Научная статья на тему 'НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ВАЖНА ЛИ ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ВАЖНА ЛИ ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

В ситуации информационно-гибридной войны и отстаивании духовно-ценностных координат нашего Отечества восстановление системы воспитания и гуманитарного образования в средней и высшей школе представляется крайне актуальным как элемент национальной безопасности российского общества. Первоочередной задачей для преподавателей университета, где готовят будущих журналистов, является становление личности профессионала, которое опирается на несомненные константы, такие как написание журналистского текста, углубленное филологическое образование, ценностно-мировоззренческое формирование личности обучающегося, яркое личностное начало преподавателей. Сегодня необходимо восстановление отечественной системы образования, включающего такую необходимую составляющую, как воспитание. Передача и формирование ценностей патриотизма и гражданственности, правдивость и этичность, профессионализм и талант - все эти качества необходимы журналисту, так как именно средства массовой информации в значительной степени формируют общественное сознание и определяют настрой в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич, Коханая Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW REALITY: WHETHER THE PERSONALITY OF THE TEACHER IS IMPORTANT IN THE PROCESS OF JOURNALISM EDUCATION

In the situation of information-hybrid war and the defense of the spiritual and value coordinates of our Fatherland, the restoration of the system of upbringing and humanitarian education in secondary and high school seems extremely relevant as an element of the national security of Russian society. The primary task for teachers at universities, where future journalists are trained, is the personality development of a professional, which is based on undoubted constants, such as writing a journalistic text, in-depth philological education, value-worldview formation of the student's personality, a bright personal element of teachers. Today, it is necessary to restore the domestic education system, which includes such a necessary component as upbringing. The transfer and formation of the values of patriotism and citizenship, truthfulness and ethics, professionalism and talent - all these qualities are necessary for a journalist, since it is the mass media that shape public opinion and determine attitudes in the society to a large extent.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ВАЖНА ЛИ ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

DOI: 10.17805^ри.2022.3.3

Новая реальность: важна ли личность преподавателя в процессе журналистского образования

Ю. А. Головин Московский гуманитарный университет,

О. Е. Коханая Московский гуманитарный университет

В ситуации информационно-гибридной войны и отстаивании духовно-ценностных координат нашего Отечества восстановление системы воспитания и гуманитарного образования в средней и высшей школе представляется крайне актуальным как элемент национальной безопасности российского общества. Первоочередной задачей для преподавателей университета, где готовят будущих журналистов, является становление личности профессионала, которое опирается на несомненные константы, такие как написание журналистского текста, углубленное филологическое образование, ценностно-мировоззренческое формирование личности обучающегося, яркое личностное начало преподавателей. Сегодня необходимо восстановление отечественной системы образования, включающего такую необходимую составляющую, как воспитание. Передача и формирование ценностей патриотизма и гражданственности, правдивость и этичность, профессионализм и талант — все эти качества необходимы журналисту, так как именно средства массовой информации в значительной степени формируют общественное сознание и определяют настрой в обществе.

Ключевые слова: журналистская практика; личность; воспитание; ценности; Болон-ская система

ВВЕДЕНИЕ

Более двух лет так или иначе мировое сообщество находится в состоянии реальной турбулентности, при этом образовательное сообщество уже третий учебный год заканчивает, вынужденно работая в смешанном формате: очно-дистанционно. С учебными занятиями все понятно — живем по приказу, но как быть с ежегодной журналистской практикой всех курсов? Надо отметить, что кафедра журналистики Московского гуманитарного университета (МосГУ), в отличие от многих учебных подразделений, достаточно легко дрейфовала в это время в бурных водах современности, обучая и пытаясь по традиции воспитывать студентов, прежде всего опираясь на тезис «нет личности — нет журналиста».

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ В полном и законченном виде эта формула была выражена в программном интервью одного из авторов данной статьи в ходе масштабного проекта СПбГУ «Научно-педагогические школы журналистики в России», который был посвящен 75-летию журналистского образования в Санкт-Петербургском университете и 30-летию кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций. Эта формула состоит в том, что сформировать будущего журналиста, который способен написать оригинальный текст, не только констатируя факты, но и анализируя, рефлексируя, пытаясь иметь собственное видение картины мира современности, может только преподаватель, являющийся незаурядной личностью. В сфере журналистского образования наша кафедра опирается на опыт научно-педагогических школ МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, РГГУ, заложивших основные подхо-

