Научная статья на тему 'МЕДИАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕНТРА ИСПРАВЛЕНИЯ УИС'

МЕДИАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕНТРА ИСПРАВЛЕНИЯ УИС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные педагогические технологии / медиапсихология / центр исправления осужденных исправительного учреждения / эффективность психолого-педагогического воздействия / innovative pedagogical practices / media psychology / correctional center for convicts of a correctional institution / the effectiveness of psychological and pedagogical influence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денис Олегович Смирнов, Мария Юрьевна Смирнова

Статья посвящена обобщению опыта системной работы психолога центра исправления осужденных исправительного учреждения. Результаты представлены на трех уровнях реализации психологической деятельности: 1) концептуальном — проведен анализ тенденций УИС относительно развития воспитательной работы с осужденными, обоснована важность внедрения в процесс инновационных психолого-педагогических практик; 2) практическом — описана разработанная и проведенная психолого-педагогическая программа личностного развития осужденных «Навигатор жизни» в русле медиапсихологии Пермской психологической школы; 3) экспериментальном — на основании проведенного формирующего эксперимента с участием осужденных были получены статистически достоверные эмпирические данные, убедительно подтверждающие эффективность медиапсихологических инновационных технологий применительно к организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Денис Олегович Смирнов, Мария Юрьевна Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA-PSYCHOLOGICAL PRACTICES AS EFFECTIVE INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR CONVICTS OF THE CENTER FOR CORRECTION OF THE PENAL SYSTEM

The article is devoted to the generalization of experience of systematic work of the psychologist of the center of correction of convicts of correctional institution. The results are presented at three levels of psychological activity: 1) conceptual — the analysis of the penal system tendencies regarding the development of educational work with convicts is carried out, the importance of introduction in process of innovative psychological and pedagogical practices is proved; 2) practical — described the developed and carried out psychological and pedagogical program of personal development of convicts “Navigator of life" in line with media psychology of the Perm psychological school; 3) experimental — on the basis of the formative experiment with the participation of convicts were obtained statistically significant empirical data that convincingly confirm the effectiveness of innovative media technologies in relation to the organization of educational work with convicts in the penitentiary institution.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕНТРА ИСПРАВЛЕНИЯ УИС»

УДК 159.9 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-253-257

МЕДИАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ ЦЕНТРА ИСПРАВЛЕНИЯ УИС

Денис Олегович СМИРНОВ,

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: deva-nar@yandex.ru

Мария Юрьевна СМИРНОВА,

преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Пермского института ФСИН России

E-mail: oik-6@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта системной работы психолога центра исправления осужденных исправительного учреждения. Результаты представлены на трех уровнях реализации психологической деятельности: 1) концептуальном — проведен анализ тенденций УИС относительно развития воспитательной работы с осужденными, обоснована важность внедрения в процесс инновационных психолого-педагогических практик; 2) практическом — описана разработанная и проведенная психолого-педагогическая программа личностного развития осужденных «Навигатор жизни» в русле медиапсихологии Пермской психологической школы; 3) экспериментальном — на основании проведенного формирующего эксперимента с участием осужденных были получены статистически достоверные эмпирические данные, убедительно подтверждающие эффективность медиапсихологических инновационных технологий применительно к организации воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

Ключевые слова: инновационные педагогические технологии; медиапсихология; центр исправления осужденных исправительного учреждения; эффективность психолого-педагогического воздействия.

MEDIA-PSYCHOLOGICAL PRACTICES AS EFFECTIVE INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR CONVICTS OF THE CENTER FOR CORRECTION OF THE PENAL SYSTEM

Denis Olegovich SMIRNOV,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

of the Department of Practical Psychology,

Perm State Humanitarian and Pedagogical University

E-mail: deva-nar@yandex.ru

Maria Yuryevna SMIRNOVA,

Lecturer of the Department of Criminal and Penal Enforcement Law, Perm Institute FPS Russia

E-mail: oik-6@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the generalization of experience of systematic work of the psychologist of the center of correction of convicts of correctional institution. The results are presented at three levels of psychological activity: 1 ) conceptual — the analysis of the penal system tendencies regarding the development of educational work with convicts is carried out, the importance of introduction in process of innovative psychological and pedagogical practices is proved; 2) practical — described the developed and carried out psychological and pedagogical program of personal development of convicts "Navigator of life" in line with media psychology of the Perm psychological school; 3) experimental — on the basis of the formative experiment with the participation of convicts were obtained statistically significant empirical data that convincingly confirm the effectiveness of innovative media technologies in relation to the organization of educational work with convicts in the penitentiary institution.

