Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ЛИДЕРЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУППАХ / CONVICT / INFORMAL GROUPS / LEADERS OF INFORMAL GROUPS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS IN INFORMAL GROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Екатерина Васильевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования неформальных групп в пенитенциарном учреждении и характеру их влияния на процесс исправления осужденных, являющихся членами этих групп. Приводятся статистические данные о преступности в исправительных учреждениях за последние годы, а также действиях, дезорганизующих работу исправительных учреждений. Рассматриваются причины влияния криминальной субкультуры на личность осужденного и особенности формирования неформальных групп различной направленности (положительной, отрицательной и нейтральной). Особое внимание уделяется взаимообусловленному процессу влияния на личность осужденного неформальной группы и администрации пенитенциарного учреждения, от которого во многом зависит возможность его исправления. Анализируются психологические механизмы, лежащие в основе приобщения осужденного к неформальным группам отрицательной направленности. Описываются психолого-педагогические особенности воспитательной работы с осужденными в неформальных группах. Характеризуется выбор средств, форм и мер воздействия на личность осужденного в неформальных группах. Указываются особенности воспитательных воздействий на личность осужденного, приводящие к тем или иным изменениям в личностной сфере. Рассматриваются обстоятельства для наибольшего положительного эффекта от воспитательной работы и указываются социально-психологические явления, которые наиболее эффективны, а также разнообразные методы профилактического и пресекающего воздействия. В заключение рассматривается важность изменений в управленческих и воспитательных структурах исправительных учреждений, в стилях воздействия и режима содержания осужденных, а также необходимость повышения уровня психолого-педагогической подготовки сотрудников, расширения знаний о специфике индивидуального и группового поведения осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF INFORMAL GROUPS INFLUENCE ON INMATES’ CORRECTION: PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the formation of informal groups in a penitentiary institution and the nature of their influence on the process of correction of convicts who are members of these groups. Statistics on crime in correctional institutions over the past year sare provided as well as actions that disrupt the work of correctional institutions. The reasons for the influence of the criminal subculture on the personality of the convict and the peculiarities of the formation of informal groups of various orientations (positive, negative and neutral) are considered. Particular attention is paid to the interdependent process of influence on the personality of the convict by the informal group and the administration of the penitentiary institution, on which the possibility of his correction largely depends. The psychological mechanisms underlying the introduction of a convict to informal groups of a negative orientation are analyzed. Psychological and pedagogical features of educational work with convicts in informal groups are described. The choice of meansis characterized as well as forms and measures of influence on the personality of the convicted person in informal groups. Specific features of educational influences on the personality of the convicted person, leading to certain changes in the personal sphere are examined. The circumstances for the most positive effect of educational work are considered, and the socio-psychological phenomena that are most effective are indicated, as well as various methods of preventive and intersecting influence. At the end of the article the importance of changes in the management and educational structures of correctional institutionsis discussed as well as changes in the styles of influence and the regime of detention of prisoners and the need to improve the level of psychological and pedagogical training of employees, expanding knowledge about the specifics of individual and group behavior.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.015 УДК 159.9

Гусева Екатерина Васильевна

кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры пенитенциарной

психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: Katenysh2005(S)yandex.ru

Ekaterina V. Guseva

Candidate of Psychology,

Senior Lecturer of the Department of penitentiary

psychology and pedagogy,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: Katenysh2005(S)yandex.ru

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования неформальных групп в пенитенциарном учреждении и характеру их влияния на процесс исправления осужденных, являющихся членами этих групп.

Приводятся статистические данные о преступности в исправительных учреждениях за последние годы, а также действиях, дезорганизующих работу исправительных учреждений.

Рассматриваются причины влияния криминальной субкультуры на личность осужденного и особенности формирования неформальных групп различной направленности (положительной, отрицательной и нейтральной).

Особое внимание уделяется взаимообусловленному процессу влияния на личность осужденного неформальной группы и администрации пенитенциарного учреждения, от которого во многом зависит возможность его исправления.

Анализируются психологические механизмы, лежащие в основе приобщения осужденного к неформальным группам отрицательной направленности.

