Научная статья на тему 'Журналистское образование в ННГУ им. Н. И. Лобачевского: Актуальные аспекты и тенденции развития'

Журналистское образование в ННГУ им. Н. И. Лобачевского: Актуальные аспекты и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕДИАБИЗНЕС / БАКАЛАВР / МАГИСТР / СПЕЦИАЛИСТ / КАЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Л. С., Ручина Л. И.

На современном этапе развития высоких технологий доступ к информации, постепенный переход к информационному обществу ставят серьезные задачи перед подготовкой будущего журналиста. В условиях рыночных отношений необходимо постоянно осуществлять взаимодействие между представителями медиабизнеса и академического сообщества по вопросам требований к профессиональной компетентности выпускников по специальности "Журналистика". В качестве неотъемлемой составляющей журналистского образования необходимо развитие социально-гуманитарного и филологического блока дисциплин. Вместе с тем без совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, наиболее адекватно реализуемых в системе магистерского образования, полноценное журналистское образование в России на современном этапе невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Л. С., Ручина Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISM TRAINING AT THE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD: TOPICAL ASPECTS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher educational establishments providing journalism training. In market economy conditions, it is necessary for media business and academic community to interact in order to devise the requirements for professional competence of journalism department graduates. The development of the set of disciplines in social sciences and the humanities has to be considered an integral part of training in journalism. At the same time, a full-fledged journalism education in Russia is impossible without improving teaching methods and diversification of curricula and programmes that are most adequately realized in the system of the Master's course of training.

Текст научной работы на тему «Журналистское образование в ННГУ им. Н. И. Лобачевского: Актуальные аспекты и тенденции развития»

УДК 37

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ННГУ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

© 2008 г. Л.С. Макарова, Л.И. Ручина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

vestnik@unn.ru

Поступила в редакцию 19.05.2008

На современном этапе развития высоких технологий доступ к информации, постепенный переход к информационному обществу ставят серьезные задачи перед подготовкой будущего журналиста. В условиях рыночных отношений необходимо постоянно осуществлять взаимодействие между представителями медиабизнеса и академического сообщества по вопросам требований к профессиональной компетентности выпускников по специальности «Журналистика». В качестве неотъемлемой составляющей журналистского образования необходимо развитие социально-гуманитарного и филологического блока дисциплин. Вместе с тем без совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, наиболее адекватно реализуемых в системе магистерского образования, полноценное журналистское образование в России на современном этапе невозможно.

Ключевые слова: образование, журналистика, компетенция, медиабизнес, бакалавр, магистр, специалист, качество, информационное общество.

Профессия журналиста - одна из самых интересных и одновременно трудно определяемых с точки зрения профессиональных компетенций. Многие считают, что журналистов вообще готовить не нужно, и даже ратуют за возрождение некоего подобия «рабкоровского движения»: пусть на социальные темы пишет работник данной сферы (о медицине - врач и т.д.). В последние годы спор между «практиками» и сторонниками классического образования можно постоянно наблюдать на заседаниях УМС по журналистскому образованию при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Первые считают, что главная задача факультетов и отделений журналистики - «научить журналистике», дать некую технологию создания текстов, показать основные приемы работы в профессии (при этом следуют ссылки на американский опыт, в том числе школы журналистики Миссури). Вторые же выступают за сохранение приоритетов классического образования, увеличение учебных часов на изучение предметов социально-гуманитарного цикла и филологических дисциплин (русский язык, стилистика, история литературы и журналистики). Соединение данных подходов в системе реальной практики преподавания журналистских дисциплин является одной из важных проблем журналистского образования.

Современное развитие высоких технологий, расширение доступа к информации и постепенное движение к новому, информационному об-

ществу ставят и другие серьезные задачи перед системой подготовки будущего журналиста. Как отмечает профессор Я.Н. Засурский, «происходят серьезные изменения в самой журналистике. Сегодня журналист обладает цифровыми технологиями, позволяющими одновременно работать для газеты, радио, телевидения, Интернета, мобильной журналистики. Эта универсализация... базируется на конвергенции информационных процессов, где визуальное начало соединяется с началом слуховым и текстовым. Все это, конечно, приводит к новым подходам обучения студентов: универсальный

журналист должен уметь работать одновременно для всех СМИ. Мы подчеркиваем еще раз необходимость фундаментальной подготовки журналистов и тесную связь мастерства с уровнем аналитических способностей журналиста, широты и глубины его знаний, которые должны быть использованы на универсальном уровне» [1, с. 6-7].