Keywords: innovative pedagogical practices; media psychology; correctional center for convicts of a correctional institution; the effectiveness of psychological and pedagogical influence.

Введение

«Исправительные колонии» — в самом названии данных учреждений заложена идея того, что человек, совершивший преступление, должен понести не просто наказание (в виде лишения свободы), а прежде всего — исправиться, т.е. стать другим. Этот процесс предполагает претерпевание системных изменений на трех уровнях: (а) поведенческом (впредь не совершать правонарушения — осуществлять общественно приемлемую и полезную деятельность); (б) социальном (смена прежнего асоциального окружения — включение в здоровое сообщество); (в) внутриличностном (трансформация самосознания, актуализация ценностей, изменение установок). Таким образом, осуществление исправительной функции является сложной психолого-педагогической задачей, решению которой в современной уголовно-исправительной системе (УИС) уделяется особое внимание [1].

1. Так, в последнее время произведены качественные изменения организации психологического сопровождения осужденных в исправительных колониях. В связи с распоряжением ФСИН России от 30 апреля 2015 г. № 63-р «О проведении эксперимента по апробации модели центра исправления осужденных исправительного учреждения» [5] в учреждениях УИС организованы центры исправления осужденных в части поиска и использования новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных. Согласно данному распоряжению психолог центра осуществляет адресную психологическую помощь осужденным, направленную на адаптацию в местах лишения свободы, исправление, предупреждение совершения новых преступлений, а также привитие навыков законопослушного поведения.

Большое внимание уделяется психокоррек-ционной (индивидуальной и групповой) работе с осужденными. На сегодняшний день этот показатель ежеквартально составляет 70% от общего количества осужденных в центре, что является достаточно большой интеллектуальной нагрузкой для психолога [1]. Для успешного разрешения данной задачи целесообразно применять такие методы работы, которые при сохранении своей качественной эффективности позволяли бы охватить большое количество осужденных.

2. Согласно целям и задачам Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, среди которых — повышение эффективности работы исправительных учреждений с осужденными, сокращение рецидива преступлений и в целом гуманизация системы УИС, возникает острая необходимость разработки и проведения развивающих психо-коррекционных программ, направленных на поддержку процессов ценностно-смысловой трансформации в системе самосознания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях [3].

3. Проблемы ресоциализации и психологической реабилитации осужденных, выражающиеся в том, что для полноценного включения правонарушителя в магистральную общественную среду необходимы [3]:

■ мотив (желание измениться) самого осужденного;

■ создание альтернативного пространства межличностного общения, позволяющего преодолеть установки криминальной субкультуры, навязываемой окружением;

■ преодоление субъективных трудностей (борьба с самим собой), возникающих у

осужденного в процессе его личностного позитивного изменения. Таким образом, в современной УИС наблюдается тенденция движения от сугубо наказывающего и ограничивающего воздействия к лич-ностно формирующему и развивающему взаимодействию. Здесь актуализация психолого-педагогического компонента продиктована необходимостью включения осужденного в суть процесса личностного становления, т.е. осуществления интериоризации общечеловеческих ценностей и раскрытия личностного потенциала. Согласно ФГОС, это является стержнем любого образовательного процесса в аспекте личностных результатов. В случае человека, отбывающего наказание, мы будем иметь дело с феноменом дефектной социализации, имевшим место в процессе его личностного становления в семье, школе и других социальных институтах [7]. В этой связи образовательная среда, в которую он будет погружаться, а именно система воспитательных занятий, должна быть выстроена по принципам здорового человеческого сообщества.

