Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированный подход в современном журналистском образовании'

Компетентностно-ориентированный подход в современном журналистском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕДИАБИЗНЕС / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / JOURNALISM EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / FORMING OF THE COMPETENCIES / THE MEDIA BUSINESS / THE BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. С.

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное и актуальное значение. Представители медиабизнеса и академического сообщества заинтересованы в формировании совместного подхода к требованиям и уровню подготовки журналиста. Актуальность вопроса о наборе компетенций, освоениекоторых необходимо будущему журналисту в свете современных тенденций журналистского образования, социальной миссии прессы и требований работодателей, не вызывает сомнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE MODERN JOURNALISM EDUCATION

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher educational establishments providing journalism training. Representatives of the media business and the academic community are interested in forming a joint approach to the requirements of professional competence of journalism department graduates. Relevance of the issue on a set of competencies, the development of which is necessary in the light of future journalists of modern trends of journalism education, the social mission of the press and the requirements of employers.

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированный подход в современном журналистском образовании»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 452-455

УДК 37.012.85

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2014 г. Л. С. Макарова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

/Ьиг-ипп@у andex.ru

Поступила в редакцию 19.05.2014

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное и актуальное значение. Представители медиабизнеса и академического сообщества заинтересованы в формировании совместного подхода к требованиям и уровню подготовки журналиста. Актуальность вопроса о наборе компетенций, освоение которых необходимо будущему журналисту в свете современных тенденций журналистского образования, социальной миссии прессы и требований работодателей, не вызывает сомнения.

Ключевые слова: журналистское образование, компетентностный подход, формирование компетенций, медиабизнес, Болонский процесс.

На современном этапе развития высоких технологий доступ к информации, постепенный переход к информационному обществу ставят серьезные задачи в процессе подготовки будущего журналиста. Особо следует подчеркнуть взаимную заинтересованность в подготовке квалифицированных журналистских кадров со стороны представителей академического сообщества и потенциальных работодателей. «Несомненно, что данная проблема тесно связана с требованиями медиаотрасли и вопросами трудоустройства молодых специалистов. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики» [1, с. 26].

Повышение качества образования является проблемой не только России, но и всего мирового сообщества. В контексте развития Болон-ского процесса и постепенного вхождения России в систему ЕПВО (Европейского пространства высшего образования) особое значение приобретает компетентностный, или компе-тентностно-ориентированный, подход к образованию, который на данном этапе является определяющим в системе высшего образования в России. В документах «Стратегия модернизации общего образования» (2001) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002) цель образования прямо соотносилась с формированием ключе-

вых компетенций. Компетентностный подход также лежит в основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012), определяющего процессы в сфере образования в России на современном этапе. «Компетенция, или компетентность, есть некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области. В Глоссарии терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования (ЕФО), компетенция определяется как:

1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3. Способность выполнять особые трудовые функции» [2, с. 43].

В современном компетентностном подходе можно выделить следующие группы:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности (компетенции здоровьесбе-режения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования и саморегулирования).

2. Компетенции, относящиеся к взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции социального взаимодействия, письменного и устного общения в широком смысле, включая порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций ритуала, этикета, кросс-культурное общение, деловую переписку, делопроизводство, иноязычное общение, коммуни-

кативные задачи, уровни воздействия на реципиента).

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенции познавательной деятельности, исследовательской деятельности, ориентации в разных сферах деятельности, компетенции информационных технологий).

Несомненно, что наиболее актуальным в контексте функционирования компетентностно-го подхода становится вопрос о наборе компетенций, освоение которых предполагает формирование профессиональных и личностных навыков будущего журналиста. Молодого специалиста необходимо вооружить таким набором знаний и компетенций, который будет ему непосредственно необходим при решении поставленных профессиональных задач. «Универсально образованный человек способен адаптироваться к быстро меняющимся условиям коммуникативной и культурной среды, поскольку может воспринимать новое и учиться новому самостоятельно. Только на хорошем фундаменте можно строить прочное знание» [3, с. 28]. Этот фундамент из тщательно отобранных и наполненных необходимым содержанием дисциплин в рамках современной двухуровневой системы образования должен формироваться в бакалавриате.

