Научная статья на тему 'Медийные технологии обучения в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки: парадигма научного поиска'

Медийные технологии обучения в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки: парадигма научного поиска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / МЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / МЕДИАТЕКСТ / ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ МЕДИЙНОЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Любовь Ивановна

В статье представлена парадигма педагогического исследования, нацеленного на проектирование медийной музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки, которое укажет прогностические, концептуальные, инструментальные, мониторинговые и рефлексивные основания ее совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the pedagogical research paradigm, aimed at designing a display of musical therapeutic activities music teachers, which indicates predictive, conceptual, instrumental and reflexive monitoring, grounds for improvement.

Текст научной работы на тему «Медийные технологии обучения в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки: парадигма научного поиска»

1. Разнообразные сюжетно-ролевые игры, с помощью которых нарабатываются навыки эффективного общения в различных жизненных ситуациях, впоследствии не вызывающих особых затруднений, если подросток попадает в аналогичные ситуации, он тут же использует приёмы и формы, которые ранее применял в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре взрослый, работающий с подростками, выявляет личностные проблемы подростков, устраняет личностные страхи, повышает самооценку, подсказывает тонизирующие психолого-педагогические средства, отрабатывают в групповом общении гуманное отношение к сверстникам, развивает нравственные чувства;

2. Использование диалогических форм работы, как в индивидуальной, так и в групповой деятельности. Одним из таких способов наиболее активной является беседа с помощью, которой подросток побуждается к мыслительному процессу, разговору, диалогу. В процессе беседы можно подвести подростка к справедливой оценке своих поступков и других, научить основным понятиям о хорошем поступке или о плохом и дать оценку и тому и другому. Можно спланировать личностную деятельность, направленную на личностный рост и т.п.;

3. Проведение дискуссий в виде «Дебатов» позволяет создать творческую ситуацию, направленную на приобретение коммуникативных способностей и понятием критичности мышления;

4. Наблюдение за выполняемой деятельностью позволяет осуществить необходимый анализ и отработку коррекционных мероприятий направленных на улучшение поведенческих и ценностных ориентаций подростка, что в свою очередь способствует эффективному результату воспитания.

Интерес к функционально-ролевым играм заключён в конфликте, который задействуется для того, чтобы в максимальной степени ввести соревновательный эффект, конкуренцию и одновременно отработать навыки управления личностными эмоциями в наиболее острых моментах игровой деятельности. Параллельно с этими задачами решаются задачи по определению корректных и некорректных моделей поведения, приёмов и уловок в общении и способы ухода от них [3, 8].

Таким образом, подростковый возраст является необычайно интересным и трудным из всех возрастов, поскольку в этот период формируются личностные качества, нарабатывается опыт межличностного общения. Одновременно с этими качествами происходит нравственный рост личности, отрабатываются основные коммуникативные способности, трансформируемые коммуникативной средой. Происходит стабилизация межличностного поведения, образцом которого является значимый взрослый в коммуникационной сфере. Главное устремление подростка в период взросления направлено на личностное самосовершенствование и самоутверждение в социуме, которой и является коммуникационная среда. Следовательно, при правильно организованной работе в коммуникационной среде есть возможность убедиться в том, что воспитательная деятельность была направлена на формирование высоконравственной личности, имеющей в своём арсенале порядочность, терпимость, критичность к себе и своим поступкам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вараксин, В.Н. Развитие коммуникативной активности вожатого (тренинги) // Воспитание школьников. -2005. - № 6. - С. 55.

2. Вараксин, В.Н. Методика формирования коммуникативной компетентности у будущих психологов образования в системе клубной деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 11. - Ч. 5. - С. 808-810.

3. Вараксин, В.Н. Технология, развивающая коммуникативные навыки старшеклассников и студентов (Студенческие парламентские дебаты): учебно-метод. пособие / В.Н. Вараксин. - Таганрог, 2008. - С. 8.

