Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ МОЛОДЁЖНОЙ ТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ МОЛОДЁЖНОЙ ТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ / СТУДЕНТЫ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ЭТНОСТЕРЕОТИПЫ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева Галина Викторовна

В статье рассматривается методический инструментарий в исследовании проблем реализации развивающих и воспитательных задач на материале интернет-сайтов молодёжной тематики, включая разработку приёмов и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOSTERING INTERETHNIC TOLERANCE OF THE STUDENT AUDIENCE ON THE MATERIAL OF INTERNET SITES ON AND FOR YOUTH

The article discusses the methodological tools for studying the issues of teaching on the material of Internet sites on and for youth, including the development of techniques and methods for conducting university practical classes based on media education that contribute to promoting university students’ interethnic tolerance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ МОЛОДЁЖНОЙ ТЕМАТИКИ»

силах человека. Это поможет избежать слишком высоких целей, достижение которых невозможно.

3. Избегать излишнего перфекционизма. Нужно научиться ценить свои достижения и признавать ошибки. Умение признать собственные промахи поможет сохранить позитивный взгляд на жизнь и сделать выводы из действий.

4. Быть готовым скорректировать свой имидж. Все люди меняются по мере взросления и развития. Поэтому нужно идти в ногу со временем, чтобы достигать значимых целей.

5. Перестать сравнивать себя с другими. Сравнение себя с другими - это ловушка, в которую очень легко попасть, особенно сегодня, благодаря социальным сетям, создающим возможность спроецировать отточенный, совершенный, но неестественный вид. Единственный человек, с которым следует сравнивать себя, это своя личность.

6. Нужно совершать действия уверенно, не испытывая никакой вины, но не ставя себя выше собеседника.

7. Жить в реальном времени, а не тосковать о прошлом.

8. Нужно пресекать попытки манипулировать окружающими.

9. Постараться ценить окружающих людей такими, какими они являются.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между «Я-идеальным» и «Я-реальным». Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Проведённое исследование показало наличие достоверной прямой связи между уровнем самооценки и уровнем академической успешности испытуемых.

ЛИТЕРАТУРА

1. Самооценка, её уровни, формирование и способы корректировки: URL: https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/73-samoocenka.html. (дата обращения: 14.02.2021).

2. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.

3. Корчуганова, И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие) / под ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб. ЛОИРО, 2006. - 172 с.

Г.В. Михалева

РАЗВИТИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ МОЛОДЁЖНОЙ ТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается методический инструментарий в исследовании проблем реализации развивающих и воспитательных задач на материале интернет-сайтов молодёжной тематики, включая разработку приёмов и методик проведения учебных занятий в вузе с элементами медиаобразования, способствующих развитию межэтнической толерантности.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, интернет-сайты, студенты, диалог культур, этностереотипы, медиаобразование, медиатекст.

G.V. Mikhaleva

FOSTERING INTERETHNIC TOLERANCE OF THE STUDENT AUDIENCE ON THE MATERIAL OF INTERNET SITES ON AND FOR YOUTH

Abstract. The article discusses the methodological tools for studying the issues of teaching on the material of Internet sites on and for youth, including the development of techniques and methods for conducting university practical classes based on media education that contribute to promoting university students' interethnic tolerance.

Key words: interethnic tolerance, Internet sites, university students, dialogue of cultures, ethnic stereotypes, media education, media text.

Роль и значение интернет-сайтов для социального и духовно-нравственного развития молодёжи в нашей стране, прежде всего, заключаются в обеспечении равных возможностей доступа для молодых людей к информации о международных и национальных социокультурных проектах, инициативах, конкурсах, фестивалях, форумах, образовательных площадках, конференциях и других просветительских, культурно-массовых, научно-исследовательских и воспитательно-патриотических мероприятиях. Такого рода информационные ресурсы международного, всероссийского и регионального уровней направлены на решение следующих задач: формирование активной гражданской позиции и национально-государственной идентичности у молодых людей, предоставление возможностей для их успешной самореализации и раскрытия личностного потенциала в сфере социально-ориентированной деятельности, консолидация молодёжных движений и содействие межрегиональному и международному молодёжному сотрудничеству.

