Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В РАМКАХ КУРСА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА"'

ФОРМИРОВАНИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В РАМКАХ КУРСА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / "ГИБКИЕ" КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИЯ / МЕДИАПРОДУКТ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Уртминцева М.Г.

В статье представлен один из вариантов формирования «гибких» компетенций студентов-журнали-стов в процессе изучения историко-литературного курса путем выполнения индивидуальных заданий по созданию различного вида медиа- и коммуникационных продуктов. Основным критерием оценки итогов работы обучающихся стали знания историко-литературного материала, основ теории журналистики и умение применить их в практической деятельности. Цель статьи - показать, что эффективность журналистского образования в условиях медиаконвергенции в значительной степени определяется быстротой реакции на динамику современной действительности обоих участников образовательного процесса - педагога и студента.The article presents one of the options for the forming soft competencies of journalism students through completion individual tasks to create various types of media and communication products in the process of studying the historical and literary course. The main criteria of students’ work progress assessment was knowledge of historical and literary material, basics of the theory of journalism and ability to apply them in practice. The purpose of the article is to show that effectiveness of journalistic education in the conditions of media convergence is largely determined by the speed of reaction to the dynamics of modern reality of both participants in the educational process - a teacher and a student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Уртминцева М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ "ГИБКИХ" КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В РАМКАХ КУРСА "ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА"»

6. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования /И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва : НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с.

7. Шматков, М. Н. Элементы концепции построения интерактивного контента по математике в условиях цифровизации образовательного процесса / М. Н. Шматков, И. И. Некрасова // Вестник педагогических инноваций. — 2021. — № 2 (62). — С. 31—40.

8. Яркова, Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т. А. Яркова, И. И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. — 2016. — Том 2. — № 4. — С. 222—234.

9. Abrahamson, D. Building educational activities for understanding: An elaboration on the embodied-design framework and its epistemic grounds / D. Abrahamson // International Journal of Child-Computer Interaction. — 2014. — Volume 2. — Issue 1. — P. 1—16.

10. Bamberger, J. Action knowledge and symbolic knowledge: The computer as mediator / J. Bamberger. — DOI: 10.1093/acprof:oso/9780199589838.003.0012 // High technology and low Income communities / D. Schon, B. Sanyal, & W. Mitchell (eds.). — Cambridge, MA : MIT Press, 1999. — P. 235—262.

11. Brown, M. C. Using Concreteness in Education: Real Problems, Potential Solutions / M. C. Brown,

N. M. McNeil, A. M. Glenberg, // Child Development Perspectives. — 2009. — Volume 3. — Issue 3. — P. 160—164.

12. Harnad, S. The Symbol Grounding Problem / S. Harnad // Physica D 42. — URL: https://arxiv.org/html/cs/ 9906002 (дата обращения: 11.11.2021).

13. Nathan, M. J. Rethinking Formalisms in Formal Education / M. J. Nathan. — DOI: 10.1080/00461520.2012.667063 // Educational Psychologist. — 2012. — Volume 47. — № 2. — P. 125—148.

14. Sarama, J. «Concrete» computer manipulatives in mathematics education / J. Sarama , D. H. Clements // Child Development Perspectives. — 2009. — Volume 3. — Issue 3. — P. 145—150.

ФОРМИРОВАНИЕ «ГИБКИХ» КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ В РАМКАХ КУРСА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА»

М. Г. УРТМИНЦЕВА, доктор филологических наук,

профессор, заведующий кафедрой славянской филологии и культуры ННГУ им. Н. И. Лобачевского urtminzeva @yandex.ru

В статье представлен один из вариантов формирования «гибких» компетенций студентов-журналистов в процессе изучения историко-литературного курса путем выполнения индивидуальных заданий по созданию различного вида медиа- и коммуникационных продуктов. Основным критерием оценки итогов работы обучающихся стали знания историко-литературного материала, основ теории журналистики и умение применить их в практической деятельности. Цель статьи — показать, что эффективность журналистского образования в условиях медиаконвергенции в значительной степени определяется быстротой реакции на динамику современной действительности обоих участников образовательного процесса — педагога и студента.

The article presents one of the options for the forming soft competencies of journalism students through completion individual tasks to create various types of media and communication products in the process of studying the historical and literary course. The main criteria of students' work progress assessment was knowledge of historical and literary material, basics of the theory of journalism and ability to apply them in practice. The purpose of the article is to show that effectiveness of journalistic education in the conditions of media convergence is largely determined by the speed of reaction to the dynamics of modern reality of both participants in the educational process — a teacher and a student.

