Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ" КАК НЕОБХОДИМЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ "МЕДИА И СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ"'

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ" КАК НЕОБХОДИМЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ "МЕДИА И СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
307
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЖАНРЫ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ИЗДАНИЯ / НОВОСТЬ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ / ИНТЕРВЬЮ / ПРЕСС-РЕЛИЗ / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Молдавская Ольга Евгеньевна

В статье дается обоснование и предлагается для обсуждения структура методического пособия для студентов магистратуры.The article provides a rationale and proposes for discussion the structure of a methodological guide for graduate students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Молдавская Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ" КАК НЕОБХОДИМЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ "МЕДИА И СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ"»

УДК 80.801

Филологические науки

Молдавская Ольга Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра славянской филологии, ПСТГУ, Москва

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ» КАК НЕОБХОДИМЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ «МЕДИА И СОЦИАЛЬНЫЕ

КОММУНИКАЦИИ»

Аннотация: в статье дается обоснование и предлагается для обсуждения структура методического пособия для студентов магистратуры.

Ключевые слова: медиа-жанры, целевая аудитория издания, новость, аналитическая статья, интервью, пресс-релиз, реклама.

Abstract: the article provides a rationale and proposes for discussion the structure of a methodological guide for graduate students.

Keywords: media genres, target audience of the publication, news, analytical article, interviews, press release, advertising.

Актуальность поставленной темы определяется несколькими факторами.

Во-первых, обучающиеся в магистратуре по профилю «Медиа и социальные коммуникации» (направление подготовки: 45.04.01 Филология), как показала практика, не обладают навыком написания текстов различных жанров, что является необходимым умением для будущих журналистов.

Во-вторых, все имеющиеся курсы, читаемые в магистратуре ПСТГУ по данному профилю, не дают возможность сформировать необходимые для профессии компетенции.

В-третьих, задачи профессиональной деятельности, реализуемые в процессе обучения данному курсу, требуют однозначного владения практическими навыками, как-то:

- создание, редактирование, реферирование, систематизирование и трансформация (например, изменения стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (в том числе деловой документации, рекламных, пропагандистских);

- анализ информации и подготовка информационно-аналитических материалов.

Исходя из этого, актуальность пособия, которое поможет студентам развить необходимые компетенции в рамках профессиональных задач становится очевидной. Поэтому структура предлагаемого пособия четко ориентирует студентов на то, какие именно компетенции развивает те виды учебной деятельности, которые предлагаются в пособии.

Вводная часть данного пособия содержит описание компетенций, которые должны быть сформированы в процессе обучения по данному профилю. Эта информация позволит студентам в начале курса составить четкое представление о том, какие задачи перед ними ставятся.

Итак, компетенции, формируемые в процессе обучения:

Общекультурные компетенции (ОК). Студент должен обладать в итоге: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

- способностью самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-4).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК). Студент должен обладать в итоге: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственной языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владеть коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации (ОПК-2);

- способностью демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ОПК-3);

- способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ОПК-4).

Профессиональные компетенции (ПК).

В итоге студент должен обладать:

- способностью к созданию, редактированию, реферированию, систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-10);

- готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства (ПК-11).

- способностью рационально использовать материальные, нематериальные и финансовые ресурсы для образовательной деятельности, выполнения научных исследования и проектных разработок в соответствии с направленностью (профилем) магистерской программы (ПК-13);

- способностью соблюдать требования экологической и информационной безопасности при выполнении задач профессиональной деятельности в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-14).

В качестве основной предполагается образовательная технология, реализуемая в форме учебного занятия, на котором заслушиваются и обсуждаются ответы студентов по заявленной заранее теме.

Также во вводной части пособия предлагается описание ФОС. Итоговая оценка складывается из следующих составляющих: посещаемость (10%), устные ответы на семинарах, участие в обсуждении (30%), портфолио (выполнение практических заданий (60%). Таким образом, стимулируется творческая деятельность студентов по созданию портфолио, необходимая для формирования всех типов компетенций.

План курса состоит из 10 тем, каждая из которых отрабатывается на 2 семинарских занятиях, итого 40 академических часов. Темы семинаров охватывают все многообразие журналистских жанров, позволяя соединить теорию с практикой. К каждой теме предлагается необходимый теоретический материал, подобранный в соответствии с целью занятия из релевантных источников. Кроме того, пособие имеет большой объем приложений, в которые представляют из себя образцы для анализа. Темы распределены следующим образом:

1. Основные медиа-жанры и их характеристика.

