Научная статья на тему 'Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету'

Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1728
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАННОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИЙНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Анастасия Алексеевна

В настоящей статье автор рассуждает о необходимости медиаобразования на всех образовательных ступенях, начиная с дошкольного и заканчивая поствузовским обучением. В статье предприняты попытки систематизировать результаты медиаобразовательной деятельности, рассматриваются такие педагогические категории как медиаобразованность, медиакомпетентность, медиакультура. Вводится понятие медиаменталитета как высшей цели медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в России: на пути к медиаменталитету»

Анастасия Алексеевна Немирич Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НА ПУТИКМЕДИАМЕНТАЛИТЕТУ

В настоящей статье автор рассуждает о необходимости медиаобразования на всех образовательных ступенях, начиная с дошкольного и заканчивая поствузовским обучением. В статье предприняты попытки систематизировать результаты медиаобразовательной деятельности, рассматриваются такие педагогические категории как медиаобразованность, медиакомпе-тентность, медиакультура. Вводится понятие медиаменталитета как высшей цели медиаобразования.

Ключевые слова: медиаобразование, педагогическая категория, медиаграмотность, медиаобразованность, медиакомпетентность, медиакультура, медийный менталитет.

Канадский социолог Герберт Маршалл Ма-клюэн когда-то отметил: «...чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа...». Сегодня эти слова как никогда актуальны. Вопрос о том, что такое медиаобразование, в чем его сущность и характерные особенности, стал в последние годы самым дискуссионным в педагогической среде. Воспитание и образование подрастающего поколения в условиях становления медиаинформаци-онной России сегодня волнует всех: родителей, педагогов, воспитателей, журналистов, психологов, социологов и т. п.

Медиаобразованием в нашей стране занимаются факультеты журналистики, институты культуры и искусства, частично кафедры культурологии и эстетики педагогических и технических вузов, действуют в разных регионах медиаобразовательные центры, экспериментальные площадки по медиаобразованию. Создана профессиональная Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России (президент - доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров), появились разнообразные научные исследования данного вопроса, специализированные журналы и интернет-сайты. В 2002 году утверждена и зарегистрирована «вузовская» специализация «медиаобразование». В 2003 году на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова был разработан всероссийский модуль медиаобразования, который представляет собой базовую универсальную программу с учетом региональных особенностей.

Тем не менее, для многих из нас термин «медиаобразование» является определенным неологизмом, модным «словечком» и только.

Что же такое медиаобразование? Новый педагогический «тренд» или всё-таки необходи-

мость, обусловленная становлением и развитием нового «медиаинформационного» общества?

Обратимся к определению понятия «медиаобразования» под российским «терминологическим углом».

В одном из энциклопедических изданий «Российской педагогической энциклопедии» (1993 г.) медиаобразование определяется как «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.)». Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [5. С. 555]. При этом не следует забывать об идее равноправности участников учебного процесса и об этической составляющей развития медиаграмотности.

В свою очередь, профессор А. В. Фёдоров рассматривает медиаобразование в современном мире как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». Медиаграмотность, справедливо отмечает вышеназванный учёный, помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа,

прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык медиакультуры [10. С. 38].

Медиаобразование определяется одним из основателей Ассоциации деятелей кинообразования и медиапедагогики России Ю. Н. Усовым как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития, в отличие от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческой деятельности, моделирующую процесс эмоционально-интеллектуального развития школьника, его возможностей» [9. С. 55].

Ещё одно определение медиаобразования предлагает профессор В. А. Возчиков. Он рассматривает медиаобразование как «педагогическое движение, выступающее за изучение и практическое освоение... явлений массовой коммуникации» [1. С. 8].

Интересна «терминологическая» позиция А. В. Шарикова: известный российский исследователь предлагает рассматривать медиаобразование как «процесс формирования у человека культуры медиатизированной социальной коммуникации» [11. С. 80].

Г. Селевко рассматривает медиаобразование как «изучение закономерностей массовой коммуникации с целью формирования защитных механизмов от манипулирования сознанием в современных информационных условиях [7. С. 128].