Ключевые слова: русская литература, история и теория журналистики, «гибкие» компетенции, медиаконвергенция, медиапродукт, коммуникационный продукт

Key words: Russian literature, history and theory of journalism, soft competencies, media convergence, media product, communication product

О серьезности влияния информационной среды на сознание человека пишут не только педагоги и психологи, но и ученые-журналисты, занятые подготовкой будущих профессиональных специалистов СМИ.

Сегодня медиапространство становится едва ли не определяющим фактором, формирующим сознание общества и отдельного человека. Этот сегмент культуры можно назвать жизнеобеспечивающим, так как он не только представляет собой колоссальное информационное поле, но и способствует его активному потреблению, поэтому вопрос о том, кто и с какой целью будет создавать это поле, обеспечивать каналы связи с аудиторией, представляется чрезвычайно важным.

О серьезности влияния информационной среды на сознание человека пишут не только педагоги и психологи, но и ученые-журналисты, занятые подготовкой будущих профессиональных специалистов СМИ и считающие необходимым вводить элементы меди-аобразования в практику школьного преподавания [6]. В связи с этим довольно остро стоит вопрос о профессиональной подготовке журналистов, в частности формировании так называемых гибких или универсальных компетенций, в состав которых представители педагогического сообщества включают разные виды умений и навыков.

Известно, что в педагогической науке категория «компетентность» получила распространение сравнительно недавно. Так, в работах психолога Дж. Равена, одного из первых ученых, кто использовал понятие «компетентность», на большом эмпирическом материале рассматривались типы мотиваций, в формировании которых нуждаются представители различных слоев общества. Вводя понятие «компетентность», Дж. Равен полагал, что оно указывает на способность человека использовать знания, полученные в определенной предметной сфере, и понимать ответственность за осуществленную деятельность [22].

В конце первого десятилетия XXI века был дан обстоятельный обзор ключевых компетенций, представленных в работах Д. Мертенса, согласно которому «базовые квалификации — это умения, которые могут использоваться как в профессиональной деятельности, так и в социальной жизни в целом» [13, с. 258].

С конца 80-х годов XX века категория «компетентность» стала предметом научных психолого-педагогических исследований отечественных ученых [8; 12].

Следует отметить, что до сих пор в теоретических работах, посвященных этой проблеме, предметом дискуссий является само содержание понятия «компетент-

ность», которое, как правило, определяется через характеристику набора умений и навыков, используемых в процессе педагогической деятельности. Так, одни исследователи объясняют трудность в определении содержания понятия «профессиональная компетентность» его интегратив-ностью, рассматривая «профессиональное мастерство», «профессиональную культуру», «квалификацию» и т. д. как его составные части [7], другие делают акцент на индивидуально-личностном подходе к оценке профессиональной компетентности [18]. Однако не менее важным, чем определение набора компетенций педагога, является работа по формированию профессиональных компетенций будущих журналистов, то есть той профессиональной среды, от образованности которой, способности осуществлять коммуникацию зависит духовно-нравственное здоровье общества.

Сегодня ситуация, сложившаяся в высшем образовании (как, впрочем, и в основной школе), характеризуется тем, что в формировании образовательной политики существуют два подхода. Один из них представляет интересы управленцев образования, для которых главной целью является удовлетворение потребностей рынка труда и занятости. Сторонники этого подхода к образованию полагают, что такая целевая установка обеспечит большую эффективность подготовки специалистов. Противоположный подход основан на убеждении в возможности осуществлять управление образованием независимо от вышеуказанной ситуации. Приверженцы данной точки зрения справедливо утверждают, что рынок динамичен, в то время как система образования не является столь мобильной системой.

