УДК 378.02+378.016:008 ББК 4486
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
В.Н. Фатеев
Южно-Уральский государственный университет
MEDIAEDUCATIONAL PRINCIPLES OF PROFESSIONAL MANAGERS TRAINING
V. Fateev South Ural State University
Обосновывается необходимость формулирования медиаобразовательных принципов современного образования. На примере профессиональной подготовки менеджеров показывается, как можно добиться информационной открытости образовательной программы высшего образования на основе выявленных принципов.
Ключевые слова: медиаобразование, принципы образования, профессиональная подготовка менеджеров.
The necessity of modern education mediaeducational principles formulation is substantiated. It is shown how the informational openness of higher education educational program can be reached on the example of professional managers training and on the basis of the revealed principles.
Keywords: mediaeducation, educational principles, professional managers training.
Предметом статьи являются медиаобра-зовательные принципы, ставшие актуальными в эпоху перехода человечества к информационному обществу. Принципы (от лат. рпп-шршт - основа, начало) - это основные положения, на которых базируется та или иная деятельность. Важность соответствия какой-либо сферы основополагающим признакам признается везде, в том числе в образовании. Чаще всего к принципам образования относят гуманистический характер, общедоступность, адаптивность, единство федерального культурного и образовательного пространства, светский характер, демократизм, открытость системы образования и т. д. [4, с. 13]. Однако вопрос о принципах образования и особенно профессионального образования, на наш взгляд, должен периодически пересматриваться в связи с изменяющимися внешними условиями функционирования образовательной системы. Так, нам представляется, что в эпоху перехода к информационному обществу, в котором определяющую роль играют средства массовой информации и коммуника-
ции, медиаобразовательная тема должна найти свое отражение в перечне образовательных принципов.
Но анализ существующей научной и научно-методической литературы показывает, что вопрос формулирования медиаобразовательных принципов еще никем не поднимался. Так, например, в вышедшем в 2010 году первом на русском языке словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности и медиакомпетентности, принадлежащем перу руководителя Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
А.В. Федорова [5] и отразившем сегодняшнее состояние разработанности категориального аппарата медиаобразования, соответствующей словарной статьи нет вообще.
Мы считаем, что профессиональное образование, в том числе образование менеджеров, должно опираться на следующие медиа-образовательные принципы:
1) информационной открытости и обращения к внеучебной информации, размещенной, прежде всего, в СМИ;
Теория и методика профессионального образования
2) единства медиаобучения и медиавоспитания;
3) использования активных форм медиаобразования и технологии медиаобразова-тельного проекта.
Раскроем специфику реализации медиоб-разовательных требований в профессиональной подготовке менеджеров (на примере первого принципа).
Принцип информационной открытости обусловлен очевидным обстоятельством: СМИ являются непременным атрибутом современного мира и выполняют несколько жизненно важных функций, в том числе познавательную, просветительскую и социали-заторскую, поэтому их часто называют «параллельной школой». По утверждению Е.А. Бондаренко [1, с. 13], этот термин стал популярным в 1970-е годы. В Европе так называли эффект получения знаний из общедоступных средств массовой информации. Психологи уже тогда пришли к выводу, что тексты СМИ (медиатексты) для учащегося куда более убедительны, чем слова педагога. Но неконтролируемая педагогами информация, содержащаяся в них, может входить в противоречие с учебной литературой, а подчас способна даже формировать искаженную картину мира. Иначе говоря, «параллельная школа», с одной стороны, предоставляет дополнительные возможности для системы образования, с другой стороны, является источником серьезной угрозы для официальной школы. Это порождает двоякую задачу педагогам: с одной стороны, приобщать учащихся к неограниченным медиаресурсам, находящимся в свободном доступе в СМИ, а с другой стороны, помогать выстраивать «фильтры» для внешней информации, «делать восприятие гибким и непредвзятым, но недоверчивым к броским фактам и яркой упаковке сомнительных теорий» [1, с. 16].
