Научная статья на тему 'О роли СМИ в духовно-нравственном развитии общества'

О роли СМИ в духовно-нравственном развитии общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1291
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сафронова О. В.

Трансформация духовной (ценностно-смысловой) сферы жизни российского общества сегодня во многом обусловлена деятельностью средств массовой информации. Статья посвящена проблемам негативного воздействия современных СМИ на массовое сознание и духовно-нравственное развитие социума. По мнению автора, обращение журналистов к духовной тематике, культурным традициям и ценностям становится необходимым условием для дальнейшего гармоничного развития всех социальных институтов и каждой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли СМИ в духовно-нравственном развитии общества»

О РОЛИ СМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

© Сафронова О.В.*

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Трансформация духовной (ценностно-смысловой) сферы жизни российского общества сегодня во многом обусловлена деятельностью средств массовой информации. Статья посвящена проблемам негативного воздействия современных СМИ на массовое сознание и духовно-нравственное развитие социума. По мнению автора, обращение журналистов к духовной тематике, культурным традициям и ценностям становится необходимым условием для дальнейшего гармоничного развития всех социальных институтов и каждой личности.

Глобальная информатизация - это характерная черта всего мирового сообщества в начале XXI века, существование которого уже невозможно без постоянного обращения к средствам массовой информации. Роль СМИ давно вышла за пределы простого информирования. Являясь важнейшим социальным институтом и занимая главенствующее положение в системе обеспечения жизнедеятельности социума, средства массовой информации формируют мировоззрение и сознание каждого человека, оказывают огромное воздействие на его ценностные ориентации и восприятие действительности, создают некие образцы и стандарты жизни, определенные модели поведения.

Роль СМИ сегодня чрезвычайно велика, именно поэтому огромна и социальная ответственность журналистов. Однако, при всей своей значимости российские масс-медиа, злоупотребляя свободой слова, все чаще становятся проводниками негативных тенденций. Информационные технологии, преобладающие в пространстве СМИ, способствуют созданию особой коммуникативной среды, в рамках которой происходит трансформация традиционной российской системы ценностей, потеря ценностных ориентиров и идеологии, дезориентация в культурном пространстве.

Сегодня активность всех информационных процессов так высока, что подчиняет себе ценности и традиционные элементы высокой культуры. Под повсеместным распространением и воздействием массовой культуры, они теряют свой авторитет и переживают значительную трансформацию. Так, В.В. Миронов отмечает, что «пропорция между высокой и низовой культурой нарушается, последняя становится массовой не только по количеству вовлеченных в нее субъектов, но и по упрощенному качеству потребляемого продукта» [4, с. 46]. Массовая культура, ставшая сегодня феноменом общемирового масштаба, фрагментирует человеческое сознание, сужает его ограниченным количеством стереотипных представлений.

* Доцент кафедры Журналистики и связей с общественностью, кандидат философских наук.

Одна из главных черт современной журналистики - равнодушие к духовной проблематике. В рыночных условиях в средствах массовой информации снижено внимание к темам культуры и искусства. Проблемы политики и экономики, сообщения о террористических актах и убийствах, сенсационные новости из мира шоу-бизнеса практически полностью вытесняют духовные вопросы. Сегодня в России, к сожалению, совсем в небольшом объеме выходят печатные издания, телевизионные программы, которые освещают духовно-нравственную проблематику. В основном это региональные СМИ, а также издания литературоведческого или религиозного направления.

Духовный мир каждого человека легко уязвим, поэтому нередко с помощью СМИ подрывается безопасность общества и его духовное здоровье, распространяется бездуховность и приоритет материальных интересов, которые еще Платон называл основой пороков человека, общества и государства.

Современное общество представляет собой общество, в котором главенствующее место занимает идеология потребительства и наслаждения, культ жестокости, власти, силы, секса, денег, соперничества. Средства массовой информации и реклама навязывают мысль о том, что счастье современного человека - это материальные ценности, процесс приобретения которых становится целью и смыслом жизни, практически не оставляя в ней места традициям и духовно-нравственному развитию.

Как отмечает И.В. Ерофеева, деньги сводят к минимуму духовные характеристики бытия, таким образом, человечество вступает на путь, обратный духовной эволюции. «Товарно-денежные отношения, определяющие духовную картину мира информационного пространства, явно подчеркивают проблему хаоса в рамках национальной идентификации, а также в пределах парадигмы: цели и средства. Высшие цели не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества, определяется не золотым запасом государства, а духовной культурой» [2, с. 55].

Отметим, что сегодня переживает значительную трансформацию важнейший институт социализации личности - российская семья. Это происходит во многом и под воздействием средств массовой информации. Сокращение рождаемости и количества браков, рост разводов и нерегистрируе-мых браков говорят о снижении роли института семьи и уничтожении его духовной основы и ценностей. Видоизменились в обществе представления о женственности и мужественности.

Вызывает тревогу показ в средствах массовой информации сцен насилия и жестокости, убийств, порнографических и эротических материалов. Такая ситуация наиболее опасна для молодого поколения, поскольку духовно-нравственная и ценностная система молодежи находится в стадии формирования и под воздействием некоторых «идеалов» и «образцов», навязываемых СМИ, может быть легко искажена. Идентифицируя себя с тем или иным образом, личностью, каждый человек тем самым формирует свою идентичность.