В связи с этим чрезвычайно показательно положение, сложившееся в сфере определения компетенций, составляющих важную часть учебных планов и формирование которых необходимо для обучения будущих журналистов. Здесь следует обозначить два основных подхода к решению

проблемы. Первый — теоретический — можно назвать ответом на вызов времени, обусловленный интенсивностью процесса медиаконвергенции, который требует подготовки журналистов-универсалов. По мнению сторонников этой идеи, в современных условиях возникла «необходимость пересмотра ряда теоретических основ, практических методов журналистской деятельности... для освоения универсальных профессиональных навыков для работы в разных медийных сферах» [28, с. 287]. Второй подход отражает мнение журналистов-практиков, уверенных в том, что универсальных журналистов не бывает, поскольку овладеть профессиональными навыками освещения таких различных сфер общественной жизни, как экономика, образование, политика, культура, на высоком уровне практически невозможно [2, с. 178]. Как отмечает Е. Л. Вартанова, «именно в синтезе теории и практики видится нам сегодня магистральное направление развитие журналистского образования в России и в мире» [24, с. 10]. С нашей точки зрения, в условиях постоянного обновления требований к профессиональным компетенциям журналиста единственно возможным путем достижения положительного результата обучения становится поиск способов согласования крайних позиций в практике преподавания как профильных журналистских дисциплин, так и дисциплин филологического цикла.

Продумывая содержание и структуру курса «История отечественной литературы XIX века», мы отдавали себе отчет в том, что определяющую роль в формировании компетенций журналистов должны играть те, которые связаны с овладением умениями и навыками осуществлять коммуникацию с аудиторией в основных медийных пространствах: теле- и радиоэфире, сетевых изданиях, а также в печатных СМИ. Кроме этого, мы учитывали

Не менее важным, чем определение набора компетенций педагога, является работа по формированию профессиональных компетенций будущих журналистов.

Предлагаемые студентам задания имели своей целью проверить, насколько студент владеет теми компетенциями, в которых объединяются требования к формированию как собственно филологических знаний и умений, так и дисциплин журналистской направленности.

тот факт, что в последние годы, особенно в период пандемии, коммуникация (так же, как и чтение лекций) осуществлялась в основном в онлайн-формате.

Нами была поставлена цель — повысить мотивацию студентов к обучению и сформулировать задания таким образом, чтобы при их выполнении будущий журналист не только прочитал необходимое количество текстов художественных произведений русской классики, знание которых предполагалось проверять в ходе промежуточной аттестации, но и проявил творческую активность в создании собственных высказываний в определенном речевом жанре (эссе, рецензии, отклике и т. д.). Поэтому в значительной части заданий нами был предусмотрен игровой элемент, что обусловливалось поставленной целью: спланировать модель поведения ведущего передачи (на телеэкране или в радиоэфире), распределить роли участников гипотетической встречи, выстроить логику и аргументацию в разговоре на проблемную тему. При проверке заданий мы использовали следующие критерии оценки качества их выполнения (с ними были ознакомлены и студенты):

3 индивидуальное умение интерпретировать текст художественного произведения в соответствии с поставленной целью, актуализировать значение русской классики как основы формирования духовно-нравственных ценностей современного человека, показать ее непреходящее историческое значение и философский смысл;

3 способность выстраивать логику суждения и аргументировать его;

3 владение навыками письменного и устного связного высказывания в соответствии со спецификой речевого жанра;

3 умение прогнозировать реакцию поведения зрителя/слушателя/читателя на

произносимый текст, его аудио- и видеосопровождение.

Предлагаемые студентам задания имели своей целью проверить, насколько студент владеет теми компетенциями, в которых объединяются требования к формированию как собственно филологических знаний и умений, так и дисциплин журналистской направленности.

3 УК-1 (универсальная компетенция) — умение осуществлять поиск информации, ее критический анализ и синтез (под получением информации в данном случае имеется в виду чтение художественного или публицистического текста в полном объеме, знание критической, научно-исследовательской литературы), способность применять системный подход для решения поставленных задач;

3 ОПК-2 (общепрофессиональная компетенция) — умение учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и(или) медиапродуктах, и(или) коммуникационных продуктах.

3 ОПК-3 (общепрофессиональная компетенция) — способность использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры (в нашем случае — умение интерпретировать текст в контексте истории отечественной и мировой литературы) в процессе создания медиатекстов и(или) медиапродуктов, и(или) коммуникационных продуктов.

3 ПКО-1 (обязательная профессиональная компетенция) — способность журналиста осуществлять авторскую деятельность с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа с учетом отечественного и мирового опыта, предполагает формирование умения готовить материал определенного жанра и тематики (очерки, статьи, аудио-/видеосюжеты для телевидения, сетевых и печатных изданий).

