УДК 378 + 81'42
https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/07
Л. В. Коростелева
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
L. V. Korosteleva
POLITICAL DISCOURSE AS AN ACADEMIC DISCIPLINE
IN PROFESSIONAL TRAINING
Аннотация. Целью представленного в данной статье исследования является изучение актуальности политического дискурса как предмета изучения в рамках филологических дисциплин основных образовательных программ некоторых направлений подготовки бакалавриата. Объект исследования - политический дискурс как одно из направлений исследования политической лингвистики. Предметом исследования представляются коммуникативные составляющие политического дискурса, освоение которых может способствовать формированию необходимых компетенций для уверенной ориентации в коммуникативной среде. В качестве основных теоретических методов исследования в статье используются анализ, синтез, исторический подход - эти методы позволили изучить различные подходы к исследованию политического дискурса и его функций. Для разработки методической части (учебной программы предлагаемой дисциплины) использованы методы структурного анализа, позволяющего исследовать структуру тех элементов, что участвуют в построении политического дискурса; дискурс-анализа, который позволяет сконцентрировать внимание как на индивидуальных характеристиках адресанта, так и на контекстуальном анализе; сравнительного анализа, в рамках которого сопоставляются различные примеры политического дискурса, выявляются их сходства и различия; моделирования, применяемого при разработке рабочей программы дисциплины. В результате исследовательской работы предложена учебная программа «Основы политического дискурса», рекомендуемая для включения в образовательный процесс высшего образования для направления подготовки «Журналистика». Ключевые слова: политическая коммуникация; профессиональные компетенции; образовательная программа; подготовка журналистов.
Abstract. The article argues the relevance of such academic subject as Political Discourse within the framework of philological disciplines of the main educational programs for some bachelor's degrees. The object of study was Political Discourse as an area of research in political linguistics. The subject of study was the communicative components of political discourse, which, if mastered, can contribute to the formation of necessary competencies for the confident navigation of the communicative environment. Analysis, synthesis, and historical approach were the main theoretical research methods that helped study different approaches to the study of political discourse and its functions. To develop the methodological part (the academic program of the proposed discipline), we used structural analysis, which makes it possible to study the structure of elements constituting political discourse; discourse analysis, which allows focusing on both the individual characteristics of the addressant and the contextual analysis; comparative analysis, which compares various examples of political discourse, identifies their similarities and differences; modeling, to develop the training program of the Political Discourse discipline. The result of the study was training program 'Fundamentals of Political Discourse,' recommended for the Journalism major in institutions of higher education.
Keywords: political communication; professional competency; educational program; training journalists.
Сведения об авторе: Коростелева Лариса Владимировна, ORCID: 0000-0003-4372-0190, канд. филол. наук, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Россия, [email protected]
About the author: Korosteleva Larisa Vladimirovna, ORCID: 0000-0003-4372-0190, Ph.D., Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, [email protected]
Современное развитие лингвистических направлений дает основание сделать вывод о том, что политическая лингвистика сегодня является обособленной наукой, имеющей собственный предмет исследования, понятийный аппарат, научные школы и т. д. За последние десятилетия появилось достаточное количество научных зарубежных и отечественных работ, посвященных проблемам политического дискурса, таких авторов как Т.А. ван Дейк, К.В. Дойч, А.Н. Баранов, А.Е. Кибрик, Н.В. Свинаренко, А.А. Чекменев, А.П. Чудинов и др. Одним из признаков также яв-
ляется включение соответствующей дисциплины в учебные планы образовательных программ, которые нацелены на подготовку специалистов в области лингвистики, политологии, журналистики, социологии. Подобные дисциплины встречаются, например, в таких вузах, как Уральский федеральный университет, Уральский государственный педагогический университет, Сургутский государственный университет, Высшая школа экономики, Казанский федеральный университет и др. [14, с. 260]. Политическая лингвистика может преподаваться как самостоятельная дисциплина или как часть стилистики, медиалингвистики, социолингвистики и других дисциплин (модулей).
Политический дискурс как часть политической лингвистики прикладного характера в плане реализации в учебном процессе незаслуженно уходит на второй план, хотя включает в себя неотъемлемое для любого специалиста в области филологии понимание текста в контексте. Лишь некоторые вузы включают в образовательные программы дисциплины по политическому дискурсу. Чаще всего они встречаются в учебных планах уровня магистратуры.