Несомненно, что данная проблема тесно связана с требованиями медиаотрасли и вопросами трудоустройства молодых специалистов. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. «Законы конкуренции тре-

буют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества» [2, с. 43].

Действительно, журналистика - конкурентная сфера деятельности, где выжить и утвердить себя в качестве профессионала способен отнюдь не каждый. К этому часто присоединяются завышенные, заведомо не выполнимые требования работодателей, желающих видеть в молодом журналисте соединение специалиста практически во всех отраслях социально-гуманитарного знания: филолога, блестяще владеющего словом, экономиста, правоведа - и одновременно человека, чей уровень практической подготовки должен соответствовать квалификации выпускника факультета информационных технологий (он должен владеть навыками верстки, веб-дизайна, создания сайтов).

Вместе с тем реальная практика свидетельствует, что даже такой «идеальный» молодой специалист порой не может найти себе работу. Причину этого явления объясняет декан факультета журналистики СПбГУ М.А. Шишкина: «Набор претензий практиков к свежеиспеченным питомцам университетов стал классическим - некомпетентны, необразованны, ленивы, амбициозны, работать не умеют и т.д. . Современным редакциям более подходят юноши и девушки, не отягощенные специальным образованием, но готовые ради сенсации броситься в любое пекло. Такими людьми проще манипулировать, чем человеком, имеющим собственное достоинство и университетское образование» [3, с. 49].

Несомненно, представители медиаиндустрии, академического сообщества и государство (а оно на современном этапе остается основным «заказчиком» молодых специалистов, поскольку финансирует из бюджета обучение определенной части студентов) должны совместно сформулировать требования к профессиональной компетентности выпускников, имеющих квалификацию «Журналист», «Бакалавр журналистики» и «Магистр журналистики». При этом необходимо учитывать как рыночный, так и социальный заказ на специалиста, который не только умеет хорошо зарабатывать деньги, но и осознает свою ответственность перед обществом и конкретными людьми, сопричастность судьбе страны.

Проблемы и перспективы журналистского образования периодически обсуждаются и в Нижегородском отделении Союза журналистов. Очередной «круглый стол» состоялся в апреле 2008 года. В нем приняли участие как руково-

дители СМИ и опытные журналисты, так и представители вузов, в которых осуществляется подготовка будущих журналистов. Следует заметить: позиция работодателей с каждой встречей становится все более конструктивной, а это свидетельствует о том, что все мы учимся в процессе диалога и подобные встречи необходимы для повышения качества подготовки журналистских кадров. Сегодня замечания руководителей СМИ сводятся к двум основным аспектам: отмечается низкий уровень гуманитарной культуры начинающих журналистов, отсутствие навыков аналитической работы с информацией и нехватка опыта практической работы в СМИ. Последнее замечание связывается с тем, что в учебном процессе мало часов отводится для практики в СМИ, а работодатели полагают, что она должна быть постоянной на протяжении всего учебного процесса. Представителей высшей школы радует, что руководители СМИ стали осознавать необходимость фундаментальной гуманитарной подготовки студентов-журналистов.

Повышение качества образования является проблемой не только России, но и всего мирового сообщества. В контексте Болонского процесса рассматривается компетентностный подход к образованию. В документах «Стратегия модернизации образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» цель образования прямо соотносится с формированием ключевых компетенций. «Компетенция, или компетентность, есть некоторое интегративное качество субъекта, включающее в себя когнитивные, мотивационные и практические аспекты, которое проявляется в успешных действиях в какой-либо области. В Глоссарии терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов Европейского фонда образования (ЕФО), компетенция определяется как:

1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3. Способность выполнять особые трудовые функции» [4, с. 22].

В современном компетентностном подходе выделяются следующие группы:

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности (компетенции здоровье-сбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования и саморегулирования).

2. Компетенции, относящиеся к взаимодействию человека и социальной сферы (компетен-

ции социального взаимодействия, письменного и устного общения в широком смысле, включая порождение и восприятие текста, знание и соблюдение традиций ритуала, этикета, кросс-культурное общение, деловую переписку, делопроизводство, иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента).

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека (компетенции познавательной деятельности, исследовательской деятельности, ориентации в разных сферах деятельности, компетенции информационных технологий).

