МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОМ
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Шохрух Адхамзода Шодмонов
старший преподователь кафедры "Педагогика и общая психология", доктор
философии (PhD) по педагогике
Егор Александрович Мясоедов
студент 3 курса Национального университета Узбекистана
АННОТАЦИЯ.
В данной статье рассмотрены методы и типы медиаобразовательных занятий в призме современного учебного процесса. Проанализированы типы занятий и отмечены их уникальные черты при обучении учащихся на уроках литературы. Данные примеры работы с медиапространством позволят учащимся свободно применять достижения медиа для более эффективного восприятия художественных произведений.
Ключевые слова: литературно-имитационные творческие медиаобразовательные занятия, театрализовано-ситуативные творческие медиаобразовательные занятия, изобразительно-имитационные творческие медиаобразовательные занятия, медиаобразование, медиакультура, медиатекст.
ANNOTATSIYA
Ushbu maqolada zamonaviy o'quv jarayoni prizmasida media-ta'lim darslarining usullari va turlari muhokama qilinadi. Sinf turlari tahlil qilinadi va o'quvchilarga adabiyot darslarida dars berishda ularning o'ziga xos xususiyatlari qayd etiladi. Media-makon bilan ishlashning ushbu misollari talabalarga badiiy asarlarni yanada samarali idrok etish uchun media yutuqlarini erkin qo'llash imkonini beradi.
Kalit so'zlar: adabiy va taqlid ijodiy media ta'lim darslari, teatrlashtirilgan-situatsion ijodiy media ta'lim darslari, tasviriy va taqlid ijodiy media ta'lim darslari, media ta'lim, media madaniyat, media matn.
ANNOTATION
This article discusses the methods and types of media education classes in the context of the modern educational process. The types of classes are analyzed and their unique features are noted when teaching students in literature lessons. These examples of working with the media space allow students to freely apply the achievements of the media for a more effective perception of works of art.
May 2024
199
Keywords: literary and imitative creative media education classes, theatrical and situational creative media education classes, visual and imitative creative media education classes, media education, media culture, media text.
Медиаобразование - один из актуальных направлений обучения в современном мире. Перспектива данного направления обусловлена уникальностью приемов и методов, синкретически объединенных в одном понятии «медиаобразование».
Термин «медиаобразование» состоит из двух взаимообусловленных компонентов «медиа» и «образование». Обратимся к термину «медиа» (мн. ч. от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник). Это средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории. Медиа многочисленны и включают в себя средства массовой информации (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф), отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски), а также коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети) [1, с. 2].
Для понимания концептуально-исследовательской работы медаиобразования необходимо разбираться в его методах [2, с.360], которые можно классифицировать по следующим признакам:
1. По источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
2. По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские.
Рассмотрим разные типы медиаобразовательных занятий, основанных на перечисленных выше методах данного учебного направления исследования.
Для начала стоит отметить, что медаобразовательные занятия можно широко применять при разработке уроков по русскому языку и литературе, в частности, при объяснении учащимся сюжетное построение того или иного анализируемого произведения благодаря средствам медиа. Медиапедагогика предлагает различные креативные способы освоения учащимися таких понятий, как «фабула», «сюжет», «тема», «конфликт», «композиция», «кадр», «план», «монтаж» др. В самом общем виде эти способы можно разделить на:
1) «литературно-имитационные» (написание заявок на сценарии, написание минисценариев медиатекстов и пр.);
2) «театрализованно-ситуативные» (инсценировка тех или иных эпизодов медиатекста, процесса создания медиатекста и т.д.);
May 2024
200
3) «изобразительно-имитационные» (создание афиш, фотоколлажей, рисунков на темы произведений медиакультуры и т.д.) [2, с. 365-366].
Имитационные задания позволяют активизировать процесс восприятия учениками прочитанные ими произведения, что повышает, во-первых, эффективность обучения художественной литературе, а во-вторых, осознанность анализа художественного текста, потому что они (учащиеся) становятся активными участниками данного процесса, словно оказываются внутри того или иного произведения. Внедрение в этот процесс средств медиа улучшат методику проведения данных занятий в школах.
Проанализируем данные типы на примере уроков по литературе.
Остановимся сначала на литературно-имитационных типах проведения занятий при рассмотрении художественного произведения. При разработке занятия по этому типу занятия необходимо учитывать факт того, что показ всего произведения невозможно ввиду временного ограничения, поэтому стоит остановиться на важных эпизодах из произведения. Например, в «Евгение Онегине» А.С. Пушкина можно экранизировать сцены взаимных писем Татьяны и Онегина друг другу. В процессе организации и проведения можно записать короткий медиавыпуск по выбранному произведению, что формирует навыки не только актерского мастерства, но и приемам медиакультуры у учеников. Таким образом, выполняя творческие «литературно-имитационные» задания, аудитория на практике осваивает такие важнейшие понятия языка медиа как «идея», «тема», «заявка на сценарий», «фабула», «сюжет», «конфликт», «композиция», «сценарий», «экранизация» и т.д. Причем осваивают комплексно, неразрывно, без раздельного изучения так называемых «выразительных средств». При этом все вышеприведенные «литературно-имитационные» задания воспринимаются аудиторией не просто абстрактными упражнениями, но имеют реальную перспективу практического воплощения в серии учебных заданий, что, несомненно, способствует заинтересованности, лучшей «включенности» аудитории в медиаобразовательный процесс.
