Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОТОИСКУССТВА'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОТОИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФОТОИСКУССТВО / СТУДЕНТЫ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михалева Галина Викторовна

В статье рассматривается методологический и методический инструментарий в исследовании проблем реализации образовательных и воспитательных задач средствами медиаобразования на материале фотоискусства, включая разработку приемов и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности. Практические подходы базируются на выполнении студентами литературно-имитационных, литературно-аналитических, изобразительно- имитационных заданий на материале произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования: медийные агентства, категории медиа, языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PROMOTING MODERN UNIVERSITY STUDENTS’ TOLERANCE ON THE MATERIAL OF PHOTOGRAPHIC ART

The article discusses the methodological and methodological tools in the study of realizing educational tasks by means of media education based on the material of photographic art, including the techniques and methods of conducting university practical classes with elements of media education to foster students’ interethnic tolerance.The specific character of media texts analysis on the material of photography concerning interethnic tolerance lies in the fact that students need to get acquainted, first of all, with the origins of photography, different genres of photography, methods and techniques of critical analysis of ethnic stereotypes, techniques of critical analysis and the manipulative impact of commercial or ideological media texts.Media studies based on the material of photography should teach students to critically analyze ethnic stereotypes associated with representatives of different races, cultures and ethnic groups. To do this, they need to learn to: analyze media images of representatives of different cultures and nationalities, identify and reasonably comment on bias and prejudices associated with the representatives of different ethnic groups and cultures in media texts; analyze their own attitude and perception of various media ethnic stereotypes; create their own media texts (e.g. photo collages, photo newspapers, photo quests, photo blogs, etc.) on the topic of interethnic tolerance and the dialogue of cultures.Practical approaches are based on the methodology for performing literary-imitative, literary- analytical, visual tasks on the material of media culture based on the key concepts of media education: media agencies, media categories, media languages, media technologies, media representations, media audiences.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОТОИСКУССТВА»

УДК 37.01

Б01: 10.47475/2070-0695-2021-10211

Г. В. Михалева

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

Ростов-на-Дону

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ НА МАТЕРИАЛЕ ФОТОИСКУССТВА

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-013-00030

В статье рассматривается методологический и методический инструментарий в исследовании проблем реализации образовательных и воспитательных задач средствами медиаобразования на материале фотоискусства, включая разработку приемов и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности. Практические подходы базируются на выполнении студентами литературно-имитационных, литературно-аналитических, изобразительно-имитационных заданий на материале произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования: медийные агентства, категории медиа, языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, фотоискусство, студенты, диалог культур, этностереотииы, медиаобразование, медиатекст, репрезентация.

В воспитании подрастающего поколения нужно обратиться не к одному народу, а ко многим. Народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим.

П. Ф. Каптерев [4. С. 56-57]

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что социокультурное и гражданское воспитание современной молодежи напрямую связано с развитием культуры межнационального общения, развитием уважительного отношения подрастающего поколения к национальному достоинству людей, а также «формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям» [7]. Эта стратегия актуализирует проблему формирования и развития межэтнической толерантности и диалога культур в детско-молодежной среде.

На наш взгляд, медиаобразование может в значительной степени способствовать решению этих задач, в частности, средствами фотоискусства, в котором отражаются различные социальные, политические, идеологические аспекты проблемы воспитания интернационализма, дружбы, толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания, взаимопомощи и социальной солидарности [10].

Проблематика межэтнической толерантности и диалога культур широко представлена в фотоэкспозициях и на фотовыставках разного уровня в нашей стране и за рубежом. Сюда также можно включить различные этнографические документальные фотовыставки и фотосерии, способствующие развитию дружбы народов и расширению культурного кругозора людей. Например, такие известные международные и региональные культурно-образовательные выставочные проекты как «Толерантность» (IV Международный фестиваль современного искусства «Дебаркадер - 2018. Невозможность границ», Государственный исторический музей Южного Урала), «Толерантность: искусство жить вместе» (Крымский этнографический музей,

2020), «Азербайджан-пространство толерантности» (Еврейский музей и центр толерантности,

2021) и зарубежные фотовыставки, например, лондонская виртуальная фотовыставка

«Толерантность» (Patrick Altes, Gerald Moore Gallery, 2019-2020), «Взаимность: палестинские и израильские женщины наводят мосты через объектив камеры» (Музей толерантности, Saskia Keeley, США, 2019), «Толерантность имеет историю» (Art Dubai, 2021).

