НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 378
DOI 10.25257/KB.2023.3.73-81
Технологии косвенного влияния в патриотическом воспитании обучающихся вузов России
^ш
Technologies of indirect influence in patriotic education of students of Russian higher educational institutions
А. В. КИРИЧЕК1, Н. А. ХОДИКОВА1
1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия
A.V. KIRICHEK1, N.A. KHODIKOVA1
1State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia
В статье описаны технологии косвенного влияния, которые можно использовать для воспитания (в частности - патриотического) как в групповой, так и в индивидуальной работе с обучающимися российских вузов. К числу первых, в частности, относятся игровые методы (викторины, эвристические игры, диспуты, дискуссии, групповое рисование), ко вторым - работа с текстами, написание сочинений, эссе и писем. Обосновывается тезис о том, что косвенное влияние во многих случаях эффективнее, чем прямое, так как воздействует не только на сознание и интеллект, но также на чувства и подсознание обучающихся. В условиях повышенной значимости воспитательной работы в современных условиях статья будет полезна всем преподавателям Академии.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, социальное влияние, косвенное влияние, викторина, эвристическая игра, работа с текстом
Abstract: The article describes indirect influence technologies that can be used for education (in particular, patriotic) both in group and individual work with students of Russian universities. The first one, in particular, includes game methods (quizzes, heuristic games, debates, discussions, group drawing), the second one - working with texts, writing compositions, essays and letters. The thesis is substantiated that indirect influence is in many cases more effective than the direct one, since it affects not only the consciousness and intellect, but also the feelings and subconsciousness of the trainees. In the context of the increased importance of educational work in modern conditions, the article will be useful to all teachers of the Academy.
Key words: patriotism, patriotic education, social influence, indirect influence, quiz, heuristic game, working with text
ВВЕДЕНИЕ
Одной из центральных задач, которую постоянно, практически на каждом учебном занятии, решают преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, является патриотическое воспитание обучающихся. Актуальность этой задачи многократно
возросла после того, как наша страна вступила в схватку с коллективным Западом, исход которой для нас, граждан России, носит экзистенциальный характер.
Вместе с тем социологические замеры показывают, что значительная часть молодежи
заражена «вирусами» потребительства, космополитизма, гедонизма, явно противоречащими таким просоциальным ценностям, как служение Отечеству, самопожертвование, коллективизм, любовь к родной истории, культуре, природе. В частности, современные исследователи ценностных ориентаций российской молодежи констатируют, что надличностные идеалы альтруизма и самопожертвования обладают гораздо меньшим мотивационно-волевым потенциалом, чем прагматический мотив выгоды, выходящий на первый план [1, с. 66]. С другой стороны, даже в системе политических ценностей молодежи патриотизм и коллективизм заметно уступают таким универсальным общечеловеческим ценностям, как свобода, порядок, мир, законность, справедливость, права человека: популярность первых уступает примерно в 2 раза значимости вторых [2, с. 119-120]. Как справедливо отмечает Н. В. Дьяченко, «несколько десятилетий прозападного воспитания почти свели на нет такие понятия в воспитательном процессе, как жертвенность, самопожертвование, выдвинув на первое место индивидуализм и гедонизм в противовес российскому коллективизму во все исторические периоды» [3, с. 35].
Отсюда можно сделать вывод, что современный уровень патриотического воспитания является недостаточным, необходимо как можно быстрее повысить эффективность такого воспитания, чтобы поднять значимость любви к Отечеству совместно с тесно связанными с ними просоциальными коллективистскими ориентациями на должный уровень, соответствующий остроте момента.
Решение этой задачи невозможно представить без использования всего арсенала методов и техник социального влияния, изучением которых традиционно, начиная с середины XX века, активно занимаются как западные, так и отечественные психологи [4-6]. По нашему убеждению, при этом на первый план должны выйти методы косвенного влияния, эффективность которых в системе отечественной вузовской педагогики нередко недооценивается, чаще же они
используются неосознанно, спорадически, бессистемно.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Прежде, чем перейти к рассмотрению технологий косвенного влияния в патриотическом воспитании, остановимся вкратце на понятиях: влияние, прямое влияние, косвенное влияние.