2. Целевая аудитория издания: портрет, характеристики.

3. Способы удержать внимание аудитории.

4. Языковые уловки и изобразительно-выразительные средства языка.

5. Новость: структура и законы построения.

6. Аналитическая/информационная статья.

7. Как написать историю: техника стористелинга.

8. Как взять и написать интервью.

9. Пресс-релиз как жанр рг-текста.

10. Рекламный текст и его виды. Алгоритм создания рекламного текста.

Первая тема «Основные медиа-жанры и их характеристика» знакомит студентов с многообразием медиа-жанров и учит выявлять и дифференцировать

их. Студенты должны узнать такие понятия, как медиалингвистика [1] и медиатекст, уметь вычленять основные характеристики медиатекста, владеть навыками анализа медиатекста с учетом его специфических свойств. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Задачи и предмет медиалинвистики.

• Понятие медиатекста в лингвистике: сравните основные определения и покажите, как трансформировалось и дополнялось значение термина.

• Специфика медиатекста, основные свойства.

Практическая часть предполагает следующие задания:

Найдите самостоятельно образцы медиатекстов и докажите их принадлежность к данному виду текстов.

Проанализируйте образцы предложенных текстов и определите их жанровую принадлежность.

Домашнее задание отрабатывает и закрепляет полученные на семинаре навыки: предлагается найти самостоятельно образцы медиатекстов разных жанров, выявить основные характеристики каждого жанра на конкретном примере.

Таким образом компетенции, которые формируются на занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Вторая тема курса: «Целевая аудитория (ЦА)», в ее рамках студенты должны познакомиться с понятием целевой аудитории, уметь составлять ее портрет, владеть навыком адаптировать текст запросы аудитории. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Понятие целевой аудитории в маркетинге.

• Параметры, по которым выделяется ЦА: объясните, как каждая характеристика влияет на форму и содержание издания/текста.

• Сегментация ЦА Марка Шеррингтона.

• Пресс-кит издания как источник информации о целевой аудитории.

Практическая часть предполагает следующие виды деятельности:

Проанализируйте предложенный пресс-кит и объясните, как стиль и формат издания соотносится с целевой аудиторией, в чем это выражается?

Опишите портрет ЦА журнала, пользуясь параметрами для выделения

ЦА.

Проанализируйте, для какой аудитории создан текст статьи, который дан в приложении. Адаптируйте данный текст, изменив стилистику и подобрав работающую для данной аудитории аргументы: обеспеченные женщины 35-50 лет, бизнесмены мужского пола, православные читатели журнала «Фома», подростки 13-16 лет, неработающие пенсионеры.

В качестве домашнее задания предлагается: самостоятельно найти пресс-кит любого издания и составить по нему портрет, придумать концепцию издания и составить пресс-кит издания на свое усмотрения, уделив особое внимание описанию целевой аудитории.

Таким образом, компетенции, развиваемые на втором занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Третья тема курса «Способы заинтересовать и удержать внимание аудитории». Данный семинар ставит своей целью узнать текстовые приемы поддержания внимания аудитории, уметь использовать их на практике, владеть навыком написания текста под запросы аудитории. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Эффектный заголовок.

• Актуализация содержания.

• Ссылка на общедоступный источник информации.

• Способы возбудить любопытство.

• Риторический вопрос/цитата.

• Ссылка на личный опыт/историю.

• Практичность: обещание предложить решение проблемы.

• Обманутые ожидания: как психологическая установка меняет отношение к тексту.

Практическая часть состоит из следующих заданий:

Найдите в сети примеры эффектных заголовков и проанализируйте, насколько текст статьи соответствует названию и выполняет обещания.

Проанализируйте тексты статей, данных в приложении, на предмет того, какими средствами поддерживается контакт с аудиторий и стимулируется ее интерес.

Проанализируйте тексты статей из различных изданий, и выясните, какими способами автор воздействует на аудиторию?

Сформулируйте законы успеха журналистского текста. В качестве домашнее задания предлагается написать текст, используя знакомые уже средства привлечения внимания аудитории.