Анализ компетентностного подхода обнаруживает, что в формировании первых двух групп компетенций, а в большой степени и третьей группы, большая роль принадлежит филологии, которая включает лингвистику и литературоведение. О важности изучения языка для специалистов любой сферы пишет А.Е. Кибрик: «В кругу этих наук (гуманитарных) лингвистика, изучающая средостение человеческой сути -язык, занимает совершенно особое место. Действительно, язык формирует и организует в значительной мере рациональную, психическую и социальную сферы человека, он закрепляет и предопределяет его «наивную картину мира», его поведенческие стереотипы. Иными словами, «познай язык, и ты познаешь того, кто на нем говорит». Таким образом, в гуманитарном цикле наук лингвистике принадлежит весьма престижное место» [5, с. 103].

Руководители СМИ часто отмечают, что молодым журналистам не хватает знания стилистики и приемов литературного редактирования, умения владеть словом, его лексическими и стилистическими возможностями. Однако хорошего редактора готовит не только дисциплина «Стилистика и литературное редактирование»: освоение этого курса возможно лишь при углубленном знакомстве с многими лингвистическими и литературоведческими дисциплинами. Колоссальный нравственный опыт будущему журналисту дает литература. Жизнь общества, национальные идеалы и ценности отражены в ее зеркале.

Таким образом, нет сомнения в важности филологической составляющей журналистского образования. Задача высшей школы заключается в том, чтобы включить в образовательную программу и в программы учебных дисциплин необходимое и достаточное количество информации и требований. Следует заметить, что стандарт нового поколения даст больше свободы вузам при формировании учебных планов (разрабатывая их, следует почаще вспоминать

слова Гераклита о том, что многознание уму не научает). Соединение в рамках рабочего учебного плана классических филологических и других социально-гуманитарных дисциплин не должно быть хаотичным, напротив, его следует подчинить строгой логике и ориентировать на непосредственные аспекты подготовки журна-листа-практика. Будущего специалиста необходимо вооружить таким набором знаний и компетенций, который будет ему непосредственно необходим при решении поставленных профессиональных задач. Универсально образованный человек способен адаптироваться к быстро меняющимся условиям коммуникативной и культурной среды, поскольку может воспринимать новое и учиться новому самостоятельно. Только на хорошем фундаменте можно строить прочное знание. Этот фундамент из тщательно отобранных и наполненных необходимым содержанием дисциплин в рамках современной двухуровневой системы образования должен формироваться в бакалавриате.

Одним из путей совершенствования системы подготовки журналиста, призванного соединить как требования социального заказа, так и условия функционирования журналистики в системе медиабизнеса, должно стать развитие магистерского образования по направлению «Журналистика».

«Сегодня исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных систем» [6, с. 21], включающая как непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям ВПО (срок обучения, как правило, 5 лет), так и ступенчатую, обеспечивающую реализацию образовательных программ по ступеням ВПО с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения - 4 года) и магистра (срок обучения - 6 лет) по 120 направлениям подготовки ВПО (высшего профессионального образования).

В ННГУ им. Н.И. Лобачевского обучение студентов-журналистов реализуется в рамках обеих подсистем следующим образом: совмещенные траектории обучения на младших курсах (с 1-го по 4-й) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров (окончание обучения либо поступление в магистратуру) на старших, чему способствует государственный образовательный стандарт ВПО, введенный в 2000 году.

Специальность «Журналистика» открыта и лицензирована в ННГУ в 1991 году, бакалавриат по направлению «Журналистика» прошел

лицензирование и аккредитацию в 1992 году, магистратура лицензирована в 2006 году, первый набор студентов для обучения в рамках магистерской программы «Теория журналистики» осуществлен в 2007 году.

Специфика функционирования бакалавриата по направлению «Журналистика» на филологическом факультете ННГУ связана с тем, что в большинстве своем студенты предпочитают проходить обучение в рамках специальности «Журналистика» (квалификация «Журналист», срок обучения - 5 лет). За период с 1992 по 2006 гг. диплом бакалавра журналистики получили 8 человек, не считая тех 7 бакалавров, которые в 2007 году сдали экзамены и были приняты в магистратуру по направлению «Журналистика» (магистерская программа «Теория журналистики»). При этом в подавляющем большинстве случаев окончание обучения на уровне бакалавриата стало для указанных студентов вынужденным: данный выбор обусловлен семейными, материальными и иными обстоятельствами.

Это является аргументом в пользу необходимости бакалавриата и свидетельствует о его востребованности для тех студентов, которые не могут по различным обстоятельствам закончить обучение в рамках специальности «Журналистика». Для дальнейшей карьеры будущего журналиста диплом бакалавра более необходим, нежели отметка в личном деле «неоконченное высшее образование». При этом студент, посвятивший себя практической стороне деятельности журналиста, может впоследствии продолжить свое образование и в рамках второго высшего образования, и в магистратуре по интересующим его направлениям («Филология», «Юриспруденция», «Книжное дело», конечно же, «Журналистика» и т.д.).