Основная цель таких выставок - привлечь внимание общественности к проблемам межэтнической, религиозной и национальной толерантности, противостоять негативным культурным и социальным стереотипам, способствовать повышению терпимости и уважения в современном обществе. Поэтому неслучайно, что такие фотоэкспозиции обычно проводятся в рамках различных массовых культурных мероприятий и социальных инициатив и сопровождаются дополнительными общественно-просветительскими мероприятиями, например, панельными дискуссиями, организованными для школьников и студентов при участии известных общественных или культурных деятелей. На подобных мероприятиях обсуждаются такие аспекты толерантности как верховенство закона и правовых норм, культурное и этническое разнообразие, демократические принципы равенства и солидарности, свобода личности и права человека.

На современном этапе многие этнографические или исторические фотовыставки можно посетить онлайн на сайте краеведческих музеев, культурных центров, выставочных центров, библиотек и галерей. Виртуальные выставки пользуются большой популярностью у молодежи и расширяют их представления о культуре, истории, традициях и обычаях других стран, народов, этносов.

Одно из направлений современной экспозиции произведений фотоискусства и культурного разнообразия- фотоблоги, представляющие собой описания путешествий или культурныхсобытий, красочно иллюстрированные и сопровождающиеся комментариями участников. В контексте развития межэтнической толерантности и диалога культур, на наш взгляд, целесообразно в молодежной аудитории обратиться к анализу этнографических фотоблогов, которые позволили бы расшить культурный кругозор обучающихся. Примером такого этнографического фотоблога можно считать «Фотоблог путешествий по разным местам в России и мире».

Проблемы межэтнической толерантности находят отражение в современных фоторепортажах отечественных и зарубежных изданий, которые иллюстрируют различные события, посвященные борьбе с расовыми, этническими, конфессиональными предрассудками или касающиеся нарушений прав человека. Например, фоторепортаж о визите правительственной делегации в Объединенные Арабские Эмираты для участия во II Всемирном саммите толерантности [2]. Или это может быть фотоочерк о темнокожих гражданах, столкнувшихся с проявлениями расовой дискриминации, где фото героев и очевидцев сопровождают их рассказ от первого лица, например, в статье на сайте «BBC News» от 11 июня 2020 года А. Затари «Ты родился черным, и есть люди, для которых это проблема»: темнокожие люди о расизме в России» [3].

Иногда фотоколлажи на тему межэтнического разнообразия и толерантности можно встретить на постерах, иллюстрирующих главную идею автора статьи или брошюры, как на рисунке ниже (рис. 1), который в яркой и необычной форме подчеркивает содержание статьи «Факты, которые ваши сотрудники должны знать об учащихся, изучающих английский язык, и их семьях», инструктирующей учителей о том, как работать в поликультурном классе.

teaching jb

toleranceV

Рис. 1. Фотоколлаж на сайте «Teaching Tolerance»

В некоторых изданиях можно встретить рубрику «Фото дня», в которой обычно представлено интересное фото какого-нибудь социально или политически значимого события в разных ракурсах с кратким комментарием. Например, в российском онлайн издании «The Village» от 13 сентября 2013 года представлено фото дня - «Как дети представляют толерантность» (рис. 2), автор заметки - В. Богородская [1].

Рис. 2. «Как дети представляют толерантность». Автор фото Ю. Бражников

Отражение тематики межэтнической толерантности в контексте ежегодного празднования Дня толерантности (16 ноября) широко представлено в фотоальбомах и фотогалереях на официальных сайтах образовательных организаций разного уровня, на которых можно познакомиться с фотоотчетами школ и вузов о проведении культурно-массовых мероприятий, приуроченных к этому дню (рис. 3).

Рис. 3. Фотоальбом «Международный день толерантности» на сайте МБОУ «Лицей № 1

Брянского района»

В современных условиях в целях профилактики проявления ксенофобии и укрепления толерантной культуры в молодежной среде практикуются различные молодежные инициативы и интерактивные игры, онлайн фото-квесты на тему межэтнической толерантности и диалога культур (например, Молодежные интерактивные игры «Ямал многоликий»), для участия в которых привлекают молодых людей - представителей разных национальных групп. Подобные мероприятия расширяют знания обучающихся в области культуры, истории, традиций и обычаев разных этносов и народностей, повышают социокультурную, коммуникативную, исследовательскую компетенцию и медиакомпетентность молодежи.