Таким образом, компетенции, развиваемые на третьем занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Четвертая тема курса «Языковые уловки и изобразительно-выразительные средства языка» имеет целью узнать приемы языкового манипулирования и как их использовать в письменной речи, выявить тропы и фигуры речи, используемые в сфере убеждения и аргументации, научиться уместно применять художественно-изобразительные приемы, избегать типичных речевых ошибок. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Изобразительно-выразительные средства языка: виды тропов и риторические фигуры.

• Функции тропов: использование с разными целями - сделать речь разнообразной и однообразной, ситуативно уместной, нарочито неправдоподобной, наглядной, ясной, точной и неточной.

• Приемы изобразительности и выразительности: в чем разница?

• Понятие языковой уловки.

• Причины неясности речи.

Практическая часть состоит из следующих заданий:

Приведите примеры различных тропов и объясните их функцию в каждом примере.

Проанализируйте текст из приложения и перечислите все языковые приемы, и выясните, насколько удачно они использованы?

Приведите примеры языковых уловок в журналистских, рекламных и рг-текстах.

В качестве домашнего задания предлагается самостоятельно найти журналистские тексты, в которых удачно используются изобразительно-выразительные средства языка, проанализировать, как стилистика соответствует задаче текста и его содержанию, а также напишите текст заметки ограниченного объема на заданную тему, используя языковые уловки и изобразительно-выразительные средства языка.

Таким образом, компетенции, развиваемые на четвертом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Пятая тема курса «Новость: структура и законы построения» ставит своей целью узнать структуру, композицию новости как вида медиатекста, уметь анализировать ее структурно-семантические особенности, владеть навыком написания новости. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Структура новости: принцип треугольника.

• Типы заголовков.

• Стиль.

Практическая часть предлагает:

Проанализировать различные подборки новостей, данных приложении: композицию, стилистику, языковые приемы, чтобы выяснить, насколько удачно они использованы, в контексте типа каждого издания и характеристики его ЦА.

Привести удачные и неудачные примеры новостей (из сети, например, www.lenta.ru или печатных СМИ) и объяснить, в чем заключаются ошибки.

В качестве домашнего задания предлагается написать несколько новостей на актуальную тему, для разной целевой аудитории, используя знания о структуре новости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, компетенции, развиваемые на пятом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Шестая тема курса «Аналитическая/информационная статья» ставит своей целью узнать структуру и композицию аналитической/информационной статьи, на базе положений теории журналистики уметь анализировать современную редакционную практику СМИ, уметь формулировать тезис и доказывать его, используя теорию аргументации, владеть навыком написания статьи. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Композиция статьи.

• Основные понятия теории аргументации: тезис, доказательство и его структура, аргументация, аргумент, факт, разъяснение, экземплификация.

• Формулировка тезиса.

• Типы и приемы доказательств.

• Тактики аргументирования.

• Ошибки в аргументации.

Практическая часть предлагает:

Проанализировать несколько статей, определив тип статьи, тезис и аргументы, выяснить, насколько удачно сформулирован тезис и насколько убеди

Сформулировать законы успеха аналитической/информационной статьи

В качестве домашнего задания предлагается найти самостоятельно примеры аналитических статей и информационных статей и проанализировать их аргументацию и доказательную базу, объяснив, в чем ошибки.

Используя знания о структуре статьи такого типа, написать текст аналитической или информационной статьи на любую научно-популярную тему, объясняя читателям суть научного открытия или теории.

Таким образом, компетенции, развиваемые на шестом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Седьмая тема курса «Как написать историю: техника стористеллинга» ставит своей целью узнать структуру, композицию и стилистические приемы, характерные для истории, уметь анализировать и отбирать нужную информацию, владеть навыком написания истории. Цель семинара реализуется в следующем плане:

Стористеллинг в маркетинге и законы построения сюжета в литературе 6 типовых сюжетов в литературе.

• Композиция и ее элементы, типы композиции.

• Понятие катарсиса.

• Кейс-метод в журналистике.

Практическая часть предлагает:

Проанализировать произведения мировой литературы, соответствующие 6 типам сюжета и соответсвующие разным типам композиции.

Найти завязку, кульминацию, развязку в предложенных в приложении текстах, проанализировав структуру построения истории.

Выявить основные признаки стористеллинга как маркетинговой технологии на примере материалов из приложения.

Сформулировать законы успеха истории.