Следующий тип творческих занятий - это театрализованно-ситуативные. Основная задача данного медиаобразовательного подхода к организации нестандартного урока - создание медиатекстов (передач, веб-сайтов и проч.) по заранее написанным планам и коротким сценапиям. Реализация «театрализованно-ситуативных» творческих заданий основывается на ролевой (деловой) игре: между участниками распределяются роли «режиссеров», «операторов», «дизайнеров», «актеров» минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников «телепередач», журналистов и др. После репетиционного периода «команда» приступает к практическому созданию
May 2024
201
медиатекста (снимается короткий видеофильм или телепередача, готовится интернетный сайт, газета и т.д.) [2, с. 367]. Но при этом можно создать среду «конкурентов», где каждый из сценариев будет просматриваться и оцениваться по сильным и слабым аспектам, освещенным в сочиненных медиатекстах по сюжету произведения. Например, при рассмотрении произведения «Недоросль» Д.И. Фонвизина можно ориентироваться на сцену приезда Стародума к Софье, где обличаются в дальнейшем все пороки дворянского общества России 18 века. Можно использовать разного рода пути озвучивания текстов. Бесспорно, такого рода занятия носят чисто учебный характер и не имеют целью создания законченных произведений медиакультуры, претендующих на профессиональный уровень. Важен не результат в смысле создания, к примеру, фильма для конкурса видеолюбителей и т.п., а сам процесс постижения аудиторией аудиовизуального языка, развития их творческих способностей.
В результате «театрализованно-ситуативные» задания, как и «литературно-имитационные», помогают формировать следующие качества, отвечающие тем или иным показателям развития личности в области медиакультуры: знания основных этапов процесса создания медиатекстов, функций авторов произведений, азов специфики их работы в плане выражения своих мыслей, идей, ощущений в звукозрительных, пространственно-временных образах, в различных видах и жанрах («понятийный» показатель); эмоциональные, художественные мотивы контакта с медиа («мотивационный» показатель); творческие, художественные способности в сфере создания, пусть простейших, но зато собственных медиатекстов («креативный» показатель) [2, с. 369]. При этом игровая форма проведения учебных занятий не сковывает фантазию, воображение, помогает проявиться индивидуальному творческому мышлению каждого студента.
Последний тип - изобразительно-имитационные творческие занятия. После того, как учащиеся овладевают умениями и навыками подборки определенного произведения и созданию медиатекстов по сцене из него, наступает этап его «демонстрации», где не обойтись без эстетического оформления. Например, при рассмотрение сцены разговора Молчалина с Лизой под лестницей в доме Фамусова, когда Софья узнает, что Молчалин только пользовался Софьей,а Чацкий, что тщетно пытался образумить подругу детства (уже - возлюбленную), покидает дом. Учащиеся могут создать темный фон и умиротворенную атмосферу рокового позднего вечера. Знания и креативные умения, полученные аудиторией при освоении вводного, практического этапа, подготавливавшего их к занятиям, развивавшим восприятие медиатекстов, созданных профессионалами, способствовали благотворному осуществлению
May 2024
202
учебного процесса в рамках специализации «Медиаобразование» [2, с. 370]. Утверждаем это с достаточной уверенностью, так как в процессе эксперимента апробировалось два варианта развития медиавосприятия: 1) с помощью обсуждений медиатекстов профессиональных авторов; 2) то же, но с предварительным циклом практических креативных заданий, вводивших аудиторию в лабораторию создания медиатекстов. Второй вариант оказался более продуктивным. После занятий креативного характера аудитория не только более свободно владела специфической терминологией, но и быстрее, подробнее описывала в устной речи элементы медиаобраза.
Исходя из этого, знания и умения, касающиеся «кухни» творческого процесса создания медиатекстов, помогали учащимся точнее выражать свои ощущения, чувства по поводу увиденного и услышанного, косвенно развивали их способности к восприятию медиатекстов, в определенной степени готовили их к последующему анализу (так как без наличия умения описать свои впечатления нельзя говорить о полноценном анализе медиатекста).
Итак, медиаобразовательные занятия не только помогают ученикам осваивать новые знания и навыки, но и способствуют развитию критического мышления и творческого потенциала, что важно в современном информационном обществе при работе с разного вида медиатекстами, в том числе, формированию у учащихся основы медиакультуры.
REFERENCES:
1. Азимова, З. Э. (2018). Олий укув муассасаси маънавий-маърифий ишларининг педагогик назария ва амалиётда тутган урни. Современное образование (Узбекистан), (2), 26-35.
2. Азимова, З. Э., & Муллаахунова, Н. М. (2023). РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА УЗБЕКСКИХ ШКОЛ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО. Science and innovation, 2(Special Issue 5), 638-641.
3. Бабашев, Ф. А. (2018). Технология интеллект-карты в профессиональной компетентности будущих учителей. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (7), 99-101.
4. Бабашев, Ф. А. (2021). УЗБЕКИСТОНДА МЕДИАТАЪЛИМНИ РИВОЖЛАНТИРИШ ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 2(NUU Conference 1), 199-203.
5. Бабашев, Ф. А. (2023). МЕДИАСАВОДХОНЛИК ВА ЁШЛАР АХБОРОТ ХАВФСИЗЛИГИНИНГ ДОЛЗАРБ МАСАЛАЛАРИ. Academic research in educational sciences, 5(NUU conference 3), 7-10.
May 2024
203
6. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: глоссарий [Текст] / Е. Л. Вартанова // Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс. - 2003. -С. 2.
7. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 c.
204
May 2024