Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ МЕДИАКУЛЬТУРА / СТАНДАРТЫ ЖУРНАЛИСТИКИ / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна, Головин Юрий Алексеевич

Авторы анализируют проблему межэтнической толерантности в современной культуре, рассматривают содержание и функциональную специфику феномена толерантности, процесс реализации принципа толерантности в журналистике и средствах массовой информации в обществе, построенном на либеральных ценностях, идеях глобализации и мультикультурализма, главенстве законов движения финансовых потоков. Исследуют возможности медиа в формировании межэтнической медиакультуры участников коммуникационного пространства. Обращается внимание на то, что журналистика и средства массовой информации формируют межэтническую медиакультуру участников коммуникационного пространства, демонстрируют аудитории модели политического и социального поведения, в том числе определенные стереотипы межэтнической и межкультурной толерантности граждан. Однако принимать во внимание иную точку зрения в толерантном общении не означает безоговорочно принимать ее как способ собственного мышления и поведения. Рассмотрение различных точек зрения в новостной и аналитической журналистике является крайне важным и необходимым условием журналистской деятельности, стандартом объективной журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF INTERETHNIC TOLERANCE AND NATIONAL IDENTITY IN POLYCULTURAL INFORMATION SPACE

The authors analyse the problem of interethnic tolerance in modern culture, consider the content and functional specifics of the phenomenon of tolerance, the process of implementing the principle of tolerance in journalism and media in a society built on liberal values, ideas of globalization and multiculturalism, the rule of laws of financial flows. The possibilities of media are studied in the formation of interethnic media culture of communication space participants. Special attention is paid to the fact that journalism and media form the interethnic media culture of communication space participants, demonstrate models of political and social behaviour to their audience, including particular stereotypes of interethnic and intercultural tolerance of citizens. However, taking into account a different view in a tolerant society does not mean taking it unconditionally as one’s own way of thinking and conduct. Considering different viewpoints in news and analytical journalism is an extremely important and necessary condition of journalist activity, a standard of objective journalism.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

йО!: 10.17805^ри.2022.3.17

Проблемы межэтнической толерантности и национальной идентичности в поликультурном информационном пространстве

О. Е. Коханая

Московский гуманитарный университет,

Ю. А. Головин Московский гуманитарный университет

Авторы анализируют проблему межэтнической толерантности в современной культуре, рассматривают содержание и функциональную специфику феномена толерантности, процесс реализации принципа толерантности в журналистике и средствах массовой информации в обществе, построенном на либеральных ценностях, идеях глобализации и мультикультурализма, главенстве законов движения финансовых потоков. Исследуют возможности медиа в формировании межэтнической медиакультуры участников коммуникационного пространства. Обращается внимание на то, что журналистика и средства массовой информации формируют межэтническую медиакультуру участников коммуникационного пространства, демонстрируют аудитории модели политического и социального поведения, в том числе определенные стереотипы межэтнической и межкультурной толерантности граждан. Однако принимать во внимание иную точку зрения в толерантном общении не означает безоговорочно принимать ее как способ собственного мышления и поведения. Рассмотрение различных точек зрения в новостной и аналитической журналистике является крайне важным и необходимым условием журналистской деятельности, стандартом объективной журналистики.

Ключевые слова: межэтническая медиакультура; стандарты журналистики; медиапро-странство; либеральные ценности; самоопределение.

ВВЕДЕНИЕ

Толерантность означает восприятие и понимание других культур, способов самовыражения и проявлений человеческой индивидуальности. По определению, представленному в «Философском энциклопедическом словаре», «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» (Хазова, Скорогу-даева: Электронный ресурс). Понятие «толерантность» довольно сложно и много-

значно, нас же интересуют такие ее векторы, как расовая, национальная и религиозная толерантность, являющиеся наиболее частыми причинами возникновения социально-политических конфликтов в мире.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Надо сказать, что во многом эта проблема была решена в Советском Союзе, 30-летний юбилей разрушения которого с горечью отметили жители постсоветского пространства в декабре 2021 г. Мы, граждане СССР, воспринимали себя единой общностью — советским народом — и, например, помнится: появление в трудовом коллективе глубинки России представителей других национальностей (чеченец, дагестанец, татарка, башкирка) мы, как правило, встречали с интересом, как экзотику и с уважением и вниманием воспринимали их национальные особенности, обычаи, если в это нас любезно посвящали. Думается, надо вернуться к изучению советского, российского опыта (Коцюбинский, 2001; Солженицын, 1994; Ульянов, 1996), более того, опыта Российской империи (Бобринский, 1911; Грушевский, 2004; Леонтьев, 1912), где реально не было угнетения, тем более геноцида коренного населения (как, например, индейцев в Америке), а была помощь, поддержка в различных областях жизнедеятельности малых народов.