Описываются психолого-педагогические особенности воспитательной работы с осужденными в неформальных группах. Характеризуется выбор средств, форм и мер воздействия на личность осужденного в неформальных группах. Указываются особенности воспитательных воздействий на личность осужденного, приводящие к тем или иным изменениям в личностной сфере. Рассматриваются обстоятельства для наибольшего положительного эффекта от воспитательной работы и указываются социально-психологические явления, которые наиболее эффективны, а также разнообразные методы профилактического и пресекающего воздействия.

В заключение рассматривается важность изменений в управленческих и воспитательных структурах исправительных учреждений, в стилях воздействия и режима содержания осужденных, а также необходимость повышения уровня психолого-педагогической подготовки сотрудников, расширения знаний о специфике индивидуального и группового поведения осужденных.

Ключевые слова: осужденный, неформальные группы, лидеры неформальных групп, психолого-педагогические особенности воспитательной работы с осужденными в неформальных группах.

THE PROBLEMS ARISING IN THE PROCESS OF INFORMAL GROUPS INFLUENCE ON INMATES' CORRECTION: PSYCHOLOGICAL ASPECT

Summary. The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the formation of informal groups in a penitentiary institution and the nature of their influence on the process of correction of convicts who are members of these groups.

Statistics on crime in correctional institutions over the past year sare provided as well as actions that disrupt the work of correctional institutions.

The reasons for the influence of the criminal subculture on the personality of the convict and the peculiarities of the formation of informal groups of various orientations (positive, negative and neutral) are considered.

Particular attention is paid to the interdependent process of influence on the personality of the convict by the informal group and the administration of the penitentiary institution, on which the possibility of his correction largely depends.

© 2020 Гусева E. B.

The psychological mechanisms underlying the introduction of a convict to informal groups of a negative orientation are analyzed.

Psychological and pedagogical features of educational work with convicts in informal groups are described. The choice of meansis characterized as well as forms and measures of influence on the personality of the convicted person in informal groups. Specific features of educational influences on the personality of the convicted person, leading to certain changes in the personal sphere are examined. The circumstances for the most positive effect of educational work are considered, and the socio-psychological phenomena that are most effective are indicated, as well as various methods of preventive and intersecting influence.

At the end of the article the importance of changes in the management and educational structures of correctional institutionsis discussed as well as changes in the styles of influence and the regime of detention ofprisoners and the need to improve the level ofpsychological and pedagogical training of employees, expanding knowledge about the specifics of individual and group behavior.

Keywords: convict, informal groups, leaders of informal groups, psychological and pedagogical features of educational work with convicts in informal groups.

В последние годы в исправительных учреждениях отмечается рост преступности: в 2014 г. на 1000 человек приходилось 1,36 преступления (всего совершено 754 преступления), в 2015 г. - 1,59 (всего - 838), в 2016 г. - 1,62 (всего - 851), в 2017 г. - 1,75 (всего - 875), в 2018 г. - 1,92 (всего - 914), в 2019 г. - 2,34 (всего - 1015), при этом особую тревогу вызывает рост действий, дезорганизующих работу исправительного учреждения - ч. 3 ст. 321 Уголовного кодекса Российской Федерации (в 2017 г. - 6, в 2018 г. - 13, в 2019 г. - 17) [1].

Данный факт требует изучения особенностей группировок осужденных, психологических особенностей личности осужденных и особенностей взаимодействия в неформальных группах.

Высокий уровень криминогенной напряженности он в исправительных учреждениях связан со многими факторами, одним из которых выступает криминальная субкультура.

Криминальная (пенитенциарная, тюремная) субкультура получила свое распространение не только в пенитенциарных учреждениях, но и в гражданском обществе. Воздействуя на личность осужденного, она проповедует ценность противодействия властям (противодействие уголовному преследованию и администрации исправительного учреждения).

Находясь в криминальной среде, усугубляется нравственная деформация осужденного, которая, в свою очередь, негативным образом влияет на других осужденных (происходит взаимообусловленный процесс). Благодаря этому в среде осужденных формируются неформальные малые группы отрицательной направленности, которые способствуют росту организованных преступлений, совершаемых в местах лишения свободы.

В связи с этим требуется изучение самих неформальных групп, индивидуальных и личностных особенностей осужденных, входящих в эти группы, а также характера построения неформальных взаимоотношений между членами этих групп.

В отечественной юридической литературе проблеме личности преступника уделяли внимание такие авторы, как: Р. С. Белкин, А. Н. Васильев, И. Ф. Герасимов, Ф. В. Глазырин, В. П. Лавров, В. А. Образцов, А. Н. Хоменко, П. П. Цветкова, А. А. Эйсман, И. Н. Якимова и др.