1. Казанский (Приволжский) федеральный университет реализует магистерскую программу «Журналистика» и предлагает для изучения дисциплину «Основы политического дискурса» [7].
Цели освоения дисциплины - сформировать у студентов представление о феномене политического дискурса; ознакомить с методологией анализа политического дискурса
Дисциплина относится к профессиональному циклу в ООП и является логическим продолжением курса «Политология» в рамках бакалавриата по журналистике. Для того чтобы изучать дисциплину, студентам необходимо обладать базовыми знаниями в области политологии, теории журналистики, обществознания, теории литературы, русского и татарского языков.
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать способность и готовность: использовать знания, полученные в процессе изучения политологических, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в своей профессиональной деятельности в области общественно-политической журналистики; владеть филологическими, социокультурными, социально-психологическими, политическими и философскими аспектами анализа политического дискурса; ориентироваться в современной общественно-политической ситуации и информационной среде, быстро находить необходимые источники информации; получать нужные сведения, используя различные методы, работать с интернет-ресурсами, материалами информационных агентств, мобильной связью и другими средствами связи и коммуникации; подготовить и написать текст на общественно-политическую тематику в разных жанрах, в том числе аналитических; использовать современные достижения в области политологических наук, самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять свое политическое мировоззрение.
Содержание дисциплины включает в себя темы, раскрывающие феномен политического дискурса; коммуникационную составляющую политического дискурса; социокультурные аспекты политического дискурса; методы анализа политического дискурса.
2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» предлагает магистрам направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» курс по выбору «Дискурсивный анализ» [6], в результате освоения которого студент должен: ориентироваться в проблематике как на основе содержания курса лекций, так и за счет рекомендованной литературы; знать теоретические основы; владеть практическими навыками.
Изучение данной дисциплины основывается на следующих базовых дисциплинах: «Теория и методология современной коммуникативистики», «Интегрированные коммуникации».
Содержание дисциплины включает в себя три раздела.
Раздел 1: Действительность-текст-дискурс: соотношение понятий. В рамках данного раздела рассматривается дискурс как объект лингвистики и изучается дискурсивный анализ в лингвистике.
Раздел 2: Дискурсивный анализ. Теоретические основы. Данный раздел посвящен изучению дискурсивного анализа как научного направления и дискурсивной таксономии.
Раздел 3: Дискурсивный анализ. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Последний раздел нацелен на изучение современных методов интерпретации различных видов текста как продукта речевой деятельности.
Как видим, предлагаемый курс не акцентирует внимание на особенности политического дискурса, однако выявляет принципиальное отличие дискурс-анализа от других видов работы с текстом.
3. В Алтайском государственном университете реализуется направление подготовки «Политология» (уровень магистратуры). Одной из дисциплин образовательной программы является «Современный политический дискурс» [8].
Цель освоения дисциплины - формирование навыков применения методологии политической науки, в том числе политической коммуникации, и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: критерии характеристики языковой личности политика, уровня его речевой культуры; основные направления исследования политической коммуникации и политического дискурса; методологию дискурсивного анализа; средства и способы речевого воздействия в разных типах политического дискурса;
уметь: применять современные методы анализа и интерпретации текстов современного политического дискурса для решения научных и практических задач в политической сфере;
владеть (иметь навыки и (или) опыт деятельности): методами анализа политического дискурса; навыками применения методологии политической науки и методики дискурсивного анализа к анализу современных политических текстов; приемами активного общения в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности.
Структура и содержание дисциплины.
Раздел 1. Языковая личность и речевая культура политика:
- языковая личность политика: речевая культура и коммуникативная компетентность;
- законы и принципы общения;
- невербальная коммуникация.
Раздел 2. Политическая коммуникация: онтология и гносеология:
- способы и средства речевого воздействия в политическом дискурсе;
- аксиологический и социокультурный аспекты политического дискурса;
- язык социального статуса в политической коммуникации.
Раздел 3. Анализ современного политического дискурса: аспекты, методы, результаты.
Анализируемая программа, на наш взгляд, является наиболее полной и отражает основные важные характеристики политического дискурса, а также включает в себя практический блок, который отражает методологию анализа политического дискурса.
