Научная статья на тему 'Магистерская программа «Международная журналистика» на филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования'

Магистерская программа «Международная журналистика» на филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ГУМА-НИТАРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МЕДИАБИЗНЕС / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / МЕЖДУНАРОД-НАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л.С., Ручина Л.И.

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное и актуальное значение. Представители медиабизнеса и академического сообщества должны выработать совместные подходы к формированию тре-бований и уровню подготовки журналиста. Освоение общекультурных и профессиональных компетенций должно осуществляться в рамках учебного процесса и посредством активной внеаудиторной работы преподавателей со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Л.С., Ручина Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Магистерская программа «Международная журналистика» на филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования»

Л. С. Макарова, Л. И. Ручина

Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА » НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ННГУИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное и актуальное значение. Представители медиабизнеса и академического сообщества должны выработать совместные подходы к формированию требований и уровню подготовки журналиста. Освоение общекультурных и профессиональных компетенций должно осуществляться в рамках учебного процесса и посредством активной внеаудиторной работы преподавателей со студентами.

Ключевые слова: журналистское образование, компетентностный подход, социально-гуманитарное наполнение учебного процесса, медиабизнес, магистерская программа, международная журналистика, Болонский процесс.

Проблемы подготовки журналиста имеют важное значение на современном этапе развития общества. Они связаны как с запросами потенциальных работодателей, диктующих свои, подчас весьма специфические требования к специалисту в области журналистики и массовых коммуникаций, так и с изменяющимися взглядами представителей академического сообщества на развитие журналистского образования в России, в том числе в контексте постепенного вхождения России в систему Европейского пространства высшего образования («Декларация о Европейском пространстве высшего образования», 12.03.2010 г., Будапешт-Вена; «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», 2009 г., Левен/Лувен-ла-Неве). Этот процесс требует совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, что в наибольшей мере возможно в рамках системы магистерского образования.

Повышение качества образования является проблемой не только России, но и всего мирового сообщества. В контексте Болонского процесса рассматривается компетентностный, или компетентностно-ориентированный, подход к образованию, который на данном этапе является определяющим в системе высшего образования в России.

В дискуссиях экспертов стран Европейского Союза и России важное значение придается дефиниции таких понятий, как «универсальная компетенция» (то, что в российской практике, в конечном итоге, стало в определенном смысле

синонимом понятия «общекультурная компетенция»), и «предметно специализированная» (синоним «профессиональной компетенции»). Обсуждение данной проблемы представлено в монографии «Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход» [1].

Один из главных вопросов подготовки журналистов на современном этапе: каким должен быть набор компетенций будущего бакалавра и магистра по направлению «Журналистика». Руководители СМИ часто отмечают, что молодым журналистам не хватает знания стилистики и приемов литературного редактирования, умения владеть словом, его лексическими и стилистическими возможностями. Однако хорошего редактора готовит не только дисциплина «Стилистика и литературное редактирование»: освоение этого курса возможно лишь при углубленном знакомстве со многими лингвистическими и литературоведческими дисциплинами. Колоссальный нравственный опыт будущему журналисту дает литература: жизнь общества, национальные идеалы и ценности отражены в ее зеркале. Таким образом, нет сомнения в важности филологической составляющей журналистского образования. «Задача высшей школы заключается в том, чтобы включить в образовательную программу и в программы учебных дисциплин необходимое и достаточное количество информации и требований...Соединение в рамках рабочего учебного плана классических филологических и других социально-гуманитарных дисциплин, не должно быть хаотичным, напротив, его следует подчинить строгой логике и ориентиро-

вать на непосредственные аспекты подготовки журналиста-практика» [2. С. 28].

Здесь необходимо отметить, что существует проблема соединения академических стандартов подготовки специалиста в определенной сфере и того, что некоторые специалисты называют «установкой на трудоустраиваемое^», которая давно обсуждается как академическим сообществом, так и представителями работодателей. Именно журналистское образование во многом является предметом подобных дискуссий: какие компетенции необходимы выпускнику бакалавриата и магистратуры, чтобы он смог найти работу и вместе с тем представлял собой высокообразованного специалиста, получившего классическое университетское образование.