Ниже нами приведено несколько примеров заданий, которые были предложены в рамках изучения семестрового лекционного курса «История отечественной лите-

ратуры XIX века» студентам 2-го курса ННГУ им. Н. И. Лобачевского, обучающимся по направлению подготовки «Журналистика». Формулируя темы заданий, мы не только учитывали специализации будущих журналистов, но и предусмотрели проверку знаний, умений и навыков, необходимых для работы журналиста в условиях медиаконвергенции (к заданиям прилагался список основной и дополнительной литературы). Задания для каждой из групп подразумевали:

3 сбор информации, характеризующей атмосферу времени, знание проблемного поля отечественной литературы и журналистики определенного исторического периода;

3 создание речевой модели поведения журналиста (включающей также и игровой компонент) в определенном жанре, с учетом предъявляемых к данному речевому жанру требований (интервью, очерк, критическая статья и т. д.).

По профилю деятельности «Периодическая печать» были даны задания, для выполнения которых предполагалось углубленное изучение студентами характерных черт отечественной журналистики середины XIX — начала XX века.

Ситуация первая. Представьте, что Вы — корреспондент одного из печатных изданий середины XIX века. Редактор поручил Вам взять интервью у Н. А. Некрасова, опубликовавшего в журнале «Современник» (№ 1 за 1850 год) статью «Русские второстепенные поэты», которая вызвала дискуссию о том, кто из современных поэтов и на каком основании может быть отнесен к так называемым «второстепенным».

Задание. Сформулируйте цель интервью и задачи, которые Вы перед собой поставили. Составьте перечень вопросов к автору, дайте на них примерные ответы (отметьте, на какие вопросы Некрасов не смог бы (не захотел) ответить, объясните почему). Сформулируйте выводы по итогам проведенного интервью (что получилось, что нет, почему).

При подготовке ответа обоснуйте важность именно такой формы, как интервью, для этого используйте теоретический материал, касающийся специфики жанра [15; 19; 26; 31].

Ситуация вторая. Значительный этап деятельности В. Г. Короленко в качестве журналиста и публициста связан с журналом «Русское богатство», одним из соредакторов которого он являлся. Во 2-й книге журнала за 1912 год по инициативе Короленко был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и статья самого В. Г. Короленко «Старец Федор Кузьмич». По решению цензурного комитета журнал был конфискован, а редактор отдан под суд. Результаты судебного процесса были изложены В. Г. Короленко в статье «Процесс редактора "Русского богатства"» (кн. 12 за 1912 год) [3; 5].

Студенты делятся на две группы, задания даются для каждой группы отдельно и выполняются каждым студентом индивидуально.

Задание для первой группы. Составьте письменный вариант «обвинительного» заключения цензурного комитета, формулирует причины, по которым публикация рассказа Л. Н. Толстого не должна была состояться. Ответьте, в каком жанре публицистики может быть написан такой вердикт. Дайте обоснование выбранного Вами жанра. При подготовке материала познакомьтесь с рассказом Л. Н. Толстого, проанализируйте статью В. Г. Короленко и найдите те ее фрагменты, которые являются прямыми или косвенными указаниями на аргументацию цензурного комитета.

Задание для второй группы. Прочитайте статью «Старец Федор Кузьмич». Используя форму высказывания от первого лица (это может быть жанр письма в редакцию газеты или журнала), сформулируйте основные аргументы В. Г. Королен-

Формулируя темы заданий, мы не только учитывали специализации будущих журналистов, но и предусмотрели проверку знаний, умений и навыков, необходимых для работы журналиста в условиях медиаконвергенции.

По профилю подготовки «Тележурналистика» студентам было предложено разработать медиапродукт, материалом которого стало бы современное произведение искусства, созданное по мотивам русской классики XIX века.

ко, послужившие решению напечатать рассказ Толстого. Дайте свое объяснение, почему этот рассказ привлек внимание журналиста, насколько актуальной была проблема, поднятая Л. Н. Толстым для общественно-политической ситуации России начала XX века [9; 21]. На основании проделанной Вами работы определите жанровую специфику статьи «Процесс редактора "Русского богатства"», приведите аргументы, позволившие отнести ее к определенной группе жанров периодической печати того времени.

По профилю подготовки «Тележурналистика» студентам было предложено разработать медиапродукт, материалом которого стало бы современное произведение искусства, созданное по мотивам русской классики XIX века, что требует от будущего журналиста умения выстраивать логику и аргументацию собственной оценки актуальности интерпретации художественного текста посредством другого вида искусства.

