O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar National University of Uzbekistan_Media education in Uzbekistan: problems, solutions and prospects
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИА-ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ:
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
А. Н. Даниярова
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека к.п.н.
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается особенности развитие медиакомпетентности в вузе, определяются педагогические подходы к ее формированию у студентов. Автором рассматриваются комплекс игровых и творческих заданий, в структуру которых включаются элементы теории медиаобразования.
Ключевые слова: медиаобразования, медиаобразовательные занятия, игровые технологии, критическое мышление, медиатекст, аудиовизуальная медиакультура, медиаграмотность.
АННОТАЦИЯ:
Маколада олий таълимда media компетенциясининг ривожланиш хусусиятлари куриб чикилади, талабалар орасида уни шакллантиришга педагогик ёндашувлар белгиланади. Муаллиф таркибига media-таълим назарияси елементлари киритилган уйин ва ижодий вазифалар тупламини куриб чикади.
Калит сузлар: media таълим, media таълим дарслари, уйин технологиялари, танкидий фикрлаш, media матн, аудиовизуал media маданият, media саводхонлик.
ANNOTATION:
The article examines the features of the development of media competence at a university and defines pedagogical approaches to its formation among students. The author examines a complex of gaming and creative tasks, the structure of which includes elements of the theory of media education.
Keywords: media education, media education classes, gaming technologies, critical thinking, media text, audiovisual media culture, media literacy.
На современном этапе развития общества характеризуется повышением информационных потоков, создаваемых средствами массовой коммуникации. Сегодня каждый преподаватель вуза обязан обладать глубокими знаниями и широким мировоззрением, активно овладевать последними достижениями науки, образования и внедрять их в учебный процесс, одним словом, должен
May 2024
232
быть передовым представителем нашего времени и общества [1]. В этих условиях перед системой образования вступает задача формирования медиаграмотных членов общества, способных целесообразно взаимодействовать с потоками информации, что предполагает формирование культуры восприятия, анализа, интерпретации и критического осмысления медиатекстов. Эти задачи решаются в рамках педагогики образовательной области — медиаобразования, которое определяется как процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации.
В ходе выполнения студентами комплекса игровых и творческих заданий, в структуру которых включаются элементы теории медиаобразования и анализа медиапроизведений, целенаправленно решаются основные задачи медиаобразования [2]. Одним из аспектов является то, что перед современным образованием стоит важная задача научить студентов педагогических вузов анализировать медиатексты, понимать механизм их влияния. Следовательно, для развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза, необходимо развивать-медиаобразование[3 ].
В процессе медиаобразования студенты получают новые знания, выходят на более высокий осознанный уровень понимания медиаинформации, знакомятся с различными областями ее применения, анализа, синтеза и т.д. Среди основных приемов работы здесь наиболее продуктивными нам представляются мозговой штурм, решение эвристических и проблемных задач, дискуссия, и т.п. Игра способна пробудить мотивацию, развивать его самостоятельность, умение справляться проблемами и задачами. Управляя содержанием игры, включая в ее сюжет определенные роли, педагог может способствовать стимулированию положительных качеств личности, обогащать опыт переживаний чувств, развивать творческое мышление. В медиаобразовательной деятельности получили распространение игры-импровизации, ролевые, сюжетно-ролевые, образно-ролевые, имитационные, игры на медиаматериале.
Большой интерес студентов вызывают ролевые игры на материале различных медиа. Например, на материале прессы медиатекстов рассматривается в процессе работы «Студенческих редколлегий», проведения конкурса «Лучший педагог» и др. Студенты активно работают над созданием собственных медиатекстов на заданные или свободные темы, иллюстрируют статьи всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от
May 2024
233
простых рисунков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна). В процессе медиаобразовательного занятия может быть проведена ролевая игра на тему взаимоотношений одних и тех же персонажей, оказавшихся в медиатекстах разных жанров. Эта игра имеет несколько вариантов реализации: участники могут в процессе обсуждения проблемы представить основные темы беседы и характер взаимоотношений персонажей, попавших в разнообразные ситуации. Еще один вариант - составление диалогов от имени героев фильма, действие которого перенесено в современную эпоху. Это задание, как правило, проводиться в минигруппах для того, чтобы участники могли не только составить диалог, но и представить его для всеобщего обсуждения, читая «по ролям» [2,3]. Полноценному пониманию мотивов поступков главных героев фильма, телевизионной программы и т.п., может служить выполнение театрализованного задания родительское собрание-деловая игра «Роль семьи в воспитании ребенка». Цель деловой игры: расширение профессиональной компетенции учителей на основе упражнении по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решении. Между студентами распределяются роли «Классный руководитель», «родительский комитет», «родители», «ученики» и т. д. В качестве «трудных учеников» могут быть представлены главные или второстепенные герои медиатекста. Все претензии и обвинения в ходе «собрания» должны касаться конкретных эпизодов сюжета медиапроизведения. Понятно, что такая работа требует от аудитории определенного багажа знаний об основных понятиях медиаобразования (восприятие, интерпретация, репрезентация, авторская идея и т.д.) и аналитических умений для всестороннего рассмотрения основных эпизодов и ключевых сцен фильма. В противном случае данное творческое задание не даст необходимого эффекта медиапроизведения. В творческих играх, осуществляется активное развитие фантазии и воображения, которое происходит посредством творческой деятельности, играет важную роль в расширении кругозора аудитории. Следовательно, творческие игры предоставляют участникам позицию -исследователя привлечь в поисковую деятельность. Именно такие задания вызывают исключительный интерес аудитории, вызывать смекалку, воображение. При практической реализации сценарных разработок возможна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандидатур на роль директора, лучших учителей и т.п.), «Репортаж с места событий» развитие умения интерпретировать различную информацию. Не утратило своей актуальности и одно из традиционных творческих медиаобразовательных заданий - просмотр и анализ фрагментов медиатекстов: определение
Мау 2024
234
художественной специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Анализ произведений медиакультуры способствует развитию эстетических и художественных способностей аудитории, содействует более полноценному медиавосприятию, развитию критического мышления. Просмотр и коллективное обсуждение экранных медиатекстов способствует созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, развитию критического мышления и аргументированной оценке медиаинформации [3].
