Научная статья на тему 'Подготовка магистров по направлению «Журналистика» в ННГУ им. Н. И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования в России'

Подготовка магистров по направлению «Журналистика» в ННГУ им. Н. И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / МЕДИАБИЗНЕС / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. С., Ручина Л. И.

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное значение. Представители медиабизнеса и академического сообщества должны выработать совместные подходы для формирования требований к уровню подготовки журналиста. Освоение общекультурных и профессиональных компетенций должно осуществляться в рамках учебного процесса и посредством активной внеаудиторной работы преподавателей со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Л. С., Ручина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS PROGRAM IN THE AREA OF STUDIES «JOURNALISM» AT THE LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD IN THE CONTEXT OF THE MODERN TRENDS OF JOURNALISM EDUCATION IN RUSSIA

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher education institutions providing journalism training. In market economy conditions, it is necessary for media business and academic community to interact in order to devise the requirements for professional competence of journalism department graduates. The development of general cultural and professional competencies should be achieved within the educational process and through active extracurricular work of teachers with students.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров по направлению «Журналистика» в ННГУ им. Н. И. Лобачевского в контексте современных тенденций журналистского образования в России»

Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 120-122

УДК 37

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА» В ННГУ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

© 2014 г. Л.С. Макарова, Л.И. Ручина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

zhur-unn@yandex.ru

Поступила в редакцию 14.11.2014

На современном этапе развития информационного общества вопросы подготовки будущих журналистов приобретают важное значение. Представители медиабизнеса и академического сообщества должны выработать совместные подходы для формирования требований к уровню подготовки журналиста. Освоение общекультурных и профессиональных компетенций должно осуществляться в рамках учебного процесса и посредством активной внеаудиторной работы преподавателей со студентами.

Ключевые слова: журналистское образование, компетентностный подход, социально-гуманитарное наполнение учебного процесса, медиабизнес, магистерская программа, Болонский процесс.

Проблемы подготовки журналиста имеют важное значение на современном этапе развития информационного общества. Они связаны с запросами потенциальных работодателей, диктующих свои, подчас весьма специфические, требования к специалисту в области журналистики и массовых коммуникаций. Также имеют значение изменяющиеся взгляды представителей академического сообщества на развитие журналистского образования в России, в том числе в контексте постепенного вхождения России в систему Европейского пространства высшего образования («Декларация о Европейском пространстве высшего образования», 12.03.2010, Будапешт - Вена; «Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», 2009, Ле-вен/Лувен-ла-Неве). Этот процесс требует совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, что в наибольшей мере возможно в рамках системы магистерского образования.

Повышение качества образования является проблемой не только России, но и всего мирового сообщества. В контексте Болонского процесса рассматривается компетентностный, или компетентностно-ориентированный, подход к образованию, который на данном этапе является определяющим в системе высшего образования в России. В дискуссиях экспертов стран Европейского Союза и России важное значение придается дефиниции таких понятий, как «универсальная компетенция» (то, что в российской практике в конечном итоге стало в определен-

ном смысле синонимом понятия «общекультурная компетенция») и «предметно специализированная компетенция» (синоним «профессиональной компетенции»). Обсуждение данной проблемы представлено в монографии «Болон-ский процесс: результаты обучения и компетентностный подход» [1].

Например, руководители СМИ часто отмечают, что молодым журналистам не хватает знания стилистики и приемов литературного редактирования, умения владеть словом, лексическими и стилистическими возможностями языка, не хватает эрудиции. Задача высшей школы заключается в том, чтобы включить в образовательную программу и в программы учебных дисциплин необходимое и достаточное количество информации и требований. Соединение в рамках рабочего учебного плана классических филологических и других социально-гуманитарных дисциплин, вместе с тем, не должно быть хаотичным; напротив, его следует подчинить строгой логике и ориентировать на непосредственные аспекты подготовки журналиста-практика.