Чаще всего, влияние в психологии понимается как «процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. п. в ходе взаимодействия с ним» [7, с. 53]. Такое влияние может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае агент влияния открыто предъявляет свои притязания и требования адресату, во втором - направляет воздействие не на самого адресата, а на окружающую его среду [7, с. 53]. Однако такое понимание косвенного влияния представляется нам недостаточным, следует добавить, что такое влияние носит завуалированный, непрямой характер, нацеливается не столько на сознание, сколько на подсознание человека, не столько на интеллект, сколько на чувства. Если основными формами прямого влияния выступают убеждение, просьба, требование, то косвенное влияние реализуется иными способами - в форме косвенного вопроса, намека, приведения «примеров из жизни», притч, анекдотов, комплиментов и пр. [8, с. 13-14].
Если же вести речь о педагогическом процессе, то в его рамках косвенное влияние манифестируется через широкую палитру как групповых, так и индивидуальных методов. К первым можно отнести не только собственно игры (деловые, эвристические, ролевые), но также различные конкурсы, викторины (квизы), квесты, диспуты, работу с групповыми кейсами и др., тогда как индивидуальные методы представлены в форме написания сочинений, эссе, писем, работы с текстами и др. Важно отметить, что все эти методы оказываются нередко более эффективными, чем техники прямого влияния. Например,
в монографии Ф. Зимбардо и М. Ляйппе «Социальное влияние» убедительно показано, что при борьбе с никотиновой зависимостью у студенток колледжей активная «игра в больницу» дала значительно больший эффект, чем пассивное прослушивание магнитофонных записей этой ролевой игры. В частности, через две недели после завершения эксперимента студентки из контрольной группы, которые лишь прослушивали записи игры, стали выкуривать на 4,8 сигарет в день меньше, чем ранее, тогда как обучающиеся из экспериментальной группы, участвовавшие в игре, стали выкуривать уже на 10,5 сигарет меньше прежнего (участницы обоих групп до начала эксперимента выкуривали не менее 15 сигарет ежедневно). При этом авторы отмечают, что «эти различия все еще были налицо при втором дополнительном опросе, проведенном через полгода» [4, с. 120].
Нельзя не подчеркнуть, что косвенное влияние не только часто более действенно, чем прямое, но и обладает личностно развивающим эффектом: побуждает человека актуализировать свой интеллектуальный, эмоциональный и мотивационно-волевой потенциал, проще говоря, побуждает человека не только думать, в частности, анализировать, сопоставлять, критиковать, систематизировать различного рода информацию, но также сопереживать, побуждать себя к деятельности, развивать волевые качества и т. п.
Рассмотрим теперь несколько конкретных технологий косвенного влияния, которые используются нами в патриотически ориентированной воспитательной работе с обучающимися Академии ГПС МЧС России.
1. Тематические викторины. Викторины, пожалуй, одна из самых простых в организации и понятных обучающимся форм воспитания, отличающаяся к тому же развлекательностью и соревновательностью. Развивающий эффект викторины реализуется не столько на самом занятии, в ходе непосредственно дачи ответов на вопросы, подготовленные преподавателем, сколько в ходе подготовки обучающихся к ней.
Поэтому важно, чтобы курсанты и студенты заранее получили задание на викторину, а также поняли, что ее результаты будут достойно оценены (например, высокими оценками, символическими призами). Викторины могут носить как вербальный характер, когда задания представляются только в словесной форме, так и образно-наглядный (с использованием картинок, фотографий, рисунков, музыкальных фрагментов) характер, а давать ответы обучающиеся могут как устно, так и письменно на отдельных листах. Патриотическим характером обладают те викторины, которые имеют прямое отношение к истории Отечества, к достижениям наших предков и современников в области искусства (литературы, живописи, кино), науки, техники и т. д. Так, например, ко дню рождения Сергея Есенина мы регулярно проводим викторину, посвященную его творчеству. Формат работы такой: с помощью презентации на экране высвечиваются четверостишия (строфы) из стихотворений поэта, но при этом одна или две строки (обычно последние) пропускаются. Задача обучающихся - вспомнить пропущенные строки (например, «Низкий дом без меня ссутулится, / Старый пес мой давно издох/ ...?.../ ...?...»). Бонусный балл получает тот обучающийся, который раньше и быстрее других поднял руку и смог устно воспроизвести пропущенные строки. Из числа образно-наглядных викторин интерес у курсантов и студентов вызывает викторина по теме «Русская живопись», в ходе которой с помощью слайдов показываем картины русских художников, а обучающиеся должны вспомнить автора и название картины, последовательно записывая ответы на бланках. В канун Дня Победы вот уже несколько лет подряд мы проводим викторину «Песни Победы», в ходе которой воспроизводим с помощью проигрывателя (можно воспользоваться и портативным радиоприемником, способным воспроизводить музыку с флеш-накопителей) примерно в течение минуты «минусовки» песен, а обучающиеся угадывают композицию (название песни или хотя бы отдельные слова из нее).