Здесь необходимо отметить, что существует проблема соединения академических стандартов подготовки специалиста в определенной сфере и того, что некоторые специалисты называют «установкой на трудоустраиваемость», которая давно обсуждается как академическим сообществом, так и представителями работодателей. Вот что пишет по этому поводу специалист по проблемам университетского образования из Бельгии М. Роменвиль: «С этой точки зрения, <...> нет несовпадения между целями трудоустройства и идеалами университетского образования, в противоположность тому, что высказывают некоторые специалисты, считая, что университет должен до крайности профессионализироваться и отвечать немедленным запросам предприятий. Или же, наоборот, некоторые полагают, что университет является башней из слоновой кости. Сама идея университета конструируется вокруг дополняемости этих двух идей. Есть выражение Гумбольдта: «знание формирует» [цит. по: 2, с. 32]. Именно журналистское образование во многом является предметом подобных дискуссий: какие компетенции необходимы выпускнику бакалавриата и магистратуры, чтобы он смог найти работу и вместе с тем представлял собой высокообразованного специалиста, получившего классическое университетское образование.

Несомненно, что современное журналистское образование должно быть включено в контекст мировых тенденций. В данном случае своеобразным «стандартом» для академического сообщества становится Тартуская декларация Европейской ассоциации подготовки журналистов 2006 года. Она включает систему компетенций, освоение которых предполагается в рамках учебного процесса. Условно эти компетенции могут быть разделены на 3 направления: «профессиональные стандарты, журналист и общество, а также знания» [цит. по: 4, с. 30]. В приложении к Тартуской декларации представлены 10 видов компетенций, освоение которых, по мнению авторов, должно способствовать формированию профессиональных и личностных навыков будущего журналиста. Анализ положений документа свидетельствует о том, что европейский подход к журналистскому образованию предполагает ориентацию будущего журналиста на ответственное служение интересам общества: «Члены Европейской ассоциации подготовки журналистов обучают или профессионально подготавливают своих студентов/участников, исходя из принципа, что журналисты должны служить обществу,

• обеспечивая понимание политических, экономических и социокультурных условий;

• стимулируя развитие и укрепление демократии на всех уровнях;

• стимулируя развитие и укрепление личной и институциональной подотчетности;

• расширяя возможности граждан делать выбор в контексте общества и личности;

• в тоже время, испытывая ответственность за свободу выражения;

• уважая неприкосновенность прав личности, критически относясь к источникам и оставаясь независимыми от личных интересов;

• используя принятые этические стандарты» [цит. по: 4, с. 30-32].

Современный ФГОС-3 по направлению «Журналистика» предполагает освоение будущими журналистами достаточного количества компетенций: 19 ОК-компетенций, 58 ПК-компетенций. В сравнении с другими ФГОС-3 (ФГОС-3 по направлению «Реклама и связи с общественностью», где присутствует количество 17 ОК-компетенций, 35 ПК-компетенций; «Издательское дело» - 17 ОК-компетенций, 42 ПК-компетенций; «Филология» - 15 ОК-компетенций, 16 ПК-компетенций) эта цифра представляется несколько избыточной. На наш взгляд, подобная тенденция приводит к размыванию требований, предъявляемых к студенту в процессе освоения компетенций, своеобразному

454

Л. С. Макарова

«перекрещиванию» содержательного наполнения компетенций. Объединение компетенций в процессе работы над ФГОС-3 может без ущерба для образовательного процесса сформулировать более четкие критерии освоения знаний, умений и навыков в пределах, установленных компе-тентностно-ориентированным подходом.

Говоря о подготовке будущих журналистов, нельзя не отметить необходимость формирования ценностных установок молодого специалиста. В современном ФГОС-3 по направлению «Журналистика» (квалификация - бакалавр) при достаточно, как уже отмечалось выше, широком наборе ОК и ПК-компетенций нет ни одной, где бы, например, говорилось о патриотизме, любви к Родине как о ценностной установке будущего журналиста. Включение данного компонента в образовательный процесс представляется необходимым в контексте формирования ОК-компетенций будущего журналиста. «Перед преподавателями и журналистами, работающими в качественной прессе, на современном этапе встает задача создания позитивного опыта, на который могли бы опираться молодые журналисты, воспитания подлинного патриотизма в процессе преподавания социально значимых дисциплин, включающих освещение межнациональных и межконфессиональных отношений, культурной тематики, социально-политических и геополитических аспектов российской действительности» [5, с. 889-890].