Одно из приоритетных направлений в современной молодёжной политике в настоящее время - развитие межэтнической толерантности молодёжи, гармонизация межнациональных отношений в молодёжной среде, популяризация национальных традиций и жизненного уклада, предупреждение асоциального и деструктивного поведения детско-юношеской аудитории, педагогическая профилактика терроризма и нетерпимости, формирование и развитие антиэкстремистского и толерантного мировоззрения, усиление гражданской солидарности и активности молодёжи.

На международном уровне проблема поддержания мира и развития толерантности занимает центральное место в деятельности ЮНЕСКО, и неслучайно на главной странице сайта этой организации мы видим лозунг «Нести мир в сознание мужчин и женщин» (https://ru.unesco.org/). Данная организация реализует различные молодёжные программы по продвижению мира и толерантности, поддержке культурного наследия и многообразия, противодействию экстремизма. Например, используя Интернет и различные партнёрские сети, ЮНЕСКО призывает все заинтересованные стороны, государственные структуры, работников СМИ, педагогическое сообщество подключать медиа- и онлайн-объединения для предотвращения насильственного экстремизма и усилить борьбу с радикализацией молодёжи в Интернете. На официальном портале организации представлена широкая ресурсная база по проблемам развития толерантности и культурного разнообразия, содержащая широкий диапазон медиатекстов данной тематики: мультимедиа, конвенции и рекомендации, статистика, публикации, новости и пр.

Каждые два года ЮНЕСКО присуждает Премию ЮНЕСКО / Маданджита Сингха, учреждённую для поощрения отражения темы толерантности в искусстве, образовании, культуре, науке и коммуникациях. Премия была приурочена к празднованию Года терпимости ООН, а также 125-летию со дня рождения Махатмы Ганди в 1995 году. В том же году государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 2018 году за пропаганду идеалов толерантности и ненасилия эта премия присуждалась канадскому режиссёру М. Барбо и кенийской НПО «Инициатива сосуществования», а в 2016 году лауреатом премии стал рос-

сийский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности), который был выбран в знак признания широкого круга реализуемых его сотрудниками мероприятий - научно-исследовательских и образовательных программ, направленных на поощрение диалога между различными религиозными конфессиями и мировоззрениями, особенно в молодёжной среде.

Ниже представлены некоторые ведущие российские организации, деятельность которых также связана с развитием межэтнической толерантности современной молодёжи, укреплением межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, профилактику экстремизма и ксенофобии.

Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодежь) - федеральный информационный ресурс, создающий равные условия и возможности для самореализации молодёжи и роста инновационного потенциала молодёжи в российском обществе. Одно из ключевых направлений его работы с молодёжью - «Гармонизация межнациональных отношений», которое решает следующие задачи:

- воспитание уважительного отношения к представителям различных этносов;

- духовно-нравственное воспитание молодёжи;

- взаимодействие с молодёжными субкультурами и неформальными движениями;

- организация межрегиональных молодёжных площадок и инициатив по изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении нашего государства.

Ещё одно направление работы с молодёжью - «Патриотическое воспитание молодёжи», которое в числе своих задач ставит также реализацию молодёжных просветительских программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодёжной среде, включая программы по сохранению традиционной культуры народов страны (фольклора, этнографии, истории) и традиционных ремёсел в целях развития связей между поколениями.

Данная организация поддержала многие студенческие и молодёжные грантовые проекты, связанные с развитием толерантности, дружбы народов, расширением культурного и этнографического кругозора молодёжи, такие как этнографический полевой лагерь «Народов малых не бывает...» (автор проекта А. Кучебо, 2020), проект «Краски Кавказа» (автор проекта О. Лос-кутова, 2020), проект «By Foreigners - Россия глазами иностранца» (автор проекта Д. Грамотин, 2020), форум «Молодёжь Юга России: межнациональное и межконфессиональное взаимодействие» (авторы проекта студенты ВолгГТУ, 2020), проект «Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Казачья звонница» (автор проекта Е. Обухова, 2020), проект «Диалог национальных культур, межнациональные и межкультурные особенности Северо-Кавказского региона» (авторы проекта студенты НАН ЧОУ ВО Академия ИМСИТ, 2020), проект «Великие люди Чувашии глазами детей» (автор проекта Р. Андреев, 2020), проект «Дружи Мир» (автор проекта Н. Ка-былкина, 2021) и другие. На сайте организации можно ознакомиться с целями и содержанием данных проектов, созданных студентами и молодыми специалистами.