Зачастую профессиональные исторические или документальные фотографии гармонично дополняют современные газетные и журнальные публикации. Вот, например, фото из статьи ООН «Толерантность» о борьбе с расизмом (рис. 4) от 22.03.2021, которое служит иллюстрацией

события - виртуального круглого стола в Совете ООН по правам человека, посвященное проблеме интолерантности и 20-летию Дурбанской декларации. Данная фотография была сделана во время реальных протестов против расизма в Великобритании.

Рис. 4. Надпись на плакате - «Все против расизма». Архивное фото «Unsplash»,

автор A. Эдельманс

Но бывают иллюстрированные журналы, в которых не тексту, а фотографии отводится ключевое место и значение, и в этом случае фотопроект представляет собой хронику реальных событий, отражающую и акцентирующую внимание зрительской аудитории на острых проблемах современного социума. Например, всемирно известный американский журнал «Life» - ежедневник, демонстрировавший жизнь в фотографиях, в котором текст был настолько минимизирован, что свелся к подписи под фотографией. Теперь он выходит в онлайн-формате на платформе своего сайта. Вот одна из знаменитых архивных исторических фотографий журнала «Life» на тему социального неравенства и интолерантности в США (рис. 5), на которой изображены «всадники свободы» (Freedom Riders) - черные и белые активисты, осуществлявшие совместные поездки и протестовавшие против нарушения прав чернокожего населения в южных штатах США, которые путешествовали с агитацией по южным штатам Америки. При этом они часто подвергались нападениям со стороны белых южан и даже арестам, поэтому иногда для их защиты выделялись солдаты Национальной гвардии, сопровождавшие их в поездках.

Рис. 5. «Всадники свободы» / Freedom Riders. Автор фото: Paul Schutzer (1961)

Также исторические и документальные фотографии - неотъемлемая часть документального кинематографа, особенно это актуально для документальной исторической кинохроники, где архивные фотографии используются в качестве подлинных свидетельств тех или иных исторических событий. Например, в документальном фильме «Зондергетто» (режиссер Л. Клинцова, 2018, Беларусь) использовались фотографии из музейных и семейных архивов жертв фашистского лагеря в Малом Тростенце (Беларусь).

Что касается использования образцов фотоискусства в коммерческих и рекламных целях, то это направление очень широко представлено в современных средствах массовой информации [6]. В целях продвижения своей продукции и широкого потребления рекламируемых товаров некоторые известные кампании и бренды эксплуатируют тему межэтнической толерантности и расового разнообразия, используя этностереотипы.

Под «этностереотипом» мы вслед за В. Г. Крысько понимаем «схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности» [5].

В качестве положительного примера обращения рекламодателей к тематике расового и этнического разнообразия можно рассмотреть образец коммерческого фото «Твоя кожа - твоя история» косметической компании «Ь'Огеа1» (рис. 6), рекламирующего тональное средство для кожи.

L'OREAL

Рис. 6. Реклама косметического средства «Твоя кожа - твоя история» от бренда «КОгеа!»

Зарубежный бренд повседневной одежды «United colors of Benetton» также регулярно проводит рекламные кампании, рассказывающие миру о мультикультурализме, расовом многообразии и толерантности. Например, в 1980-х и 1990-х гг. у данного бренда был слоган: «У бренда «United colors of Benetton» есть все цвета в мире», провозглашавший, что одежда этого бренда подходит для всех людей, вне зависимости от их расы и цвета кожи. Однако, несмотря на такую благородную миссию, призывающую к межэтнической толерантности, некоторые этностереотипы в рекламных фотографиях данного бренда могут показаться не только интолерантными, но даже скандально-провокационными (рис. 7).

Рис. 7. «Ангел и демон» - рекламное фото бренда «United colors of Benetton»

Отечественные рекламные кампании также иногда «ненароком» создают аналогичные ошибки в стремлении сделать свою рекламу привлекательной для широкой аудитории потенциальных

покупателей. Например, ниже приводится образец коммерческого рекламного фото рязанской фабрики мебели (рис. 8), которое сопровождалось следующим слоганом «Каждый цвет кожи является самодостаточным и уникальным, в то же время сочетание нескольких цветов кож позволяет создавать натуральные колористические решения».