Тем более что по данным письменного опроса Всероссийской переписи населения 2021 г., в современной России проживают ни много ни мало представители более 180 национальностей и этнических групп (Национальный состав ... : Электронный ресурс). И вопрос взаимовыгодного сотрудничества, поддержки и реальной, а не показной толерантности, причем прежде всего русского народа, составляющего 80% населения России, широкую натуру, доброту, открытость, гостеприимство, мягкость и простосердечие которого отмечают представители всех национальностей постсоветского пространства, по-прежнему, как и многие предыдущие столетия, актуален. К сожалению, отечественный опыт межнационального взаимодействия, на наш взгляд, недостаточно учитывается в современных научных исследованиях российских ученых. К примеру, в научной статье исследователя Г. В. Михалевой «Теории и подходы к формированию межэтнической толерантности в англоязычных странах», выполненной при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)» (Михалева, 2019: Электронный ресурс), из 45 научных источников в списке литературы указан только один российский — статья Е. А. Вар-шавера 2015 г., остальные 44 работы — иностранных авторов на английском языке. Мы не говорим сейчас о содержательном наполнении статьи Г. В. Михалевой, мы отмечаем проблему преемственности в отечественной науке по вопросам формирования межэтнической культуры граждан, которые успешно и естественным образом решались в нашей стране на протяжении веков (Малыгина, 2018).

Подтверждением тому является ситуация, когда в Казахстане в январе 2022 г. миротворческие войска ОДКБ (Организация Договора по коллективной безопасности) из пяти стран постсоветского пространства (Армения, Белоруссия, Киргизия, Россия, Таджикистан), ранее республик СССР, в течение двух недель помогли устранить попытку государственного переворота, остановить полную деструкцию и установить порядок в стране. При этом особое внимание надо уделить тому, что

с экранов телевизоров, в различных СМИ, в репортажах журналистов представители разных национальностей Казахстана благодарили «своих братьев», пришедших на помощь в момент фактического разрушения страны. Наша память о едином прошлом никуда не исчезла! Известный публицист, секретарь Союза писателей России, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета А. А. Бобров пишет: «Из истории ХХ в. мы знаем, что когда Россия отказывалась от себя, от своих исторических и духовных корней, она терпела геополитические, идейные и информационные поражения или сокрушительные удары. И напротив — самый страшный и величественный урок нашей Победы над фашизмом показал, что такое возврат к национальным корням, к основам народного характера. И не только русского, кстати: комдив Панфилов говорил командиру Мамыш-Улы, благословляя на Волоколамском направлении: "Иди, казах! Помни, что ты из рода воинов"» (Бобров, 2019: Электронный ресурс). Подвиг героев-панфиловцев будет жить в веках!.. Но и после победы СССР во Второй мировой войне, окончания холодной войны и «роспуска» СССР Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем международные информационные атаки по-прежнему направлены на уничтожение этой кровной связи народов одной шестой части суши, которые с честью и достоинством, неимоверной ценой, миллионами человеческих жизней защищали веками свою землю.

Перед лицом непрекращающейся информационной агрессии извне крайне важным представляется изучение роли СМИ в укреплении государственного единства и упрочении общероссийского гражданского самосознания в контексте публичного медиапространства. «Исследование влияния СМИ на гармонизацию межнациональных отношений необходимо не только для того, чтобы сделать выводы о воздействии массмедиа на общественное сознание российской аудитории в целом, но и чтобы определить, как при помощи СМИ могут быть упрочнены связи между различными этническими и культурными группами в контексте существующей публичной медиасферы» (Шкондин, Смирнова, Гладкова, 2018: Электронный ресурс).

ЖУРНАЛИСТИКА: ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

На современном этапе насущной потребностью в сфере социальной практики является оптимизация творческого потенциала журналистской деятельности с целью информационного обеспечения процессов правдивого информирования российского общества. Для этого необходима структурно-функциональная целостность медиасферы, недостатки функционирования которой сформулированы видными российскими исследователями системы медиа М. В. Шкондиным, О. В. Смирновой, А. А. Гладковой: «Коммуникативные стратегии и технологии ослабляют свои конвентивные, диалоговые возможности в пользу манипулятив-ной деятельности. Контент-стратегии СМИ часто допускают коммерциализацию и политизацию массового информационного процесса» (там же).