Психологию групп осужденных, социально-психологическую структуру среды изучали В. М. Анисимков, И. П. Башкатов, А. И. Гуров, Б. Б Казак, А. И. Ушатиков и др.

Криминальная среда представляет собой устойчивую систему взаимодействия различных категорий граждан асоциальной направленности, где действуют неформальные нормы, в том числе противоправного поведения [2, с. 32]. Она формирует идеологию и поставляет резервы для преступности, причем идеологию с широким набором своих нравственных, «правовых», этических и даже философских идей, оправдывающих преступность и составляющих базу для субкультуры этой среды [3, с. 41], являющейся питательной почвой для создания и существования преступных группировок различной криминальной направленности [3, с. 17].

В соответствии с Приказом Минюста России от 30.12.2005 № 259 (ред. от 15.08.2016) «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» формальной группой в исправительных учреждениях является отряд, который создается с целью стабилизации деятельности в учреждениях, создания условий соблюдения прав и законных интересов, сохранения изначально собственной безопасности, обеспечения сохранности физического и психологического здоровья, а также для осуществления воспитательной, психологической, социальной и иной работы, увеличения уровня просвещения,

образования, воспитания и профессиональной деятельности, удовлетворения душевных и религиозных запросов, подготовки к освобождению.

В отряде количество осужденных устанавливается в границах 50-100 человек. Количество осужденных зависит от вида режима. Так, в воспитательной колонии в отряде может находиться до 50 человек.

В отряды распределяются осужденные на весь срок нахождения в учреждении за исключением случаев нарушения осужденным правил внутреннего распорядка исправительного учреждения или возникновения обстоятельств, которые представляют угрозу для жизни самого осужденного или безопасности учреждения.

При распределении по отрядам учитываются личностные особенности осужденных, их желание и стремление трудиться, обучаться в системе общего и профессионального образования. Данное решение принимается комиссией исправительного учреждения, в которую входят представители различных служб, которые непосредственно взаимодействуют с осужденными, возглавляет комиссию начальник учреждения.

В рамках отряда осужденные объединяются в малые группы, которые формируются самопроизвольно. В таких группах, по мнению Б. Б. Казака и А. И. Ушатикова, «действуют механизмы подражания, внушения, соперничества и самоутверждения, что нередко оказывает решающее влияние на поведение осужденных» [3, с. 61].

Ученые (В. М. Анисимков, Ю. М. Антонян, С. В. Максимов, Г. Ф. Хохряков, А. М. Яковлев) отмечают, что разделение осужденных на неформальные группы является закономерным и характерным для пенитенциарных учреждений на протяжении всей истории их существования. В основе этого явления лежат социально-психологические, естественно-физиологические и субкультурные основания.

Большое влияние криминальной субкультуры на личность осужденного связано с тем обстоятельством, что в основе этого явления лежит подмена смысла нравственной основы деятельности неформальных групп отрицательной направленности (криминальный мир оперирует такими общечеловеческими нравственными ценностями, как честность, справедливость, взаимовыручка, поддержка и т. д.).

На процесс формирования неформальных групп влияет не только криминальная субкультура, характерная для среды осужденных, но и сами условия изоляции (невозможность уединиться (эффект публичности) или самостоятельно выбрать свой круг общения (ограниченность и замкнутость процесса общения); строгая регламентация жизни в исправительном учреждении, в результате чего осужденный стремится разнообразить свой досуг, что часто происходит именно в неформальных группах; неблагоприятная социально-психологическая обстановка в среде осужденных). Одной из причин возникновения неформальных групп является дуализм норм, которым должен следовать осужденный (с одной стороны, правила внутреннего распорядка, регулирующие жизнь осужденного в местах лишения свободы (формальные требования), а с другой стороны, требования криминального сообщества, в котором осужденный вынужден находиться большую часть времени (криминальный кодекс поведения, нарушение которого влечет за собой различные санкции)).

Для неформальных групп характерны те же процессы, что и для обычных групп. В зависимости от ценностных ориентаций неформальных групп выделяют группы отрицательной направленности, нейтральные группы, в которых людей чаще всего объединяет что-то общее (земляки, интересы, позиция и т. д.), группы положительной направленности, которые активно взаимодействуют и помогают администрации.