Согласно программному документу ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (Париж, 1995 г.), есть три аспекта образовательной деятельности, наиболее существенно влияющие на качество высшего образования: «Во-первых, качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией преподавателей и научных сотрудников вузов, и качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, их соответствием общественному спросу. Во-вторых, качество подготовки студентов, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, может быть достигнуто только на пути диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи. И, наконец, в-третьих, качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что

может быть обеспечено за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении государственного подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету» [6, с. 22].

Решение задач развития журналистского образования в настоящее время невозможно без соединения в рамках учебного процесса данных составляющих компонентов. Освоению, прежде всего, профессиональных компетенций ФГОС-3 на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского способствуют телестудия, оснащенная высокотехнологичной современной цифровой техникой и монтажным оборудованием, радиолаборатория, компьютерный класс, обучение в котором позволяет осваивать навыки компьютерной верстки и макетирования, постоянно приобретается цифровая техника. Все это требует существенных материальных и личностных затрат, однако без них качественное, соответствующее мировым стандартам журналистское образование просто невозможно. Таким образом, современный компетент-ностный поход ставит новые задачи перед преподавателями и студентами, ориентированными на получение качественного журналистского образования, соответствующего мировым требованиям и потребностям российской действительности.

Список литературы

1. Макарова Л.С., Ручина Л.И. Журналистское образование в ННГУ им. Н.И. Лобачевского: актуальные аспекты и тенденции развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Инновации в образовании. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008 № 4. С. 26-31.

2. Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном (Лувеном-ла-Невом) / Под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.

3. Кортов С.В., Солонин С.И. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза // Болонский процесс и качество образования. Опыт вузов: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 123 с.

4. Учебные программы по журналистике: модель ЮНЕСКО для развивающихся стран и молодых демократий. Алматы: Издательство ЮНЕСКО, 2009. 100 с.

5. Макарова Л. С. Патриотизм и толерантность как ценностные установки будущего журналиста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Литературоведение. Межкультурная коммуникация. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010 №4 (2). С. 889-892.

6. Кирабаев Н. С., Петров В. Б. Компетентностный подход в образовании и ГОС ВПО // Болонский процесс: проблемы и перспективы: Сборник статей. М.: «Оргсервис», 2006. 208 с.

COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE MODERN JOURNALISM EDUCATION

L.S. Makarova

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher educational establishments providing journalism training. Representatives of the media business and the academic community are interested in forming a joint approach to the requirements of professional competence of journalism department graduates. Relevance of the issue on a set of competencies, the development of which is necessary in the light of future journalists of modern trends of journalism education, the social mission of the press and the requirements of employers.

Keywords: journalism education, competence approach, forming of the competencies, the media business, the Bologna Process.

References

1. Makarova L.S., Ruchina L.I. Zhurnalistskoe obrazovanie v NNGU im. N.I. Lobachevskogo: aktu-al'nye aspekty i tendencii razvitija // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Innovacii v obrazovanii. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2008 № 4. C. 26-31.

2. Bolonskij process: 2007-2009 gody. Mezhdu Londonom i Levenom (Luvenom-la-Nevom) / Pod nauch. red. V.I. Bajdenko. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2009. 302 s.

3. Kortov S.V., Solonin S.I. Kachestvo obrazovanija: problemy i zadachi izmenenija vnutrennej sredy vuza // Bolonskij process i kachestvo obrazovanija. Opyt vuzov:

Uchebno-metodicheskoe posobie. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2005. 123 s.

4. Uchebnye programmy po zhurnalistike: model' JuNESKO dlja razvivajushhihsja stran i molodyh demokratij. Almaty: Izdatel'stvo JuNESKO, 2009. 100 s.

5. Makarova L.S. Patriotizm i tolerantnost' kak cennostnye ustanovki budushhego zhurnalista // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Literaturovedenie. Mezhkul'turnaja kommunikacija. N. Novgorod: Izd-vo NNGU, 2010 №4 (2). C. 889-892.

6. Kirabaev N.S., Petrov V.B. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii i GOS VPO // Bolonskij process: problemy i perspektivy: Sbornik statej. M.: «Orgservis», 2006. 208 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.