Подробнее о музыкальных викторинах написано в статье [9]. Разумеется, тематика викторин может быть самой разнообразной - здесь каждый преподаватель должен исходить из своих интересов, возможностей, преподаваемой дисциплины. Проводить викторины можно не только в аудитории, но и дистанционно, например, в беседе через социальную сеть «ВКонтакте», но в таком случае надо обдумать, как предотвратить «списывание» ответов из Интернета [10].
2. Эвристические игры, как и викторины, целесообразно проводить по теме, заранее объявленной обучающимся. В отличие от викторины, такая игра требует от преподавателя больших временных и интеллектуальных затрат на подготовку. Такие игры можно реализовать в форме квиза (англ. quiz -викторина), когда учебная группа делится на команды, а сама игра - на раунды. Однако можно обойтись и без раундов, тогда игра распадается на этапы, например, такие: рассказ преподавателя о порядке работы и критериях оценивания команд - формирование команд (сначала с помощью бумажек с числами от 1 до 25 определяем так называемых «зачинщиков» - тех, кому попали бумажки с числами 1, 2 и 3, а зачинщики уже выбирают по очереди себе по одному члену в состав команды, далее уже выбирают не зачинщики, а те, кого они выбрали, и так до тех пор, пока не выберут всех обучающихся группы) -выбор капитана и названия команды -получение заданий (заранее подготовленные задания в печатном виде раздает преподаватель) - групповая работа (команды рассаживаются по разным углам аудитории, в ходе работы обсуждают задания, а ответы пишут на бланках, полученных вместе с заданиями) - сбор ответов (преподаватель собирает бланки с ответами). В зависимости от сложности и продолжительности игры проверка ответов может осуществляться либо дома, либо непосредственно на занятии. Либо вместо сбора и проверки заданий команды по очереди демонстрируют свои достижения. Такие игры могут быть весьма разнообразны как по целям, так и по содержанию.
Например, в рамках курса философии мы проводим игру по истории русской философии, нацеленную на проверку знаний, полученных обучающимися (в частности, можно предложить такие вопросы: «Каковы взгляды славянофилов на исторический путь развития России?», «Почему Бердяев называл свою философию «философией свободы»?», «В чем состоит гуманизм Достоевского?»). В рамках новой дисциплины «Основы российской государственности» предлагаем провести «рисуночный квиз», а именно поручить командам нарисовать на формате А-3 или на трех листах формата А-4 картину в форме триптиха по теме «Прошлое, настоящее и будущее России», а после завершения рисунка предложить представителям команд рассказать о смысловом содержании получившегося изображения.
3. Диспуты являются довольно известной и традиционной формой, которая описана во множестве источников. В рамках курса философии мы регулярно проводим диспут по теме «Славянофилы и западники». Вкратце его технология выглядит так: группа делится на две или три команды, а также выбираются трое судей-экспертов, которым предстоит оценивать результаты работы команд. Далее команды на основе задания преподавателя готовят обоснование от 5 до 7 тезисов защищаемой доктрины, а также контраргументы к возможным тезисам соперников. После чего начинается собственно диспут, в ходе которого представители команд поочередно излагают свои доводы и отвечают на критику оппонентов. Победителей определяет экспертная группа в конце занятия, при этом каждый из экспертов аргументирует свое мнение [11].
4. Коллективные обсуждения текстов (статей, выступлений политиков и т. п.), художественных и публицистических фильмов позволяют актуализировать и развить не только патриотические ориентации обучающихся, но и навыки публичной речи, критическое и системное мышление. При этом смотреть фильмы, читать тексты (статьи) можно как дома, так и на занятии -
в зависимости от объема материала (размера статьи, продолжительности фильма), компромиссный вариант - посмотреть на занятии фрагмент фильма или зачитать отрывок из обсуждаемого текста. После просмотра в рамках групповой дискуссии обсуждаются вопросы, заранее подготовленные преподавателем. Их лучше располагать от простых к сложным, от универсальных (тех, что можно отнести к любому фильму) к конкретным (относящихся именно к этому фильму). Например, по фильму «Сталинградское Евангелие Кирилла Павлова» можно обсудить следующие вопросы:
1) Понравился или не понравился фильм. Почему?