В качестве домашнего задания предлагается самостоятельно написать 2 истории с одним и тем же сюжетом, но с разными целями: редакционный текст для определённой целевой аудитории и маркетинговый стористеллинг.

Таким образом, компетенции, развиваемые на седьмом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Восьмая тема курса «Как взять и написать интервью» ставит своей целью узнать процесс подготовки к интервью и его основные принципы, композицию и стилистические приемы, уметь выстраивать разговор, владеть навыком написания интервью. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Виды интервью.

• Композиция интервью: 20% вопросов на 80% ответов

• Логика построения интервью.

• Этапы подготовки.

• Практическая часть предполагает:

• анализ журналистских текстов из приложения по предложенной схеме,

• сравнить тексты интервью на разных этапах работы,

• сформулировать на основе анализа законы успеха интервью.

В качестве домашнего задания предлагается самостоятельно выбрать персону, интересную ЦА выбранного студентом издания, и составить вопросы для интервью.

Таким образом, компетенции, развиваемые на восьмом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Девятая тема курса «Пресс-релиз как основной жанр pr-текста» имеет целью узнать специфику деятельности PR [2], уметь анализировать структуру, композицию и стилистические приемы, характерные для pr-текстов, выстраивать pr-текст под коммуникативные задачи, владеть навыком написания пресс-релиза. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Цели и функции паблик рилейшнз.

• Индивидуальный и корпоративный имидж: этапы его формирования средствами PR.

• PR-технологии формирования имиджа.

• Пресс-релиз как жанр pr-текста: назначение, классификация, структура, стилистические особенности.

• Другие жанры pг: имиджевое интервью, имиджевая статья.

Практическая часть предполагает:

- анализ способов формирования положительного имиджа в определенных компаний на основе анализа их сайтов и соцсетей,

- анализ релизов из приложения на предмет заключенного в них ключевого послания,

- анализ различных pr-текстов из приложения на предмет композиции и стилистики,

- формулировка законов успеха пресс-релиза.

В качестве домашнего задания предлагается анализ pr-деятельности любой выбранной самостоятельно компании, а также написание текста пресс-релиза, посвященного презентации личного бренда и презентации проекта/хобби в соцсетях.

Таким образом, компетенции, развиваемые на девятом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Десятая тема курса «Рекламный текст и его виды. Алгоритм создания реального текста» имеет целью узнать жанровую систему рекламных текстов и алгоритм работы над рекламным текстом, уметь использовать теоретические знания о рекламе как средстве коммуникации [3] для создания рекламных концепций и текстов, владеть навыком написания рекламных текстов различных жанров в соотвествии с поставленной в рифе задачей. Цель семинара реализуется в следующем плане:

• Основные жанры рекламных текстов.

• Бриф и его структура

• Алгоритм работы над рекламным текстом.

• Правовое регулирование рекламы в СМИ [4].

Практическая часть предполагает:

- анализ предложенных в приложении рекламных макетов/статей на предмет выявления способов мотивации, соответствия целевой аудитории,

- анализ самостоятельно найденных материалов с рекламой фармпрепаратов, детских товаров, юридических услуг на предмет соответствия закона о рекламе.

В качестве домашнего задания предлагается создать рекламные тексты и слоганы под определённую цель и запросы целевой аудитории.

Таким образом, компетенции, развиваемые на деяятом занятии: ОК-1, ОК-4, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-4, ПК-10.

Таким образом, явными достоинствами пособия являются:

- его нацеленность на отработку практических навыков и формирования необходимых журналисту компетенций,

- тщательно отобранная теоретическая информация сразу из нескольких областей знаний (журналистика, литературоведение, стилистика, теория аргументации, маркетинг, реклама, связи с общественностью),

- большой объем практической деятельности по созданию собственного портфолио студента,

- тщательно подобранная база текстов для анализа, позволяющая развить нужные навыки и соединить теорию с практикой.

Библиографический список:

1. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь) [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Т.Г. Добросклонская. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 264 с. — ISBN 978-5-9765-0273-4. — Режим доступа: https: //rucont.ru/efd/244207.

2. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: теория и практика: пер. с англ. - 8-е изд. - М., 2001.

3. Огилви Дэвид. Огилви о рекламе; пер. с англ. А. Гостева и Т. Новиковой. - 7-е изд. - М. Манн, Иванов и Фербер, 2020. - 304 с.

4. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: учеб. - М.: ВК, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.