Научная статья на тему 'МЕДИАСФЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ'

МЕДИАСФЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Специальная Военная Операция / культура / образование / традиционные ценности / национальная самоидентификация / духовно-нравственное развитие / патриотизм / массовая аудитория / новые медиа / онлайн проекты / special military operation / culture / education / traditional values / national selfidentification / spiritual and moral development / patriotism / mass audience / new media / online projects

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна, Коханая Оксана Витальевна

Авторы отмечают, что во времена глобальных потрясений, мощной эрозии международных институтов, кризиса на Украине культура и образование могут являться оружием, как для возрождения, так и для полного разложения общества. Актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей имеет принципиальное значение в современной России. В статье проанализированы существующие проблемы и факторы, способствующие восстановлению нравственноэтической памяти как фундамента национальной идентичности при помощи средств массовой коммуникации. На данном этапе крайне необходимо осознать колоссальную значимость работы по устранению допущенных ранее ошибок в данных сферах. Особое внимание, как представляется авторам, необходимо уделить формированию ценностных ориентиров молодого поколения, культурно и духовно развитого, образованного, знающего свою историю и любящего свою Родину. Авторы делают заключение о необходимости разработки методов внедрения фундаментальных духовно-нравственных ценностей в сознание массовой аудитории, поиска способов защиты от манипуляции сознанием с целью сохранения общероссийской гражданской идентичности, прежде всего, при помощи средств массовой коммуникации, организации и создания успешных онлайн проектов, использования ресурсов новых медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors note that during the time of global shocks, powerful erosion of international institutions, crisis in Ukraine, culture and education can be weapons, both for revival and the complete decomposition of society. The relevance of the problem of the formation of spiritual and moral values is of fundamental importance in modem Russia. The article analyzes the existing problems and factors that contribute to the restoration of moral and ethical memory as the foundation of national identity with the help of mass communication. At this stage, it is extremely necessary to realize the colossal significance of the work to eliminate previously errors in these areas. Particular attention, it seems to the authors, must be paid to the formation of the value guidelines of the young generation, culturally and spiritually developed, educated, knowing its history and loving its homeland. The authors make a conclusion about the need to develop methods for introducing fundamental spiritual and moral values in the consciousness of a mass audience, finding ways to protect against manipulating consciousness in order to preserve all-Russian civil identity, first of all, with the help of mass communication, organizing and creating successful online projects, and the use of new resources Media.

Текст научной работы на тему «МЕДИАСФЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ»

УДК 070-051

МЕДИАСФЕРА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ

Коханая Ольга Евгеньевна,

доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики Акционерная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва);

Коханая Оксана Витальевна, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики Акционерная некоммерческая организация высшего образования «Московский гуманитарный университет» (г. Москва)

Аннотация. Авторы отмечают, что во времена глобальных потрясений, мощной эрозии международных институтов, кризиса на Украине культура и образование могут являться оружием, как для возрождения, так и для полного разложения общества. Актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей имеет принципиальное значение в современной России. В статье проанализированы существующие проблемы и факторы, способствующие восстановлению нравственно-этической памяти как фундамента национальной идентичности при помощи средств массовой коммуникации. На данном этапе крайне необходимо осознать колоссальную значимость работы по устранению допущенных ранее ошибок в данных сферах. Особое внимание, как представляется авторам, необходимо уделить формированию ценностных ориентиров молодого поколения, культурно и духовно развитого, образованного, знающего свою историю и любящего свою Родину. Авторы делают заключение о необходимости разработки методов внедрения фундаментальных духовно-нравственных ценностей в сознание массовой аудитории, поиска способов защиты от манипуляции сознанием с целью сохранения общероссийской гражданской идентичности, прежде всего, при помощи средств массовой коммуникации, организации и создания успешных онлайн проектов, использования ресурсов новых медиа.

Ключевые слова: Специальная Военная Операция, культура, образование, традиционные ценности, национальная самоидентификация, духовно-нравственное развитие, патриотизм, массовая аудитория, новые медиа, онлайн проекты.