Впрочем, подобные явления присутствуют практически повсеместно. Авторы этой статьи еще в начале 2018 г. писали: «...мир, построенный на либеральных ценностях и главенстве законов движения финансовых потоков, т. е. всемерного, безграничного потребления, на идеях мультикультурализма, находится в глубоком, прежде всего духовном, кризисе. Несмотря на некоторые объективные

законы процесса глобализации, человечество ожидает отнюдь не гарантированное благополучие, обещанное ее идеологами, а обязательная нищета под гнетом большого капитала и могущественных транснациональных компаний, новые потрясения в виде переворотов, революций, возможно, война, которая, учитывая сегодняшние технологии и глобальный охват мира, очевидно, станет последней» (Головин, Коханая, 2018: 9). И мы видим, что сегодня человечество втягивается в мировую войну.

При этом на протяжении нескольких столетий в США, Восточной и Центральной Европе не прекращаются этнические конфликты между различными национальными меньшинствами, зачастую сопровождающиеся насилием. В основе этих конфликтов лежит нетерпимость к друг другу. Конечно, огромную роль в регуляции этих социальных конфликтов играют средства массовой информации. От ракурса освещения конфликта журналистами зависит формирование общественного мнения, например героизация лидеров радикально настроенных группировок в средствах массовой информации может привести к резкому увеличению расистских настроений. По этой причине деятельность СМИ находится под пристальным вниманием политических деятелей, определенных этнических групп и закона.

Значимым событием в продвижении идеи толерантности в международном сообществе стала Декларация принципов толерантности, принятая в 1995 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО1. В тексте документа определена концепция толерантности, перечислены пути реализации принципов толерантности на государственном уровне, подчеркнута важность толерантности между отдельными людьми, в семье и в обществе в целом. Воспитание толерантности связано с возможностью более широкого информирования граждан о текущей ситуации с помощью средств массовой информации, при этом толерантность тесно связана с плюрализмом. Постижение истины возможно только тогда, когда личная точка зрения проявляется на фоне точек зрения других людей, которые не игнорируются, а принимаются во внимание.

В данном контексте существует проблема объективного отображения событий журналистами, хотя подчас честному и правдивому освещению конфликтов мешает давление, оказываемое на редакторов, издателей, журналистов субъектами политического влияния. При этом в своей работе журналисты должны придерживаться не только правовых, но и этических норм, закрепленных в международных и национальных этических кодексах, которые в ХХ в. были приняты во многих странах. Существует и проблема профессиональной ответственности: журналисты подчас опасаются вызвать излишнюю тревожность, страх, агрессию социума перед этническими меньшинствами. С целью решения этой проблемы журналистское сообщество выработало ряд принципов для беспристрастного освещения журналистами событий. Эти принципы отражены в профессиональных кодексах журналистов, которые своевременно дополняются на основании новых жизненных реалий. Соблюдение этики освещения новостей, связанных с национальной и расовой принадлежностью, должно стать императивом, внутренней потребностью журналистов.

Практически во всех странах открытые призывы к расовой и этнической дискриминации преследуются и по закону. Законы на уровне государств повторяют нормы, закрепленные в международных стандартах. Совсем недавно нынешний президент Украины В. Зеленский официально, через средства массовой информа-

ции предлагал русским (по национальности или по мироощущению) уехать в Россию. А это — 17% населения страны, более 8 млн человек! Может быть, президент, ощутив себя украинцем, шутит по привычке и по своей основной профессии? И факельные шествия неонацистов, и избиения православных верующих, и уничтожение храмов — это все шутки, часть зрелищ и праздников масс с помраченным сознанием?.. Существует проблема определения границ толерантности. Даже при историческом понимании терпимости существуют ограничения на то, что можно терпеть. Некоторые идеи должны быть отвергнуты или, по крайней мере, никогда не выдвигаться и не приниматься (например, геноцид).