Здесь необходимо отметить, что существует проблема соединения академических стандартов подготовки специалиста в определенной сфере и того, что некоторые специалисты называют «установкой на трудоустраиваемость», которая давно обсуждается как академическим сообществом, так и представителями работодателей. Именно журналистское образование во многом является предметом подобных дискуссий: какие компетенции необходимы выпуск-

Подготовка магистров по направлению «Журналистика» в ННГУ им. Н.И. Лобачевского

121

нику бакалавриата и магистратуры, чтобы он смог найти работу и вместе с тем представлял собой высокообразованного специалиста, получившего классическое университетское образование.

Одним из путей совершенствования системы подготовки журналиста, призванного соединить как требования социального заказа, в том числе и в сфере духовной жизни общества, так и условия функционирования журналистики в системе медиабизнеса, должно стать развитие магистерского образования по направлению «Журналистика». На филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского большое внимание уделяется проблеме обучения студентов в рамках магистратуры посредством введения в учебный процесс различных магистерских программ. Это, с одной стороны, должно способствовать процессу формирования будущего журналиста как профессионала, имеющего классическое гуманитарное образование, а с другой — содействовать реализации творческих, научных интересов магистранта и в конечном итоге стать основой его конкурентоспособности в сфере журналистики, медиабизнеса, паблик рилейшнз и стратегических коммуникаций.

Задачи подготовки магистров по направлению «Журналистика» являются темой методических семинаров УМС по классическому образованию в области журналистики, которые организуются на базе факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (3-4 июня 2010 г.) и Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ (18 апреля 2012 г.). На повестке дня стоит вопрос о наборе ОК (общекультурных) и ПК (профессиональных) компетенций, освоение которых необходимо будущему магистру. При этом стоит согласиться с мнением, что формирование компетенций магистра (как и ранее - бакалавра) невозможно совместить только с изучением дисциплин рабочего учебного плана. Справедливым представляется высказывание немецкого эксперта по проблеме развития Болонского процесса в системе европейского образования П. Цервакиса: «В рамках современной реформы высшего и общего образования мы все больше говорим об ориентации на компетенции, т.е. на способность и готовность выпускников действовать, решать задачи и проблемы... Но по своей сути научная подготовка не ограничивается рамками индивидуального исполнения в конце освоения программы, ее целью является подготовка к непредвиденным ситуациям и самостоятельному дальнейшему образованию» [цит. по: 2, с. 22-23].

Данный принцип соединения основ классического университетского образования и практических аспектов функционирования медиаси-стемы положен в основу обучения магистрантов по новой программе «Международная журналистика» (с 2013 года) и в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С одной стороны, в рабочем учебном плане присутствуют такие дисциплины, как «СМИ и толерантность», «Освещение в СМИ международной проблематики», «Имидж России в современном информационном пространстве», ориентированные на погружение студента в теоретико-методологические аспекты современных коммуникационных процессов, направленные на формирование профессиональных компетенций, непосредственно связанных с освещением и анализом международной проблематики в СМИ (ПК-13, 14, 4-9; ОК-2, 3, 11, 21 и др., согласно ФГОС-3 по направлению подготовки «Журналистика», квалификация «магистр»). В то же время дисциплины «Имидж журналиста», «Журналист и политика», «Медиакритика», «Информационное программирование этноконфессиональных процессов», «Конвергентная журналистика и новые медиа» должны дать представление о практических моделях функционирования современной медиа-системы, способствовать развитию навыков профессионально ориентированного журналиста и специалиста в области глобальных интегрированных коммуникаций.

Помимо дисциплин учебного плана, формирование ОК и ПК в ходе подготовки магистра в рамках программы «Международная журналистика» происходит в процессе внеаудиторной работы студента и преподавателя. Студенты участвуют в общественно значимых мероприятиях: в работе Конгресса Ассамблеи народов России в рамках Форума «Россия единая», круглых столов с представителями этнокультурных объединений Нижегородской области; в профессиональных конкурсах для молодых журналистов (конкурс эссе под эгидой «Российской газеты»; конкурс, организованный в 2013 г. ФНКА «Азеррос», «Азербайджан глазами российских студентов»), в международных проектах филологического факультета.