Annotation. The authors note that during the time of global shocks, powerful erosion of international institutions, crisis in Ukraine, culture and education can be weapons, both for revival and the complete decomposition of society. The relevance of the problem of the formation of spiritual and moral values is of fundamental importance in modern Russia. The article analyzes the existing problems and factors that contribute to the restoration of moral and ethical memory as the foundation of national identity with the help of mass communication. At this stage, it is extremely necessary to realize the colossal significance of the work to eliminate previously errors in these areas. Particular attention, it seems to the authors, must be paid to the formation of the value guidelines of the young generation, culturally and spiritually developed, educated, knowing its history and loving its homeland. The authors make a conclusion about the need to develop methods for introducing fundamental spiritual and moral values in the consciousness of a mass audience, finding ways to protect against manipulating consciousness in order to preserve all-Russian civil identity, first of all, with the help of mass communication, organizing and creating successful online projects, and the use of new resources Media.

Key words: special military operation, culture, education, traditional values, national self-identification, spiritual and moral development, patriotism, mass audience, new media, online projects.

Постановка проблемы. В эпоху глобальных потрясений, мировых трансформаций и катаклизмов, мощной эрозии международных институтов, кризиса на Украине жизнеспособность и стрессоустойчивость общества во многом зависит от уровня национального самосознания, самоуважения и нравственного, духовного единства

общества. Духовно-нравственная ситуация, в которой оказалось нынешнее общество России крайне настораживает. Так как культура и образование являются увеличительным стеклом духовно-нравственного развития нации, в моменты наиболее острого осознания глобальной трансформации миропорядка человеческое сознание пытается опереться на знания, заложенные во время образовательного процесса, а также свою культуру, ищет ответы на множество вопросов в изобразительном искусстве, кино, музыке, театре, средствах массовой коммуникации. Наибольшую ответственность, на наш взгляд, образовательная сфера, культура и искусство несут перед нашим подрастающим поколением: за ним будущее. Но что делать современному российскому обществу, нашей молодежи, которые за годы относительно спокойной мещанской жизни вдруг оказались полностью лишены опоры в лице сферы искусства? С боем часов, в феврале 2022 года, пышные кареты превратились в тыквы, прекрасные лакеи в крыс, а блистательные одежды в лохмотья? Все это необходимо тщательно собрать и существующий паноптикум вынести на свалку современности. И здесь особенно важно, чтобы механизмом формирования духовно-нравственных ценностей массовой аудитории явились бы современные средства массовой коммуникации, включая новые медиа, поскольку именно традиционные, фундаментальные ценности играют определяющую роль в функционировании всех сфер общественной деятельности, а также влияют на качество жизни каждого человека.

Изложение основного материала. Актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей имеет принципиальное значение в современной России, не случайно 9 ноября 2022 года издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [12], где традиционные духовно-нравственные ценности определены как нравственные основы, которые формируют мировоззрение граждан России, передаются от поколения к поколению, лежат в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляют гражданское единство и находят свое выражение в духовном, историческом и культурном развитии многонациональных народов России. Пятый пункт указа определяет, что к традиционным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов [12] нашей страны.

Австрийский философ, невролог и психиатр Виктор Франкл (1905-1997) в своей работе «Человек в поисках смысла» определил социальное значение понятия «ценности». Он указал, что концептуальный источник ценности - это смысл, который должен быть важнее самого бытия, и основная функция ценности - задавать темп бытию путем определения смысла. Согласно автору, таким образом возникают новые ценности: «Уникальный смысл сегодня - это универсальная ценность завтра» [14, С. 56].