16 апреля 2015 г. был расстрелян бандеровцами известный украинский журналист и писатель, общественный деятель Олесь Бузина (1969-2015). В своих книгах «Революция на болоте» и «Союз плуга и трезубца» он глубоко обрисовал драму и расколотость родной страны, истоки и методы западного проекта «Украина», движительные силы двух майданов, приведших к гражданской войне и краху государства. Вместе с тем он обосновал и воспел истоки нашего православного братства, неубиваемой надежды на единство восточных славян (Бобров, 2019: Электронный ресурс). Литератор О. Бузина открыто выступал за федерализацию Украины и развитие русского языка, при этом поддерживал независимость и нейтралитет своей страны. Не скрываясь и публично отстаивая свои взгляды, в том числе на российских федеральных телеканалах, Олесь стал крайне неудобным украинской власти. После его убийства украинское правительство запретило продавать его книги, а также запретило к показу документальный фильм о нем, снятый его друзьями и родственниками. Расстрелян известный человек, украинец по национальности, уроженец Киева. Несмотря на то что предполагаемых убийц нашли достаточно быстро, наказания они не понесли — их быстро отпустили, якобы посадив под домашний арест. И спустя почти семь лет преступники все так же находятся на свободе.

ПРОБЛЕМА ТОЛЕРАНТНОСТИ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАНАХ

Тема толерантности особенно актуальна для многонациональных стран, где чрезвычайно важно, чтобы люди с различным ментальным сознанием сосуществовали на одной территории. Решению проблемы этнической дискриминации во многом способствуют представители этнических меньшинств. Журналисты, конечно, должны стремиться выстраивать диалог между ними. Как показывает практика, сбалансированное и объективное освещение вопросов этнических взаимоотношений повышает уровень доверия аудитории к конкретному средству массовой информации.

При этом крайне важен ракурс подачи этнической информации, которая не только может давать аудитории представление о культурном многообразии других народов, но и способна усиливать расистские настроения, быть притягательной для политических экстремистов. К сожалению, человечество знает немало примеров, когда деятельность средств массовой информации порождает ненависть и агрессию. Например, геноцид в Руанде во многом был спровоцирован разжиганием ненависти в средствах массовой информации. На сегодняшний момент представители мусульманской диаспоры в Европе подчас сталкиваются с агрессией и нетерпимостью в свой адрес, поощряемой средствами массовой информации. Журнал «Charlie Hebdo» благополучно работает в демократической Фран-

ции, являющейся членом Европейского союза, хотя не один год издание позволяет негативные высказывания в адрес представителей различных конфессий, в том числе ислама, и не только посредством многочисленных карикатур, в том числе, на пророка Мухаммеда. Мало того, в 2006 г. журнал опубликовал «Манифест двенадцати», где определено: «Победив фашизм, нацизм и сталинизм, мир сталкивается с новой глобальной угрозой тоталитарного типа — исламизмом. Мы призываем к сопротивлению религиозному тоталитаризму, к утверждению свободы, равенства возможностей и светскости для всех» (Совет муфтиев России ... : Электронный ресурс). В таких заявлениях заключена опасность раскола общества, это не шутки, а теоретическая платформа для всевозможных провокаций. Мусульманские общины подавали в суд, но в 2008 г. свободомыслящий «Charlie Hebdo» выиграл судебный процесс, доказав, что шутливые изображения пророка Мухаммеда ничем не отличаются от других провокационных тем (Самойлов, 2020: Электронный ресурс). Результат известен всем: 7 января 2015 г. в Париже исламские боевики братья Саид и Шериф Куаши совершили террористическое нападение на редакцию журнала «Charlie Hebdo»: погибло 12 французских художников и журналистов, ранено 11 человек.

События в США, связанные с освещением протестов Black Lives Matter в 2020 г., также показали наличие большого количества проблем в области влияния средств массовой информации на этнические конфликты. Большое количество новостных агентств обвинено в необъективном освещении событий, журналисты подверглись беспрецедентному давлению как со стороны органов власти, так и со стороны протестующих. На многих журналистов совершены нападению, было зафиксировано более 200 нарушений свободы слова (Reporters committee ... : Электронный ресурс), что беспокоит защитников свободы прессы и ставит вопросы о будущих мерах защиты американских журналистов, освещающих политические протесты (North coast journal of politics ... : Электронный ресурс).

