спецiалiзованими перюдичними виданнями («Д1м, сад, город», «Футбол», «Техника молодежи», «Военное обозрение» тощо), в яких традищйт гендернi стереотипи вираженi не так чггко.
Отже, мас-медiа справдi ввдграють важливу роль у формуваннi традицшних гендерних стереотипiв у педагогiв. Бшьшсть шформацп пiдсвiдомо сприймаеться реципieнтами i в багатьох випадках 1м не притаманш критичний аналiз при 11 сприйнятгi. Результати дослiдження свiдчать про високий рiвень традицiйних гендерних стереотитв у бiльшостi укра1нських педагогiв - i ж1нок, i чоловiкiв. Установлено, зокрема, статистично значущi вiдмiнностi (р < 0,05; p < 0,01) мiж рiвнями вираженостi гендерних стереотитв у педагопв залежно вiд впливу того чи iншого виду мас-медiа. На створення гендерних стереотипiв у жшок-педагопв бiльше впливають журнали, радюпередач^ рекламнi ролики, а в чоловтв-педагогiв - газети, телебачення, 1нтернет.
Таким чином, пiдтверджено гiпотезу нашого дослiдження щодо створення та поширення гендерних стереотипiв серед педагогiчних пращвниюв ЗМ1 i залежнiсть рiвнiв створення гендерних стереотитв укра1нських педагогiв ввд рiвнiв стереотипностi мас-медiа, яким вони вщдають перевагу.
Л1ТЕРАТУРА
1. Говорун Т. В. Гендерна психолопя : навч. помбник / Т. В. Говорун, О. М. Ктнежда. - К. : Вид.
центр «Акаде]шя», 2004. - 308 с.
2. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре : учеб.
пособие / Т. В. Румянцева. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.
3. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы : очерки гендерных исследований / Е. Р. Ярская-
Смирнова ; - М. : ИНИОН РАН; Саратов : Поволж. межрегион. учеб. центр, 2001. - 252 с.
УДК 070:37(07)
I. В. ЧЕЛИШЕВА
МЕТОДИКА ОРГЛШЗЛЦИ МЕД1АОСВ1ТШХ ЗАНЯТЬ : ТРАДИЦИ ЕСТЕТИЧНО ОР16НТОВАНО1 МЕД1АОСВ1ТИ
Розглядаються проблеми оргатзацп медiаосвiтнього процесу в шюльнш i студентськт аудиторiях, найбыьш характерш для практики естетично орieнтованоi медiаосвiти. Охарактерезовано основт форми i засоби роботи в шюльнш та вузiвськiй медiаосвiтi.
Ключовi слова: медiаосвiта, методика медiаосвiтнiх занять, естетична концепщя медiаосвiти, творчi завдання на матерiалах медiа.
И. В. ЧЕЛЫШЕВА
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ: ТРАДИЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются проблемы организации медиаобразовательного процесса в школьной и студенческой аудиториях, наиболее характерные для практики эстетически ориентированного медиаобразования как целостной системы. Дана характеристика основных форм и средцтв работы в школьном и вузовском медиаобразовании.
Ключевые слова: медиаобразование, методика медиаобразовательных занятий, эстетическая концепция медиаобразования, творческие задания на материалах медиа.
I. V. CHELYSHEVA
THE METHODS OF ORGANIZATION OF MEDIA EDUCATION CLASSES: TRADITIONS OF ESTHETICALLY ORIENTED MEDIA EDUCATION
The article deals with the problems of media educational process organization at schools and universities, which are most typical for the practice of esthetically oriented media education. The main forms and means of work in school and university media education are described.
Keywords: media education, methodology of media education classes, esthetic concept of media education, creative assignments based on media content.
В практике эстетически ориентированного медиаобразования в России накоплен значительный опыт организации занятий со школьниками и студентами на материале различных видов и жанров медиакультуры. Методика организации занятий основана на использовании циклов литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализовано-ролевых и изобразительно-имитационных творческих заданий. В процессе медиаобразования учащиеся и студенты получают новые знания, выходят на более высокий осознанный уровень понимания медиаинформации, знакомятся с различными областями ее применения, учатся осуществлять все виды анализа медиатекстов т.д.