Задолго до В. Франкла английский педагог и философ Джон Локк (1632-1704) в своем произведении «Опыт о человеческом разумении» [8, С. 84] проанализировал доминирующие аспекты во взаимодействии людей и выделил три вида законов, которые регулируют эти отношения: божественные, гражданские и законы общественного мнения, при этом подчеркнув, что поведение, соответствующее добродетели, должно получать одобрение от общества, в то время как пороки должны осуждаться. Более того, Локк утверждал, что если в социальном сообществе понимание добродетельного соответствует моральному долгу, а понимание порочного - греху, то законы общественного мнения, или репутации личности в социуме соответствуют божественным законам.

Необходимо отметить, что в процессе социализации личности и воспитании молодого поколения, которое является большой аудиторной составляющей СМИ, особенно новых медиа, - средства массовой информации и коммуникации играют важнейшую роль. Они прямо или косвенно участвуют в формировании мнений, оценок, суждений и влияют на трудовую, общественно-политическую активность, участие в общественной жизни,

организацию досуга людей, а также вносят вклад в создание панорамы духовных и нравственных ценностей современного общества.

Массовая коммуникация имеет консолидирующую роль, которая заключается в формировании единства и согласия людей в масштабах всего человечества. Различные новые средства и формы массовой коммуникации позволяют создать информационное единство всей человеческой цивилизации и сделать многие информационные ресурсы доступными для каждого человека. Создание множества новых информационных ресурсов позволяет каждому локальному сообществу вместить в себя всё человечество и впитывать все пространства и времена мира.

Одной из первоочередных задач ценностей является координация деятельности общества и его членов, так как их сущность может привести к либо процветанию, либо деградации общества. Поэтому важно установить неоспоримость базовых и традиционных ценностей. Нематериальные ценности, которые влияют на духовное развитие личности в обществе, являются наиболее значимыми. Человек руководствуется ценностными ориентирами при постановке жизненных целей и идеалов, они определяют мотивы его поступков, активность и направленность действий, обеспечивают нравственную устойчивость и адаптацию к изменениям в обществе. Система ценностей культуры иерархична: высшие духовные ценности находятся в основе, затем социальные и материальные.

Важно отметить, что кризис ценностной системы привел к возникновению ряда проблем, которые имеют глобальный масштаб, и которые человек не может решить, так как он не осознал и не принял ценности, обеспечивающие нравственную устойчивость личности и регулирование его поведения в контексте творчества.

Последнее время в массовой культуре различных стран, в том числе и нашей, смещался акцент на потребление культуры, а не на ее производство, то есть на удовлетворение инстинктивных потребностей человека в жесткой ритмике, в острых ощущениях, в пресыщении и т.д. Это привело к деформации ценностных ориентаций в обществе, к обесцениванию высоких достижений духа, к предпочтению чисто внешних эффектов, к нивелировке сознания и утрате личностной культуры. «Сегодня очевидно, что один из либеральных проектов - европейский мультикультурализм практически потерпел крах» [3, С. 21]. Можно сказать, что современная массовая культура - это выпадение из культуры [10]. И если европейское общество и культура пребывали в воспевании культуры потребления, эгоцентризма и мещанства многие десятилетия, и дальнейшее развитие этих тенденций для них кажется естественным процессом, то преобладание данных особенностей в нашей культуре вызывает недоумение.

Некогда прекрасное, неповторимое отечественное искусство: театр, кино, музыка, -за последние тридцать лет стало бездарным, пошлым, омерзительным маскарадом бесталанных, пустых лицедеев. Зритель, слушатель, приходя в театр, в кинотеатр или слушая музыку, совсем недавно видел в главных героях отражение лучших сторон самого себя, своей сложной жизни простого, среднестатистического человека: художника, учителя, врача, строителя, продавца, солдата, студента, а иногда и мечтателя-волшебника. Но всегда это были живые, настоящие люди, чьи проблемы важны и интересны, а значит, интересен и сам простой человек. На данный момент в российском псевдоискусстве простому человеку уже давно нет места. Герои нашего времени - это бандиты, олигархи, бизнесмены и топ-менеджеры, живущие в пентхаусах с панорамным остеклением и т.д. События спектакля, фильма или музыкального «произведения» обычно вращаются вокруг неограниченного потребления и отношений с проститутками, моделями, бизнес-вумен или «золушками». Земные люди мелькают в данных «произведениях» только в качестве массовки, в основном, как что-то презренное и не достойное внимания. Говорить о полной духовно-нравственной пустоте подобных произведений также бессмысленно, как и об актерском, режиссерском или вокальном мастерстве исполнителей. Большую популярность получили и бесконечные низкопробные комедийные передачи и фильмы. Они выставляют напоказ сокровенные, интимные моменты жизни, восхваляют самые низменные качества человека и, напротив, высмеивают нравственность и духовность, нашу историю, символы государства, духовные ценности нашего общества.