Представляем ноеинку - коллекцию ножи

DOLLARO PREMIUM

Рис. 8. Рекламное фото фабрики мебели «Home Collection» (Рязань, 2020)

Обращение создателей рекламных медиатекстов к этностереотипам имеет в основе разные цели и функции:

1) коммуникативная функция, нацеленная на формирование предпочтения более широкой аудитории покупателей к данному рекламируемому продукту по сравнению с другими продуктами;

2) защитная функция, направленная на создание и поддержание яркого запоминающегося образа производителя рекламируемого продукта;

3) познавательная функция, цель которой - формирование образа внешнего мира и своего собственного микрокосма;

4) манипулирующая функция - мощное ментальное воздействие на потребителя [9. С. 209].

На наш взгляд, развитие межэтнической толерантности и критического мышления молодежной

аудитории на материале произведений фотоискусства имеет значительный воспитательный и развивающий потенциал.

Специфика осуществления анализа медиатекстов на материале фотографии на тему межэтнической толерантности заключается в том, что обучающимся нужно познакомиться, прежде всего, с истоками фотоискусства, с разными жанрами фотоискусства, с методами и приемами критического анализа этностереотипов, приемами критического анализа манипулятивного воздействия идеологических, пропагандистских или коммерческих медиатекстов и др.

Кроме того, очень важно на примерах фотоискусства показать этническое и культурное разнообразие мира, расширить и обогатить культурно-исторический и социальный опыт зрительской аудитории, а также способствовать продвижению общенациональных ценностей, патриотизма, общественного согласия, мирного добрососедства и диалога культур. В числе сопутствующих задач нужно выделить следующие: борьбу с социальными и этническими предубеждениями и стереотипами; профилактику ненависти, экстремизма и других негативных проявлений деструктивного поведения; неприятие и противодействие пропаганде межэтнической нетерпимости, ненависти, агрессии и терроризму.

В данном контексте медиаобразование на материале фотоискусства выступает действенным учебным инструментом развития межэтнической толерантности в молодежной аудитории, оно позволяет понять проблемы конкретных людей, их образ жизни, культуру, мировоззрение и менталитет.

На наш взгляд, практический подход к анализу произведений фотоискусства на тему межэтнической толерантности должен базироваться на методике выполнения студентами разнообразных литературно-имитационных и литературно-аналитических, изобразительно-имитационных заданий на материале произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования: медийные агентства, категории медиа, язык медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории.

При этом продуктивно обращаться к сюжетному анализу медиатекста, анализу медийных стереотипов, семиотическому анализу, идеологическому, этическому анализу с целью развития критического мышления студенческой аудитории в отношении медиатекстов разных жанров межэтнической толерантности.

Медиаобразовательные занятия на материале фотоискусства должны научить студентов критически анализировать этностереотипы, связанные с репрезентацией образов представителей различных рас, культур и этносов. Для этого им необходимо научиться анализировать медиаобразы представителей разных культур и народностей, определять и аргументированно комментировать предвзятость и предрассудки, связанные с репрезентацией образов представителей разных этносов и культур в медиатекстах; анализировать собственное отношение и восприятие различных медийных этностереотипов; создавать собственные медиатексты (например, фотоколлажи, фотогазеты, фотоквесты, фотоблоги и др.) на тему межэтнической толерантности и диалога культур.

Что касается дидактических требований к отбору медиатекстов для анализа в студенческой аудитории, то рекомендуется использовать медиатексты, имеющие воспитательную и развивающую ценность, обладающие определенным морально-нравственным потенциалом, т. е. способствующие формированию уважительного, толерантного отношения к представителям иных культур, национальностей и этносов. Желательно, чтобы анализируемые медиатексты имели познавательную ценность и расширяли общекультурный кругозор студентов и их знания об истории и культуре, традициях и обычаях других стран, народностей и этносов. Кроме того, важно, чтобы изучаемые медиатексты отвечали интеллектуальным и эмоциональным интересам обучающихся.

Впроцессемедиаобразованиянаматериалефотоискусствамыопираемсянатехнологию развития критического мышления студентов, предложенную профессором А. В. Федоровым [8. С. 151153], включающую стадию вызова, осмысления содержания и рефлексию.

На стадии «вызова» важно актуализировать у студентов имеющиеся знания и опыт в области фотоискусства, развить интерес и мотивировать их к последующему критическому анализу медиатекстов. Здесь целесообразно выяснить, что им известно об истории фотоискусства, познакомить их с известными образцами фотоискусства; обсудить, какие жанры фотоискусства вызывают у них интерес (художественная фотография, фотодокументалистика, этнографическая фотография, постеры, рекламное фото и др.) (категории медиа); обсудить фотографии, с которыми они недавно сталкивались в средствах массовой коммуникации, или на фотовыставке.