В 90-е годы XX века в России роль таких социализирующих институтов, как школа, семья, воспитательных учреждений, трудовых коллективов, профсоюзов, армии заметно снизилась. Обесценилось то, что годами воспринималось людьми как источник общественной добродетели - справедливость, правда, любовь к Родине, соборность, семья и другие проявления духовности. В такой ситуации общество оказалось в поиске новых парадигм идентичности. Неспособность человека идентифицировать себя, потеря духовной преемственности, вызывают множество психологических проблем (беспокойство, агрессивность, неуверенность, эгоцентризм и др.). Такое состояние является отражением кризиса идентичности.

Проблемы разрушения российской духовности, а также культурно-национальной идентичности и основополагающих ценностей нашей страны естественным образом актуализировали и проблемы гармонизации общества, дальнейшее развитие России без решения которых будет затруднено.

Гармонизация современного общества понимается как соразмерное развитие каждой личности и всех социальных институтов, в основе которого -культурные, духовно-нравственные ценности, традиции, духовное здоровье всей нации. Именно на духовно-нравственных ценностях, идеалах, культурных универсалиях, традиционных элементах и социальных установках основывается гармоничная жизнедеятельность каждого человека, которая в своей совокупности формирует гармоничное общество, а также способствует созиданию здоровых взаимоотношений в социуме.

Огромную роль в процессе гармонизации сегодня играют средства массовой информации. Они способны создавать, распространять и сохранять основополагающие духовно-нравственные ценности государства и осуществлять преемственность культурных традиций.

Гармоничное развитие общества, социальных институтов и каждого человека сегодня невозможно без решения многих проблем, которые во многом обусловлены деятельностью средств массовой коммуникации. Во-первых, важно повышать общую культуру работников СМИ, предупреждая процессы трансформации культурных и духовных ценностей. Во-вторых, содействовать в развитии гармоничного общества, а также такой социальной среды, в которой бы были созданы комфортные условия для самореализации женщин и мужчин, содействовать формированию толерантности в обществе.

В-третьих, не допускать распространения порнографии, сексизма, насилия, жестокости, негативных образов мужчин и женщин, дискриминации по признаку пола. В-четвертых, способствовать всестороннему изучению творчества журналистов, а также ценностей журналистского произведения, чтобы усилить созидательную и конструктивную деятельность средств массовой информации в современном социуме. В-пятых, содействовать распространению в обществе духовно-нравственных ценностей, гармоничных отношений между родителями и детьми, акцентировать значимость воспита-

тельной функции семьи, а также доброжелательные отношения между мужчинами и женщинами, основанные на уважении и любви. Обращение журналистов к российской философии семьи, ее духовным категориям - это реальная необходимость, которая обусловлена сегодня трансформацией института и демографическим кризисом. В-шестых, повышать социальную ответственность журналистов в нравственном и духовном развитии России, которая должна стать абсолютным приоритетом в их деятельности и контролировать соблюдение работниками СМИ норм Конституции РФ, законов РФ, а также принципов журналистской этики.

Один из самых первых кодексов, содержащих нормы и принципы поведения журналистов «Каноны журналистики» был принят в 1923 году в Америке и призывал прессу трудиться с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдать искренность, порядочность и правдивость.

В России правовые и этические нормы журналистской деятельности прописаны в следующих документах: Закон РФ «О средствах массовой информации», «Кодекс профессиональной этики российского журналиста», Декларация «Московской хартии журналистов» и «Хартия телерадиовещателей». Однако зачастую нормы и положения этих документов журналистами не соблюдаются.

Важно жестко контролировать и регламентировать процесс создания рекламных образов. Перемены необходимы и в профессиональной деятельности каждого журналиста и сотрудника СМИ, занимающегося изготовлением и размещением рекламной продукции, в которой акценты важно ставить не на сексуальных мотивах, а на национальных традициях и ценностях.

Важно принятие на законодательном уровне целого комплекса мер, которые бы соответствовали требованиям цивилизованного общества и способствовали ограничению показов в средствах массовой информации насилия, агрессии, патологических и аномальных форм поведения, откровенных эротически сцен. Необходимо также предусмотреть ответственность СМИ и журналистов, которые распространяют материалы, противоречащие нормам и ценностям цивилизованного общества, и, самое важное, обеспечить эффективность такой ответственности.

В средствах массовой информации и обществе важно выработать отношение к человеку как духовно-нравственной личности, социально-одобряемые, мировоззренческие, нравственные политические действия и убеждения, а также представления каждого человека его социальной ответственности и смысле жизнедеятельности. Это является важнейшей задачей современной журналистики.

Обращение средств массовой информации к духовной проблематике, основополагающим для России духовно-нравственным ценностям и культурным традициям сегодня становится необходимым условием для гармо-

ничного развития общества, всех социальных институтов и каждой личности, а также решения множества проблем. Сегодня пришло время вновь обратиться к истокам духовности и культуры, патриотизма и нравственности.

Список литературы:

1. Горохов В.М. Гуманизация массовых информационных процессов в рамках открытого общества / В.М. Горохов, Т.Э. Гринберг // Вест. Моск. унта. Сер. Журналистика. - 2003. - № 4. - С. 22-27.

2. Ерофеева И.В. Аксиосфера СМИ: структура и содержание. Российская духовность в пространстве коммуникативных технологий / И.В. Ерофеева. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. - 82 с.

3. Захаров А.В. Массовое общество и культура в России: социально-типологический анализ / В. Захаров // Вопросы философии. - 2003. - № 9. -С. 3-16.

4. Миронов В.В. Современное коммуникативное пространство как фактор трансформации культуры и философии / В.В. Миронов // Вест. Моск. ун-та. Сер. Философия. - 2006. - № 4. - С. 34-48.

5. Черных А.И. Мир современных медиа / А.И. Черных. - М.: Изд-во «Территория будущего», 2007. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.