Ассоциация общественных объединений «Национальный Совет молодёжных и детских объединений России» - организация, осуществляющая социально-ориентированные программы и проекты для консолидации молодёжного движения и формирования системы исторической преемственности поколений. Кроме того, данная ассоциация является национальным координатором Молодёжной кампании Совета Европы за права человека в сети Интернет «Движение против ненависти» (англ. No Hate Speech Movement).

Для развития межэтнической толерантности и диалога культур данная организация реализовала целый ряд российских социальных программ для молодёжи: Российская молодёжная кампания «Все различны - все равны», клуб «Многонациональная Россия», Всероссийский молодёжный форум «Многонациональная Россия», Всероссийский семинар-совещание представителей региональных консультативно-совещательных структур по межэтническим отношениям в молодёжной среде, Всероссийский семинар по вопросам межкультурного диалога и гражданской идентичности в молодёжной среде. В числе международных программ, направленных на формирование и развитие межкультурной коммуникации, можно упомянуть конкурс совмест-

ных проектов молодёжи государств-участников Содружества Независимых Государств, ближнего и дальнего зарубежья «Мы говорим на одном языке», Международную премию за вклад в развитие дружбы народов «Диалог», Международный молодёжный лагерь «Диалог», выставку «Молодая многонациональная Россия», включая многочисленные международные молодёжные форумы.

Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодёжи» активно поддерживает молодёжные социально-ориентированные программы, инициативы, фестивали и проекты, включая программы по развитию дружбы и сотрудничества молодых людей разных национальностей и народов как внутри страны, так и за рубежом путём привлечения их к участию в международных проектах, с которыми молодые люди могут ознакомиться на официальном сайте организации. Один из таких проектов - федеральный проект «Мы вместе», реализуемый Ассоциацией учащейся молодёжи Российского Союза Молодёжи «Содружество». Цель данного конкурсного проекта - вовлечение молодых людей в социально значимую деятельность для формирования у них культуры межнационального общения. Участники конкурса имеют возможность расширить своё представление о культурно-историческом и национальном наследии народов нашей страны.

Центр Культуры народов России - структурное подразделение Государственного Российского Дома народного творчества имени В.Д. Поленова, деятельность которого направлена на сохранение и развитие многообразия самобытных национальных культур народов России во взаимодействии с национально-культурными центрами, автономиями, объединениями. В частности, на базе центра работает «Молодёжный этноклуб», который организует творческие встречи, онлайн-тренинги и веб-семинары на регулярной основе для молодых людей на темы, связанные с развитием межэтнической толерантности, сохранением национальных культур и дружбы народов, расширением межкультурного диалога в информационном пространстве, сохранением семейных ценностей и традиций. На официальном сайте организации можно подробно ознакомиться с содержанием этих творческих и культурно-просветительских встреч. С целью взаимообогащения культур, сохранения единого культурного пространства, гармонизации межэтнических и межнациональных отношений, развития традиций этнокультурного многообразия народов России данный центр проводит различные этнокультурные фестивали-конкурсы, например, конкурс фототворчества «Наследники традиций: народы России - 2019», посвящённый международному году языков коренных малочисленных народов России, фестиваль-конкурс национально-культурных проектов «Россия: этнический комфорт - 2020» и другие. Кроме того, на сайте можно ознакомиться со статьями из сборников и журналов по тематике культурного наследия и взаимодействия народов России. На наш взгляд, молодёжной аудитории будут также интересны публикации из раздела сайта «Этнографические зарисовки» о мифах, легендах, традициях и обычаях разных народов нашей страны.