Задания для тележурналистов

Ситуация первая. В марте 2016 года А. Кончаловский завершает драматический триптих по пьесам А. П. Чехова постановкой «Вишневого сада», событие освещается в СМИ, режиссер дает интервью и т. д. [1].

Задание. Составьте план ток-шоу, посвященного этому событию современной русской культуры [16; 25]. Изучив отзывы, определите наиболее значимые, с Вашей точки зрения, вопросы, которые смогут отразить оригинальное мнение участников программы и быть интересны зрителям. Определите цепь и проблематику будущего ток-шоу. Мотивируйте выбор ведущего (это может быть кто-то из современных тележурналистов, ведущих ток-шоу либо специалистов по творчеству А. П. Чехова), определите состав участников. Поду-

майте, какие вопросы могут возникнуть в ходе обсуждения. Какие фрагменты из видеозаписи Вы считаете необходимым включить в программу и почему? Сформулируйте свое мнение об актуальности ток-шоу [4]. Насколько эффективным Вы считаете этот жанр, если предметом обсуждения является интерпретация чеховского текста искусством театра.

Ситуация вторая. Произведения русской классики неоднократно становились материалом для киноверсий. Так, по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте» в 1978 году был снят фильм «Мой ласковый и нежный зверь» (режиссер Э. Лотяну), а по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» в 1984 году—«Жесто-кий романс» (режиссер Э. Рязанов). Каждый из режиссеров и сценаристов столкнулся с проблемой перевода языка словесного искусства на язык кинематографа.

Задание. Написать конспект литературного киносценария, посвященного истории создания фильма (одного из предложенных), отзывам о нем критики и зрительской аудитории, а также проблеме «несовпадения» текста оригинала и его визуального и звукового воплощения. Обосновать выбор материала, определить цель работы. В созданном Вами сценарии должен быть отражен принцип соединения блоков информации с указанием источников, которые Вы использовали, обоснованы объем и содержание закадрового текста, виды и способы включения в текст сценария визуального и звукового сопровождения [17].

Задания для радиожурналистов

Ситуация первая. В 1880-х годах приобретает широкий масштаб литературно-критическая и публицистическая деятельность Н. С. Лескова. Он пишет значительное количество статей, посвященных современной общественной жизни и культуре, публикуя их в таких газетах, как «Новости и Биржевая газета», «Новое время», журналах «Неделя», «Историче-

ский вестник» (не связывая себя с каким-либо одним изданием). Одна из проблем, которая постоянно привлекает внимание Лескова, — вопрос о своеобразии национального характера, отражающегося в различных формах устной и письменной речи (как в литературе, так и в фольклоре). Свои суждения по данной проблеме Н. С. Лесков высказывает в статье «Геральдический туман (Заметки о родовых прозвищах)», опубликованной в журнале «Исторический вестник» (№ 6 за 1886 год).

Задание 1. Основываясь на прочитанной Вами статье Н. С. Лескова, подготовьте радиопередачу в том жанре, который, на Ваш взгляд, наиболее соответствует поставленной Вами цели. Обоснуйте выбранный Вами способ коммуникации, отметив его преимущества. Подумайте, что именно из статьи Лескова и в какой форме можно использовать в будущей программе. Включите мотивацию в написанный Вами сюжет, определите его цель. Укажите, сколько и каких участников планируется пригласить, а также форму их участия [20; 29]. Обоснуйте выбор радиостанции, специфике которой будет соответствовать подготовленный вами материал. Насколько актуальными сегодня являются проблемы, поднятые Лесковым в своей статье? [27].

Задание 2. В ответ на Вашу передачу в редакцию поступило множество звонков и сообщений от радиослушателей. Попробуйте систематизировать эти отклики (подумайте, что могло заинтересовать слушателей, вызвать их позитивную или негативную реакцию). В соответствии с этим составьте план следующей передачи — основанной на откликах слушателей [23].

Ситуация вторая. А. П. Чехов начинает свою литературную деятельность, сотрудничая с различными юмористическими изданиями («Будильник», «Стрекоза», «Осколки»). Он пробует себя в различных жанрах, таких как репортаж, короткая информационная заметка, фельетон, содержанием которых были различные события и факты повседневной жизни.

Задание 1. Прочитайте рассказы Чехова «Корреспондент», «Два газетчика», «Правила для начинающих авторов». Какие жанры современной автору публицистики становятся предметом его пародии? Используя опыт Чехова-журналиста, напишите свои рекомендации начинающему радиожурналисту, пародируя любой из современных жанров журналистики [10; 14].

