий практикум».

ния для студентов в рамках дисциплины «Основы журналистской деятельности» предполагают использование произведений русской литературы для создания медиатекстов в актуальных жанровых формах. Например, студентам предлагается прочитать (на выбор) очерки А. П. Чехова «Остров Сахалин», В. Г. Короленко «В голодный год», Г. И. Успенского «Разорение». Обучающимся ставится задание — переписать текст очерка в таких подвидах жанра как «проблемный», «портретный», «путевой» очерк, используя соответствующие тому или иному подвиду жанрово-те-матические элементы.

Не менее важное место в освоении обязательных профессиональных компетенций занимает создание коллективного медиапроекта, осуществляемого в рамках прикладной дисциплины «Профессионально-творческий практикум», с учетом специфики профилизации. Студенты объединяются в группы, аналогичные по составу и распределению обязанностей мини-редакций. Цель такой работы — прививать навыки работы в коллективе, учитывая формат, заданный преподавателем (как правило, это тележурнал, подкаст или альманах). Темы материалов для медиапроекта заранее продумываются и формулируются преподавателем, каждая мини-редакция выбирает «свою». Например, в 2022—2023 учебном году обучающиеся отдали предпочтение следующим тематическим блокам: «Нижегородская пресса: история и современность»; «Стрит-арт «Великие люди Нижнего Новгорода»; «Уличное искусство в Нижнем Новгороде»; «Знаменитые нижегородцы» (персона по выбору); «Творческое наследие нижегородских художников и фотографов Х!Х-ХХ веков»; «Нижегородский метрополитен: история и перспективы».В этом выборе, с нашей точки зрения, отразился интерес к истории и современности Нижнего Новгорода, того пространства, которое формирует самосознание современного молодого человека. Отметим, что тематическая направленность материалов также направлена на поддержание интере-

са молодого поколения к родному городу и понимание его роли в культуре России.

Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время от качества профессионального и общекультурного уровня тех, кто работает в различных медиа, от их способности осуществлять коммуникацию зависит духовно-нравственное «здоровье» общества, решение важнейших задач, которые обозначены в Указе Президента Российской Федерации.

Сегодня ситуация, сложившаяся в высшем образовании (как, впрочем, и в основной школе), характеризуется тем, что существуют две «ветви» в формировании образовательной политики. Одна из них представляет интересы управленцев образования, для которых главной целью является удовлетворение потребностей рынка труда и занятости. Сторонники такого подхода к образованию полагают, что ориентация на эту целевую установку обеспечит большую эффективность подготовки специалистов. Противоположный подход основан на убеждении в возможности осуществлять управление образованием независимо от выше указанной ситуации, так как рыночная экономика динамична, а система образования не является столь мобильной системой.

В этом плане чрезвычайно показательно положение, сложившиеся в сфере определения компетенций, составляющих важную часть учебных планов, формирование которых необходимо для подготовки будущих журналистов. Здесь следует обозначить два основных подхода к решению проблемы. Первый — теоретический — можно назвать ответом на вызов времени, обусловленный интенсивностью процесса медиаконвергенции, который требует подготовки журналистов-универсалов. По мнению сторонников этой идеи, в современных условиях возникла «необходимость пересмотра ряда теоретических основ, практических методов журналистской деятельности... для освоения универсальных профессиональных навыков для работы

в разных медийных сферах» [18, с. 287]. Второй подход отражает мнение журналистов-практиков, уверенных в том, что универсальных журналистов не бывает, так как овладеть профессиональными навыками освещения таких различных сфер общественной жизни, как экономика, образование, политика, культура на высоком уровне практически невозможно [1; 19]. Как отмечает Е. Л. Вартанова, в настоящее время «именно в синтезе теории и практики видится нам сегодня магистральное направление развитие журналистского образования в России и в мире» [16, с. 10]. С нашей точки зрения, в условиях постоянного обновления требований к профессиональным компетенциям журналиста, поиск способов согласования крайних позиций в практике преподавания как специальных, профильных журналистских дисциплин, так и дисциплин филологического цикла, представляется единственно возможным путем достижения положительного результата обучения. И в этом поиске путей выхода на новый уровень знаний об отечественной литературе, истории, культуре в целом, воспитании уважения к родному языку и его истории — залог решения задач, лежащий в основе государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Проведенное исследование позволило сделать следующий вывод:

■/ анализ содержательной части выполненных заданий показал заинтересованность студентов в исследовании духовно-нравственной проблематики отечественной культуры, что подтверждается аналитическим подходом к решению творческих задач и проблемных ситуаций.

Среди наиболее важных содержательных аспектов, обсуждаемых студентами, следует выделить:

•/ обращение к философско-этическим

В настоящее время от качества профессионального и общекультурного уровня тех, кто работает в различных медиа, зависит духовно-нравственное «здоровье» общества, решение важнейших задач, которые обозначены в Указе Президента РФ.

проблемам, поднятым в произведениях русской литературы и журналистики: вопросу о взаимоотношении народа и власти, духовных ценностях, роли культуры в формировании русской нации и т.д.;

•/ стремление осмыслить роль журналистики в контексте истории России, ее задач на современном этапе развития гражданского общества;

•/ признание необходимости выработки профессионального стиля, совершенствования культуры речи, освоения норм письменного речевого этикета.

Список литературы

Полученные в ходе проведенной работы результаты позволили также сделать вывод о перспективности данного вида эксперимента. В ходе индивидуального обсуждения итогов были получены объективные данные о характере знаний, умений и навыков в области филологии (владении культурой речи в том числе), которые необходимы не только для будущих журналистов, но и специалистов в области средств массовой коммуникации широкого профиля: рекламы, связей с общественностью и книгоиздательского дела.