Чтобы использовать в образовательных целях позитивное влияние СМИ и нейтрализовать негативное, педагоги должны корректировать полученную студентами извне информацию и - в опережающем порядке - рекомендовать учащимся адекватные источники информации, в том числе СМИ. Возникает конкретный вопрос: какие же источники массовой информации должны быть объектом первоочередного и постоянного внимания преподавателей при подготовке менеджеров? Ответ очевиден: это прежде всего так назы-ваемая деловая пресса._______________________
В теории журналистики существует несколько подходов к пониманию деловой журналистики, деловой прессы, бизнес-прессы, экономической журналистики. В широком смысле - это освещение в СМИ вопросов, связанных с какими-либо процессами и тенденциями в бизнесе, экономике, промышленности, финансовой сфере.
Большинство теоретиков полагают, что деловая журналистика возможна только в рамках своей реализации в качественных СМИ. Под качественной прессой (quality paper - брит, солидная газета) в теории журналистики принято понимать издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами, главными принципами которых являются объективность, достоверность, независимость суждений, представительность мнений и неукоснительное соблюдение самых строгих журналистских профессионально-этических стандартов. Столь строгий подход к профессиональной этике, по мнению экспертов, имеет под собой экономические основания. Весь бизнес в качественной прессе, и прежде всего в деловой, зиждется на одном, но крайне важном основании — доверии читателя к источнику информации.
Существует и другая точка зрения на определение деловой прессы, состоящая в том, что деловой формат журналистики характерен для любых изданий. Она логична, если исходить из посылки, что деловая журналистика связана с обеспечением необходимой информацией субъектов экономического действия, а таким субъектом является каждый человек, участвующий в экономических отношениях. В связи с этим можно выделять деловую журналистику в широком смысле, предназначенную для аудитории всех уровней; экономическую журналистику, или деловую журналистику в расширенном смысле, специализирующуюся на субъектах профессионального экономического поведения; а также бизнес-журна-листику, или деловую журналистику в узком смысле - для субъектов бизнес-поведения, а именно предпринимателей и участников биз-нес-коммуникаций.
Для примера приведем определение Г.С. Мельник и С.М. Виноградовой: деловая журналистика - это «вид журналистской деятельности, целью которой является удовлетворение потребностей общества, его граждан, организаций государственного, политического или коммерческого характера, групп и лиц, ответственных за принятие решений в
сфере бизнеса или непосредственно участвующих в хозяйственно-экономической деятельности, а также субъектов бытового экономического поведения в особом виде информации - деловой» [3, с. 28].
Преследуя задачу стимулирования обращения студентов к деловой прессе, можно дать ее разветвленную классификацию, представленную в работах Д.А. Мурзина [2, с. 104-120], используя для этого такой вид работы, как составление студентом по лекции таблицы или схемы. Для начала необходимо определить то место в структуре СМИ, которое занимает деловая пресса. Определяющую роль при выделении первого уровня (класса) типологии будет играть технология коммуникации. Сегодня мы можем выделить четыре отличающихся по технологии коммуникации класса СМИ: печать, радио, телевидение, компьютерные сети. Деловая пресса в той или иной форме присутствует во всех классах. Так, например, на ТВ она в последние годы была представлена рядом аналитических программ, однако сейчас такого рода программы полностью вытесняет первый и пока единственный телевизионный бизнес-канал «РБК-ТВ», возникший в 2003 году. На радио деловая информация сосредоточена на трех ресурсах: это московские радиостанции «Business FM» (функционирует с 1 марта 2007 года, на сегодняшний день вещает в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Калининграде, Екатеринбурге и Красноярске), «Эхо Москвы» (первое негосударственное радио России, вещает с 22 августа 1990 г.) и недавно появившееся информационное радио «Коммерсант ФМ» (начало вещание 15 марта 2010 г., его слоганом стало выражение «Информация по делу»). Формат «Эхо Москвы» - «news&talk», остальных двух - «all news».