Расширение этнокультурного кругозора молодёжи играет немаловажную роль в развитии диалога культур и уважения к традициям и истории представителей разных народностей и стран. Например, на сайте Российского этнографического музея можно посетить виртуальные экскурсии и видеотеки, такие как «Древо жизни. Духовные традиции народов Восточной Европы», «Финно-угорский мир в фотографиях Л.Л. Капицы (к 120-летию со дня рождения)», «Народы Крыма», «Разная земля»: экспедиция в сердце Азии, «Белая Русь и её соседи», «Мир удэхе глазами В.К. Арсеньева» и многие другие. Виртуальные этнокультурные музеи также создаются на базе школ и университетов, в частности, виртуальный музей Екатеринбургского кадетского корпуса «Казачья слава», цель которого - формирование позитивной региональной идентичности и патриотизма у учащейся молодёжи.

Важное значение в сохранении и популяризации этнокультурного наследия среди молодёжи также имеет социокультурная деятельность региональных и муниципальных библиотек, на сайтах которых представлены исторические и современные краеведческие материалы, в том числе о коренных этносах и народах данного региона или области. Например, электронная библиотека «Сахалин и Курилы - острова утренней зари» на платформе Сахалинской областной универсальной научной библиотеки.

Некоторые университеты с целью развития культуры межнационального общения, толерантного сознания и поведения у студентов возродили в своих стенах клубы интернациональной дружбы. К примеру, на сайте Государственного института управления (Москва) можно ознакомиться с содержанием деятельности такого клуба, который проводит Фестиваль Дружбы Народов и Дни национальных культур, интеллектуальные викторины, творческие встречи, спортивные турниры, благотворительные акции и кинопросмотры на регулярной основе для студенческой молодёжи. Аналогичный клуб действует на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Основная цель таких клубов - создание комфортной и толерантной среды в образовательном учреждении путём вовлечения студентов в социально-значимые проекты и конкурсы разного уровня, таких как, например, международный конкурс «Память о Холокосте - путь к толерантности», который ежегодно проводится Департаментом государственной молодёжной политики и социальных проектов в сфере высшего образования Минобрнауки России. Цель конкурса - сформировать толерантное сознание, историческое мышление и культуру памяти у обучающихся и педагогов на примере уроков Холоко-ста, а также активизировать интерес молодёжи к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в молодёжной и педагогической среде.

Вышеописанные российские интернет-сайты и информационные ресурсы направлены на максимизацию возможностей образования и воспитания молодёжи в контексте межнационального сотрудничества, культурного взаимообогащения, толерантного мировоззрения, социокультурной консолидации студенческой и учащейся молодёжи разных регионов нашей страны.

За рубежом также популярны интернет-сайты, оказывающие информационную поддержку обучающимся школ и вузов, учителям и родителям в контексте развития межэтнической толерантности молодёжи. Например, американский веб-сайт «Learning for Justice» (прежнее название - «Teaching Tolerance») предоставляет новости по вопросам толерантности, предлагает учебные материалы и учебные пособия для родителей и преподавателей, развивающие социальные навыки толерантных взаимоотношений в школьной и вузовской среде. Данный сайт содержит полезные учебно-методические материалы для педагогов по вопросам формирования и развития у обучающихся культуры неприятия и противодействия межэтнической нетерпимости и расизму. 13

С другой стороны, современное интернет-пространство «изобилует» сайтами, направленными (часто в завуалированной форме) на разжигании межэтнической интолерантности, экстремизма и терроризма, особенно в молодёжной среде. Эти сайты-«оборотни» выступают своего рода катализаторами деструктивного потенциала молодёжных субкультур экстремистского характера. Их цель - радикализация молодёжи, деструктивная и асоциальная пропаганда насилия и агрессии в молодёжной среде. Такие сайты намеренно пропагандируют идеологию ненависти и интолерантности.