Задание 2. Прочитайте произведение А. П. Чехова «Драма на охоте». Впервые оно был опубликовано в 32 номерах газеты «Новости дня» (август 1884 — апрель 1885), то есть текст был разбит на 32 фрагмента. Что, по Вашему мнению, могло стать основанием для такого решения редактора издания?

Подготовьте свой вариант «разбивки» текста, планируя чтение рассказа у микрофона. Сколько персонажей вы задействуете? Подумайте, как поступить с описательными фрагментами (портретами, пейзажами), стоит ли использовать музыкальное сопровождение и т. д. Для какой современной радиостанции Ваш материал был бы наиболее востребован? Обоснуйте свой выбор.

В заключение считаем необходимым дать краткую характеристику результатов проведенной работы. Задания были составлены в соответствии с основными профессиональными компетенциями, отраженными в содержании ОПК-2, ОПК-3 и ПКО-1, и отвечали требованиям, предъявляемым к так называемым «универсальным» журналистам, навыки которых соответствуют запросам современного процесса ме-диаконвергенции.

Студенты поддержали инициативу, предложенную преподавателем, так как это позволило им проявить свою индивидуальность при решении поставленных задач. Письменная работа каждого студента сопровождалась комментариями преподавателя, где указывались достоинства и

Задания были составлены в соответствии с основными профессиональными компетенциями, отраженными в содержании ОПК-2, ОПК-3 и ПКО-1, и отвечали требованиям, предъявляемым к так называемым «универсальным» журналистам.

недостатки выполненного задания. Поскольку наша цель заключалась в выявлении степени сформированности профессиональных компетенций студентов — будущих журналистов, то и количество баллов оценки работы определялось в соответствии с уровнем овладения ими умениями и навыками. Главными недостатками практически всех работ (за исключением 16 из 65) оказались:

3 неумение студентов использовать теоретические знания в практической деятельности;

3 дефицит знаний о видах (жанрах) журналистики;

3 недостаточное владение письменной речью, в которой часто отсутствовала логика высказывания, встречались существенные погрешности стиля и т. д.

Результаты анализа выполненных работ позволили сформулировать вывод о необходимости повышения мотивации студентов к овладению соответствующими профессиональными компетенциями, которые, по нашим наблюдениям, находятся на довольно низком уровне. При выполне-

ЛИТЕРАТУРА _

нии задания на первом месте оказывался мотив приобретения недостающих знаний (предложенные задания расширяли представление обучающихся об отечественной литературе, ее истории, влиянии на общество и т. д), на втором — прагматическое стремление получить зачет по курсу. На последнем месте, как это следует из приведенного выше перечня недостатков, выявленных нами в процессе проверки работ, находится мотивация овладения профессиональными умениями. По-видимому, одной из важнейших задач, способных в известной степени решить проблему, является корректировка и повышение качества учебных планов, в которых «гибкие» компетенции будут формироваться не только специальными дисциплинами, но и всей системой гуманитарной подготовки будущих журналистов. Современному медиа-образованию следует двигаться именно в направлении совершенствования синтеза теории и практики преподавания как филологических дисциплин (историко-литературных и лингвистических), так и дисциплин журналистского блока.

1. Андрей Кончаловский. Театр — «Вишневый сад» : сайт. — URL: http://www.konchalovsky.ru/ works/spectacles/cherry_orchard/ (дата обращения: 04.10.2021).

2. Баранова, Е. А. Новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции: мифы и реальность / Е. А. Баранова // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2017. — Vol. 22. — № 1. — С. 177—188.

3. Бик-Булатов, А. Ш. Расследовательские методы В. Г. Короленко в контексте общего развития русской журналистики рубежа XIX—XX веков / А. Ш. Бик-Булатов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2018. — Том 160. — Книга 4. — С. 850—859.

4. Бирбом, М. Хозяин ток-шоу / М. Бирбом // Спутник ТВ. — 2005. — № 7. — С. 11—13.

5. Быков, Д. Л. Портретная галерея Дмитрия Быкова: Короленко / Д. Л. Быков // Дилетант. — 2012. — № 4. — URL: https://ru-bykov.livejournal.com/1379849.html (дата обращения: 04.10.2021).