Встречаются подобные дисциплины и в программах подготовки кадров высшей квалификации (уровень аспирантуры). Санкт-Петербургский государственный университет реализует основную образовательную программу «Политические институты, процессы и технологии в традиционных индустриальных и информационных обществах» и предлагает для изучения дисциплину «Критический дискурс-анализ в сфере политики» (РПУД «Критический дискурс анализ»).
Основными целями курса являются: представление дискурсологии как новой дисциплины гуманитарного знания, показ методов изучения политического дискурса, классификация современных теорий дискурса, анализ природы российского официального политического дискурса, сравнительный анализ западноевропейского и российского путей развития политического дискурса, расширение границ гуманитарного знания аспирантов.
Специальная дисциплина «Критический дискурс-анализ в сфере политики» конкретизирует знания и навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Политический анализ и прогнозирование» и «Политическая культура».
В результате освоения дисциплины аспирант должен:
знать теорию дискурса, подходы к политическому и официальному дискурсу;
уметь сопоставлять различные источники и самостоятельно искать материалы для эмпирической базы;
владеть методикой и методологией дискурс-анализа.
Содержание дисциплины включает в себя изучение следующих тем:
- теоретические модели коммуникации;
- понятия дискурса, политического дискурса и официального политического дискурса;
- системообразующие признаки и функции политического дискурса;
- методы и направления исследования политического дискурса;
- дискурс, политика, идеология;
- сравнительный анализ методологий исследования дискурса в различных странах;
- жанровая система современного политического дискурса;
- современный политический дискурс в США, Европе и других странах;
- состояние российского политического дискурса.
Анализируемая программа углубленно изучает политический дискурс сквозь призму политологии в соответствии со спецификой программы подготовки.
Подобные дисциплины, хоть и редко, но встречаются в программах бакалавриата. Так, Южный институт менеджмента в рамках образовательной программы направления подготовки бакалавриата «Фундаментальная и прикладная лингвистика» включает в учебный план в качестве дисциплины по выбору «Политический дискурс» [1].
Цель дисциплины - сформировать представления о политическом дискурсе как о знаковой системе, о динамике развития знаний в рамках различных научных школ и направлений, а также конкретных исследователей.
Курс строится на основе требований современной науки о политической лингвистике с учетом научных достижений как языкознания, так и политологии и социальной психологии. Он раскрывает межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Основы языкознания», «Общая теория дискурса», «Семиотика» и «Лингвистический анализ текста».
Основные темы программы:
Тема 1. Базовые понятия политической коммуникативистики.
Тема 2. Мифология политического дискурса.
Тема 3. Возникновение и основные этапы развития политической лингвистики.
Тема 4. Политическая лингвистика в США.
Тема 5. Политическая лингвистика в Центральной и Западной Европе.
Тема 6. Российская политическая лингвистика.
Тема 7. Когнитивное направление в политической лингвистике.
Таким образом, обзор учебных программ по теме политического дискурса показал, что лишь малая часть учебных заведений включают подобные дисциплины в структуру подготовки бакалавров. На наш взгляд, такая дисциплина может оказаться интересной для освоения в качества курса по выбору направления подготовки «Журналистика», поскольку раскрывает новые грани профессиональных компетенций в этой сфере деятельности.
Разработка учебной программы дисциплины «Основы политического дискурса»
Исходя из актуальности темы исследования и значения политического дискурса как способа коммуникации всех субъектов политики, а также неотъемлемой роли СМИ в этом процессе, нами предложен курс по выбору для направления подготовки 43.03.02 «Журналистика», реализуемый в Нижневартовском государственном университете.
Цель курса - формирование представления о сущности политического дискурса, его специфике и функциях, а также освоение методики практического анализа политического дискурса на основании полученных теоретических знаний.
Предлагается включить курс в блок дисциплин по выбору вариативной части образовательной программы бакалавриата [4] для изучения на 4 курсе, так как на выпускном курсе основной блок компетенций, необходимых для освоения предлагаемого курса, будет сформирован в результате освоения таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Социология журналистики», «Психология журналистики», «Культурология», «Современный русский язык», «Стилистика и литературное редактирование», «Управление общественным мнением», «Управление избирательной кампанией», предлагаемых для изучения соответствующим учебным планом [11].