В данной связи актуализируется проблема предупреждения молодого поколения об опасностях и рисках, связанных с сайтами экстремистской и интолерантной направленности, поэтому на современном этапе толерантность также рассматривается как фактор профилактики экстремизма, терроризма и составляющая социального и духовно-нравственного здоровья молодёжи. В российском сегменте интернет-ресурсов созданы сайты для молодёжи, цель которых - просвещение молодёжи в вопросах экстремизма и нетерпимости, а также кибербезопасности. В их числе такие сайты, как «АНТИЭКСТРЕМИЗМ» (http://antiextremizm.ru/), сайт Национального антитеррористического комитета (http://nac.gov.ru/), сайт Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (https://ncpti.su/), сайт «Наука и образование против террора» (http://www.scienceport.ru) и другие.

Эти организации ведут активную работу в плане превенции риторики ненависти, экстремистских настроений и угроз террористического характера. С целью создания позитивного просветительского медиаконтента организуются различные молодёжные инициативы, конкурсы и фестивали, например, Всероссийский онлайн-фестиваль социального медиаконтента «Я против экстремизма и терроризма» (2010-2021), предназначенный для творческих, медиакомпе-

тентных и социально активных молодых людей, способных создавать аудио-, видео-, фото- и текстовые материалы, а также сообщества в соцсетях, каналы в мессенджерах или на видеохос-тингах, интернет-ресурсы антитеррористической или антиэкстремистской тематики для последующего размещения готовых конкурсных работ на сайтах их образовательных организаций, молодёжных сообществ или собственных личных страницах пользователей.

Поскольку социальные сети представляют собой мощный инструмент манипуляции сознанием и поведением молодых людей, медиаобразование и развитие критического мышления детско-юношеской аудитории приобретают особую важность на современном этапе. Необходимо выработать у молодых людей устойчивый «иммунитет» или неприятие идеологии межэтнической или межнациональной нетерпимости и розни. Для этого необходимо научить медийную аудиторию распознавать различные методы и приёмы манипуляции, включая фейковый медиаконтент, критически оценивать и верифицировать информацию. Кроме того, целесообразно знакомить молодёжь с нормативно-правовыми актами противодействия кибертерроризму с учётом увеличения влияния молодёжного и информационного экстремизма в современном мире.

Таким образом, проблема развития межэтнической толерантности и межкультурного общения в молодёжной среде относительно широко представлена на страницах различных российских и зарубежных интернет-сайтов. При этом жанровое разнообразие этих сайтов неоднородно: речь идёт о международных сайтах, государственных сайтах, официальных сайтах образовательных организаций разных уровней, информационных порталах, блогах и социальных сетях, сайтах-галереях и других.

Контент-анализ содержания деятельности интернет-сайтов для молодёжи межэтнической проблематики показывает, что их целевой компонент зачастую отличается и может включать следующие ключевые направления:

- репрезентация этнического и культурного разнообразия мира;

- сохранение и популяризация этнокультурного наследия;

- расширение культурно-исторического и социального опыта, этнокультурного кругозора молодёжной аудитории;

- формирование активной гражданской позиции и национально-государственной идентичности у молодых людей;

- продвижение общенациональных и семейных ценностей, патриотизма, общественного согласия, мирного добрососедства и диалога культур;

- формирование позитивной региональной идентичности и патриотизма у учащейся молодёжи;

- вовлечение молодёжи в социально значимую деятельность для формирования у них культуры межнационального общения;

- предоставление молодым людям возможностей для успешной самореализации и раскрытия личностного потенциала в сфере социально-ориентированной деятельности;

- консолидация молодёжных движений и содействие межрегиональному и международному молодёжному сотрудничеству;

- грантовая поддержка социальных проектов межэтнической тематики, разработанных студентами и молодыми специалистами;

- борьба с социальными и этническими предубеждениями и стереотипами;

- профилактика межэтнической и межнациональной интолерантности, экстремизма и других негативных проявлений деструктивного поведения в молодёжной среде;

- противодействие пропаганде межэтнической нетерпимости, ненависти, агрессии и терроризму в интернете путём критического анализа медиатекстов манипулятивного характера.

При этом такого рода интернет-сайты в основном ориентированы на молодёжную аудиторию от 18 до 35 лет. Также важно отметить жанровое разнообразие медиатекстов, размещённых на сайтах межэтнической проблематики: репортажи, очерки, интервью, аналитические статьи, заметки, видеоинструкции, социальные ролики, фильмы, оперативное видео, форумы и

блоги, учебно-методические материалы, фотогалереи, этнографические заметки, хроника событий, нормативно-правовые материалы и другие.