Цель статьи: показать наиболее характерные для практики эстетически ориентированного медиаобразования проблемы медиаобразовательного процесса в школьной и студенческой аудитории.
Среди основных приемов работы здесь наиболее продуктивными в современных условиях выступают решение эвристических и проблемных задач, дискуссии, игровая деятельность и т.п.
Значение игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе огромно. Это отмечается многими педагогами и психологами: Н. П. Аникеевой, Л. С. Выготским, В. А. Сухомлинским, Г. П. Щедровицким, Д. Б. Элькониным и др. Игра развивает творческие способности, в том числе способности к осуществлению новых видов деятельности. Управляя содержанием игры, включая в ее сюжет определенные роли, педагог может способствовать стимулированию положительных качеств личности, обогащать опыт переживаний и чувств. В медиаобразовательной деятельности получили распространение игры-импровизации, театрализованные, ролевые, сюжетно-ролевые, образно-ролевые, имитационные, режиссерские игры на медиаматериале.
Большой интерес школьников и студентов вызывают ролевые игры на материале различных медиа. Например, на материале прессы эстетическая компонента медиатекстов может быть рассмотрена в процессе работы «Школьных редколлегий», проведения «Конкурса дизайнеров» и др. Школьники и студенты активно работают над созданием собственных медиатекстов на заданные или свободные темы, иллюстрируют статьи всевозможных видов и жанров с применением разнообразных техник (от простых рисунков и коллажей до компьютерного монтажа и дизайна).
Важное условие игры-драматизации заключается в отсутствии каких-либо внешних атрибутов. Все предметы и события игрового сюжета могут быть воображаемыми или замещаются предметами обычного окружения. В сюжет игры-драматизации включаются творческие идеи и предложения самих участников. К играм данного типа на материале медиа относятся рассказ о фильме «от первого лица», инсценировки эпизодов медиатекста, театрализованные этюды и т. д. Например, в процессе выполнения цикла театрализовано-ролевых творческих заданий для анализа медийных стереотипов телевизионных рекламных медиатекстов аудитории могут быть предложены следующие задания: подготовить театрализованный этюд на тему решения одного и того же стереотипного рекламного сюжета в различных жанрах (комедия, драма, детектив и пр.); театрализованный этюд на тему спора создателей рекламного медиатекста о том, какие конкретно коды (знаки, символы и т. д.) можно использовать при его создании; театрализованный этюд на тему игры в стереотипные персонажи и ситуации: аудитория получает задания сыграть роли стереотипных персонажей в стереотипных сюжетных ситуациях, близких к эпизодам конкретных рекламных медиатекстов («родители и ребенок», «домохозяйка и «говорящий» чистящий порошок», «сыщик и свидетель
преступления», «продавец и покупатель» и т. д.). Работа идет в группах по 2-3 человека. Каждая группа готовит и осуществляет на практике свой игровой проект эпизода медиатекста.
Приведем еще один пример театрализованного этюда на материале произведений аудиовизуальной медиакультуры: - подготовка и проведение «пресс-конференции» с «российскими и зарубежными авторами» медиатекста («телеведущим», «сценаристом», «режиссером», «актерами», «оператором», «композитором», «художником», «звукооператором», «продюсером», «дизайнером» и др.). «Журналисты» по ходу занятия задают заранее подготовленные вопросы «авторам», которые, в свою очередь, предварительно готовятся к «защите» своего гипотетического (или действительно созданного в ходе предыдущих упражнений) детища - конкретного медиатекста и пр. Возможен и иной вариант выполнения этого задания, заключающийся в подготовке «интервью»: небольшие творческие группы готовятся интервьюировать мифологических/сказочных персонажей конкретных медиапроизведений или их авторов.