4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

УДК 37.013 ББК 85.310

Л.И. Воробьева

МЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ: ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ПОИСКА

Аннотация. В статье представлена парадигма педагогического исследования, нацеленного на проектирование медийной музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки, которое укажет прогностические, концептуальные, инструментальные, мониторинговые и рефлексивные основания ее совершенствования.

Ключевые слова: музыкально-терапевтическая деятельность, музыкотерапия, медийные технологии обучения, медиатекст, восприятие слуховое, воздействие медийное.

L.I. Vorobyova

MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MUSICAL THERAPEUTIC ACTIVITIES MUSIC TEACHERS: THE PARADIGM OF SCIENTIFIC SEARCH

Abstract. The article presents the pedagogical research paradigm, aimed at designing a display of musical therapeutic activities music teachers, which indicates predictive, conceptual, instrumental and reflexive monitoring, grounds for improvement.

Key words: musical therapeutic activities, music therapy, media educational technologies, media text, audio perception, the impact of the media.

В настоящее время ни одна сфера жизнедеятельности общества не мыслится без медиа. Тем более, общее и профессиональное образование, которое от традиционного использования технических средств обучения, медленно, но с явно проявляющейся тенденцией стремится освоить все преимущества, которые предоставляют медиа в организации содержания и технологии обучения [1; 2; 6].

Актуальность педагогического исследования медийных технологий в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки обусловлена возрастающим значением медиа в современном образовательном процессе, в котором также оказывается все более востребованной музыкально-терапевтическая деятельность учителя музыки.

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, применяющий музыку в качестве лечебного средства, - приобретает сегодня особую актуальность и требует специального педагогического исследования с учетом развивающихся медиа. Функции масс-медиа: информационная, воспитательная, образовательная, социально-управленческая, рекреативная, релаксационная, компенсаторная, эстетическая отвечают и задачам музыкотерапии. Медиа общаются с аудиторией на вербальном, изобразительном или аудиовизуальном языках. Конкретный результат медиапродукции -медиатекст - сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.) [6]. Закономерности воздействия медиа-культуры на личность исследуют в рамках медиапедагогики [4; 6], музыкальной педагогики [1; 3], искусствоведения [7]. Наиболее полно проблему анализа медиатекста рассматривают в работах по медиаобразованию (А. Федоров, Ю. Усов и др.), однако функции музыки в структуре медиатекста в них не исследуют. Изучая музыку в медиатексте, Т. Шак обозначает ее типовые качества - вто-ричность, дискретность, контекстность, многофункциональность, компилятивность и обосновывает ее контекстный и комплексный анализ в совокупности с визуальной и вербальной составляющей. Исследования Т. Шак, не затрагивающие вопросов терапевтического воздействия медиатек-стов, тем не менее, дают надежные методологические ориентиры их исследования. Основные искусствоведческие труды по вопросам медиамузыки связаны с кино. Изучая музыку в кино авторы (О. Дворниченко, А. Денисов, Т. Егорова и др.) исследуют семиотику музыки как элемента экранного синтеза, в единстве всех элементов видят гармонию фильма и его восприятия, однако терапевтические возможности звукового кино как медиажанра не исследуют. Наиболее обоснованные данные о терапевтическом влияния музыки на организм человека представляют исследования в области медицины (от Бехтерева до проектов зарубежных и отечественных ученых и научных центров: А. Разумов (Российский научный центр восстановительной медицины), Я. Левин (Со-мнологический центр Министерства здравоохранения РФ), С. Шушарджан (Международная академия интегративной медицины), Ноттингемский университет (Великобритания). Таким образом, в науке (медицине, музыковедении, музыкальной педагогике), накоплен значительный багаж знаний о влиянии музыки на человека и ее использовании в терапевтических целях. Научные же данные, обосновывающие терапевтические возможности медиажанров, и их использование в музыкально-терапевтической работе учителя музыки, в результате анализа литературы не выявлены. Обнаружилось противоречие между, с одной стороны, расширяющимся влиянием медиа и музы-котерапии в образовательном процессе, с другой стороны, отсутствием теоретического обоснования использования медийных технологий в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки. Исследование образовательного потенциала медиакультуры, применения технологий ме-диапедагогики в различных сферах деятельности учителя музыки, в том числе - в музыкотерапев-тической, - становится актуальным в музыкальном образовании. Проблема исследования: каким образом использовать медийные технологии в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки? Мы предполагаем, что использование медийных технологий в музыкально-терапев-