Ясно, что родоначальницей деловой прессы была печатная пресса. В России она возникла еще во второй половине XIX века, а расцвет пережила в 1912-1914 годах в разгар эмиссионной деятельности, когда деловая пресса («биржевая», по терминологии того времени) стала посредником в сделках по покупке и продаже ценных бумаг капиталистических предприятий. Современная же деловая печать появилась в России в 1990-е годы в связи с необходимостью удовлетворять информационные потребности новой социальной общности - людей, занятых в управлении общественным производством, в бизнесе. В новую, постсоветскую эпоху де-
ловая пресса развивается очень активно, причем как газеты, так и журналы, в том числе региональные. Некоторые из них имеют несколько местных вариантов, то есть в том или ином городе они не просто перепечатываются, а имеют свои редакции, выпускающие самостоятельные местные версии. Так, например, в регионах активно развиваются такие журналы, как «National Business» (издается в 14 городах, в том числе в Челябинске), «Деловой квартал» (издается в 6 городах, в том числе в Челябинске). Особую ценность имеют для челябинских бизнесменов журналы, учрежденные и выпускаемые в столице Южного Урала, такие как «Бизнес-ключъ» (издается с 2006 г.), «Бизнесмен» (издается с декабря 2005 г.), «Курс дела» (издается с 2001 г.), «Миссия» (издается с декабря 2003 г.), «City-бизнес (City-гид)» (издается с 2003 г.).
В Интернете жанр деловой прессы представлен биржевой, статической, экономической информацией. Например, в Челябинске Информационной группой 74.ru выпускаются сайты Chel.ru, Chelfin.ru, специализирующиеся на деловой и финансовой информации.
В рамках одного класса можно выделить отдельные виды прессы. Видообразующим признаком прессы является объем ее тематики. Например, все газеты, журналы, телепрограммы, радиопередачи и компьютерные издания, преследующие цель осветить все существенные стороны жизни в рамках заданной тематики в каждом выпуске, являются универсальными СМИ. И, напротив, издание, посвященное одной сфере деятельности, следует считать узкоспециализированным.
По объему тематики Д.А. Мурзин выделяет пять видов прессы:
- универсальная (газеты «Ведомости», «Коммерсант», «РБК daily», «Бизнес», журналы «Эксперт», «Профиль», «Компания» и
др-);
- специализированная («Финансовая газета», «Финансовая Россия», «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости» и т.п.);
- узкоспециализированная (журналы «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.);
- профессиональная (журналы «Финансист», «Банкир» и др.);
- «точечная» (например, реферативный и
аналитический журнал «Банки: мировой
опыт»).
Теория и методика профессионального образования
Кроме того, существуют научные деловые журналы и их обширный список («ратифицированный» научно-образовательным сообществом в области менеджмента) можно найти в Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению «Менеджмент» (в пункте «Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса»).
Спускаясь на подвидовый уровень типологии, отметим, что в качестве подвида некоторые исследователи рассматривают корпоративные издания, то есть такие, учредителями и издателями которых являются различные корпорации (предприятия, фирмы, учебные заведения и т.д.). Например, в нашем городе «Челябинский трубник» - газета Челябинского трубопрокатного завода, или «Технополис»
- корпоративное издание ЮУрГУ.
Существующая практика позволяет выделить пять основных видов периодических корпоративных изданий.
1. Издания, которые условно можно назвать «внутрикорпоративными» (предназначены исключительно для информирования персонала или отдельных категорий служащих по тем или иным вопросам развития корпорации), в том числе:
а) издания для всего персонала (средство мобилизации и консолидации);
б) издания для линейных менеджеров (инструмент реализации стратегии и тактики);
в) издания для руководства корпорации (инструмент выработки решений).