В контексте развития межэтнической толерантности студентов на материале фотоискусства, на наш взгляд, также важно обсудить такие понятия как «этностереотип», «этническое разнообразие», «диалог культур», «ксенофобия», «дискриминация», «шовинизм», «язык ненависти», «геноцид» и др.

На данном этапе в целях расширения культурного кругозора обучающихся можно предложить студентам выполнить следующие литературно-имитационные и литературно-аналитические задания. Например, можно попросить студентов подобрать фотографии и представить информацию об известных памятниках и монументах на тему межэтнической толерантности и дружбы народов, рассказать об истории их возникновения, кто их создал, и о том, что они символизируют (языки медиа). Например, ижевский монумент «Дружба народов», Арка Дружбы народов в Грузии, памятник Мира и Толерантности на Кипре, памятник Толерантности в Испании, памятник толерантности в Иерусалиме, инсталляция из семи статуй «Толерантность» в Хьюстоне, памятник толерантности религий в Австрии и др.

Или посетить виртуальную этнографическую отечественную или зарубежную фотовыставку или фотоблог, выбрать и описать понравившуюся фотографию по вопросам (медийные агентства, языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории). Примерные вопросы для анализа:

1. Как называется фотография?

2. Кто автор фотографии?

3. Почему вы выбрали эту фотографию для описания? Что привлекло Вас интерес?

4. Кто изображен на фотографии?

5. Что изображено на фотографии?

6. Где и когда была сделана эта фотография?

7. Опишите композиционные особенности фото, формат, резкость, цветовое решение, контрастность, тонирование, ракурс, план, детализацию и другие технические характеристики. Какие изобразительные средства использовал автор?

8. Зачем была сделана эта фотография?

9. Какие ассоциации у Вас вызывает данная фотография?

10. Какие чувства и эмоции вызывает эта фотография у Вас?

11. Что Вам известно о географии, истории, традициях и обычаях людей, проживающих в этой местности?

12. Хотели бы вы посетить места или познакомиться с людьми, изображенными на фотографии? Почему?

На этапе более глубокого осмысления и критического анализа образцов фотоискусства разных жанров можно предложить обучающимся задания аналитического и творческого характера. Например, представить творческие проекты-презентации о культуре и традициях редких этносов, культур, истории и традиций малых народностей и диаспор на основе анализа этнографических фотоблогов или фотоальбомов (медийные агентства, медийные репрезентации). Более сложный вариант данного задания - разработать сценарий историко-этнографического фото-квеста для школьников, включающий информацию о народностях и культуре жителей своей области, края или региона.

Другой вариант творческого литературно-имитационного задания - написать заметку в газету или журнал на тему межэтнической толерантности по мотивам предложенной фотографии (рис. 9).

Рис. 9. Фото для заметки [Источник фото: pixabay.com]

Для развития критического мышления студентов можно провести сравнительно-сопоставительный анализ медиатекстов на тему межэтнической толерантности, например, документальных фотографий разных авторов, отображающих разные взгляды на происходящие события (языки медиа, медийные репрезентации).

С другой стороны, в контексте развития межэтнической толерантности и диалога культур в молодежной среде важно не забывать страшные уроки мировой истории, когда интолерантность и расовая ненависть приводили к бесчеловечной жестокости и геноциду. И здесь нам на помощь приходит историческая фотодокументалистика, в которой как в зеркале отражаются реальные страницы истории, которые запечатлел военный фотограф или фоторепортер того времени. В этом смысле можно, например, продемонстрировать для анализа исторических событий довоенные пропагандистские фото фашистской Германии, призывавшие к расовой нетерпимости, которая в конце концов перешла в форму геноцида во время второй мировой войны. Ниже представлена довоенная нацистская фотография-постер, предостерегающая девушку «арийской» расы от дружбы с чернокожей девушкой (рис. 10).

Рис. 10. Фото Мемориального музея холокоста, США. Надпись на постере: «Результат!