Рассматривая степени влияния группы на личность осужденного, следует учитывать феномены группового влияния, к которым относятся:

- деиндивидуализация (в групповых ситуациях многие осужденные стремятся избежать принятия самостоятельного решения, стараются спрятаться, а группа как раз может обеспечить таким осужденным анонимность, что приводит в результате к утрате осужденным своей самости);

- конформизм (осужденный, приспосабливаясь к неформальной группе, старается соответствовать ценностям и нормам, действующим в группе, данный процесс приводит к тому, что у осужденных меняется ценностно-смысловая сфера личности, что неизбежно отражается на его поведении (иногда это связано с реальным пересмотром своего отношения к миру (внутренний

конформизм), а иногда - со стремлением просто не демонстрировать своего истинного мнения (внешний конформизм));

- огруииление мышления (группа создает ощущение безопасности, поэтому принимается мнение большинства).

При работе с малой группой сотрудники сталкиваются с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными шаблонами поведения, установками, традициями.

Неформальные малые группы формируются в результате наличия общих интересов, сходства в жизненном пути, профессионального и преступного опыта, расовой принадлежности. Численность, устойчивость и направленность у данных групп может быть различна.

Специфика малых групп заключается в специфичной организации (группы создаются вне зависимости от администрации учреждения); динамичности и неустойчивости; строгой иерархии отношений, информационной оснащенности (каждый член группы знает, кто чем занимается); совместном питании и проживании, разделении продуктов питания и предметов, которые привозят родственники; «круговой поруке»; в защите членов группы от агрессии других осужденных, а также моральной и физической поддержке членов группы.

Образование малых групп, сплотившихся на основе единых мировоззрений и потребностей (совместное времяпрепровождение, жизнедеятельность, поддержка и т. д.), в исправительных учреждениях называют «семья». В «семье» может быть двое и более осужденных. Обязательно наличие лидера, который контролирует и руководит деятельностью группы. Более крупные группы, без однородности в плане разделяемых ценностей и норм в исправительных учреждениях называют «землячеством». Это криминальные кавказские, азиатские и другие региональные общности осужденных, которые активно самоутверждаются.

Кроме неформальных групп на традициях «воровской идеи», образующихся в исправительных учреждениях, всегда существовали и криминальные группировки осужденных, в которых культивируются образцы поведения, зачастую противоположные ценностям и нормам, принятым в обществе законопослушных граждан. Члены таких группировок всегда стремятся к руководству в кругу осужденных, беспрепятственно заявляют и проявляют отрицательную позицию к режимным моментам, трудовой деятельности, обучению, воспитательным воздействиям и соперничают за влияние на остальных осужденных.

В группах отрицательной направленности существует важный принцип «посвященности» в общую тайну. Тайна не подлежит разглашению и сохраняется при любых условиях. Это может быть общее правонарушение, за которое все несут ответственность; обязательства за действия или выполнение функций каждым из членов группы; наличие единого материального капитала («об-щака»), который во многих случаях является основным ресурсом средств существования.

Группы осужденных имеют определенную структуру: лидер, предпочитаемые, средние и пренебрегаемые члены группы, то есть каждый член группы имеет свой социально-психологический статус. Также в зависимости от положения в иерархии осужденных связаны ролевые функции каждого из членов группировок.

Лидерами неформальных групп чаще всего становятся осужденные, которые знают и соблюдают воровские традиции и обычаи, ничем не опорочившие себя в глазах других осужденных. Такие лидеры привлекают к себе внимание молодых осужденных, так как они обладают яркими личностными особенностями, интеллектуально и физически развиты, уверены в себе, эмоционально сформированы и заразительны, имеют большой круг интересов, у них хорошо развиты коммуникативные способности, высокий уровень развития лидерских способностей и богатый криминальный опыт. Влияние их на личность осужденного создает препятствие, а иногда делает практически невозможным процесс их исправления (воспитательная работа не приносит никаких результатов, так как для ее эффективности важно участие в этом процессе самого осужденного).

Изучение направленности группы и степени криминальной зараженности способствует пониманию сотрудниками целей и мотивов деятельности данной группы.