То же самое наблюдалось уже с 2014 г. на Украине, находящейся под пристальной опекой ЕС и США. Президент Украины В. Зеленский в феврале 2021 г. фактически закрыл три телеканала — «112 Украина», ZIK и Newsone, входивших в десятку общеукраинских информационных телеканалов, без каких-либо веских причин или противоправных действий с их стороны, просто потому, что они русскоязычные и поддерживают оппозиционную партию. В своем «Twitter» В. Зеленский назвал санкции против телеканалов «сложным решением», добавив, что «борьба за независимость — это борьба в информационной войне за правду и европейские ценности» (Зеленский объяснил ... , 2021: Электронный ресурс). К чему это привело, хорошо видно сегодня, в 2022 г. Демократическая Европа и США по поводу нарушения свободы слова в «демократической» Украине промолчали, ни о какой толерантности никто не вспомнил: «на войне как на войне». Это еще раз показывает, какую существенную и все более возрастающую роль играют СМИ в формировании определенных стереотипов и представлений людей о социальных процессах и межнациональных отношениях. Внутри средств массовой информации — как печатных, так и вещательных — журналисты, редакторы и издатели продолжают подвергаться неоправданному давлению. Частично это давление связано с напряженной и конкурентной ситуацией на медиарынке, частично с политическими источниками, спонсируемыми правительством или группами с определенными интересами, например националистического превосходства неких не зафиксированных

в истории ранее «укров», которые, как стало известно из официального выступления в Австралии в январе 2022 г. министра иностранных дел Великобритании Элизабет Трасс, доблестно сражались со всеми: «от монголов до татар». Высокопоставленная чиновница решила поддержать Украину перед лицом мнимого «российского военного вторжения». Вот ее, между прочим выпускницы Оксфорда, слова: «Украина — гордая страна с многовековой историей. Они и раньше знали силы вторжения — от монголов до татар.» («От монголов — до татар» ... : Электронный ресурс).

Соблюдение принципов толерантности в социальном взаимодействии является регулятором социальных отношений, что помогает и журналистам вести общественный диалог, формировать настроение аудитории, тем самым регулировать процесс социального развития. Двусмысленность, двойные стандарты и нетерпимость приводят к нарушению социального взаимодействия.

Медиапрофессионалы справедливо опасаются вмешательства государственных структур, доминирующих общественных объединений, особенно воинственно настроенных по отношению к другим этносам, в журналистику, осознают и внутренние слабости профессионального сообщества, которые ставят под угрозу журналистские стандарты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Журналисты, как мы все знаем, не всегда могут быть объективными, но страшнее, когда они попадают в плен враждебно настроенной по отношению к другим национальностям риторики политиков, которые их вдохновляют на борьбу с другими культурными идентичностями, провоцируют и подпитывают национальные страхи и ненависть. По сути, журналисты, которые поддаются этому давлению, отказываются от своего профессионального статуса и становятся в чистом виде пропагандистами определенного государственного режима.

Российские и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что реализация принципов толерантности в средствах массовой информации способствует выработке у аудитории «самостоятельной, сознательной позиции уважения, доверия и миролюбивого отношения к другим народам, основанного на конструктивных диалогических позициях, ненасильственном взаимодействии и возможностях межкультурного обмена» (Леонтьев, 1912: 103).

Этот аспект требует не только более глубокого понимания журналистами природы независимой журналистики, но и лежит в основе нравственно-этической природы журналистики как социокультурного института, определяющего некий набор принципов и убеждений, связанных с профессиональной честью и долгом журналиста, однако политическая турбулентность часто предоставляет возможность властям вмешиваться в работу СМИ. Журналисты сталкиваются с непростым выбором: уважать свою профессиональную приверженность установлению истины или рисковать быть заклейменными, как предатели. Они часто подвергаются псевдопатриотическому давлению или грубым призывам поставить патриотизм выше профессионализма. Журналисты вынуждены отстаивать свою гражданскую позицию, не поддаваясь манипулятивным технологиям и искажениям объективной реальности. Настоящий журналист, уважающий правду и работающий в соответствии с этическими и профессиональными стандартами, всегда будет настоящим гражданином.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Декларация принципов толерантности [Электронный ресурс] // Present5. URL: https:// present5.com/deklaraciya/ (дата обращения: 12.06.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бобринский, В. А. (1911) Пробный камень славянского братства // Ладо : Сборник литературно-общественный, посвященный нарождающейся русской национал-демократии. СПб. : Типография журнала «Сатирикон» [Электронный ресурс]. URL: Сборник литературно-общественный, посвященный нарождающейся русской национал-демократии / Ладо (1911) / НЭБ (rusneb.ru) (дата обращения: 23.01.2022).

Бобров, А. А. (2015) Олесь Бузина. Расстрелянная правда. М. : ООО «ТД Алгоритм». 427 с.

Бобров, А. А. (2019) Нетленная поэзия правды [Электронный ресурс] // Александр Бобров. URL: https://www.aleksandrbobrov.com/post/poeziapravdi (дата обращения: 25.01.2022).

Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2018) Глобализация как объективная реальность современной цивилизации // Диалог культур в глобализирующемся мире (Приложение) : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. В. Э. Манаповой, О. С. Мутиевой. Махачкала : АЛЕФ. 272 с. С. 8-18.

Грушевский, М. (2004) Иллюстрированная история Украины с приложениями и дополнениями / сост. И. И. Брояк, В. Ф. Верстюк. Донецк : ООО ПКФ «БАО». 768 с.

Зеленский объяснил запрет на вещание трех украинских телеканалов [Электронный ресурс] // Аргументы недели. URL: https://argumenti.ru/world/2021/02/708193 (дата обращения: 23.01.2022).

Коцюбинский, Д. А. (2001) Русский национализм в начале ХХ столетия: рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М. : РОССПЭН. 528 с.

Леонтьев, К. Н. (1912) Восток, Россия и славянство // Собр. соч. в 5 т. Т. 5. М. 468 с. С. 89-157.

Малыгина, И. В. (2018) Идентичность в философской, социальной и культурной антропологии. 2-е изд. М. : Согласие. 240 с.

Михалева, Г. В. (2019) Теории и подходы к формированию межэтнической толерантности в англоязычных странах // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-i-podhody-k-formirovaniyu-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-v-angloyazychnyh-stranah (дата обращения: 23.01.2022).

Национальный состав России 2022 (перепись 2010) [Электронный ресурс] // Statdata.ru. URL: http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 24.01.2022).

«От монголов до татар» — Захарова посмеялась над Лиз Трасс за ее знание истории (2022) [Электронный ресурс] // EurAsiaDaily. 21 января. URL: https://eadaily.com/ru/ news/ ^022/01/21/ot -mongolov-do-tatar-zaharova-posmeyalas-nad-liz-trass-za-ee-znanie-isto-riihttps://eadaily.com/ru/news/2022/01/21/ot-mongolov-do-tatar-zaharova-posmeyalas-nad-liz-trass-za-ee-znanie-istorii (дата обращения: 24.01.2022).

Самойлов, Р. (2020) История провокации. Как Charlie Hebdo смеялся над мусульманами и де Голлем [Электронный ресурс] // Политика сегодня. 3 сентября. URL: https://polit.info/ 507725-istoriya-provokacii-kak-charlie-hebdo-smeyalsya-nad-musulmanami-i-de-gollem (дата обращения: 25.01.2022).

Совет муфтиев России осудил теракт в Париже (2015) [Электронный ресурс] // Общественное мнение. 08.01.2015. URL: https://om-saratov.ru/novosti/08-january-2015-i19293-sovet-muftiev-rossii-osudil (дата обращения: 25.01.2022).

Солженицын, А. И. (1994) «Русский вопрос» к концу XX века [Электронный ресурс] // Новый Мир. №7. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1994/7/russkij-vopros-k-konczu-xx-veka.html (дата обращения: 25.01.2022).

Ульянов, Н. И. (1996) Происхождение украинского сепаратизма. М. : Индрик. 278 с.

Хазова Ю. Скорогудаева В. Толерантный менталитет: критерии определения [Электронный ресурс]. URL: https://zoom-journal.ru/principles_tole (дата обращения: 23.01.2022).

Шкондин, М. В., Смирнова, О. В., Гладкова, А. А. (2018) Этническая журналистика: аспекты системного исследования [Электронный ресурс] // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. №2. Т. 2. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 35138949_60531289.pdf (дата обращения: 23.01.2022).

North coast journal of politics, people and art [Электронный ресурс] // NCJ. URL: https:// www.northcoastjournal.com/NewsBlog/archives/2020/07/14/mcguire-introduces-bill-to-pro-tect-press-covering-demonstrations (дата обращения: 18.04.2021).

Reporters committee: for freedom of the press [Электронный ресурс] // Reporters Com-mit-tee for Freedom of the press. URL: https://www.rcfp.org/protest-attacks-on-journalists/ (дата обращения: 18.04.2021).

Дата поступления: 01.06.2022 г.

