ций развития систем китайского и российского высшего педагогического образования, сравнение хода и
мер реализации его модернизации и выявление основных предпосылок и факторов, обусловливающих
рассматриваемый процесс, позволит предложить
действенные пути и условия, обеспечивающие гуманистическую подготовку учителей в педагогическом вузе.
Н.Г.Хитцова
Медиаобразование школьников средствами компьютерных технологий
Педагогика XXI века - это образование с всё большей долей участия компьютерных технологий. Компьютерная техника достигла такого уровня своего развития, что, будучи применена в полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса. В ближайшем будущем компьютерные технологии будут играть исключительно важную роль как в ускорении образовательного процесса, так и в формировании и развитии интеллекта человека. Развитие педагогики еще больше будет использовать возможности направленного влияния применения компьютерных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивацион-ный компонент учебной деятельности. При этом на второй план уйдут существующие недостатки 8 образовании детей напрямую связанных с прошлой идеологизацией воспитательного процесса. Это позволит сформировать высокообразованную гармоничную личность, лишенную недостатков обусловленных ограничениями в мышлении, связанными предустановками идеологизированного воспитания. В результате будет сформирован человек, широко использующий последние достижения информационных технологий и не ограниченный штампами. Это, в конечном счете, приведет к повышению умственной производительности труда, радикально скажется на всех уровнях жизни и ускорении научно-технического прогресса.
Для описания направления в педагогике, широко использующего настоящие возможности компьютерной техники и новые технологии, было предложено ввести новый объединяющий термин - КОМПЬЮТИКА [1]. Традиционная педагогическая система, в которой участвуют учителя и известные средства обучения, ограничена по возможности как преподавания, так и усвоения материала учащимися. Компьютика - это система, в которой участвуют учитель и компьютер, оснащенный обу-чающе-тренирующими программами и сенсорами, которая позволяет создать обратную связь [FeedBacK] с обучающимися. В этом случае можно создать любую виртуальную реальность (Virtual Reality) как визуальную и звуковую (Surround), так осязательно-обонятельную.
Такая виртуальная реальность способна, при ее правильном применении, существенно изменить скорость восприятия и усвоения материала.
Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно-методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможностям. Специалисты в области психолого-педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае учитель остается не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.
Система музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармонической личности и развитие творческой индивидуальности. Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет все большую роль. Это - создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, системы управления партитурой в реальном времени, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, реставрация старых записей, звукорежиссерская работа, подготовка фонограмм и видеоклипов, системы алгоритмической музыки и т, п.
Осмысление данного комплекса проблем обусловило направленность нашего педагогического поиска и привело к созданию авторской образовательной программы «Музыкальная компьютика».
Щ Педагогика
. • Л'- Ч. '
В основе программы - идея использования возможностей информационно-компьютерных технологий для развития музыкальных и творческих способностей учащихся, повышения интереса, мотивации к занятиям музыкой, совершенствования форм и методов педагогического процесса, повышения результативности занятий музыкой. Особенность авторского курса «Музыкальная ком-пьютика» состоит в расширении границ традиционной музыкальной педагогики, приобщении учащихся к проблемам медиаобразования.
Медиаобразование в современном мире рассматривается [2] как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с виртуальной медиа реальностью, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Современное медиаобразование связано с появлением в образовании новых информационных технологий (компьютерных программных средств, возможностей Интернета),
Главная задача курса «Музыкальная компьюти-ка» - вооружение каждого обучающегося приёмам и методам информационной деятельности. Система педагогического взаимодействия может быть обозначена, как циклическое взаимодействие (последовательность трансакций) «ученик - компьютер - ученик», приводящая кратчайшим путем к «цели».
Формы работы на уроках могут быть разнообразными: учащиеся выполняют творческие задания, сочиняют мелодии, пишут ноты, используют игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, используя компьютер. Большое место в программе занимают игровые методы и опыты детского творчества. Интересной формой представления материала являются презентации познавательных компьютерных энциклопедий, обучающих, развивающих игровых программ. Система учебных творческих заданий сориентирована на активную работу ученика, одновременное развитие рационально-логической и эмоционально-ценностной сферы. Поиск дополнительной информации осуществляется с помощью медиатеки, ресурсов Интернета.
Методика обучения непосредственно связана с программным обеспечением. Проведению уроков помо-
гают следующие мультимедийные диски: «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов» и т.д., предлагаемые фирмой «Кирилл и Мефодий» и др. С их помощью удается эффективно развивать музыкальные, творческие и интеллектуальные способности школьников, формировать навыки информационного поведения, базовую основу информационной культуры младших школьников. В методике преобладает поисковая и творческая деятельность: учащиеся поставлены в условия, когда прямо на уроке музыки необходимо добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Образовательный процесс по программе построен по принципу тематического планирования, Смысловая единица программы - блок-тема. По каждой теме даются новые понятия и термины. Учащиеся овладевают знаниями и умениями постепенно, с помощью учителя, а по мере накопления опыта музыкально-творческой и познавательной деятельности с участием компьютера. В курсе заложены богатые возможности развития и совершенствования межпредметных связей.