6. Вартанова, Е. Л. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели / Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский // Информационное общество. — 2003. — № 3. — С. 5—10.

7. Введенский, В. Н. Моделирование профессиональных компетенций педагога / В. Н. Введенский // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 51—55.

8. Григоров, С. Ю. К вопросу о сущности профессиональной компетенции / С. Ю. Григоров, С. С. Амаду, Д. П. Федюнин // Территория науки. — 2017. — № 1. — С. 24—27.

9. Данюк, А. Н. В. Г. Короленко как редактор и публицист журнала «Русское богатство» (1896—1918) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологиче-

ских наук / А. Н. Данюк. — URL: https://www.dissercat.com/content/v-g-korolenko-kak-redaktor-i-publitsist-zhumala-russkoe-bogatstvo-18961918/read (дата обращения: 04.10.2021).

10. Елина, Е. Г. Журналистика и журналисты в рассказах А. П. Чехова / Е. Г. Елина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология и журналистика. — 2020. — Том 20. — Выпуск 4. — С. 440—447.

11. Засурский, Я. Н. Телерадиоэфир. История и современность / Я. Н. Засурский, Л. Д. Азарх, Л. Д. Болотова ; под редакцией Я. Н. Засурского. — Москва : Аспект Пресс, 2005. — 239 с. — ISBN 5-7567-0369-1.

12. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34—42.

13. Загвоздкин, В. К. Проблема ключевых компетентностей в зарубежных исследованиях / В. К. Загвозд-кин // Вопросы образования. — 2009. — № 4. — С. 257—271.

14. История русской журналистики. Вторая половина XIX века : онлайн-курс. — URL: https:// www.lektorium.tv/irj/konec-xix (дата обращения: 04.10.2021).

15. Ким, М. Н. Основы творческой деятельности журналиста / М. Н. Ким. — Санкт-Петербург : Питер, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-49807-909-7.

16. Крумл, М. Феномен ток-шоу: лекарство или яд для души / М. Крумл // Литературная газета. — 2000. — № 3. — URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/706 (дата обращения: 04.10.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Литература на экране / под редакцией А. А. Мелик-Пашаева, Н. Л. Карповой, Н. А. Борисенко,

С. Ф. Дмитренко. — Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2018. — 352 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»: серия 1, выпуск 4). Ч. 1. В помощь педагогу-библиотекарю. — ISBN 978-5-9500443-3-5.

18. Маркова, А. К. Психология профессионализма : монография / А. К. Маркова. — Москва : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с. — ISBN 5-87633-016-7.

19. Мисонжников, Б. Я. Феноменология текста печатного издания (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания / Б. Я. Мисонжников. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2001. — 490 с. — ISBN 5-288-02921-0.

20. Морозова, А. А. Радиожурналистика в рамках профессионального медиаобразования (на примере выпуска учебного СМИ) / А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 25 (240). — С. 104—107.

21. Опульская, Л. Д. Толстой и русские писатели конца XIX — начала XX вв. / Л. Д. Опульская. — URL: http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/opulskaya-tolstoj-i-russkie-pisateli-konca-xix-nachala-hh.htm (дата обращения: 04.10.2021).

22. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : монография / Дж. Равен. — Москва : Когито-Центр, 2002. — 396 с. — ISBN 5-89353-052-7.

23. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. — Москва : Аспект-Пресс, 2002. — 288 с. — ISBN 5-7567-0168-0.

24. Современное журналистское образование: синтез теории и практики : сборник научных трудов / под редакцией Г. В. Лазутиной. — Москва : Медиа-Мир, 2010. — 248 с. — ISBN 978-5-91832-011-2.

25. Сухих, С. А. Прагмалингвистическое моделирование коммуникативного процесса / С. А. Сухих, В. А. Зеленская. — Краснодар : Кубанский государственный университет, 1998. — 159 с. — ISBN 5-230-21808-8.

26. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. — Москва : Аспект Пресс, 2000. — 310 с. — ISBN 5-7567-0251-2.

27. Тулупов, В. В. Традиции и новаторство в медиаобразовании / В. В. Тулупов // Информационное общество. — 2003. — № 3. — С. 16—19.

28. Уразова, С. Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Теоретический аспект / С. Л. Уразова // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 5. — С. 287—293.

29. Фатеева, Н. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации : монография / Н. А. Фатеева. — Челябинск, 2008. — 270 с. — ISBN 978-5-7271-0853-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.