Для освоения предложенной дисциплины студент должен:
- знать основы русского языка и культуры речи, а также основные средства воздействия языка;
- уметь анализировать публицистический текст и понимать его социологическую, психологическую и культурологическую природу;
- владеть навыками написания журналистского текста и инструментами стилистики и литературного редактирования.
Дисциплина «Основы политического дискурса» будет иметь логическую и содержательную взаимосвязь с дисциплинами, предлагаемыми для последующего освоения: «Мультимедийная журналистика», «Современные технологии построения текстов СМИ», «Деловые и поликультурные коммуникации».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика (уровень бакалавриата)» [13] в результате освоения дисциплины предполагается освоение следующих компетенций:
ОПК-6 - способность анализировать основные тенденции формирования социальной структуры современного общества, ориентироваться в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ;
ОПК-17 - способность эффективно использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в профессиональной деятельности;
ПК-1 - способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа;
ПК-3 - способность анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- взаимосвязь понятий текст - дискурс - политический дискурс (ОПК-6, ПК-1);
- основы построения политического дискурса и инструменты речевого воздействия на аудиторию (ОПК-17, ПК-3);
уметь:
- анализировать политический текст в контексте политических и социальных явлений (ОПК-6, ПК-1);
- использовать лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в контексте политического дискурса, а также проводить их комплексный анализ (ОПК-17, ПК-3);
владеть:
- способностью анализировать основные политические тенденции, которые являются объектом освещения в СМИ и выбирать актуальные темы для публикаций (ОПК-6, ПК-1);
- навыками практического анализа политического дискурса, в том числе и на предмет его соответствия нормам, стандартам, форматам, стилям и технологическим требованиям, принятым в СМИ разных типов (ОПК-17, ПК-3).
Планируемый объем дисциплины - 3 зачетных единицы (108 часов), из них аудиторной работы - 30 часов, самостоятельной - 78 часов (27 часов отводится на подготовку к промежуточному контролю в виде экзамена).
В рамках курса предлагается содержательное наполнение тем в соответствии с логикой понимания политического дискурса и особенностей предусмотренных образовательным стандартом компетенций.
Раздел 1. Политический дискурс как предмет политической лингвистики.
Тема 1. Введение. Сущность политической лингвистики.
Политическая лингвистика как научная дисциплина. Предмет и объект политической лингвистики. Возникновение и основные этапы развития политической лингвистики. Понятийный аппарат и терминология политической лингвистики.
Тема 2. Политическая коммуникация и ее основные свойства.
Теории коммуникации. Модели коммуникации. Типовые свойства политической коммуникации. Дискурсивные характеристики политической коммуникации.
Тема 3. Политический дискурс: понятие, подходы, функции.
Понятие и феноменология дискурса: концепции и подходы. Языковые и философские категории политического дискурса. Анализ теорий политического дискурса. Дискурсивное познание в информационно-коммуникативной и психолого-политической сферах. Функции политического дискурса.
Раздел 2. Политический дискурс в массовой коммуникации.
Тема 1. Виды и функции информации, информационные системы и дискурс.
Теория информации. Виды и свойства информации. Управление информационным потоком. Политический дискурс как регулятор толерантного социального взаимодействия. Социальные практики электронного политического дискурса
Тема 2. Жанры политического дискурса.
Разнообразие подходов к классификации жанров политического дискурса. Публицистические жанры политического дискурса. Газетные жанры. Телевизионные жанры. Ораторские жанры. Коммуникативные жанры. Рекламные жанры.
Тема 3. Место феномена воздействия в политическом дискурсе. Предвыборный дискурс как особая сфера коммуникации. Языковые средства воздействия на аудиторию. Метафора как способ воздействия. Семантические приемы манипулятивного воздействия.
Раздел 3. Анализ современного политического дискурса.
Тема 1. Структурный анализ политического дискурса.
Различные подходы к пониманию структуры политического дискурса. Классификация политического дискурса. Виды политического дискурса по тематике. Виды политического дискурса по жанровой принадлежности. Виды политического дискурса по временному признаку. Виды политического дискурса по национально-культурному параметру.
Тема 2. Анализ языковых средств выразительности в политическом дискурсе.