Учебный план подготовки бакалавра журналистики на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского предполагает возможность получения базового набора знаний, необходимого будущему специалисту в области журналистики и современных коммуникаций. Об этом свидетельствует совпадение дисциплин цикла ОПД стандартов подготовки бакалавра и специалиста (в части федерального компонента в первую очередь).

Однако обучение студента в рамках бакалавриата не обеспечивает углубленную подготовку по специальным дисциплинам. Рабочий учебный план подготовки бакалавра журналистики исключает дисциплины цикла СД (специальные дисциплины), которые, согласно действующему стандарту подготовки журналиста,

включены в учебный план по специальности «Журналистика» или в план подготовки магистра журналистики. Такие дисциплины, как «Современные зарубежные СМИ», «Актуальные проблемы современности и журналистика», «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», призваны способствовать формированию гуманитарного и профессионального кругозора будущего специалиста в области СМИ, ввести его в круг профессиональных задач, указать перспективы и ориентиры дальнейшей деятельности.

Также в рамках пятого года обучения (или в магистратуре) изучаются различные спецкурсы, дисциплины по выбору в рамках специализации, проводятся творческие мастерские и мастер-классы журналистов-практиков. Это не значит, что в бакалавриате отсутствуют узкопрофессиональные дисциплины. Их перечень разрабатывается с привлечением руководителей СМИ, и они обеспечиваются практикующими опытными журналистами.

Однако подчас сжатая во времени подготовка бакалавра лишает будущего специалиста возможности общения с профессионалами в области журналистики и не дает целостной картины, связанной с функционированием актуальных процессов в сфере СМИ в России и за рубежом.

Помимо этого, учебный план подготовки бакалавра исключает возможность создания полноценной исследовательской работы. «Выпускная квалификационная работа» бакалавра, работа над которой не предполагает выделения дополнительного учебного времени, по сути своей является курсовой работой и не может подчас претендовать на целостность и законченность дипломного проекта.

Опыт свидетельствует о целесообразности подготовки студента в рамках специальности «Журналистика» (срок обучения - 5 лет), позволяющей сформировать профессионально ориентированного специалиста, способного выдержать конкуренцию в системе требований, предъявляемых к журналисту на современном этапе. Вместе с тем двухступенчатая система подготовки журналиста (бакалавр - магистр) также необходима, поскольку дает возможность выбора и дальнейшего определения своей профессиональной карьеры: диплом бакалавра и практическая деятельность в сфере СМИ или продолжение обучения в магистратуре. Параллельное функционирование данных подходов может способствовать развитию качества образования в сфере журналистики.

На современном этапе на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского боль-

шое внимание уделяется проблеме расширения обучения студентов в рамках магистратуры посредством введения в учебный процесс различных магистерских программ. Это, с одной стороны, должно способствовать процессу формирования будущего журналиста как профессионала, имеющего классическое гуманитарное образование, а с другой - содействовать реализации творческих, научных интересов магистранта и в конечном итоге стать основой его конкурентоспособности в сфере журналистики, медиабизнеса, паблик рилейшнз и стратегических коммуникаций (корпоративного менеджмента, кризисного управления, рекламных коммуникаций).

На данный момент в ННГУ им. Н.И. Лобачевского открыты две магистерские программы по направлению «Журналистика»: 520602 «Теория журналистики» и 520616 «Паблик ри-лейшнз». В ближайшей перспективе планируется работа по введению в учебный процесс таких актуальных магистерских программ, как «Экономика и менеджмент СМИ», «Политическая проблематика», «Экономическая проблематика».

В рамках заседания УМС по журналистике (25.04.2007 г., факультет журналистики СПбГУ) особое внимание было уделено вопросам обучения магистра журналистики. Мнения специалистов совпали в том, что подготовка магистра журналистики должна основываться на прочном фундаменте классического гуманитарного образования, но при этом будущий магистр должен в полной мере иметь представление о специфике современных информационных процессов. Этим обусловлено включение в качестве рекомендации к Государственному образовательному стандарту подготовки магистра третьего поколения таких обязательных дисциплин, как «Современные теории массовой коммуникации», «Поэтика публицистического текста», «СМИ как феномен культуры», «Тенденции развития мировой медиаиндустрии», «Аудитория современных СМИ», «Профессиональная культура журналиста», «Жанровые формы современных медиатекстов».