Очевидно, проблема защиты человеческого сознания от манипулирования им средств массовой информации постоянно обостряется. Мы разделяем точку зрения Л. А. Ивановой, которая отмечает, что в ситуации информационного загрязнения социокультурного пространства, обрушивающегося неупорядоченного, несистематизированного потока информации сознание. подвергается самокорректировке и окружающая реальность всё в большей степени становится виртуальной, приобретает искусственный характер [3. С. 40]. Современные медиа рассматривают и как «параллельную школу». По утверждению вышеназванного ме-диапедагога «параллельная школа» оказывает на обучающихся сильное влияние, причем с каждым годом влияние заметно возрастает, в то время как авторитет классической школы, наоборот, падает. В связи с этим необходимо выбрать такую стратегию, чтобы пропасть между

медиа - и образовательным пространством не увеличивалась, преодолевалась их разобщенность» [4. С. 164]. В силу расширения влияния и «авторитета» средств массовой информации, медиаобразование сегодня должно быть частью непрерывного образования, начиная с дошкольного и завершая в «высшей школе» (поствузовское обучение). Важно отметить, что процесс становления «человека медиаобра-зованного» это процесс долговременной общественно-просветительской деятельности. Здесь имеется в виду непрерывное развитие личности. Важность воспитания активных и свободно мыслящих граждан, формирование новой культуры общения с масс-медиа, которая будет способствовать органичному вхождению и в будущем успешному функционированию российских детей в информационном обществе.

Медиаобразование выполняет уникальную функцию - оно призвано «создать» новое поколение «М» - людей, способных к активной, творческой и осознанной жизни в современном информационном обществе. Медиаобразование помогает людям общаться со средствами массовой информации под критическим углом зрения, с пониманием значимости медийной информации в их жизни, соблюдать осознанную и оправданную дистанцию по отношению к поп-культуре и оказывать сопротивление (ре-зистивность) «экранным» и «печатным» манипуляциям. С этой точки зрения сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки дошкольников, школьников и студентов следует рассматривать как антигуманный. Следует добавить, что медиаобразование - это не просто образование через средства массовой коммуникации, главная его цель заключается в том, чтобы формировать критическое отношение к медийной информации, превращение подрастающего поколения в креативного меди-апользователя. Это приобретает особую важность еще и потому, что в современном обществе родители все меньше могут контролировать доступ детей к электронным медиатекстам - теле- и радиопередачам, Интернету, компьютерным и видео играм. Необходимость медиа-образования обусловлена запросом общества, обеспокоенного проникновением медийной информации во все сферы человеческой жизни, особенно в жизнь детей.

В то же время следует отметить, что до настоящего времени цели медиаобразования не приведены к общему знаменателю. Так как само понятие медиаобразования рассматрива-

ется с разных позиций, то естественно, делается разный смысловой акцент, выдвигаются разные цели медиаобразования в контексте различных концептуальных подходов. Важно то, что категория цели является универсальной категорией, оперируя которой, можно проникнуть в глубины процесса познания, выявить генетические связи явлений реальной действительности» [6].

Цель медиаобразования - это планируемый результат, воплощенный в некоторую предметную форму, которую медиапедагоги определяют в своих исследованиях по-разному. Изучение медиаобразовательных концепций свидетельствует, что в качестве цели медиаобразования выдвигаются следующие: «медиа-грамотность», «медиаобразованность», «меди-акультура», «медийная культура», «информационная культура», «информационная образованность», «компьютерная грамотность» и др.

Мы считаем, что вышеперечисленные понятия по своему значению близки друг другу, поскольку все определяют развитие и компетентность личности в сфере медиаобразования, рассматриваются как результат медиаобразования. Тем не менее, они не являются абсолютно тождественными, так как изначально имеют различные дефиниции, представляют собой самостоятельные лингвистические единицы.

Не претендуя на исчерпывающий анализ вопросов и полноту их рассмотрения, мы делаем попытку в настоящей статье систематизировать такие педагогические категории как медиагра-мотность, медиаобразованность, медиакомпе-тентность, медиакультура; дать определение наивысшей, на наш взгляд, цели медиаобразования - медиаменталитету, обозначить место вышеназванных педагогических категорий в системе непрерывного медиаобразования.