Выражение логичности и структурированности текста. Приемы абстрагирования или указания на конкретное действующие лицо. Использование прямого или обратного порядка слов. Приемы когезии (связанности) речи. Использование прямой и косвенной ретроспекции. Отражение речевой, мыслительной, аналитической деятельности говорящего. Установление контакта в речи. Структура предложений в политическом дискурсе.
Тема 3. Коммуникативный анализ политического дискурса.
Дискурсивные характеристики политического дискурса: авторство текста, адресность текста, стратегия и тактика политической коммуникации. Типовые свойства дискурса: ритуальность и информативность, институциональность и личностный характер, эгоцентричность и общедоступность, редукционизм и полнота информации в политическом тексте, стандартность и экспрессивность, диалогичность и монологичность, явная и скрытая оценочность, агрессивность и толерантность.
Предложенные для изучения темы послужат формированию комплексного представления о политическом дискурсе и его связи с будущей профессиональной деятельностью журналиста, а также практических навыков дискурс-анализа политического текста.
Для формирования соответствующих компетенций и освоения содержания дисциплины предлагается использовать как традиционные, так и современные образовательные технологии.
Аудиторные занятия проводятся с применением информационно-коммуникационных технологий (демонстрация презентаций по темам на лекционных и семинарских занятиях, видеозаписей с целью анализа телевизионных жанров политического дискурса). Используются также такие технологии, как тематическая дискуссия, деловая игра, кейс-технологии (анализ конкретных ситуаций).
Самостоятельная работа студентов по дисциплине может представлять собой анализ дополнительных источников литературы по теме, реферирование научных статей по проблеме в области политического дискурса, дополнение конспекта лекций, поиск практических примеров политического дискурса и их анализ по изучаемым критериям, а также подготовку к промежуточному контролю в форме экзамена.
Оценка результатов освоения курса «Основы политического дискурса»
С целью комплексной объективной оценки качества учебной работы обучающихся и результатов освоения дисциплин в Нижневартовском государственном университете функционирует балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений обучающихся (БРС) [5].
Согласно БРС минимальное количество баллов, свидетельствующее об успешном освоении дисциплины, - 55, максимальное - 100. Исходя из этого предложен ряд оценочных средств с учетом предполагаемых форм аудиторной и самостоятельной работы студента.
1. Семинарские занятия предполагают доклад студента, который должен раскрывать тему вопроса семинарского занятия и быть подготовлен с использованием литературы, рекомендованной преподавателем, материала из периодических публикаций или информации из Интернета, а также с использованием статистических данных. Доклад студента должен содержать его собственное аргументированное мнение и выводы по выбранной для доклада теме. Темы докладов предлагаются преподавателем.
На семинарские занятия выносятся вопросы следующих тем:
Семинар 1. Введение. Сущность политической лингвистики.
1. Политическая лингвистика как научная дисциплина. Предмет и объект политической лингвистики.
2. Возникновение и основные этапы развития политической лингвистики.
3. Понятийный аппарат и терминология политической лингвистики.
Семинар 2. Политическая коммуникация и ее основные свойства.
1. Теории коммуникации. Модели коммуникации.
2. Типовые свойства политической коммуникации.
3. Дискурсивные характеристики политической коммуникации.
Семинар 3. Политический дискурс: понятие, подходы, функции.
1. Понятие и феноменология дискурса: концепции и подходы.
2. Анализ теорий политического дискурса.
3. Функции политического дискурса.
Семинар 4. Виды и функции информации, информационные системы и дискурс.
1. Теория информации. Виды и свойства информации.
2. Управление информационным потоком.
3. Политический дискурс как регулятор толерантного социального взаимодействия.
Семинар 5. Жанры политического дискурса.
1. Разнообразие подходов к классификации жанров политического дискурса.
2. Публицистические жанры политического дискурса.
3. Примеры жанров политического дискурса.
Семинар 6. Место феномена воздействия в политическом дискурсе.
1. Предвыборный дискурс как особая сфера коммуникации.
2. Языковые средства воздействия на аудиторию.
3. Семантические приемы манипулятивного воздействия.
Максимальное количество баллов, которое может получить студент по результатам семинарского занятия, равно 5. Количество баллов за выступление может быть снижено в зависимости от качества излагаемого материала, актуальности используемых источников, степени участия в дискуссии, ответов на вопросы в ходе семинарского занятия.