Данный принцип соединения основ классического университетского образования и практических аспектов функционирования медиасистемы положен в основу обучения магистров и в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. С одной стороны, в рабочих учебных планах магистерских программ «Теория журналистики» и «Паблик рилейшнз» присутствуют такие дисциплины, как «Типология современных СМИ», «Методы политического анализа в журналистике», «История развития печати», «Теория и практика паблик рилейшнз», ориентированные на погру-

жение магистранта в теоретико-методологические аспекты коммуникационных процессов.

В то же время следующие дисциплины: «Взаимодействие СМИ с органами государственной власти», «Имидж журналиста», «Саморегулирование СМИ», «Информационная безопасность журналистской деятельности», «Этно-конфессиональное программирование информационных процессов», «Язык и стиль современной рекламы», «Креативные технологии в сфере РЯ и рекламы» - должны дать представление о практических моделях функционирования современной медиасистемы, способствовать развитию навыков профессионально ориентированного журналиста и специалиста в области интегрированных коммуникаций.

Согласно программному документу ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (Париж, 1995 год), есть три аспекта образовательной деятельности, наиболее существенно влияющие на качество высшего образования: «Во-первых, качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией преподавателей и научных сотрудников вузов, и качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, их соответствием общественному спросу. Во-вторых, качество подготовки студентов, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, может быть достигнуто только на пути диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи. И, наконец, в-третьих, качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении государственного подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету»1.

Решение задач развития журналистского образования в настоящее время невозможно без совершенствования технического обеспечения учебного процесса. На филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского имеется телестудия, оснащенная цифровой техникой и монтажным оборудованием, радиолаборатория, компьютерный класс, обучение в котором позволяет осваивать навыки компьютерной верстки и макетирования, постоянно приобретается цифровая техника. Все это требует существенных материальных затрат, однако без них качественное, со-

ответствующее мировым стандартам журналистское образование просто невозможно.

Помимо этого, сам процесс обучения будущих журналистов не может быть полноценным без совершенствования преподавательских кадров. Филологический факультет является членом АНО «Партнерство факультетов журналистики» при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, деятельность которого как раз ориентирована на создание системы непрерывного повышения квалификации для преподавателей журналистики (участие в Летних и Зимних школах по журналистике, стажировка заведующего кафедрой журналистики, проф.

О.Н. Савиновой в Институте Файо, г. Кальмар).

Таким образом, без существенных материальных и личностных затрат, без совершенствования методик и диверсификации содержательного наполнения учебных планов и программ, понимания особенностей рыночной конкуренции невозможно следовать вызовам времени, требующего подготовки образованного, разбирающегося в актуальных проблемах коммуни-кативистики и информационных процессов, социально ориентированного журналиста, деятельность которого необходима информационному обществу XXI века.

Примечания

1. Цит. по: Болонский процесс и качество образования. Итоговые материалы семинаров и конференций, выступления, статьи: Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. С. 35.

Список литературы

1. Засурский Я.Н. Журналистское образование в информационном обществе // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2006. № 4. С. 3-9.

2. Кортов С.В., Солонин С.И. Качество образования: проблемы и задачи изменения внутренней среды вуза // Болонский процесс и качество образования. Опыт вузов: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. С. 43-52.

3. Шишкина М.А. Когда некому работать // Главный редактор. 2007. № 4. С. 48-52.

4. Кирабаев Н.С., Петров В.Б. Компетентност-ный подход в образовании и ГОС ВПО // Болонский процесс: проблемы и перспективы. Сборник статей. М.: Оргсервис, 2006. С. 22-43.

5. Кибрик А.Е. Константы и переменные языка. СПб.: Алетейя, 2005. 720 с.

6. УМО: Северо-Запад: Информационный бюллетень № 4. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. № 4. С. 21-25.

JOURNALISM TRAINING AT THE UNIVERSITY OF NIZHNI NOVGOROD:

TOPICAL ASPECTS AND TRENDS OF DEVELOPMENT

L.S. Makarova, L.I. Ruchina

Access to information and gradual transition to information society at the present stage of high technology development have put important tasks before higher educational establishments providing journalism training. In market economy conditions, it is necessary for media business and academic community to interact in order to devise the requirements for professional competence of journalism department graduates. The development of the set of disciplines in social sciences and the humanities has to be considered an integral part of training in journalism. At the same time, a full-fledged journalism education in Russia is impossible without improving teaching methods and diversification of curricula and programmes that are most adequately realized in the system of the Master’s course of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.