Одним из путей совершенствования системы подготовки журналиста, призванного соединить как требования социального заказа, в том числе и в сфере духовной жизни общества, так и условия функционирования журналистики в системе медиабизнеса, должно стать развитие магистерского образования по направлению «Журналистика». На филологическом факультете ННГУ им. Н. И. Лобачевского большое внимание уделяется проблеме обучения студентов в рамках магистратуры посредством введения в учебный процесс различных магистерских программ. Это, с одной стороны, должно способствовать процессу формирования будущего журналиста как профессионала, имеющего классическое гуманитарное образование, а с другой, - содействовать реализации творческих, научных интересов магистранта и в конечном итоге стать основой его конкурентоспособности в сфере журналистики, медиабизнеса, паблик рилейшнз и стратегических коммуникаций.

ННГУ им. Н. И.Лобачевского имеет государственную аккредитацию и на данный момент осуществляет подготовку дипломированных специалистов по специальности 030601 -«Журналистика» и бакалавров и магистров по направлению 031300 «Журналистика» на базе кафедры журналистики и кафедры электронных СМИ филологического факультета. В 2007 г. началось обучение магистрантов по направлению «Журналистика» (магистерские программы «Теория журналистики» и «Па-блик рилейшнз»), подготовка по направлению 031300 «Журналистика» по ФГОС-3 ведется с 2010 года, в 2013 году осуществлен первый набор магистрантов на магистерскую программу «Международная журналистика».

Задачи подготовки магистров по направлению «Журналистика» являются темой методических семинаров УМС по классическому образованию в области журналистики, которые организуются на базе факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (3-4 июня 2010 г.) и Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СпбГУ (18 апреля 2012 г.). На повестке дня стоит вопрос о наборе ОК (общекультурных) и ПК (профессиональных) компетенций, освоение которых необходимо будущему магистру. При этом стоит согласиться с мнением, что формирование компетенций магистра (как и ранее бакалавра) невозможно совместить только с изучением дисциплин рабочего учебного плана. Справедливым представляется высказывание немецкого эксперта по проблеме развития Болонского процесса в системе европейского образования П. Церва-киса: «В рамках современной реформы высшего и общего образования мы все больше говорим об ориентации на компетенции, т. е. на способность и готовность выпускников действовать, решать задачи и проблемы... Но по своей сути научная подготовка не ограничивается рамками индивидуального исполнения в конце освоения программы, ее целью является подготовка к непредвиденным ситуациям и самостоятельному дальнейшему образованию» (цит. по: [3. С. 22-23]).

Данный принцип соединения основ классического университетского образования и практических аспектов функционирования ме-диасистемы положен в основу обучения магистрантов по новой программе «Международная журналистика» и в ННГУ им. Н. И. Лобачевского. С одной стороны, в рабочем учебном плане присутствуют такие дисциплины, как «СМИ и толерантность», «Кросс-культурные коммуникации», «Освещение в СМИ международной проблематики», «Имидж России в современном информационном пространстве», «Теория и практика международных отношений», ориентированные на погружение магистранта в теоретико-методологические аспекты современных коммуникационных процессов и направленные на формирование профессиональных компетенций, непосредственно связанных с освещением и анализом международной проблематики в СМИ (ПК-13,14, 4-9; ОК-2, 3, 11, 21 и др., согласно ФГОС-3 по направлению подготовки «Журналистика», квалификация «магистр»). В то же время следующие дисциплины: «Политическая ре-

клама в системе СМК», «Имидж журналиста», «Журналист и политика», «Медиакритика», «Информационное программирование этно-конфессиональных процессов», «Конвергентная журналистика и новые медиа», «Правовое регулирование в сфере СМИ: зарубежный и российский опыт», «Аналитическая журналистика» - должны дать представление о практических моделях функционирования современной медиа-системы, способствовать развитию навыков профессионально ориентированного журналиста и специалиста в области глобальных интегрированных коммуникаций.