THE PROBLEMS OF INTERETHNIC TOLERANCE AND NATIONAL IDENTITY IN POLYCULTURAL INFORMATION SPACE O. E. Kokhanaya Moscow University for the Humanities,

Yu. A. Golovin Moscow University for the Humanities

The authors analyse the problem of interethnic tolerance in modern culture, consider the content and functional specifics of the phenomenon of tolerance, the process of implementing the principle of tolerance in journalism and media in a society built on liberal values, ideas of globalization and multiculturalism, the rule of laws of financial flows. The possibilities of media are studied in the formation of interethnic media culture of communication space participants. Special attention is paid to the fact that journalism and media form the interethnic media culture of communication space participants, demonstrate models of political and social behaviour to their audience, including particular stereotypes of interethnic and intercultural tolerance of citizens. However, taking into account a different view in a tolerant society does not mean taking it unconditionally as one's own way of thinking and conduct. Considering different viewpoints in news and analytical journalism is an extremely important and necessary condition of journalist activity, a standard of objective journalism.

Keywords: interethnic media culture; standards of journalism; media space; liberal values; self-determination

REFERENCES

Bobrinskii, V. A. (1911) Probnyi kamen' slavianskogo bratstva // Lado: Sbornik literaturno-obshchestvennyi, posviashchennyi narozhdaiushcheisia russkoi natsional-demokratii. SPb.: Tipografiia zhurnala "Satirikon" NEB [online]. Available at: Sbornik literaturno-obshchestven-nyi, posviashchennyi narozhdaiushcheisia russkoi natsional-demokratii/Lado(1911)| (accessed: 23.01.2022). (In Russ.).

Bobrov, A. A. (2015) Oles' Buzina. Rasstreliannaia pravda. OOO "TD Algoritm". 427 p. (In Russ.).

Bobrov, A. A. (2019) Netlennaia poeziia pravdy. Aleksandr Bobrov [online] Available at: https://www.aleksandrbobrov.com/post/poeziapravdi (accessed: 25.01.2022). (In Russ.).

Golovin, Iu. A. and Kokhanaia, O. E. (2018) Globalizatsiia kak ob»ektivnaia real'nost' so-vremennoi tsivilizatsii. In: Dialog kul'tur v globaliziruiushchemsia mire (Prilozhenie). Mate-rialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / ed. by V. E. Manapova and O. S . Mutieva. Makhachkala, ALEF. 272 p. Pp. 8-18. (In Russ.).

Grushevskii, M. (2004) Illiustrirovannaia istoriia Ukrainy s prilozheniiami i dopolneniia-mi / comp. by I. I. Broiak and V. F. Verstiuk. Donetsk, OOO PKF "BAO". 768 p. (In Russ.).

Zelenskii ob'iasnil zapret na veshchanie trekh ukrainskikh telekanalov. Argumenty nedeli [online] Available at: https://argumenti.ru/world/202l/02/708193 (accessed: 23.01.2022). (In Russ.).

Kotsiubinskii, D. A. (2001) Russkii natsionalizm v nachale KhKh stoletiia: rozhdenie i gibel' ideologii Vserossiiskogo natsional'nogo soiuza. Moscow, ROSSPEN. 528 p. (In Russ.).

Leont'ev, K. N. (1912) Vostok, Rossiia i slavianstvo. In: Leont'ev K. N. Sochineniia. Complete works in 5 vols. Vol. 5. Moscow. 468 p. Pp. 89-157. (In Russ.).

Malygina, I. V. (2018) Identichnost' v filosofskoi, sotsial'noi i kul'turnoi antropologii. 2nd ed. Moscow, Soglasie. 240 p. (In Russ.).

Mikhaleva, G. V. (2019) Teorii i podkhody k formirovaniiu mezhetnicheskoi tolerantno-sti v angloiazychnykh stranakh. Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, iazyk, no. 3 [online]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-i-podhody-k-formi-rovaniyu-mezhetnicheskoy-tolerantnosti-v-angloyazychnyh-stranah (accessed: 23.01.2022). (In Russ.).

Natsional'nyi sostav Rossii 2022 (perepis' 2010) Statdata.ru [online]. Available at: http:// www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (accessed: 24.01.2022). (In Russ.).

"Ot mongolov do tatar" — Zakharova posmeialas' nad Liz Trass za ee znanie istorii (2022) EurAsiaDaily. 21 January [online] Available at: https://eadaily.com/ru/news/2022/01/21/ot-mongolov-do-tatar-zaharova-posmeyalas-nad-liz-trass-za-ee-znanie-istoriihttps://eadaily.com/ ru/news/2022/01/21/ot-mongolov-do-tatar-zaharova-posmeyalas-nad-liz-trass-za-ee-znanie-istorii (accessed: 24.01.2022). (In Russ.).