Полноценному пониманию мотивов поступков главных героев фильма, телевизионной программы и т. п. может служить выполнение театрализованного задания «суд». Между школьниками (студентами) распределяются роли «судьи», «прокурора», «адвокатов», «обвиняемых» и т. д. «Обвиняемыми» могут быть представлены главные или второстепенные герои медиатекста. Все претензии и обвинения в ходе «суда» должны касаться конкретных эпизодов сюжета медиапроизведения. При выполнении этого задания необходимо иметь в виду, что процедура «судебного процесса», даже если он театрализованный, довольно длительна. На предварительном этапе основная нагрузка ложится на плечи «прокурора» и «адвоката», которые должны тактически правильно подготовить свои выступления, представить фактический аудиовизуальный материал (фрагменты из фильма), доказывающий виновность или невиновность «подсудимых». Понятно, что такая работа требует от аудитории определенного багажа знаний об основных понятиях медиаобразования (восприятие, интерпретация, репрезентация, авторская идея и т. д.) и аналитических умений для всестороннего рассмотрения основных эпизодов и ключевых сцен фильма. В противном случае данное творческое задание не даст необходимого эффекта и не сможет способствовать развитию медиакомпетентности аудитории и ограничится лишь пересказом фабулы медиапроизведения.
Большое значение в реализации игровых форм работы на материале медиа имеют развивающие элементы. Скажем, игры на развитие внимания средствами и на материале произведений медиакультуры могут быть самыми разнообразными по форме и характеру. Можно, к примеру, обратить внимание ребенка на звуки, голоса, предметы, эмоциональное состояние персонажей в фильме, программе и т. д.; изменения, которые происходят одновременно со сменой кадров. Например: «Что нового появилось к концу фильма?», «Какие звуки были слышны?» и т.д. Примерами таких игр могут служить такие виды заданий, как «Фотография за окном», «Что за чем?», «Кастинг» и др.
В творческих играх, наиболее близких по своей сущности к ролевым, активность участников направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. При этом активное развитие фантазии и воображения, которое происходит посредством творческой деятельности вообще и творческой игры в частности, играет важную роль в расширении кругозора аудитории. Таким образом, творческие игры обеспечивают участникам новую позицию - исследователя, творца, вовлекают в поисковую деятельность. Именно такие задания вызывают особый интерес аудитории, будят смекалку, воображение.
В процессе медиаобразовательных занятий на аудиовизуальном материале довольно продуктивной формой работы является создание телевизионных или кинематографических мини-сценариев. В процессе их подготовки используется весь арсенал художественных средств, который воплощается затем в постановках собственных «фильмов» и «телепрограмм». При практической реализации сценарных разработок возможна организация ситуативных игр: «Биржа труда» (подбор кандидатур на роли телеведущих, актеров, репортеров и т. п.), «Теленовости» (конкурс ведущих, подготовка материалов для «выпуска новостей» и т. п.), «Репортаж с места событий» (развитие умения интерпретировать различную информацию),
«Рекламная пауза» (презентация «собственной продукции», подготовка рекламных роликов), «Ток-шоу» (работа в микрогруппах по созданию небольших авторских ток-шоу) и др.
Не утратило своей актуальности и одно из традиционных творческих медиаобразовательных заданий, получившее распространение в практике эстетически ориентированного медиаобразования, - просмотр и анализ фрагментов медиатекстов: определение их жанровой, художественной специфики, обсуждение достоинств и недостатков, рецензирование медиаматериала. Анализ произведений медиакультуры способствует развитию эстетических и художественных способностей аудитории, содействует более полноценному медиавосприятию, развитию критического мышления. Просмотр и коллективное обсуждение экранных медиатекстов (фильмов, телепередач и т.п.) способствуют созданию атмосферы диалога, свободного обсуждения, развитию критического мышления и аргументированной оценке медиаинформации.
В процессе анализа произведений медиакультуры широко применяются дискуссионные методы, которые могут осуществляться в форме «мозгового штурма», анализа жизненных ситуаций и т. п. По степени педагогического управления различают свободные, не контролируемые ведущим, и направляемые дискуссии.
Для того чтобы дискуссия была эффективной, ее участникам необходимо обладать определенными знаниями по обсуждаемой проблеме. Очень важным условием организации дискуссии является создание доброжелательной обстановки во время обсуждения, позволяющей всем участникам открыто высказывать свою точку зрения. Заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, а активное участие раскрепощает ее участников, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе. Кроме того, в ходе дискуссии медиапедагог получает объективную картину того, насколько хорошо учащиеся (студенты) понимают обсуждаемые вопросы.