Значимой для осуществления поставленной нами задачи является позиция Б. С. Гершун-ского. Его общепедагогическая схема результатов образования имеет следующий вид: «грамотность - образованность - компетентность - культура - менталитет» [2. С. 87]. Эта позиция дала нам основание считать, что применив данную схему относительно медиаобразова-тельной деятельности, мы получим систему результатов медиаобразования. Добавим, что мы рассматриваем цель как «единство двух диалектически взаимодействующих начал» [8], которая, с одной стороны, представляет собой идеал (потенциальная цель), с другой - результат, продукт (конкретная цель).

Таким образом, имеем следующую цепочку: медиаграмотностъ - медиаобразованность - медиакомпетентностъ - медиакультура -медиаменталитет. Данная система, на наш взгляд, даёт нам чёткую картину видения результатов медиаобразовательной деятельности. Предполагается, что поочерёдно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны желаемого результата в итоге даст нам возможность достигнуть общего целостного результата. Итак, мы приходим к выводу о том, что для каждого компонента выше предложённой системы медиаобразовательных результатов, необходимо обозначить возрастную группу, на которую будет направлен медиаобразователь-ный процесс. И здесь целесообразно остановиться на обзоре таких категорий как грамотность, образованность, компетентность, культура, менталитет.

Рассматривая педагогическую категорию грамотности, следует отметить, что в бытовом широко распространенном понимании в самом слове «грамотность есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования». В энциклопедическом словаре под грамотностью подразумевается 1) широком смысле - владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка; 2) в узком смысле - умение только читать или читать и писать простейшие тексты; 3) наличие знаний в какой-либо области. Грамотность как педагогическая категория имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений к владению некоторым комплексом общественно-необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку участвовать в социальных процессах. Эти определения позволяют нам полагать, что в дошкольном образовании адекватно использовать термин медиаграмотностъ, поскольку грамотность, как педагогическая категория, предполагает наличие элементарных умений и навыков, что является характерным для дошкольного образования.

Значимой для нашего исследования стала и модернизация Закона об образовании. Как отметил заместитель министра образования и науки Иван Лобанов: «Закон об образовании может оказаться сенсационным, потому что обсуждаемые изменения касаются образования на всех уровнях». Согласно нововведениям, дошкольное образование станет уровнем образования. Уровень будет предполагать и доку-

мент, подтверждающий дошкольное образование. В настоящее время идет обсуждение того, в каком виде этот уровень будет закреплен документально. Тем не менее, согласно новому законопроекту, дошкольное образование не предполагает требований к итоговой аттестации, никаких тестов и экзаменов дошкольники сдавать не будут. Всё вышесказанное позволяет нам думать, что в дошкольном образовании как на первом уровне образования, адекватно использовать термин медиаграмотность, так как в системе медиаобразования медиаграмотность является также начальным уровнем [6].

Следующая категория, которую мы рассмотрим - это образованность. Т. Ф. Ефремова определяет образованность как «1) уровень образования как совокупности знаний, полученных в процессе обучения; 2) просвещённость, культура». Интересным нам кажется значение, которое придаёт образованности А. В. Добровольский: «...высшая цель образованности -помочь увидеть четкую, правильную картину мира, озаренную светом знания. Понятие "образованный" означает культурный, воспитанный, умеющий себя вести человек». Принимая во внимание определение, предложенное Т. Ф. Ефремовой, согласно которой образованность является совокупностью знаний, а также полагаясь на рассуждения А. В. Добровольского, мы можем сделать вывод о том, что формировать медиаобразованность как результат медиаобразования целесообразно в младшем школьном и подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются фундаментальные знания, умения, навыки, по окончании основной школы учащиеся получают Аттестат основной общеобразовательной школы, что говорит о наличии у них определённого уровня образованности. Далее, рассмотрев грамотность и образованность, мы перейдём к определению значений компетентности, культуры и менталитета в контексте непрерывного медиаобразования.