Потеря расовой гордости»

Также в ходе коллективной дискуссии можно провести «параллели» с современными проблемами в мире, в результате которых страдает мирное население стран, воюющих по причине межэтнической, расовой, религиозной, идеологической и других форм нетерпимости, включая проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, которые оказались невольными заложниками сложившейся ситуации (языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории). Ниже представлено известное фото сирийского мальчика, беженца курдского происхождения, трагически погибшего в сентябре 2015 года при попытке его семьи пересечь Средиземное море (рис. 11).

Рис. 11. Фото погибшего ребенка-беженца. Автор фото: Н. Демир (2015)

На рефлексивном этапе работы с медиатекстами на тему межэтнической толерантности и диалогакультур целесообразно предлагать обучающимся литературно-аналитическиеитворческие задания индивидуального характера для дальнейшего осмысления и понимания современных проблем, связанных с разными формами интолерантности и путей их преодоления. В числе таких изобразительно-имитационных заданий можно выделить подготовку фоторепортажа или фотоочерка в поддержку малых этносов или народов России (языки медиа, медийные технологии, медийные репрезентации), критический анализ этностереотипов в современных медиатекстах разных жанров - киноафиш, постеров, рекламных фото (категории медиа, языки медиа, медийные репрезентации, медийные аудитории), анализ жанровых фотографий в иллюстрированных журналах, создание фотогазеты или фото-квеста ко Дню толерантности (медийные технологии, языки медиа, медийные репрезентации).

Таким образом, развитие межэтнической толерантности современных студентов средствами медиаобразования, в частности, на материале фотоискусства - важное направление воспитательной работы в молодежной среде, направленное на развитие культуры уважительного отношения к представителям разных народов, рас и этносов, позволяющее акцентировать

внимание студентов на критическом анализе медиатекстов и неприятии идеологии расовой, национальной, межэтнической, межконфессиональной ненависти и экстремизма.

Благодарности. Исследование осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодежи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

Список литературы

1. Богородская, В. Фото дня: Как дети представляют толерантность / В. Богородская. -Текст: электронный // The Village. - 22/04/2013. - URL: https://www.the-village.ru/city/city/131683-korabl-tolerantnosti?from=infinite_scroll (дата обращения: 25.04.2020).

2. Визит в Объединенные Арабские Эмираты для участия во II Всемирном саммите толерантности // Официальный Татарстан : [сайт]. - Текст : электронный. - 14.11.2019. - URL: https://tatarstan.ru/press/photo.htm/photoreport/5852327.htm (дата обращения: 25.04.2020).

3. Затари, А. «Ты родился черным, и есть люди, для которых это проблема»: темнокожие люди о расизме в России / А. Затари. - Текст: электронный // ВВС News: [сайт]. - 11 июня 2020 года. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-52996050 (дата обращения: 25.04.2020).

4. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. - Москва, 1982. - 704 с. - Текст: непосредственный.

5. Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / В. Г. Крысько. - Москва : МПСИ, 1999. - URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/ethnopsychology/index.htm (дата обращения: 25.04.2020). - Текст: электронный.

6. Михалева, Г. В. Развитие межэтнической толерантности американских студентов в процессе медиаобразования / Г. В. Михалева. - Текст: электронный // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. Издательство: ФГБОУ ВПО «МГТУ ГА». - Иркутск, декабрь. - 2020. - № 4 (27). - URL: http:// ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130001-media/rmtasvpm (дата обращения: 25.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015г. № 996-р. - Текст: электронный. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 25.04.2020).

8. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза/А. В. Федоров. - Москва: Издательство: МОО ВИИ ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с. - Текст: непосредственный.

9. Шестакова, О. В. Этнические стереотипы в современной рекламе. Философские науки. Вопросы теории и практики / О. В. Шестакова, К. Г. Макаловская. - Текст: электронный // Грамота. - 2015. - № 9. - URL: https://www.gramota.net/materials/2/2015/9-l/57.html (дата обращения: 25.04.2020).

10. Chelysheva, I. V. A Model for Developing University Students" Interethnic Tolerance in the Context of Leading Modern Media Education Strategies in Russia and English-speaking Countries / I. V. Chelysheva, G. V. Mikhaleva. - Текст: электронный // Media Education. (Mediaobrazovanie). -2020. - Volume 60. - Issue 4. - Pp. 581-590. - URL: http://ejournal53.com/journals_n/1607532616. pdf (дата обращения: 25.04.2020).