Помимо дисциплин учебного плана, формирование ОК и ПК-компетенций в ходе подготовки магистра в рамках программы «Международная журналистика» происходит в процессе внеаудиторной работы студента и преподавателя. Студенты участвуют в общественно значимых мероприятиях: в работе Конгресса Ассамблеи народов России в рамках Форума «Россия единая», круглых столов с представителями этнокультурных объединений Нижегородской области; профессиональных конкурсах для молодых журналистов (конкурс эссе под эгидой «Российской газеты», конкурс, организованный в 2013 г. ФНКА «Азеррос», «Азербайджан глазами российских студентов»), в международных проектах филологического факультета.

Одним из важных направлений подготовки магистрантов по программе «Международная журналистика» являются различные формы взаимодействия с зарубежными вузами как на уровне проведения совместных семинаров и обмена студентами, стажировок преподавателей и совместной научной работы, так и в плане перспективного создания совместных магистерских программ. Подобный опыт функционирования международной магистерской программы по журналистике анализировался на методическом семинаре в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций в СпбГУ (апрель 2012 года) и в статье С. С. Бодруновой, А. С. Смоляровой «Ключевые проблемы подготовки и развития международных магистерских программ в СпбГУ» [4. С. 71-77].

ННГУ им. Н. И. Лобачевского имеет опыт создания международной магистратуры: студенты экономического факультета ННГУ имеют возможность получить образование в рамках совместного проекта с Университетом Калабрии, Италия. Филологический факультет работает над проектом создания между-

народной магистратуры в рамках программы «Международная журналистика» совместно с Институтом коммуникаций Таллиннского университета, Эстония. Тем самым, на повестку дня ставится один из важных и проблемных аспектов Болонского процесса - академическая мобильность студентов и преподавателей.

Кроме того, на филологическом факультете с 2010 года существует Центр международного сотрудничества в области журналистики и связей с общественностью. Студенты, обучающиеся в рамках магистерской программы «Международная журналистика», активно сотрудничают с Центром, участвуют в его проектах. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков: расширение языковой подготовки магистрантов должно способствовать практическим аспектам академической мобильности в рамках программы Европейского пространства высшего образования.

Решение задач развития журналистского образования в настоящее время невозможно без современного технического обеспечения учебного процесса. Это требует существенных материальных затрат, однако без них качественное, соответствующее мировым стандартам журналистское образование просто невозможно. Помимо этого, сам процесс обучения будущих журналистов не может быть полноценным без совершенствования преподавательских кадров. Поэтому преподаватели кафедры журналистики регулярно проходят стажировки в европейских вузах (Институт ФАЙО, Кальмар, Швеция; Таллиннский университет, Эстония; Университет Больцано, Италия).

Таким образом, без существенных материальных и личностных затрат, без совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, понимания особенностей рыночной конкуренции невозможно следовать вызовам времени, требующего подготовки образованного, хорошо разбирающегося в актуальных проблемах коммуникативистики и информационных процессов, социально ориентированного журналиста, деятельность которого необходима информационному обществу XXI века.

Список литературы

1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) ; под науч. редакцией д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко [Текст]. - М. : Ис-

следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 536 с.

2. Макарова, Л. С. Журналистское образование в ННГУ им. Н. И. Лобачевского: актуальные аспекты и тенденции развития [Текст] / Л. С. Макарова, Л. И. Ручина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Инновации в образовании. — Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. — С. 26-31.

3. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном (Лувеном-ла-

Невом) ; под науч. редакцией д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко [Текст]. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 302 с.

4. Бодрунова, С. С. Ключевые проблемы подготовки и развития международных магистерских программ в СпбГУ [Текст] / С. С. Бо-друнова, А. С. Смолярова // УМО: Северо-Запад: Информационный бюллетень N° 9. - СПб : Изд-во СПбГУ, 2012. — С. 71-77.