Современный толковый словарь даёт следующие значение компетентности: «компетентный - 1) значит, обладающий основательными знаниями; 2) хорошо осведомлённый в какой-либо области; 3) основанный на знании дела, опыте». Для нас в этих определениях особенно важно то, что компетентность характеризуется как совокупность определённых знаний, основанных на опыте, что соответствует уровню образования выпускников школ и студентов начальных курсов. В свою очередь современная

электронная энциклопедия даёт следующие определения компетенции: «1) психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением; 2) выраженная способность применять свои знания и умения; 3) способность человека справляться с решением разнообразных задач, как стандартных, так и нестандартных, как в пределах, так и на границах его компетенции или области ответственности». Рассматриваемые значения дают нам основание считать, что компетентность как качество личности необходимо формировать на старшей ступени обучения школы и продолжать развивать на первых трёх курсах высшего профессионального образования.

На завершающем этапе нашего исследования, мы рассмотрим педагогические категории культуры и менталитета. С. И. Ожегов определяет культуру 1) как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) то же, что и культурность, то есть находящееся на высоком уровне культуры, соответствующее ему; 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие умения. В этом определении важными для нас представляются следующие характеристики: «высокий уровень», «высокое развитие», «духовные и общественные достижения».

Прежде чем обозначить конкретную возрастную группу, для которой формирование медиакультуры будет адекватно, рассмотрим определение менталитета.

Научно-педагогический спектр понимания природы менталитета в наши дни чрезвычайно широк и неоднозначен. Показательно, например, что ни один из энциклопедических словарей, философских, психолого-педагогических справочников, учебников по естественным и гуманитарным дисциплинам, а также специальные академические журналы до середины 90-х годов не только не давали определения менталитета, но и почти их не упоминали. Только в последнее время наметился прорыв в информационном блокировании сложной и интегративной характеристики человеческого поведения, активное введение ее в социально-политическую публицистику, психолого-философскую литературу и исследования на правах научно признанной категории. По образному

выражению И. В. Герасимова: «Мода на термин "менталитет" во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы». Тем не менее, термин прочно укрепился не только в научном обороте, но и в живой речи не столько по причине моды, сколько потому, что в русском языке нет понятия, полностью адекватного ему.

Так, в философском энциклопедическом словаре менталитет характеризуется следующими словами: «менталитет (от нем. тейаШШ:

- склад ума) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе». Менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор стратегических и тактических целей. Менталитет - картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления человека в мире и мира вокруг человека.

Сообразно с этим, нам представляется возможным считать, что медиакультура и медиа-менталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений, продолжают формироваться в послевузовском профессиональном образовании (аспирантуре, докторантуре), а также в профессиональной деятельности.

Так, осваивать «Азбуку медиаграмотности» следует в дошкольном возрасте средствами игры и элементов медиатворчества (интервью, детская газета, озвучивание немого кино, элементы творчества на основе мультипликации, театрализованная деятельность и т. д.).

Формировать медиаобразованность необходимо на начальной (1-4 классы) и средней ступени (5-9 классы) обучения в школе. Под ме-диаобразованностью мы понимаем творческое применение полученных знаний и умений, дополненное опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности, направленное на познание и преобразование медиаинформа-ционных объектов, а именно: медиатворчество

- создание короткометражных видео-роликов, выпуск школьной газеты, создание аудио-сказок (звукозапись), фотография, создание своего веб-портфолио и т. п., так как существенным элементом медиаобразования является создание учащимися собственной медиапродукции. Необходимо грамотно построить «общение» школьников с газетной и печатной продукцией, радио и ТВ, кино и видео, системы Интернет и т. д. Мы согласны с мнением Н. Б. Кирилловой о том, что «потреблению» информации надо

учить так же продуманно и терпеливо, как «музыке и живописи».