тической деятельности учителя музыки будет терапевтически эффективным, если она будет базироваться: на основных теориях медиаобразования [6] (прежде всего, социокультурной (А. Шариков), теоретической базой которой являются теории: культурологическая, утверждающая необходимость совершенствования образования как результата развития медиакультуры и социологическая, обосновывающая значимость социальной роли медиа. Технологии музыкально-терапевтической деятельности согласуются также с идей этической (С. Пензин), эстетической (Ю. Усов), медиадеятельности (И. Фатеева), теологической (В. Духанин, А. Федоров), развития критического мышления (Л. Мастерман), экологической (Н. Хилько). В медийной музыкально-терапевтической деятельности следует использовать в сочетании с музыкой различные виды медиа (прессу, радио, кинематограф, телевидение, интернет); учитывать многофункциональность медиа в обучении, прежде всего, релаксационную, компенсаторную, эстетическую (а также информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную) и др. функции; реализо-вывать в своей методике разнообразные творческие задания; оценка медийной музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки основана на установленных в медиапедагогике показателях (мотивационном, контактном, информационном, перцептивном, оценочном, деятель-ностном, креативном). Проблема использования медийных технологий обучения в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки в отечественной науке ставится впервые, что обусловлено недавним появлением самого предмета исследования. Музыкотерапия как область научного исследования оформилась в XX столетии, с целью решения психологических проблем современной цивилизации. Тогда же началась научная разработка и широкое внедрение медийных технологий. Изучение объекта исследования - музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки - в аспекте применения медийных технологий обучения опирается на методологию и теоретические основы медиаобразования и музыкотерапии. В результате решения проблемы педагогика получит научные данные - модель медийной музыкально-терапевтической деятельности. В результате внедрения модели (в ходе констатирующих и формирующего экспериментов) будут раскрыты и сформулированы принципы медийной музыкально-терапевтической деятельности педагога-музыканта и, таким образом, исследование откроет новые направления в области научного изучения влияния медиа на процесс формирования личности учащихся. Цель исследования: разработать и внедрить модель музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки с использованием медийных технологий обучения. Задачи исследования: 1. Проанализировать современные медийные технологии обучения в рамках поставленной проблемы. 2. Разработать модель музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки с использованием медийных технологий обучения. 3. Разработать и провести начальный констатирующий эксперимент. 4. Разработать и провести формирующий эксперимент. 5. Разработать и провести завершающий констатирующий эксперимент. 6. Выявить принципиальные основы разработки и использования медийных технологий в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки. 7. Разработать методику мониторинга медийной музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки. Основные общенаучные подходы исследования - аксиологический, системный и личностно-деятельностый. Аксиологический подход определяет нравственные и духовные ценности в качестве базовых при построении медийных образовательных технологий в музыкотерапии. Системный подход указывает направления исследования и моделирования профессиональной музыкально-терапевтической деятельности с использованием медийных технологий обучения. Такая деятельность в соотнесении вышеуказанных, а также личностно-деятельностного подхода, направлена на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности. Личностно-деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии.