2) Что больше всего запомнилось в фильме? Что удивило?
3) Что новое вы узнали из фильма?
4) Какой город является духовным сердцем России? Почему?
5) Каковы духовные причины Великой Отечественной войны?
6) Какое событие оказало решающее влияние на судьбу Ивана Павлова?
7) Что повлияло на духовное развитие Ивана Павлова?
8) Почему Советская власть боролась с Церковью (с религией)? Какими методами она боролась?
9) Что такое старчество? Кто такие старцы?
10) В чем видел счастье человека Кирилл Павлов? В чем он усматривал смысл жизни человека? А в чем видите вы смысл своей жизни?
11) Чему учил Кирилл Павлов? Чему мы можем научиться у Кирилла Павлова?
Перейдем к индивидуальным технологиям косвенного влияния, среди которых отметим следующие:
1. Написание сочинений и эссе. Такие работы могут писаться и по отдельным темам (например, «Н. А. Бердяев о душе России»), и по художественным фильмам (например, «Тема любви к родине в фильме «Неотправленное письмо» (СССР, 1959)») [12], и по рассказам, очеркам, новеллам (например, «Нравственный мир героев рассказа
А. Н. Толстого «Русский характер») [13], и по цитатам из произведений философов, писателей, политических деятелей (например, «Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» (М. А. Шолохов)) и т. п. В ходе написания сочинений и эссе задейству-ется психологический механизм самоубеждения, а получаемый эффект оказывается довольно длительным и стойким [4, с. 120-121].
2. Технология «Письмо на фронт». По поводу этой технологии имеются публикации обучающихся Академии ГПС МЧС России, подготовленные под руководством преподавателей кафедры философии [14, 15]. Здесь только добавим, что для усиления мотивации перед выполнением этого задания можно дать обучающимся прослушать музыкальный видеоклип с песней «Здравствуй, солдат! (Письмо на фронт)».
3. Работа с текстами. Обучающимся предлагаются небольшие тексты (например, философские, публицистические или критические статьи, фрагменты философских или публицистических произведений, отдельные цитаты (мысли) выдающихся деятелей науки, культуры, философии), которые надо прочитать, а затем письменно или устно ответить на несколько вопросов по ним. Когда речь идет о патриотическом воспитании, то можно предложить обучающимся тексты, связанные с историей России, философской отечественной мыслью, актуальные статьи и изречения современных политиков, идеологов, писателей. От преподавателя при этом требуется не только подобрать подходящие тексты, но и грамотно составить вопросы по ним, чтобы они были понятны обучающимся, побуждали мыслить и обладали воспитательным потенциалом. При этом вопросы могут быть нацелены как на общий смысл текста (например, «Как Вы понимаете слова Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить?»), так и на поиск противоречий в нем, экспликацию основных идей, сравнение с другими текстами (цитатами, мыслями). В последнем случае можно предложить обучающемуся две противоположные
по смыслу цитаты, и попросить его аргументированно обосновать, какой автор прав, а какой заблуждается («Никаких положительных задатков новой самобытной культуры наша действительность не представляет» (В. С. Соловьев) - «Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать... Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, в русской свободе, расправляя русскую предметность» (И. А. Ильин) [Цит. по: 16, с. 39-40]).
ВЫВОДЫ
Было показано, что спектр методов, способствующих эффективному патриотическому
воспитанию обучающихся как в ходе учебного процесса, так и в форме отдельных мероприятий, весьма широк. Для реализации этих методов от преподавателей требуется знание методических принципов, а также творческий подход, позволяющий выбрать наиболее релевантную форму работы для каждого конкретного случая. К сожалению, ограниченный объем данной статьи не позволяет подробно описать все технологии косвенного влияния, которые можно (и нужно) использовать в патриотическом воспитании молодежи. Но и сказанного, на наш взгляд, достаточно, чтобы сделать вывод о том, что эти технологии должны занять достойное место в педагогическом арсенале преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в современных условиях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Селезнева А. В. Ценностно-смысловые доминанты политической морали российской молодежи: политико-психологический анализ // Вестник Пермского университета. Политология. 2023. Т. 17. № 2. С. 60-70. DOI:10.17072/22l8-1067-2023-2-60-70
2. Селезнева А. В. Российская молодежь: Политико-психологический портрет на фоне эпохи. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Аквилон», 2022. 288 с.