1. Баранова, Е. А. Новые журналистские компетенции в условиях медиаконверген-ции: мифы и реальность / Е. А. Баранова. — DOI: 10.22363/2312-9220-2017-22-1-177188 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2017.- — Том 22. — № 1. — С. 177—188.

2. Беляев, Г. Ю. Гражданско-патриотическое воспитание в современном мире / Г. Ю. Беляев // Нижегородское образование. — 2022. — № 1. — С. 4—15.

3. Гуммессон, Э. Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие / Э. Гуммессон ; перевод с английского Т. Е. Любовской. — Москва : Центрполиграф, 2013. — 383 с. — ISBN: 978-5-227-04508-9.

4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах. Том 1: А—3 / под редакцией профессора И. А. Бодуэна де Куртенэ. — Москва : ТЕРРА, 2000. — 912 с.

5. Дзялошинскии, И. М. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни / И. М. Дзялошинский // Пресса в Российском поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения : материалы исследовательской и научно-практической конференции. — Москва, 2002. — URL: https://dzyalosh.ru/06-Tolerance/ multi/3_dziylochinskii.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

6. Карнович, Е. П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими : [репринтное воспроизведение издания 1886 года] / Е. П. Карнович. — Москва : БИМПА, 1991. — 250 с. — ISBN 5-7200-0001-1.

7. Корнилов, Е. А. Становление публицистической критики структурное формирование жанра рецензии / Е. А. Корнилов // Филологические этюды : сборник статей. Серия «Журналистика». Выпуск 1 / ответственный редактор Г. В. Валимова. — Ростов-на-Дону : Ростовский университет, 1971. — С. 58—72.

8. Лесков, Н. С. Полное собрание сочинений. В 11 томах. Том 11 / Н. С. Лесков ; подготовка текста и примечания И. Я. Айзенштока. — Москва : ГИХЛ, 1958. — 863 с.

9. Мисонжников, Б. Я. Феноменология текста печатного издания (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук / Б. Я. Мисонжников. — Санкт-Петербург, 2001. — 40 с.

10. Николина, В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 13—21.

11. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : Указ Президента РФ № 809 от 9 ноября 2022 // официальный интернет-портал правовой информации. — URL:publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.03.2023).

12. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / С. Г. Корконосенко, С. М. Виноградова, Г. В. Лазутина [и др.] ; ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — Санкт-Петербург : Знание, 2000. — 270 с. — ISBN 5-7320-0539-0.

13. Подорожная, Л. В. Технология интервью: правила Саватски / Л. В. Подорожная. — URL: https:// www.elitarium.ru/tekhnologija_intervju_pravila_savatski/ (дата обращения: 11.03.2023).

14. Рейфман, П. С. Из истории русской, советской и постсоветской цензуры / П. С. Рейфман // Библиотека электронной литературы в формате fb2 : сайт. — URL: https://litresp.ru/chitat/ru/P/rejfman-pavel-semenovich/iz-istorii-russkoj-sovetskoj-i-postsovetskoj-cenzuri/2 (дата обращения: 12.03.2023).

15. Салтыков-Щедрин, М. Е. Полное собрание сочинений. В 20 томах. Том 16, книга 2 / М. Е. Салтыков-Щедрин. — Москва : Художественная литература, 1974. — 390 с.

16. Современное журналистское образование: синтез теории и практики: сборник научных трудов / под редакцией Г. В. Лазутиной, Е. Л. Вартановой. — Москва : МедиаМир, 2010. — 248 с.

17 Толстой Л. Н. Посмертные записки старца Федора Кузьмича, умершего 20 января 1864 года в Сибири, близ города Томска на заимке купца Хромова / Л. Н. Толстой // Русское богатство. — 1912. — № 2. — С. 9—27.

18. Уразова, С. Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект / С. Л. Уразова // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 5. — С.287—293.

19. Фатеева, Н. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации : монография / Н. А. Фатеева. — Челябинск : Челябинский государственный университет, 2007. — 270 с. — ISBN 978-5-7271-0853-6.

20. Чудецкая, А. «Бесконечный диалог»: иллюстрации Э. Неизвестного к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / А. Чудецкая // Третьяковская галерея. — 2021. — № 4. — https://www. tg-m.ru/magazine (дата обращения: 15.04.2023).

21. Эрнст Неизвестный: Как я иллюстрировал Достоевского? : часть неопубликованного интервью скульптора Эрнста Неизвестного (1925—2016) из архива А. М. Кулькина ; редактор-составитель Е. А. Цурганова. — URL: https://www.liveinternet.ru/users/5118754/post412776241 (дата обращения: 15.04.2023).

С \

В 2023 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования готовится к выходу в свет издание: Дети с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы здоровьесберегающей деятельности в образовательной организации: Материалы IV и V Всероссийской конференции (Нижний Новгород) / ред. кол.: М. А. Яковлева, И. Ю. Абросимова, Е. Е. Кузоватова. 464 с. — (Здоровьесберегающие технологии в образовании).

В сборнике опубликованы материалы IV и V Всероссийской конференции по проблемам организации здоровьесберегающей деятельности для детей с ОВЗ в дошкольных организациях, инклюзивных образовательных организациях и в школах, реализующих АООП. Представлен практический опыт внедрения просветительских программ по формированию навыков здорового образа жизни обучающихся и воспитанников с ОВЗ, результаты применения в педагогической деятельности различных форм и методов коррекционной работы.

\--У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.