На наш взгляд, развитие межэтнической толерантности и критического мышления молодёжной аудитории на материале интернет-сайтов межэтнической проблематики имеет значительный воспитательный и развивающий потенциал.

Практический подход к анализу интернет-сайтов на тему межэтнической толерантности должен базироваться на методике выполнения студентами разнообразных литературно-имитационных и литературно-аналитических, изобразительно-имитационных заданий, театра-лизовано-ролевых и творческих заданий на материале произведений медиакультуры с опорой на ключевые понятия медиаобразования: медийные агентства, категории медиа, язык медиа, медийные технологии, медийные репрезентации, медийные аудитории.

При этом продуктивно обращаться к критическому анализу медиатекстов, анализу медийных стереотипов, семиотическому анализу, идеологическому и политическому анализу, а также морально-нравственному и психологическому анализу медиатекстов.

В процессе развития межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале интернет-сайтов молодёжной тематики, по нашему мнению, можно опираться на разные ме-диаобразовательные теории и подходы: социокультурная, культурологическая, идеологическая, этическая и защитная теории медиаобразования, развитие критического и демократического мышления молодёжной аудитории, «практическая» теория медиаобразования [2, 7].

В практическом плане реализация этих подходов в работе с интернет-сайтами на материале медиатекстов межэтнической и межнациональной тематики включает следующие этапы:

1) перцептивно-аналитический (восприятие медиатекстов, декодирование их «языка», развитие воображения, памяти, различных видов мышления (критического, логического, творческого, образного), осознание морально-нравственных, философских проблем;

2) продуктивно-творческий (развитие практических и творческих умений на материале медиатекстов);

3) рефлексивно-оценочный (анализ собственной деятельности, осознание своего отношения к проблеме межэтнической толерантности, самооценка).

На перцептивно-аналитическом этапе целесообразно познакомить обучающихся с разными жанрами российских и зарубежных интернет-сайтов, чья деятельность направлена на развитие межэтнической толерантности молодёжи. Анализ структуры и содержания официальных сайтов международных или национальных государственных организаций в студенческой аудитории позволит обучающимся узнать о современных направлениях и содержании деятельности данных организаций в сфере укрепления основ мира и терпимости, диалога культур, межэтнической и межнациональной толерантности. Кроме того, обучающиеся узнают много интересного о прошлых и действующих российских социальных программах и проектах для молодёжи, в том числе по тематике межэтнической толерантности, что может мотивировать их на участие в них.

Например, можно обсудить со студентами, какие бы они организовали культурно-воспитательные мероприятия в школе, приуроченные к Всемирному дню толерантности (16 ноября) или Всемирному дню культурного разнообразия во имя диалога и развития (21 мая), установленными ЮНЕСКО. Они также могут познакомиться с традициями празднования этих дат на сайтах российских и зарубежных образовательных организаций, обсудить значение и роль таких мероприятий для морально-нравственного, патриотического и социокультурного развития школьников. В практическом плане студентам можно предложить разработать собственные сценарии внеклассных / внеурочных мероприятий для школьников, приуроченные к празднованию этих дат.

С целью расширения этнокультурного кругозора студентов на данном этапе после знакомства с интернет-сайтами, направленными на популяризацию культуры, истории и традиций малых народностей и этносов нашей страны, можно выполнить театрально-ролевые или творческие задания вместе со студентами; например, провести виртуальную экскурсию для школь-

ников по выставочным залам Российского этнографического музея или создать презентацию с этнографическими этюдами или зарисовками по материалам Центра культуры народов России и представить её на занятии.

Игровые технологии также полезно использовать на занятиях: разработать историко-этнографический, возможно театрализованный, квест или викторину (например, по истории и культуре жителей конкретного региона) для последующего использования на производственной практике в школе в рамках внеклассной работы. Более сложный вариант задания - работа над этнографическим проектом в группах. С образцами поддержанных грантовых молодёжных проектов такого рода можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежь) в рубрике «Истории успеха».