В конечном итоге, мы спокойно приходим к осознанию того, что в нашем обществе не существует ничего сакрального, глумиться можно над всем и вся! Сопротивление подобного рода тенденциям воспринимается как отсталость, невежественность и анахронизм. «Народ, высмеивающий свое духовное прошлое, не берегущий свои корни, не думающий о своем национальном и духовном будущем, слаб, беспомощен и рискует провалиться в пропасть, потерять свою самобытность и право на самоопределение» [4, С. 38-39].

Итак, анализируя особенности развития нашей «культуры» за последние двадцать лет возникает важный культурологический вопрос к уважаемым деятелям искусства и культуры: какова, по их мнению, роль искусства в современном обществе? Каким образом такие качества, как любовь к Родине, способность мыслить, духовно-нравственная развитость, ответственность, современное искусство собирается прививать молодому поколению? Какие плоды принесло насаждение практически во всех видах искусств либеральных ценностей? Результаты либерализации по-российски: уничтожение любви к отечественному, русскому и, как следствие, к утрате национального самосознания и самоуважения; а также нравственное обнищание, развенчание и подмена истинных духовных и нравственных ценностей. Нельзя сказать, что исчезла всякая любовь к Родине - вытравить это естественнейшее человеческое чувство не под силу никакой «общечеловеческой культуре». Но многие, в особенности среди либеральных демократов [6, С. 194], которые не стесняются обособлять себя в привилегированную аристократию мысли и противопоставлять себя «темному, необразованному» народу, - эта так называемая «интеллигенция» многие годы любила свою страну и свой народ о «общечеловеческом» смысле, как место их общежития и сопутствующих этому людей, как место ведения прибыльного бизнеса, а не как русских и Россию в своем самобытном племенном и историческом смысле. Любил каждый по-своему, разрозненным и потому бессильным индивидуальным чувством, либо еще чаще по готовому, европейскому стандартизированному шаблону, а не по соборному, веками, самою жизнью сотворенному и все еще недобитому народному, родному, отечественному складу мыслей, чувств, желаний и упований. Как следствие всего вышеперечисленного, резкое противоречие: крепкая, подчас даже самоотверженная вера в отвлеченный идеал, а рядом - наивное или, извините, элементарное незнание и пренебрежение действительностью; казалось бы, желание блага своему народу и Родине и при этом непонимание, что такое свое, родное, отечественное. Более того часто встречается даже отвращение к нему, подмена своего на чужое с мыслью, что свое дурно и любить-то его не за что [7].

Исходя из данных замечаний, та неоднозначная, но при этом настораживающая ситуация, произошедшая некоторое время назад в стенах журфака МГУ им. М.В. Ломоносова является совершенно закономерным отражением описанной выше культурной и образовательной динамики. Полемика в социально-общественном пространстве и СМИ разгорелась после того, как студент журфака МГУ подвергся травле со стороны сокурсников после появления в университете в футболке с надписью «2» и высказыванием своих патриотичных взглядов. После широкой огласки данного инцидента в СМИ две основные зачинщицы травли были отчислены из университета. Однако в условиях жесткой критики со стороны экс-министра культуры Владимира Мединского дискуссии разгорелись с новой силой.