В процессе анализа произведений медиакультуры широко применяются дискуссионные методы, которые могут осуществляться в форме «мозгового штурма», анализа жизненных ситуаций и т.п. Дискуссия - достаточно сложная форма работы, требующая тщательной подготовки и организации. Выделяют несколько этапов организации дискуссии студенческой аудитории:
- утверждение-это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного;
- вопросы- здесь аудитория с большим энтузиазмом обсуждает свои вопросы, а не вопросы учителя;
- сигналы - это поскольку комментарий педагога зачастую оказывается чересчур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов [4].
Для того чтобы дискуссия была эффективной, ее участникам необходимо обладать определенными знаниями по обсуждаемой проблеме. При организации дискуссии педагогу необходимо сформулировать ее тему, определить продолжительность, наметить основные вопросы для обсуждения. В процессе дискуссии педагог выполняет роль консультанта, обобщает высказанные мнения, задавая по мере необходимости наводящие и уточняющие вопросы, делает выводы и заключения. К примеру, после просмотра фильма в студенческой аудитории возможно осуществление автобиографического анализа, в процессе которого студенты соотносят события, происходящие в аудиовизуальном медиатексте со своим жизненным опытом, моделируют жизненные ситуации на основании событий, которые происходили с ними в жизни.
Творческие задания и упражнения на медиаматериале могут быть включены в ход какой-либо игры, викторины или конкурсной программы. Конкурсы, турниры, олимпиады представляют собой соревновательные формы приобщения учащихся и студентов к медиаобразовательной деятельности. Проводятся как диагностика знаний аудитории. Известно, что ролевые игровые и творческие упражнения способствуют активизации творческого потенциала
Мау 2024
235
O'zbekiston Milliy Universiteti O'zbekistonda mediata'lim:muammolar, yechimlar va istiqbollar
^ationalUniversity^fUzbekista^^^^^^^^^Mediaeiui
аудитории, позволяют школьникам и студентам «вжиться» в роль героев медиапроизведения, лучше прочувствовать их характеры, мотивы поступков, глубину душевных переживаний. Помимо практического погружения в логику строения сюжета медиатекста, они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь студентов более свободной, активизируют импровизационные способности [5].
Еще одной интересной формой работы на занятиях с привлечением медийных источников может стать обзор научных статей в периодической печати. Регулярно, по мере выхода в печати того или иного научно-популярного журнала студенты знакомят аудиторию с наиболее интересными публикациями, устно или письменно (в виде рефератов или творческих работ). Последние годы в практике вузовского медиаобразования стали все активнее проводиться Интернет-форумы. Данная форма работы представляет собой обмен мнениями с помощью электронных писем определенной тематики. Итак, необходимо, чтобы идея конкретного медиаобразовательного занятия отвечал интересам и возможностям студентов, способствовал получению новых знаний, активизации познавательной деятельности и развитию креативного потенциала.
REFERENCES:
1. Закон Республики Узбекистан № ЗРУ-630 «Об инновационной деятельности» от 24.07.2020 г. // https://lex.uz/docs/4910448
2. Ф. А. Бабашев (2021). УЗБЕКИСТОНДА МЕДИАТАЪЛИМНИ РИВОЖЛАНТИРИШ ИСТЩБОЛЛАРИ. Academic research in educational sciences, 2 (NUU Conference 1), 199-203.
3. Гончарова Т. М. Формирование медиакомпетентности у будущих менеджеров: / Т. М. Гончарова. — Челябинск, 2014. — 208 с.
4. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. СПб.: Альянс «Дельта», 2015. 284 с
5. Федоров, А.В. Терминология медиаобразования / А.В. Федоров // Искусство и образование. - 2000. - № 2. - С. 33-38.
6. Челышева И.В. Методические и технологические подходы к медиаобразовательному процессу: классификация и пути реализации // Медиаобразование, 2011. № 4. С.79-92
236
May 2024