ISSUES OF PROMOTING MODERN UNIVERSITY STUDENTS' TOLERANCE ON THE MATERIAL OF PHOTOGRAPHIC ART

Mikhcdevci G. V, Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, galinamikhaleva@list. ru

The article discusses the methodological and methodological tools in the study of realizing educational tasks by means of media education based on the material ofphotographic art, including the techniques and methods of conducting university practical classes with elements of media education to foster students' interethnic tolerance.

The specific character of media texts analysis on the material ofphotography concerning interethnic tolerance lies in the fact that students need to get acquainted, first of all, with the origins of photography, different genres of photography, methods and techniques of critical analysis of ethnic stereotypes, techniques of critical analysis and the manipulative impact of commercial or ideological media texts.

Media studies based on the material of photography should teach students to critically analyze ethnic stereotypes associated with representatives of different races, cultures and ethnic groups. To do this, they need to learn to: analyze media images of representatives of different cultures and nationalities, identify and reasonably comment on bias and prejudices associated with the representatives of different ethnic groups and cultures in media texts; analyze their own attitude and perception of various media ethnic stereotypes: create their own media texts (e.g. photo collages, photo newspapers, photo quests, photo blogs, etc.) on the topic of interethnic tolerance and the dialogue of cultures.

Practical approaches are based on the methodology for performing literary-imitative, literaty-analytical, visual tasks on the material of media culture based on the key concepts of media education: media agencies, media categories, media languages, media technologies, media representations, media audiences.

Key words: interethnic tolerance, photography, students, dialogue of cultures, ethnic stereotypes, media education, media text, representation.

References

1. Bogorodskaya, V. (2013). Foto dnya: Как deti predstavlyayut tolcrantnost' [Photo of the day: How children picture tolerance]. The Village [The Village], available at: https://www.the-village.ru/city/ city/131683-korabl-tolerantnosti?from=infinite_scroll (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

2. Vizit v Ob' cdincnnyc Arabskie Emiraty dlya uchastiya vo II Vsemirnom sammite tolerantnosti (2019). [Visit to the United Arab Emirates to participate in the II World Summit of Tolerance]. Report, available at https://tatarstan.ru/press/photo.htm/photoreport/5852327.htm (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

3. Zatari, A. (2020). 'Ту rodilsya chernym, i est" lyudi, dlya kotorykh eto problcma': temnokozhie lyudi о rasizme v Rossii ['You were born black, and there are people for whom this is a problem": black people about racism in Russia]. BBC News [BBC News], available at: https://www.bbc.com/russian/ features-52996050 (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

4. Kapterev, P. F. (1982). Izbrannve pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, 704 p. (in Russ).

5. Krysko, V. G. (1999). Etnopsikhologicheskii slovar ' [Ethnopsychological Dictionary], Moscow, available at: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/ethnopsychology/index.htm (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

6. Mikhaleva, G. V. (2020). Razvitie mezhetnicheskoi tolerantnosti amerikanskikh studentov v protsesse mediaobrazovaniya [Development of interethnic tolerance of American students in the process of media education]. Crede Experto: transport, society, education, language [Crede Experto: transport, society, education, language. Publisher: FGBOU VPO "MSTU GA], 4 (27), available at: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130001-media/rmtasvpm (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

7. Strategiya razvitiya vospitaniva v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda ot 29 maya 2015g. [Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025

dated May 29, 2015], available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

8. Fedorov, А. V. (2007). Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Development of the media competence and critical thinking of pedagogical university students]. Moscow, 616 p. (in Russ).

9. Shestakova, O. V. & Makalovskaya, K. G. (2015). Etnicheskie stereotipy v sovremennoi reklame [Ethnic stereotypes in modern advertising.]. Gramota [Diploma], 9, available at: https://www.gramota. net/materials/2/2015/9-1/57.html (accessed: 25.04.2020). (in Russ).

10. Chelysheva, I. V. & Mikhaleva, G. V. (2020). A Model for Developing University Students' Interethnic Tolerance in the Context of Leading Modern Media Education Strategies in Russia and English-speaking Countries. Media Education. (Mediaobrazovanie). 60 (4), 581-590, available at: http://ejournal53.com/journals_n/1607532616.pdf (accessed: 25.04.2020).

Михалева Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). ORCID: 0000-0002-7580-1334. galinamikhaleva@list.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Михалева Г. В. Проблемы развития межэтнической толерантности современных студентов на материале фотоискусства // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 2 (40). С. 94-105. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10211.

Mikhaleva G. V. Issues of promoting modern university students' tolerance on the material of photographic art // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2021. No 2 (40), pp. 94-105. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.