Первое, что удивляет в данной ситуации, это тот факт, что будущие журналисты не понимают сути своего профессионального долга: относиться с уважением к чужой точке зрения. При этом наиболее вопиющим становится то, что в условиях современности, когда борьба за власть осуществляется на поле информационных войн, почему-то в альма-матер отечественной журналистики открытое высказывание патриотической позиции и демонстрация государственной символики является «недостойным» для журфака МГУ поведением. То есть подобное поведение является оскорбительным для евро-атлантических «ценностей» большого количества студентов МГУ. Анализируя круг наиболее выдающихся студентов одного из крупнейших вузов нашей страны, приходишь к выводам, что описанная ситуация не является случайностью. И заразить юный бунтарских дух молодых, перспективных людей антигосударственными идеями проще простого. Это особенно легко осуществимо, когда в умах юношей и девушек на месте

культурного фундамента уважения к Родине и ее культуре заложены фальшивые, картонные скрепы, меж которых гуляет ветер сомнения и ощущение вездесущего лицемерия. При этом более всего удивляет и вызывает недоумение тот факт, что две девушки были отчислены, а нескольким объявлен выговор с формулировкой: «Нарушение устава МГУ, нарушение внутреннего распорядка, согласно которому студенты должны быть дисциплинированными, вести себя достойно, оправдывая высокое звание учащегося Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, находясь как в университете, так и в общественных местах» [11].

Сколько раз не перечитывай данное высказывание, к сожалению, объективной, четкой позиции руководства в данном тексте усмотреть не удается. Охарактеризовать данное высказывание можно цитатой из фильма «День выборов 2»: «У казаков позиция принципиальная: мы за тех, кто победит!» К сожалению, с такой позицией в сфере образования в ведущих вузах страны вопрос о духовно-нравственном воспитании, формировании любви и уважения к Родине (России) повисает в воздухе. Авторам трудно представить, что в США, Великобритании или Китае демонстрация патриотизма гражданами по отношению к этим странам могла бы привести к подобного рода ожесточенным конфликтам. Так что же в нашем обществе и системе не так? Кто виноват и что делать?

Надо заметить, что все древнерусское искусство и культура формировалось и создавалось в условиях перманентных войн и кровопролитий. В ответ на такие реалии древнерусские иконописцы с поразительной силой воплотили в образах и красках то, что наполняло их душу - видение иной жизненной правды, иного жизненного смысла и надежды. Художники отразили в своих произведениях одновременно высшую точку аскетизма и самоотречения, с одной стороны, и несравненную радость, возвещенную миру [5], с другой стороны. Усиление русского самосознания, всплеск литературной мысли, появление в России одного из великолепнейших стилей в искусстве - стиль русского ампира, появившегося под влиянием войны с Наполеоном; небывалый всплеск русской мысли и появление целой плеяды разновекторных направлений российского искусства авангарда, воссиявших на заре советской власти; огромным творческим импульсом для развития русской культуры и самосознания послужили трагические потрясения второй мировой войны...

Стали ли такие культурные и общественные трансформации итогом глобальных сдвигов в сознании российского общества вследствие шока, являлось ли это, во многом, итогом определенной политической воли или данные изменения являлись проявлением Воли Божьей? Возможно ли исключить, что страдания и трагедии обрушиваются на общество в моменты, когда надвинувшаяся на умы и государство тьма становится настолько кромешной, что развеять ее может только огромная буря? Оглядываясь на то культурное и духовно-моральное обнищание, которое накрыло нашу страну в последние тридцать лет, вспоминая, во что превратилась наша, так называемая, культурная, политическая, педагогическая, социальная элита, выросшая сама и вырастившая своих детей в Оксфордах, хочется задать ряд животрепещущих вопросов.