При организации дискуссии педагогу необходимо выбрать и сформулировать ее тему, определить продолжительность, наметить основные вопросы для обсуждения. В процессе дискуссии педагог выполняет роль консультанта, обобщает высказанные мнения, задавая по мере необходимости наводящие и уточняющие вопросы, делает выводы и заключения. К примеру, после просмотра фильма в студенческой аудитории возможно осуществление эстетического анализа, в процессе которого студенты имеют возможность более подробно ознакомиться с художественным и эстетическим своеобразием медиапроизведений.
Творческие задания и упражнения на медиаматериале могут быть включены в ход викторины или конкурсной программы. Конкурсы, турниры, олимпиады представляют собой соревновательные формы приобщения учащихся и студентов к медиаобразовательной деятельности. Проводятся они как своеобразная проверка широты знаний аудитории. Известно, что театрализованные, ролевые игровые и творческие упражнения способствуют активизации творческого потенциала аудитории, позволяют школьникам и студентам «вжиться» в роль героев медиапроизведения, лучше прочувствовать их характеры, мотивы поступков, глубину душевных переживаний. Подготовка театрализованных заданий на медиаматериале позволяет аудитории представить себя не только в образе героев конкретного аудиовизуального медиатекста, но и побывать в роли «кинокритиков», «журналистов», «режиссеров», «операторов», что, в свою очередь, позволяет проследить весь ход подготовки медиапроизведения, начиная от сценарной разработки до выхода фильма на экраны. Иными словами, «ролевые творческие задания дополняют и обогащают умения, приобретенные аудиторией во время литературно-имитационных игровых практических занятий. Помимо практического погружения в логику строения сюжета медиатекста, они способствуют раскрепощенности, общительности аудитории, делают речь студентов более свободной, активизируют импровизационные способности» [11, с. 225].
Творческое дело, задание, упражнение, игра и т. д. должны способствовать самовыражению, а для этого любая разумная идея, предложение, должны быть услышаны, и по возможности приняты педагогом. Каждому школьнику (студенту) необходимо найти свое место как на подготовительном этапе выполнения задания, так и в его презентации: стать художником, сценаристом, болельщиком, оформителем, костюмером, ведущим и т. д.
Привлечение аудитории к совместному творческому процессу способствует развитию умений работать в команде, реализации творческих способностей всех участников.
Медиатворчество - признанное средство эстетического и художественного развития, самовыражения детей и взрослых. К примеру, занимаясь медиатворчеством, можно попытаться создать собственный фильм или виртуальный музей, в котором в качестве экспонатов будут помещены фотографии или видеохроника и т. д. Как показывает практический опыт, и школьники, и студенты с удовольствием занимаются съемочным процессом и демонстрируют результаты своего творческого поиска в аудитории. После просмотра подготовленных видеоматериалов проводится их обсуждение, включающее основные структурные компоненты медиатекста, соответствие готовой работы заявленному жанру, качество готового видеоматериала и т. д. Кроме того, участники творческих групп могут не только осуществлять съемочный процесс, но и организовать «рекламную компанию»: сделать своими руками киноафиши, подготовить и продемонстрировать рекламные объявления, нарисовать коллективные рисунки на темы медиатекстов, создать компьютерную презентацию собственного медиапродукта и т. д. С этой целью широко используются техники рисования, коллаж, создание комиксов по мотивам известных произведений экранной медиакультуры, компьютерные программы и т. д.
Последние годы в практике школьного и вузовского медиаобразования стали все активнее проводяться Интернет-форумы. Данная форма работы представляет собой обмен мнениями с помощью электронных писем определенной тематики. Интернет-форумы отличаются мобильностью, возможностью осуществления обратной связи, использованием дополнительных информационных ресурсов (фотографий, видеороликов и т. д.).
Форма работы ключевые термины особенно продуктивна при изучении новых понятий медиа и медиаобразования. Педагог выбирает из текста журнальной статьи четыре-пять ключевых терминов и выписывает их на доску. Парам отводится пять минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться на занятии. Когда учащиеся (студенты) приходят к единому выводу, применяется повторное изучение текста - с тем, чтобы проверить правильность их применения. В конце занятия возможно повторное обращение к данному приему: учащиеся (студенты), которых перед изучением темы попросили дать общую трактовку ключевых терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном медиатексте, теперь, после чтения, просят описать, как же они в действительности применяются.