ды к фундаментальному, практико-ориентированному, творческому процессу подготовки российских журналистов, на учебные и научные труды Я. Н. Засурско-го, С. Г. Корконосенко, А. А. Тертычного, В. В. Тулупова, М. В. Шкондина и др. — незаурядных, самобытных исследователей-практиков. Кадровый потенциал кафедры журналистики МосГУ — 5 докторов, 10 кандидатов наук и действующие журналисты-практики — позволяет осуществлять активную научную, учебно-методическую деятельность, организовывать производственную практику в Союзе журналистов России, ИТАР-ТАСС, редакциях ведущих газет и журналов, на радио, практически на всех федеральных телеканалах, интернет-изданиях, т. е. наш потенциал — многие десятки баз практики Москвы.

Кроме того, на протяжении всего срока обучения студенты кафедры журналистики являются членами созданных на кафедре редакций учебных СМИ: общеуниверситетской газеты «Проба пера», литературно-художественного и научно-просветительского альманаха «Зеркало», четырех интернет-изданий «Новости пяти морей», «Без шума», «Гражданин Медведь», «Черный куб». Существуют и электронные версии газеты «Пробы пера» и альманаха «Зеркало». На платформе Ян-декс-Дзен создан в начале пандемии «Студенческий публицистический новостной канал "Клавда"», где расположены статьи, видеопроекты, например проект первого курса данного учебного года «Битва за Москву» в рамках Форума молодых экспертов «Человек на войне: страницы истории Великой Отечественной».

Главный редактор газеты «Проба пера», альманаха «Зеркало», канала «Клав-да» — профессор кафедры А. А. Бобров, известный публицист, литератор, секретарь Союза писателей России; главный редактор четырех интернет-изданий — доцент кафедры А. Ю. Гарбузняк, выпускница МГУ. К счастью, на кафедре есть такие творческие личности, в прямом смысле энтузиасты, при огромной занятости не жалеющие личного времени и сил; руководство университета поддерживает эти смелые творческие начинания.

ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ЖУРНАЛИСТА: ОТ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ — К СОДЕРЖАНИЮ

Но надо отметить, что журналистское образование в высшей школе, которое то уходило в дистанционный режим, то возвращалось в офлайн, лихорадило — равно как и среднюю школу. Когда сейчас мне первокурсники смело заявили, что два года они, обучаясь в школе, проспали у включенного компьютера, второй курс коллективно возразил: они спали только 11-й класс, на первом курсе не пропускали занятий, активнейшим образом участвовали, потому что было интересно! «Учение с увлечением» наш университет, в частности, кафедра журналистики, казалось бы, сумели организовать, несмотря на бездну «черного квадрата» монитора, куда подчас уходила вся энергия преподавателя. Зато сколько, казалось бы, искреннего счастья было в глазах студентов при встрече с наставниками в аудитории!

Написание журналистского текста, углубленное филологическое образование, ценностно-мировоззренческое формирование личности обучающегося, яркое личностное начало преподавателей — константы, на которых строится научно-образовательный процесс школы журналистики Московского гуманитарного университета. Все это так! Но вот возникли сомнения...

Сегодня и учителя школы, и преподаватели вуза говорят о том, что Болонская система направлена на технологизацию процесса образования, с трудом позволя-

ющую осуществлять воспитательный процесс, на стандартизацию и унификацию студентов и школьников, а главное — на плюрализацию их ценностей. Очевидно, что выбор детьми и подростками делается в сторону того, что интересно, легко, занимательно. Если что-либо требует усидчивости, специальной подготовки, длительного времени — от этого лучше отказаться. Такой выбор, стоящий перед обучающимся, позволяет ему все время избирать путь легкий и приятный. Именно поэтому свое образование, имеющее достаточно пробелов и просто недостаточное, они воспринимают как образцовое, а свое незнание даже не имеют возможности оценить. В обществе, «опрокинутом в несуществующий мир компьютерных игр и развлечений» (Виноградский, 2012: 466), очень сложно объяснить, что реальность подчас сильно отличается от того ее образа, который воспитан СМИ. Все это свидетельствует о необходимости восстановления системы воспитания в традиционном ее виде — естественно, с поправкой на изменившуюся социально-технологическую реальность (Головин, Коханая, 2016).