У человека, попавшего в исправительные учреждения, появляются определенные сложности, которые проявляются в изменении межличностных взаимоотношений, в особенностях пребывания в учреждении, в самом восприятии осужденным установленного режима отбывания наказания, а также в воздействии уголовно-исполнительных мер на осужденных в целом.

В исправительном учреждении осужденному необходимо перестраивать свою жизнедеятельность под установленные правовые нормы, что в начальном периоде вызывает затруднения, особенно если человек попадает в места лишения свободы впервые.

Конечно, не все осужденные выполняют требования Правил внутреннего распорядка, некоторые могут совершать правонарушения специально, вследствие чего получают статус злостного нарушителя (согласно УИК РФ), который «способствует» утверждению в группах отрицательной направленности. Воспитательная работа в исправительном учреждении направлена на предупреждение нарушений осужденными и создание условий для исправления и успешной адаптации к условиям изоляции.

Следует отметить, что условия изоляции неизбежно сказываются на личности осужденного. Изменениям подвергаются ценностные ориентации, потребности, наклонности, убеждения. Возникают отрицательные черты характера: жестокость, озлобленность, жадность, трусливость и др.

При этом на осужденного стараются воздействовать и администрация исправительного учреждения, и члены неформальной группы, но противостоять влиянию неформальной группы значительно сложнее, так как осужденный больше времени проводит в среде осужденных и у криминального общества есть больше рычагов воздействия.

Определение и устранение причин и обстоятельств, которые влияют на формирование и развитие неформальных групп, проводится в результате превентивной работы.

Пресечение состоит в создании условий, исключающих функционирование таких групп.

Работа по переориентации и разобщению неофициальных групп осуществляется со всеми участниками данной группы. Так, в рамках индивидуально-воспитательной работы проводятся мероприятия, направленные на переориентирование лидера группы, в результате чего будет меняться направленность всей группы. Внедрение новых членов с высоким уровнем положительной направленности в данную группу также способствует переориентации группы. Продуктивным способом воздействия является отсутствие любых возможностей контактирования лидера с членами группы и активирование коллективной позиции против малых групп асоциальной направленности.

Эффективность воспитательного воздействия на осужденного со стороны администрации зависит от знания его личных особенностей. На формирование представления об осужденном влияют не только характеристика, составленная на него в результате психодиагностического обследования, но и наблюдения за его поведением со стороны начальника отряда и других сотрудников, осуществляющих с ним непосредственное взаимодействие, а также негласная информация, собранная сотрудниками оперативного отдела.

Следует отметить, что недостаточно результативная воспитательная работа способствует повышению степени влияния на осужденного со стороны криминально настроенной части осужденных.

Для того чтобы воспитательная работа была эффективна, кроме особенностей личности осужденных необходимо знать и уметь определять специфику социально-психологических явлений в среде осужденных и применять в работе разнообразные методы.

Для проведения эффективной воспитательной работы сотрудники исправительных учреждений проводят индивидуальные опросы для установления принадлежности осужденного к той или иной группе, рассматриваются его индивидуальные особенности личности, криминальное прошлое и иные данные. Полученная информация позволяет правильно построить план воспитательной работы.

Наибольшее внимание уделяется осужденным, которые открыто и демонстративно заявляют о своей принадлежности к «авторитетам», пытаются настоять на своих условиях и выражают желание и стремление совершать правонарушения. Также значительное внимание необходимо уделять субъектам, которые умалчивают свое отношение к осужденным, имеющим высокий криминальный авторитет, и проявляют это после изучения окружающей обстановки. Особое внимание и тщательный подбор проводимых мероприятий заслуживают осужденные, которые говорят о своей принадлежности к «авторитетам», но проявляют положительное отношение к сотрудникам учреждения, требованиям администрации и готовы содействовать в сохранении режимных моментов и порядка в учреждении, а также принимают участие в разрешении спорных вопросов между осужденными с позиции «воровской справедливости» [3, с. 34].

Совокупность различных мер, которые применяются к осужденным, должны учитывать степень вовлеченности его в трудовую деятельность; личностную заинтересованность в развитии и проявлении активности; наличие у осужденного смысла жизни и личностных качеств, позволяющих ему достигнуть желаемого (целеустремленность, сила воли, стрессоустойчивость, уравновешенность и т. п.).

Большое значение для эффективности применяемых мер имеет социально-психологический климат среди сотрудников и социально-психологическая обстановка в среде осужденных.