2. Деловая игра организуется в форме одного из жанров политического дискурса - парламентских дебатов.
Технология парламентских дебатов предполагает отстаивание позиции «за» и позиции «против» в зависимости от определяемой роли относительно какого-либо суждения. Игра предполагает групповую работу по подготовке выступления и последующую групповую работу по оценке эффективности речи.
Максимальное количество баллов, которое может получить студент по результатам деловой игры, равно 5.
3. Анализ конкретных ситуаций (примеров политического дискурса).
Анализ политического текста состоит из трех аспектов. Студентам предлагается провести самостоятельный анализ трех разных текстов по трем направлениям, а также один комплексный анализ по всем трем составляющим. Результаты озвучивается перед группой на практическом занятии, ведется обсуждение.
Максимальное количество баллов, которое может получить студент по результатам практического анализа, равно 25 (по 5 баллов за анализ дискурса по одному из направлений и 10 баллов за комплексный анализ).
4. Экзамен по дисциплине предполагает развернутый устный ответ на два вопроса из перечня, составленного преподавателем по темам дисциплины, и выполнение практического анализа конкретного примера политического дискурса.
Максимальное количество баллов (30) студент получает, если ответ грамотен, содержит полную и достоверную информацию по двум вопросам. Количество баллов зависит от качества и степени развернутости ответа, а также от ответа на заданные преподавателем вопросы. Экзамен считается сданным, если студент набрал на экзамене не менее 15 баллов.
Таким образом, что политический дискурс как учебная дисциплина может стать важной составляющей в подготовке бакалавров по направлению подготовки «Журналистика» и формировании ряда общепрофессиональных (ОПК-6, ОПК-17) и профессиональных (ПК-1, ПК-3) компетенций. Раздел 3 дисциплины предполагает освоение практических навыков анализа политического дискурса. Эти знания и навыки могут быть транспонированы на широкий круг дискурсивных текстов, что повышает актуальность и значимость предлагаемого курса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аннотация рабочей программы дисциплины «Политический дискурс» // Официальный сайт ЧАУ ВО «Южный институт менеджмента». https://clck.ru/QikXr (дата обращения: 01.10.2019).
2. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. яз. под ред. В. И. Герасимова. М.,
1989.
3. Матыцина М. С. Исследование политического дискурса в российской и европейской лингвистике: актуальные направления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2017. № 3(16). С. 181-187. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.3.18
4. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика (уровень бакалавриата)», направленность (профиль) «Деловая журналистика» от 27.03.2018 г. // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». https://clck.ru/QiauS (дата обращения: 01.10.2019).
5. Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания учебных достижений обучающихся от 04.07.2016 г. // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». https://clck.ru/QibCp (дата обращения: 01.10.2019).
6. Программа дисциплины «Дискурсивный анализ» по направлению 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» подготовки магистра // Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики». https://clck.ru/QibpY (дата обращения: 01.10.2019).
7. Программа дисциплины «Основы политического дискурса» по направлению подготовки 031300.68 «Журналистика» (магистр) // Официальный сайт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». https://clck.ru/QicB6 (дата обращения: 01.10.2019).
8. Рабочая программа дисциплины «Современный политический дискурс» по направлению подготовки 41.04.04 «Политология» (уровень магистратуры) от 25.06.2019 г. // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». https://clck.ru/QicJH (дата обращения: 01.10.2019).
9. Рабочая программа учебной дисциплины «Критический дискурс-анализ в сфере политики» // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». https://clck.ru/Qictb (дата обращения: 01.10.2019).
10. Свинаренко Н. В. Особенности политического дискурса (на примере речи Барака Обамы после победы на выборах в 2012 году) // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1(115). С. 79-82.
11. Учебный план по программе бакалавриата 42.03.02 «Журналистика», направленность (профиль) «Деловая журналистика» от 27.03.2018 // Официальный сайт ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет». https://clck.ru/QiicZ (дата обращения: 01.10.2019).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика (уровень бакалавриата)» от 07.08.2014 г. № 951. https://clck.ru/Qijfs (дата обращения: 01.10.2019).
13. Чекменев Д. С. Функции общественно-политического дискурса // Университетские чтения -2016: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ (г. Пятигорск, 14-15 января 2016 г.). Пятигорск, 2016. С. 212-216.