В новой геополитической ситуации российский народ совсем по-новому взглянул на те ценности, что всегда объединяли россиян, вне зависимости от их этнического происхождения или конфессиональной принадлежности. «Потребительские ценности и открывшиеся личные возможности не покрывают дружественности, справедливости, защищенности» (Фролова, 2013: 139). Реформы 1990-х гг. стали травмой для большинства россиян, поставив под сомнение то, что всегда было образцом и предметом для гордости. Что взамен? — Такие «культурные символы» России 1990-х гг., как «русский крест», «великая криминальная революция», ЕГЭ, Болонская система.

Унифицирующая выпускника школы система ЕГЭ введена в России повсеместно, и итоги повергают в шок. В МосГУ на журналистику поступают студенты как из Москвы и Московской области, так и из разных, самых отдаленных уголков России, из стран бывшего СССР. С целью повышения эффективности учебного процесса в ходе лекционных и практических занятий в университете используются интерактивные технологии, что позволяет нам как преподавателям ежегодно выявлять уровень «остаточных знаний» бывших школьников, ныне первокурсников. Хотя преподаватели высшей школы за последние два десятилетия уже привыкли к стремительному снижению уровня общей культуры и образованности выпускников школ, но чтобы никто в аудитории не смог ответить на проходной вопрос преподавателя: «В ХХ веке в России... после Октябрьской революции, которая произошла в каком году?..» На второй вопрос: «Назовите вообще какие-нибудь, на ваш взгляд, важные, яркие события в истории России ХХ века» — ни одного ответа не последовало. После ознакомления с выполненным домашним заданием: подготовить краткие сообщения по теме «Десять самых важных событий в истории России ХХ века», используя при этом школьные учебники, нам стали известны, например, такие важнейшие исторические вехи России: 1905 г. — поражение России в Русско-японской войне; 1917 г. — Февральская революция; 1920 г. — Советско-польская война; 1921 г. — Рижский мирный договор с Польшей, поражение России в Советско-польской войне; 8 мая 1945 г. — победа России в Великой Отечественной войне; 1991 г. — ликвидация СССР (как вариант — роспуск СССР) и создание Содружества Независимых Государств. При этом величайшая трагедия крушения империи представлена как рождение чего-то нового, светлого, доселе не существовавшего: «черное», читай — «белое». При этом никто не

выделил такие два события, как 7 ноября 1917 г. (в любой интерпретации), или отречение императора Николая II от престола (т. е. конец 300-летнего правления династии Романовых): разлома эпох в сознании вчерашних школьников просто нет. Об этом, видимо, учителя школ и учебники умалчивают. Почему? «Недооценивать мифотворчество и мифологию о нашем Прошлом, Настоящем и Будущем нельзя. Миф — это оружие, такое же, как автомат или пулемет. <...> Взятые в совокупности, мифы измельчают сознание людей, чтобы управлять их поведением» (Ильинский, 2015: 15). А здесь совершенно очевидно: учителями школ воспитано поколение «пораженцев»: получается, исторически Россия везде проигрывает. Куда исчезли учителя школ — подвижники, патриоты, которыми всегда отличалась средняя школа в нашей стране?

Точно такие же прорехи обнаруживаются в знании студентами-первокурсниками русского языка и литературы (Смеюха, 2015: 103). «Навскидку студенты первого курса на занятии не могут вспомнить ни одной пословицы, не знают ни русских народных песен, ни их слов, не могут прочитать ни одной стихотворной строфы наизусть, уже не могут продолжить за преподавателем стихотворные строчки Александра Пушкина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Александра Блока и т. д.» (Коханая, 2017: 530-531). Очевидно, не так плоха была советская система образования, которую многие критикуют последние 35 лет, если все эти минимальные знания один из авторов данной статьи почерпнула именно из обычной средней школы и помнит уже более 40 лет. А главное — помнит горячие глаза своих учителей литературы, истории, математики и т. д., увлеченно преподносящих обширные знания по своему предмету.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Где же теперь та господствующая система воспитания и образования, дававшая идеологические и ценностные ориентиры?.. Ее срочно необходимо восстановить вкупе с идеологической платформой нашей страны, что критически важно в ситуации информационно-гибридной войны и отстаивания духовно-ценностных координат нашего Отечества. Безусловно, этому будет способствовать то, что страна наконец распрощалась раз и навсегда с Болонской системой, реально воспитавшей поколения молодых людей, равнодушных к судьбам страны. Причем именно система, пришедшая к нам из Европы и изначально предназначенная для детей с недостатками умственного развития, воспитала! Преподавателям было некогда: они сутками напролет как минимум два десятилетия писали и переписывали далекие от реальной жизни и процесса обучения циркуляры и методички, стыдливо отводя глаза от некогда ими горячо любимых школьников, студентов: нет сил и времени вглядываться в их глаза и души, бессмысленная работа опустошает, энергетически выхолащивает. А свято место, как известно, пусто не бывает!