Общенаучные методы исследования: наблюдение, анализ (литературы, музыки, медиатек-стов), обобщение, классификация, педагогическое проектирование, метод экспертных оценок. Экспериментальной базой исследования является общеобразовательная школа № 31 г. Таганрога Ростовской области. Исходя из того, что педагогическое проектирование - это деятельность субъекта образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности, - предполагаем спроектировать: прогностическую модель медийной музыкально-терапевтической деятельности для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей деятельности; ее концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий; инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства реализации музыкально-терапевтической деятельности; модель мониторинга - для создания механизмов обратной связи в медийной музыкально-терапевтической деятельности и способов коррек-

тировки возможных отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций. Одно из методологических условий моделирования в образовании - реализация интегративной функции педагогики, связанной с использованием знаний, заимствованных из других научных дисциплин. В представляемом педагогическом исследовании интегрированы знания из области педагогики, психологии, музыкознания и медиаобразования. В процессе построения модели медийной музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки мы будет опираться на установленные в медиаоб-разовании принципы разработки системы включения элементов медиаобразования в учебный процесс. Эти принципы обуславливаются требованиями и возможностями интенсификации учебного процесса на современном уровне педагогической науки, а также особенностями конкретных объектов (в нашем случае - общеобразовательной школы) и использования современных мультимедийных технических средств и технологий. К основным педагогическим требованиям относят: I. Дидактические: научность (содержание достоверных сведений, моделирование, имитация, эксперимент и т.п.), доступность (соответствие уровню подготовки обучаемого), адаптивность (при-спосабливаемость к индивидуальным возможностям), систематичность и последовательность, визуализация информации, самостоятельность, сознательность и активизация деятельности обучаемого, прочность усвоения результатов обучения, обеспечение интерактивности, развитие интеллектуального потенциала обучаемого, обеспечение обратной связи. 2. Методические. Учет специфики предмета «Музыка». 3. Педагогическая целесообразность и эффективность применения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их здоровья. 4. Эргономические требования - требования к качеству медийной информации. 5. Требования санитарно-гигиенические (снижение утомляемости и сохранения здоровья учащихся). 6. Требования эстетизации - соответствие современному дизайну и эстетическим нормам. Цели и задачи, которые определяют направление исследования и развития современной системы художественного образования: адаптация детей к современной социокультурной среде; активизация использования современных образовательных и информационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей; интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников. Также формирование образовательной среды школы, позволяющей использовать медийные педагогические технологии. Основой для внедрения элементов медиаобразования в структуру и содержание системы художественно-творческой деятельности школьников являются духовные ценности, а также стандарты образования.

Музыкальная терапия выкристаллизовалась из области медицины. Сейчас она становится ведущим методом музыкального образования в достижении его здоровьесберегающих задач [5]. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Задачи лечебного, терапевтического воздействия связывают с психологическими, нравственно-воспитательными функциями музыки. Обзор существующих школ и направлений содержится в работах Л. Брусиловского (Россия), 3. Матейовой и С. Машуры (Чехия). Шведская школа (основатель - А. Понтвик) в разработке технологий исходит из концепции психорезонанса, предполагающей способность глубинных слоев человеческого сознания приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образом выявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективного бессознательного» и «архетипа» К. Юнга, А. Понтвик разработал представление о путях проникновения в глубинные слои психики посредством специального соотношения звуков. В американском направлении музыкальной психотерапии лечебный эффект ее технологий основывается на идеях традиционного психоанализа З. Фрейда. Добиваясь от пациента переживания эмоционально травмировавших его ситуаций, психотерапевт при помощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчает состояние пациента. В этих технологиях большое значение приобретает подбор соответствующих музыкальных произведений, вызывающих необходимый строй образных ассоциаций и переживаний, последующий анализ которых помогает выяснить природу подавленного конфликта. Поэтому американские музыкоте-рапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие в себя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образом классифицированных по направленности воздействия на человека. В немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) при построении стратегии и тактики лечения исходят из тезиса психофизического единства человека, и поэтому лечение проводится в целом комплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный и регулятивный аспекты. С конца 40-х годов во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры. Большую известность получили музыкально-психотерапевтические центры и школы в Швеции, Австрии, Германии. Такие центры сейчас активно развиваются и в России, к примеру, «Научно-исследовательский центр музыкальной терапии и медико-акустических технологий», исследующий и внедряющий мировой опыт лечения музыкой. Российские ученые изучают различные аспекты воздействия музыки на живые системы различного уровня, разрабатывают новые