В методике медиаобразования хорошо зарекомендовал себя прием свободного письменного задания: учащимся (студентам) предлагается за пять минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по определенной теме (к примеру, «Популярные телевизионные передачи»). По истечении пяти минут можно предложить им прочитать написанное своему партнеру. Существует целый ряд вариантов выполнения данного задания. Допустим, можно предложить парам поделиться своими идеями со всей группой и создать ситуацию групповой мозговой атаки, или предложить подчеркнуть в своем сочинении те мысли, в которых менее всего уверен автор, и затем при обсуждении проверить их правильность.
В методике медиаобразования получили широкое распространение разработки для самостоятельных занятий. Такие разработки помогают направить исследовательскую деятельность учащихся (студентов) даже в отсутствие педагога - допустим, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст (просмотреть и проанализировать фрагмент из фильма).
Примером такой разработки могут стать двойные дневники — метод, который дает возможность аудитории тесно увязать содержание медиатекста (например, содержание фильма) со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся (студенты) получают задание изучить произведение медиакультуры вне учебной аудитории.
Чтобы сделать двойной дневник, ученики (студенты) должны, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть медиатекста произвела на них наибольшее впечатление (воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни, вызвала положительные или отрицательные эмоции и т. д.). С правой
стороны дневника аудитории предлагается разместить свои комментарии (например, Какие мысли вызвала та или иная сцена фильма? Какой вопрос возник в связи с ней? и т. д.).
Вне зависимости от формы медиаобразовательной работы, приемов, которые используются при организации медиаобразовательного занятия, медиапедагогическая деятельность должна строиться как целостная система, а каждое занятие должно иметь четкую цель и комплекс педагогических задач. Важно, чтобы замысел конкретного медиаобразовательного занятия отвечал интересам и возможностям учащихся определенного возраста, их жизненному опыту, способствовал получению новых знаний, активизации познавательной активности и развитию творческого потенциала. Видение и понимание главной идеи, цели и задач медиаобразовательных занятий помогает педагогу обеспечить творческое участие каждого учащегося (студента) в процессе медиаобразования. Таким образом, использование рассмотренных в статье форм и методов работы с произведениями медиакультуры различных видов и жанров, берущих свое начало в практике эстетически ориентированного медиаобразования, безусловно, имеют достаточно широкие перспективы для дальнейшего развития медиапедагогики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов О. А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О. А. Баранова, С. Н. Пензин. - Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. - 188 с.
2. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания / И. Н. Гращенкова. - М. : Высшая школа, 1986. - 224 с.
3. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. -СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
4. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
5. Заир-Бек С. И. Критическое мышление / С. И. Заир-Бек. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://altai.fio.ru/projects/ group3/potok67/site/thechnology.htm
6. Мурюкина Е. В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: учеб. пособия. для вузов / Е. В. Мурюкина, И. В. Челышева; отв. ред. А. В. Федоров. - Таганрог: изд-во Ю. Д. Кучмы, 2007. - 162 с.
7. Федоров А. В. Медиаобразование будущих педагогов / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучмы, 2005. - 314 с.
8. Федоров А. В. Медиаобразование в зарубежных странах / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучмы, 2003. - 238 с.
9. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов / А. В. Федоров. -Таганрог, 2004. - 340 с.
10. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. - Ростов на Дону: ЦВВР, 2001. - 708 с.
11. Федоров А. В. Медиаобразование: социологические опросы / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Ю. Д. Кучмы, 2007. - 228 с.
УДК 37.017.4+316.3(477)
К. I. ЧОРНА
ОСНОВН1 ПР1ОРИТЕТИ ВИХОВАННЯ ГРОМАДЯНИНА-ПАТРЮТА В УМОВАХ ШФОРМАЦШНОГО СУСП1ЛЬСТВА
Висвтлено особливостi, мету, завдання, основн тновацшш методи виховання громадянина-nampioma в умовах сучасного iнформацiйного сустльства. Акцентовно увагу на cucmeMi виховних зaхoдiв, що впливають на становлення nampiomизму в мoлoдi. З'ясовано застосування з щею метою рефлексивно-експлщитного методу.
Ключовi слова: виховання, nampiomизм, мета, завдання, тновацшт методи.