Одним из важных направлений подготовки являются различные формы взаимодействия с зарубежными вузами как на уровне проведения совместных семинаров и обмена студентами, стажировок преподавателей и совместной научной работы, так и в плане перспективного создания совместных магистерских программ. Подобный опыт функционирования международной магистерской программы по журнали-

122

Л.С. Макарова, Л.И. Ручина

стике анализировался на методическом семинаре в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций в СПбГУ (апрель 2012 г.), а также представлен в статье С.С. Бодруновой и А.С. Смоляровой «Ключевые проблемы подготовки и развития международных магистерских программ в СПбГУ» [3, с. 71-77].

ННГУ им. Н.И. Лобачевского имеет опыт создания международной магистратуры: студенты экономического факультета ННГУ имеют возможность получить образование в рамках совместного проекта с Калабрийским университетом (Италия). Филологический факультет работает над проектом создания международной магистратуры в рамках программы «Международная журналистика» совместно с Институтом коммуникаций Таллиннского университета (Эстония). Тем самым на повестку дня ставится один из важных и проблемных аспектов Болон-ского процесса - академическая мобильность студентов и преподавателей. Кроме того, на филологическом факультете с 2010 г. существует Центр международного сотрудничества в области журналистики и связей с общественностью. Студенты, обучающиеся в рамках магистерской программы «Международная журналистика», активно сотрудничают с Центром, участвуют в его проектах. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков: расширение языковой подготовки магистрантов должно способствовать практическим аспектам академической мобильности в рамках програм-

мы Европейского пространства высшего образования.

Таким образом, без существенных материальных и личностных затрат, без совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, понимания особенностей рыночной конкуренции невозможно следовать вызовам времени, требующего подготовки образованного, хорошо разбирающегося в актуальных проблемах ком-муникативистики и информационных процессов, социально ориентированного журналиста, деятельность которого необходима информационному обществу XXI века.

Список литературы

1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.

2. Байденко В.И. Предисловие научного редактора // Болонский процесс: 2007-2009 годы. Между Лондоном и Левеном (Лувеном-ла-Невом) / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. С. 9-39.

3. Бодрунова С.С., Смолярова А.С. Ключевые проблемы подготовки и развития международных магистерских программ в СПбГУ // УМО: Северо-Запад: Информационный бюллетень. 2012. № 9. С. 71-77.

MASTERS PROGRAM IN THE AREA OF STUDIES «JOURNALISM» AT THE LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD IN THE CONTEXT OF THE MODERN TRENDS OF JOURNALISM EDUCATION IN RUSSIA

L.S. Makarova, L.I. Ruchina

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher education institutions providing journalism training. In market economy conditions, it is necessary for media business and academic community to interact in order to devise the requirements for professional competence of journalism department graduates. The development of general cultural and professional competencies should be achieved within the educational process and through active extracurricular work of teachers with students.

Keywords: journalism education, competence-based approach, social and humanitarian content of the educational process, media business, Masters program, Bologna Process.

References

1. Bolonskii protsess: rezul'taty obucheniia i kom-petentnostnyi podkhod (kniga-prilozhenie 1) / Pod nauch. red. V.I. Baidenko. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2009. 536 s.

2. Baidenko V.I. Predislovie nauchnogo redaktora // Bolonskii protsess: 2007-2009 gody. Mezhdu Lon-

donom i Levenom (Luvenom-la-Nevom) / Pod nauch. red. V.I. Baidenko. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2009. S. 9-39.

3. Bodrunova S.S., Smoliarova A.S. Kliuchevye problemy podgotovki i razvitiia mezhdunarodnykh mag-isterskikh programm v SPbGU // UMO: Severo-Zapad: Informatsionnyi biulleten'. 2012. № 9. S. 71-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.