Таким образом, включение психолого-педагогического компонента в деятельность центра исправления осужденных исправительного учреждения УИС вызвано необходимостью фаси-литации, поддержки, контроля личностных изменений осужденных и является стержневой задачей, имеющей высокую степень актуальности как в теоретико-методологическом, так и в практическом плане.

Важно иметь в виду, что в случае работы с контингентом осужденных формат традиционной педагогики, основанной на трансляции устоявшихся знаний, будет неэффективен. Здесь необходимо внедрение инновационных педагогических технологий, причем инновационных прежде всего для УИС, позволяющих осуществить личностно-трансформационный переход от де-линквентной личности к личности законопослушного гражданина, носителя общечеловеческой культуры.

Согласно общему педагогическому определению [2], инновационные педагогические технологии — это новые или усовершенствованные методики организации образовательной деятельности:

1) имеющие научно-исследовательскую обоснованность;

2) экспериментально нашедшие положительные практические результаты;

3) направленные на повышение эффективности образовательного процесса;

4) максимально отвечающие актуальным тенденциям общественного развития.

Организация исследования

Следуя традиции системного исследования Пермской психологической школы В.С. Мерлина [4], а также наработкам Пермской школы медиаобразования [6], нами был сформирован психотерапевтический тренинг-интенсив «Навигатор жизни», объединивший в себе эффективные инновационные психолого-педагогические технологии, разработанные пермскими психологами.

Методологические и теоретические основания программы представлены: (1) идеями гума-нистическо-экзистенциальной психологии о самоактуализационной интенции человека (В. Франкл, И. Ялом, К. Роджерс); (2) идеями о становлении личности согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; (3) идеями психоанализа о скрытых в сфере бессознательного психологических ресурсах психоаналитических концепций (З. Фрейд, Р. Ассоджаоли, А. Адлер, К. Юнг); (4) идеями о динамике личностных и групповых изменений (Ф. Перлз, Р. Бейлз, К. Фопель); (5) авторскими идеями Пермской школы медиаобразования и медиапсихо-логии (О.Н. Ахмедзянова, С.В. Полищук, Д.О. Смирнов) [6] .

Цель программы — достижение позитивной личностной трансформации осужденных методами медиапсихологических практик, направляющих участников в гармоничные доверительные отношения в группе, актуализирующих общечеловеческие ценности.

В эмпирическом плане цель была операцио-нализирована в гипотетическое предположение о том, что участие в тренинге-интенсиве «Навигатор жизни» приведет в группе участников к сдвигу показателей в сторону большей осмысленности жизни, оптимизации характеристик самоотношения и снижению уровня общей агрессивности.

Поставленная цель обусловила следующий алгоритм решения задач:

1) обеспечить контроль личностных изменений осужденных центра исправления посредством стартовой и итоговой психологических диагностик;

2) сформировать безопасные социально-психологические отношения осужденных центра исправления путем проведения занятий в стабильных контактных микрогруппах до 15 человек;

3) посредством просмотра специально подобранного видеоматериала создать условия для интенсивного соприкосновения участников с общечеловеческими ценностями; посредством организованной психологической работы поддержать процесс дальнейшей их ассимиляции в пространство жизненного опыта;

4) фасилитировать (стимулировать, усилить и поддержать) процесс личностной трансформации осужденных методами медиапсихологии и рефлексии;

5) опираясь на процедуры математической статистики, выявить сдвиг показателей смысло-жизненных ориентаций, самоотношения и агрессивности.

Краткое описание программы. Занятия с участниками психокоррекционной программы проводились в малых контактных группах до 15 человек в форме психологического интенсива, состоящего из 10 занятий. На входе и выходе из программы осуществляется диагностика участников. Сами занятия имели формат социально-психологического тренинга, включающего следующие методы медиапсихологии и психотерапии: просмотры видеосюжетов, диалоговый метод, структурированная и спонтанная дискуссия, психологический анализ видеосюжета, проективно-ассоциативный метод, медиа-символ драма (аутогенная тренировка), психодраматические этюды.

