ности, формирующие готовность к диалогическому общению и т.д. При этом речь идет о гибких технологиях, которые развертываются на основе понимания ситуации, ценностного принятия личности, сотрудничестве, диалоге, взаимопонимании, их включении в педагогическую интерпретацию жизненных проблем, совместное проектирование этапов дальнейшего развития,
Построенная таким образом педагогическая поддержка позволит личности студентов-сирот войти в процесс жизнетворчества, саморазвития и самостроительства.
Библиографический список
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2002.
2. Газман О,С, Педагогика свободы? Педагогика Необходимости? Учит, газета, 1997. 13 мая.
3. Гребенюк О,С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000,
4. Резвицкий И,И, Личность, Индивидуальность. Общество. - М., 1984.
5. Слободчиков 8,И., Исаев Е.И Основы психологической антропологии. Психология человека. - М„ 1995,
Ли Яньхуэй
Гуманизация высшего педагогического образования в России и Китае: к постановке проблемы
Не вызывает сомнений, что образование, в особенности высшее, стало сегодня делом государственной важности в большинстве сран мира. Рост уровня образованности населения, расширение масштабов деятельности высшей школы - характерные черты нынешнего времени.
Вместе с тем, при анализе национальных систем образования различных стран, в том числе Китая и России, специалисты часто выражают недовольство и практически постоянно подвергают критике его качество. Это связано с тем, что социальные, культурные, научные, экономические, экологические и другие современные тенденции обусловливают необходимость изменения практики всей сферы образования и в особенности высшего образования, превращая проблему повышения качества образования в одну из актуальных проблем современного общества.
В ответ на образовательный кризис в разных странах проводятся реформы национальных систем образования и принимаются разнообразные меры для их совершенствования. Китай и Россия, в свою очередь, занимаются активным поиском путей обновления высшего образования в целях удовлетворения потребностей развития личности, общества и государства. В стратегию развития двух стран включается модернизация высшего образования, которая рассматривается как точка роста и одновременно приоритетное направление для развития и обновления экономики, науки и формирования гражданского общества. Гуманистический характер образования выступает как важный аспект его модернизации и становится главным принципом разработки государственной политики в сфере образования.
В обеих странах официально признано, что высшее педагогическое образование должно развиваться в рамках модернизации и гуманизации высшего образо-
вания как его ведущий компонент, Очевидно, что выступая как система учреждений подготовки учителей, оно непосредственно влияет на качество общего образования и развитие высшего образования в целом. Как основной принцип реформы высшего педагогического образования и в России, и в Китае был выдвинут принцип гуманизации, предлагающий развитие индивидуальности, формирующийся на базе современной культуры и широких знаний, высокого трудового и социально-психологического профессионализма. Среди многочисленных вариантов реорганизации высшего педагогического образования его гуманизация и гуманитаризация выступают в качестве ключевых направлений развития, с которыми связана подготовка гуманистического учителя нового типа.
Вместе с тем, необходимо отметить, что объективно существует ряд негативных явлений, сдерживающих учебный процесс гуманистического характера. К их числу, как показал проведенный нами анализ официальных документов и психолого-педагогической литературы, могут быть отнесены следующие: игнорирование гуманитарных дисциплин; ограничения в логике профильного обучения; постановка преподавателя в центр образования; крепко сложившиеся субъектно-объектные отношения «преподаватель - студент»; отсутствие демократической атмосферы; унификация методов обучения; недостаток автономности функционирования и развития педагогических вузов и ряд др.
Снятие обозначенных негативных явлений, имеющихся в действующих системах педагогического образования в Китае и России, требует глубокого и всестороннего исследования опыта реформирования в разных национальных системах образования, поиска инструментов модернизации процесса обучения, определения сущности и специфики гуманистической направленно-
184
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006
сти модернизации высшего педагогического образования, а также выявления тенденций, факторов и условий гуманизации высшего педагогического образования названных стран. Сопоставление образовательных реформ в этих странах позволит обнаружить и преодолеть имеющиеся недостатки, обогатить опыт реформирования высших учебных заведений, найти более верный, оптимальный путь развития высшего педагогического образования. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает проблема гуманистической направленности модернизации высшего педагогического образования, отличающаяся предоставлением студентам права свободного саморазвития и творческой самореализации.
Предпринимаемое нами исследование направлено на выявление и осмысление процессов и опыта реформ в системе высшего педагогического образования в Китае и России, на разработку научных основ по их использованию в модернизации китайского и российского высшего педагогического образования, на поиск перспектив межвузовского сотрудничества двух стран в этой сфере. Его актуальность заключается, по нашему мнению, в научно-сопоставительном анализе опыта Китая и России в развитии и реформировании высшего педагогического образования с целью усвоения и заимствования успехов в дополнение и с учетом своих объективных условий, создания наиболее рациональной системы высшего педагогического образования в пользу обеих стран.
Решение проблемы гуманистической направленности модернизации высшего педагогического образования связано, на наш взгляд, с системным сопоставлением процессов модернизации высшего образования, происходящих в Китае и в России; с выявлением и характеристикой особенностей этих процессов, обусловленных историческими и культурными традициями народов наших стран, а также радикальными политическими и социально-экономическими изменениями в них, в обосновании рекомендаций по взаимному использованию имеющегося опыта. Это обусловило выбор нами темы специального исследования: «Гуманистическая направленность модернизации высшего педагогического образования в Китае и России».