Что касается медиакомпетентности, то мы склонны полагать, что это осмысленное овладение теоретическими знаниями, способами мышления, нравственными нормами, которые позволяют реализовать себя в мире медиаин-формации. Медиаобразовательный процесс, направленный на достижение целей медиа-компетентности, имеет место на старшей ступени обучения в школе. Следует добавить, что глубина восприятия мира как единой системы разнообразных факторов и глобальных позиций в свете проблем настоящего и будущего человечества учащихся 10-11 классов, а также студентов начальных курсов обучения имеет общие тенденции развития. Поэтому мы считаем, что формировать медиакомпетентность продолжают и на уровне высшего профессионального образования на 1-111 курсах обучения.

Следующие педагогические категории в нашей схеме медиаобразовательных результатов - медиакультура и медиаменталитет.

Медиакультуру можно определить как совокупность информационно-коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура является своеобразным посредником между обществом и государством, социумом и властью. Благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это, как говорил Ю. Лотман, «подразумевает сохранение предшествующего опыта», то есть сохранение генетической памяти общества, так как «культура есть память». Медиакультура выступает мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс. Но успех такого «медиатизированного» диалога возможен только при условии готовности к нему каждой из сторон. Что мы подразумеваем под «готовностью»? Это, во-первых, преодоление потребительского отношения к средствам массовой информации. Во-вторых, способность личности к активному, творческому освоению ме-диаинформации и её логической переработке. В-третьих, критическое отношение к себе, которое, по мнению В. М. Шукшина, - основной

параметр интеллигентности. Мы солидарны с мнением А. В. Шарикова, который считает, что «медиакультура обязательно должна включать такое качество, как критический взгляд на свои вкусовые пристрастия». «Тут-то и приходит на помощь медиаобразование», - продолжает учёный, - «ибо в одиночку корректировать себя трудно, почти невозможно». Таким образом, мы предлагаем рассматривать медиакультуру личности как совокупность её материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, исторически определённой системы их воспроизводства и функционирования в обществе, преумножение социокультурного опыта в области медиа.

Согласно предложенной нами схеме (рис. 1), медиаменталитет является наивысшей целью медиаобразования.

На наш взгляд, формирование медиамента-литета выступает своего рода сверхзадачей. Медиаменталитет является интегральной характеристикой поколения «М» - людей, живущих в определенной медиакультуре, которая позволяет описывать видение окружающего их медийного пространства. Под медиамента-литетом мы понимаем устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к медиаинформации, способностью к всесторонней самореализации в ме-диаинформационном обществе.

Медиакультура и медиаменталитет формируются на последних курсах высших учебных заведений и продолжают формироваться в поствузовском профессиональном образовании и в профессиональной деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что медиаобразование в контексте современного развития медиаинформационного общества необходимо рассматривать как основу для формирования медиаменталитета личности и как основной способ формирования информационной, медийной и правовой культуры детей, развития самостоятельности их мышления, что является наиболее эффективной гарантией их защиты от негативного медийного контента. К сожалению, в настоящее время дошкольным и школьным медиаобразованием занимаются отдельные педагоги-энтузиасты, в силу административных обстоятельств проводящих медиаобра-зовательные занятия раз в неделю, а то и реже в форме кружков, факультативов, секций. Полностью же решить проблему медиаобра-

зования подрастающего поколения возможно лишь на государственном уровне, то есть необходимо внедрение медиаобразовательного компонента в программу дошкольных и школьных образовательных учреждений. Такая комплексная, с «прицелом» на будущее, программа позволит будущим выпускникам стать полноценными специалистами - медиакомпетентными, обладающими высокой медиакультурой и развитым медиаменталитетом.

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что медиаобразование не просто важно, оно чрезвычайно необходимо. К. Э. Разлогов в одной из своих статей подчеркнул, что «экран -это мясорубка культурного дискурса». Автор откровенно выступает против хаоса и агрессивности медиаинформации, предлагая ее «переработку» в более удобоваримую форму. Это и является одной из главных задач медиаобра-зовательной политики в нашей стране.

Медиаобразование - это приоритетная область культурно-педагогического развития XXI века, обладающая богатой историей и обширной географической траекторией. В современной российской медиаинформационной ситуации медиаобразование становится всё более востребовано и актуально, ведь оно призвано увеличить количество людей, способных оказывать реальное влияние на средства массовых инфор-маций, креативно и осознанно участвовать в процессе социальной модернизации, в формировании российского демократического общества.