3. Дьяченко Н. В. Развитие патриотизма в России: воспитательное измерение // Культура и безопасность. 2023. № 1. С. 31-41. DOI:l0.25257/KB.2023.l.3l-4l
4. Зимбардо Ф, ЛяйппеМ. Социальное влияние. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 448 с.
5. Куницына В. Н, Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Издательство «Питер», 2001. 544 с.
6. Майерс Д. Социальная психология // Перев. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
7. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
8. Морозов А. В. Психология влияния. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 512 с.
9. Киричек А. В. Опыт использования музыкальных викторин в патриотическом воспитании обучающихся Академии ГПС МЧС России // Пожарная и аварийная безопасность: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 90-й годовщине образования гражданской обороны, Иваново. Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2022. С. 594-598.
10. Киричек А. В. Опыт использования социальной сети «Вконтакте» при обучении курсантов и студентов в Академии ГПС МЧС России // Пожарная
и аварийная безопасность: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, посвященной проведению в Российской Федерации Года науки и технологий в 2021 году и 55-летию учебного заведения. Иваново, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,, 2021. С. 540-543.
11. Котляревич А. Н. Педагогические технологии в системе профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования силовых ведомств // Правопорядок: история, теория, практика. 2019.
№ 2 (21). С. 82-88.
12. Ходикова Н. А., Киричек А. В. Методика использования произведений художественной литературы в преподавании гуманитарных дисциплин // Культура и безопасность. 2022. № 1. С. 27-34. DOI:l0.25257/KB.2022.l.27-34
13. Киричек А. В., Ходикова Н. А. Использование произведений игрового кино в воспитательной работе с обучающимися в процессе преподавания гуманитарных дисциплин // Культура и безопасность. 2022. № 3. С. 5-13. DOI:l0.25257/KB.2022.3.5-l3
14. БунякЯ. Н. Проведение акции «Письма на фронт» среди студентов ГМУ АГПС МЧС РФ // Традиции отечественной культуры в нравственном
и патриотическом воспитании пожарных: материалы семнадцатой научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов Академии ГПС МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 6-11.
15. Рубищева А. А. Письмо в патриотическом воспитании // Традиции отечественной культуры в нравственном и патриотическом воспитании пожарных: материалы семнадцатой научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов Академии ГПС МЧС России. М.: Академия ГПС МЧС России, 2023. С. 39-41.
16. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. 304 с.
REFERENCES
1. Galsanova D.R. Value-semantic determinants of political values of modern youth. Vestnik Permskogo universiteta. Politologija - Bulletin of Perm University. Political science, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 60-70 (in Russ.). D0I:10.17072/22I8-1067-2023-2-60-70
2. Selezneva A.V. Rossijskaja molodezh: Politiko-psihologicheskij portret na fone jepohi [Russian youth: A Political and psychological portrait against the background of the epoch]. Moscow, Limited Liability Company «Aquilon» Publ. 2022. 288 c. (in Russ.).
3. Dyachenko N.V. Patriotism as educational work phenomenon in russian society. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2023, no. 1, pp. 31-41 (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2023.1.31-41
4. Zimbardo F., Leippe M. Socialnoe vlijanie [Social impact]. Saint Petersburg, «Peter» Publ., 2000, 448 p. (in Russ.).
5. Kunitsyna V. N., Kazarinova N. V., Pogolsha V. M. Mezhlichnostnoe obshhenie. Uchebnik dlja vuzov [Interpersonal communication. Textbook for universities]. Saint Petersburg, «Peter» Publ, 2001. 544 p. (in Russ.).
6. Majers D. Social'najapsihologija [Social psychology]. Saint Petersburg, «Peter Com» Publ, 1998. 688 p. (in Russ.).
7. Psihologija. Slovar. Pod obshh. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo [Psychology. Dictionary]. Moscow, Politizdat Publ., 1990. 494 p. (in Russ.).
8. Morozov A.V. Psihologija vlijanija [Psychology of influence]. Saint Petersburg, «Peter» Publ., 2000. 512 p. (in Russ.).