Отметим, что программа курса «Музыкальная ком-пьютика» находится в экспериментальном режиме, когда возможны и естественны её существенные коррективы и творчески оправданные трансформации, предполагающие поисково-исследовательскую деятельность преподавателя. Необходимо продолжить изучение организационных, педагогических условий внедрения программы в систему начального музыкального образования, учитывающих преемственность традиций музыкальной педагогики, Для реализации данной проблемы необходимо не только научно- методическое обоснование, но и финансовое, организационное обеспечение программы.
Мы полагаем, что данная проблема и связанное с ней педагогическое исследование будут представлять определенный теоретический и практический интерес, как для общей, так и для музыкальной педагогики XXI века.
Библиографический список
1, Беспалько В.П, Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия), - Воронеж: МОДЭК, 2002.
2. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: ЦВВР, 2001.
f|§ Педагогика
С.В.Лосякова
Профориентационная работа с абитуриентами в системе начального профессионального образования как условие их профессионального самоопределения
В Концепции модернизации российского образования до 2010 года раскрыты цели профессионального образования. Конкурентоспособность и компетентность специалиста названа в числе наиболее значимых целей. Ориентация на социальный (в первую очередь) и государственный заказы (в форме образовательных стандартов), а также на потребности конкретного заказчика образовательной продукции или услуги в определенном регионе - ведущее правило учебного заведения, готовящее профессиональные кадры.
На наш взгляд, одним из условий, способствующим подготовке высококвалифицированного и компетентного специалиста, является помощь абитуриентам в их профессиональном самоопределении на этапе поступления в учебные заведения системы начального профессионального образования. Личность профессионала не рождается вместе с индивидом: она развивается, проявляется при определенном уровне сформированности его физических, психических, социальных и духовных качеств.
Для большинства выпускников поступление в систему начального профессионального образования является отправной точкой в их профессиональном самоопределении, а процесс выбора и принятия профессии это всегда критический момент в развитии личности.
Сохраняющиеся на современном этапе традиционные способы приема учащихся в учреждения системы начального профессионального образования не могут способствовать подготовке высококвалифицированного и компетентного специалиста. Для этой цели необходимо создать модель деятельности приемной комиссии, разработать блок психодиагностических методик и других психолого-педагогических процедур, которые помогут более эффективно выявить механизмы, возможно, более точного профессионального самоопределения выпускников школ еще на стадии выбора профессии.
В психолого-педагогической науке достаточно хорошо изучена проблема профессионального самоопределения. В теоретическом и практическом аспектах профессиональное самоопределение рассматривается во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности (Е.М. Борисова, A.A. Деркач, Е.И. Головаха, А.К. Маркова, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, A.M. Митина и другие).
Немалый вклад в разработку этой проблемы внесли представители психологической и педагогической науки:
Е.А. Климов дал психологическую характеристику профессиональной деятельности, раскрыл теоретические основы профконсультации; Б.А. Федоришин обосновал системный подход к профессиональной информации школьников; Н.Ф. Гейжан представила модель содержания и выявила этапы профессионального консультирования; Е.М. Павлютенков раскрыл вопросы мотивации выбора профессии; Б.А. Шавир выявил структуру профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него.
Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно-полезного бытия и саморазвития [1].
Профессиональное самоопределение рассматривается Б.Г. Ананьевым как неотъемлемый и существенный компонент профессионального становления личности.
Опыт работы убеждает, что профессиональный выбор личности зависит от совокупности внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся предпочитаемые учебные предметы, советы родителей, друзей, средства массовой информации. К внутренним факторам можно отнести личную готовность. Л.И. Божо-вич под внутренней (личностной) позицией понимает систему реально действующих мотивов личности по отношению к окружению или какой-либо сфере. Понятие внутренней позиции подразумевает единство моти-вационного, аффективного и когнитивного компонентов. Внутренняя позиция личности не может быть навязана внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренним мотивом [2].
Весь период подготовки учащихся к осознанному самостоятельному выбору профессии строится на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития личности является категория возраста [3].
Согласно разработанной В.И. Слободчиковым периодизации субъекта человеческих общностей на ступени, наиболее располагающей к саморазвитию, мы имеем дело с двумя кризисами: детства (5,5-7,5 лет) и отрочества (11-14 лет). Именно в этом периоде откры-