методы, технологии и подходы. Президент Международной академии интегративной медицины доктор медицинских наук, профессор Сергей Шушарджан; директор Сомнологического центра Министерства здравоохранения Российской Федерации профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Яков Левин; создатель музыкально-рациональной психотерапии, направленной на формирование у человека такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым, - В.И. Петрушин, - все перечисленные и еще многие ученые убеждены в перспективности исследований в области музыкотерапии и во все возрастающей ее роли в воспитании здорового человека. К настоящему времени в науке выявлено четыре сферы воздействия музыки: способность вызывать эмоциональное переживание у человека; развитие навыков межличностного общения в группе; регуляция психовегетативных процессов; развитие эстетических потребностей личности. Есть свидетельства того, что музыка действует на структуры мозга, которые отвечают за интуицию, взаимодействие с окружающим миром. Ее составляющие - гармония, ритм, мелодия - создают особые эмоционально-когнитивные состояния, которые, по-видимому, отождествляются пациентом с его чувствами и пониманием мира. В этих направлениях и проводятся научные исследования и разработка музыкотерапевтических технологий. Подбор музыки для терапевтических целей подчинен определенной системе: исходное состояние пациента, цели терапии, этапы конкретного сеанса и стратегия лечения в целом. Основной принцип подбора -изопринцип - лечение подобного подобным, сформулированный Дж. Альтшулером в 1941 году. Известны композиторы, например Рушель Блаво - ведущий специалист в области целительства и музыкотерапии, создающие музыкальные композиции специально для лечебного воздействия на организм человека. Подход к музыкальной терапии строго индивидуален. Каждому пациенту прописывается «своя» музыка с неповторимым ритмом, темпом, тональностью, подбираемая с помощью методов экспертных оценок, рефлексии и музыковедческого анализа. В основе ведущего метода отечественной музыкальной психотерапии и коррекции - восприятие музыки, формул музыкального самовнушения и специальных песен, что подготавливает позитивные тенденции изменений личности, подсказанных музыкально-художественным опытом. Современная музыкотерапия развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и других наук о человеке. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, нацеленной на оптимизацию процесса личностного развития человека в условиях современной общественной жизни. Исследования в этой области направлены на изучение возможности влияния на личность человека посредством соединения медицинских, педагогических, психотерапевтических методов с управляемым музыкальным воздействием.

Использование музыки в психотерапевтических целях позволяет обеспечивать в образовательном процессе: развитие коммуникационных процессов; развитие творческого воображения и фантазии; релаксацию; расширение и развитие эмоциональной сферы; развитие чувства коллективизма; развитие эстетических потребностей. Достижению указанных психотерапевтических целей будет способствовать использование медийных технологий обучения.

Изучением «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) занимается медиаобразование - современное направление в педагогике [4; 6]. Основные задачи медиаобразования, представленные в Российской педагогической энциклопедии: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

С позиций развития личности определяет медиаобразование А.В. Федоров - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [6].

Разработка медийных технологий обучения - способов построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей, - становится, в условиях развития и влияния медиа, актуальной проблемой музыкальной педагогики, в том числе решения музыкально-терапевтических задач. Современная наука определяет музыкально-терапевтическую деятельность как организацию воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма с целью ослабления негативных переживаний в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки.