Samoilov, R. (2020) Istoriia provokatsii. Kak Charlie Hebdo smeialsia nad musul'manami i de Gollem. Politika segodnia. 03 September [online] Available at: https://polit.info/507725-istoriya-provokacii-kak-charlie-hebdo-smeyalsya-nad-musulmanami-i-de-gollem (accessed: 25.01.2022). (In Russ.).

Sovet muftiev Rossii osudil terakt v Parizhe (2015) Obshchestvennoe mnenie. 08.01.2015 [online] Available at: https://om-saratov.ru/novosti/08-january-2015-i19293-sovet-muftiev-rossii-osudil (accessed: 25.01.2022). (In Russ.).

Solzhenitsyn, A. I. (1994) "Russkii vopros" k kontsu XX veka. Novyi Mir, no. 7. [online] Available at: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1994/7/russkij-vopros-k-konczu-xx-veka.html (accessed: 25.01.2022). (In Russ.).

Ul'ianov, N. I. (1996) Proiskhozhdenie ukrainskogo separatizma. Moscow, Indrik. 278 p. (In Russ.).

Khazova, Iu., Skorogudaeva, V. Tolerantnyi mentalitet: kriterii opredeleniia [online]. Available at: https://zoom-journal.ru/principles_tole (accessed: 23.01.2022). (In Russ.).

Shkondin, M. V., Smirnova, O. V. and Gladkova, A. A. (2018) Etnicheskaia zhurnalistika: as-pekty sistemnogo issledovaniia. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva, no. 2, vol. 2 [online]. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35138949_60531289. pdf (accessed: 23.01.2022). (In Russ.).

North coast journal of politics, people and art. NCJ [online] Available at: https://www.north-coastjournal.com/NewsBlog/archives/2020/07/14/mcguire-introduces-bill-to-protect-press-covering-demonstrations (accessed: 18.04.2021). (In Russ.).

Reporters committee: for freedom of the press. Reporters Committee for Freedom of the press [online] Available at: https://www.rcfp.org/protest-attacks-on-journalists/ (accessed: 18.04.2021). (In Russ.).

Submission date: 01.06.2022.

Коханая Ольга Евгеньевна — доктор культурологии, профессор, заместитель заведующего кафедрой журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: oko-khanaya@ mosgu.ru

Головин Юрий Алексеевич — доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой

журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: yugolovin@mosgu.ru Kokhanaya Olga Evgenievna, Doctor of Cultural Studies, Professor, Deputy Head, Department of Journalism, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (495) 374-60-91. E-mail: kokhanaya@mail.ru

Golovin Yury Alekseevich, Doctor of Cultural Studies, Professor, Head, Department of Journalism, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-91. E-mail: ygolovin@mosgu.ru

00!; 10.17805/7ры.2022.3.18

Социализация личности в информационном обществе

А. И. Ковалева Московский гуманитарный университет, И. А. Полуэхтова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Отдел социологических исследований, «Новая сервисная компания»

В новом пространстве социализации происходят принципиальные изменения в ее основных сферах — деятельности, общении и самосознании. Изменяются приоритеты, преобразуется их содержание и формы, возникают новые, неизвестные прежде способы реализации. Цифровизация (цифровая интервенция) не только оптимизирует сферы социализации, расширяя их возможности, но и подменяет, например, реальную деятельность имитационными и игровыми практиками, реальное социальное общение — бесконтактными гаджетами, что выражается в уменьшении стремления к самоидентификации и самооценке. Как показывают исследования, сетевое общение, использование Интернета в социальных и профессиональных практиках все больше представляют собой мощное средство социализации, которое выступает как виртуализированный аналог традиционных социальных форм общения. Однако Интернет как институт социализации остается слабо изученным, частичное восполнение данного пробела представляет данная статья.

Ключевые слова: социализация; личность; Интернет; сетевое пространство; ценности; информатизация

ВВЕДЕНИЕ

Информационное общество, по определению К. К. Колина, — «это новая форма организации жизнедеятельности социума, при которой основными объектами и результатами труда является информация и информационные ресурсы» (Колин, 2021: 15).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информатизация общества коренным образом изменяет привычный уклад жизни и профессиональной деятельности людей. Эти изменения К. К. Колин квалифицирует как гуманитарную информационную революцию и выделяет среди ее отличительных черт «беспрецедентные возможности для усиления интеллектуальных и творческих способностей человека на основе использования средств информатики и когнитивных информационных технологий» (Колин, 2011: 54-55). Вмес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.