Выстояв в Специальной Военной Операции и в экономической войне, в тех областях, куда все эти годы вливались многочисленные силы и средства, сможем ли мы выстоять в войне за национальное самосознание, за культурное и духовное развитие? Сможем ли мы вырастить поколения детей, искренне любящих свою Родину, знающих свою историю, гордящихся своей культурой, искусством, литературой, имеющих адекватную социальную позицию? Ценностными ориентирами и предпочтениями в данных сферах многие годы являлись, в основном, либерализм, продажность, кумовство, высмеивание всех и вся, растление и сонм бездарностей и посредственностей. Так, где же мы найдем тех добрых пастырей, тех сеятелей, которые выйдут сеять не тернии и волчцы, а семена Любви, Добра, Правды, Свободы и Веры в души российского общества, российских детей?!

На формирование духовно развитой личности, по мнению выдающегося российского культуролога А.Я. Флиера, оказывают влияние несколько процессов. «Во-первых, это процесс социализации и инкультурации человека, то есть его становление как члена общества» [13] и развитие его индивидуальности. В юном возрасте этим процессам, во многом, способствуют мультфильмы, спектакли, выставки, секции для детей и

юношества во многих музеях России. И если в музеях и театрах все еще работают неравнодушные, искренне любящие свое дело люди, вкладывающие душу в работу с детьми, то в сфере мультипликации дела обстоят просто трагично. Современные мультфильмы, в лучшем случае, являются грубой, низкокачественной калькой с западных блокбастеров. А зачем смотреть плохие копии, если можно с детства погрузить мозг и душу в мир западных ценностей и образов, а желудок в быструю еду из «Вкусно-и точка»? На данном этапе необходимо отринуть засевших у «госкормушки» создателей бесталанных, пустых и насквозь фальшивых, откровенно вредных для детей фаст-мультов. Вернуться к школе и наследию наших советских мультипликаторов и театральных постановщиков. Вникнуть, почему именно положительным эмоциям, оптимистическим установкам и ценностям Добра, Истины и Красоты уделялось так много внимания. Избавиться от шаблонного восприятия, что наше прошлое искусство устаревшее и ненужное. Наше прошлое - это не бремя, не чемодан без ручки, это Дар, неисчерпаемый кладезь смыслов и образов, целей и средств! Переосмыслить, трансформировать наше наследие и дать дорогу по-настоящему талантливым и любящим детей и свое дело людям!

Во-вторых, развитие нравственных основ личности, гуманности, умения сострадать. И «самыми влиятельными учителями являются церковь и искусство, создающие нравственные образцы примерами из Священного» [13] Писания и иконописью, которая является богословием в красках. Очень хочется надеяться, что движение нашего общественного сознания в сторону Веры, в сторону понимания и принятия основ христианских, морально-нравственных и этических ценностей будет проходить темпами достаточно быстрыми, необходимыми для возрождения единства и целостности нации. По мнению А.Я. Флиера, религия опирается на этическое учение о началах добра и зла, является учением о природе и генезисе Бытия, а также о социальных нормах поведения человека, основанных на Божественных заповедях, выраженных в той или иной форме самого религиозного учения. Основными вопросами религии являются отношения человека с Богом, к феномену смерти, к вопросам греха, наказания и возможности искупления, к проблемам духовного и нравственного существования [7] и т.д.

В-третьих же, это развитие творческих способностей, заложенных в человеке. Если человек постоянно занят любимым делом, на злодейства не остается времени. «Гений и злодейство - две вещи несовместные», - замечал A.C. Пушкин в великих «Маленьких трагедиях», размышляя о сущности гения и таланта, Моцарта и Сальери.

В-четвертых, это гуманитарная образованность. Трудно назвать человека культурно и духовно развитым, если он плохо владеет родным языком, не читает, не интересуется отечественным изобразительным искусством, театром, кинематографом, не знает истории собственной страны, плохо осведомлен в вопросах религии. На наш взгляд, для решения этой проблемы необходима постепенная трансформация сферы образования, уход от тестовой системы, от губительных особенностей Болонской системы, возврат к своеобразию отечественного образования, устоявшегося, извините, за века, расширение перечня и объема фундаментальных дисциплин для становления и развития мыслящей личности.