Необходимость разработки медийных технологий в музыкальном образовании обусловлена значимостью медиа в образовательном процессе и доказанной (А. Федоров) специфике воспри-

ятия медиатекста, обусловленного не только техническими средствами, но и целостностью его художественной формы. Для исследователя актуальных тенденций в области музыкального образования ключевое значение приобретают такие понятия как: медийные технологии обучения -способы построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей; медиатекст - сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и др.); воздействие медийное - различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию; восприятие слуховое - способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации. Значимыми для изучения музыкотерапевтического влияния медиатекстов являются выделенные Т.Ф. Шак особенности автономной музыки и музыки в медиатексте. В автономной музыке она обнаруживает, в частности, композиционную цельность, множественность исполнительских интерпретаций, единство тематического материала и средств исполнения, использование оригинальной музыки. Музыка в медиатексте, по мнению исследователя, имеет контекстную природу, определяющую ее интерпретации; стилевую и жанровую неоднородность; тяготение к цитатности как интонационному источнику тематизма. Перечисленные различия указывают на особенности использования авторской музыки и музыки в медиажанрах в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки. Опираясь на достоверные медицинские данные и музыковедческие исследования, музыкотерапия, в новых - медиа - условиях ищет новые технологии организации терапевтического воздействия музыки на человека. Одно из таких направлений обозначено темой представляемого исследования. Следует отметить два значимых аспекта использования медиатех-нологий в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки. Первый касается самого учителя музыки, формирования его компетенций; второй - собственно использование медийных технологий в музыкотерапевтическом образовательном процессе. В исследовании и реализации первого аспекта особое значение приобретают положения медиаобразования, касающиеся компе-тентностного подхода, теотерических основ медиаобразования; конкретные методы медиаобуче-ния (творческие задания) дают направление для разработки музыкотерапевтических процедур. Методические приемы медиаобразования сгруппированы в циклы (блоки, модули) творческих и игровых занятий, осуществляющихся в учебной или внеучебной деятельности (ролевые, театрализованные и ситуативные игры, подготовка и творческая реализация сценарных разработок и т.д.). В основе типизации творческих заданий - зависимость от характера содержания учебного материала, от характера требований, лежащих в основе задачи - на восприятие, художественный анализ; от соотношения «данных» и «целей» выполнения учебной работы; от формы ее организации и выполнения.

Таким образом, реализация медийных технологий в музыкально-терапевтической деятельности учителя музыки имеет следующие аспекты: методологический: прежде всего, социально-нравственные основания деятельности; теоретический: цель и задачи деятельности (прежде всего, релаксационная, компенсаторная, эстетическая); содержательный: программные требования к результатам музыкотерапии, реализуемые медиажанры; технологический: методы (слушание, исполнение, творческие задания), средства (все многообразие медийных средств), условия осуществления деятельности; оценочный (диагностика результатов деятельности, показатели компетенции учителя).

Представленная в статье педагогическая парадигма указывает основания и направления исследования актуальной проблемы современного музыкального образования, реализация которой позволит наполнить содержание подготовки учителя музыки новыми смыслами и компетенциями, а также поднять технологию музыкального обучения на современный уровень.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаренко, Е.А. Возможности медиаобразования в преподавании искусства // Искусство в организации учебно-воспитательного пространства школы-интерната. - М. : ИХО РАО, 2011. - С. 83-91.

2. Воробьева, Л.И. Музыкальная психотерапия в структуре профессиональной подготовки бакалавров на факультете искусств и художественного образования // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6. - С. 53-56.

3. Воробьева, Л.И. «Высшая музыка» как элемент медиатекста // Медиаобразование. - 2014. - № 1. - С. 36-41.

4. Мурюкина, Е.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование»: учеб. пособие для вузов / Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева; отв. ред. А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. - 162 с.

5. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.И. Петрушин. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. - 176 с.

6. Федоров, A.B. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов-н/Д.: ЦВВР, 2001. - 708 с.

7. Шак, Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста / Т.Ф. Шак; науч. конс. Т.С. Бершадская. - Краснодар: Изд-во Краснодар. гос. ун-та культуры и искусств, 2010. - 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.