При установлении психологического конфликта многие сотрудники отмечают тот факт, что осужденные, имеющие высокие лидерские и организаторские качества, взаимодействуют только с сотрудниками, которые имеют высокий служебный статус.

Процесс исправления осужденных предполагает, прежде всего, изменение неправильных нравственных ориентаций осужденного, лежащих в основе его преступного поведения. Поэтому в ч. 1 ст. 9 УПК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения [4, с 29].

Исправление осужденных, являющихся членами неформальных групп отрицательной направленности, является сложной работой, так как эти люди имеют уже больший опыт криминальной деятельности и широкие связи в преступном мире.

Процесс взаимодействия сотрудников с осужденными должен строиться в соответствии с правилами этики профессионального поведения и стандартами обращения с осужденными.

Авторитетность сотрудников исправительных учреждений, обоснованность при выборе воспитательных методов и средств во многом определяет возможность привлечения к сотрудничеству лиц, являющихся членами неформальных групп.

Несдержанность, принуждение, необъективность, грубость в общении и обращении, правовые нарушения, акцентирование на социальном неравенстве, высокомерное отношение к осужденным приводят к трудностям в воспитательной деятельности, обостряют противостояние с персоналом учреждения и содействуют вовлечению в группы с отрицательной направленностью новых членов из числа ранее нейтрально настроенных осужденных.

В итоге процесса гуманизации деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы неформальные группы также претерпевают изменения.

Проведение воспитательных мероприятий с осужденными, направленных на социализацию, правовое и нравственное воспитание, воспитание трудом, получение образования, способствует изменению отношения к администрации учреждения. Обучение и трудовая деятельность позволяет осужденным проводить время насыщенно и с пользой, что в свою очередь влияет на поведение осужденных в учреждении и облегчает взаимодействие как с осужденными, так с сотрудниками. Повышение уровня психолого-педагогической подготовки сотрудников, расширение знаний о специфике индивидуального и группового поведения, внедрение и распространение «мобильного стиля влияния», который учитывал бы внешние обстоятельства и способствовал позитивному изменению системы взаимоотношений осужденных [5, с. 34], развитие умений самоконтроля и саморегуляции, правовая грамотность влияет на позитивное восприятие персонала учреждения осужденными.

Лидеры групп отрицательной направленности, демонстрируя собственную власть в местах заключения, конкурируют между собой, создавая криминогенную обстановку враждебности, поэтому изучению их личности психологи должны уделять особое внимание.

Таким образом, нельзя забывать, что причиной эскалации конфликтности и враждебности в среде осужденных также является предвзятое отношение и равнодушие со стороны сотрудников исправительных учреждений.

Библиографический список

1. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний: официальный сайт. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%201ic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (дата обращения: 10.03.2020).

2. Пенитенциарная криминология / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Филь-ченко. Рязань, 2009. С. 31-35.

3. Ушатиков А. П., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001. 536 с.

4. Справочник начальника отряда ИУ: учебное пособие / сост.: С. А. Арбузова и др. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. 140 с.

5. Рабочая книга пенитенциарного психолога / под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. М., 1998. 109 с.

References

1. Harakteristika lie, soderzhashhihsja v ispravitel'nyh kolonijah dlja vzroslyh [Characteristics of persons held in correctional colonies for adults]. Federal'naja sluzhba ispolnemja nakazamj: oficial'nyj sajt [Federal service of execution of punishments: the official website]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%201ic%20sodergahixsya%20v%20IK/ (Accessed: 10.03.2020) [in Russian],

2. Penitenciarnaja kriminologija: [Penitentiary criminology]. In Ju. M. Antonjana, A. Ja. Grish-ko, A.P. Fil'chenko (eds.). Rjazan, 2009, pp. 31-35 [in Russian],

3. Ushatikov A. I., Kazak В. B. Osnovy penitenciarnoj psihologii [The foundations of the prison psychology]. Rjazan', 2001, 536 p. [in Russian],

4. Spravochnik nachal'nika otijada IU: uchebnoe posobie [Directory of the chief of the IU unit]. Samara, 2017, 140 p. [in Russian],

5. Rabochaja kniga penitenciarnogo psihologa [Work book of the penitentiary psychologist]. In A. I. Mokrecov, V. P. Golubev, A. V. Shamis (eds.). Moscow, 1998, 109 p. [in Russian],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.