2. Издания для внешней аудитории (могут быть платными или их стоимость может быть заложена в стоимость услуг корпорации). Делятся на:
а) издания, ориентированные на работников отрасли (включая конкурентов), на представителей исполнительной и законодательной власти (отраслевые издания);
б) издания, ориентированные на клиентов корпорации - «клиентские издания». Они в свою очередь делятся на: издания стиля жизни или стиля потребления, рекламные издания (инструменты сбытового маркетинга) и бортовые журналы и газеты (их функция -придать дополнительное качество транспортной услуге).
3. «Смешанный вид», включающий в себя признаки первого и второго вида.
4. «Заводские многотиражки» (традиционные заводские издания, ставшие корпоративными в результате приватизации, которые
можно разделить на издания для персонала и «заводские газеты для города», характерные для градообразующих предприятий).
Наконец, в системе корпоративных изданий необходимо выделить такие издания, как отчеты (годовые финансовые или более частые по выходу инновационные, экологические, социальные и др.).
В целом знакомство с деловой прессой решает, кроме заявленной, следующие (уже медиаобразовательные, а не просто образовательные) задачи: дает представление студентам о системе прессы вообще; помогает продемонстрировать принципиальные различия между журналистикой и РЯ, рекламой и другими видами инфокоммуникационной деятельности; стимулирует обращение к деловой прессе, в том числе челябинской; дает теоре-тико-журналистские знания; помогает освоению медийной лексики.
В каких формах может происходить знакомство студентов-менеджеров с деловой прессой? На наш взгляд, тут возможны два варианта: 1) межпредметный (когда каждый преподаватель, ведущий специальные дисциплины, будет включать в списки литературы и в планы семинаров не только учебную литературу, но и публикации в деловой прессе, сопровождая их мотивировкой выбора конкретного СМИ); 2) предметный (когда профессиональные и медиаобразовательные задачи решаются в ходе изучения специального медиаобразовательного курса; это может быть курс, посвященный изучению именно деловой прессы (одноименный), или более ИЙфОКИЙ по тематике, включающий изучение деловой прессы как одной из тем курса (например, «Основы медиа», «Основы медиакомпетентности» и т.д.). Второй путь мы считаем более предпочтительным с точки зрения результативности медиаобразовательной деятельности.
Подведем итог статьи. Впервые в науке поставив вопрос об отражении медиаобразовательной проблематики в общепедагогических принципах и имея в виду под принципами образования основные положения, на которых базируется эта деятельность, мы сформулировали три медиапедагогических принципа, главным из которых назвали принцип информационной открытости образовательного процесса. Данный принцип можно соотнести с известным из общего менеджмента принципом парашюта. В соответствии с ним структуры определенного типа могут эффективно функционировать только в откры-
тых системах. Образование, безусловно, относится к таким институтам; оно тем более эффективно, чем более открыто (под открытым образованием мы подразумеваем не просто образовательную структуру, использующую дистанционные формы обучения и снимающую некоторые естественные ограничения образовательного процесса в традиционных учреждениях, а образование, привлекающее к решению образовательных задач другие институции, в том числе средства массовой информации и коммуникации, именуемые «параллельной школой»). Это относится как к образованию вообще, так и к его конкретным секторам, например к профессиональному образованию менеджеров.
Литература
1. Бондаренко, Е.А. СМИ как «параллельная школа»: проблемы и решения / Е.А. Бондаренко // Современные тенденции в развитии
российского медиаобразования. — 2010: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции: в 2 т. -М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. — Т. 1. — С. 13-22.
2. Деловая пресса / М.Е. Аникина,
B.В. Баранов, О.А. Воронова и др.; под ред. М. В. Шкондина, Л.Л. Реснянской // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2009. -
C. 104-120.
3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика: учеб. пособие / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - СПб.: Питер, 2010. - 304 с.
4. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
5. Федоров, А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.
Поступила в редакцию 11 июня 2010 г.