Каждое занятие было посвящено раскрытию одной из общечеловеческих ценностей — «общение», «красота», «Родина», «семья», «воля», «смысл жизни», «счастье», «свобода».

Частота встреч — два раза в неделю, продолжительность — три часа.

Для проверки результативности интенсива применялся классический метод формирующего эксперимента со стартовым и итоговым замерами до и после проведения программы в экспериментальной группе (40 осужденных — участники программы) и контрольной группе (40 осужденных — не включенные в программу).

В эмпирической части психодиагностический инструментарий был представлен тремя стандартизированными опросниками: (1) методика изучения смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; (2) методика изучения самоотношения С.Р. Пантелеева; (3) опросник уровня агрессии А. Басса и А. Дарки.

В качестве основной процедуры математической статистики был использован сравнительный анализ средних значений по ¿-критерию Стью-дента зависимых и независимых переменных.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании примененных статистических методов были получены следующие достоверные результаты.

1. Стартовый замер выявил лишь одно значимое различие между экспериментальной группой (будущими участниками программы «Навигатор жизни») и контрольной. Так, оказалось, что осужденные, не участвующие в эксперименте, в период начала программы продемонстрировали большую ответственность за изменения своей жизни — показатель «Локус контроля жизни». В целом по другим переменным значимых различий не было обнаружено, что позволило сделать вывод о психологической тождественности представителей той и другой группы.

2. Путем статистического сравнения показателей замеров «до» и «после» интенсива была отслежена динамика личностных изменений внутри каждой подвыборки.

2.1. Так, значимых отличий в системе личностных свойств представителей контрольной группы (не участвующих в программе) не было обнаружено.

2.2. В группе участников тренинга-интенсива был зафиксирован следующий сдвиг в выраженности следующих показателей:

■ увеличились уровень ответственности за изменение собственной жизни (показатель «Локус контроля жизни») и общая осмысленность своей жизни (суммарный показатель «Смысло-жизненные ориентации»);

■ повысилось доверие к самому себе и окружающим людям (показатель «Открытость-закрытость»), усилилось чувство совести (показатель «Самообвинение») по шкалам опросника «МИС» — шкала самоотношения);

■ снизилась общая агрессивность по всем показателям опросника Басса и Дарки: участники программы стали менее враждебны, подозрительны, раздражительны, обидчивы, снизился их негативистский настрой и уровень речевой агрессии.

3. В свою очередь, итоговая диагностика выявила значимые отличия изучаемых личностных свойств между представителями двух выборок. Так, участники после завершения программы проявили меньшую агрессивность, большую осознанность своей жизни и большие открытость и совестливость; тогда как в контрольной группе личностные характеристики остались без изменений.

По результатам проведенного экспериментального исследования можно сделать следующий вывод.

Разработанная и проведенная программа социальной реабилитации и личностного развития осужденных «Тренинг-интенсив «Навигатор жизни»» ввиду научной обоснованности и эмпирического подтверждения своей эффективности, а также отсутствия аналогов применения в практике УИС может считаться инновационной психолого-педагогической практикой для решения ключевых задач центров исправления осужденных исправительного учреждения и УИС в целом.

Список литературы

1. Дебольский М.Г. Психологическая служба в уголовно-исполнительной системе // Отечественные записки. 2008. Т. 41. № 2. С. 210—219.

2. Добрынина Т.Н. Интерактивное обучение в системе высшего образования: монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года // URL: https://fsin.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2020).

4. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

5. Распоряжение ФСИН России от 30 апреля 2015 г. № 63-р «О проведении эксперимента по апробации модели центра исправления осужденных исправительного учреждения» // URL: https:// fsin.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2020).

6. Смирнов Д.О. Медиапсихология: методы организации психологической работы с видеоматериалами в малой группе // Современные тенденции психологической науки и практики: материалы Всерос. молодежн. форума (25—28 апреля 2012 г.). Казань: КФУ, 2012. С. 155—157.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты // URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.12.2020).

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.