14. Чудинов А. П., Цыганкова А. В. Политическая лингвистика как научное направление и учебная дисциплина в системе обучения русскому языку как родному, государственному и иностранному // Филология и культура. 2016. № 4(46). С. 288-292.
15. Deutsch, K. W. The nerves of government; models of political communication and control. N.Y., 1963.
REFERENCES
1. Annotatsiya rabochei programmy distsipliny "Politicheskii diskurs". Ofitsial'nyi sait ChAU VO "Yuzhnyi institut menedzhmenta". https://clck.ru/QikXr
2. Deik van, T. A. (1989). Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya. Moscow. (In Russian).
3. Matytsina M. S. (2017). Analysis of political discourse in the Russian and European linguistics: current trends. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, (3(16)), 181-187. (In Russian). https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.3.18
4. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya po napravleniyu pod-gotovki 42.03.02 "Zhurnalistika (uroven' bakalavriata)", napravlennost' (profil') "Delovaya zhurnalistika" ot 27.03.2018 g. Ofitsial'nyi sait FGBOU VO "Nizhnevartovskii gosudarstvennyi universitet", https://clck.ru/QiauS
5. Polozhenie o ball'no-reitingovoi sisteme otsenivaniya uchebnykh dostizhenii obuchayushchikhsya ot 04.07.2016 g. Ofitsial'nyi sait FGBOU VO "Nizhnevartovskii gosudarstvennyi universitet", https://clck.ru/QibCp
6. Programma distsipliny "Diskursivnyi analiz" po napravleniyu 031600.62 "Reklama i svyazi s ob-shchestvennost'yu" podgotovki magistra. Ofitsial'nyi sait NIU "Vysshaya shkola ekonomiki". https://clck.ru/QibpY
7. Programma distsipliny "Osnovy politicheskogo diskursa" po napravleniyu podgotovki 031300.68 "Zhurnalistika" (magistr). Ofitsial'nyi sait FGAOU VO "Kazanskii (Privolzhskii) federal'nyi universitet". https://clck.ru/QicB6
8. Rabochaya programma distsipliny "Sovremennyi politicheskii diskurs" po napravleniyu podgotovki 41.04.04 "Politologiya" (uroven' magistratury) ot 25.06.2019 g. Ofitsial'nyi sait FGBOU VO "Altaiskii gosudarstvennyi universitet". https://clck.ru/QicJH
9. Rabochaya programma uchebnoi distsipliny "Kriticheskii diskurs-analiz v sfere politiki". Ofitsial'nyi sait FGBOU VO "Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet". https://clck.ru/Qictb
10. Svinarenko N. V. (2017). Peculiarities of political discourse (by the example of Barack Obama's speech after winning election in 2012). Almanac of Modern Science and Education, (1(115)), 79-82. (In Russian).
11. Uchebnyi plan po programme bakalavriata 42.03.02 "Zhurnalistika", napravlennost' (profil') "Delovaya zhurnalistika" ot 27.03.2018 g. Ofitsial'nyi sait FGBOU VO "Nizhnevartovskii gosudarstvennyi universitet" https ://clck. ru/QiicZ
12. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 42.03.02 "Zhurnalistika (uroven' bakalavriata)" ot 07.08.2014 g. N951. https://clck.ru/Qijfs
13. Chekmenev, D. S. (2016). Funktsii obshchestvenno-politicheskogo diskursa. In Universitetskie chteniya - 2016: mat-ly nauchno-metodicheskikh chtenii PGLU (g. Pyatigorsk, 14-15 yanvarya 2016 g.). Pyatigorsk, 212216. (In Russian).
14. Chudinov, A. P. & Tsygankova A. V. 2016. Political linguistics as a scientific field and academic subject in the system of teaching Russian as a native, official and foreign language. Philology and Culture, (4(46)), 288292. (In Russian).
15. Deutsch, K. W. (1963). The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control. New York.
Коростелева Л. В. Политический дискурс как учебная дисциплина в профессиональной подготовке // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2020. № 3. С. 43-51. https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/07
Korosteleva, L. V. (2020). Political discourse as an academic discipline in professional training. Bulletin of Nizhnevartovsk State University, (3). 43-51. (In Russian). https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/07
Дата поступления: 07.10.2019 Дата принятия: 27.11.2019
© Коростелева Л.В.