Будем надеяться, что ситуация пока не перешла точку невозврата для новых, уже рожденных в России поколений, которые начиная с детского сада находились под влиянием глубоко ошибочного тезиса, что малыш — сам себе эксперт и все знает лучше родителей, так как он быстрее осваивает новые технологии. Тогда какой они ему авторитет? Какая уж тут связь поколений!

Из средней общеобразовательной школы в вуз пришел абитуриент-2021 (после двух лет в ЗУМе) с полной уверенностью «незнайки», что он знает все! Его раздра-

жают вопросы экзаменатора, комментарии экзаменатора: «А у меня свое мнение! Я не знаю ни одного художника, ни одной картины, мне это не интересно и не нужно! Ой, знаю: "Мишки в лесу" Шишкина.» Жесткое мнение недоучки, не основанное ни на чем: все годы его натаскивали на ОГЭ, ЕГЭ, теперь еще он два года проспал около экрана монитора под ласковые речи преподавателя. В этом мне сознались сами первокурсники 2021 г. поступления. А что дальше? Как нравственно воспитуемый объект для преподавателя высшей школы, на мой взгляд, они уже упущены. Но невежество всегда воинственно!

А тут новые изменения Министерства образования РФ: не будет традиционного лицензирования, а самое страшное для любого вуза теперь — жалоба студента! Студенты, «воспитанцы» Болонской системы, мгновенно за это ухватились и яростно стали «писать». Благо теперь все порталы открыты: напиши грязную анонимку, без какой-либо конкретики: и пусть педагога «кошмарят»! Он, чудак, хотел «нести доброе, вечное», позволил себе сделать замечание студенту, объяснить, что его поведение нарушает принципы социокультурной коммуникации (Макарова, 2020: 32-43), делового общения, профессионального такта. Получай! О какой роли личности преподавателя в воспитании профессионала, о каких гуманитарных ориентирах журналистского образования может в данной ситуации идти речь?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первые дни специальной операции на Украине, объявленной Президентом России В. В. Путиным 24 февраля 2022 г. в 5.30 утра, была кем-то очень умным высказана простая по своей гениальности мысль: «Болонской системой мы воспитывали предателей!». Абсолютно согласны! Не может быть образования без воспитания, без формирования системы ценностей и приоритетов, без уважения к собственной истории и именам героев.

Летом завершается производственная практика. Молодому журналисту, пришедшему на практику в редакцию, на телеканал, важно понять свою роль и место в общем процессе производства СМИ. И как же наших студентов посылать теперь на практику? У них же нет авторитетов и в редакциях, и на телеканалах, кроме Юрия Дудя, Ксении Собчак, «Дождя» и «Эха Москвы»?

Пришло время не только говорить, но и кричать о личности преподавателя как императивной ценности в процессе образования. Только преподаватель сможет сегодня исправить то, что уже сделано ранее — в рамках Болонской системы, плюрализма образовательных программ, многообразия учебников, интерпретирующих подчас произвольно и историю, и научные достижения, и великую культуру России.

Сегодня такая постановка вопроса — не просто пожелание, это императив развития нашей страны, напрямую влияющий на ее будущее и национальную безопасность.

список литературы

Виноградский, В. С. (2012) Вернуться к базисным ценностям профессии // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации : сборник материалов Международной научно-практической конференции (Москва, 6-8 февраля 2012 г.) / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. С. 465-466.

Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2016) Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 5. №2. С. 314-323.

Ильинский, И. М. (2015) Великая Отечественная: Правда против мифов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Коханая, О. Е. (2017) Воспитательный потенциал журналистского образования // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: XIV Международная научная конференция, МосГУ, 14-16 декабря 2017 г. : доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 622 с. С. 527-534.

Макарова, Н. Я. (2020) Коммуникативная компетентность автора медиатекста // Арасла-нова С. А., Афанасьева О. М., Басовская Е. Н., Каневская Я. Е. и др. Редактирование медиатекста. М. : ООО «Флинта». 152 с. С. 32-43.

Смеюха, В. В. (2015) Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа // Высшее образование для XXI века: XII Международная научная конференция. г. Москва, 3-5 декабря 2015 г. Круглый стол «Современные тенденции медиаобразования» / отв. ред. О. Е. Коханая. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 113 с. С. 101-106.