Список литературы

1. Возчиков, В. А. Медиаобразование в педагогическом вузе : методические рекомендации [Текст] / В. А. Возчиков. - Бийск : НИЦ БиГ-ПИ, 2000. - 64 с.

2. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ори-ентированных образовательных концепций) [Текст] / Б. С. Гершунский. - М. : Изд-во «Совершенство», 1998. - С. 90.

3. Иванова, Л. А. Проблема систематизации научной терминологии педагогики (на примере медиаобразовательного пространства) [Текст] / Л. А. Иванова, И. В. Григорьева // Мир науки, культуры, образования : международный научный журнал. - Горно-Алтайск, 2009. - № 2 [14]. - С. 158-165.

4. Иванова, Л. А. Коадаптация медиа и образовательного пространства - залог успешного решения проблемы пространственной

лакунарности в высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Якутского государственного университета : научный журнал. - Якутск, 2009. - Том 6. - № 2 (апрель-июнь). - С. 38-44.

5. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.

6. Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Немирич // Медиао-бразование. -2011.-№ 2. - С. 47-55.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2001. - URL: http://megabook.ru/ (дата обращения: 15.06.2011).

8. Разлогов, К. Э. Что такое медиаобразование? [Текст] / К. Э. Разлогов // Медиаобразова-ние. - 2005. -№ 2.

9. Селевко, Г. Медиаобразование - защита от манипулирования сознанием [Текст] / Г. Селевко // Народное образование. - 2005. - № 9. -С. 127-131.

10. Степанова, А. Н. О моделировании целевой ситуации и её понимании в языке [Текст] / А. Н. Степанова, И. Л. Сухоцкая // Иностранные языки в школе. -1980. - № 6.

11.Усов, Ю. Н. и др. Основы экранной культуры [Текст] : цикл программ / рук. Ю. Н. Усов.

- М. : Изд-во Российской Академии образования, 1998.-60 с.

12.Фёдоров, А. В. Медиаобразование : социологические опросы [Текст] / А. В. Федоров.

- Таганрог : Изд-во Кучма, 2007. - 228 с.

13.Шариков, А. В. Так что же такое медиаобразование? [Текст] / А. В. Шариков // Медиаобразование. - 2005. -№2.- С. 77-83.

Светлана Сергеевна Распопова

Московский государственный университет

ПОДХОДЫ КРАЗВИТИЮ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГОЖУРНАЛИСТА

Статья посвящена поиску путей развития системы ценностей будущих журналистов в ходе их образовательной деятельности.

Ключевые слова: аксиологический потенциал личности, подготовка журналистов, профессиональное журналистское образование.

Прежде чем говорить о подходах к развитию аксиологического потенциала личности будущего журналиста, определимся с понятием «аксиологический потенциал». Аксиологический потенциал - это сфокусированные системой ценностей сущностные силы личности, проявляющиеся как тесное органическое единство ее интеллектуальной, эмоциональной, духовной и душевной (психико-физиче-ской) жизни. Ядром аксиологического потенциала личности являются ее ценностные ориентации, отражающие ценности, существующие в том или ином обществе.

Аксиологический потенциал личности, с одной стороны, автономен, с другой стороны, открыт. Он представляет собой совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Наличие откры-

тости аксиологического потенциала личности дает основание предполагать возможность его накопления и развития, так как, по мнению философов, человеку изначально не дано быть вполне самим собой - субъектом, со-творцом, духовно-душевным существом. Однако ему дано «восполнить» свою «сущностную неполноту» через становление в культуре, в сопричастности к Творцу, где человек способен обрести свое истинное человеческое «Я», свою духовно-душевную природу, наделенную социокультурным смыслом, так как переживания человека воплощаются в творениях культуры. На базе знаний у личности формируется ценностное отношение к миру, которое выражается в развитии соответствующих потребностей:

- потребности в самовыражении;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.