В рамках медиаобразовательных занятий в студенческой аудитории весьма продуктивно организовать в игровой форме конкурсы проектов социальной рекламы на тему межэтнической толерантности и диалога культур (изобразительно-имитационное задание). Примерные темы для конкурсных проектов: «Скажи НЕТ экстремизму и нетерпимости!», «Мы против экстремизма и терроризма!», «Свой мир мы строим сами», «Россия многоликая», «Мы разные, но мы вместе», «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила!», «Толерантность - путь к миру», «XXI век: язык толерантности, а не язык ненависти», «Молодёжь - за толерантность!».

При этом очень важно, на наш взгляд, при развитии межэтнической толерантности уделять внимание выполнению аналитических заданий, направленных на развитие критического мышления студентов. Для этого целесообразно использовать литературно-аналитические, творческие и исследовательские задания. Например, сравнительно-сопоставительных анализ российских и зарубежных интернет-сайтов по тематике межэтнической толерантности. Ниже представлен примерный план анализа интернет-сайта.

1. Название сайта.

2. Учредитель или создатель сайта.

3. Партнёрские организации (если есть).

4. Тип сайта (международный или национальный сайт, сайт коммерческой или некоммерческой организации, новостной или информационный сайт, блог и др.).

5. Цель и задачи, заявленные создателями сайта.

6. Тематика и разделы, представленные на сайте. Наличие образовательного раздела и учебно-методических материалов.

7. Целевая аудитория.

8. Качество навигации по сайту и наличие обратной связи с аудиторией.

9. Жанровое разнообразие размещённых медиатекстов (репортажи, фильмы, видеоролики, фотогалерея, интервью, хроника, новости и пр.).

10. Медиаобразовательные задачи, заложенные в медиатекстах (социокультурное развитие личности, развитие критического мышления аудитории, развитие умения создавать собственный медиаконтент, развитие творческих или коммуникативных способностей, морально-нравственное или гражданское воспитание, защита от небезопасного медиаконтента и др.).

В рамках защитной теории медиаобразования немаловажно обращать внимание обучающихся на угрозы и риски в Интернете, например, связанные с деятельностью интернет-сайтов, направленных (зачастую в завуалированной форме) на разжигание межэтнической ненависти и терроризму, радикализацию молодых людей, их вербовку и подстрекательство к экстремистской деятельности. Для этого у студентов необходимо сформировать компетенции, связанные с критическим анализом медиатекстов, развитием антиманипулятивной культуры мышления и морально-нравственной устойчивости к дезинформации и фейковым медийным сообщениям. В связи с этим, при случайной «встрече» с такого рода сайтами, нужно уметь «считывать» распространённые маркеры идеологии межэтнической, межнациональной или межконфессиональной интолерантности, например:

- идея нетерпимости к представителям «иной» социальной группы по какому-либо признаку; при этом «другие», по мнению создателей интернет-сайта, имеют более низкий социальный статус или представляют угрозу для окружающих. Искажённая интерпретация представленных событий призвана оправдать открытую или скрытую пропаганду нетерпимости и насилия в отношении представителей «иной» социальной группы;

- идея о «славном прошлом», которое было утрачено, по мнению авторов сайта, по вине представителей какой-либо «иной» социальной группы, и может быть вновь обретено в результате борьбы и последующей ликвидации этой социальной группы;

- идея о «жертвах» социальной несправедливости, якобы пострадавших от представителей «иной» социальной группы, и требующих «справедливого» наказания в отношении представителей «иной» социальной группы [ 1, 67].