Фролова, Т. И. (2013) Гуманитарная повестка российской журналистики: необходимость и реальность // Массмедиа и ценностные отношения общества / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : МедиаМир. 316 с. С. 127-144.

Дата поступления: 10.07.2022 г.

new reality: whether the personality of the teacher is important in the process of journalism education Yu. A. Golovin Moscow University for the Humanities,

O. E. Kokhanaya Moscow University for the Humanities

In the situation of information-hybrid war and the defense of the spiritual and value coordinates of our Fatherland, the restoration of the system of upbringing and humanitarian education in secondary and high school seems extremely relevant as an element of the national security of Russian society. The primary task for teachers at universities, where future journalists are trained, is the personality development of a professional, which is based on undoubted constants, such as writing a journalistic text, in-depth philological education, value-worldview formation of the student's personality, a bright personal element of teachers. Today, it is necessary to restore the domestic education system, which includes such a necessary component as upbringing. The transfer and formation of the values of patriotism and citizenship, truthfulness and ethics, professionalism and talent — all these qualities are necessary for a journalist, since it is the mass media that shape public opinion and determine attitudes in the society to a large extent.

Keywords: journalistic practice; personality; upbringing; values; Bologna system

references

Vinogradskii, V. S. (2012) Vernut'sia k bazisnym tsennostiam professii. In: Zhurnalistika v 2011 godu: Tsennosti sovremennogo obshchestva i sredstva massovoi informatsii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moscow, 6-8 February, 2012) / ed. by E. L. Vartanova, Ia. N. Zasurskii. Moscow, Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow State University. Pp. 465-466. (In Russ.).

Golovin, Iu.A., Kokhanaia, O. E. (2016) Kritika liberal'noi ideologii kak kontsepta v paradigme mediaobrazovaniia. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, vol. 5, no. 2, pp. 314-323. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2015) Velikaia Otechestvennaia: Pravda protiv mifov. Moscow, Moscow University for the Humanities. 320 p. (In Russ.).

Kokhanaia, O. E. (2017) Vospitatel'nyi potentsial zhurnalistskogo obrazovaniia. In: Vys-shee obrazovanie dlia XXI veka: problemy vospitaniia: XIV Mezhdunarodnaia nauchnaia kon-ferentsiia, MosGU, 14-16 December, 2017: Doklady i materialy : In 2 parts. Part 2 / ed. by I. M. Il'inskiy, Ch. K. Lamazhaa. Moscow, Moscow University for the Humanities. 622 p. Pp. 527-534. (In Russ.).

Makarova, N. Ia. (2020) Kommunikativnaia kompetentnost' avtora mediateksta. In: Araslano-va S. A., Afanas'eva O. M., Basovskaia E. N., Kanevskaia Ia. E., Makarova N. Ia., Podkina Iu. V., Iakovleva Iu. V. Redaktirovanie mediateksta. Moscow, OOO «FLINTA». 152 p. Pp. 32-43. (In Russ.).

Smeiukha, V. V. (2015) Vozmozhnosti razvitiia obrazovatel'nykh protsessov: ot chteniia knig k obshcheniiu v sotsial'nykh media. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka: XII Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moscow, 3-5 December, 2015. Kruglyi stol «Sovremennye ten-dentsii mediaobrazovaniia» / ed. by O. E. Kokhanaia. Moscow, Moscow University for the Humanities. 113 p. Pp. 101-106. (In Russ.).

Frolova, T. I. (2013) Gumanitarnaia povestka rossiiskoi zhurnalistiki: neobkhodimost' i real'-nost'. In: Massmedia i tsennostnye otnosheniia obshchestva / ed. by G. V. Lazutina. Moscow, MediaMir. 316 p. Pp. 127-144. (In Russ.).

Submission date: 10.07.2022.

Головин Юрий Алексеевич — доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация. г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: yugolovin@mosgu.ru

Коханая Ольга Евгеньевна — доктор культурологии, профессор, заместитель заведующего кафедрой журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: oko-khanaya@-mosgu.ru

Golovin Yuri Alekseevich, Doctor of Cultural Studies, Professor, Head, Department of Journalism, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-91. E-mail: yugolovin@mosgu.ru

Kohanaya Olga Evgenievna, Doctor of Cultural Studies, Professor, Deputy Head, Department of Journalism, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-91. E-mail: okokhanaya@mosgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.