Наше молодое поколение, выросшее в ситуации относительного спокойствия, достатка и при этом огромного количества обрывочной, зачастую лживой информации, «либерального» плюрализма мнений, вседозволенности и гласности, сейчас находится в состоянии наибольшей растерянности и смятения. Именно молодому поколению здесь и сейчас нужны ответы на множество вопросов. Сейчас выдвинуть для них новых героев, показать в талантливо созданных зрительных образах новые смыслы и символы нам видится экзистенциально необходимым и значимым! Лицемерие и лицедейство могут иметь непоправимые, трагические последствия!

Очевидно, что необходимы срочные и существенные структурно-тематические изменения в функционировании традиционных отечественных средств массовой информации. Хотелось бы «отметить положительную тенденцию в решении поставленной задачи некоторыми СМИ, в частности первым специализированный патриотическим телеканалом «ЗВЕЗДА», который был создан в 2005 году по инициативе Правительства Российской Федерации и поддержке Министерства обороны Российской Федерации. Контент вещания телеканала несет не только идеологическую, но и

социальную нагрузку и направлен на необходимость стабилизации общества, потребность аудитории в позитивной информации, популяризация национального, исторического, культурного наследия страны, развитие патриотических чувств у молодого поколения составили основу вещательного контента телеканала» [9, С. 4].

В современных условиях, когда Интернет является определенным ресурсом для получения дополнительного профессионального образования, представляется перспективным и анализ успешных онлайн проектов. Ныне существует множество онлайн-курсов, вебинаров, видеоуроков и других ресурсов, которые могут помочь расширить свои знания и навыки в различных областях. Некоторые из популярных платформ для онлайн-обучения включают в себя Skillbox, Яндекс Практикум, Нетология, Skypro и Среда Обучения. На этих платформах можно найти курсы по различным темам, таким как программирование, SMM-специалист, маркетинг, бренд-менеджер, финансы, дизайн и многое другое. Например, Гульшат Афлетунова, ведущий курса «Инженер по тестированию» на образовательной платформе Skypro [1], предлагает пройти за 12 месяцев курс, где существует интерактивная система общения наставника со студентом и проработка полученного материала на практике, а также помощь в поиске работы по новой профессии. Данные образовательные программы позволяют получить новые знания от квалифицированных специалистов, которые разработали авторские методики и являются профессионалами в данной области.

Приобщение массовой аудитории к культуре может иметь множество причин и преимуществ. Во-первых, культура может стать источником вдохновения, красоты и эстетического удовлетворения, что может повысить общее качество жизни. Во-вторых, культурные мероприятия могут быть местом общения и знакомства с новыми людьми, что способствует расширению социальной сети и повышению самооценки. В-третьих, приобщение к культуре может повысить уровень образования и расширить кругозор, что может быть полезно в профессиональной и личной жизни. Кроме того, культура является важным элементом национальной и мировой идентичности, что помогает сохранить и продолжить традиции и ценности, передаваемые из поколения в поколение. Одним из направлений приобщения аудитории к культуре посредством интернет-СМИ является возможность совершать экскурсии в музеи, картинные галереи разных стран. Например, весной 2020 года, в период пандемии, появился канал [2] о современной академической музыке «Unanswered question», где его автор Елизавета Гершунская рассказывает о главных событиях московской музыкальной жизни, объясняет сложные специальные термины, оперирует при этом цитатами и интересными фактами о музыке. Таким образом, посредством успешных онлайн проектов реципиент получает профессиональные компетенции, приобщается к классическим знаниям в области искусства, феноменам культурного наследия человечества, что способствует формированию у аудитории гуманистических ценностных ориентиров.