С целью противодействия интолерантной и социально деструктивной пропаганде в Интернете обучающимся необходимо объяснить основные технологии манипулятивного воздействия на сознание аудиторий через интернет-сайты и медийные сообщения в контексте формирования и развития межэтнической толерантности и неприятия идеологии насилия и экстремизма, такие как:

- манипулирование с аутентичной информацией;

- тенденциозное представление информации, подбор тем и материалов («эффект CNN»);

- эмоциональное комментирование того или иного события;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дезинформация, псевдонаучная информация;

- дискредитация;

- противопоставление «свои» - «чужие»;

- националистические лозунги, содержащие призывы к асоциальной, деструктивной модели поведения или противоправным действиям в отношении представителей како-либо социальной группы;

- риторика ненависти, язык вражды;

- манипуляции с опросами общественного мнения или результатами статистических данных;

- эксплуатация заведомо ложных слухов с целью повлиять на общественное мнение;

- эксплуатация ложных национальных стереотипов и этностереотипов.

На этапе продуктивно-творческой работы с медиатекстами на тему межэтнической толерантности с целью развития конструктивной социальной и гражданской активности студентов эффективно используются проектные задания по созданию студентами группового социально значимого медиаконтента (видеоролики, этнографический фотоблог, репортаж, заметка в газету или журнал, этнографический этюд и другие медиатексты). Студентов, разработавших лучшие медиапроекты, можно привлечь к участию в различных молодёжных онлайн-конкурсах и фестивалях, посвящённых проблеме развития межэтнической толерантности и межкультурного сотрудничества. При работе над медиапроектом обучающимся нужно рекомендовать учитывать следующие факторы: представить анализ исследуемой социально значимой проблемы, определить цели и задачи проекта, обозначить целевую аудиторию, продумать концепцию решения исследуемой социальной проблемы.

Примером рефлексивно-оценочного задания могут служить такие литературно-аналитические формы работы, как написание эссе, обзорной статьи или очерка. Темы индивидуальных заданий рефлексивного характера могут касаться разных аспектов проблемы развития межэтнической толерантности, например:

1. Стереотипы в межнациональных и межэтнических отношениях: их причины и последствия.

2. Межэтническая толерантность как фактор профилактики терроризма в молодёжной среде.

3. Виды экстремизма и способы противодействия ему.

4. Межэтническая толерантность - неотъемлемая часть социального и духовно-нравственного здоровья современной молодёжи.

5. Проблемы социализации, адаптации и интеграции мигрантов в общекультурное пространство современной России.

Таким образом, медиаобразование на материале интернет-сайтов межэтнической тематики позволяет решать конкретные задачи развития и воспитания молодежи:

- сформировать у студентов устойчивое чувство неприятия идеологии расовой, национальной, межэтнической, межконфессиональной интолерантности и экстремизма путём критического анализа медиатекстов;

- расширить культурно-исторический и социальный опыт, этнокультурный кругозор молодёжной аудитории;

- формировать активную гражданскую позицию у молодых людей;

- развивать позитивную национальную идентичность и патриотизм у обучающихся;

- вовлекать молодёжь в социально значимую деятельность для формирования у них культуры межнационального и межличностного общения.

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-013-00030 «Отражение проблемы межэтнической толерантности студенческой молодёжи в российском и англоязычном медиаобразовании постсоветского периода (1992-2020)», выполненного в Ростовском государственном экономическом университете. Руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент И. В. Челышева.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности американских студентов в процессе медиаобразования // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. Изд-во: ФГБОУ ВПО «МГТУ ГА». Иркутск, декабрь, 2020. №4(27). URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130001-media/rmtasvpm (дата обращения: 30.04.2021).

2. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. - М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 c.

Т.П. Мышева

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННО ВЫРАЖЕННЫМ ДЕФИЦИТОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья рассматривает роль музейной педагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся с дефицитом интеллектуального развития. В ней находит свое отражение специфика музейных программ, содержание которых направлено на коррекцию дефицита интеллектуального развития учащихся.

Ключевые слова: музейная педагогика, интеллектуальное развитие, экскурсионная деятельность, музейное искусство, музей, музейный учебно-воспитательный процесс.

T.P. Mysheva

MUSEUM PEDAGOGY AND ITS ROLE IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF STUDENTS WITH MODERATE DEFICIT IN THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Abstract. The article examines the role of museum pedagogy in the educational process of students with intellectual disabilities. It reflects the specificity of museum programs, the content of which is aimed at correcting the deficit in the intellectual development of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.