Цель и задачи исследования мы видим в выявлении предпосылок и факторов модернизации высшего педагогического образования в Китае и в России; в осмыслении стратегии гуманизации в образовательной политике этих стран; в определении путей и условий реализации гуманистической направленности модернизации высшего педагогического образования; в научном обобщении опыта реализации этих реформ; в разработке научно-педагогических основ взаимного использования опыта реформирования в сферах высшего образования КНР и России.
Выбирая в качестве объекта исследования модернизацию и процессы реформирования высшего педагогического образования в Китае и России, его предметом мы
считаем гуманистическую направленность модернизации высшего педагогического образования в названных странах.
Гипотеза исследования строится, исходя из того, что педагогический вуз сможет подготовить гуманистического учителей нового типа, если профессиональная подготовка педагога будет идти в соответствии с гуманитарной концепцией педагогического образования - гуманитаризации образовательной среды, содержания и способов развёртывания образования в вузе. Можно предположить, что переход с авторитарных позиций в образовании на гуманистические возможен лишь при соответствующем изменении профессионально-педагогического мировоззрения как у отдельных учителей, так и у основного корпуса педагогических работников.
Проблема будет решена успешно, если:
1) приоритетно развиваются дисциплины гуманитарного цикла, гуманитарная культура включается в технико-математические и естественные дисциплины, вводятся интегрированные курсы и модули для усиления межпредметных связей и оформления у студентов целостной картины мира;
2) создаётся активная гуманитарная образовательная среда при переходе от традиционно сложившихся отношений «преподаватель - студент» как субъектно-объектных в отношения субъекгно-субъектные, складывается диалоговая атмосфера, позволяющая гуманизировать образование в логике учебного процесса с целью преодоления его ограниченности в логике учебного предмета;
3) реализуется лично-ориентированное обучение, используются многообразные методы;
4) осуществляется более гибкое управление будущими учителями, создаются условия для самоопределения, самореализации, саморазвития личности.
На этой основе мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Проанализировать сущность и особенности модернизации высшего педагогического образования в России и Китае, раскрыть характер направленности этого процесса,
2) Выявить место и значение гуманистической направленности осуществляемых реформ.
3) Охарактеризовать основные пути и условия обеспечения гуманистической направленности модернизации высшего педагогического образования в упомянутых выше странах.
4) Определить возможности взаимного использования опыта модернизации высшего педагогического образования в этих странах и разработать соответствующие научно-педагогические рекомендации.
Считаем, что сравнительно-сопоставительный анализ гуманистической направленности модернизации высшего педагогического образования в Китае и в России, характеристика состояния и тенден-
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006 185
ций развития систем китайского и российского высшего педагогического образования, сравнение хода и
мер реализации его модернизации и выявление основных предпосылок и факторов, обусловливающих
рассматриваемый процесс, позволит предложить
действенные пути и условия, обеспечивающие гуманистическую подготовку учителей в педагогическом вузе.
Н.Г.Хитцова
Медиаобразование школьников средствами компьютерных технологий
Педагогика XXI века - это образование с всё большей долей участия компьютерных технологий. Компьютерная техника достигла такого уровня своего развития, что, будучи применена в полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-воспитательного процесса. В ближайшем будущем компьютерные технологии будут играть исключительно важную роль как в ускорении образовательного процесса, так и в формировании и развитии интеллекта человека. Развитие педагогики еще больше будет использовать возможности направленного влияния применения компьютерных технологий в обучении на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивацион-ный компонент учебной деятельности. При этом на второй план уйдут существующие недостатки 8 образовании детей напрямую связанных с прошлой идеологизацией воспитательного процесса. Это позволит сформировать высокообразованную гармоничную личность, лишенную недостатков обусловленных ограничениями в мышлении, связанными предустановками идеологизированного воспитания. В результате будет сформирован человек, широко использующий последние достижения информационных технологий и не ограниченный штампами. Это, в конечном счете, приведет к повышению умственной производительности труда, радикально скажется на всех уровнях жизни и ускорении научно-технического прогресса.
Для описания направления в педагогике, широко использующего настоящие возможности компьютерной техники и новые технологии, было предложено ввести новый объединяющий термин - КОМПЬЮТИКА [1]. Традиционная педагогическая система, в которой участвуют учителя и известные средства обучения, ограничена по возможности как преподавания, так и усвоения материала учащимися. Компьютика - это система, в которой участвуют учитель и компьютер, оснащенный обу-чающе-тренирующими программами и сенсорами, которая позволяет создать обратную связь [FeedBacK] с обучающимися. В этом случае можно создать любую виртуальную реальность (Virtual Reality) как визуальную и звуковую (Surround), так осязательно-обонятельную.
Такая виртуальная реальность способна, при ее правильном применении, существенно изменить скорость восприятия и усвоения материала.
Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно-методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможностям. Специалисты в области психолого-педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае учитель остается не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.
Система музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармонической личности и развитие творческой индивидуальности. Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет все большую роль. Это - создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, системы управления партитурой в реальном времени, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, реставрация старых записей, звукорежиссерская работа, подготовка фонограмм и видеоклипов, системы алгоритмической музыки и т, п.
Осмысление данного комплекса проблем обусловило направленность нашего педагогического поиска и привело к созданию авторской образовательной программы «Музыкальная компьютика».
186
ВЕСТНИК ИрГТУ №4 (28) 2006