L. S. Makarova, ННГУ им. Н.И. Лобачевского zhur-unn@yandex.ru L. I. Ruchina ННГУ им. НИ. Лобачевского dekan@fil.unn.ru

MASTER'S PROGRAM «INTERNATIONAL JOURNALISM» AT THE FACULTY OF PHILOLOGY THE LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD IN THE CONTEXT OF MODERN TRENDS IN JOURNALISM EDUCATION

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher educational establishments providing journalism training. This process requires improvement techniques and diversification of substantive content of curricula and programs, to the greatest extent possible within the Master's of Education. Improving the quality of education is a problem not only in Russia, but also the entire world community. In the context of the Bologna process is considered the competence or the competence-oriented approach to education, which at this stage is crucial in the system of higher education in Russia. That journalism education is largely subject to such discussions: what competencies are needed of bachelor and masters programs, so that graduating student could find a job and at the same time was a highly educated professional who has received a classical university education. This principle of combining the basics of classical university education and practical aspects of the functioning of the media system as a basis for teaching undergraduates in the new program "International Journalism" in The Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Foremost in the present work curriculum subjects such as "Media and tolerance", "Cross-cultural communication", "Media coverage of international issues", "Russia's image in the modern information space", "Theory and Practice of International Relations" . They are focused on immersion of a student in theoretical and methodological aspects of modern communication and processes aimed at creating professional competencies directly related to lighting and analysis of international issues in the media. The following subjects: "Political advertising in the Media", "Image of a journalist", "Journalists and politicians", "News programming of ethnoconfessional processes", "Convergent Journalism and New Media", "Legal regulation of the media: Foreign and Russian experience "," Analytic journalism "- should give an idea of the practical models offunctioning of a modern media system, promote the development of skills-based professional journalist and a specialist in global integrated communications.

In market economy conditions, it is necessary for media business and academic community to interact in order to devise the requirements for professional competence ofjournalism department graduates.

Development of common cultural and professional competence should be within the educational process and through active extracurricular work of teachers with students.

Keywords: journalism education, competence approach, social and humanitarian content of the educational process, the media business, the Master's program, international journalism, the Bologna Process.

References

1. Bolonskiy protsess: rezul'taty obucheniya i kompetentnostnyy podkhod (kniga-prilozheniye ; pod nauch. redaktsiyey d-raped. nauk, professora V. I. Baydenko [=Bologna process: learning outcomes and competence-based approach (the book-Annex 1); under scientific. edited by dr ped. sciences, professor V. I. Baydenko], Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Moscow, 2009. - 536 p. (in Russ.).

2. Makarova, L. S. and Ruchina, L.I. (2008), "Zhurnalistskoye obrazovaniye v NNGU in N. I. Lobachevskogo: aktual'nyye aspekty i tendentsii razvitiya" [=Journalism Education in UNN. Lobachevsky: current issues and trends in the development], in: Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Innovatsii v obrazovanii [=Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Ser. Innovations in education. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, pp. 26-31 (in Russ.).

3. Bolonskiy protsess: 2007-2009 gody. Mezhdu Londonom i Levenom (Luvenom-la-Nevom) /pod nauch. redaktsiyey d-ra ped. nauk, professora V. I. Baydenko (2009) [=Between London and Leuven (Louvain-la-Nevom), ed. Dr ped. sciences, professor V. I. Baydenko], Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, Moscow, 302 p. (in Russ.).

4. Bodrunova, S. S. and Smolyarova, A. S. (2012), "Klyuchevyye problemy podgotovki i razvitiya mezhdunarodnykh magisterskikh programm v SpbGU" [=Key problems of training and development of international master's degree programs in the University of St. Petersburg], in: UMO: Severo-Zapad: Informatsionnyy byulleten' N 9, Izd-vo SPbGU, Sanct Peterburg, pp. 71-77 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.