9. Kirichek A.V. Experience of using music quizzes in patriotic education of students of the State Fire Academy of EMERCOM of Russia. In: Pozharnaya i avariinaya bezopasnost: sbornik materialov XVII Mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii [Fire and emergency safety: Proceedings
of XVIIth International Scientific and Practical Conference]. Ivanovo, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of EMERCOM of Russia Publ., 2022, pp. 594-598 (in Russ.).
10. Kirichek A.V. Experience of using the Vkontakte social network when teaching cadets and students in the State Fire Academy of EMERCOM of Russia. In: Pozharnaya i avariinaya bezopasnost: sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoi nauchnoprakticheskoi konferentsii [Fire and emergency safety: Proceedings
of XVIth International Scientific and Practical Conference]. Ivanovo, Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of EMERCOM of Russia Publ., 2021, pp. 540-543 (in Russ.).
11. Kotlyarevich A.N. Pedagogical technologies in the system of professional training of graduates of educational institutions of higher education power department. Pravoporjadok: istorija, teorija, praktika [Legal order: History, Theory, Practice]. 2019, no. 2 (21), pp. 82-88 (in Russ.).
12. Khodikova N.A., Kirichek A.V. The methodology of using works of fiction in teaching the humanities. Kultura i bezopasnost - Culture and safety. 2022, no. 1, p. 27-34 (in Russ.). DOI 10.25257/KB.2022.1.27-34
13. Kirichek A.V., Khodikova N.A. Using feature films in the educational work with students in the processof teaching humanities. Kultura i bezopasnost -Culture and safety. 2022, no. 3, p. 5-13 (in Russ.). DOI:10.25257/KB.2022.3.5-13
14. Bunjak Ja.N. Holding the campaign «Letters to the front» among students SMA in the State Fire Academy of EMERCOM of Russia. In: Tradicii otechestvennoj kul'tury v nravstvennom ipatrioticheskom vospitaniipozharnyh: materialy semnadcatoj nauchno-prakticheskoj konferencii kursantov, slushatelej i studentov Akademii GPS MChS Rossii [Traditions of national culture in the moral and patriotic education of firefighters: materials of the seventeenth scientific and practical conference of cadets, listeners and students of the State Fire Academy of EMERCOM of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM
of Russia Publ., 2023, pp. 6-11 (in Russ.).
15. Rubishheva A.A. A letter in patriotic education. In: Tradicii otechestvennoj kul'tury v nravstvennom i patrioticheskom vospitanii pozharnyh: materialy semnadcatoj nauchno-prakticheskoj konferencii kursantov, slushatelej i studentov Akademii GPS MChS Rossii [Traditions of national culture in the moral and patriotic education of firefighters: materials of the seventeenth scientific
and practical conference of cadets, listeners and students of the State Fire Academy of EMERCOM of Russia]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2023, pp. 39-41 (in Russ.).
16. Ilin V.V., Akhiezer A.S. Rossiiskaia tsivilizatsiia: soderzhanie, granitsy vozmozhnosti [Russian civilization: content, boundaries, opportunities]. Moscow, Moscow State University Publ., 2000. 304 p. (in Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Александр Владимирович КИРИЧЕК И Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР1Ч-код: 2844-2985 Ди^огЮ: 342432 И [email protected]
Aleksander KIRICHEK H
PhD in Philosophy, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Philosophy,
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-KOfl: 2844-2985
AuthorlD: 342432
Нина Анатольевна ХОДИКОВА Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация БР!Ч-код: 9051-5380 Ди^огЮ: 165685 И [email protected]
Поступила в редакцию 06.09.2023 Принята к публикации 25.09.2023
Для цитирования:
Киричек А. В., Ходикова Н. А. Технологии косвенного влияния в патриотическом воспитании обучающихся вузов России // Культура и безопасность. 2023. № 3. С. 73-81. 00!:10.25257/КВ.2023.3.73-81
Nina A. KHODIKOVA
PhD in Philosophy, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Philosophy
State Fire Academy of EMERCOM of Russia,
Moscow, Russian Federation
SPIN-Kog: 9051-5380
AuthorlD: 165685
Received 06.09.2023 Accepted 25.09.2023
For citation:
Kirichek A.V., Khodikova N.A. Technologies of indirect influence in patriotic education of students of Russian higher educational institutions. Kultura ibezopasnost- Culture and safety, 2023, no.3, pp. 73-81 (in Russ.). D0l:10.25257/KB.2023.3.73-81