На наш взгляд, сейчас, как никогда, опасно засовывать голову в песок, делая вид, что ошибки, недоработки в сфере масс-медиа, культуре и образовании - это мелочи и случайность. Необходимо посмотреть правде в глаза и признать ошибки, осознать, что последствия этих ошибок могут иметь шокирующие, трудно исправимые последствия! Сейчас, как никогда, необходимо найти и помочь пробиться в культуру и образование выдающимся, пускай, порой неудобным, но ярким, талантливым, любящим свою страну личностям! Ведь, как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «только личность может действовать на развитие и определение личности». Перестать «заваливать» деятелей культуры и образования бессмысленной бумажной работой и отчетами, компетенциями и индикаторами! Позволить людям заниматься своими прямыми обязанностями - формировать гражданское общество! При этом перестать играть в демократию и гласность и ввести, наконец, цензурные ограничения и художественный надзор. Надзор не над яркими идеями и конструктивной критикой! Но надзор над пошлостью, откровенной глупостью, бездарностью, тенденциями духовно-нравственной деградации и разложения!

Выводы. В современных условиях приобретают всё большую популярность новые медиа, которые активно воздействуют на систему ценностей массовой аудитории. При активном участии интернет-СМИ в бесконечном восхвалении ценностей потребительского общества, такие как карьера, индивидуализм и материальное

благополучие, какими-то малозначимыми представляются традиционные ценности, такие как любовь к Родине, созидательный труд, коллективизм, традиционная семья, что может привести к деградации общества в целом и личности, в частности. Поэтому важно разрабатывать методы внедрения фундаментальных духовно-нравственных ценностей в сознание массовой аудитории, а также искать способы защиты от манипуляции сознанием с целью сохранения общероссийской гражданской идентичности. Хочется верить, что исправить ошибки в области государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей еще возможно.

Список литературы:

1. Афлетунова, Г. Инженер по тестированию «Skypro»: Онлайн лекция / Г. Афлетунова. - URL: https://sky.pro/courses/programming/qa-engineer (дата обращения: 18.08.2023).

2. Гершунская, Е. Unanswered question / Е. Гершунская. - URL: https://t.me/unansweredquestion (датаобращения: 24.09.2023).

3. Головин, Ю.А. Глобализм как новая религия XXI века / Ю.А. Головин, О.Е. Коханая // Русский универсум в условиях глобализации: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26-28 октября 2016 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир».

- Саров: Интерконтакт, 2016.-С. 14-22

4. Коханая, О.В. Феномен древнерусской иконописи в структуре национального самосознания / О.В. Коханая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. -№ 2 (76). - С. 36-43

5. Коханая, О.В. Русская иконопись как уникальное культурное явление / О.В. Коханая // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №4. - С. 90-94

6. Коханая, О.В. Иконопись как содержательная составляющая духовности человека / О.В. Коханая // Глобализация и русский мир: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26-28 октября 2016 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». - Саров: Интерконтакт, 2016. - С. 192-196

7. Коханая, О.В. Диалектика сакрального и профанного в иконописной культуре России: дис... канд. культур. 24.00.01. - Теория и история культуры / О.В. Коханая. - М.: МГИК, 2019,- 195 с.

8. Локк, Д. Опыт о человеческом разумении / Д. Локк. - М.: Азбука, 2022. - 864 с.

9. Матвеева, И.П. Роль современного телевидения в формировании морально-нравственных ориентиров российского общества / И.П. Матвеева // Мировые цивилизации. - 2016. - Т. 1. - № 3. - URL: https://wcj.world.ru/PDF/03MZ316.pdf (доступ свободный). - (датаобращения: 24.09.2023).

10. Полищук, В.И. Культурология / В.И. Полищук. - М.: Гардарики, 1990. - 446 с.

11. Попов, В. Ответьте по существу / В. Попов // Литературная газета. - № 44 (6858).

- 2 ноября 2022. - URL: https://lgz.ru/article/-44-6858-02-ll-2022 (дата обращения: 19.09.2023).

12. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2 (дата обращения: 15.09.2023).

13. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. - М.: Научная ассоциация исследователей культуры, 2015. - 850 с.

14. Франкл, В.Э. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. / В.Э. Франкл; Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.